Рабочая программа по биологии. 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа разработана для обучающихся 9 класса. Линия В.В. Пасечник.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_9_klass.doc | 237 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №7 пос. Советское Руно
Ипатовского района Ставропольского края
Рассмотрено на ШМО ЕГЦ Согласовано Утверждено на заседании
Протокол №1 от 29.08.2015г заместитель по УВР педагогического совета
Руководитель __________Н.И.Гиренко протокол №1 от 31.08.2015г.
______________Л.А. Сафонова приказ №169 от 31.08.2015г.
директор МКОУ СОШ №7
пос. Советское Руно
__________В.И.Калиберда
Рабочая программа учебного курса основного общего образования по биологии
для 9 класса «Биология. Введение в общую биологию и экологию»
на 2015-2016 учебный год
Учитель – Калиберда Валентина Ивановна
Всего часов – 70, в неделю – 2 часа
Контрольных работ – 5
Лабораторных работ – 4
Программа основного общего образования по биологии 6-9 классы. Авторы В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. Москва. Дрофа 2010 г.
Учебник: Биология. Введение в общую биологию и экологию. А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.. Москва. Дрофа. 2013 г.
2015 г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы по биологии основного общего образования и Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника / авт.-сост. Г.М. Палядьева.- М.: Дрофа, 2010. и ориентирована на использование учебника Каменского А.А. Биология. Введение в общую биологию.9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений /А.А.Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.- М.: Дрофа, 2013.-рекомендованного Министерством образования и науки Российской Федерации. Концепция программы позволяет реализовать направления в работе по биологии в соответствии с образовательной программой общеобразовательного учреждения
Программа рассчитана на 70 часов (2 часа в неделю)
Данная рабочая программа обобщает знания о жизни и уровнях её организации, раскрывает мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщает и углубляет понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Изучение биологии в 9 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих задач:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе.
Рабочая программа составлена на основе авторской программы с внесенными в неё изменениями. Изменения внесены с учетом примерной программы по биологии и стандарта основного общего образования по биологии.
В авторской программе В.В.Пасечника (2010 г) отсутствует глава «Основы экологии», которая включает разделы: «Организм и среда, «Биосфера и человек», но эти темы рекомендуются к изучению (требования стандарта основного общего образования по биологии и примерной программы по биологии) и имеются в тестах при сдаче ОГЭ по биологии. В связи с этим в рабочей программе за счет сокращения 8 часов глав «Уровни организации живой природы» и « Возникновение и развитие жизни на Земле», 3 часа распределено на раздел «Основы экологии», 3 часа на раздел «Биосфера и человек» и 2 часа отводится на обобщение и итоговый контроль.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии раздела «Введение в общую биологию» обучающиеся должны
знать/понимать:
- основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах и биосфере;
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических средств на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
- описывать особей видов по морфологическому критерию;
- выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (тела живой и неживой природы по химическому составу, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, Интернет-ресурсах) и критически ее оценивать;
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде; оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях; оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологий (клонирование, искусственное оплодотворение).
Учебно-тематический план
Разделы и темы курса | Авторская программ В.В. Пасечника | Рабочая программа |
Введение | 2 ч | 2ч |
Раздел 1. Уровни организации живой природы | 54 ч | 47 ч |
Тема 1.1. Молекулярный уровень | 10 ч | 7 ч |
Тема 1.2. Клеточный уровень | 15 ч | 11 ч |
Тема 1.3. Организменный уровень | 14 ч | 14 ч |
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень | 3 ч | 3 ч |
Тема 1.5. Экосистемный уровень | 8 ч | 8 ч |
Тема 1.6. Биосферный уровень | 4ч | 4 ч |
Раздел 2. Эволюция органического мира. Эволюция. | 7 ч | 7 ч |
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле | 7 ч | 6 ч |
Раздел 4. Организм и среда | - | 3 ч |
Раздел5. Биосфера и человек | - | 3 ч |
V. Обобщение и итоговый контроль | --- | 2 ч |
Итого: | 70 часов | 70 часов |
Список рекомендуемой учебно – методической литературы
для учителя и обучающихся:
- Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника 5-11 классы. Москва. Дрофа. 2010 год.
- Биология. Контрольно-измерительные материалы. 9 класс. Москва. « ВАКО». 2013г.
- О.Л.Ващенко. Биология. Интерактивные дидактические материалы. Москва. «Планета» . 2014г.
- А.В. Пименов. Биология. Полный курс подготовки к ГИА. Москва.АСТ.2014 г.
- М.С. Гекалюк. Биология. 9 класс. Тесты. «Лицей». 2012г.
- М.С.Гекалюк. Биология.ОГЭ. Тренировочные работы. «Лицей». 2015г.
Календарно-тематическое планирование.
№ п\п | Дата проведения | Тема урока | Лабораторные, практические работы | Оборудование | Понятия и термины | Дом. зад. | Подготовка к ГИА | |||||||
Введение ( 2часа ) | ||||||||||||||
1/1 | Биология как наука и методы ее исследования. Значение биологической науки в деятельности человека.. | Схема, изображающая значение биологии для многих отраслей народного хозяйства. | Биология, биофизика биохимия микробиология. Генетика радиология | §1,2, прочитать, пересказать, запомнить термины | ||||||||||
2/2 | Современные научные представления о сущности жизни. Свойства живого. | Таб. «Свойства живых организмов» | Обмен веществ Наследствен ность Изменчивость развитие | §3, ответить на вопросы, запомнить термины | ||||||||||
Уровни организации живой природы (47 часа ). Молекулярный уровень (7 часов) | ||||||||||||||
3/1 | Качественный скачок от неживой к живой природе. Молекулярный уровень. | Таб. Д.И.Менделеева Таб. «Строение, состав, функции углеводов, липидов» | Ткани, орган, организм, популяции биоценоз, биогеоценоз, биосфера. | §1.1, прочитать, выучить уровни организации живых организмов, уметь приводить примеры. | ||||||||||
4/2 | Многомолекулярные комплексные системы: углеводы, липиды. | Биополимеры, мономеры, липиды, жиры, гормоны | § 1.2, 1.3, запомнить термины. Повторить основные свойства живых организмов. | |||||||||||
5/3 | Состав и строение и функции белков. | Таб. «Структура, состав и белков», Таб. «Функции белков» | Полимеры, аминокислоты, гормон, фермент, структура первичная, вторичная, третичная, четвертичная | §1.4, 1.5 пересказ, ответить на вопросы, запомнить термины, уметь объяснять функции белков и приводить примеры. | ||||||||||
6/4 | Нуклеиновые кислоты. | Таб. «строение, состав и функции нуклеиновых кислот», модель ДНК | ДНК, РНК, нуклеотиды, азотистые основания: аденин, гуагиг, Тимин, урацил, цитозин, комплементар ность | §1.6, пресказ , ответить на вопросы, запомнить термины | ||||||||||
7/5 | АТФ и другие органические соединения клетки. Биологические катализаторы. | Таб. «Строение, состав, функции АТФ», рис. учебника | Витамины, гормоны, АТФ, АДФ, АМФ, макроэргическая связь, витамины. | §1.7, 1.8 пересказ, запомнить термины, ответить на вопросы. | ||||||||||
8/6 | Вирусы. | Таб. «Вирусы» | Вирусы, капсид, бактериофаг. | §1.9, пересказ, ответить на вопросы, запомнить термины. Повторить тему. | ||||||||||
9/7 | Контрольная работа №1 по теме «Молекулярный уровень» | . | К/р в форме теста части А, В. | |||||||||||
Клеточный уровень (11 часов) | ||||||||||||||
10/1 | Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Строение клеточной мембраны. | Рисунки и таблицы изображающих клетки разных организмов, модель клетки,. | Органоиды, пиноцитоз, фагоцитоз, ядро, мембрана. | §2.1,2.2, пересказ, отвечать на вопросы, запомнить термины. | ||||||||||
11/2 | Лабораторная работа №1 «Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом» | Лабораторное оборудование. | Повторить §2.1,2.2, оформить лабораторную работу | |||||||||||
12/3 | Прокариоты, эукариоты. Ядро – важнейшая часть клетки. | Рис. Учебника, таб. «Строение животной и растительной клетки» | Прокариоты, эукариоты, хроматин, кариотип, хромосомы, гаметы, гаплоидный набор, соматические клетки, гомологичные хромосомы. | §2.3, пересказ, ответить на вопросы, знать определение терминам. | ||||||||||
13/4 | Строение и функции органоидов клетки: эндоплазматическая сеть, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, пластиды. | Рис. Учебника, таб. «Строение животной и растительной клетки» | ЭПС, рибосомы, комплекс Гольджи, лизосомы, пластиды. кристы, граны, лейкопласты, хлоропласты, хромопласты. | §2.4, 2.5.ответит на вопросы, пересказ, уметь находить органоиды на таблице. | ||||||||||
14/5 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | Рис. Учебника, таб. «Строение животной и растительной клетки», модели-аппликации клетки, «Строение клетки бактерий», «Строение вирусов» | Риснички, жгутики, веретено деления, цитоскелет, микротрубочки, центриоли, анаэробы, споры. | §2.6, 2.7, ответить на вопросы, уметь находить органоиды на таблице, запомнить термины. | ||||||||||
15/6 | Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. Энергетические возможности клетки. | Таб. «Метаболизм» Таб. «Энергетический обмен в клетке», демонстрация расщепления пероксида водорода с помощью ферментов | Ассимиляция, диссимиляция, метаболизм, синтез белка.. Гликолиз, дыхание, АТФ | §2.8 2.9, отвечать на вопросы, выучить термины, знать их определения. | ||||||||||
16/7 | Питание клетки. Фотосинтез. Хемосинтез. | Таб. «Фотосинтез», рис. Учебника. | Фотосинтез, фотолиз воды, хемосинтез, автотрофы, гетеротрофы, хемотрофы, фототрофы, нитрофициру ющие бактерии, серобактерии, сапрофиты, паразиты, голозойное питание. | §2.10, 2.11, 2.12, отвечать на вопросы, выучить термины. | ||||||||||
17/8 | Пластический обмен клетки – синтез белков. | Таб. «Пластический обмен», рис. учебника | Ген, генетический код, триплет, кодон, транскрипция, антикодон, трансляция, полисома. | §2.13, пересказ, ответить на вопросы, знать термины и их определения. | ||||||||||
18/9 | Деление клетки. | Таб. «Митоз», модели-аппликации деления клеток, демонстрация микропрепаратов в клетках корешка лука. | Митоз, жизненный цикл клетки, интерфаза, профаза, метафаза, анафаза, телофаза, редупликация, хроматиды, центромера, веретено деления. | §2.14, пересказ, знать последовательность деления клетки, уметь распознавать фазы деления клетки, выучить термины. Повторить тему «Строение клетки» | ||||||||||
19/10 | Обобщение по теме «Клеточный уровень» | Таб. и модели по данной теме | Термины данной темы | Подготовка к контр. работе | ||||||||||
20/11 | Контрольная работа №2 по теме «Строение и химический состав клетки» | К/р в форме теста части А, В, С. | ||||||||||||
«Организменный уровень» (14 часов) | ||||||||||||||
21/1 | Бесполое размножение организмов | Табл., изображающие организмы, размножающиеся бесполым путем (растения, бактерии, одноклеточные животные, микрогрибы, кишеснополостные) | Деление, почкование, споры, вегетативное размножение. | . §3.1, пересказ, ответить на вопросы, уметь приводить примеры организмов. | ||||||||||
22/2 | Половое размножение организмов. Половые клетки, их развитие. Оплодотворение. | Таб. «развитие половых клеток», «Оплодотворение у цветковых растений». | Гаметы, яйцеклетка, сперматозоид, гермафродиты, семенники, яичники, мейоз, коньюгация. | §3.2, 3.3, ответить на вопросы, выучить термины, пересказ. | ||||||||||
23/3 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | Таб. «Индивидуальное развитие ланцетника» | Онтогенез, эмриональный период, постэмрональный период, бластула, бластомеры, эктодерма, энтодерма, мезодерма, прямое и непрямое развитие. | §3.4, пересказ, ответить на вопросы, выучить термины. | ||||||||||
24/4 | Закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. | Таб. «Моногибридное скрещивание» | Гибридологический метод, чистые линии, моногибридное скрещивание, аллельные гены, гомо и гетерозиготные организмы, доминантные и рецессивные признаки, расщепление, закон чистоты гамет. | §3.5, пересказ, выучить термины, подготовиться к биологическому диктанту, ответить на вопросы. | ||||||||||
25/5 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | Таб. «Моногибридное скрещивание» | Фенотип, генотип, анализирующее скрещивание. | §3.6, пересказ, ответить на вопросы, запомнить термины. | ||||||||||
26/6 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | Таб. «Дигибридное скрещивание». | Дигибридное скрещивание, полигибридное скрещивание, решетка Пеннета. | §3.7, ответить на вопросы, выучить определение закона. | ||||||||||
27/7 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. | Таб. «Моногиридное срещивание», «Дигибридное скрещивание». | Локус гена, коньюгация. кроссинговер. | §3.8, ответить на вопросы, выучить термины. | ||||||||||
28/8 | Взаимодейсвие генов. Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | Таб. «Моногиридное срещивание», «Дигибридное скрещивание». | Кодоминирование, комплементарное взаимодействие, эпистаз, полимерия, плейотропия, аутосомы, половые хромосомы, гомогаметный, гетерогаметный пол. | §3.9, 3.10, ответить на вопросы, выучить термины. | ||||||||||
29/9 | Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции. | Лабораторная работа №2 «Выявление изменчивости организмов» | Лабораторное оборудование. | Норма реакции, изменчивость.. | §3.11, пересказ, ответить на вопросы, оформить л/р №2, выучит термины. | |||||||||
30/10 | Закономерности изменчивости. Мутационная изменчивость. | Таб., изображающие мутации у растений и животных. | Генные, хромосомные и геномные мутации, делеция, дупликация, инверсияЮ синдром Дауна, полиплоидия, колхицин, мутагенные вещества. | §3.12.ответить на впросы, пересказ, выучить термины | ||||||||||
31/11 | Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. | Таб.»Центры происхождения культурных растений», портрет Н.И.Вавилова. | Селекция, закон гомологических рядов в наследственной изменчивости. | §3.13, пересказ, ответить на вопросы. Подготовить сообщение о Н.И.Вавилове (по желанию). | ||||||||||
32/12 | Основные методы селекции растений, животных, микроорганизмов. | Таб., изображающие сорта растений, породы животных. | Гибридизация, массовый и индивидуальный отбор, аутбридинг, бридинг, гетерозис, биотехнология, антибиотики, мутагенез. | §3.14, ответить на вопросы, выучить термины | ||||||||||
33/13 | Обобщение по теме «Организменный уровень» | Все наглядные пособия по теме. | Терминология по данной теме | Прочитать на с. 130-132, повторить тему, термины, подготовиться к контрольной работе. | ||||||||||
34/14 | Контрольная работа №3 по теме «Организменный уровень» | К/р в форме теста части А, В, С. | ||||||||||||
«Популяционно-видовой уровень» (3 часа) | ||||||||||||||
35/1 | Вид, его критерии. | Лабораторная работа №3 «Изучение морфологического критерия вида» | Лабораторное оборудование | Вид, ареал | §4.1, пересказ, выучить термины, уметь обосновывать критерии и приводить примеры. | |||||||||
36/2 | Популяции – форма существования вида. | Рисунки и таблицы, изображающие разные популяции вида. | Популяция, самопроизводст во, биотические сообщества, экология, демографические показатели. | §4.2, пересказ, запомнить определения терминов, пересказ. | ||||||||||
37/3 | Биологическая классификация. | Систематика, бинарная номенклатура, систематические категории. | §4.3, ответить на вопросы, пересказ, запомнить термины. | |||||||||||
«Экосистемный уровень» (8 часов) | ||||||||||||||
38/1 | Сообщество, экосистема, биоценоз. Взаимосвязь популяций в биоценозе. | Таб. «Биоценоз водоема», «Биоценоз дубравы» | Биоценоз, экосистема, биогеоценоз, биосфера. | §5.1, пересказ, ответить на вопросы, запомнить термины. | ||||||||||
39/2 | Состав и структура сообщества. Видовое разнообразие сообщества. Морфологическая и пространственная структура сообществ. | Таб. «Биоценоз водоема», «Биоценоз дубравы» | Пространственная и морфологическая структура, видовое разнообразие. | §5.2 (с.149-154), ответить на вопросы, выучить термины. | ||||||||||
40/3 | Цепи питания. Трофическая структура сообщества. | Рис. и таб., изображающие пищевые цепи в сообществах. | Продуценты, консументы, редуценты, гетеротрофы, автотрофы, ярусность, пищевая сеть и цепь, жизненные формы. | §5.2 (с. 154-157). Ответить на вопросы, пересказ. | ||||||||||
41/4 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | Таб. «Экологическая пирамида» | Пирамида численности и биомассы. | §5.3, ответить на вопросы, пересказ. | ||||||||||
42/5 | Продуктивность сообщества. Искусственные биоценозы. | Таб., изображающие естественный и искусственный биоценоз | Продуктивность, плодородие, чистая, первичная, вторичная продукция. | §5.4, ответить на вопросы, пересказ, запомнить термины | ||||||||||
43/6 | Экскурсия в биогеоценоз | Экскурсия в биогеоценоз №1 | Оформить отчет по экскурсии по плану. | |||||||||||
44/7 | Саморазвитие экосистемы. Экологическая сукцессия. | Таб. «Зарастание водоема» | Экологическая сукцессия. Равновесие | §5.5, ответить на вопросы, повторить темы «Популяционно-видовой и экосистемный уровни», подготовиться к контрольной работе №4 | ||||||||||
45/8 | Обобщение по теме «Экосистемный уровень» | Таблицы, рисунки поданной теме | Все термины данной темы | |||||||||||
«Биосферный уровень» (4 часа) | ||||||||||||||
46/1 | Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Среды жизни. | Таб. «Биосфера» | Биосфера, среда жизни: водная, почвенная, наземно-воздушная, организменная. | §6.1, пересказ, ответить на вопросы | ||||||||||
47/2 | Средообразующая деятельность человека. | Механическое воздействие, физико-химичское воздействие, перемещение вещества, гумус, фильтрация. | §6.2, пересказ, ответить на вопросы. | |||||||||||
48/3 | Круговорот веществ и энергии в биосфере. | Таб. «Круговорот веществ и энергии в биосфере» | Биогеохимичес кий цикл, биогенные вещества, микротрофные и макротрофные вещества, микроэлементы. | §6.3, пересказ, ответить на вопросы, запомнить термины. | ||||||||||
49/4 | Экологические кризисы. | Записи в тетради, по книге «Экология СК» подготовить сообщения по темам: «Экологическое состояние почв в СК», «Экологическое состояние воды в СК», «Экологическое состояние воздуха в СК», «Растительный и животный мир в СК» | ||||||||||||
Эволюция органического мира (7 часов) | ||||||||||||||
50/1 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. Основные положения теории эволюции. | Портрет Ч.Дарвина, Ж.Б.Ламарка | Изменчивость, естественный отбор, борьба за существование. | §7.1,запомнить термины, основные положения теории эволюции. | ||||||||||
51/2 | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. | Таб. «Наследственная и ненаследственная изменчивость» | Наследствен ная и ненаследственная изменчивость, генофонд, генотип, фенотип | §7.2, 7.3, ответить на вопросы, запомнить термины. | ||||||||||
52/3 | Борьба за существование и естественный отбор. Формы естественного отбора. | Таб. «естественный отбор» | Борьба за существование, приспособленность, естественный отбор, стабилизирующий, движущий, дизруптивный. | §7.4, 7.5, пересказ, ответить на вопросы, запомнить тнрмины. | ||||||||||
53/4 | Видообразование. Изолирующие механизмы. | таб. «Видообразование» | Репродуктивная изоляция, видообразование географическое, экологическое, микроэволюция, полиплоидия. | §7.6,7.7, пересказ, ответить на вопросы. | ||||||||||
54/5 | Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. | Ископаемые остатки организмов. | Макроэволюция, филогенетичес кие ряды, конвергенция, дивергенция, параллелизм, аналогичные органы, гомологичные органы | §7.8, 7.9 ответить на вопросы, выучить термины, повторить темы, «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень». | ||||||||||
55/6 | Экскурсия «Причины многообразия видов в природе» | Оформить отчет об экскурсии по данному плану. Подготовиться к контрольной работе | ||||||||||||
56/7 | Контрольная работа №4 по темам «Экосистемный уровень», «Биосферный уровень», «Эволюция». | |||||||||||||
Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов) | ||||||||||||||
57/1 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. | Креационизм, гипотеза панспермии, иохимической эволюции, стационарного состояния. | §8.1, ответить на вопросы. | |||||||||||
58/2 | Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. | Коацерваты, пробионты, | §8.2, 8.3, пересказ, ответить на вопросы. | |||||||||||
59/3 | Основные этапы развития жизни на Земле. Эра древней жизни. | Таб. «Развитие жизни на Земле» | Эра, период, эпоха, катархей, архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой, палеонтология. | §8.4, 8.5, пересказ, ответить на вопросы, запомнить эры, ответить на вопросы. | ||||||||||
60/4 | Развитие жизни в протерозое и палеозое. | Таб. «развитие жизни на Земле». | Запомнить название периодов палеозоя, трилобиты, риниофиты, псилофиты. Стегоцефалы, ихтиостеги, терапсиды. | §8.6, ответить на вопросы | ||||||||||
61/5 | Развитие жизни в мезозое и кайнозое. | Таб. «развитие жизни на Земле». | Диназавры, плацентарные млекопитающие, палеоген, неоген, антропоген. | §8.7, пересказ, ответить на вопросы, повторить тему «Развитие жизни на Земле» | ||||||||||
62/6 | Лабораторная работа №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции». | Модели и окаменелости отпечатков скелетов позвоночных животных. | Оформить лабораторную работу. Повторить темы. подготовиться к итоговой к/р | |||||||||||
Основы экологии ( 3 часа) | ||||||||||||||
63/1 | Экологические факторы. Условия среды. Влияние экологических факторов на организмы. | Рис. учебника | Абиотические, биотические, антропогенные факторы, загрязняющие вещества, толерантность, экотипы, лимитирующие факторы, закон минимума | § 9.1, 9.2, пересказ ответить на вопросы, выучить термины. | ||||||||||
64/2 | Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существования. | Таблицы, изображающие живые организмы различных мест существования | Ресурсы: экологические, энергетические, пищевые, ритмы жизни, жизненные формы, морфологические приспособления | § 9.3, 9.4, пересказ ответить на вопросы, в рабочей тетради описать приспособительные признаки организма любой среды обитания. | ||||||||||
65/3 | Межвидовые отношения организмов. Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. | Рис. учебника | Нейтрализм, аменсализм, комменсализм, симбиоз, протокооперация, мутуализм, конкуренция, хищничество, паразитизм, динамика популяций, регуляторные механизмы, циклические колебания численности. | § 9.5, 9.6, пересказ, ответить на вопросы, повторить главы 7-9. | ||||||||||
Биосфера и человек ( 3 часа + 2 часа итоговый контроль) | ||||||||||||||
66/1 | Эволюция биосферы | Таб. «Биосфера» | Биосфера | §10.1, ответить на вопросы, выучить термины. | ||||||||||
67/2 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природоиспользования | Таб. «Биосфера» | § 10.2, 10.3, пересказ, ответить на вопросы, подготовиться к итоговой контрольной работе. | |||||||||||
68/3 | Обобщающий урок по темам «Развитие жизни на Земле», «Основы экологии», «Биосфера и человек» | |||||||||||||
69. | Итоговый тест за курс 9 класса | |||||||||||||
70. | Анализ контрольной работы. |
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...