Доклад «Литературная гостиная как условие реализации компетентностного подхода при обучении детей»
статья
Основным преимуществом проекта является то, что разнообразие форм работы литературной гостиной (литературно-музыкальная композиция,литературно – поэтическая встреча, литературно - поэтические вечера,театрализованные постановки и др.) способствует развитию общих компетенций, а также любви к чтению.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_literaturnaya_gostinaya.docx | 18.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад
«Литературная гостиная как условие реализации компетентностного подхода при обучении детей»
Новизна проекта. Основным преимуществом проекта является то, что разнообразие форм работы литературной гостиной (литературно-музыкальная композиция,литературно – поэтическая встреча, литературно - поэтические вечера,театрализованные постановки и др.) способствует развитию общих компетенций (ОК 1, ОК 2, ОК 3, ОК 4, ОК 5, ОК 6. Приложение №1).
В результате мероприятий литературной гостиной формируются и общие и профессиональные компетенции студентов, которые выгодным образом дополняют друг друга. Таким образом, достигается основной результат обучения – выпускник наделенный знаниями в своей профессиональной сфере, обладающий опытом профессиональной деятельности, характеризующийся различными личностными качествами, активный член общества, достойный гражданин своего государства и квалифицированный работник, готовый к постоянному профессиональному самосовершенствованию.
Описание проекта
Современной молодежи сегодня, в эпоху перемен, технической революции, информатизации характерно проявление культурологического нигилизма, пренебрежения к культурному и историческому наследию. Отрицательно на культурную, духовно-нравственную составляющую подрастающего поколения сказывается то, что происходит переоценка ценностей, отход от духовно-нравственных к материально-прагматическим ориентирам в жизни, все дальше, на задний план уходит художественная литература с ее нравственностью, поэтичностью русской речи. высокие требования к сформированности ключевых и общих компетенций Специалисты отмечают, что резко снизился интерес к традиционным формам приобщения к культуре: чтению, овладению правилами и нормами родного языка. В то же время общество и работодатель предъявляют обучающихся, особенно коммуникативной.
Результаты входной диагностики в нашем ОУ выявили, что около 80% учеников владеют лишь самыми простыми формами диалога со сверстниками. У них слабо сформированы навыки рассуждения, аргументации, убеждения, умения излагать свои мысли, делать выводы и обобщения к предложенным текстам, литературным произведениям. Затруднения в общении у многих связаны со страхом публичного выступления, что усугубляется в период адаптации в новом студенческом коллективе, поэтому около 40% учеников - недостаточно инициативны, избегают групповой коммуникации, трудно вовлекаемы в коллективные формы учебной и внеурочной деятельности.
Большое значение предмет литературы, в единстве урочных и внеурочных форм занятий, имеет для приобщения подрастающего поколения к основам русской культуры, частью которой является родной язык и родная литература, позволяющая молодым людям осознавать свою личность как носителя национальной культуры, выразителя национального менталитета. Это определяет актуальность нашего проекта.
Данный проект по реализации литературной гостиной позволит устранить выявленные затруднения, тем самым обеспечит формирование личности с ответственным и активным подходом к жизни, способной к самореализации, сотрудничеству, творчеству, стратегическому мышлению и успешной коммуникации (ОК).
Тенденции в современном образовании направлены на повышение значимости его ценностно – ориентационной составляющей. При этом в условиях внедрения ФГОС это выражается в требованиях к результатам освоения ОПОП через общие компетенции.
Это позволило нам сформулировать противоречие между снижением культурно-нравственного уровня молодежи (на основе чего формируются личности, активные члены общества, конкурентоспособные современные специалисты) и повышением интереса общества, работодателей и государства к ценностно – ориентационной составляющей ВОП, которая в условиях компетентностного образования является главным критерием оценки качества образования.
Таким образом, мы предлагаем решать проблему низкого культурного и нравственного уровня, недостаточного интереса обучающихся к произведениям художественной литературы, обеспечивая вхождение подростков в мир социальных отношений людей, нравственных основ жизни и развития творческих способностей, чувственно-эмоциональной сферы через реализацию литературной гостиной, когда ограниченный временными рамками урок «выплеснется» во внеурочную деятельность.
Любое из мероприятий, по плану литературной гостиной, предполагает совместную творческую работу преподавателя и обучающихся, для этого мы выработали алгоритм подготовки, который применим одинаково для каждого мероприятия,независимо от темы и состоит из нескольких этапов представленных организационной схемой (Приложение №3). Максимально активное использование потенциала групповых форм обучения обеспечивает интерактивное взаимодействие участников литературной гостиной, возможность свободно высказывать свои мысли, своё мнение, обсуждать их с равными себе, отстаивать свою точку зрения. Это помогает осуществлять контроль, самоконтроль, самооценку, повышается активность, самостоятельность каждого обучающегося. Приобретаются навыки коллективной работы, коллективного сотрудничества, воспитываются ценности совместной деятельности. Все это формирует ключевые компетенции, обеспечивающие готовность обучающихся к работе в сотрудничестве (ОК.6), навыки самоорганизации (ОК.2), самоконтроля (ОК.3).
Таким образом, непосредственное формирование ОК можно проследить на примере любого мероприятия проводимого в рамках гостиной. Так, литературный Брейн-ринг«По мотивам произведений поэтов русской поэзии», предполагает различные формы работы, обеспечивающие активность всех членов команды, игры на разных этапах:воспроизведение текстов, песен, крылатых выражений; конкурс поэтов и чтецов, театрального мастерства (инсценировка любого произведения); битва капитанов; реклама и пр.
Использование различных источников и способов поиска, переработки информации, умения анализировать и систематизировать ее, отбирать главное, на этапе подготовки к брейн-рингу, где участникам требуется демонстрировать разнообразную информацию о жизни, творчестве поэтов, знать досконально тексты их произведений, повышает информационно-коммуникационную культуру (ОК.4, ОК.5).
Интерес у обучающихся вызывают мероприятия, в которых включены театрализованные постановки, игровые моменты, предполагающие выступления в роли героев произведений, в образе известных поэтов, писателей разных исторических эпох. С одной стороны, это позволяет развивать их эмоционально- ценностный мир через сопереживание, сочувствие героям, с другой создает особую творческую атмосферу, погружает в разные исторические периоды и события, делает мероприятие ярким и запоминающимся. Особую значимость такие мероприятия имеют из-за их профессиональной направленности, которая реализуется, например, для студентов по специальности «Дизайн (по отраслям)», через подготовку декораций. А будущие парикмахеры и художники по костюму создают образ персонажей, выполняя прически, грим, костюмы разных исторических эпох и стилей. Возможность в процессе подготовки литературной гостиной применить свои профессиональные умения, способствует пониманию значимости своей профессии и формирования к ней интереса (ОК.1).
Реализация проекта предполагает ресурсное обеспечение: расходные и канцелярские принадлежности для оформления мероприятий и демонстрации «конечного продукта» проекта, наличие компьютерной техники (компьютер, проектор, колонки, экран, сканер, цветной принтер, фотоаппарат, видеокамера), доступ в Интернет. Все это имеется в ОУ для обеспечения основного учебного процесса, и может использоваться для организации работы литературной гостиной. Также, для некоторых мероприятий (с театральными постановками, или для создания творческой атмосферы, погружения в произведение) потребуются сценические костюмы и декорации, которые возможно частично создавать самим, частично задействовать из костюмерной театра моды «Твой стиль» нашего ОУ. Что говорит о низкой затратности этого проекта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация компетентностного подхода при обучении химии.Компетентностно-ориентированные задания для 8 и 9 класса
Данный материал содержит статью о компетентностном подходе в преподавании химии в школе и дидактические материалы для учащихся 8-9 класса....
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ вечерних школ в условиях реализации компетентностного подхода в образовании
Статья расскажет о роли самостоятельной работы в вечерних школах в условиях реализации компетентностного подхода в образовании...
Технологии реализации компетентностного подхода в обучении школьников иностранному языку в условиях перехода на ФГОС второго поколения
Осуществлять компетентностный подход необходимо с применением инновационных технологийигровые технологииинформационно-коммуникационные технологиипроблемные технологиипроектные ...
Тематический педсовет "Педагогическая компетентность – одно из условий реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе"
Тематический педсовет по проблемной теме школы...
"Контроль и оценка результатов учебной деятельности в условиях реализации компетентностного подхода"
Выступление на педсовете...
Доклад на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО"
Доклад на тему: "РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ СТУДЕНТОВ СПО"...
Доклад МО «Компетентностный подход в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья»
Состояние окружающей среды, экономическое положение в обществе, наследственность и здоровье родителей, условия жизни и воспитания в семье, в образовательном учреждении - ...