План-конспект урока биологии "Главные направления эволюции". 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
Тема урока Главные направления эволюции.
I. Организационный момент.
II. Повторение изученного материала.
Устный ответ: Что такое генофонд и частота генов, перечислите и объясните факторы, влияющие на частоту генов.
Письменный ответ: Дайте определение следующим понятиям: ген, доминантный ген, рецессивный ген, гомологичные хромосомы, гомозиготные организмы, гетерозиготные организмы.
Один учащийся комментирует (дополнительный вопрос – вид, его характеристики).
III. Изучение нового материала.
Объяснение учителя.
Биологический регресс – всё наоборот (низкая численность, сужение ареала, снижение числа групп более низкого ранга). На грани вымирания соболь, гренландский кит, уссурийский тигр, бархатный кот.
Причины:
1. Вымирание из-за глобальных изменений климата (динозавры, мамонт, шерстистый носорог, пещерный лев).
2. Истребление человеком (дронт, тарпан, странствующий голубь, зебра квагга, страус моа).
Признаки биологического прогресса (результат успеха в борьбе за существование):
1. Высокая численность.
2. Широкий ареал.
3. Большое число подчинённых систематических групп (вид, род, семейство).
Макроэволюция – это эволюция крупных систематических групп надвидового ранга.
- Вспомните что такое микроэволюция?
Микроэволюция – это изменение популяций в ходе естественного отбора, ведущее к видообразованию.
Главные направление эволюции.
1. Ароморфоз (от греческого «айро» - поднимаю, «морфа» - образец, форма) означает усложнение структурно-функциональной организации, поднятие её на более высокий уровень. Ароморфозы не являются приспособлениями к каким-либо специальным условиям среды, они носят более общий характер. Примеры ароморфозов: появление челюстей у позвоночных (переход от пассивного питания к активному), появление сердца у рыб, возникновение жабр и лёгких, разделение артериального и венозного кровотока. Ароморфозы уменьшают зависимость животных от условий существования. Они сохраняются в процессе дальнейшей эволюции и приводят к появлению новых крупных систематических групп.
2. Идиоадаптация (от греческого «идиос» - особенность, «»адаптация) – приспособление) - приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации. Появление разнообразных форм птиц, грызунов, копытных. Происходит приспособление к специальным условиям среды.
Специализация – это крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования (колибри, муравьеды).
3. Общая дегенерация – биологическое процветание достигается с помощью упрощения организации – морфофизиологического регресса (ведёт к исчезновению органов активной жизни – органы чувств, пищеварительная система, упрощение нервной системы). Примером являются все паразиты – черви (чрезвычайно высока плодовитость, наличие кутикулы, защищающей от пищеварительных соков хозяина), растения (атрофируются корни, листья, нередко утрачивается способность к фотосинтезу). Переход к сидячему образу жизни и пассивному питанию (асцидия) также сопровождается упрощением организации.
IV. Закрепление: стр. 66 вопрос 6.
V. Домашнее задание: стр. 60-66.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
glavn_napravl_evoljucii.rar | 1.78 МБ |
Подписи к слайдам:
ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
БИОЛОГИЧЕСКИЙРЕГРЕСС
БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
АРОМОРФОЗ
ИДИОАДАПТАЦИЯ
ДЕГЕНЕРАЦИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС
Уменьшение численности особей в популяцияхСужение ареалаСнижение числа групп более низкого рангаСнижение приспособленности организмов к условиям среды
Вымирание видов из-за глобальных изменений климатаИсчезновение видов по вине человека
Снижение приспособленности организмовк условиям среды
Деятельностьчеловека
Факторы неживойприроды
Вымирание из-за глобальных изменений климата
Истребленные человеком
Странствующийголубь
Дронт
Страус моа
Истребленные человеком
Стеллерова корова
Зебра квагга
Тарпан
Исчезающие виды
Выхухоль
Аполлон
Колпица
Дрофа
Степной орел
Биологическая стабилизация
«Стабилизация не означает прекращения эволюции, наоборот, она означает максимальную согласованность организма с изменениями среды. Стабильное состояние не бывает длительным» И.И. Шмальгаузен
Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые" (латимерия, мечехвосты, гаттерия, гинкго).
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Основные показатели:Увеличение численности особей в популяцияхРасширение ареалаБольшое число подчинённых систематических групп (вид, род, семейство).Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде
Макроэволюция – это эволюция крупных систематических групп надвидового ранга.
ВСПОМНИТЕ, ЧТО ТАКОЕ МИКРОЭВОЛЮЦИЯ?
Микроэволюция – это изменение популяций в ходе естественного отбора, ведущее к видообразованию.
ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
Ароморфоз (от греческого «айро» - поднимаю, «морфа» - образец, форма) означает усложнение структурно-функциональной организации, поднятие её на более высокий уровень.
Схема ароморфоза
АРОМОРФОЗ
Примеры ароморфозов: появление челюстей у позвоночных (переход от пассивного питания к активному), появление сердца у рыб, возникновение жабр и лёгких, разделение артериального и венозного кровотока. Ароморфозы уменьшают зависимость животных от условий существования. Они сохраняются в процессе дальнейшей эволюции и приводят к появлению новых крупных систематических групп.
Примеры ароморфозов
Возникновение: клеткимногоклеточностицветкахордыфотосинтеза
Идиоадаптация (от греческого «идиос» - особенность, «адаптация») – приспособление) - это приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации.
Схема идиоадаптации
ИДИОАДАПТАЦИЯ
Жираф
Примеры идиоадаптаций: появление разнообразных форм птиц, грызунов, копытных.
Зебра
Овцебык
Олень
Лошадь Пржевальского
Специализация – это крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования (колибри, муравьеды).
Муравьед
Примеры специализации
Колибри
Общая дегенерация – биологическое процветание достигается с помощью упрощения организации – морфофизиологического регресса (ведёт к исчезновению органов активной жизни – органы чувств, пищеварительная система, упрощение нервной системы).
Схема общей дегенерации
ОБЩАЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ
Примеры дегенерации
Утрата пищеварительной и кровеносной системУтрата крыльевУтрата глазУ каких животных это наблюдается? Объясните причину.
Примеры общей дегенерации: все паразитические черви (чрезвычайно высока плодовитость, наличие кутикулы, защищающей от пищеварительных соков хозяина), растения – повилика, заразиха, раффлезия (атрофируются корни, листья, нередко утрачивается способность к фотосинтезу). Переход к сидячему образу жизни и пассивному питанию (асцидия) также сопровождается упрощением организации.
Один из наиболее распространенных паразитов растений - повилика, растущая на многих видах трав и кустарников. Повилика обвивается вокруг стеблей растения хозяина, внедряясь в них присосками. Листья у повилики отсутствуют: она питается только за счет органических и минеральных веществ хозяина.
Повилика
На многих сельскохозяйственных растениях (подсолнечник, конопля, табак) паразитирует заразиха - бесхлорофилльное растение с толстым мясистым стеблем и бесцветными листьями.
Заразиха
У растений встречаются и внутренние паразиты, когда почти все их тело помещается внутри тканей хозяина, а наружу выходят лишь органы размножения. Обитающая в тропиках раффлезия имеет расчлененное на тонкие нити тело, погруженное в ткани питающего растения, а снаружи развиваются лишь огромные - до 1 м в диаметре - цветки.
Раффлезия
Классическая схема, изображающая основные формы эволюционного процесса по А. Н. Северцову: ароморфоз (a), идиоадаптацию (b) и общую дегенерацию (r).
Домашнее задание
стр. 60-66
Латимерия
Современные мечехвосты
Юрский мечехвост
Это окаменелые останки гомеозавра – похожего на гаттерию животного, обитавшего 140 млн лет назад в той части нашей планеты, которая сегодня стала Европой
Живые (слева) и окаменевшие (справа) листья дерева гинкго
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”
Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...
План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".
Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....
План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс
Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока: Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...
План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"
Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...
План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»
В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)» рассматривается следующее:Цели урока: ...
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»
План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...
План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"
Тема интересная. У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...