Рабочая программа по биологии 8 класс
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Рабочая программа Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения г. Москвы « Школы с углубленным изучением отдельных предметов №879» на 2015-2016 учебный год по курсу «Биология» для 8 класса к учебнику Н.И.Сонина «Биология.Человек» Учителя биологии Исмаиловой Тамары Михайловны |
Пояснительная записка
Общая характеристика программы
Рабочая программа по биологии для 8 класса основной школы составлена на основе государственного образовательного стандарта общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,
Содержание разных разделов курса биологии помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и гуманитарных дисциплин, природы и общества.
Настоящая программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курсах «Живой организм» и «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.
Вклад биологии в достижение целей основного общего образования
Содержание курса биологии в основной школе направлено на формирование и развитие личности обучающегося в процессе использования разнообразных видов учебной деятельности. При обучении биологии вырабатываются учебные действия, позволяющие видеть проблемы, ставить цели и задачи для их решения, развивать познавательные интересы и мотивацию к обучению, уметь использовать полученные результаты в практической деятельности.
Основные направления биологического образования:
- усиление внутрипредметной интеграции и обеспечение целостности биологии как общеобразовательной дисциплины;
- реализация межпредметной интеграции биологии с другими естественно-научными дисциплинами;
- отражение интеграции биологического и гуманитарного знания, связей биологии с нравственно-этическими и экологическими ценностями общества;
- воспитание ценностного отношения к живым организмам, окружающей среде и собственному здоровью; экологической, гигиенической и генетической грамотности; культуры поведения в природе.
Изучение биологии основывается на тесной межпредметной интеграции её с другими общеобразовательными дисциплинами естественно-научного цикла, которая достигается в процессе знакомства с общенаучными методами (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование), раскрытия значения научного знания для практической деятельности человека, гармоничного развития общества и природы.
Общая характеристика курса
Биология как учебная дисциплина предметной области «Естественно-научные предметы» обеспечивает:
- формирование системы биологических знаний как компонента целостной научной картины мира;
- овладение научным подходом к решению различных задач;
- овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты;
- овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни;
- воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде, осознание значимости концепции устойчивого развития;
- формирование умений безопасного и эффективного использования лабораторного оборудования, проведения точных измерений и адекватной оценки полученных результатов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путём применения межпредметного анализа учебных задач.
Курс биологии на ступени основного общего образования направлен на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, о её многообразии и эволюции, человеке как биосоциальном существе. Отбор содержания проведён с учётом культурологического подхода, в соответствии с которым учащиеся должны освоить содержание, значимое для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения окружающей среды и собственного здоровья, для повседневной жизни и практической деятельности.
В разделе «Человек и его здоровье» содержатся сведения о человеке как биосоциальном существе, строении человеческого организма, процессах жизнедеятельности, особенностях психических процессов, социальной сущности, роли в окружающей среде.
Цели биологического образования в основной школе формулируются на нескольких уровнях: глобальном, метапредметном,личностном и предметном, на уровне требований к результатам освоения содержания предметных программ.
Глобальные цели биологического образования являются общими для основной и старшей школы и определяются социальными требованиями, в том числе изменением социальной ситуации развития — ростом информационных перегрузок, изменением характера и способов общения и социальных взаимодействий (объёмы и способы получения информации порождают ряд особенностей развития современных подростков). Наиболее продуктивными с точки зрения решения задач развития подростка являются социомо-ральная и интеллектуальная взрослость.
Помимо этого, глобальные цели формулируются с учётом рассмотрения биологического образования как компонента системы образования в целом, поэтому они являются наиболее общими и социально значимыми.
С учётом вышеназванных подходов глобальными целями биологического образования являются:
- социализация обучаемых — вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность — носителя её норм, ценностей, ориентации, осваиваемых в процессе знакомства с миром живой природы;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере биологической науки.
Помимо этого, биологическое образование призвано обеспечить:
- ориентацию в системе моральных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека; формирование ценностного отношения к живой природе;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о живой природе; познавательных качеств личности, связанных с овладением методами изучения природы, формированием интеллектуальных и практических умений;
- овладение ключевыми компетентностями: учебно-познавательной, информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к объектам живой природы.
Место раздела в учебном плане
Рабочая программа для 8 класса разработана в соответствии с Базисным учебным планом для ступени основного общего образования. Общее число учебных часов в 8 класс 68 часа( 2 час в неделю).
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Требования к результатам структурируются по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности, и включают личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты обучения включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Основные личностные результаты обучения биологии:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание своей этнической принадлежности; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
4) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам;
5) формирование личностных представлений о целостности природы, осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
- формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; толерантности и миролюбия;
- освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных, экологических и экономических особенностей;
- развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
- формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
Метапредметные результаты обучения состоят из освоенных обучающимися межпредметных понятий и универсальных учебных действий, способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельности планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, к проектированию и построению индивидуальной образовательной траектории.
Основные метапредметные результаты обучения биологии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, умение работать с разными источниками биологической информации: находить биологическую информацию в различных источниках (тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать информацию;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
- умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
- формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
Предметные результаты обучения включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.
Основные предметные результаты обучения биологии:
- усвоение системы научных знаний о живой природе и закономерностях её развития для формирования естественно-научной картины мира;
- формирование первоначальных систематизированных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях, об основных биологических теориях, экосистемной организации жизни, о взаимосвязи всего живого в биосфере, о наследственности и изменчивости; овладение понятийным аппаратом биологии;
3)приобретение опыта использования методов биологической науки и проведения несложных биологических экспериментов для изучения живых организмов;
4)понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества;
5)формирование основ экологической грамотности: способности оценивать последствия деятельности человека в природе, влияние факторов риска на здоровье человека; умение выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих, осознание необходимости сохранения биоразнообразия и природных местообитаний;
6) объяснение роли биологии в практической деятельности людей, места и роли человека в природе, родства общности происхождения и эволюции растений и животных;
7)овладение методами биологической науки; наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов;
8)формирование представлений о значении биологических наук в решении локальных и глобальных экологических проблем, необходимости рационального природопользования;
9)освоение приёмов оказания первой помощи, рациональной организации труда и отдыха, выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
Содержание образования по учебному предмету
Название темы | Количество часов |
Тема: «Место человека в системе органического мира» (2 часа) | |
Урок 1. Место человека в системе органического мира | 1 |
Урок 2 Особенности человека | 1 |
Тема: «Происхождение человека» (3 часа) | |
Урок3. Происхождение человека, этапы его становления | 1 |
Урок 4 Расы, их происхождение и единство | 1 |
Тема: «Краткая история развития знаний о человеке»(1 час) | |
Урок 5. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | 1 |
Тема: «Общий обзор организма человека» (4 часа) | |
Урок 6 Клеточное строение организма человека | 1 |
Урок7 Ткани | 1 |
Урок 8Ткани | 1 |
Урок 9 органы и системы органов | 1 |
Тема 6 « Координация и регуляция (11 часов) | |
Урок 10 Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | 1 |
Урок 11 Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения. | 1 |
Урок12 Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | 1 |
Урок 13 Спинной мозг | 1 |
Урок 14 Строение и функции головного мозга | 1 |
Урок 15 Полушария большого мозга | 1 |
Урок16 Обобщающий урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция | 1 |
Урок 17 Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. | 1 |
Урок 18 Анализаторы слуха и равновесия. | 1 |
Урок19 Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | 1 |
Урок 20 Чувствительность анализаторов. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. Обобщение знаний. | 1 |
Тема: «Опора и движение» (9 часа) | |
Урок 21 Аппарат опоры и движения, его функция. Скелет человека, его значение, строение | 1 |
Урок 22 Строение и свойства костей | 1 |
Урок 23 Типы соединения костей | 1 |
Урок 24 Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | 1 |
Урок25 Мышцы, их строение и функции. | 1 |
Урок26 Работа мышц | 1 |
Урок27 Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. | 1 |
Урок28 Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | 1 |
Урок 29 Обобщающий урок по теме «Опора и движение | 1 |
Тема: «Внутренняя среда организма » (4 часа) | |
Урок30 Внутренняя среда организма, её значение. | 1 |
Урок31 Плазма крови и ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции | 1 |
Урок32 Иммунитет | 1 |
Урок33 Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор. | 1 |
Тема: «Транспорт веществ » (5 часа) | |
Урок34 Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | 1 |
Урок35 Работа сердца | 1 |
Урок 36 Движение крови по сосудам | 1 |
Урок37 Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение | 1 |
Урок38 Обобщающий урок по теме «Кровь и кровообращение | 1 |
Тема: «Дыхание » (5часа) | |
Урок39 Строение органов дыхания | 1 |
Урок40 Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | 1 |
Урок41 Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. | 1 |
Урок42 Регуляция дыхания | 1 |
Урок43 Заболевания органов дыхания, их предупреждение. | 1 |
Тема: «Пищеварение» (5часа) | |
Урок 44 Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме. | 1 |
Урок 45 Пищеварение в ротовой полости. | 1 |
Урок46 Пищеварение в желудке и кишечнике. | 1 |
Урок47 Всасывание | 1 |
Урок48 Рациональное питание | 1 |
Тема: «Обмен веществ и энергии. Витамины» (2часа) | |
Урок 49 Обмени веществ и энергии. | 1 |
Урок50 Витамины. | 1 |
Тема: «Выделение» (2часа) | |
Урок51 Выделение. Строение и работа почек. | 1 |
Урок52 Заболевания почек. Их предупреждение | 1 |
Тема: «Покровы тела» (4часа) | |
Урок53Строение и функции кожи. Гигиена кожи. | 1 |
Урок54 Роль кожи в терморегуляции организма. | 1 |
Урок55 Закаливание организма | 1 |
Урок56 Обобщающий урок по темам: Обмен веществ, выделение, покровы тела» | 1 |
Тема: «Размножение и развитие » (2часа) | |
Урок 57 Половая система человека. | 1 |
Урок58 Возрастные процессы. | 1 |
Тема: «Высшая нервная деятельность » (5часа) | |
Урок 59 Поведение человека. Рефлекс. | 1 |
Урок 60 Торможение, его виды и значение | 1 |
Урок 61 Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. | 1 |
Урок 62 Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | 1 |
Урок63 Типы нервной деятельности. | 1 |
Тема: «Человек и его здоровье » (3часа) | |
Урок64 «Золотые сны», от которых не просыпаются. О наркотиках и наркомании. | 1 |
Урок65 СПИД | 1 |
Урок66 Организм и окружающая среда | 1 |
Тема: «Повторение и обобщение изученного материала » (2часа) | |
Урок 67 Организм - единое целое | 1 |
Урок 68 Место человека в органическом мире | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (2 часа)
Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный.
■ Демонстрация скелетов человека и позвоночных, таблиц, схем, рисунков, раскрывающих черты сходства человека и животных.
Тема 2. Происхождение человека (2 часа)
Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство.
■ Демонстрация модели «Происхождение человека», моделей остатков материальной первобытной культуры человека, иллюстраций представителей различных рас человека.
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час)
Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий.
■ Демонстрация портретов великих ученых — анатомов и физиологов.
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа)
Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза.
- Демонстрация схем систем органов человека.
- Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей*.
Распознавание на таблицах органов и систем органов*.
Тема 5. Координация и регуляция (11 часов)
Гуморальная регуляция
Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция.
■ Демонстрация схем строения эндокринных желез; таблиц строения, биологической активности и точекприложения гормонов; фотографий больных с различными нарушениями функции эндокринных желез.
Нервная регуляция
Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса.
Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга.
Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств.
- Демонстрация моделей головного мозга, органов чувств; схем рефлекторных дуг безусловных рефлексов; безусловных рефлексов различных отделов мозга.
- Лабораторные и практические работы
Изучение головного мозга человека (по муляжам)*.
Изучение изменения размера зрачка*.
Тема 6. Опора и движение (9 часов)
Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо-хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика.
Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы.
■ Демонстрация скелета человека, отдельных костей, распилов костей; приемов оказания первой помощи при повреждениях (травмах) опорно-двигательной системы.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение внешнего строения костей*.
Измерение массы и роста своего организма*.
Выявление влияния статической и динамической
работы на утомление мышц*.
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа)
Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство.
Значение работ Л. Пастера и И. И. Мечникова в области иммунитета1.
- Демонстрация схем и таблиц, посвященных составу крови, группам крови.
- Лабораторная работа
Изучение микроскопического строения крови*.
Тема 8. Транспорт веществ (5 часа)
Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение.
■ Демонстрация моделей сердца человека, таблиц исхем строения клеток крови и органов кровообращения.
■ Лабораторные и практические работы
Измерение кровяного давления*.Определение пульса и подсчет числа сердечных
сокращений*.
Тема 9. Дыхание (5 часов)
Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат.
■ Демонстрация моделей гортани, легких; схем, иллюстрирующих механизм вдоха и выдоха; приемовискусственного дыхания.
■ Практическая работа Определение частоты дыхания*.
Тема 10. Пищеварение (5 часов)
Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения.
■ Демонстрация модели торса человека, муляжейвнутренних органов.
■ Лабораторные и практические работы
Воздействие желудочного сока на белки, слюны
на крахмал*.
Определение норм рационального питания*.
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа)
Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь.
Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз.
Тема 12. Выделение (2 часа)
Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ.
■ Демонстрация модели почек.
Тема 13. Покровы тела (4 часа)
Строение и функции кожи. Роль кожи в теплоре-гуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение.
■ Демонстрация схем строения кожных покрововчеловека. Производные кожи.
Тема 14. Размножение и развитие (2 часа)
Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи.
Тема 15. Высшая нервная деятельность(5 часов)
Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека.
Тема 16. Человек и его здоровье (3 часа)
Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека.
Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде.
■ Лабораторные и практические работы
Изучение приемов остановки капиллярного, артериального и венозного кровотечений*.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье*.
Тема17 Тема: «Повторение и обобщение изученного материала » (2часа)
Примерное тематическое планирование.
Темы, раскрывающие данный раздел программы и число часов, отводимых на данный раздел | Основное содержание по темам | Характеристика основных видов деятельности |
Тема 1 . Место человека в системе органического мира (3 часа) | Человек как часть живой природы, место человека в системе органического мира. Черты сходства человека и животных. Сходство и различия человека и человекообразных обезьян. Человек разумный. | Приводить доказательства (аргументация) взаимосвязи человека и окружающей среды, зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды, необходимости защиты среды обитания человека. Объяснять место и роль человека в природе. |
Тема 2. Происхождение человека (2 часа) | Биологические и социальные факторы антропогенеза. Этапы и факторы становления человека. Расы человека, их происхождение и единство. | Приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей, органов и систем органов человека. |
Тема 3. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека (1 час) | Наука о человеке: анатомия, физиология, гигиена. Великие анатомы и физиологи: Гиппократ, Клавдий Гален, Андреас Везалий. | Называть ведущие методы биологического познания. Понимать основные закономерности развития научного познания. |
Тема 4. Общий обзор строения и функций организма человека (4 часа) | Клеточное строение организма. Ткани: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Органы человеческого организма. Системы органов. Взаимосвязь органов и систем органов как основа гомеостаза. | Приводить доказательства (аргументация) родства человека с млекопитающими животными. Выделять существенные признаки организма человека, особенности его биологической природы и социальной сущности; клеток, тканей, органов и систем органов человека. Сравнивать клетки, ткани организма человека, делать выводы на основе сравнения. Различать на таблицах органы и системы органов человека. Наблюдать и описывать клетки и ткани на готовых микропрепаратах |
Тема 5. Координация и регуляция (11 часов) | Гуморальная регуляция Гуморальная регуляция. Железы внутренней секреции. Гормоны и их роль в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция. Нервная регуляция Нервная регуляция. Значение нервной системы. Центральная и периферическая нервные системы. Вегетативная и соматическая части нервной системы. Рефлекс; проведение нервного импульса. Строение и функции спинного мозга, отделов головного мозга. Большие полушария головного мозга. Кора больших полушарий. Значение коры больших полушарий и ее связи с другими отделами мозга. Органы чувств (анализаторы), их строение, функции. Строение, функции и гигиена органов зрения. Строение и функции органов слуха. Предупреждение нарушений слуха. Органы осязания, вкуса, обоняния. Гигиена органов чувств | Выделять существенные признаки процесса регуляции жизнедеятельности организма. Называть структурные компоненты отделов мозга и их функции, железы внутренней секреции. Называть органы чувств, отделы анализаторов. Объяснять основной механизм работы анализаторов. Устанавливать особенности строения и основные функции желез внутренней секреции. Сравнивать отделы головного мозга человека и млекопитающих, делать выводы о причинах сходства и различий. Сравнивать функции симпатической и парасимпатической систем, соматического и вегетативного отделов. Описывать и сравнивать механизмы работы разных анализаторов. Различать на таблицах и муляжах органы нервной и эндокринной систем Выделять существенные признаки строения и функционирования органов чувств, анализаторов. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений зрения и слуха. |
Тема 6. Опора и движение (9 часов) | Скелет человека, его отделы: осевой скелет, скелет поясов конечностей. Особенности скелета человека, связанные с трудовой деятельностью и прямо-хождением. Состав и строение костей: трубчатые и губчатые кости. Рост костей. Возрастные изменения в строении костей. Типы соединения костей. Заболевания опорно-двигательной системы и их профилактика. Мышечная система. Строение и развитие мышц. Основные группы мышц, их функции. Работа мышц; статическая и динамическая нагрузка. Роль нервной системы в регуляции работы мышц. Утомление мышц, роль активного отдыха в восстановлении активности мышечной ткани. Значение физической культуры и режим труда в правильном формировании опорно-двигательной системы. | Выделять существенные признаки опорно-двигательной системы человека. Выявлять влияние физических упражнений на развитие скелета и мускулатуры; взаимосвязь между строением и функциями клеток, тканей и органов опорно-двигательной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики травматизма, нарушения осанки и развития плоскостопия. На основе наблюдения определять нарушения осанки и наличие плоскостопия. Осваивать приемы оказания первой помощи при травмах опорно-двигательной системы. |
Тема 7. Внутренняя среда организма (4 часа) | Понятие «внутренняя среда». Тканевая жидкость. Кровь, ее состав и значение в обеспечении жизнедеятельности организма. Клеточные элементы крови: эритроциты, лейкоциты, тромбоциты. Плазма крови. Свертывание крови. Группы крови. Лимфа. Иммунитет. Инфекционные заболевания. Предупредительные прививки. Переливание крови. Донорство. | Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме; процессов свертывания и переливания крови, иммунитета, вакцинации и действия лечебных сывороток. Объяснять особенности строения форменных элементов в связи с выполняемыми функциями. Подготавливать материалы для презентации о вкладе И.И. Мечникова в развитие отечественной науки. Описывать характерные особенности клеточного и гуморального механизмов иммунитета.. Наблюдать и описывать клетки крови на готовых микропрепаратах. |
Тема 8. Транспорт веществ (5 часа) | Сердце, его строение и регуляция деятельности, большой и малый круги кровообращения. Лимфообращение. Движение крови по сосудам. Кровяное давление. Заболевания органов кровообращения, их предупреждение | Выделять существенные признаки транспорта веществ в организме Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики сердечно-сосудистых заболеваний. Различать на таблицах органы кровеносной и лимфатической системы. Осваивать приемы измерения пульса, кровяного давления, оказания первой помощи при кровотечениях |
Тема 9. Дыхание (5 часов) | Потребность организма человека в кислороде воздуха. Органы дыхания, их строение. Дыхательные движения. Газообмен в легких, тканях; перенос газов эритроцитами и плазмой крови. Регуляция дыхания. Искусственное дыхание. Голосовой аппарат. | Выделять существенные признаки процессов дыхания и газообмена. Сравнивать газообмен в легких и тканях, делать выводы на основе сравнения. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики легочных заболеваний, борьбы с табакокурением. Различать на таблицах органы дыхательной системы. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию об инфекционных заболеваниях, оформлять ее в виде рефератов, докладов. Осваивать приемы определения жизненной емкости легких; профилактики простудных заболеваний; оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. |
Тема 10. Пищеварение (5 часов) | Питательные вещества и пищевые продукты. Потребность человека в пище и питательных веществах. Витамины. Пищеварение. Строение и функции органов пищеварения. Пищеварительные железы: печень и поджелудочная железа. Этапы процессов пищеварения. Исследования И. П. Павлова в области пищеварения. | Выделять существенные признаки процессов питания и пищеварения. Различать на таблицах и муляжах органы пищеварительной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений работы пищеварительной системы. |
Тема 11. Обмен веществ и энергии (2 часа) | Общая характеристика обмена веществ и энергии. Пластический и энергетический обмен, их взаимосвязь. Витамины. Их роль в обмене веществ. Гиповитаминоз. Гипервитаминоз | Выделять существенные признаки обмена веществ и превращений энергии в организме человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики нарушений обмена веществ в организме и развития авитаминозов. |
Тема 12. Выделение (2 часа) | Конечные продукты обмена веществ. Органы выделения. Почки, их строение и функции. Образование мочи. Роль кожи в выделении из организма продуктов обмена веществ. | Выделять существенные признаки процесса удаления продуктов обмена из организма. Различать на таблицах органы мочевыделительной системы. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний мочевыделительной системы |
Тема 13. Покровы тела (4 часа) | Строение и функции кожи. Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Гигиенические требования к одежде, обуви. Заболевания кожи и их предупреждение | Выделять существенные признаки покровов тела, терморегуляции. Приводить доказательства (аргументация) необходимости закаливания организма, ухода за кожей, волосами, ногтями. Осваивать приемы оказания первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях, травмах |
Тема 14. Размножение и развитие (3 часа) | Система органов размножения; строение и гигиена. Оплодотворение. Внутриутробное развитие, роды. Лактация. Рост и развитие ребенка. Планирование семьи. | Выделять существенные признаки воспроизведения и развития организма человека. Объяснять механизмы проявления наследственных заболеваний у человека. |
Тема 15. Высшая нервная деятельность(5 часов) | Рефлекс — основа нервной деятельности. Исследования И. М. Сеченова, И. П. Павлова, А. А. Ухтомского, П. К. Анохина. Виды рефлексов. Формы поведения. Особенности высшей нервной деятельности и поведения человека. Познавательные процессы. Торможение. Типы нервной системы. Речь. Мышление. Сознание. Биологические ритмы. Сон, его значение и гигиена. Гигиена умственного труда. Память. Эмоции. Особенности психики человека | Выделять существенные особенности поведения и психики человека. Называть виды рефлексов, типы торможения. Объяснять механизмы торможения. |
Тема 16. Человек и его здоровье (3 часа) | Соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил здорового образа жизни. Оказание первой доврачебной помощи при кровотечении, отравлении угарным газом, спасении утопающего, травмах, ожогах, обморожении. Укрепление здоровья: двигательная активность, закаливание. Факторы риска: стрессы, гиподинамия, переутомление. Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Человек и окружающая среда. Окружающая среда как источник веществ и энергии. Среда обитания. Правила поведения человека в окружающей среде. | Осваивать приемы рациональной организации труда и отдыха, проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики стрессов, вредных привычек. Выявлять эстетические достоинства человеческого тела. Находить в научно-популярной литературе информацию о факторах здоровья и риска, оформлять ее в виде доклада или реферата, участвовать в обсуждении информации. Анализировать и оценивать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к здоровью своему и окружающих; последствия влияния факторов риска на здоровье человека. Приводить доказательства (аргументация) необходимости соблюдения мер профилактики инфекций, передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции; медико-генетического консультирования для предупреждения наследственных заболеваний человека. Находить в учебной и научно-популярной литературе информацию о СПИДе и ВИЧ-инфекции, оформлять ее в виде рефератов, устных сообщений |
Тема17 Тема: «Повторение и обобщение изученного материала » (2часа) | Признаки живых организмов: особенности химического состава; клеточное строение; обмен веществ и превращения энергии; рост, развитие, размножение; наследственность и изменчивость; эволюция; связь со средой | Выделять отличительные признаки живых организмов. |
Планирование курса « Биология. Человек» к учебнику Н.И. Сонин, М.Р. Сапин
на 2015-2016 учебный год. 8 класс 2 часа в неделю
Дата урока | №п/темы | №п\п | Темы уроков | Экскурсии | Л/р | Применение ИКТ на уроке | Подготовка к ГИА и ЕГЭ | Мониторинг |
1 | 1 | Место человека в системе органического мира Место человека в системе органического мира. | ||||||
2 | 2 | Особенности человека. | ||||||
7-11.09 | 3 | 3 | Особенности человека. | |||||
1 | 4 | ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Происхождение человека, этапы его становления | Презентация | |||||
14-18.09 | 3 | 5 | Расы, их происхождение и единство | Презентация | ||||
1 | 6 | КРАТКАЯ ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЙ О ЧЕЛОВЕКЕ (1 час) История развития знаний о строении и функциях организма человека | ||||||
21-25.09 | 1 | 7 | ОБЩИЙ ОБЗОР ОРГАНИЗМА ЧЕЛОВЕКА (4 часа) Клеточное строение организма человека | Презентация | А15-16 В2В5 С1-3 | |||
2 | 8 | Ткани | А15-16 В2В5 С1-3 | |||||
28-2.10 | 3 | 9 | Ткани. ЛР №1 «Ткани человека». | . ЛР №1 | А15-16 В2В5 С1-3 | |||
4 | 10 | Органы. Системы органов. Организм. | презентация | А15-16 В2В5 С1-3 | ||||
5-9.10 | 1 | 11 | КООРДИНАЦИЯ И РЕГУЛЯЦИЯ. ГУМОРАЛЬНАЯ РЕГУЛЯЦИЯ. ЭНДОКРИННЫЙ АППАРАТ. Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности. | Презентация | А15-16 ,18В2В5 С1-3 | |||
2 | 12 | Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения. | А15-16 ,18В2В5 С1-3 | |||||
12-16.10 | 1 | 13 | НЕРВНАЯ СИСТЕМА(5часов) Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | Презентация | А15-16 ,18В2В5 С1-3 | |||
2 | 14 | Спинной мозг. ЛР №2«Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга». | ЛР №2 | А15-16 ,18В2В5 С1-3 | ||||
19-23.10 | 3 | 15 | Строение и функции головного мозга. | Презентация | А15-16 ,18В2В5 С1-3 | |||
4 | 16 | Полушария большого мозга ЛР №3– тест на выяснения объёма внимания. | ЛР №3– | А15-16 ,18В2В5 С1-3 | ||||
2-6.11 | 5 | 17 | Обобщающий урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция | А15-16 ,18В2В5 С1-3 | Мониторинг | |||
1 | 18 | АНАЛИЗАТОРЫ.(4 часа) Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. | Презентация | А15-16 ,18В2В5 С1-3 | ||||
9-13.11 | 19 | Зрительный анализатор. Строение органа зрения. | ||||||
2 | 20 | Анализаторы слуха и равновесия. | Презентация | А15-16 ,18В2В5 С1-3 | ||||
16-20.11 | 3 | 21 | Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | А15-16 ,18В2В5 С1-3 | ||||
4 | 22 | Чувствительность анализаторов. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. Обобщение знаний. | А15-16,19 В2,5 С1-3 | Мониторинг | ||||
23-27.11 | 1 | 23 | ОПОРА И ДВИЖЕНИЕ. Аппарат опоры и движения, его функция. Скелет человека, его значение, строение. | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||
2 | 24 | Строение и свойства костей | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||||
30-4.12 | 3 | 25 | Типы соединения костей Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||
5 | 26 | Мышцы, их строение и функции. Работа мышц. | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||||
7-11.12 | 7 | 27 | Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. ЛР №4 «Определение функций костей, мышц, суставов». | ЛР №4 | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||
8 | 28 | Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | А15-16,19 В2,5 С1-3 | |||||
14-18.12 | 29 | Обобщающий урок по теме «Опора и движение» | Мониторинг | |||||
1 | 30 | ВНУТРЕННЯЯ СРЕДА ОРГАНИЗМА Внутренняя среда организма, её значение. | ||||||
21-25.12 | 2 | 31 | Плазма крови и ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции. ЛР №5 «строение клеток крови». | ЛР №5 | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||
3 | 32 | Иммунитет | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||||
28-30.12 | 4 | 33 | Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор. | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||
11-15.01 | 1 | 34 | ТРАНСПОРТ ВЕЩЕСТВ Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||||
2 | 35 | Работа сердца. | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||||
18-22.01 | 3 | 36 | Движение крови по сосудам. Круги кровообращения ЛР №6«Определение пульса и подсчет числа сердечных сокращений». | . ЛР №6 | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||
4 | 37 | Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение. ЛР №7 «Первая помощь при кровотечениях». | ЛР №7 | А15-16,19 В2,5 С1-3 | ||||
25-29.01 | 5 | 38 | Обобщающий урок по теме «Кровь и кровообращение | Мониторинг | ||||
6 | 39 | ДЫХАНИЕ (5 часов) Строение органов дыхания. ЛР №8«Гигиена дыхания» оценка микроклимата помещений». | ЛР №8 | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||
1-5.02 | 7 | 40 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||
8 | 41 | Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||||
8-12.02 | 9 | 42 | Регуляция дыхания. ЛР №9 «Дыхательные упражнения для формирования дикции». | ЛР №9 | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||
10 | 43 | Заболевания органов дыхания, их предупреждение. ЛР № 10 «Первая помощь при нарушениях дыхания и кровообращения». | . | ЛР № 10 | А15-16,19 В2,5 С1-3 | |||
15-19.02 | 1 | 44 | ПИЩЕВАРЕНИЕ Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме. | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||
2 | 45 | Пищеварение в ротовой полости. | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||||
29-4.03 | 3 | 46 | Пищеварение в желудке и кишечнике. ЛР №11 «Воздействие желудочного сока на белки». | ЛР №11 | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||
4 | 47 | Всасывание | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||||
7-11.03 | 5 | 48 | Рациональное питание. ЛР №12 «Состав пищевых продуктов». | ЛР №12 | А15-16,19 В2,5 С1-3 | |||
1 | 49 | ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ, ВИТАМИНЫ Обмени веществ и энергии. | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||||
14-18.03 | 2 | 50 | Витамины. | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||
1 | 51 | ВЫДЕЛЕНИЕ Выделение. Строение и работа почек. | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||||
21-25.03 | 2 | 52 | Заболевания почек. Их предупреждение. | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||||
1 | 53 | ПОКРОВЫ ТЕЛА (3 часа) Строение и функции кожи. Гигиена кожи. ЛР №13«изучение строения кожи, волос и ногтей». | ЛР №13 | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||
28-1.04 | 2 | 54 | Роль кожи в терморегуляции организма. ЛР №14«приемы наложения повязок на условно поврежденный участок». | ЛР №14 | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||
3 | 55 | Закаливание организма | . | А15-16,19 В2,5 С1-3 | ||||
4-8.04 | 4 | 56 | Обобщающий урок по темам «Обмен веществ, выделение, покровы тела» | Мониторинг | ||||
1 | 57 | РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ Половая система человека. | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||||
18-22.04 | 2 | 58 | Оплодотворение. Внутриутробное развитие. | |||||
3 | 59 | Возрастные процессы. | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||||
25-29.04 | 1 | 60 | ВЫСШАЯ НЕРВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ Поведение человека. Рефлекс. | А15-16 В 2,5 С1-3 | ||||
2 | 61 | Торможение, его виды и значение. | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||||
2-6.05 | 3 | 62 | Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. | Презентация | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||
4 | 63 | Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. Типы нервной деятельности. | А15-16 В 2,5 С1-3 | |||||
9-13.05 | 1 | 65 | ЧЕЛОВЕК И ЕГО ЗДОРОВЬЕ ( 3 часа) «Золотые сны», от которых не просыпаются. О наркотиках и наркомании. | |||||
2 | 65 | СПИД | ||||||
16-20.05 | 3 | 66 | Организм и окружающая среда | |||||
1 | 67 | ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА. Место человека в органическом мире. | ||||||
23,24.05 | 2 | 68 | Организм - единое целое |
Формы и методы контроля.
Название темы | |
Тема: «Место человека в системе органического мира» (2 часа) | |
Урок 1. Место человека в системе органического мира | |
Урок 2 Особенности человека | тест |
Тема: «Происхождение человека» (3 часа) | |
Урок3. Происхождение человека, этапы его становления | |
Урок 4 Расы, их происхождение и единство | Самостоятельная работа |
Тема: «Краткая история развития знаний о человеке»(1 час) | |
Урок 5. Краткая история развития знаний о строении и функциях организма человека | |
Тема: «Общий обзор организма человека» (4 часа) | |
Урок 6 Клеточное строение организма человека | |
Урок7 Ткани | Тест |
Урок 8Ткани | |
Урок 9 Органы и системы органов | Зачет |
Тема 6 « Координация и регуляция (11 часов) | |
Урок 10 Гуморальная регуляция. Эндокринный аппарат человека, его особенности | |
Урок 11 Роль гормонов в обменных процессах. Нервно-гуморальная регуляция, ее нарушения. | Самостоятельная работа |
Урок12 Нервная регуляция. Строение и значение нервной системы. | |
Урок 13 Спинной мозг | |
Урок 14 Строение и функции головного мозга | тест |
Урок 15 Полушария большого мозга | |
Урок16 Обобщающий урок по теме «Нервная и гуморальная регуляция | Зачет |
Урок 17 Анализаторы (органы чувств), их строение и функции. Зрительный анализатор. | |
Урок 18 Анализаторы слуха и равновесия. | |
Урок19 Кожно-мышечная чувствительность. Обоняние. Вкус. | Самостоятельная работа |
Урок 20 Чувствительность анализаторов. Взаимодействие и взаимозаменяемость анализаторов. Обобщение знаний. | Тест |
Тема: «Опора и движение» (9 часа) | |
Урок 21 Аппарат опоры и движения, его функция. Скелет человека, его значение, строение | |
Урок 22 Строение и свойства костей | |
Урок 23 Типы соединения костей | тест |
Урок 24 Первая помощь при растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | |
Урок25 Мышцы, их строение и функции. | Самостоятельная работа |
Урок26 Работа мышц | |
Урок27 Значение физических упражнений для формирования аппарата опоры и движения. | |
Урок28 Взаимосвязь строения и функций опорно-двигательного аппарата. Роль двигательной активности в развитии аппарата опоры и движения человека. | |
Урок 29 Обобщающий урок по теме «Опора и движение | Зачет |
Тема: «Внутренняя среда организма » (4 часа) | |
Урок30 Внутренняя среда организма, её значение. | |
Урок31 Плазма крови и ее состав. Форменные элементы крови, их строение и функции | |
Урок32 Иммунитет | Тест |
Урок33 Группы крови. Переливание крови. Донорство. Резус фактор. | Самостоятельная работа |
Тема: «Транспорт веществ » (5 часа) | |
Урок34 Движение крови и лимфы в организме. Органы кровообращения. | |
Урок35 Работа сердца | |
Урок 36 Движение крови по сосудам | Тест |
Урок37 Заболевания сердечно-сосудистой системы, их предупреждение | |
Урок38 Обобщающий урок по теме «Кровь и кровообращение | Зачет |
Тема: «Дыхание » (5часа) | |
Урок39 Строение органов дыхания | |
Урок40 Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | |
Урок41 Дыхательные движения. Жизненная емкость легких. | Тест |
Урок42 Регуляция дыхания | |
Урок43 Заболевания органов дыхания, их предупреждение. | Самостоятельная работа |
Тема: «Пищеварение» (5часа) | |
Урок 44 Пищевые продукты, питательные вещества, их превращение в организме. | |
Урок 45 Пищеварение в ротовой полости. | |
Урок46 Пищеварение в желудке и кишечнике. | Самостоятельная работа |
Урок47 Всасывание | |
Урок48 Рациональное питание | Зачет |
Тема: «Обмен веществ и энергии. Витамины» (2часа) | |
Урок 49 Обмени веществ и энергии. | |
Урок50 Витамины. | Тест |
Тема: «Выделение» (2часа) | |
Урок51 Выделение. Строение и работа почек. | |
Урок52 Заболевания почек. Их предупреждение | Самостоятельная работ |
Тема: «Покровы тела» (4часа) | |
Урок53Строение и функции кожи. Гигиена кожи. | |
Урок54 Роль кожи в терморегуляции организма. | |
Урок55 Закаливание организма | |
Урок56 Обобщающий урок по темам: Обмен веществ, выделение, покровы тела» | Зачет |
Тема: «Размножение и развитие » (2часа) | |
Урок 57 Половая система человека. | |
Урок58 Возрастные процессы. | Тест |
Тема: «Высшая нервная деятельность » (5часа) | |
Урок 59 Поведение человека. Рефлекс. | |
Урок 60 Торможение, его виды и значение | |
Урок 61 Биологические ритмы. Сон, его значение. Гигиена сна. | Тест |
Урок 62 Особенности высшей нервной деятельности человека. Познавательные процессы. | |
Урок63 Типы нервной деятельности. | тест |
Тема: «Человек и его здоровье » (3часа) | |
Урок64 «Золотые сны», от которых не просыпаются. О наркотиках и наркомании. | |
Урок65 СПИД | |
Урок66 Организм и окружающая среда | Самостоятельная работа |
Тема: «Повторение и обобщение изученного материала » (2часа) | |
Урок 67 Организм - единое целое | |
Урок 68 Место человека в органическом мире |
Учебно-методическое сопровождение
1. Учебник Н.И. Сонин, М.Р. Сапин «Человек»
2. Дидактические материалы 7-8 «Подготовка к ЕГЭ»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...