Рабочая программа по биологии 10 класс
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая пррограмма по биологии 11 класс
Рабочая программа по биологии 10 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma10_kl.docx | 45.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по биологии в 10 классе по курсу «Общая биология»
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, примерной программы по биологии к учебнику для 10-11 классов общеобразовательных учреждений / Д.К. Беляев, П.М. Бородин, Н.Н. Воронцов и др.; под ред. Д.К. Беляева, Г.М. Дымшица. – М.: Просвещение, 2006, требований к уровню подготовки выпускников по биологии. На изучение курса биологии выделено 68 часов, в том числе в 10 классе – 34 час (1 час в неделю).
Сборник нормативных документов.
- Биология /Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев.- М.: Дрофа, 2007/Федерального компонента государственного стандарта общего образования (основное общее образование). Требования к уровню подготовки выпускников по биологии. - М.: Дрофа, 2007.
- Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
- Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
Базовый курс предполагает
- Создание у школьников представления о биологии как о вполне сложившемся комплексе научных дисциплин, каждая из которых не только решает собственные специфические проблемы, но вносила и вносит вклад в создание единого научного здания биологии, скрепленного рядом устоявшихся принципов.
- Ознакомление учащихся с основами биологической терминологии, систематики, ведущими биологическими школами и течениями, обучение свободному владению «биологическим языком» и специфике "биологического мышления", работе в научных библиотеках.
- Демонстрацию необходимости обращения к смежным дисциплинам, что позволит осознать теснейшие связи биологии с другими областями науки, получить навыки мышления в пограничных областях знаний.
Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, в том числе, экологическую и природоохранительную грамотность.
Программа предназначена для изучения предмета «Общая биология» в общеобразовательных учреждениях. Программой предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. В ней отражены задачи, стоящие в настоящее время перед биологической наукой, решение которых направлено на сохранение окружающей природы и здоровья человека. Особое внимание уделено экологическому воспитанию молодежи.
Изучение курса «Общая биология» основывается на знаниях, полученных учащимися при изучении биологических дисциплин в младших классах, а также приобретенных на уроках химии, физики, истории, физической и экономической географии. Сам предмет является базовым для ряда специальных дисциплин.
В 10 классе обобщаются знания о клеточном уровне жизни, видах клеток и неклеточных форм жизни, расширяются представления о самовоспроизведение организмов, генетических законах наследственности и изменчивости, о многообразии пород, сортов и штаммов организмов, полученных человеком в селекции.
В 11 классе обобщаются знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщаются и углубляются понятия об эволюционном развитии организмов.
Курс биологии на ступени среднего (полного) общего образования направлен на формирование у учащихся целостной системы знаний о живой природе, ее системной организации и эволюции, поэтому программа включает сведения об общих биологических закономерностях, проявляющихся на разных уровнях организации живой природы. Основу отбора содержания составляет знаниецентрический подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, составляющие достаточную базу для продолжения образования в ВУЗе, обеспечивающие культуру поведения в природе, проведения и оформления биологических исследований.
- Цели и задачи
Изучение биологии на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей и задач:
- освоение знаний обосновных биологических теориях, идеях и принципах, являющихся составной частью современной естественнонаучной картины мира; о методах биологических наук (цитологии, генетики, селекции, биотехнологии, экологии); строении, многообразии и особенностях биосистем (клетка, организм, популяция, вид, биогеоценоз, биосфера); выдающихся биологических открытиях и современных исследованиях в биологической науке;
- овладение умениями характеризовать современные научные открытия в области биологии; устанавливать связь между развитием биологии и социально-этическими, экологическими проблемами человечества; самостоятельно проводить биологические исследования (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование) и грамотно оформлять полученные результаты; анализировать и использовать биологическую информацию; пользоваться биологической терминологией и символикой;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностейв процессе изучения проблем современной биологической науки; проведения экспериментальных исследований, решения биологических задач, моделирования биологических объектов и процессов;
- воспитание убежденности в возможности познания закономерностей живой природы, необходимости бережного отношения к ней, соблюдения этических норм при проведении биологических исследований;
- использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, собственному здоровью; выработки навыков экологической культуры; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний и ВИЧ-инфекции.
- Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» на ступени среднего (полного) общего образования являются: сравнение объектов, анализ, оценка, решение задач, самостоятельный поиск информации.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», которые полностью соответствуют стандарту.
Рубрика «Знать/понимать» содержит требования, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания.
В рубрику «Уметь» включены требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: объяснять, устанавливать взаимосвязи, решать задачи, составлять схемы, описывать, выявлять, исследовать, сравнивать, анализировать и оценивать, осуществлять самостоятельный поиск биологической информации.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Основу структурирования содержания курса биологии в старшей школе составляют ведущие системообразующие идеи – отличительные особенности живой природы, ее уровневая организация и эволюция, в соответствии с которыми выделены содержательные линии курса:
- Биология как наука;
- Методы научного познания;
- Клетка;
- Организм;
- Вид;
- Экосистемы.
Системообразующие ведущие идеи: разноуровневая организация жизни, эволюция, взаимосвязь в биологических системах позволяют обеспечить целостность учебного предмета. Полнота и системность знаний, изложенных в содержательных линиях, их связь с другими образовательными областями позволяют успешно решать задачи общего среднего образования.
При изучении данного курса учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Сведения об уровнях организации жизни, эволюции обобщаются, углубляются и расширяются. При этом учитываются возрастные особенности учащихся.
Глубокому усвоению знаний способствует целенаправленное и последовательное решение различных познавательных задач, формирование у школьников практических умений. На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.
Важным структурным компонентом урока является анализ результатов учебной деятельности школьников. С этой целью запланировано систематически подводить итоги урока, комментировать работу учащихся по усвоению знаний и овладению умениями.
В программе указано время, отведенное на изучение тем. Оно включает в себя и часы на обобщающие уроки.
Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены экскурсии, демонстрации опытов, проведение наблюдений. Все это дает возможность направленно воздействовать на личность учащегося: тренировать память, развивать наблюдательность, мышление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.
При организации лабораторных работ проводится инструктаж по технике безопасности, при организации экскурсий учащиеся знакомятся с правилами поведения в природе.
Проверяются и оцениваются наряду со знаниями умения пользоваться микроскопом, ставить опыты, работать с учебником, готовить сообщения. Измерители уровня учебных достижений школьников построены с учетом материалов предлагаемых при сдаче экзамена в форме ЕГЭ.
На уроках материал курса излагается в эволюционной последовательности, используются различные методы, активизирующие деятельность учащихся. При распределении заданий используется индивидуальный подход к учащимся, учитывается общая учебная нагрузка и интерес учащихся к той или иной проблеме.
Современное состояние общества, высочайшие темпы его развития предъявляют все более высокие требования к уровню знаний выпускников школы, качеству преподаваемого материала, уровню представляемой и обрабатываемой информации. Внедрение современных технологий в образовательный процесс является дополнительной возможностью повышения качества обучения учащихся. Новые информационные технологии и программные средства способны помочь более эффективно решать следующие задачи:
- стимуляция самостоятельности и работоспособности учащихся, содействие развитию их личности;
- организация индивидуального обучения школьников;
- наиболее полное удовлетворение образовательных потребностей как наиболее способных и мотивированных учащихся, так и недостаточно подготовленных.
Для решения этих задач в программу включены занятия предусматривающие использование мультимедийного оборудования, при объяснении материала применяются мультимедийные презентации, flesh- анимации, видеоматериалы, Интернет-ресурсы.
Основные требования к уровню подготовки учащихся 10 класса.
В результате изучения биологии на базовом уровне в 10 классе ученик должен
знать /понимать
- основные положения биологических теорий (клеточная);сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости;
- строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом;;
- сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение,
- вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
- биологическую терминологию и символику;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций,
- решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания;
- выявлять источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
- сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, процессы (половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
- находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
- оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Основное содержание курса (34 час)
БИОЛОГИЯ КАК НАУКА. МЕТОДЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (1 час)
Объект изучения биологии – живая природа. Отличительные признаки живой природы: уровневая организация и эволюция. Основные уровни организации живой природы. Биологические системы[1]. Современная естественнонаучная картина мира. Роль биологических теорий, идей, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира. Методы познания живой природы.
Демонстрации
- Биологические системы
Уровни организации живой природы
Методы познания живой природы
КЛЕТКА (15 час)
Развитие знаний о клетке (Р.Гук, Р.Вирхов, К.Бэр, М.Шлейден и Т.Шванн). Клеточная теория. Роль клеточной теории в становлении современной естественнонаучной картины мира.
Химический состав клетки. Роль неорганических и органических веществ в клетке и организме человека.
Строение клетки. Основные части и органоиды клетки, их функции; доядерные и ядерные клетки. Вирусы. Меры профилактики распространения вирусных заболеваний. Профилактика СПИДа.Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Удвоение молекулы ДНК в клетке. Значение постоянства числа и формы хромосом в клетках. Ген. Генетический код. Роль генов в биосинтезе белка.
Демонстрации
Строение молекулы белка
Строение молекулы ДНК
Строение молекулы РНК
Строение клетки
Строение клеток прокариот и эукариот
Строение вируса
Хромосомы
Характеристика гена
Удвоение молекулы ДНК
Лабораторные и практические работы
Наблюдение клеток растений и животных под микроскопом на готовых микропрепаратах и их описание
Сравнение строения клеток растений и животных
Приготовление и описание микропрепаратов клеток растений
ОРГАНИЗМ (23 час)
Организм – единое целое. Многообразие организмов.
Обмен веществ и превращения энергии – свойство живых организмов. Особенности обмена веществ у растений, животных, бактерий.
Размножение – свойство организмов. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Половое и бесполое размножение.
Оплодотворение, его значение. Искусственное опыление у растений и оплодотворение у животных.
Индивидуальное развитие организма (онтогенез). Причины нарушений развития организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека.
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости.Г.Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Закономерности наследования, установленные Г.Менделем. Хромосомная теория наследственности.Современные представления о гене и геноме.
Наследственная и ненаследственная изменчивость. Влияние мутагенов на организм человека. Значение генетики для медицины и селекции. Наследование признаков у человека. Половые хромосомы. Сцепленное с полом наследование. Наследственные болезни человека, их причины и профилактика.
Генетика – теоретическая основа селекции. Селекция. Учение Н.И.Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений. Основные методы селекции: гибридизация, искусственный отбор.
Биотехнология, ее достижения, перспективы развития. Этические аспекты развития некоторых исследований в биотехнологии (клонирование человека).
Демонстрации
Многообразие организмов
Обмен веществ и превращения энергии в клетке
Фотосинтез
Деление клетки (митоз, мейоз)
Способы бесполого размножения
Половые клетки
Оплодотворение у растений и животных
Индивидуальное развитие организма
Моногибридное скрещивание
Дигибридное скрещивание
Перекрест хромосом
Неполное доминирование
Сцепленное наследование
Наследование, сцепленное с полом
Наследственные болезни человека
Влияние алкоголизма, наркомании, курения на наследственность
Мутации
Модификационная изменчивость
Центры многообразия и происхождения культурных растений
Искусственный отбор
Гибридизация
Исследования в области биотехнологии
Лабораторные и практические работы
Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства
Составление простейших схем скрещивания
Решение элементарных генетических задач
Выявление источников мутагенов в окружающей среде (косвенно) и оценка возможных последствий их влияния на организм
Анализ и оценка этических аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии
Дополнительная литература:
- Грин Н. «Биология» в 3 т. (Н.Грин, У.Стаут, Д.Тэйлор), М., Мир, 1990 г.
- Пименова И.Н., Пименов А.В. «Лекции по общей биологии», Саратов, ОАО «Издательство «Лицей», 2003 г.
- Воронцов Н.Н., Сухорукова Л.Н. «Эволюция органического мира», Москва, «Наука», 1996 г.
- Медников Б.М. Биология: формы и уровни жизни: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2006 г.
- Общая биология: 10-11 классы/ А.А. Каменского, Е.А. Криксунова, В.В. Пасечника – М.: Дрофа,2007
Тематическое и поурочное планирование биологии в 10-х классах
на 2014-2015 учебный год
Кол-во часов: 34 час (1 час в неделю)
№ | Общие темы Темы уроков | Кол-во часов | Дата проведения | Д/з | Подготовка к ЕГЭ (Основные формируемые понятия) |
1. | Введение. Уровни организации живой материи. Критерии живых систем (основные свойства живого). | 1 ч | Введение | Живая система, уровни жизни, методы исследования. | |
I | УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ | 15 Ч | |||
Химический состав клетки. 4 ч | |||||
2. | Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 1 ч | § 1 | Биоэлементы, диполь, буферность. | |
3. | Органические вещества клетки. Углеводы. Липиды. | 1 ч | § 2 | Биополимеры, глюкоза, сахароза, лактоза, крахмал, целлюлоза, гликоген, хитин. Триглицериды, фосфолипиды, стероиды, воски. | |
4. | Органические вещества клетки. Белки, их строение и функции. Лаб.раб.№ 1 «Каталитическая активность ферментов» | 1 ч | § 3,4 | Аминокислота, аминогруппа, карбоксильная группа, пептидная связь, полипептид, 4 уровня структуры белка. Денатурация, ренатурация. | |
5. | Биополимеры. Нуклеиновые кислоты. ДНК. РНК АТФ и другие органические вещества в клетке. | 1 ч | § 5, § 6 | Нуклеотид, комплементарность: А-Т, Г-Ц, репликация ДНК. Т-РНК, и-РНК, р-РНК. АТФ, витамины, гормоны | |
Структура и функции клетки. 4 ч | |||||
6. | Клеточная теория. Плазматическая мембрана. Лаб.раб. №2 «Плазмолиз и деплазмолиз в клетках эпидермиса лука». | 1 ч | § 7, 8 | Шлейден, Шванн и Вирхов – основоположники клеточной теории, плазмалемма, протоплазма, эндоцитоз (пиноцитоз и фагоцитоз) и экзоцитоз. | |
7. | Цитоплазма. Органоиды клетки. | 1 ч | § 8, 9 | Лизосомы, комлексГольджи, ЭПС, вакуоль, рибосомы, цитоскелет, жгутики, реснички, включения. Митохондрии (кристы, матрикс), хлоропласты. Ядерная оболочка, ядерный сок, ядрышко, хроматин. | |
8. | Прокариоты и эукариоты. Особенности строения прокариотической клетки. Неклеточные формы жизни – вирусы. Вирус СПИДа. Лаб.раб № 3 «Строение растительной, животной, грибной и бактериальной клеток». | 1 ч | § 10 §18 Консп. Повт. §§7-10 | Прокариоты, эукариоты. Нуклеоид. Аэробы, анаэробы. Вич-инфекция. | |
9. | ТЕСТ № 1 по теме «Введение. Химический состав и структура клетки» | 1 ч | |||
Энергетическое обеспечение клетки. 3ч | |||||
10. | Метаболизм. | 1 ч | Стр.44-45 | Ассимиляция, диссимиляция. Автотрофы, гетеротрофы, миксотрофы. | |
11. | Автотрофный тип обмена веществ. Фотосинтез. Хемосинтез. | 1 ч | § 11 | Автотрофы, фотолиз воды, уравнение фотосинтеза. | |
12. | Энергетический обмен – катаболизм. Этапы энергетического обмена. | 1 ч | § 12, 13 | Гетеротрофы, анаэробный гликолиз, аэробы, окисление глюкозы, синтез АТФ. | |
Наследственная информация и реализация ее в клетке. 3 ч | |||||
13. | Генетическая информация. Репликация. Транскрипция. Генетический код. | 1 ч | § 14, § 15 | Репликация ДНК, комплементарность. Триплет, кодон, полисома, свойства генетического кода. | |
14. | Биосинтез белка. Регуляция транскрипции и трансляции | 1 ч | § 16-17, Повт. § 11-15 | Экспрессия гена, транскрипция, трансляция. | |
15. | Генная и клеточная инженерия ТЕСТ № 2 «Метаболизм в клетке» | 1 ч | § 19 | Генная инженерия. | |
II | Размножение и развитие организмов. | 5 Ч | |||
16. | Деление клетки. Митоз. Амитоз. Бесполое и половое размножение. | 1 ч | § 20 § 21 | Диплоидный набор хромосом. Интерфаза, фазы митоза: профаза, анафаза, телофаза. Хроматиды. Деление надвое, почкование, спорообразование, фрагментация, вегетативное размножение, клонирование. Половые железы, гаметы, сперматозоид, яйцеклетка. | |
17. | Мейоз. | 1 ч | § 22 | Фазы мейоза, конъюгация, кроссинговер. Гаплоидный набор хромосом. | |
18. | Образование половых клеток - гаметогенез. Оплодотворение. | 1 ч | § 23 | Сперматогенез, оогенез, их стадии. Этапы оплодотворения. | |
19. | НРК. «Вред наркотиков, алкоголя, никотина» Зародышевое и послезародышевое развитие организма. Организм как единое целое. | 1 ч | § 24, Повт. § 20-25 | Онтогенез, эмбриогенез, бластула, гаструла, нейрула, органогенез. Постэмбриогенез, прямое и непрямое развитие, развитие с полным и неполным превращением. | |
20 | ТЕСТ № 3 «Размножение организмов. Онтогенез» | 1 ч | § 20-25 | ||
III. | ОСНОВНЫ ГЕНЕТИКИ | 9 Ч | |||
Основные закономерности явлений наследственности. 6 ч | |||||
21. | Основные понятия генетики. Моногибридное скрещивание. Первый закон Менделя. | 1ч | § 26, 27 | Генетика, наследственность, изменчивость, ген, генотип, генофонд, хромосома, локус, аллельные гены, фен, фенотип, рецессивный, доминантный, гомозигота, гетерозигота, чистая линия. Моногибридное скрещивание. Гибридное скрещивание, гибридизация, гибридное поколение, гибрид. | |
22. | Цитологические основы моногибридного скрещивания. Второй закон Менделя. | 1ч | § 26, 27 | Полное и неполное доминирование, промежуточное наследование, промежуточный фенотип. Анализирующее скрещивание. | |
23. | Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. | 1ч | § 28 | Дигибридное скрещивание. Закон чистоты гамет. Решетка Пеннета. | |
24. | Сцепленное наследование генов. | 1ч | § 29 | Хромосомная теория наследственности, Томас Морган. | |
25. | Генетика пола. | 1ч | § 30 | Аутосомы и половые хромосомы. Наследование, сцепленное с полом: гемофилия, дальтонизм. | |
26. | Взаимодействие генов. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. | 1ч | § 31-32 | Полимерия, эпистаз, комплементарность. Наследование групп крови как пример множественного действия генов. | |
Основные закономерности изменчивости. 2 ч | |||||
27. | Виды изменчивости. Модификационная и наследственная изменчивость. | 1ч | § 33, § 34 | Фенотипическая (ненаследственная, групповая, определенная) изменчивость, модификации, норма реакции. Мутации геномные, хромосомные и генные, мутагены. | |
28. | НРК. «О радиационной обстановке в Адыгее». Генетика человека. Методы изучения, лечение, профилактика. | 1 ч | § 35,36 | Близнецовый, цитогенетический, генеалогический методы генетики. Медико-генетическое консультирование | |
29. | ТЕСТ № 4 по теме «Основы генетики». | 1ч | тв.р Повт. | . | |
IV. | ОСНОВЫ СЕЛЕКЦИИ |
| |||
30. | Селекция как наука и как практическая деятельность человека. Одомашнивание как начальный этап селекции. Методы современной селекции. |
| § 37 § 38 | Селекция, порода, сорт, штамм, центры одомашнивания животных, центры окультуривания растений по Вавилову. | |
31. | Полиплоидия, отдаленная гибридизация, искусственный мутагенез |
| § 38, 39 | Гибридизация близкородственная и отдаленная, полиполидия. | |
32. | Успехи селекции |
| § 40 | Биотехнология, мутагенез. | |
33. | 1ч | § 1-36 | |||
34. | Обобщающий урок по курсу 10-го класса | 1ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...