Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.
учебно-методический материал на тему
Как отмечено в педагогической литературе (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развития универсальных способностей учащегося… Компетентностный подход в образовании изменяет целеполагание обучения и оценивания, делает их направленным на достижение результатов».
Для этого школе нужен профессионально-компетентный учитель, который с помощью различных средств воздействия на ученика решает задачи его самообразования и самовоспитания. Владея современными технологиями обучения, такими как личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, направленными на развитие личности ребенка, мы решаем главную свою задачу.
Следовательно, задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а обеспечить мотивацию для формирования у учащегося комплекса умений учить самого себя. Поэтому главное в процессе обучения - это сотрудничество с учеником («субъект-субъектные отношения»).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad.doc | 426.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Психолого-педагогические аспекты литературного образования, направленного на формирование и развитие у учащихся ключевых компетенций в условиях современной школы.
Недавняя В.В. – учитель русского языка
и литературы
Личность – та же вселенная:
глубокая, таинственная,
неисчерпаемая.
И.А. Ефремов.
В начале работы выделим ключевые слова в теме нашего выступления: психолого-педагогические аспекты, литературное образование и компетенции.
Педагогическая и методическая литература дает следующие определения этим понятиям:
Литературное образование – это основа формирования мировоззрения личности и образованности человека.
Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знания, умения, навыки, способы деятельности), относящихся к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
В этих определениях акцент делается на личность. Так что же есть личность?
Личность – это система социально-значимых качеств, проявляющихся в деятельности человека. То есть, личность можно представить как совокупность компетентностей, выступающих как мера способности человека включаться в деятельность.
Целью образовательного учреждения является формирование человека, наделение его определенным комплексом качеств, которые позволили бы ему благополучно существовать в современном мире, быть защищенным от превратностей судьбы.
Какова же в этом процессе роль учителя? Мы считаем, что педагог должен иметь представление об объекте воспитания – личности ребенка. На слайде представлена модель структуры качеств личности, в основе которой лежит разработанная психологом К.К.Платоновым классификация.
(Приложение №1) Хочу обратить ваше внимание на то, что в качествах личности сочетаются наследственные (биологические) и приобретенные (социальные) компоненты. Именно по их соотношению в структуре личности психолог разделил все качества личности на четыре уровня.
- Уровень темперамента, который включает качества, наиболее обусловленные наследственностью, связанные с индивидуальными особенностями нервной системы человека.
- Уровень особенностей психических процессов, который образуется качествами, характеризующими индивидуальный характер. Ощущения, восприятие, воображение, внимание, память, особенности мышления, чувств и воли. Мыслительные, логические операции, такие как ассоциации, сравнения, абстрагирование, индукция, дедукция, и др., называемые способами умственных действий, играют огромную роль в процессе обучения.
- Уровень опыта личности. Сюда входят такие качества, как знания, умения, навыки, привычки. В них выделяют те, которые формируются в процессе изучения школьных учебных дисциплин – ЗУНы и те, которые приобретаются в трудовой, практической деятельности.
- Уровень направленности личности объединяет социальные по содержанию, определяющие отношение человека к окружающему миру, служащие направляющей и регулирующей психологической основой его поведения: интересы, взгляды, убеждения, социальные установки, ценностные ориентации, морально-этические принципы и мировоззрение.
Названные уровни можно представить в виде концентрических слоев, в центре которых находится ядро биологически обусловленных качеств, а оболочку образует «направленность» комплекс социальных качеств человека. Однако в структуре личности имеются качества, которые могут проявиться на всех уровнях, как бы пронизывая их по радиусам. Эти качества: потребности, характер, способности и компетенции образуют вместе с уровнями определенный «каркас» личности. Все группы качеств личности взаимосвязаны, обуславливают, взаимопереходят и, зачастую, компенсируют друг друга, образуя сложнейшую целостную систему.
Иными словами существуют «слои», на которые мы, как учителя и воспитатели, воздействовать не можем. Это «слой» темперамента. Но на 2 слой воздействие извне возможно: Мы, так или иначе, развиваем внимание, память, мышление. Именно этот «слой» и предполагает нашу работу в русле индивидуальной траектории развития ученика. Здесь учителю необходимо быть психологом, учитывая индивидуальные особенности личности ребенка. Каждый человек по-разному чувствует, воспринимает окружающее и каждому свойственны индивидуальные особенности памяти. Именно на этом уровне и должна строиться индивидуальная и дифференцированная работа с учеником, чему способствует личностно-ориентированное обучение, которое во главу угла ставит личность ребенка, ее самобытность, самоценность, субъектный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. Таким образом, особое внимание следует обращать на третий уровень, где формируются знания, умения, навыки, составляющие основу компетенций.
Четвертый уровень – это уровень достижений, компетентности, так как он представляет собой результат образования, т.е. владение, обладание человеком соответствующих компетенций, включающих его личностное отношение к ним и к предмету деятельности.
В педагогической литературе обозначено много подходов и к определению компетенций и к их классификации. Мы берем за основу классификацию компетенций, принятых в современной модели образования, где все компетенции разделены на 3 группы: личностные, метапредметные и предметные
Личностные компетенции, представлены в виде жизненных ролей:
-доброжелательный человек;
-заботливый член семьи;
-творческая индивидуальность;
-ответственный гражданин;
-здоровая и совершенствующаяся личность.
Цель же среднего образования заключается в обеспечении развития способностей учащихся к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития личностных и предметных компетенций.
К метапредметным компетенциям относятся
- ценностно-ориентационная компетенция, которая обеспечивает умения принимать решения в разнообразных жизненных ситуациях;
-общекультурная компетенция - обладание познанием и оптом деятельности на основе достижений общечеловеческой культуры и национальных особенностей;
- когнитивная компетенция - компетенция, обеспечивающая процесс самостоятельной учебно-познавательной и исследовательской деятельности учащегося;
-коммуникативная компетенция предусматривает знание родного и других языков, обеспечивающее владение способами взаимодействия и общения с людьми;
- информационно-технологическая компетенция предполагает умение ориентироваться, анализировать, преобразовывать, осуществлять перенос информации и знаний при помощи реальных технических объектов и информационных технологий;
-компетенция социального взаимодействия означает владение знанием и опытом активной гражданско-общественной деятельности в сфере семейных, трудовых, экономических, политических, общественных отношений;
- компетенция личностного саморазвития – предусматривает овладение способами деятельности в собственных интересах возможностей, обеспечивающих физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и поддержку.
Вы наглядно можете увидеть, что метапредметные компетенции находят самое прямое отражение в литературном образовании, которое ставит перед собой цель:
Главная цель литературного образования:
-воспитание талантливого читателя художественного текста;
- ученик должен научиться не только читать, но и сопереживать, понимать, интерпретировать, грамотно анализировать художественный текст, делая для себя определенные выводы о нравственности поведения.
Таким образом
Задачи школьного литературного образования:
Развивать умения –
- Определять свою жизненную позицию;
-Конструктивно решать разные вопросы в соответствии с нравственными нормами;
- Выстраивать доброжелательные отношения с собой и другими людьми;
-Жить в ладу с самим собой;
-Проявлять готовность к нравственному выбору, быть ответственным за свои мысли, слова, поступки.
Что должно являться результатом литературного образования школьника? В компетентностном подходе значение слова «знание» или «знать» означает владение тем или иным комплексом предметных и личностных компетенций, позволяющих решать проблемные ситуации, при необходимости самостоятельно учиться и достигать общественных или личных целей.
Как отмечено в педагогической литературе (Е.Е. Федотова) «компетентностный подход в образовании – система педагогических принципов, установок и методов деятельности, создающих условия для развития универсальных способностей учащегося… Компетентностный подход в образовании изменяет целеполагание обучения и оценивания, делает их направленным на достижение результатов».
Для этого школе нужен профессионально-компетентный учитель, который с помощью различных средств воздействия на ученика решает задачи его самообразования и самовоспитания. Владея современными технологиями обучения, такими как личностно-ориентированное обучение, педагогика сотрудничества, направленными на развитие личности ребенка, мы решаем главную свою задачу.
Следовательно, задача современного учителя – не преподносить знания школьникам, а обеспечить мотивацию для формирования у учащегося комплекса умений учить самого себя. Поэтому главное в процессе обучения - это сотрудничество с учеником («субъект-субъектные отношения»).
Отсюда первостепенное значение в деятельности любого педагога, на наш взгляд, приобретает опора на «сильные» стороны личности создание на этой основе условий для выбора учеником собственной позиции по отношению к окружающим людям, по отношению к себе и выполняемой деятельности.
Приложение №1
Литература:
1.Зимняя И.А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. 2003. №5.
2.Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993.
3.К. К. Платонов «Структура и развитие личности» М., 1986.
4. Федотова Е.Е. Модернизация компетентностного подхода в общем и профессиональном образовании США // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2003. Вып. 7
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Проектная деятельность учащихся как способ формирования ключевых компетенций в условиях сельской школы"
Практика показывает, что в условиях сельской школы творческая проектная деятельность учащихся обеспечивает целостность педагогического процесса, позволяет в единстве осуществлять развитие, обучение и ...
Исследовательская и проектная деятельность учащихся – основа формирования ключевых компетенций в условиях введения ФГОС нового поколения.
Выступление на семинаре районного методического объединения учителей биологии и химии....
Творчество учащихся - один из способов формирования у учащихся ключевых компетенций
Иногда некоторые родители удивляются: «Ребенок сутками сидит за компьютером, а оценка по информатике невысокая!» В чем причина? Образовательная программа по информатике предусматривает навыки практиче...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся –основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования
Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования, - ускорение темпов развития общества. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них та...
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Материал из опыта работы.
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся по географии - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации федерального государственного образовательного стандарта общего обр...
Метод проектов в литературном образовании как средство формирования ключевых компетенции
Технология обучения – это совокупность знаний о способах, средствах осуществления принципов, это своеобразный проект педагогической деятельности, дидактического процесса. Метод...
Горошенко Н.А. Руденко С.П. г. Санкт- Петербург, Россия МЕТОДИЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ УЧИТЕЛЯ-НАСТАВНИКА, НАПРАВЛЕННАЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФГОС.
Рассмотрено понятие методической компетенции учителя с позиций методики преподавания иностранных языков в контексте особенностей новой парадигмы иноязычного образования, что оказывается невозможн...