Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему

<h2><a href="http://nsportal.ru//blinov-artem-evgenevich">Мои публикации в социальной сети работников образования <span style="color: #ff0000">ns</span><span style="color: #ff8c00">portal.ru</span></a></h2>"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_biologii_8_klass.doc278 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии линии УМК   Н.И.Сонина  составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и среднего (полного) общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, примерной программы по биологии Н.И.Сонина, В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой (5-9 класс) и примерной программы по биологии  среднего (полного) общего образования И.Б. Агафоновой, В.И.Сивоглазова  (10-11 класс. Базовый уровень)

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Реализацию программы обеспечивают следующие нормативные документы:

  1. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-Ф3 «Об образовании».
  2. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»
  3. Приказ министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.08.2010 №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для  образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 №1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»
  5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.02.2012 №74 «О внесении изменений в федеральный  базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 №1312»
  6. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 №1067 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-2014 учебный год».
  7. Типовое положение об общеобразовательном учреждений, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 №196.
  8. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2011 №189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
  9. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 06.08.2008 №1250-р «Об утверждении Порядка организации образовательной деятельности общеобразовательных учреждений – гимназий и лицеев Санкт–Петербурга».
  10. Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от  12.04.13 № 907-р «О формировании учебных планов образовательных учреждений Санкт-Петербурга, реализующих образовательные программы общего образования на 2012-2013 учебный год».
  11. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 года.
  12. Учебный план МБОУ СОШ № 2 г. Лысково на 2013-2014 учебный год.
  13. Рабочая программа по биологии по линии Н.И.Сонина. для 8 класса «Человек»

Общая характеристика учебного предмета

Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке, как биосоциальном существе. Отбор содержания проведен с учетом культуросообразного подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья; для повседневной жизни и практической деятельности. Программа по биологии строится с учетом следующих содержательных линий:

- многообразие и эволюция органического мира

-биологическая природа и социальная сущность человека;

- уровневая организация живой природы;

Содержание структурировано в виде четырех разделов : «Живой организм» (6класс), «Многообразие живых организмов» (7 класс), «Человек» (8 класс), «Общие закономерности» (9класс).

Раздел «Живые организмы. Многообразие живого» включает сведения об отличительных признаках живых организмов, их многообразии, системе органического мира, растениях, животных, грибах, бактериях и лишайниках. Содержание раздела представлено на основе эколого-эволюционного функционального подходов, в соответствии с которыми акценты в изучении организмов переносятся с особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнения в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

В разделе «Человек» содержатся сведения о человеке как  биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.

Содержание раздела «Общие закономерности» подчинено, во-первых, обобщению и систематизации того содержания. Которое было усвоено учащимися ранее, во-вторых, знакомству школьников с некоторыми доступными для их восприятия общебиологическими закономерностями.

ЦЕЛИ биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном, личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.

Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития – ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объемы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивным с точки зрения  решения задач развития подростка являются социоморальная и интеллектуальная взрослость.

 Помимо этого, глобальные цели формулируются с учетом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования  в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми. То есть глобальными целями биологического образования являются:

-СОЦИАЛИЗАЦИЯ обучаемых, как вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающих включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;

- ПРИОБЩЕНИЕ к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.

     Помимо этого биологическое образование призвано обеспечить:

-ОРИЕНТАЦИЮ в системе моральных норм и ценностей: признание высокой ценности жизни  во всех ее проявлениях, здоровья своего и других людей; экологическое сознание, воспитание любви к природе;

-РАЗВИТИЕ познавательных мотивов , направленных на получение нового знания о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с усвоении основ научных знаний, овладение методами исследования природы, формирование интеллектуальных умений;

 -ОВЛАДЕНИЕ ключевыми компетентностями: учебно-познавательными, информационными, ценностно-смысловыми, коммуникативными;

-ФОРМИРОВАНИЕ у учащихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры, как способности к эмоционально-ценностному отношению к объектам живой природы;

Требования к результатам обучения.

Достижение учащимися следующих личностных результатов:

1. Знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

2. реализация установок здорового образа жизни;

3. формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать. строить суждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными   результатами   освоения  выпускниками основной школы программы по биологии являются:

 I. В познавательной (интеллектуальной) сфере:

-выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);

-приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;

-классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;

-объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;

-различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;

-сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

-выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;

-овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

2.        В ценностно-ориентационной сфере:

-знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;

-анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.

3.        В сфере трудовой деятельности:

-знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;

-соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).

4.        В сфере физической деятельности:

•        освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растения укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

5.        В эстетической сфере:

•        овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Результаты освоения курса биологии

Деятельность образовательного учреждения общего образования в обучении биологии в средней (полной) школе должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

-реализации этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;

-признания высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей, реализации установок здорового образа жизни;

-сформированности познавательных мотивов, направленных на получение нового знания в области биологии в связи с будущей профессиональной деятельностью или бытовыми проблемами,   связанными  с  сохранением  собственного  здоровья и экологической безопасности.

Метапредметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии являются:

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;

-способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;

-умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками старшей школы программы по биологии на базовом уровне являются:

1.   В познавательной (интеллектуальной) сфере:

характеристика содержания биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учения В. И. Вернадского о биосфере; законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости; вклада выдающихся учёных в развитие биологической науки;

-выделение существенных признаков биологических объектов (клеток: растительных и животных, доядерных и ядерных, половых и соматических; организмов: одноклеточных и многоклеточных; видов, экосистем, биосферы) и процессов (обмен веществ, размножение, деление клетки, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере); объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;

-приведение доказательств (аргументация) единства живой и неживой природы, родства живых организмов; взаимосвязей организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов;

-умение пользоваться биологической терминологией и символикой;

-решение элементарных биологических задач; составление элементарных схем скрещивания и схем переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);

-описание особей видов по морфологическому критерию;

-выявление изменчивости, приспособлений организмов к среде обитания, источников мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенных изменений в экосистемах своей местности; изменений в экосистемах на биологических моделях;

-сравнение биологических объектов (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессов (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и формулировка выводов на основе сравнения.

2.        В ценностно-ориентационной сфере:

-анализ и оценка различных гипотез сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальных экологических проблем и путей их решения, последствий собственной деятельности в окружающей среде; биологической информации, получаемой из разных источников;

-оценка этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение, направленное изменение генома).

3.        В сфере трудовой деятельности:

•        овладение умениями и навыками постановки биологических экспериментов и объяснения их результатов.

4.   В сфере физической деятельности:

•        обоснование и соблюдение мер профилактики вирусных
заболеваний, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде.

Критерии оценивания

Оценка устного  ответа обучающегося

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяеть полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.


Отметка "4": 

1.Знание всего изученного программного материала.
2. Умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.


Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых ошибок при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы,   отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения лабораторных работ 

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные, рисунки не полные, отчет по работе выполнен недостаточно четко.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных  проверочных работ (за исключением тестов). 

Отметка "5" ставится, если обучающийся:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если обучающийся выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если обучающийся правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если обучающийся:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.


Рабочая программа по биологии 8 класс «Человек»

(2 часа в неделю, 70 часов за год, из которых 8 часов – резерв времени)

Рабочая программа по биологии линии УМК Н.И.Сонина составлена на основе Федерального компонента образовательного  стандарта, Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, Фундаментального ядра содержания общего образования, Примерной программы по биологии для 8 класса «Человек» автора Н.И.Сонина (Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология 6 – 11 классы. М.:Дрофа,2008).

В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся, коммуникативных качеств личности.

Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 8 классе средней общеобразовательной школы по учебнику Н.И.Сонина, М.Р.Сапина. Биология. 8 класс. Человек. : учебник для общеобразовательных учебных учреждений. – М.:Дрофа, 2012. Учебник входит в федеральный перечень учебников рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, утвержденных приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2012 № 1067. Учебник имеет гриф «Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации»

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом МБОУ СОШ № 2 г. Лысково данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 8 классе в объеме 2 часов в неделю.

Программа по биологии для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности. На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, осуществляется знакомство с разноуровневой организацией организма человека. На последующих уроках дается обор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной регуляции жизнедеятельности организма,, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются  вопросы индивидуального развития человека, наследственные и приобретенные качества личности.

Принципы отбора основного и дополнительного материала связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных и межпредметных связей, с возрастными особенностями развития учащихся.

Для приобретения практических навыков и умений и повышения уровня знаний в программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой, которые проводятся после подробного инструктажа по технике безопасности и ознакомления учащихся с правилами безопасного выполнения работы. Все лабораторные и практические  работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(70 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1 . Человек как биологический вид (2 часа)

Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.

        Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

Биологические и социальные факторы антропосоциогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.

           Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)

Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.

        Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)

Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов.

Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.

        Демонстрация схем систем органов человека.

Лабораторные и практические работы

Изучение микроскопического строения тканей.

Распознавание на таблицах органов и систем органов.

Тема 5. Координация и регуляция (12 часов)

Гуморальная регуляция

Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.

            Демонстрация схем строения эндокринных желез; Таблиц строения, биологической активности и точек приложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.

Нервная регуляция

Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.

Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.

Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.

    Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.

     Лабораторные и практические работы

Изучение головного мозга человека (по муляжам).

Изучение изменения размера зрачка.

Тема 6. Опора и движение (8 часов)

Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.

Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.

       Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.

       Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения костей.

Измерение массы и роста своего организма.

Выявление влияния статической и динамической работы на утомление мышц.

Тема 7. Внутренняя среда организма (3 часа)

Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.

Значение работ Л. Пастера и И.И. Мечникова в области иммунитета.

Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.

Лабораторная работа

Изучение микроскопического строения крови.

Тема 8. Транспорт веществ (6 часов)

Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.

        Демонстрация моделей сердца человека, таблиц и схем строения клеток крови и органов кровообращения.

        Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления.
Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений.

Тема 9. Дыхание (5 часов)

Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.

        Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемов искусственного дыхания.

        Практическая работа

Определение частоты дыхания.

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.

        Демонстрация модели торса человека, муляжей внутренних органов.

        Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны на крахмал.

Определение норм рационального питания.

Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)

Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.

Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.

Тема 12. Выделение (2 часа)

Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.

        Демонстрация модели почек.

Тема 13. Покровы тела (4 часа)

Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.

        Демонстрация схем строения кожных покровов человека. Производные кожи.

Тема 14. Размножение и развитие (3 часа)

Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.

Тема 15. Высшая нервная деятельность (6 часов)

Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.

Тема 16. Человек и его здоровье (4 часа)

Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.

Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.

   Лабораторные и практические работы

Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений

Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье.

Заключение. (1 час)

Итоговый урок «Человек и его здоровье»

Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 8 класс:

                                   Учащиеся должны: 

  • давать определение биологическим терминам и понятиям;
  • распознавать и описывать на таблицах, рисунках органы и системы органов человека;
  • сравнивать строение и особенности жизнедеятельности человека с млекопитающими и делать выводы на основе сравнения;
  • характеризовать сущность процессов, происходящих в организме человека;
  • устанавливать соответствие между частями клетки, тканями и органами и их функциями;
  • называть признаки (особенности строения) биологических объектов;
  • устанавливать взаимосвязь между строением органов и выполняемыми функциями; между системами органов;
  • называть заболевания систем органов, их признаки, причины и меры профилактики;
  • анализировать и оценивать воздействие факторов риска и собственных поступков на здоровье;
  • находить в тексте учебника и других источниках необходимую информацию;
  • использовать приобретенные знания и умения: 1) для соблюдения мер профилактики заболеваний и повреждений органов, 2) профилактики вредных привычек, 3) оказания первой медицинской помощи пострадавшим, 4) проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Основная литература:

1.Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс.  Биология. 6-11 классы. М.: Дрофа, 2008

2. Сонин Н.И., Сапин М.Р. Биология. Человек. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа

Дополнительная литература:

1. Абдулгамидов Ч.А., Сонин Н.И. Биология. Человек:8 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. Учебно-методическое пособие.- М.: Классикс стиль, 2003.

2. Панина Г.Н. Биология. Диагностические работы. 6-9 класс. (авторская линия Н.И.Сонина). – СПб. : Паритет, 2005.                          

3. Семенцова В.Н. Биология. Технологические карты уроков. 8 класс. Методическое пособие. – СПб: Паритет, 2002 г.

4. Семенцова В.Н., Павлова Г.А. Рабочая тетрадь по биологии . Человек. 8 класс. Учебное пособие. – СПб: Издательство «Паритет», 2004.                                                                                                          

5. Степанов И.А. Тестовые задания по биологии: Человек: 9 класс: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1999.

6. Книга для чтения по анатомии

Интернет-ресурсы:

http://bio.1september.ru/ - газета «Биология» (приложение к газете «1 сентября»);

www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

Наглядные пособия.

Таблицы:

Комплект таблиц по анатомии.

Пособия:

  1. набор микропрепаратов по анатомии
  2. микроскопы

Календарно-тематическое планирование по биологии по курсу «Человек» 8 класс -2013-2014

(2 часа в неделю, 70 часов за год, из которых 8 часов – резерв времени)

 

Тема

Кол-во часов

Дата прохождения темы

Форма урока

Характеристика деятельности учащихся

Информационное сопровождение

Примечание

По плану

По факту

1

Тема 1. Человек как биологический вид  (2часа)

1.1

Место человека в системе органического мира.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, работа в тетради, ответы на вопросы учителя

Учебник

1.2

Особенности человека.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы учителя, работа в тетради

Учебник

2

Тема 2. Происхождение человека (2 часа)

2.2

Происхождение человека, этапы его становления.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала

Ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

2.3

Расы человека, их происхождение и единство.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы учителя (эвристическая беседа), работа с учебником, работа в тетради

Учебник

3

Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека  (1час)

3.1

История развития знаний о строении и функциях организма человека.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала

Работа с учебником, работа в тетради по заполнению таблицы

Учебник

4

Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4часа)

4.1

Клеточное строение организма.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Работа с таблицами, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

4.2

Ткани

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

4.3

Ткани

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, лабораторная работа «Изучение микроскопического строения тканей», отчет по лабораторной работе

Учебник, таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты «Эпителиальная ткань», «нервная ткань», «мышечная ткань», «соединительная ткань»

4.4

Органы, системы органов, организм.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради по заполнению таблицы по системам органов, подготовка к проверочной работе. Лабораторная работа «Распознавание органов и систем органов на таблицах»

Учебник, таблицы, раздаточный материал из рабочей тетради

5

Тема 5. Координация и регуляция (9 +1 часов)

5.1

Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Проверочная работа, работа в тетради

Учебник, раздаточный материал из рабочей тетради

5.2

Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник

5.3

Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы.

1

8а-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

5.4

Спинной мозг

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, Практическая работа «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга», отчет по работе

Учебник, таблицы

5.5

Строение и функции головного мозга.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы, раздаточный материал из рабочей тетради

5.6

Большие полушария головного мозга.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Работа с учебником, работа в подготовка к проверочной работе

Учебник, таблицы

5.7

Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Проверочная работа, работа в тетради, работа с учебником

Учебник, таблицы

5.8

Анализаторы слуха и равновесия.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

5.9

 Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, подготовка к проверочной работе

Учебник, таблицы

6

Тема 6. Опора и движение (8часов)

6.1

Аппарат опоры и движения, его функции. Скелет человека и его значение, строение скелета.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала

Работа в тетради

Учебник, таблицы, раздаточный материал из рабочей тетради

6.2

Строение и свойства костей.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Лабораторная работа «Изучение внешнего строения костей»

Учебник, таблицы

6.3

Типы соединения костей.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

6.4

Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов и переломах костей.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа в тетради по заполнению таблицы

Учебник, дополнительные источники информации

6.5

Мышцы, их строение и функции.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

6.6

Работа мышц.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Практическая работа «Влияние статической и динамической работы на утомление мышц»

Учебник

6.7

Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок закрепления

Эвристическая беседа, заполнение на ее основе таблицы, Практическая работа  Измерение массы и роста своего организма», работа в тетради

Полученные ранее знания

6.8

Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры  и движения человека.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок обобщения

 эвристическая беседа, работа в тетради

Учебник

7

Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)

7.1

Внутренняя среда организма и ее значение.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала

 Проверочная работа .Работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

7.2

Плазма крови, ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, лабораторная работа  «Изучение микроскопического строения крови», отчет по лабораторной работе, подготовка сообщения на тему «открытие иммунитета» (по желанию)

Учебник, таблицы, микроскопы, готовые микропрепараты « кровь лягушки», «кровь человека»

7.3

Иммунитет

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащегося на тему «открытие иммунитета» (по желанию), подготовка сообщений на тему «группы крови», «переливание крови» (по желанию)

Учебник, дополнительные источники информации,

7.4

Группы крови. Переливание крови, Донорство, резус-фактор.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся на тему «группы крови», «переливание крови» (по желанию), подготовка к проверочной работе

Учебник, дополнительные источники информации,

8

Тема 8. Транспорт веществ (4часа).

8.1

Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Проверочная работа, работа в тетради

Учебник, таблицы

8.2

Работа сердца.

1

8а-

8б-

 

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

8.3

Движение крови по сосудам.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, Практическая работа «Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений», отчет по  работе, подготовка сообщений на тему «Заболевания сердечно-сосудистой системы и их предупреждение» (по желанию)

Учебник, таблицы

8.4

Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа в тетради по заполнению таблицы, Практическая работа «Первая помощь при заболеваниях органов кровообращения и кровотечениях», отчет по  работе

Учебник

9

Тема 9. Дыхание (5 часов)

9.1

Дыхание. Строение и функции органов дыхания

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала

Работа в тетради, Практическая работа «Гигиеническая оценка микроклимата помещения» (отчет по работе в виде таблицы)

Учебник, таблицы

9.2

Строение легких. Газообмен в легких и тканях.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

9.3

Дыхательные движения. Жизненная емкость легких.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

9.4

Регуляция дыхания

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, подготовка сообщений на тему «Заболевания органов дыхания и их предупреждение», подготовка к проверочной работе

Учебник, таблицы

9.5

Заболевания органов дыхания и их предупреждение.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок закрепления и обобщения

 Работа в таблице по заполнению гигиенической таблицы, сообщения на тему «Заболевания органов дыхания и их предупреждение», Практическая работа «Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения»

Учебник, дополнительные источники информации

10

Тема 10. Пищеварение (5 часов)

10.1

Пищевые продукты, питательные вещества, их превращения в организме.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала

 Проверочная работа. Работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

10.2

Пищеварение в ротовой полости.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

10.3

Пищеварение в желудке и кишечнике.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, лабораторная работа «Воздействие желудочного сока  на белки»

Учебник, таблицы

10.4

Всасывание.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, подготовка сообщений учащихся по рациональному питанию (по желанию).

Учебник, таблицы

10.5

Рациональное питание.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Эвристическая беседа, работа в тетради по заполнению таблицы, практическая работа «Состав пищевых продуктов»,  отчет по работе, сообщения учащихся по рациональному питанию (по желанию), подготовка к проверочной работе

Учебник, дополнительные источники информации

11

Тема 11. Обмен веществ и энергии. Витамины (2часа)

11.1

Обмен веществ и энергии.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Проверочная работа, работа в тетради, работа с учебником

Учебник

11.2

Витамины

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник

12

Тема 12. Выделение (2часа)

12.1

Выделение. Строение и работа почек.

1

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, таблицы

12.2

Заболевания почек, их предупреждение.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, подготовка сообщений учащихся по теме «гигиена кожи» (по желанию)

Учебник, дополнительные источники информации

13

Тема 13. Покровы тела (3 часа)

13.1

Строение и функции кожи. Гигиена кожи.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся по теме «гигиена кожи» (по желанию)

Учебник, тетрадь, дополнительные источники информации

13.2

Роль кожи в теплорегуляции организма.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся

Учебник, дополнительные источники информации

13.3

Закаливание организма. Гигиена одежды и обуви.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся

Учебник, дополнительные источники информации

14

Тема 14. Размножение и развитие (2 часа)

14.1

Половая система человека.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, подготовка к проверочной работе

Учебник

14.2

Возрастные процессы.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Проверочная работа, работа с учебником, работа в тетради,

учебник

15

Тема 15.  Высшая нервная деятельность человека (10 часов)

15.1

Поведение человека. Рефлекс – основа нервной деятельности.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Урок изучения нового материала

работа с учебником, работа в тетради, подготовка сообщений учащихся на тему «врожденные и приобретенные формы поведения», «работы  И.П. Павлова»

Учебник, таблицы

15.2

Врожденные  и приобретенные формы поведения. Торможение.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся на тему «врожденные и приобретенные формы поведения», «работы  И.П. Павлова», подготовка сообщений на тему «сон и сновидения»

Учебник, дополнительные источники информации

15.3

Биологические ритмы. Сон и его значение. Гигиена сна.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся на тему «сон и сновидения»

Учебник, дополнительные источники информации

15.4

Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы, речь, мышление.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради, сообщения учащихся, подготовка к проверочной работе

Учебник, дополнительные источники информации

15.5

Особенности высшей нервной деятельности человека. Память. Эмоции.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Проверочная работа, работа в тетради

Учебник

15.6

Индивидуальные особенности личности.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Эвристическая беседа, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник

15.7

Гигиена умственного труда

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник, дополнительные источники информации

15.8

Типы нервной деятельности

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Ответы на вопросы по домашнему заданию, ответы на вопросы учителя, работа с учебником, работа в тетради

Учебник

15.9

Анализ и оценка влияний факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Комбинированный урок

Эвристическая беседа с составлением конспекта в тетради. Практическая работа»Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека»

Учебник, дополнительные источники информации

15.10

Строение и процессы жизнедеятельности организма человека.

1

8а-

8б-

8в-

8а-

8б-

8в-

Обобщающий урок

Работа в группах

   

Резерв времени учитель использует по своему усмотрению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...