Рабочая программа по биологии, 5 класс, 1час в неделю
рабочая программа по биологии (5 класс)

Екатерина Анатольевна Мархаева

Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
  • Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 – ФЗ;
  • Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от 31.03.14).

 

Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.

  • Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
  • Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)
  • Методические пособия: И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

 

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей:

 

Цели основного общего биологического образования:

 - биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

- биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в формирование научного мировоззрения.

 

Цели и задачи учебного курса (предмета) «Биология»

Цели:

- освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;

- обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Задачи:

- учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы;

- изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др. 

     Методические подходы к преподаванию биологии Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов, познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья в процессе изучения биологии основное внимание должно уделяться знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Успешно реализовать поставленные цели и задачи возможно лишь при использовании методической системы, в основе которой лежит системно-деятельностный подход и разумно сочетается педагогическое управление с инициативой, познавательной активностью и самостоятельностью учащихся. Данная система должна предоставлять возможность учителю в каждом конкретном случае находить оптимальное соотношение репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся и при этом должна быть посильной для учащихся и не требовать больших трудозатрат от учителя. Важным звеном методической системы обучения биологии должна стать коллективная деятельность учащихся, которая способствует развитию их познавательной активности и самостоятельности, оказывает положительное влияние на формирование приемов умственных действий, умений самостоятельной работы. Она существенно изменяет и характер деятельности учителя, усиливая его ведущую роль как организатора и руководителя учебно-познавательной деятельности учащихся.

В соответствии с учебным планом учебный предмет "Биология" изучается в 5 классе - 1 час в неделю. Общее количество часов - 34. 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_5_klass_biologiya.docx64.22 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих документов:

  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 2010, № 1897;
  • Федерального закона «Об образовании» в Российской Федерации от 29 декабря 2012, № 273 – ФЗ;
  • Федеральный перечень учебников, утверждённый Минобрнауки (приказ №253 от 31.03.14).

Рабочая программа реализуется по УМК Пономарёвой И.Н.

  • Учебник И.Н. Пономаревой, И.В. Николаева, О.А. Корниловой, Биология.  5 класс. Москва. Издательский центр «Вентана-Граф», 2013.
  • Авторская программа И.Н.Пономарёва, В.С. Кучменко, О.А.Корнилова, А.Г.Драгомилов, Т.С. Сухова (Биология 5-9 классы: программа-М.: Вентана-Граф, 2012г)
  • Методические пособия: И.Н.Пономарёва, И.В.Николаев, О.А.Корнилова Биология 5 кл Методическое пособие М.: Вентана-Граф , 2013 г

Изучение биологии в основной школе направлено на достижение следующих целей: 

Цели основного общего биологического образования:

 - биологическое образование в основной школе должно обеспечить формирование биологической и экологической грамотности, расширение представлений об уникальных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе, развитие компетенций в решении практических задач, связанных с живой природой.

- биологическое образование способствует формированию у учащихся системы знаний как о живой природе, так и об окружающем мире в целом, раскрывает роль биологической науки в экономическом и культурном развитии общества, вносит большой вклад в формирование научного мировоззрения.

Цели и задачи учебного курса (предмета) «Биология» 

Цели:

- освоение учебного предмета «Биология» направлено на развитие у обучающихся ценностного отношения к объектам живой природы, создание условий для формирования интеллектуальных, гражданских, коммуникационных, информационных компетенций;

- обучающиеся овладеют научными методами решения различных теоретических и практических задач, умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать и анализировать полученные результаты, сопоставлять их с объективными реалиями жизни.

Задачи:

- учебный предмет «Биология» способствует формированию у обучающихся умения безопасно использовать лабораторное оборудование, проводить исследования, анализировать полученные результаты, представлять и научно аргументировать полученные выводы;

- изучение предмета «Биология» в части формирования у обучающихся научного мировоззрения, освоения общенаучных методов (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), освоения практического применения научных знаний основано на межпредметных связях с предметами «Физика», «Химия», «География», «Математика», «Экология», «Основы безопасности жизнедеятельности», «История», «Русский язык», «Литература» и др.  

     Методические подходы к преподаванию биологии Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Для формирования у учащихся основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов, познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья в процессе изучения биологии основное внимание должно уделяться знакомству учащихся с методами научного познания живой природы, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности по их разрешению. Успешно реализовать поставленные цели и задачи возможно лишь при использовании методической системы, в основе которой лежит системно-деятельностный подход и разумно сочетается педагогическое управление с инициативой, познавательной активностью и самостоятельностью учащихся. Данная система должна предоставлять возможность учителю в каждом конкретном случае находить оптимальное соотношение репродуктивной и творческой познавательной деятельности учащихся и при этом должна быть посильной для учащихся и не требовать больших трудозатрат от учителя. Важным звеном методической системы обучения биологии должна стать коллективная деятельность учащихся, которая способствует развитию их познавательной активности и самостоятельности, оказывает положительное влияние на формирование приемов умственных действий, умений самостоятельной работы. Она существенно изменяет и характер деятельности учителя, усиливая его ведущую роль как организатора и руководителя учебно-познавательной деятельности учащихся.

В соответствии с учебным планом учебный предмет "Биология" изучается в 5 классе - 1 час в неделю. Общее количество часов - 34. 

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Планируемые результаты освоения курса биологии в 5 классе

Обучающийся научится: 

 пользоваться научными методами для распознавания биологических проблем; давать научное объяснение биологическим фактам, процессам, явлениям, закономерностям, их роли в жизни организмов и человека; проводить наблюдения за живыми объектами, собственным организмом; описывать биологические объекты, процессы и явления; ставить несложные биологические эксперименты и интерпретировать их результаты.

 Обучающийся овладеет системой биологических знаний: понятиями, закономерностями, законами, теориями, имеющими важное общеобразовательное и познавательное значение; сведениями по истории становления биологии как науки.

 Обучающийся освоит общие приемы: оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма; работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами.

  Обучающийся  приобретет навыки использования научно-популярной литературы по биологии, справочных материалов (на бумажных и электронных носителях), ресурсов Интернета при выполнении учебных задач.

Обучающийся  получит возможность научиться:

 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни в быту;

 выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;  

 ориентироваться в системе познавательных ценностей — воспринимать информацию биологического содержания в научно-популярной литературе, средствах массовой информации и интернет-ресурсах, критически оценивать полученную информацию, анализируя ее содержание и данные об источнике информации;

 создавать собственные письменные и устные сообщения о биологических явлениях и процессах на основе нескольких источников  информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников.

Программа обеспечивает достижение определенных личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающегося к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
  • формирование личностных представлений о целостности природы,
  • формирование толерантности и миролюбия;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах;
  • формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного  отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образованной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайной ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;
  • формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.

Метапредметные результаты

  • учиться самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • знакомство с составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  • формирование умения работать с различными источниками биологической информации: текст учебника, научно-популярной литературой, биологическими словарями справочниками, анализировать и оценивать информацию;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений в учебной и познавательной деятельности;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий;
  • формирование умений осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать различные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
  • выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
  • составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
  • работая по плану, сверять свои действия с целью, исправлять ошибки самостоятельно;
  • в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
  • анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений;
  • осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;
  • строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
  • создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
  • составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.);
  • преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
  • вычитывать все уровни текстовой информации;
  • уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, грибов и бактерий;
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями, грибами
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений; роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, на живых объектах и таблицах наиболее распространенных растений; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

  • знание основных правил поведения в природе;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Предметные результаты

ЖИВЫЕ ОРГАНИЗМЫ

Обучающийся научится:

 выделять существенные признаки биологических объектов (клеток и организмов растений, животных, грибов, бактерий) и процессов, характерных для живых организмов;

 аргументировать, приводить доказательства родства различных таксонов растений, животных, грибов и бактерий;

 аргументировать, приводить доказательства различий растений, животных, грибов и бактерий;

 осуществлять классификацию биологических объектов (растений, животных, бактерий, грибов) на основе определения их принадлежности к определенной систематической группе;

 раскрывать роль биологии в практической деятельности людей; роль различных организмов в жизни человека;

  объяснять общность происхождения и эволюции систематических групп растений и животных на примерах сопоставления биологических объектов;

 выявлять примеры и раскрывать сущность приспособленности организмов к среде обитания;

 различать по внешнему виду, схемам и описаниям реальные биологические объекты или их изображения, выявлять отличительные признаки биологических объектов;

 сравнивать биологические объекты (растения, животные, бактерии, грибы), процессы жизнедеятельности; делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

 устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов;

  использовать методы биологической науки: наблюдать и описывать биологические объекты и процессы; ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты;

 знать и аргументировать основные правила поведения в природе;

 анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;

 описывать и использовать приемы выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

 знать и соблюдать правила работы в кабинете биологии.

Обучающийся  получит возможность научиться:

 находить информацию о растениях, животных, грибах и бактериях в научно-популярной литературе, биологических словарях, справочниках, интернет-ресурсах, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую;

 основам исследовательской и проектной деятельности по изучению организмов различных царств живой природы, включая умения формулировать задачи, представлять работу на защиту и защищать ее;

  использовать приемы оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, ядовитыми растениями, укусах животных; работы с определителями растений; размножения и выращивания культурных растений, ухода за домашними животными;

 ориентироваться в системе моральных норм и ценностей по отношению к объектам живой природы (признание высокой ценности жизни во всех ее проявлениях, экологическое сознание, эмоционально-ценностное отношение к объектам живой природы);

 осознанно использовать знания основных правил поведения в природе; выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе;  

 создавать собственные письменные и устные сообщения о растениях, животных, бактериях и грибах на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией, учитывая особенности аудитории сверстников;

 работать в группе сверстников при решении познавательных задач, связанных с изучением особенностей строения и жизнедеятельности растений, животных, грибов и бактерий, планировать совместную деятельность, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы.

Содержание учебного предмета

Перечень разделов и тем, последовательность их изучения

Часы

Контрольная работа

  1. Биология – наука и живом мире

7

1

1.1

Наука о живой природе

1.2

Свойства живого. Методы изучения природы

1.3

Увеличительные приборы

1.4

Строение клетки. Ткани

1.5

Химический состав клетки

1.6

Процессы жизнедеятельности клетки

1.7

Контрольная работа

1

  1. Многообразие живых организмов

11

1

2.1

Царства живой природы

2.2

Бактерии: строение и жизнедеятельность

2.3

Значение бактерий в природе и для человека

2.4

Растения

2.5

Растения

2.6

Животные

2.7

Животные

2.8

Контрольная работа

1

2.9

Грибы. Многообразие и значение грибов

2.10

Лишайники

2.11

Значение живых организмов в природе и жизни человека

  1. Жизнь организмов на планете Земля

10

1

3.1

Среды жизни планеты Земля

3.2

Экологические факторы среды

3.3

Приспособления организмов к жизни в природе

3.4

Природные сообщества

3.5

Природные зоны России

3.6

Природные зоны России

3.7

Контрольная работа

1

3.8

Жизнь организмов на разных материках

3.9

Жизнь организмов на разных материках

3.10

Жизнь организмов в морях и океанах

  1. Человек на планете Земля

7

1

4.1

Как появился человек на Земле

4.2

Как человек изменял природу

4.3

Важность охраны животного мира планеты

4.4

Красная книга

4.5

Контрольная работа

1

4.6

Сохраним богатство живого мира

4.7

Повторение

Итого

35

4

Тематическое планирование по биологии 5 класс (35 часа, 1 час в неделю)

Дата проведения

Тема урока

Планируемые результаты

Л - Личностные

М - Метапредметные

П - Предметные

По плану

По факту

1. Биология – наука о живом мире (7 часов)

1

Наука о живой природе

Л. формируется любовь и бережное отношение к родной природе, элементы экологической культуры, умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

М. Познавательные: умение работать с текстом, выделять в нем главное. Формируются умения проводить наблюдения в живой природе, фиксировать и оформлять их результаты

Регулятивные: умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные: умение слушать учителя и отвечать на вопросы

П. учащиеся имеют представление о биологии как науке, о значении биологических знаний в современной жизни и роли биологической

науки в жизни общества; усвоили понятия «биология», «биосфера», «экология».

2

Свойства живого. Методы изучения природы

Л. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи

М. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей; устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

П. использовать знания об общих свойствах живых организмов для аргументированного ответа. Обосновывать необходимость подвижного образа жизни.

3

Увеличительные приборы

Л.  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

М. Регулятивные: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать предложения и оценки учителей, товарищей, родителей и других людей;

Познавательные: использовать знаково-символические средства, в т.ч. овладеет действием моделирования

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

П. применять на практике разные методы изучения природы, проводя измерение и описание изучаемых объектов.

4

Строение клетки. Ткани

Л.  ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи

М. Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по
результату

Познавательные проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

П.  применять на практике умение работать с увеличительными приборами

5

Химический состав клетки

Л. смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется

М.  Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

П.  комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

6

Процессы жизнедеятельности клетки

Л.  установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется.

М. Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

П.  распознавать и описывать клеточное строение кожицы лука, мякоти листа.

Называть клеточные структуры и их значение.

7

Контрольная работа

Л. ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, т.е. на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов
требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, друзей, родителей и других людей

М. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной  задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета;

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

П.  характеризовать особенности строения биологических объектов – клеток, организмов.

2. Многообразие живых организмов (11 часов)

8

Царства живой природы

Л.  самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

М.  Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные:способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать,  делать выводы

Коммуникативные:уметь грамотно и доходчиво объяснять свою мысль и адекватно воспринимать информацию  партнёров по общению, создание условий для формирования умений и навыков групповой работы.

П. определять роль в природе различных групп организмов; находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение

9

Бактерии: строение и жизнедеятельность

Л.  воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

М. Регулятивные: уметь контролировать свои действия, давать оценку своим действиям

Познавательные: создать условия для  развития у школьников умения 

формулировать проблему и предлагать пути её решения

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи

П. описывать строение бактерий, уметь сравнивать прокариотические и эукариотические клетки. Характеризовать различные типы питания

10

Значение бактерий в природе и для человека

Л. принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведения

М. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

П. характеризовать клубеньковые бактерии, давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз.

11

Растения

Л.  осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ и историю.

М. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия

П. комментировать содержание рисунка, предлагающего использование имеющихся знаний в новой ситуации

12

Растения

Л. самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

М. Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

Познавательные: проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;

Коммуникативные: учитывать другое мнение и позицию, стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве

П. проводить наблюдение за объектами живой природы.

13

Животные

Л. принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

М.  Регулятивные: планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные: ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

П. ориентироваться в системе познавательных ценностей: оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников; последствия деятельности человека в природе.

14

Животные

Л. способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

М. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

П. использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

15

Контрольная работа

Л.  Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

М. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные: способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать, делать выводы

Коммуникативные: задавать вопросы; контролировать действия партнера

П. характеризовать способы питания грибов. Давать определения терминам сапрофиты, паразиты, симбиоз, хищники

16

Грибы. Многообразие и значение грибов

Л. воспитание бережного отношения к своему здоровью, привитие интереса к изучению предмета.

М.  Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию;

П.  различать съедобные и ядовитые грибы и своей местности.

освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами

17

Лишайники

Л.  учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и
способам решения новой задачи

М. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая при возможности электронные, цифровые) в открытом информационном пространстве, в т.ч. контролируемом пространстве Интернета

Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалоговой формой коммуникации, используя в т.ч. при возможности средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения

П. оценивать информацию о живых организмах, их расселению и приспособлению к разным природным условиям, получаемую из различных источников

18

Значение живых организмов в природе и жизни человека

Л.  осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

М.  Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

П. использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома.

3. Жизнь организмов на планете Земля (10 часов)

19

Среды жизни планеты Земля

Л. учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу, связи теоретических знаний с практическими навыками.

М.  Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

П. объяснять взаимосвязи между организмами, между организмами и окружающей средой; понимать влияние деятельности человека на природу.

20

Экологические факторы среды

Л.  умение работать в группе, умение оценивать свою работу и работу учащихся

М.  Регулятивные: следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

П. высказывать свою точку зрения. Выделять и обращать особое внимание на главные понятия и основные закономерности живой природы.

21

Приспособления организмов к жизни в природе

Л.  самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

М.  Регулятивные: различать способ и результат действия

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

П.  приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

22

Природные сообщества

Л.  Принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного поведения.

М. Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные: слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем

П. выделять условия, необходимые для жизнедеятельности различных организмов на одной территории

23

Природные зоны России

Л.  самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

М.  Регулятивные: различать способ и результат действия

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

П.  приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

24

Природные зоны России

Л.  самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

М.  Регулятивные: различать способ и результат действия

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные: устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

П.  приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение

25

Контрольная работа

Л.  Самоопределение, нравственно-этическое оценивание, формирование экологического мировоззрения, любви к родной природе.

М. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч.в ситуации столкновения интересов

П. преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

26

Жизнь организмов на разных материках

Л. широкая мотивационная основа учебной деятельности, включая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы

М. Регулятивные: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П. создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

27

Жизнь организмов на разных материках

Л.  Чувство прекрасного на основе знакомства с миром природы.

М. Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников

Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в т.ч. в ситуации столкновения интересов

П.  Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

28

Жизнь организмов в морях и океанах

Л.  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

М.  Регулятивные: способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные:способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

П.  использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

4. Человек на планете Земля (7 часов)

29

Как появился человек на Земле

Л.  осознание своей гражданской идентичности: «Я» как гражданин России, своей этнической принадлежности, чувства сопричастности гордости за свою Родину, народ

М. Регулятивные: постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно

Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П. самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

30

Как человек изменял природу

Л.  основные моральные нормы поведения в обществе, проекция этих норм на собственные поступки

М.  Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок

Познавательные:помочь учащимся осознать практическую  значимость изучаемого материала

Коммуникативные: владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

П.  Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

31

Важность охраны животного мира планеты

Л.  принятие ценности природного мира, готовности следовать в своей деятельности нормам природоохранительного, здоровьесберегающего поведении

М. Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценки учителей,
товарищей, родителей и других людей

Познавательные: создать условия для  развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

П. использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

32

Красная книга

Л.  осознание смысла и нравственного содержания собственных поступков и поступков других людей

М. Регулятивные: планировать свои действия и пути достижения целей, принимать верное решения в проблемной ситуации.

Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;                                             Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

П. работа с иллюстративным и демонстративным материалом, текстом, беседа, работа в парах, групповая работа.

33

Контрольная работа

Л.  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности;

М.  Регулятивные: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Познавательные:способствовать развитию познавательной активности учащихся, умения наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы

Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; устанавливать и сравнивать различные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор.

П. использовать знания учащихся об общих свойствах процессов жизнедеятельности организмов. Приводить примеры методов изучения живого, использованных в ходе исследований в классе и дома. Проверять правильность теоретических выводов приемами самоанализа и самоконтроля.

34

Сохраним богатство живого мира

Л.  способность к самооценке на основе критериев успешности учебной
деятельности

М. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане

Познавательные: создать условия для развития у школьников умения формулировать проблему и предлагать пути её решения;

Коммуникативные: допускать возможность существования различных точек зрения, в т.ч. не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии

П.  Использовать свои знания о животных, приобретённые в повседневной жизни

35

Повторение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 11 класс (базовый уровень) 1час в неделю

В рабочей программе проедставлены цели и задачи курса, содержание, календарно-тематическое планирование...

Рабочая программа по изучению курса «Биология- 8 класс» Индивидуальное обучение по программе СКОУ VIII вид ( 1час в неделю 34часа)

Рабочая программа составлена на основе    программы  по биологии  В.В.Воронковой, Т.М.Лифановой, С.А.Кустовой для обучающихся 6-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовате...

Рабочая программа по биологии 5 класс 1час в неделю, итого 34, УМК Пономарев И.Н.

Представлена рабочая программа по биологии 5 класс , УМК Пономарев И.Н....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ 10 КЛАССА (1ЧАС В НЕДЕЛЮ)

Рабочая программа по русскому языку для 10 класса представляет собой целостный документ, включающий следующие разделы: пояснительную записку; требования к уровню подготовки обучающихся; учебно-тематич...

Рабочая программа по географии, 6 класс, 1час в неделю

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ ПО ГЕОГРАФИИ 6 КЛАСС Настоящая рабочая программа по биологии для 6 класса разработана на основе следующих документов:Федерального государственного образо...

Рабочая программа по биологии, 7 класс, 1час в неделю

Рабочая программа по биологии для 7 класса разработана на основе следующих документов:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 201...

Рабочая программа. Литература. 8 класс, 2часа в неделю

Рабочая программа .Литература. 8 класс, 2часа в неделю...