Рабочая программа по биологии 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №11 аула Старобжегокай»
Тахтамукайского района Республики Адыгея
Согласовано заместитель директора по УВР _________А.А. Калакуток «___»_____2014 г. | Утверждаю директор школы __________Н.Г. Евтых «___»_____2014 г. |
Рабочая программа по биологии
_11 класс
_
_________________________________________
Учитель высшей квалификационной категории
Калакуток А.А.
2014-2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии для 11 класса составлена на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии среднего (полного) общего образования (базовый уровень), авторской программы по биологии для 10—11 классов общеобразовательных учреждений (базовый уровень ) Г. М. Дымшица, О. В. Саблиной. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для среднего (полного) общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 1 час в неделю. В соответствии с учебным планом МБОУ «СОШ№11», из компонента общеобразовательного учреждения добавлен 1 час. Данная программа рассчитана на преподавание курса биологии в 11 классе в объеме 2 часа в неделю.
В распределение часов на изучение тем внесены следующие изменения.
№ п\п | Наименование разделов, тем | Часов по авторской программе | Часов по данной программе |
Раздел IV «ЭВОЛЮЦИЯ» | 20 | 31 | |
Тема 10. Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции | 3 | 5 | |
Тема 11. Механизмы эволюционного процесса | 7 | 10 | |
Тема 12. Возникновение жизни на Земле | 1 | 2 | |
Тема 13. Развитие жизни на Земле | 4 | 8 | |
Тема 14. Происхождение человека | 5 | 6 | |
Раздел V «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» | 11 | 28 | |
Тема 15. Экосистемы | 7 | 16 | |
Тема 16. Биосфера. Охрана биосферы | 2 | 3 | |
Тема 17. Влияние деятельности человека на биосферу | 2 | 9 | |
Повторение материала, подготовка к ЕГЭ | - | 11 | |
ИТОГО | 35 | 70 |
Количество часов: всего 68 час; в неделю 2 час.
Количество контрольных работ за год -4
Количество лабораторных работ за год –6
Учебно - методическое обеспечение:
Учебник для образовательных учреждений
«Биология. 10-11 класс » Д.К.Беляев, Г.М.Дымшиц и др.-М.:Просвещенеие, 20 10-2013г.г.( в соответствии с федеральным перечнем учебников рекомендован к использованию действующим на 2014-2015 учебный год)
Учебно-тематический план курса биологии 11 класс
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов (всего) | в том числе | ||
уроков | контр. работ | лабор работ | |||
1 | РАЗДЕЛ №4 «ЭВОЛЮЦИЯОРГАНИЧЕСКОГО МИРА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА» | 31 | |||
2 | ТЕМА 10:Развитие эволюционных идей .Доказательства эволюции. | 5 | 5 | - | Л.Р №1 |
3 | ТЕМА11: Механизмы эволюционного процесса | 10 | 6 | - | Л.Р.№2,3,4 |
4 | ТЕМА12:Возникновение жизни на Земле | 2 | 2 | - | - |
5 | ТЕМА13:Развитие жизни на Земле | 8 | 8 | - | - |
6 | ТЕМА14:Происхождение человека | 6 | 5 | К.Р.№1 | - |
7 | РАЗДЕЛ№5 «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» | 28 | |||
8 | ТЕМА15:Экосистемы | 16 | 15 | К.Р.№2 | |
9 | ТЕМА 16:Биосфера.Охрана биосферы | 3 | |||
10 | ТЕМА17:Влияние деятельности человека на биосферу. | 9 | 6 | К.Р.№3 | Л.Р.№5,6 |
11 | Повторение материала, подготовка к ЕГЭ | 11 | 11 | - | - |
12 | ИТОГО | 70 | 60 | 3 | 6 |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен
Знать /понимать:
основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч.Дарвина); учение В.И.Вернадского о биосфере; сущность законов Г.Менделя, закономерностей изменчивости, биогенетический закон Геккеля и Мюллера; учение об уровнях организации жизни; закон гомологических рядов Вавилова; сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере; строение биологических объектов: клетки, генов и хромосом, вида, экосистем; вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки; биологическую терминологию и символику; характерные свойства живого: метаболизм, репродукция, наследственность, изменчивость, рост и развитие, раздражимость, дискретность, саморегуляция.
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов; механизмы передачи признаков и свойств из поколения в поколение, а также возникновение отличий от родительских форм у потомков. Составлять простейшие родословные и решать генетические задачи. Понимать необходимость развития теоретической генетики и практической селекции для повышения эффективности сельскохозяйственного производства и снижения себестоимости продовольствия.
решать: элементарные задачи по генетике, экологии; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, сети питания, экологические пирамиды ;
описывать особей видов по морфологическому критерию;
выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, строение клетки растений и животных, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
правил поведения в природной среде;
оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Календарно - тематическое планирование
по биологии в 11 классе
№ п\п
| Наименование темы, раздела, урока | Кол-во часов | Дата проведения | Домашнее задание | |
РАЗДЕЛ №4 «ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНИЧЕСКОГО МИРА И ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА» | 31 | ||||
ТЕМА 10:Развитие эволюционных идей .Доказательства эволюции. | 5 | ||||
1 | Возникновение и развитие эволюционных представлений | 1 | П.41 | ||
2 | Ч. Дарвин и его теория происхождения видов. | 2 | П.42 | ||
3 | Эмбриологические и морфологические доказательства | 3 | П.43 | ||
4 | Доказательства эволюции Л/р №1 «Морфологические особенности растений различных видов» | 4 | П.43 | ||
5 | Вид, его критерии и структура. | 5 | П.44 | ||
ТЕМА11: Механизмы эволюционного процесса | 9 | ||||
6 | Роль изменчивости в эволюционном процессе .Л.Р.№2 «Изменчивость организмов» | 1 | П.45 | ||
7 | Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. | 2 | П.46 | ||
8 | Естественный отбор и его формы | 3 | П.47 | ||
9 | Ненаправляющие факторы эволюции(изоляция, дрейф генов, «волны жизни») | 4 | П.48 | ||
10 | Приспособленность-результат эволюции Л.Р.№3 «Приспособленность организмов» | 5 | П.49-50 | ||
11 | Видообразование-результат эволюции | 6 | П.51 | ||
12 | Основные направления эволюции Л.Р.№4 «Ароморфозы у растений и идиоадаптации у животных» | 7 | П.52 | ||
13 | Обобщающий урок по теме: «Эволюция» | 8 | Под-ся к зачёту | ||
14 | Зачёт по теме «Эволюция» | 9 | |||
ТЕМА12:Возникновение жизни на Земле | 2 | ||||
15 | Развитие представлений о возникновении жизни на Земле | 1 | П.53 | ||
16 | Современные взгляды на возникновение жизни на Земле | 2 | П.54 | ||
ТЕМА13:Развитие жизни на Земле | 9 | ||||
17 | Развитие жизни в криптозое ( архей и протерозой) | 1 | П.55 | ||
18 | Развитие жизни в раннем палеозое (кембрий, ордовик, силур) | 2 | П.56 | ||
19 | Развитие жизни в позднем палеозое (девон, карбон, пермь) | 3 | П.57 | ||
20 | Развитие жизни в мезозое | 4 | П.58 | ||
21 | Развитие жизни в кайнозое | 5 | П.59 | ||
22 | НРК. Флора и фауна РА. Многообразие органического мира, принципы систематики. | 6 | П.60, конспект | ||
23 | Классификация организмов | 7 | П.61 | ||
24 | Обобщение знаний по теме: «Развитие жизни на Земле» | 8 | Под-ся к зачёту | ||
25 | Зачёт по теме: «Развитие жизни на Земле» | 9 | Повт.60-61 | ||
ТЕМА14:Происхождение человека | 6 | ||||
26 | Доказательства происхождения человека от животных | 1 | П.62 | ||
27 | Основные этапы и направления эволюции человека. | 2 | П.63 | ||
28 | Первые представители рода «Homo» | 3 | П.64 | ||
29 | Появление человека разумного. Неандерталец. | 4 | П.65 | ||
30 | Факторы эволюции человека. Человеческие расы и их происхождение | 5 | П.66 | ||
31 | Контрольная работа №1 по теме «Происхождение человека» | 6 | |||
РАЗДЕЛ №5 «ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ» | |||||
ТЕМА15:Экосистемы | 12 | ||||
32 | Предмет экологии. Экологические факторы | 1 | П.67 | ||
33 | Взаимодействие популяций разных видов | 2 | П.68 | ||
34 | Сообщества. Экосистемы | 3 | П.69 | ||
35 | Поток энергии и цепи питания. | 4 | П.70 | ||
36 | Свойства экологических систем. | 5 | П.71 | ||
37 | Смена экосистем. | 6 | П.72 | ||
38 | Агроценозы. | 7 | П.73 | ||
39 | Применение экологических знаний в практической деятельности человека | 8 | П.74 | ||
40 | НРК.Экскурсия «Природные биогеоценозы. Сезонные изменения. Последствия деятельности человека» | 9 | Отчёт | ||
41 | Обобщение темы: «Экосистемы» | 10 | Подг-ся к к/р | ||
42 | Контрольная работа №2«Экосистемы» | 11 | |||
43 | Анализ контрольной работы. Конкурс презентаций по теме «Экосистемы» | 12 | П.74 повт. | ||
ТЕМА16: Биосфера. Охрана биосферы | 5 | ||||
44 | Состав и функции биосферы. Учение Вернадского. | 1 | П.75 | ||
45 | НРК. «Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории РА». Круговорот химических элементов в биосфере. | 2 | П.76 | ||
46 | Биохимические процессы в биосфере | 3 | П.77 | ||
47 | НРК. «Экологическое биоразнообразие на территории Адыгеи» | 4 | Конспект, подготовить презентацию | ||
48 | Защита презентаций. | 5 | |||
ТЕМА17:Влияние деятельности человека на биосферу. | 10 | ||||
49 | Глобальные экологические проблемы | 1 | П.78 | ||
50 | Экскурсия «Влияние с/х производства на окружающую среду» | 2 | П.79 | ||
51 | Л.Р.№5 «Определение загрязнённости воздуха вредными примесями» | 3 | Отчёт | ||
52 | Л.Р.№6 «Определение химической загрязнённости воды в водоёме» | 4 | Отчёт | ||
53 | Охрана окружающей среды и здоровье человека | 5 | Конспект | ||
54 | Рациональное использование природных ресурсов и охрана биосферы | 6 | Конспект | ||
55 | Достижения НТР для сохранения равновесия в биосфере | 7 | Конспект | ||
56 | НРК. «Изменения в экосистемах под влиянием человека на территории РА» | 8 | Конспект, подготовить презентацию | ||
57 | Защита презентаций | 9 | Под-ся к к/р | ||
58 | Контрольная работа №4 «Биосфера» | 10 | |||
Повторение и подготовка к ЕГЭ | 10 | ||||
59 | Биология как наука | 1 | Конспект | ||
60 | Клетка | 2 | Конспект | ||
61 | Организм | 3 | Конспект | ||
62 | Вид | 4 | Конспект | ||
63 | Экосистемы | 5 | Конспект | ||
64 | Решение генетических задач | 6 | Конспект | ||
65 | Вопросы ботаники | 7 | Конспект | ||
66 | Вопросы зоологии | 8 | Конспект | ||
67 | Вопросы анатомии физиологии человека | 9 | Конспект | ||
68 | Тестовая контрольная работа в формате ЕГЭ | 10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...