рабочая программа по биологии 8 класс Сонин Н.И.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа составлена из расчета 2 часа в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 45.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное образовательное учреждение
Новолялинского городского округа
«Павдинская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО №1 от « »_______________ 2015 г. руководитель ШМО учителей естественно-математических предметов ____________/ Симакова Е.С.\ | СОГЛАСОВАНО « » _________________2015 г. Заместитель директора по УВР __________________/Е.В. Старцева \ |
УТВЕРЖДАЮ Директор_______________/М.П. Анкушин\ Приказ от «_____»_____________2015 г. |
Биология. Человек.
рабочая программа для 8 класса
Составитель
Симакова Е.С.
Учитель биологии
1 кв.к.
п. Павда
2015 год
Содержание
1.Пояснительная записка
2.Содержание предмета
3.Поурочное планирование
4. Требования к уровню подготовки
5.Учебно-методическое обеспечение
Пояснительная записка
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
-федеральные документы:
- Закона Российской Федерации «Об образовании» от 26.12.2012 г. № 273-ФЗ (Принят Государственной Думой 21 декабря 2012 года, Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 года);
- Президентской образовательной инициативы «Наша новая школа», 2010 г.;
- Постановления РФ от 19.03.2001 № 196 (ред. от 10.03.2009) «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»;
- Приказа Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2010 г №889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 03.06.2011 № 1994 «Изменения, которые вносятся в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- Приказа Министерства образования и науки РФ от 31.01.2012 г. № 69 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных
образовательных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом
Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. N 1089»; - Приказа Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
- Письма Минобрнауки России от 29.04.2014 г. № 08-548 «О федеральном перечне учебников»;
- Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;
- областные документы:
- Закона Свердловской области от15. 07.2013 г. № 78-ОЗ «Об образовании в Свердловской области» № 78-ОЗ.
- школьные:
- Устава МКОУ НГО «Павдинская СОШ»;
- Образовательной программы МКОУ НГО «Павдинская СОШ»;
- Календарного учебного графика.
Программа составлена с учетом примерной программы по биологии М., «Просвещение», 2011 год.
Изучение биологии направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о факторах здоровья и риска; проводить наблюдения за состоянием собственного организма;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному здоровью, здоровью других людей; соблюдение норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
При разработке программы учитывались психолого – педагогические закономерности усвоения знаний, их доступность для учащихся.
В программе раскрываются общие теоретические вопросы, включенные в минимум содержания по биологии, составляющие важный компонент общечеловеческой культуры. Общий обзор организма человека подготавливает учащихся к рассмотрению механизма регуляции процессов жизнедеятельности. Сведения о регуляции используются при последующем изучении строения и функций исполнительных органов.
Применение функционального подхода повышает эффективность формирования понятия об организме как едином целом, позволяет сориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершают уроки, позволяющие обобщить и систематизировать знания, а так же применить умения, приобретенные при изучении биологии.
Программа составлена для учащихся 8 класса. В классе 3 ученика. Очень сильных учащихся нет. Все учащиеся способны к обучению. В классе 2 человека из неполной семьи.
Содержание программы
- Человек как биологический вид.
Место человека в системе органического мира, черты сходства человека и животных, факторы антропосоциогенеза. Особенности строения тела человека, сущность рудиментов и атавизмов, их роль в эволюции человека. Органы и системы органов человека, стадии эволюции человека, расы человека.
- Происхождение человека
Биологические и социальные факторы антропогенеза; этапы эволюции человека, их особенности, отличительные признаки расы, происхождение и единство рас. Совершенствование человека в процессе эволюции.
- Краткая история развития знаний о человеке
История развития знаний о строении и функциях организма человека с древнейших времен до наших дней.
- Общий обзор организма человека
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Система органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
- Координация и регуляция. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат.
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно- гуморальная регуляция.
- Нервная система.
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервная системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и её связи с другими отделами мозга
- Анализаторы.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
- Опора и движение.
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелеты поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямохождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режима труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
- Внутренняя среда организма
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость.
Кровь, её состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
- Транспорт веществ
Сердце, его строение и регуляция деятельности; большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
- Дыхание
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания. Строение органов дыхания. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. Заболевания органов дыхания, их предупреждение.
- Пищеварение
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Заболевания органов пищеварения, их предупреждение. Профилактика глистных инвазий, пищевых отравлений, желудочно-кишечных заболеваний. Гигиена питания.
- Обмен веществ и энергии
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины, их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
- Выделение
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. Болезни органов выделения, их предупреждение.
- Покровы тела.
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение. Профилактика и первая помощь при тепловом, солнечном ударах, обморожении, электрошоке.
- Размножение и развитие
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребёнка.
- Высшая нервная деятельность.
Рефлекс – основа нервной деятельности. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда.
Тематическое планирование
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса ученик должен:
Знать особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Уметь объяснять
роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика;
роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности;
родство человека с млекопитающими животными;
место и роль человека в природе;
зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды.
Распознавать и описывать на таблицах
основные части и органоиды клетки,
органы и системы органов человека.
Анализировать и оценивать
воздействие факторов окружающей среды,
факторов риска на здоровье.
Проводить самостоятельный поиск
биологической информации:
находить в биологических словарях и биологических справочниках значения биологических терминов.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для соблюдения мер профилактики
-заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями;
- травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
-нарушение осанки, зрения, слуха.
Учебно – методическое обеспечение
- Биология. Человек. Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. М., Дрофа, 2005 год
- Методическое пособие к учебнику. М., Дрофа, 2005 год
- Оценка качества подготовки выпускников основной школы, М., Дрофа, 2001 год
- Биология. Поурочные планы. Волгоград, Учитель, 2005 год
- Таблицы по анатомии и физиологии человека
- Таблицы по гигиене
- Модель глаза, головного мозга,уха.
- Видеофильмы по анатомии, физиологии, гигиене человека
Интернет-ресурсы
- InternetUrok.ru›Биология 8 класс
- school-collection.edu.ru›Каталог›Человек
- tinlib.ru›biologija/testy_po_biologii_8_klass.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина Биология 34 ч в неделю
Программа содержит календарно-тематическое планирование по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии для 7 класса по учебнику Сонина. Автор Данилова Наталья Вячеславовна учитель биологии высшей категории МОУ "СОШ №43" г.Саратова
Данная программа составлена с учетом ФГОС. Вней определены личностные, метапредметные и предметный цели изучения курса. Разработанную программу можно использовать при составлении своей рабочей програм...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...

Рабочая программа по биологии 8класс. Сонин Н.И.
Рабочая программа по биологии, концентрический курс Н.И.Сонин,Сапин М.Р....

Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина
Рабочая программа по биологии 6 класс УМК Н.И.Сонин, В.И. Сонина...