Урок по биологии "Главные направления эволюции"
методическая разработка по биологии (10 класс) на тему

Андрейчук Ольга Михайловна
Цели урока: 1. Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции: • ароморфоз; • идиоадаптация; • общая дегенерация. 2. Развитие навыков самостоятельной работы с Интернетом, создания и представления презентаций, схем. Используемые технологии: проектная технология

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavnye_napravleniya_evolyutsii_urok_biologii.docx40.07 КБ

Предварительный просмотр:

СПб ГБПОУ «Колледж кулинарного мастерства»

Рассмотрено на заседании

Методического совета

протокол № 3 от 30.10.2015

зам. директора по УМР

__________Е.П. Шаульская

Методическая разработка урока

по биологии

Тема: «Главные направления эволюции»

Разработчик:

преподаватель

биологии

О.М. Рязанцева

Санкт-Петербург,2015

Тема урока «Главные направления эволюции» 

Цели:
1. Ознакомление учащихся с главными направлениями эволюции:

  • ароморфоз;
  • идиоадаптация;
  • общая дегенерация.

2. Развитие навыков самостоятельной работы с Интернетом, создания и представления презентаций, схем.
3. Воспитание материалистического представления о развитии органического мира.

Задачи направлены на достижение следующих планируемых результатов:
1. Познавательные УУД:

  • Приобретать элементарные навыки работы в сети Интернет, находить нужную информацию, выбирать главное, создавать презентации.

2. Личностные УУД:

  • Развивать умение справедливо оценивать свою работу и работы одноклассников

3. Регулятивные УУД:

  • Уметь организованно выполнять заданий учителя.
  • Анализировать изученный материал, формулировать цели урока и делать выводы.

4. Коммуникативные УУД:

  • Обмениваться информацией с одноклассниками

Технологии: проектная технология
Оборудование:  Интернет, раздаточный материал.


Этапы работы над проектом

1 этап. Погружение в проект.

а) Пробуждение у учащихся интереса к теме проекта происходит в ходе беседы.

Приводится высказывание “Эволюция - необратимое историческое развитие природы”. Справедливы ли эти слова? Выясняется, что ребята знают о нем, и из каких источников они получили эту информацию.

б) Итогом беседы является формулирование проблемного вопроса: Каковы причины многообразия органического мира?

в) Определяются направления работы, формулируются цели и задачи:

2 этап. Организация деятельности.

http://festival.1september.ru/articles/608869/img1.jpg

Биологический прогресс (от лат. progressus - движение вперёд) – достижение данной группой организмов успеха в борьбе за существование, каким бы путём этот успех ни был достигнут (с упрощением или усложнением организации).

Биологический регресс (от лат. regressus - движение назад) – эволюционный упадок данной группы организмов, которая не смогла приспособиться к изменениям условий внешней среды или не выдержала конкуренции с другими группами.

Критерии биологического прогресса:

увеличение численности особей;

расширение ареала;

активное образование новых видов, популяций.

Всё это гарантирует видам дальнейшее развитие.

Критерии биологического регресса:

снижение численности особей данного вида;

сужение ареала обитания, всё это влечёт к вымиранию группы организмов.

А.Н.Северцов и И.И.Шмальгаузен установили, что биологический прогресс в эволюции достигается путем морфологических изменений в трех направлениях – в результате ароморфоза, идиоадаптации и общей дегенерации.

      Учитель предлагает учащимся самостоятельно разделиться на четыре группы (по желанию и интересам). Каждая группа выбирает одно из направлений работы в проекте. Учитель помогает учащимся групп составить план работы по решению задач проекта и рекомендует источники получения информации. Учащиеся самостоятельно распределяют роли в группах. Выбирается форма представления результатов работы  (строится общая схема на уроке, дома создаётся презентация).

3 этап. Осуществление деятельности

      Учащиеся самостоятельно работают по алгоритму. Учитель наблюдает и консультирует. Затем в ходе дискуссии в группах отбирается главное, основное содержание будущего проекта и оформляется на листах со схемой оформления мини-проекта. Затем каждая группа оформляет свою часть схемы, расположенную на доске.

Алгоритм работы:

1. Определение темы мини-проекта.

2. Постановка проблемы.

3. Определение цели и задач.

4. Выбор объекта исследования.

5. Формулирование рабочей гипотезы.

6. Результаты исследований.

7. Продукт.

Схема оформления учащимися мини-проекта

Тема_________________

Проблема_____________

Объект исследования________________

Цель, задачи________________

Рабочая гипотеза__________________

Результаты исследований_______________________

Продукт______________________


После создания схемы ребята анализируют увиденное,  делают выводы. 

    Урок заканчивается рефлексией, когда учащиеся определяют на примерах  ароморфозы, идиоадаптации и дегенерации.

    В эволюции происходит закономерная смена одних направлений    другими.

Таким образом, учащиеся во время урока самостоятельно добывают знания.

Задание на дом: составить презентацию

Правила эволюции

  1. Неограниченность эволюции (пока существует жизнь на земле)
  2. Необратимость эволюции (невозможность возврата к состоянию своих предков)
  3. Направленность эволюции – естественный отбор направляет  развитие вида в сторону большей приспособленности к конкурентным условиям среды.
  4. Происхождение от неспециализированных предков
  5. Прогрессирующая специализация (совершенствование приспособлений к определённым условиям жизни)
  6. Адаптивная радиация – филогенетическое развитие группы идёт дивергентно в разных направлениях, в результате чего один ствол распадается на несколько дочерних, осваивающих разные экологические условия.
  7. Чередование главных направлений эволюции – для всех групп животных и растений свойственно чередование ароморфозов, сопровождающихся выходом группы в новую среду, и идиоадаптацией (освоение новых условий среды)

ОСНОВНЫЕ  НАПРАВЛЕНИЯ  ЭВОЛЮЦИОННОГО ПРОЦЕССА    

Биологический

прогресс

Пути достижения

приспособления

численность

ареал

 Биологический

 регресс

О  с   н  о  в  н   ы  е        н  а  п  р  а  в  л  е  н  и  я        э  в  о  л   ю  ц  и  и        

Ароморфоз                                         Идиоадаптация                                 Дегенерация  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок "Основные направления эволюции групп организмов"

Разработка конспекта урока по теме "Основные направления эволюции групп организмов". Цель - сформировать у учащихся знания о главных путях филогенеза – филетической эволюции, дивергенции, конвергенции...

Презентация для урока: "Главные направления эволюции"

Данная презентация представлена в помощь учителю и является прекрасным наглядным материалом для учащихся...

План конспект урока по биологии 9 класс "ЭТАПЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕКА"

План конспект  урока по биологии 9 класс "ЭТАПЫ  И  НАПРАВЛЕНИЯ  ЭВОЛЮЦИИ  ЧЕЛОВЕКА"...

урок биологии в 9 классе "Основные направления эволюции"

сценарий урока "Основные направления эволюции" с выполнением лабораторной работы...

План-конспект урока биологии "Главные направления эволюции". 9 класс

Тема урока  Главные направления эволюции.I.      Организационный момент.II.      Повторение изученного материала.Устный ответ: Что тако...