Использование в педагогической деятельности литературных произведений, как фактор формирования личности и развития интеллекта учащихся
опыты и эксперименты по биологии на тему

Использование в педагогической деятельности литературных произведений, как фактор формирования личности и развития интеллекта учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

Из опыта работы учителя биологии Чебаненко Е.Д.

Использование в педагогической деятельности литературных произведений, как фактор формирования личности и развития интеллекта учащихся.

Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоёв населения, в том числе и учащейся молодёжи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворённой. Разумеется, использование литературных материалов, не  заменяет традиционных приемов учебной рабаты, а дополняет их, помогает  усвоению биологии и  предоставляет возможности для воспитательной работы. Применение  дополнительной  литературы способствует развитию эмоциональной сферы личности, привитию интереса к биологии, чтению. Важно, что в обучении вносится элемент занимательности, позволяющий избежать однообразия уроков. При этом формируется эмоционально-окрашенное, личностное отношение к изучаемому материалу, способствующее его  усвоению. Ребята охотно  участвуют в работе с дополнительной литературой, сами подбирают занимательный материал к уроку и готовят  сообщения, а на уроке выступают перед своими одноклассниками.  Учащиеся  уже знают, что  важно  не  только найти дополнительный материал, но и  выбрать из него  самое  важное и интересно,  и донести  это в доступной форме  своим товарищам.  От  этого будет зависеть и оценка

Рассказы, пословицы, поговорки, загадки, сказки позволяют моим ученикам глубже почувствовать красоту природы, величие человека и его зависимость от природы, родство с ней. Отбирая художественный материал необходимо, чтобы он имел познавательную и эстетическую ценность, то есть должен быть таким, чтобы при анализе его, школьники могли приобретать знания о природе, выявлять закономерности и в то же время испытать эстетические чувства, связанные с художественно-образным познанием действительности. Например: в курсе "Ботаника" можно широко использовать загадки, сказки, пословицы. Если бы меня попросили назвать самое поэтическое явление, созданное человеком с помощью слова, я, не задумываясь, сказала бы: это загадки. Что же такое загадки?

Загадки – это иносказательное изображение предметов или явлений

 действительности, которые предлагается отгадать. Народом создано много

 загадок о растениях.

1- Русская красавица
Стоит на поляне,
В зелёной кофточке,
В белом сарафане.  (Берёза).

2. Что за время! Есть ли лучше! -
По окраинам лесным
Привлекающе-пахучий
Заклубился белый дым. (Черёмуха)

3.Вот так диковинка:

На ветке – морковинка!

Висит, краснеется –

На самом солнце греется!  (Перец)

4.Ягода красна, ягода вкусна,

Режь да соли, ешь да хвали! (Помидор)

    Загадки развивают сообразительность, активизируют мыслительную деятельность, учат нестандартному мышлению. Чтобы отгадать загадку по биологии, необходимо не только хорошо знать материал школьного курса, но и много читать, быть наблюдательным, изучать окружающую природу, подмечать все интересное. Использование загадок — универсальный методический прием, т.к. загадывать их можно и при закреплении материала, и при переходе к изучению новой темы с целью создания проблемной ситуации, в качестве домашнего задания.

При изучении темы "Прорастание семян"  в курсе биологии 6 класс создаётся проблемная ситуация путём использования пословиц:

· "Весной день год кормит".

· "День прозевал – урожай потерял.

· "Вспашешь в срок, посеешь в срок – будет урожай высок".

· "С агротехникой лад – урожай богат".

В 5 классе при обобщении темы "Вода. Значение воды в природе."

Можно использовать стихи, пословицы.

Многие могут сказать, что использование поэзии, рассказов, загадок, пословиц отвлекает учащихся от основного учебного материала. Но при тщательной подготовке к урокам, соблюдении меры эти приёмы помогают сделать уроки эмоциональными, впечатляющими, интересными, что способствует лучшему усвоению учебного материала. А также побуждает учащихся к творческой деятельности, активизирует познавательную деятельность.

 Часто на уроках я применяю  прием семантизации, в основе которого лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слова, названия. Например

Более 250 лет назад голландский ученый Авраам Трамбле дал название увиденному им маленькому полипу - Гидра. Это название получил за сходство с чудовищной Пернейской гидрой, с которой сражался Геракл.

 Как вы думаете, почему животное получило такое название?

Раскрытие смыслового значения слова, названия помогает учащимся понять смысл, заложенный в него, способствует установлению межпредметных связей, развитию воображения, смекалки, фантазии. Удивление, желание узнать больше об изучаемом объекте с помощью дополнительной литературы - характерные показатели познавательного интереса в данном случае.

На многих уроках биологии можно использовать   стихи, например, при изучении темы

« Бактерии» дополняю описание «черной смерти» из « Пира во  время  чумы» Пушкина.

Царица грозная чума

Теперь идет на нас сама.

и льстится жатвою богатой,

и к нам в окошко день и ночь

Стучит могильною лопатой.

Что делать нам и чем помочь?

Некоторые литературные произведения, которые изучаются в школе на уроках и в рамках внеклассного чтения, одновременно могут быть использованы при обсуждении различных вопросов изучаемой темы на уроках биологии. В частности, в ряде классических произведений описываются клинические случаи некоторых заболеваний, являющихся в то же время предметом для изучения в курсе анатомии и физиологии человека в 8-м классе. Например, рассказ Ю.Григоровича “Гуттаперчевый мальчик” не только раскрывает трудную жизнь детей до революции, но и служит прекрасной иллюстрацией к теме “ Железы внутренней секреции”, так как причиной столь необычной гибкости героя этого рассказа является, по всей видимости, нарушение работы паращитовидных желез, при котором происходит усиление выработки кальцитонина, снижающего выработку кальция. Этот элемент “вымывается” из костей, которые в результате становятся непрочными, затем хрупкими, ломкими. На ранних же стадиях заболевания существенно возрастает подвижность суставов, что дает возможность больным принимать различные неестественные позы, “ закручивать” ноги и руки. Именно это и мог делать “гуттаперчевый мальчик”, обеспечивая таким образом успех своих выступлений.

Н. В. Гоголь “Мертвые души” Это всё выдумали доктора немцы да французы, я бы их перевешал за это! Выдумали диету, лечить голодом. Вопрос учащимся- А что вы знаете о лечебном голодании?

Б. Полевой “Повесть о настоящем человеке”. А для этого в особенности в мгновения воздушного боя, когда всё рассчитано на сотые доли секунды и согласованность движений должна подниматься до степени безусловного рефлекса,  ноги должны уметь проделывать не менее точную, искусную, а главное, быструю работу, чем руки.

Вопрос   классу- Возможно ли доведение трудовых навыков до безусловного рефлекса? Почему?

….И вот настал день, когда амёба решила изменить свою скучную жизнь и отправиться в путешествие. Сначала она основательно подкрепилась – вытянула свои ложноножки (псевдоподии) и захватила тех, кто был меньше и оказался неподалёку. Затем, не мешкая, отправилась в путь. Передвигалась она медленно, вытягивая свои ложноножки, и довольно скоро устала. Солнце светило ярко, дул лёгкий ветерок, и внезапно небольшая волна выбросила нашу путешественницу на берег. " Вот и пришёл мой последний час" - успела подумать амёба и заснула крепким сном.

Задания. 1-О каких процессах жизнедеятельности амёбы идёт речь в сказке?  2-Как вы думаете, какова дальнейшая судьба амёбы?

При изучении раздела « Экология» можно использовать пословицы и поговорки. Например, « Как аукнется, так и откликнется», « Без хозяина и дом сирота».

к некоторым урокам можно подобрать эпиграммы.  Например, к уроку

« Биосфера и человек» стих

Е. Евтушенко:

Берегите эти земли, эти воды,

Даже малую былиночку любя.

Берегите всех зверей внутри природы,

Убивайте лишь зверей внутри себя.

Природа и поэзия неотделимы и возможность  использовать  поэзию и  художественные

произведения на уроках биологии безгранична.

Таким образом, школьные предметы география, биология обладают большими возможностями в плане развития художественной культуры учащихся. Данные возможности необходимо использовать для того, чтобы сформировать у ребят эстетическое отношение к миру (способность чувствовать мир, удивляться, сопереживать природе и человеку), без которого невозможно творческое самоопределение и экологическое воспитание личности.

«Вы знаете, мне по-прежнему верится,

Что, если останется жить Земля,

Высшим достоинством Человечества

Станут когда-нибудь учителя».

(Школьным учителям. Слова  Р. Рождественского, музыка   А. Зарубы).

 

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Декоративно-прикладное искусство в начальной школе, как фактор формирования личности и развития сознания

Эта статья о моей работе в начальной школе в предметной области "Изобразительное искусство"...

РЕФЕРАТ на тему: «Творческое начало – основополагающий фактор формирования личности ребёнка»

Тема "Творчество и дети" таит в себе много загадок и вопросов. Всегда ли мы понимаем это?...

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Данная презентация содержит материал по дополнительной деятельности кукольный театр "Шанс". Руководителем которого я являюсь....

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната.

Дополнительная деятельность как фактор формирования личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната....

Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.

Как отмечено в педагогической литературе  (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развит...

ПРОЕКТНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ И ВО ВНЕУРОЧНОЕ ВРЕМЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКИХ И КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ

В современной школе необходимо использование технологий и методов, которые формировали бы активную и самостоятельную позицию учащихся в учении и были направлены на развитие познавательной  и твор...