Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 7 класс пояснительная записка и календарно тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_biologii_7_klas.doc | 271.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Календарно тематическое планирование по биологии 7 класс на 2015-2016 учебный год
Раздел | № урока | Тема урока | Основные виды учебной деятельности | оборудование | Виды контроля | Дата планируемая | Дата Фактическая |
Ведение2ч | 1 | Инструктаж по ТБ. №41. Введение | Понимать особенности предмета зоология, знать инструкции по Т.Б. Знакомство со структурой учебника | Инструкции, журнал по ТБ, книга, тетрадь | Беседа | 01.09 | |
2 | История развития зоологии | Называть предмет изучения зоологии, систематизировать категории. Описывать методы изучения животных. Объяснять значение классификации животных, характеризовать этапы развития зоологии. Самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы. | Ученые-зоологи (А. Левенгук, Аристотель) | Фронтальный опрос | 05.09 | ||
Многообразие животных38ч | 3 | Простейшие | Определять принадлежность организмов к простейшим. Характеризовать тип простейших. Распознавать по рисункам представителей корненожек, радиолярий, солнечников и споровиков Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и в практической деятельности. | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 08.09 | |
4 | Жгутиконосцы. | Распознавать по рисунку представителей инфузорий и жгутиконосцев. Описывать органоиды передвижения простейших. Объяснять общность происхождения животных и растений. Объяснять значение простейших в природе и практической деятельности. Работа с микроскопом и рисунком на страницы 13 | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ, таблица «Тип Простейшие» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 12.09 | ||
5 | Губки | Называть способы защиты от врагов. Распознавать и описывать строение тела губки. Объяснять усложненное строение тела губок по сравнению с простейшими..*Доказывать, что губки -многоклеточные организмы Характеризовать значение губок. Самостоятельная работа вопрос №2 после параграфа | Иллюстрации «Губки», книга , тетрадь | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 15.09 | ||
6 | Многообразие кишечнополостных | Распознавать и описывать строение кишечнополостных. Объяснять значение термина "кишечнополостный". *Выделять сходства между губками и кишечнополостными. Работа с микроскопом и рисунком на странице 25.Тест. | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ, таблица «Тип Кишечнополостные» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа , тест. | 19.09 | ||
7 | Тип Кишечнополостные | Называть значение кишечнополостных в природе и жизни человека. Распознавать и описывать представителей кишечнополостных. *Доказывать принадлежность представителей к одному типу. Работа в группах с дополнительными источниками .Подготовка доклада. | ИКТ | Беседа, фронтальный опрос, работа в группах. | 22.09 | ||
8 | Тип Плоские черви | Давать определения основным понятиям. Распознавать и описывать представителей плоских червей. Выявлять особенности строения, связываться с паразитизмом. *Сравнивать строение кишечнополостных и плоских червей Работа с микроскопом. Заполнение таблицы сравнительная характеристика представителей кишечнополостных и плоских червей. | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ ,таблица «Тип Плоские Черви | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 26.09 | ||
9 | Тип Круглые черви Лабораторная работа №1 | Круглые черви. Выделять особенности строения. Объяснять меры профилактики заражения. Перечислять внутреннее различие систем. *Распознавать и описывать животных , относящихся к типу Круглые Черви Выполнение лабораторной работы, работа с демонстрационным материалом | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ, таблица «Тип Круглые Черви» | Лабораторная работа №1 | 29.09 | ||
10 | Тип Кольчатые черви | Объяснять значение полихет в природе. Перечислять внутреннее различие систем. Объяснять значение полихет в природе Самостоятельная работа с текстом учебника, заполнение таблицы | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ, таблица «Тип Кольчатые черви» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 03.10 | ||
11 | Многообразие кольчатых червей Лабораторная работа №2 | Распознавание и описывать по рисункам принадлежность червей к различным типам, характеризовать роль дождевого червя в почвообразовании * Определять принадлежность животных к данному классу Выполнение лабораторной работы, работа с демонстрационным материалом | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ, таблица «Класс Полихеты» | Лабораторная работа №2 | 06.10 | ||
12 | Многоклеточные Контрольная работа №1 | Работа в тетрадях для контрольных работ по тексту учителя | Тетради для контрольных работ | Контрольная работа №1 | 10.10 | ||
13 | Тип Моллюски. | Распознавать и описывать животных типа Моллюски. Выделять особенности внешнего строения моллюсков. *Сравнивать строение моллюсков и кольчатых червей Работа с печатными пособиями в парах | ИКТ, таблица , рисунки в книгах | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, работа в парах | 13.10 | ||
14 | Тип Иглокожие | Узнавать по рисунку представителей иглокожих. Описывать значение в природе. Объяснять приспособление к среде обитания Работа с демонстрационным материалом | Иллюстрации с изображением представителей типа иглокожих, морская звезда | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 17.10 | ||
15 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | Распознавать животных Типа Членистоногие. Распознавать и описывать внешнее строение и многообразие членистоногих. Выделять особенности строения. Выявлять приспособления ракообразных к среде обитания ,образу жизни. Объяснять роль ракообразных в природе и жизни человека. Работа с демонстрационным материалом, биологический диктант | ИКТ, таблица «Членистоногие», коллекции насекомых. | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа, биологический диктант | 20.10 | ||
16 | Класс Паукообразные | Перечислять роль в природе и жизни человека. Доказывать принадлежность к типу Членистоногие. Характеризовать по плану представления класса Паукообразных. Выявлять приспособление пауков к наземной среде обитания. Работа с печатными пособиями, вопросы в конце параграфа страница 77 | ИКТ, коллекция пауков | Беседа, самостоятельная работа, работа по карточкам | 24.10 | ||
17 | Общая характеристика насекомых | Приводить примеры насекомых с различным типом ротового аппарата. Выявлять приспособление к среде обитания, образ жизни. *Объяснять связь типа ротового аппарата с характером употребления пищи. Работа с демонстрационным материалом, | ИКТ, таблица «Насекомые», коллекция Майский жук, Медоносная пчела. | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 27.10 | ||
18 | Отряды насекомых | Распознавать и описывать представителей. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. *Объяснять название "прямокрылые". Характеризовать роль в природе и жизни человека. Работа с демонстрационным материалом, оформление таблицы | ИКТ, таблица «Насекомые», коллекция Медведка, Саранча. | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 10.11 | ||
19 | Отряды насекомых | Распознавать и описывать представителей отрядов. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Объяснять название жесткокрылы Характеризовать роль в природе и жизни человека*Определять принадлежность к отряду, класс Работа с демонстрационным материалом, оформление таблицы | ИКТ, таблица «Насекомые», коллекция Стрекозы | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 14.10 | ||
20 | Отряды насекомых | Распознавать и описывать представителей отряда. Приводить примеры редких и охраняемых видов насекомых и описывать меры по их охране. Определять принадлежность к отряду, классу, типу. Объяснять роль в природе и жизни человека. Предлагать меры борьбы с насекомыми - вредителями Работа с демонстрационным материалом, оформление таблицы | ИКТ, таблица «Насекомые», коллекция Бабочки | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 17.11 | ||
21 | Зачёт Насекомые | Знать основные особенности строения насекомых, их значение Работа с тестом | Печатные пособия | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 21.11 | ||
22 | Тип Хордовые | Распознавать животных типа Хордовые. Выделять особенности строения ланцетника для жизни в воде. Объяснять роль в природе и жизни человека. Работа с демонстрационным материалом, | ИКТ, влажный препарат «Ланцетник» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 24.11 | ||
23 | Костные рыбы. Лабораторная работа №3 | Называть органы чувств ,обеспечивающих ориентацию в воде. Распознавать и описывать внешнее строение и особенности передвижения рыб. Выполнения лабораторной работы, работа в парах с раздаточным материалом | ИКТ, таблица «Класс Рыбы» | Лабораторная работа №3 | 28.11 | ||
24 | Хрящевые рыбы | Распознавать и описывать представителей Хрящевых рыб. Доказывать родство хрящевых рыб с ланцетником *Выявлять приспособление к местам обитания. Объяснять значение в природе и жизни человека. Работа с рисунком на странице 56 | ИКТ, таблица «Хрящевые рыбы» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 01.12. | ||
25 | Многообразие рыб | Распознавать и описывать представителей костных рыб. Приводить примеры видов рыб. *Характеризовать по плану отряда костных рыб. Объяснять значение кистеперых и двоякодышащих рыб для понимания эволюции животных. Самостоятельная работа, а текстом параграфа | «Костная рыба», «Цикл развития костной рыбы» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 05.12 | ||
26 | Класс Земноводные. Лабораторная работа №4 | Определение к принадлежности и типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Распознавать и описывать внешнее строение. Выделять особенности строения в связи со средой обитания. Объяснять роль в природе и жизни человека, происхождение земноводных. Сравнивать внешнее строение земноводных и рыб. Выполнения лабораторной работы, работа группах с муляжами и таблицами | ИКТ, скелет лягушки | Лабораторная работа №4 | 08.12 | ||
27 | Многообразие рыб Контрольная работа №2 | Работа в тетрадях для контрольных работ по тексту учителя | Тетради для контрольных работ | Контрольная работа №2 | 12.12 | ||
28 | Контрольная работа по тексту администрации | Контроль знаний учащихся |
| Контрольная работа по тексту администрации | 15.12 | ||
29 | Отряды пресмыкающихся | Определение принадлежности к типу, классу и распознавать наиболее распространенных представителей класса. Выделять особенности строения. *Доказывать, что пресмыкающиеся – более высокоорганизованные животные по сравнению с земноводными. Работа с демонстрационными и печатными пособиями Распознавать и описывать представителей. Определять принадлежность рептилий к определённым отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека. Работа с текстом учебника оформление таблицы | ИКТ, таблица «Тип Хордовые» ,скелет ящерицы. | Беседа, индивидуальный опрос, самостоятельная работа | 19.12 | ||
30 | Класс Птицы. Лабораторная работа №5 | Распознавать и описывать внешнее строение птиц. Доказывать, что птицы более совершенные животные по сравнению с рептилиями. Объяснять происхождение птиц от пресмыкающихся. Выполнения лабораторной работы, работа в группах с муляжами и печатными пособиями | ИКТ, чучела птиц | Лабораторная работа №5 | 22.12 | ||
31 | Отряды птиц | Распознавать и описывать представителей отрядов птиц. *Определять принадлежность птиц к определённому. отряду Объяснять роль в природе и жизни человека, необходимость защиты птиц Работа с печатными пособиями | ИКТ, чучела птиц | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа с тестом | 26.12 | ||
32 | Отряды птиц | Распознавать и описывать наиболее распространённых. Представителей класса птиц, домашних птиц. Определять принадлежность птиц к определенным отрядам. Объяснять роль в природе и жизни человека, необходимость защиты. Работа с печатными пособиями | ИКТ, чучела птиц | Беседа, опрос, самостоятельная работа с карточками | 29.12 | ||
33 | Отряды птиц | Распознавать и описывать наиболее распространенных представителей. Определять принадлежность птиц к определённому отряду. *Наблюдать в природе за представителями воробьинообразные Объяснять роль в природе и жизни человека Работа с печатными пособиями, составить кроссворд по птицам Ростовской области | ИКТ, чучела птиц | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 12.01 | ||
34 | Класс Млекопитающие | Распознавать и описывать внешнее строение млекопитающих. Выявлять приспособление внешнего строения к среде обитания. Работа с печатными пособиями | ИКТ, таблица «Тип Хордовых» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 16.01 | ||
35 | Отряд Насекомоядные . | Определение принадлежности к определённому отряду. Распознавать и описывать представителей. Объяснять роль в природе и жизни человека, меры охраны. Работа с печатными пособиями, оформление таблицы | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ, таблица «Насекомоядные», «Рукокрылые» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 19.01 | ||
36 | Отряд Хищные. | Признаки отряда. Значение в природе и жизни человека. Меры по охране. Отряд Хоботные. Определять принадлежность к отряду. Распознавать и описывать представителей. Объяснять роль в природе и жизни человека, меры по охране. Работа с печатными пособиями, оформление таблицы | ИКТ, таблица «Африканские и индийские слоны», «Пушные звери» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 23.01 | ||
37 | Отряд Китообразные | Определение принадлежности к отряду. Распознавание и описывание представителей. Объяснять роль в природе и жизни человека, меры по охране. Выявлять приспособления внешнего строения. Работа с печатными пособиями, оформление таблицы | ИКТ, таблица «Ластоногие» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 26.01 | ||
38 | Отряд Парнокопытные. Непарнокопытные | Определение принадлежности к отряду. Распознавать описывать представителей. Объяснять роль в природе и жизни человека. Работа с печатными пособиями, оформление таблицы | Таблицы «Парнокопытные» , «Непарнокопытные» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 30.01 | ||
39 | Отряд Приматы | Определение принадлежности к отряду. Распознавать и описывать представителей. Объяснять родство человека с млекопитающим Работа с печатными пособиями, оформление таблицы | ИКТ, гипсовые бюсты шимпанзе и человека. | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 02.02 | ||
40 | Контрольная работа №3 Многоклеточные | Работа в тетрадях для контрольных работ по тексту учителя | Тетради для контрольных работ | Контрольная работа №3 | 06.02 | ||
Эволюция строения.9 | 41 | Покровы тела Лабораторная работа №6 | Называть функции покров тела. Распознавать и описывать на таблице и рисунке строение кожи млекопитающих. Выявлять приспособленность покровов тела к среде обитания. Работа с текстом параграфа и демонстрационными пособиями | Микропрепараты «Эвглена зелёная», «Амёба», «Гидра», таблица «Покровы Хордовых» | Лабораторная работа №6 | 09.02 | |
42 | Опорно-двигательная система | Распознавать и описывать на таблице и рисунке органы опорно-двигательной системы. Называть функции опорно-двигательной системы. Типы скелетов. Выявлять усложнения в строении скелета млекопитающих. Сравнивать скелеты позвоночных. Работа с текстом параграфа и демонстрационными пособиями | Влажные препараты | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа с тестом | 13.02 | ||
43 | Способы передвижения Лабораторная работа №7 | Приводить примеры животных, имеющих разные полости тела. Давать определение терминам. Распознавать и описывать способы передвижения. Выявлять приспособление организмов к передвижению Работа с текстом параграфа и демонстрационными пособиями | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ, | Лабораторная работа №7 | 16.02 | ||
44 | Органы дыхания | Называть пути поступления О2 в организм животных. Распознавать и описывать на таблице и рисунках органы дыхания. Выявлять приспособленность органов к среде обитания. Сравнивать строение органов дыхания. Работа с текстом параграфа и демонстрационными пособиями | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ, | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 20.02 | ||
45 | Органы пищеварения | Называть функции органов пищеварения. Распознавать и описывать на таблице и рисунке органы пищеварения. Сравнивать строение органов пищеварения и процессы питания. Работа с текстом параграфа и демонстрационными пособиями | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ, | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 27.02 | ||
46 | Кровеносная система | Называть функции кровеносных систем. Распознавать и описывать на таблице и рисунках органы кровеносных систем. Сравнивать строение органов кровеносных систем. Объяснять взаимосвязь строения органов кровеносной. систем и их функций. Работа с текстом параграфа и демонстрационными пособиями | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ, чучела птиц | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 01.03 | ||
47 | Органы выделения | Называть функции органов выделения. Распознавать и описывать на таблице и рисунках органы выделения. Выявлять приспособленность в строении органов к среде обитания. Работа с текстом параграфа и демонстрационными пособиями | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ, | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 05.03 | ||
48 | Нервная система Лабораторная работа №8 | Называть функции нервной системы. Распознавать и описывать на таблице и рисунках органы нервной системы и поведение животных. Давать определение терминам. Сравнивать строение органов нервной системы. Объяснять взаимосвязь между строением и функцией органов нервной систем. Выявлять приспособленность в строении органов к среде обитания. Наблюдать за поведением животных. Работа с текстом параграфа и демонстрационными пособиями | Микропрепараты, микроскоп, ИКТ, | Лабораторная работа №8 | 12.03 | ||
49 | Контрольная работа по тексту администрации | Контроль знаний учащихся. | Тетради для контрольных работ | Контрольная работа по тексту администрации | 15.03 | ||
Индивидуальное развитие5 | 50 | Продление рода | Называть функции органов размножения. Распознавать и описывать на таблице и рисунках органы размножения. *Приводить примеры животных с различным типом размножения Работа с печатными пособиями, анализ рисунка страница 230 | ИКТ, | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 19.03 | |
51 | Способы размножения | Приводить примеры животных с различными видами бесполого размножения животных, с внешним и внутренним оплодотворением. Выявлять приспособленность процесса размножения к среде обитания Работа с печатными пособиями. | Схемы деления простейших | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 22.03 | ||
52 | Развитие животных | Приводить примеры животных с развитием с метаморфозом и без метаморфозы. Сравнивать развитие с метаморфозом и без метаморфоза Работа с печатными пособиями. | Коллекция « Цикл развития тутового шелкопряда» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 05.04 | ||
53 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | Называть периоды в жизни животных. Характеризовать возрастные периоды домашних животных Работа с печатными пособиями. Работа по карточкам . | ИКТ, таблица «Биогеоценоз пресноводного водоёма» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 09.04 | ||
54 | Развитие животных Контрольная работа№4 | Работа в тетрадях для контрольных работ по тексту учителя | Тетради для контрольных работ | Контрольная работа№4 | 12.04 | ||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 55 | Доказательства эволюции животных | Давать определение термину эволюция. Называть доказательства эволюции. Приводить доказательства эволюции животного мира Работа с печатными пособиями, | Портрет Ч. Дарвина,. иллюстрации « Породы собак» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 16.04 | |
56 | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | Называть факторы эволюции. Приводить примеры действия факторов эволюции Работа с ИКТ, анализ сообщений учащихся | Таблицы животных различных классов | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 19.04 | ||
57 | Многообразие видов | Называть основные этапы развития животного мира на Земле. Выделять приспособление в строении и функциях у многоклеточных в отличие от одноклеточных Объяснять роль изменений видов Работа с печатными пособиями, выполнения теста | Таблицы животных различных классов | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 23.04 | ||
58 | Ареалы обитания | Называть причины миграций. Приводить примеры мигрирующих животных. Объяснять условия существования для жизнедеятельности животных. Работа с печатными пособиями, вопрос 6 на странице 237 самостоятельно проанализировать и аргументировать | Зоогеографическая карта, климатическая карта мира. | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 26.04 | ||
59 | Естественные и искусственные биоценозы. | Давать определение понятию биоценоз. Приводить примеры биоценозов. Распознавать и описывать компоненты биоценозов Работа с печатными пособиями. | Таблицы «Биоценоз луга», «Биоценоз пресноводного водоёма» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 30.04 | ||
60 | Факторы среды | Называть основные среды жизни. Описывать условия среды обитания. Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Объяснять влияние среды обитания на животных. Работа с печатными пособиями. | Гербарный материал, чучела животных. | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 03.05 | ||
61 | Цепи питания. | Давать определение понятию цепь питания. Приводить примеры цепей питания. Самостоятельная работа с текстом учебника | Схема пищевых цепей в природе. | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 07.05 | ||
62 | Взаимосвязь компонентов биоценоза. | Приводить примеры взаимосвязей компонентов биоценоза. Давать определение понятию пищевые связи Работа с печатными пособиями, работа с карточками. | Коллекция насекомых, | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 10.05 | ||
63 | Контрольная работа№5 Биоценозы | Работа в тетрадях для контрольных работ по тексту учителя | Тетради для контрольных работ | Контрольная работа№5 | 14.05 | ||
64 | Воздействие человека на животных | Описывать положительные и отрицательные воздействия человека на животных. Распознавать и описывать домашних животных. Приводить примеры промысловых животных Работа с печатными пособиями. | Таблицы «Промысловые птицы», «Пушные звери» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 17.05 | ||
65 | Законы России об охране животного мира. | Приводить примеры редких и охраняемых животных. Работа с печатными пособиями. | Пособие «Животные Красной книги России» | Беседа, фронтальный опрос, самостоятельная работа | 21.05 | ||
66 | Экология Ростовской области | 24.05 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Изменение структуры школьного образования, выделение базовой девятилетней обязательной общей ступени повлекло за собой перестройку школьной биологии. Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Изучение биологии в 7 классе направленно на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
Задачи:
освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных;
овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; работать с биологическими приборами, инструментами, справочникам; проводить наблюдения за животными;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за животными, постановки биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
воспитание позитивного ценностного отношения к животным;
использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за животными
Нормативно-правовая база.
Рабочая программа по биологии 7 класса составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
- Закон Российской Федерации от 10.07.1992г. № 3266-1 «Об образовании».
- Государственный стандарт общего образования (приказ Минобразования России №1089 от 5 марта 2004г.) и ФБУП (приказ МО РФ №1312 от 09.03.2004г.).
3-Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 года №253 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования . В соответствии с пунктом 24 Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего среднего общего образования, утверждённого приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. №1047 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 18 октября 2013 г., регистрационный №30213).
Место предмета в учебном плане
В основной школе биология изучается с 6 по 9 класс. учебный план составляет 280 учебных часов. В том числе в 7 классе 68 часов из расчёта 2 учебных часа в неделю. В 2015-2016 учебном году в 7 классе 66 часов , так как дни в которые проводятся учебные часы по т биологии совпали с праздничными днями (23.02и 08.03) . Программа будет реализована за счёт уплотнения часов.
Учебно–методический компонент.
Данная программа реализуется в учебниках «Биология. Животные. 7 класс» авторов В.В. Латюшина, В.А. Шапкина. – М.: Дрофа, 2005 – 2010.
Распределение учебного времени, отведённого на изучение отдельных разделов курса.
№п/п | Тема | Всего часов |
1 | Введение | 2 |
2 | Многообразие животных | 38 |
3. | Эволюция строения. | 9 |
4. | Индивидуальное развитие животных | 5 |
5 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 12 |
66 |
Перечень учебных тем по стержневым линиям.
№п/п | Стержневые линии | Государственный стандарт | |
знать | уметь | ||
1 | введение | Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Методы изучения животных. Среды жизни и места обитания животных. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга. Систематика животных. Основные систематические категории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных. Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии. Роль зоологии в практической деятельности людей | - объяснять роль зоологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; - обосновывать роль животных в природе и жизни человека; - определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация); - ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы; - проводить самостоятельный поиск зоологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий). использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде; - обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира |
2 | Многообразие животных | Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных. Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование. Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые. Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных. Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы. Значение простейших в природе и жизни человека. Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды. | уметь: - работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, распознавать простейших;- обосновывать роль простейших животных в природе и жизни человека; - работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - соблюдения мер профилактики заболеваний человека и домашних животных, вызываемых простейшими (амебная дизентерия, малярия, амебный менингит, токсоплазмоз, сонная болезнь, «восточная язва»). - распознавать животных отдельных типов и классов; - обосновывать роль различных беспозвоночных животных в природе и жизни человека; - работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы. - соблюдения мер профилактики заболеваний человека и домашних животных, вызываемых паразитическими червями; - оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде; - обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира. - оказания первой помощи при укусах человека опасными животными; - оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде; - обосновывать роль различных хордовых животных в природе и жизни человека; - работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять |
3 | Эволюция строения | сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания, дыхания, выделения, транспорта веществ, регуляции деятельности организма животных различных систематических групп. . | уметь - работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы; - распознавать и описывать на таблицах основные органы и системы органов животных отдельных типов и классов; - сравнивать органы и системы органов представителей отдельных систематических групп и делать выводы на основе сравнения. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения простых биологических исследований: опытов по изучению процессов жизнедеятельности, поведения животных. |
4 | Индивидуальное развитие животных | Размножение - свойство живых организмов. Способы размножения у животных: бесполое и половое. Органы размножения. Значение размножения. Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Гермафродиты. Влияние среды обитания на строение органов размножения. Внутреннее и внешнее оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции. Периодизация и продолжительность жизни животных | уметь: - описывать способы размножения и стадии развития животных; - сравнивать бесполое и половое размножение, делать выводы на основе сравнения; - доказывать преимущества внутреннего оплодотворения по сравнению с внешним; - объяснять биологическую роль метаморфозов в жизни животных; - характеризовать возрастные периоды жизни своих домашних животных; объяснять разную продолжительность жизни животных. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: - проведения простых биологических исследований: наблюдение за ростом развитием животных, определение их возраста. Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические. Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции. Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных. |
5 | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | Историческое развитие животного мира. Доказательства эволюции животных: палеонтологические, эмбриологические. Сходство в строении зародышей животных. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Рудименты и атавизмы. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества. Дарвин о причинах эволюции животных. Результаты эволюции. Дивергенция. Разнообразие видов как результат эволюции. Воздействие человека на животных. Рациональное использование животных. Промысел. Одомашнивание животных. Селекция. Законы РФ об охране животного мира. Система мониторинга. Заповедники, заказники, памятники природы. Красная книга России и Кировской области. Система мониторинга. | - обосновывать роль животных в жизни человека; - наблюдать за сезонными изменениями в жизни животных. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни и для: - выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними; - оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде, влияния собственных поступков на живые организмы и экосистемы;- соблюдения правил поведения в окружающей среде- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира. |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ВВЕДЕНИЕ. 2 часа
Общие сведения о животном мире. История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и ее структура. Сходство и различия животных и растений, систематика животных.
Требования ГОС
знать/понимать:
- историю развития и структуру зоологии как науки;
- характерные признаки животного организма;
- черты сходства и различия в строении растительной клетки и клетки животных;
- основы систематики многоклеточных животных, принципы их классификации;
- место и роль человека в природе;
- меры по охране животных.
уметь: - объяснять роль зоологии в формировании современной естественнонаучной картины
мира;
- обосновывать роль животных в природе и жизни человека;
- определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация);
- ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом
и рисунками, выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы
на вопросы;
- проводить самостоятельный поиск зоологической информации: находить
в биологических словарях и справочниках значения зоологических терминов;
в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с
использованием информационных технологий).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения
и умножения животного мира
РАЗДЕЛ I. МНОГООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ 38часов
ТЕМА 1. Простейшие
Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация микропрепаратов простейших.
Требования ГОС
знать/понимать:
- особенности строения, жизнедеятельности, размножения и развития простейших
животных;
- принципы их классификации;
уметь: - работать с увеличительными приборами, готовить микропрепараты, распознавать
простейших;
- обосновывать роль простейших животных в природе и жизни человека;
- работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять
главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний человека и домашних животных,
вызываемых простейшими (амебная дизентерия, малярия, амебный менингит,
токсоплазмоз, сонная болезнь, «восточная язва»).
ТЕМА 2. Многоклеточные животные. Беспозвоночные
Тип Губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип Кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Типы Плоские, Круглые, Кольчатые черви. Многообразие, среда места обитания. Образ
жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и человека. Тип Моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение природе и жизни человека.
Тип Иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни поведение. Биологические и экологические особенности. Значение природе и жизни человека.
Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие редкие и охраняемые виды.
Класс Паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Класс Насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация микропрепаратов гидры, разнообразных моллюсков и их раковин, морских звезд и других иглокожих.
Лабораторные работы Тип Круглые черви Лабораторная работа №1, Многообразие кольчатых червей Лабораторная работа №2
Многоклеточные Контрольная работа №1
Требования ГОС
знать/понимать:
- характерные признаки многоклеточных животных;
- основы систематики многоклеточных животных, принципы их классификации;
- особенности строения, жизнедеятельности представителей различных типов
и классов беспозвоночных животных;
- приспособленность животных к среде обитания;
- образ жизни и характерные особенности наиболее распространенных видов
беспозвоночных животных различных систематических групп.
уметь: - распознавать животных отдельных типов и классов;
- обосновывать роль различных беспозвоночных животных в природе и жизни человека;
- работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять
главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний человека и домашних животных, вызываемых паразитическими червями;
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения
и умножения животного мира.
ТЕМА 3. Позвоночные. Тип Хордовые (18 ч)
Тип Хордовые. Класс Ланцетники. Надкласс Рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс Млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторные работы Костные рыбы. Лабораторная работа №3, Класс Земноводные. Лабораторная работа №4, Класс Птицы. Лабораторная работа №5 Многообразие рыб Контрольная работа №2, Контрольная работа №3 Многоклеточные
Требования ГОС
знать/понимать:
- характерные признаки позвоночных животных;
- основные принципы их классификации;
- особенности строения, жизнедеятельности представителей различных
классов хордовых животных;
- приспособленность животных к среде обитания;
- образ жизни и характерные особенности наиболее распространенных видов
хордовых животных различных систематических групп.
уметь: - распознавать представителей разных классов хордовых животных;
- обосновывать роль различных хордовых животных в природе и жизни человека;
- работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять
главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оказания первой помощи при укусах человека опасными животными;
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ СТРОЕНИЯ. 9 часов
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторная работа Покровы тела Лабораторная работа №6 Способы передвижения Лабораторная работа №7, Нервная система Лабораторная работа №8
Требования ГОС
знать/понимать:
- сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питания,
дыхания, выделения, транспорта веществ, регуляции деятельности организма
животных различных систематических групп.
уметь - работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять
главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы;
- распознавать и описывать на таблицах основные органы и системы органов животных
отдельных типов и классов;
- сравнивать органы и системы органов представителей отдельных систематических
групп и делать выводы на основе сравнения.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- проведения простых биологических исследований: опытов по изучению процессов
жизнедеятельности, поведения животных.
РАЗДЕЛ III. ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ЖИВОТНЫХ 5 чаксов
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Требования ГОС
знать/понимать:
- особенности размножения, роста и развития животных.
уметь: - описывать способы размножения и стадии развития животных;
- сравнивать бесполое и половое размножение, делать выводы на основе сравнения;
- доказывать преимущества внутреннего оплодотворения по сравнению с внешним;
- объяснять биологическую роль метаморфозов в жизни животных;
- характеризовать возрастные периоды жизни своих домашних животных;
- объяснять разную продолжительность жизни животных.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- проведения простых биологических исследований: наблюдение за ростом развитием животных, определение их возраста.
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч.Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животны и разнообразие видов как результат эволюции.
Ареалы обитания. Миграции. Закономерности размещения животных.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
Требования ГОС
знать/понимать:
- причины и результаты эволюции животных;
- основные направления эволюционного процесса животного мира;
- закономерности размещения животных на Земле.
уметь: - приводить примеры доказательств эволюции животных;
- приводить примеры усложнения животных в процессе эволюции;
- объяснять родство, общность происхождения и эволюцию животных;
- работать с таблицами, схемами, текстом и рисунками учебника, выделять
главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
Естественные и искусственные биоценозы (водоем, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Развитие животных Контрольная работа№4
Требования ГОС
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: популяций, экосистем и агроэкосистем; биосферы;
- сущность биологических процессов: круговорота веществ и превращения энергии в экосистемах;
- структурные компоненты биоценоза, их взаимосвязи, закономерности.
уметь: - обосновывать роль животных в природе;
- выявлять приспособления животных к среде обитания;
- описывать взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды в экосистемах.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде;
- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
РАЗДЕЛ VI. ЖИВОТНЫЙ МИР И ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА 14 часов
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Контрольная работа№5 Биоценозы
Требования ГОС
знать/понимать:- наиболее распространенные виды и породы животных, животных своего региона,
своей местности;- место и роль человека в природе;- меры по охране животных.
уметь: - обосновывать роль животных в жизни человека;
- наблюдать за сезонными изменениями в жизни животных.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни для:
- выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними;
- оценки последствий деятельности человека по отношению к природной среде, влияния
собственных поступков на живые организмы и экосистемы;- соблюдения правил поведения в окружающей среде- обоснования значения природоохранной деятельности человека в деле сохранения и умножения животного мира.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ учащихся
В результате изучения предмета учащиеся должны
знать/понимать:
признаки биологических объектов: животных своего региона;
сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение животных.
уметь:
наблюдать влияние факторов среды на животные организмы;
объяснять роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; общность происхождения и эволюцию животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль животных в жизни человека; взаимосвязи животных и окружающей среды; роль биологического разнообразия животных в сохранении биосферы; актуальность проблемы сохранения биологического разнообразия популяций, видов, сообществ животных в природе;
изучать животных и процессы их жизнедеятельности, рассматривать на готовых микропрепаратах простейших животных, объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, сезонными изменениями в жизни животных;
распознавать и описывать на таблицах особенности строения и органы животных; животных разных систематических групп; наиболее распространенные виды животных своей местности, домашних животных, животных, опасных для человека;
приводить примеры редких и охраняемых животных;
сравнивать биологические объекты: клетки животных; животных различных систематических групп, делать выводы на основе этого сравнения;
определять принадлежность животных к определенной систематической группе (классификация);
давать характеристику животным различных систематических групп;
проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на животных;
оформлять результаты экскурсий, наблюдений с помощью графиков, таблиц, диаграмм;
формулировать выводы на основе собранного материала;
прогнозировать последствия воздействия антропогенных факторов на биологическое разнообразие животных.
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
оказания первой помощи при укусах животными;
выращивания и размножения сельскохозяйственных и домашних животных, ухода за ними;
соблюдения правил поведения в окружающей среде;
обоснования мер охраны видов и природных сообществ.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
2. Программы основного общего образования по биологии. VI – IX классы / В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова. – М.: Дрофа, 2006.
Учебно-методическая литература
1. Латюшин В.В., Шапкин В.А. Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учебных заведений. – М.: Дрофа, 2005 – 2009.
2Захарова Н.Ю. Контрольные и проверочные работы по биологии к учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс». – М.: Изд-во «Экзамен», 2007.
3 Латюшин В.В., Уфимцева Г.А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» – М.: Дрофа, 2001.
4. Галушкова Н.И. Биология. Животные. 7 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина и В.А. Шапкина «Биология. Животные. 7 класс» – Волгоград: Учитель, 2006.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИ
Электронные ресурсы на компакт-дисках
1. 2 СD «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» – М.: Просвещение, 2009
материально-техническое обеспечения
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
Печатные пособия:, зоологии, имеющиеся в кабинете
Таблицы
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование:
Лупа ручная
Микроскоп школьный ув. 300–500
Модели:
Модели объемные
Скелеты позвоночных животных
Модели рельефные
Набор моделей по строению позвоночных животных
Модели-аппликации (для работы на магнитной доске)
Строение клеток животных
Муляжи
Строение глаза млекопитающего
Микропрепараты
Набор микропрепаратов по зоологии (проф.)
Коллекции
Вредители сельскохозяйственных культур
Ископаемые животные
MULTIMEDIA - поддержка курса «Биология. Животные»
«Насекомые», «Подводный мир», «Млекопитающие животные», «Орнитология»DVD-диски
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мифодий»
Согласовано Согласовано
Заместитель директора по УВР
Протокол заседания ФИО
Методического совета 20----года
МБОУ ООШ №
От----20---года №----
Подпись руководителя МС ФИО
КОНТРОЛЬ УРОВНЯ ОБУЧЕННОСТИ
Для контроля уровня обученности используются Традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки:
за устный ответ или другую форму контроля тематического материала;
за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за четверть, полугодие) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок
.Оценка устных ответов обучающихся
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.
Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.
Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.
График контрольных работ по биологии 7 класс.
Планируемая дата | Тема |
Многоклеточные. Контрольная работа№1 | |
Многообразие рыб. Контрольная работа №2 | |
Контрольная работа по тексту администрации | |
Контрольная работа №3Многоклеточные | |
Контрольная работа по тексту администрации | |
Развитие животных. Контрольная работа №4 | |
Биоценозы Контрольная работа №5 |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа №5 города Новошахтинска.
«Утверждаю»
Директор МБОУ ООШ №5
Коваленко Л.Н
Приказ от -------------------№
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По биологии
Основное общее образования 7 класс
Количествочасов-66ч.
Учитель-Чебаненко Елена Дмитриевна
Программа разработана на основе авторских программ (авторов Н.И. Сонин, И.Б.-Агафоновой, В.Б.Захарова,В.В.Пасечника,В.М.Понамарёвой) издательство Москва «Глобус»-2008г
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...