Рабочая программа по биологии для 8 класса, 2 часа в неделю, авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Рабочая программа по биологии для 8 класса, 2 часа в неделю, авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progr._bio_8kl.doc | 240 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Ильинская средняя общеобразовательная школа
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по УВР Приказ руководителя ОУ
_______________________ № ____от ______201_г
Рабочая программа
курса
«Биология»
8 Класс
2015-2016 учебный год
Составитель/ Разработчик
программы
Фролова Татьяна Геннадьевна
Красногорск
2015год
Пояснительная записка.
Рабочая программа составлена в соответствии с компонентом ФГОС основного общего образования, /приказ Министерства образования и науки от 17.12.2010г №1897/, Закона « Об образовании РФ от 29.12.12г в соответствии с планом МБОУ «Ильинская СОШ» на 2015-2016 учебный год. Данная программа разработана с использованием Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторы А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. Издательство: Вентана- Граф. Год издания: 2009
Данная программа не предусматривает изменения и дополнения в программу основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторов А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш.
Учебник:«Человек»Автор:А.Г.Драгомилов, Р.Д. Маш. Издательство:Вентана-Граф. Изд:2009
Цель составления рабочей программы: в результате обучения у школьников должно сформироваться научное представление о биосоциальной сущности человека и его организме как разноуровневой биосистеме, возникшей в ходе эволюции живой природы и взаимодействия человека с окружающей средой. Это представление формируется при усвоении следующих основных понятий: место человека в живой природе; влияние природной и социокультурной среды на становление человека; многоуровневая организация его организма (клетки, ткани, органы, системы органов); взаимосвязь строения и функций органов и систем; обмен веществ; иммунная защита организма; связь организма со средой; экологические взаимосвязи абиогенного, биогенного и антропогенного происхождения.
Изучение биологии направлено на достижении следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях, методах познания живой природы
- овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за собственным организмом, работы с различными источниками информации;воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственной жизни, культуры поведения в природе
- использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Рабочая программа включает следующие структурные элементы: пояснительную записку; учебно-тематический план; основное содержание с указанием числа часов, отводимых на изучение учебного предмета, перечнем лабораторных и практических работ, экскурсий; требования к уровню подготовки выпускников; перечень учебно-методического обеспечения; список литературы.
Требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать / понимать:
• сущность биологических процессов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
Учащиеся должны уметь:
• объяснять: роль различных организмов в жизни человека; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проявления иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых бактериями, животными, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
Для контроля уровня достижений учащихся используются такие виды и формы контроля как предварительный, текущий, тематический, итоговый контроль; формы контроля: контрольная работа, дифференцированный индивидуальный письменный опрос, самостоятельная проверочная работа, экспериментальная контрольная работа, тестирование, диктант, письменные домашние задания, компьютерный контроль и т.д.), анализ творческих, исследовательских работ, результатов выполнения диагностических заданий учебного пособия или рабочей тетради.
Содержание учебной программы:
Тема 1. "Введение. Организм человека: общий обзор" - 5 часов. В рамках данной темы изучается строение, химический состав и жизнедеятельность клеток человека. Ткани. Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция.
Тема 2. "Опорно-двигательная система" - 8 часов. Данная тема позволяет изучить строение, состав и соединение костей. Скелет человека. Правила оказания первая помощи при травмах. Строение, значение, работу мышц. Нарушения осанки и плоскостопие. Развитие опорно-двигательной системы.
Тема 3. "Кровь. Кровообращение". - 10 часов. Тема рассматривает внутреннюю среду организма, значение крови, ее состав, иммунитет. Строение, работу сердца, круги кровообращения. Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Правила оказания первой помощи при кровотечениях.
Тема 4. "Дыхание" - 5часа. Во время изучения данной темы происходит знакомство учащихся со строением и значением системы дыхания. Рассматривается, как происходит газообмен в легких и тканях, дыхательные движения, регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражениях органов дыхания.
Тема 5. "Пищеварение" -6 часов. Тема «Пищеварение» позволяет учащимся узнать значение пищи и ее состав. Рассмотреть органы пищеварения и процессы, происходящие в ротовой полости и желудке и кишечнике. Заболевания органов пищеварения.
Тема 6. «Обмен веществ и энергии» - 3 часа. Данная тема рассматривает обменные процессы в организме. Нормы питания. Витамины.
Тема 7. "Выделение. Кожа". – 3часов В рамках изучения данной темы происходит знакомство со строением, значением, заболеваниями почек и кожи.
Тема 8. "Эндокринная система" - 2 часа. Тема изучает железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма.
Тема 9. "Нервная система. Органы чувств". - 10 часов. Данная тема позволяет изучить значение, строение и функционирование нервной системы. Вегетативную нервную систему. Спинной и головной мозг. Значение и строение органов чувств .
Тема 10. "Поведение и психика" - 6 часов. В данной теме изучаются врожденные и приобретенные формы поведения, закономерности работы головного мозга. Биологические ритмы. Сон и его значение. Особенности высшей нервной деятельности человека. Работоспособность.
Тема 11. "Индивидуальное развитие организма" - 5 часов. Тема изучает половую систему человека. Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем. Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Психические особенности личности.
Повторение 3ч.
Календарно-тематическое планирование
ТЕМА | Количество часов | Сроки изучения | Практическая часть |
1. Введение. Организм человека. Общий обзор. | 5 | сентябрь | Л.р. № 1; П/р №1 |
2. Опорно – двигательная система. | 8 | октябрь | Л.р.№ 2; П/р № 2-6 |
3. Кровь и кровообращение. | 10 | ноябрь | Л.р.№3; П/р№ 7-10 |
4. Система дыхания | 5 | декабрь | Л.р.№ 4,5 П/р№ 11,12 |
5. Система пищеварения | 6 | Декабрь-январь | Л.р. № 6 П/р№ 13 |
6. Обмен веществ и энергией. Витамины. | 3 | февраль | |
7. Мочевыделительная система. | 2 | февраль | Л.р. № Тест |
8. Кожа | 3 | февраль | П/р№ 14 |
9. Эндокринная система. | 2 | март | |
10. Нервная система. Органы чувств. | 10 | Март-апрель | П/р№ 15-19 Тест |
11. Поведение и психика. | 6 | май | П/р№ 20 |
12. Индивидуальное размножение человека. | 5 | май | |
14. Повторение. | 3 | май | |
ИТОГО | 68 | Л/Р-6, П/Р-20 |
Перечень лабораторных работ
№ | Тема | Дата |
1 | «Клетки и ткани под микроскопом» | сентябрь |
2 | «Строение костей и поперечно- полосатой мышечной ткани под микроскопом» | октябрь |
3 | «Строение крови лягушки и крови человека» | октябрь |
4 | «Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | декабрь |
5 | «Изготовление самодельной модели Дондерса» | Декабрь |
6 | «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки» | январь |
Итого: Л/р – 6 |
Перечень практических работ
№ | Тема | Дата |
1 | «Получение мигательного рефлекса и его торможения» | сентябрь |
2,3,4 | «Роль плечевого пояса в движении руки; функции костей предплечья при повороте кисти; утомление при статической и динамической работе» | октябрь |
5,6 | «Определение нарушений осанки и плоскостопия; функции основных мышечных групп» | октябрь |
7 | «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение» | ноябрь |
8,9 | «Опыты, выявляющие природу пульса; определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»» | ноябрь |
10 | «Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку» | ноябрь |
11,12 | «Определение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимнее время» | Декабрь |
13 | «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка.» | Декабрь |
14 | «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.» | февраль |
15,16 | «Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативные сосудистые рефлексы при штриховом раздражении кожи» | март |
17,18,19 | «Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении» | март |
20 | «Тренировка наблюдательности; иллюзии зрения» | апрель |
Итого: П/р – 20 |
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 8 КЛАСС.
№ | № | Тема | Часы | Дата | Коррекция |
1 | 1 | Введение. Организм человека. Общий обзор. Науки об организме человека. | 5 | ||
2 | 2 | Структура тела. Демонстрации: Торс человека.Таблицы. | |||
3 | 3 | Клетка. Строение и химический состав,жизнедеятельность | |||
4 | 4 | Ткани. Л/Р №1 «Клетки и ткани под микроскопом» | |||
5 | 5 | Системы органов. П/р №1 «Получение мигательного рефлекса и его торможения» | |||
2 | Опорно – двигательная система. | 8 | |||
6 | 1 | Система опоры и движения. Скелет Строение, состав,соединения костей. Демонстрации: Скелет. Таблицы. Л/р №2 «Строение костей и поперечно- полосатой мышечной ткани под микроскопом» | |||
7 | 2 | Скелет головы и туловища. П/р №2,3,4 «Роль плечевого пояса в движении руки; функции костей предплечья при повороте кисти; утомление при статической и динамической работе» | |||
8 | 3 | Скелет конечностей. | |||
9 | 4 | Первая доврачебная помощь при травмах конечностей. | |||
10 | 5 | Мышцы. | |||
11 | 6 | Нарушение осанки и плоскостопие. П/р № 5,6«Определение нарушений осанки и плоскостопия; функции основных мышечных групп» | |||
12 | 7 | Развитие опорно-двигательной системы. | |||
13 | 8 | Проверочная работа по теме: «Опорно – двигательная система» Тест | |||
3 | Кровь и кровообращение | 10 | |||
14 | 1 | Кровь и кровообращение. Внутренняя среда организма. | |||
15 | 2 | Состав и свойства крови. Л/р №3 «Строение крови лягушки и крови человека» | |||
16 | 3 | Иммунитет. | |||
17 | 4 | Строение сердца и его работа. Демонстрации: Торс человека. Модель сердца. Тонометр. Таблицы. | |||
18 | 5 | Круги кровообращения. П/р№7«Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровоснабжение» | |||
19 | 6 | Движение лимфы | |||
20 | 7 | .Движение крови по сосудам. П/р№ 8,9 «Опыты, выявляющие природу пульса; определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»» | |||
21 | 8 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. П/р №10 «Реакция сердечно – сосудистой системы на дозированную нагрузку» | |||
22 | 9 | Гигиена сердечно – сосудистой системы. Виды кровотечений. Первая, доврачебная помощь при травмах сосудов. Демонстрация приемов оказания доврачебной помощи. | |||
23 | 10 | Проверочная работа по теме: «Кровь и кровообращение» Тест | |||
4 | Система дыхания | 5 | |||
24 | 1 | Система дыхания. Значение дыхания. Органы дыхания. Демонстрации. Торс человека; модели гортани и легких; модель Дондерса. | |||
25 | 2 | Строение легких. Газообмен. Л/р№4«Определение состава вдыхаемого и выдыхаемого воздуха» | |||
26 | 3 | Дыхательные движения. Л/р № 5 «Изготовление самодельной модели Дондерса» | |||
27 | 4 | Регуляция дыхания. П/р №11,12 «Определение обхвата грудной клетки. Определение запыленности воздуха в зимнее время» | |||
28 | 5 | Заболевания системы дыхания. Травмы органов дыхания и первая доврачебная помощь. Проверочная работа по теме: «Кровь и кровообращение» | |||
5 | Пищеварительная система | 6 | |||
29 | 1 | Пищеварительная система. Значение пищи и ее состав. | |||
30 | 2 | Органы пищеварения. Демои. Торс человека. | |||
31 | 3 | Пищеварение в ротовой полости. П/р № 13 «Наблюдение за подъемом гортани при глотании, функцией надгортанника и нёбного язычка.» Л/р №6 «Ознакомление с действием ферментов слюны на крахмал и ферментов желудочного сока на белки» | |||
32 | 4 | Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Кишечное всасывание. | |||
33 | 5 | Регуляция пищеварения. Заболевания органов пищеварения | |||
34 | 6 | Проверочная работа по теме: «Система пищеварения» | |||
6 | Обмен веществ и энергии. | 3 | |||
35 | 1 | Обменные процессы в организме | |||
36 | 2 | Нормы питания. | |||
37 | 3 | Витамины. | |||
7 | Мочевыделительная система | 2 | |||
38 | 1 | Мочевыделительная система. Строение и функции почек. Демонстрация. Торс человека. Модели мочевыделительной системы. | |||
39 | 2 | Предупреждение заболеваний мочевыделительной системы. | |||
8 | Кожа | 3 | |||
40 | 1 | Значение кожи и ее строение. Демо. Рельефная таблица строения кожи. | |||
41 | 2 | Нарушение кожных покровов. П/р № 14 «Определение жирности кожи с помощью бумажной салфетки.» | |||
42 | 3 | Роль кожи в терморегуляции. | 2 | ||
9 | Эндокринная система | ||||
43 | 1 | Эндокринная система Железы внешней и внутренней секреции. Демонстрации. Модели гортани со щитовидной железой. | |||
44 | 2 | Роль гормонов в обмене веществ. Рост и развитие организма | |||
10 | Нервная система и органы чувств | 10 | |||
45 | 1 | Нервная система Значение, строение и функции нервной системы. | |||
46 | 2 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. П/р №15,16 «Выяснение действия прямых и обратных связей. Вегетативные сосудистые рефлексы при штриховом раздражении кожи» | |||
47 | 3 | Спинной мозг | |||
48 | 4 | Головной мозг. Демонстрации. Модель головного мозга. | |||
49 | 5 | Функции органов чувств и анализаторов. | |||
50 | 6 | Орган зрения и зрительный анализатор. Демо. Модель черепа, глаза. П/р№ 17,18,19 «Выявление функции зрачка и хрусталика. Обнаружение слепого пятна. Восприятие цветоощущений колбочками и отсутствие его при палочковом зрении» | |||
51 | 7 | Заболевания и повреждения глаз. | |||
52 | 8 | Органы слуха и равновесия. Демонстрации. Модель черепа, уха. | |||
53 | 9 | Органы осязания и обоняния, вкус. | |||
54 | 10 | Проверочная работа по теме: «Нервная система и органы чувств» | |||
11 | Поведение и психика. | 6 | |||
55 | 1 | Врожденные формы поведения | |||
56 | 2 | Приобретенные формы поведения. | |||
57 | 3 | Закономерности работы головного мозга. Демо. Модель головного мозга; выработка динамического стереотипа зеркального письма. | |||
58 | 4 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | |||
59 | 5 | Особенности высшей нервной деятельности. П/р № 20«Тренировка наблюдательности; иллюзии зрения» | |||
60 | 6 | Проверочная работа по теме: «Поведение и психика» Тест | |||
12 | Индивидуальное развитие человека. | 5 | |||
61 | 1 | Строение половой системы человека. | |||
62 | 2 | Наследственные и врожденные заболевания человека. Болезни, передающиеся половым путем. Влияние вредных привычек на развитие организма. | |||
63 | 3 | Внутриутробное развитие человека. Демо. Модели зародышей человека. | |||
64 | 4 | Развитие после рождения | |||
65 | 5 | Проверочная работа по теме: «Индивидуальное развитие человека» | |||
66\68 | Повторение курса анатомии и физиологии человека | 3 | |||
Итого: Л/р – 6, П/р – 20 |
Информационно – методическое обеспечение
Основная литература:
1. Учебник «Человек» Автор: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Издательство: Вентана- Граф Год изд:2011
2. Программ основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений, авторы А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. Издательство: Вентана- Граф. Год издания: 2011
3. «Биология. Человек» -поурочные планы по учебнику Р.Д. Маша, автор составители Г.В. Чередникова, Издательство «Учитель», 2011г
Дополнительная литература:
1.Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания В.Н. Фросин,В.И.Сивоглазов. «Дрофа», 2011г.
2..«Биология. Секреты эффективности современного урока» 6-11 классы. Авторы –составители Н.В. Ляшенко, Е.В. Попова Издательство «Учитель» Волгоград, 2011г.
3.«Занимательная биология» на уроках и внеклассных мероприятиях 6-9 классы. Издательство «Глобус», 2010г.
4. «Биология в таблицах и схемах для школьников и абитуриентов» составитель Онищенко А.В., Санкт- Петербург,2012г.
5. «Экология человека. Культура здоровья» В.С.Кучменко. Издательство: Вентана- Граф
Подготовка к ГИА и ЕГЭ – тестовые задания, разбор - решения задач. Олимпиады по биологии 8 класс, с 2006 года, школьный муниципальный уровень. Материал, накопленный учащимися города и школы – участниками экологических НПК.
Материально – техническое обеспечение уроков биологии
Ресурсы Интернета
1.«Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебнику «Человек» Автор: А.Г. Драгомилов, Р.Д. Маш. (http://school-collection.edu.ru/).
2. http://био.1september.ru/index.php – журнал «Биология в школе».
3.. www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
4.. www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
5. http://djvu-inf.narod.ru/ - электронная библиотека
6. www.nature.ru –«Научная сеть»
7. www.bio.msu.ru факультет биологии МГУ им. М.В. Ломоносова
8. «Биология. Дополнительные материалы к урокам и внеклассным мероприятиям по биологии и экологии». Авторы-составители М.М. Бондарук, Н.В. Ковылина. Волгоград. Издательство «Учитель», 2007г.
Электронные ресурсы кабинета химии
1. Видеофильмы: «Анатомия» в 2-х частях;
2. Коллекция презентаций для 8класс: «Клетки. Ткани» «Общее знакомство с организмом человека»;«Система опоры и движения»; «Система Кровообращения»;«Система дыхания»«Система пищеварения»;«Кожа»;«Обмен веществ и энергии»;«Нервная система и органы чувств».
3.Презентации к игровым урокам, конференция, классным часам, детские презентации: «Своя игра», «О вреде курения», «Чума -20-века», «Внимание - ветрянка», «Грипп – штука заразительная».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 10 класс (1ч. в неделю)
Программа составлена в соответствии с Образовательной программой «Школа 2100»**. В рамках этой программы каждый школьный предмет, в том числе и биология, своими целями, задачами и содержанием образова...
Рабочая программа по биологии 11 класс (2ч. в неделю)
Курс биологии 11 класса построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Он рассчитан на 68 часов (на 2 часа в неделю)...
Рабочая программа по биологии 10 класс (2ч. в неделю)
Курс биологии 10 класса построен в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089). Программа разработана на основе П...
Рабочая программа по биологии 11 класс ( 1ч. в неделю)
Курс биологии 11 класса построен на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ (2004г) в соответствии с Государственным стандартом общего образования (приказ...
Рабочая программа по биологии 5 класс 1час в неделю, итого 34, УМК Пономарев И.Н.
Представлена рабочая программа по биологии 5 класс , УМК Пономарев И.Н....
Рабочая программа по биологии 9 класс 2час в неделю, всего 68 час. УМК Сонин Н.И. Основы общей биологии Базовый уровень
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования.Цели изучения курса:Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на ...
Рабочая программа по биологии, 5 класс, 1час в неделю
Рабочая программа по биологии для 5 класса разработана на основе следующих документов:Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) от 17 декабря 201...