Рабочая программа по биологии, 5 класс, 1час в неделю
рабочая программа по биологии (5 класс)
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
- Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 – ФЗ;
- Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от 31.03.14).
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)
- Методические пособия: И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цели основного общего биологического образования:
- биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
- биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в формирование научного мировоззрения.
Цели и задачи учебного курса (предмета) «Биология»
Цели:
- освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;
- обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Задачи:
- учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы;
- изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Методические подходы к преподаванию биологии Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов, познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья в процессе изучения биологии основное внимание должно уделяться знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Успешно реализовать поставленные цели и задачи возможно лишь при использовании методической системы, в основе которой лежит системно-деятельностный подход и разумно сочетается педагогическое управление с инициативой, познавательной активностью и самостоятельностью учащихся. Данная система должна предоставлять возможность учителю в каждом конкретном случае находить оптимальное соотношение репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся и при этом должна быть посильной для учащихся и не требовать больших трудозатрат от учителя. Важным звеном методической системы обучения биологии должна стать коллективная деятельность учащихся, которая способствует развитию их познавательной активности и самостоятельности, оказывает положительное влияние на формирование приемов умственных действий, умений самостоятельной работы. Она существенно изменяет и характер деятельности учителя, усиливая его ведущую роль как организатора и руководителя учебно-познавательной деятельности учащихся.
В соответствии с учебным планом учебный предмет "Биология" изучается в 5 классе - 1 час в неделю. Общее количество часов - 34.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_5_klass_biologiya.docx | 64.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих документов:
- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
- Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 – ФЗ;
- Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от 31.03.14).
Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.
- Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология. 5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
- Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)
- Методические пособия: И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г
Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
Цели основного общего биологического образования:
- биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.
- биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в формирование научного мировоззрения.
Цели и задачи учебного курса (предмета) «Биология»
Цели:
- освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;
- обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.
Задачи:
- учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы;
- изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.
Методические подходы к преподаванию биологии Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов, познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья в процессе изучения биологии основное внимание должно уделяться знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Успешно реализовать поставленные цели и задачи возможно лишь при использовании методической системы, в основе которой лежит системно-деятельностный подход и разумно сочетается педагогическое управление с инициативой, познавательной активностью и самостоятельностью учащихся. Данная система должна предоставлять возможность учителю в каждом конкретном случае находить оптимальное соотношение репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся и при этом должна быть посильной для учащихся и не требовать больших трудозатрат от учителя. Важным звеном методической системы обучения биологии должна стать коллективная деятельность учащихся, которая способствует развитию их познавательной активности и самостоятельности, оказывает положительное влияние на формирование приемов умственных действий, умений самостоятельной работы. Она существенно изменяет и характер деятельности учителя, усиливая его ведущую роль как организатора и руководителя учебно-познавательной деятельности учащихся.
В соответствии с учебным планом учебный предмет "Биология" изучается в 5 классе - 1 час в неделю. Общее количество часов - 34.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые результаты освоения курса биологии в 5 классе
Обучающийся научится:
◾ пользоваться научными методами для распознавания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.
◾ Обучающийся овладеет системой биологических знаний: понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.
◾ Обучающийся освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.
◾ Обучающийся приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
◾ осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;
◾ выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
◾ ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;
◾ создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.
Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
- формирование личностных представлений о целостности природы,
- формирование толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
- формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные результаты
- учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
- знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
- формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
- преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Предметные результаты
ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ
Обучающийся научится:
◾ выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;
◾ аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;
◾ аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;
◾ осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;
◾ раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;
◾ объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;
◾ выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;
◾ различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;
◾ сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
◾ устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;
◾ использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;
◾ знать и аргументировать основные правила поведения в природе;
◾ анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
◾ описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;
◾ знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.
Обучающийся получит возможность научиться:
◾ находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;
◾ основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;
◾ использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными;
◾ ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);
◾ осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;
◾ создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;
◾ работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.
Содержание учебного предмета
№ | № | Перечень разделов и тем, последовательность их изучения | Часы | Контрольная работа |
| 7 | 1 | ||
1.1 | Наука о живой природе | |||
1.2 | Свойства живого. Методы изучения природы | |||
1.3 | Увеличительные приборы | |||
1.4 | Строение клетки. Ткани | |||
1.5 | Химический состав клетки | |||
1.6 | Процессы жизнедеятельности клетки | |||
1.7 | Контрольная работа | 1 | ||
| 11 | 1 | ||
2.1 | Царства живой природы | |||
2.2 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | |||
2.3 | Значение бактерий в природе и для человека | |||
2.4 | Растения | |||
2.5 | Растения | |||
2.6 | Животные | |||
2.7 | Животные | |||
2.8 | Контрольная работа | 1 | ||
2.9 | Грибы. Многообразие и значение грибов | |||
2.10 | Лишайники | |||
2.11 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | |||
| 10 | 1 | ||
3.1 | Среды жизни планеты Земля | |||
3.2 | Экологические факторы среды | |||
3.3 | Приспособления организмов к жизни в природе | |||
3.4 | Природные сообщества | |||
3.5 | Природные зоны России | |||
3.6 | Природные зоны России | |||
3.7 | Контрольная работа | 1 | ||
3.8 | Жизнь организмов на разных материках | |||
3.9 | Жизнь организмов на разных материках | |||
3.10 | Жизнь организмов в морях и океанах | |||
| 7 | 1 | ||
4.1 | Как появился человек на Земле | |||
4.2 | Как человек изменял природу | |||
4.3 | Важность охраны животного мира планеты | |||
4.4 | Красная книга | |||
4.5 | Контрольная работа | 1 | ||
4.6 | Сохраним богатство живого мира | |||
4.7 | Повторение | |||
Итого | 35 | 4 |
Тематическое планирование по биологии 5 класс (35 часа, 1 час в неделю)
№ | Дата проведения | Тема урока | Планируемые результаты Л - Личностные М - Метапредметные П - Предметные | |
По плану | По факту | |||
1. Биология – наука о живом мире (7 часов) | ||||
1 | Наука о живой природе | Л. формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. М. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы П. учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология». | ||
2 | Свойства живого. Методы изучения природы | Л. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи М. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии П. использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни. | ||
3 | Увеличительные приборы | Л. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; М. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения П. применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов. | ||
4 | Строение клетки. Ткани | Л. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи М. Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по Познавательные проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве П. применять на практике умение работать с увеличительными приборами | ||
5 | Химический состав клетки | Л. смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется М. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия П. комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | ||
6 | Процессы жизнедеятельности клетки | Л. установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. М. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации П. распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа. Называть клеточные структуры и их значение. | ||
7 | Контрольная работа | Л. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов М. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета; Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения П. характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов. | ||
2. Многообразие живых организмов (11 часов) | ||||
8 | Царства живой природы | Л. самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. М. Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные:способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные:уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию партнёров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы. П. определять роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение | ||
9 | Бактерии: строение и жизнедеятельность | Л. воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. М. Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи П. описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания | ||
10 | Значение бактерий в природе и для человека | Л. принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения М. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения П. характеризовать клубеньковые бактерии, давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз. | ||
11 | Растения | Л. осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю. М. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия П. комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации | ||
12 | Растения | Л. самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. М. Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве П. проводить наблюдение за объектами живой природы. | ||
13 | Животные | Л. принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения. М. Регулятивные: планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные: ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. П. ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе. | ||
14 | Животные | Л. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; М. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные:способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. П. использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | ||
15 | Контрольная работа | Л. Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. М. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы Коммуникативные: задавать вопросы; контролировать действия партнера П. характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники | ||
16 | Грибы. Многообразие и значение грибов | Л. воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета. М. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию; П. различать съедобные и ядовитые грибы и своей местности. освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами | ||
17 | Лишайники | Л. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и М. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения П. оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников | ||
18 | Значение живых организмов в природе и жизни человека | Л. осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей М. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. П. использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. | ||
3. Жизнь организмов на планете Земля (10 часов) | ||||
19 | Среды жизни планеты Земля | Л. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками. М. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. П. объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу. | ||
20 | Экологические факторы среды | Л. умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся М. Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем П. высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы. | ||
21 | Приспособления организмов к жизни в природе | Л. самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. М. Регулятивные: различать способ и результат действия Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. П. приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение | ||
22 | Природные сообщества | Л. Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения. М. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Познавательные:способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем П. выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории | ||
23 | Природные зоны России | Л. самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. М. Регулятивные: различать способ и результат действия Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. П. приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение | ||
24 | Природные зоны России | Л. самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. М. Регулятивные: различать способ и результат действия Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. П. приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение | ||
25 | Контрольная работа | Л. Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе. М. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч.в ситуации столкновения интересов П. преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | ||
26 | Жизнь организмов на разных материках | Л. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы М. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации П. создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. | ||
27 | Жизнь организмов на разных материках | Л. Чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы. М. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов П. Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | ||
28 | Жизнь организмов в морях и океанах | Л. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности; М. Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий. Познавательные:способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. П. использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | ||
4. Человек на планете Земля (7 часов) | ||||
29 | Как появился человек на Земле | Л. осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ М. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации П. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности | ||
30 | Как человек изменял природу | Л. основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки М. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок Познавательные:помочь учащимся осознать практическую значимость изучаемого материала Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. П. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). | ||
31 | Важность охраны животного мира планеты | Л. принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении М. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии П. использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | ||
32 | Красная книга | Л. осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей М. Регулятивные: планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации. Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации П. работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа. | ||
33 | Контрольная работа | Л. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной М. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Познавательные:способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. П. использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля. | ||
34 | Сохраним богатство живого мира | Л. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной М. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения; Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии П. Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни | ||
35 | Повторение |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 11 класс (базовый уровень) 1час в неделю
В рабочей программе проедставлены цели и задачи курса, содержание, календарно-тематическое планирование...
Рабочая программа по изучению курса «Биология- 8 класс» Индивидуальное обучение по программе СКОУ VIII вид ( 1час в неделю 34часа)
Рабочая программа составлена на основе программы по биологии В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовате...
Рабочая программа по биологии 5 класс 1час в неделю, итого 34, УМК Пономарев И.Н.
Представлена рабочая программа по биологии 5 класс , УМК Пономарев И.Н....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА (1ЧАС В НЕДЕЛЮ)
Рабочая программа по русскому языку для 10 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематич...
Рабочая программа по географии, 6 класс, 1час в неделю
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС Настоящая рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе следующих документов:Федерального государственного образо...
Рабочая программа по биологии, 7 класс, 1час в неделю
Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе следующих документов:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 201...
Рабочая программа. Литература. 8 класс, 2часа в неделю
Рабочая программа .Литература. 8 класс, 2часа в неделю...