Технологическая карта к уроку "Паукообразные"
план-конспект урока по биологии (7 класс) на тему
Технологическая карта к уроку "Паукообразные"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_shutyuk_yu.a.docx | 46.56 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Фамилия, имя, отчество – Шутюк Юлия Андреевна
Место работы – МБОУ Александровская ООШ
Должность – учитель биологии и химии
Общая часть | ||||||||
Предмет | Биология | Класс | 7 | |||||
Тема урока | Класс Паукообразные | |||||||
Цель урока | Сформировать понятие об особенностях строения паукообразных, представление о специфических свойствах, роли в природной среде и жизни человека. | |||||||
Задачи урока | Образовательные
Развивающие
Воспитательные
| |||||||
Планируемые образовательные результаты | ||||||||
Предметные | Метапредметные | личностные | ||||||
| Познавательные:
Регулятивные:
Коммуникативные:
|
| ||||||
Решаемые учебные проблемы | Изучение внешнего и внутреннего строения класса Паукообразных | |||||||
Основные понятия |
| |||||||
Вид используемых средств ИКТ | Презентация учителя «Внешнее и внутреннее строение Паукообразных | |||||||
Методическое назначение средств ИКТ | Презентация и отрывок из мультфильма позволят визуализировать процесс познания, активизировать интеллектуальную деятельность учащихся, сделать урок ярким и продуктивным. | |||||||
Аппаратное и программное обеспечение | Аппаратное обеспечение: мультимедийный проектор, компьютеры, экран. Программное обеспечение: Microsoft Office | |||||||
Организационная структура урока | ||||||||
1 этап. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала | ||||||||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
| Здравствуйте! Приветствие учителя, проверка наличия учебного материала на столах/ рассаживаются по группам На экране: 4 КАРТИНКИ (ассоциация) На картинках общее слово Паук Рефлексивные карточки | ||||||
Длительность этапа | 3 мин | |||||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата |
| |||||||
Методы обучения | Создание ситуации занимательности. | |||||||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Персональный компьютер учителя, доска, проектор. | |||||||
Форма организации деятельности учащихся | Групповая | |||||||
Функции / роль учителя на данном этапе | Учитель-тьютор | |||||||
Основные виды деятельности учителя |
| |||||||
2 этап. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. | ||||||||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов |
| Работа с презентацией, учебником и опорным конспектом Ребята, какова тема нашего урока? Итак, тема нашего урока Класс Паукообразные. Послушайте, о чем говорит одна из древнегреческих легенд. В далекие времена в Лидии жила Арахна – дочка красильщика пурпуром Идмана. Славилась она тем, что не было равных ей в искусстве плести узорчатые ткани и ткать ковры. Вскоре Арахна возомнила себя равной богам, равной солнцу. Эй, Паллада, ... Арахна выткала ткань не хуже Афины. Но та в наказание за дерзость состязаться с богами не признала ее достоинств и наказала Арахну за гордость и тщеславие. Будь же ты проклята, век ты плети паутину, Вот такая легенда! Ребята, от имени Арахны произошло латинское название пауков, которых по-латыни называют арахнидами. Наука о пауках называется арахнология. Ребята, давайте поставим перед собой цель нашего урока. Цель урока – изучить внешнее и внутреннее строение паукообразных, особенности их образа жизни, поведения в природе, значение для человека и природы. Ребята, Паукообразные относятся к типу Членистоногих. Давайте вспомним признаки типа. Признаки типа:
Хорошо, молодцы. Но чтобы добиться поставленной цели нужно немного поработать. Работать вы будете группами, получив задание по внешнему и внутреннему строению Паукообразных. 1 группа будет работать по изучению внешнего строения пауков на примере паука – крестовика (приложение №1) 2 группа изучит особенности внутреннего строения пауков (приложение №2) Также в своей команде выберите главного, этот ученик будет представлять вашу работу у доски | ||||||
Длительность этапа | 4 мин | |||||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Учащиеся:
| |||||||
Методы обучения |
| |||||||
Средства ИКТ для реализации данного вида учебной деятельности | Проектор, персональный компьютер учителя, доска. | |||||||
Форма организации деятельности учащихся | Групповая | |||||||
Функции / роль учителя на данном этапе | Учитель-дирижёр | |||||||
Основные виды деятельности учителя |
| |||||||
3 этап. Практикум. Часть 1 | ||||||||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Формирование навыков работы с учебником, рисунками и таблицами к тексту | Учитель наблюдает и консультирует за ходом выполнения практической работы. | ||||||
Длительность этапа | 3 мин | |||||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Учащиеся с помощью дидактических карточек выполняют работу | |||||||
Методы обучения | Проблемно-поисковый | |||||||
Средства для реализации данного вида учебной деятельности | Дидактические карточки | |||||||
Форма организации деятельности учащихся | Групповое выполнение задания | |||||||
Функции / роль учителя на данном этапе | Учитель-консультант | |||||||
Основные виды деятельности учителя |
| |||||||
4 этап. Проверка полученных результатов. Коррекция | ||||||||
Длительность этапа | 4 мин | Итак, я думаю, вы справились с работой. Теперь давайте обменяемся добытыми знаниями. В своей команде вы должны были выбрать главного. К доске идет ученик 1 команды. ( Ученик представляет внешнее строение паука-крестовика, ученики другой команды записывают результат в свои дидактические карточки) Хорошо, молодцы! Все верно. Теперь выходит ответственный ученик 2 команды. ( Ученик представляет внутреннее строение паука-крестовика, ученики другой команды записывают результат в свои дидактические карточки) Вопросы учителя:
Итак, вы справились с выполнением практической работы. Давайте немного отдохнем. На доске висят картинки Паукообразных. Предлагаю вам подойти к доске и увидеть разнообразие этого класса. | ||||||
Проверка полученных образовательных результатов | Итоговая презентация | |||||||
Средства ИКТ для реализации видов учебной деятельности | Персональные компьютеры учащихся | |||||||
Методы контроля | Практическая работа работа | |||||||
Способы коррекции | Помощь учителя | |||||||
Форма организации деятельности учащихся | Индивидуальная | |||||||
Функции / роль учителя на данном этапе | Учитель-тьютор. | |||||||
Основные виды деятельности учителя | Аналитико-оценочная: сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, систематизирует и обобщает высказывания учащихся Физ. минутка (1 мин) | |||||||
5 этап. Практикум. Часть 2. | ||||||||
Формирование конкретного образовательного результата / группы результатов | Формирование навыков работы с текстом | В начале урока, мы вспоминали об общих признаках Типа Членистоногие. Во время физ. минутки вы смогли рассмотреть представителей класса Паукообразные. Какими признаками все таки отличаются Паукообразные от других представителей своего Типа. Паукообразные плетут паутину. С помощью чего им это возможно? У Паукообразных есть паутинная железа. Ребята, для чего они это делают? Чтобы об этом узнать, давайте обратимся к рассказу Донского писателя Григория Степановича Гасенко «Захребетники», откройте 406 страницу, 5 абзац. Работа с текстом: 1.Прочитайте отрывок из произведения. 2.Свяжите смысл отрывка с нашей темой. 3.С помощью отрывка ответьте на вопрос: для чего пауки плетут паутину. (Перемещение в пространстве) Как вы думаете, для чего еще они плетут паутину? 1.ловля насекомых. 2.строительство жилища. 3.защита Как вы думаете, у всех пауков одинаковое строение паутины? Нет, у каждого паука свой узор паутины. Одной из причин строения паутины является защита паука, а как вы думаете, защищает ли паук нашу жизнь. Чтобы ответить на этот вопрос, давайте решим задачу. Задача: Пауки прожорливы: каждый в день может съесть столько, сколько весит сам. Основная их добыча – мухи. В лесу на каждом гектаре живет 5000 пауков. Если каждый паук от восхода до захода поймает хотя бы две мухи (это уж наверняка!), то, сколько же этих окаянных насекомых гибнет каждые сутки? Давайте подсчитаем. Решение: 5000 х 2 = 10 000 мух. А где пауков больше, то и все 25 000 мух. Это какую пользу они приносят! Ведь муха – чистый апокалипсис! На теле мухи ученые насчитали более26 млн микробов, от которых люди болеют туберкулезом, сибирской язвой, холерой, брюшным тифом, дизентерией. Переносят мухи и яйца разных глистов. Когда лето жаркое, одна муха производит 9 поколений себе подобных. К осени вся планета была бы сплошь засижена мухами, людям бы просто места не осталось. Только враги мух, главным образом пауки, спасают нас от такого кошмара. Вывод прост: пауков надо беречь! Но кроме полезных паукообразных, есть еще и ядовитые. Ваше внимание на экран. Таким образом, мы можем сделать вывод, что пауки – нужное звено в природе и жизни человека. Отличительной особенностью Паукообразных является то, что у них 4 пары сегментированных конечностей, 4 пары глаз, пара твердых челюстей - хелицер, и они могут плести узорчатую паутину. | ||||||
Длительность этапа | 10 минуты | |||||||
Основной вид учебной деятельности, направленный на формирование данного образовательного результата | Работа с текстом | |||||||
Методы обучения | Поисковый | |||||||
Средства для реализации данного вида учебной деятельности | ||||||||
Форма организации деятельности учащихся | ||||||||
Функции / роль учителя на данном этапе | ||||||||
6 этап. Подведение итогов. Домашнее задание 5 мин | ||||||||
Рефлексия по достигнутым либо недостигнутым результатам | Учитель предлагает заполнить карточку рефлексии. Учащиеся отвечают на вопрос | Все боятся пауков Ребята, изменилось ли у вас мнение о пауках? | ||||||
Домашнее задание | Параграф 23, Нарисовать два примера строения паутины | |||||||
Дополнительная информация | ||||||||
Каким образом данный урок будет содействовать реализации новых ФГОС: | Урок содействует реализации ФГОС, так как на нём реализуются современные педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие. При выполнении практической работы большое внимание уделяется планированию деятельности учащихся, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков. Данный урок допускает интеграцию курсов «Биология», «Литература», «География». Анализируя, синтезируя информацию, учащиеся в совместной деятельности ищут решение поставленной перед ними задачи, открывают новые знания. Это дает возможность формировать навыки общения, развивать речь, учить договариваться друг с другом, оказывать помощь. | |||||||
Ресурсы, оборудование и материалы | Проектор, персональный компьютер учителя, доска, презентация учителя «Класс Паукообразные» | |||||||
Список учебной и дополнительной литературы | В.М.Константинов, В.Г.Бабенко, В.С.Кучменко. Биология: Животные: учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений / Под ред. И.Н.Пономаревой. - М.: Вентана-Граф, 2009 | |||||||
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | Картинки: http://yandex.ru | |||||||
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Педагогические технологии: ИКТ, здоровьесберегающие Методы и приемы: создание ситуации занимательности, словесный, иллюстрационный, информационно-поисковый, проблемно-поисковый. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".
Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор...
Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"
В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....
Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"
Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС второго поколения НОО».
Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто...
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на конференцию
«Технологическая карта - элемент современного урока. Виды универсальных технологических карт». Реферат на региональную конференцию "Актуальные проблемы преподавания математики"...
Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»
Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...
Технологическая карта урока по географии "Карта и её математическая основа. Практическая работа №1. Определение на основе иллюстраций учебни-ка и карт атласа территорий России с наибольшими искажениями на различных картографических проекциях"
Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности...