План-конспект урока биологии "Главные направления эволюции". 9 класс
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему

Лисогор Любовь Александровна

Тема урока  Главные направления эволюции.

I.      Организационный момент.

II.      Повторение изученного материала.

Устный ответ: Что такое генофонд и частота генов, перечислите и объясните факторы, влияющие на частоту генов.

Письменный ответ: Дайте определение следующим понятиям: ген, доминантный ген, рецессивный ген, гомологичные хромосомы, гомозиготные организмы, гетерозиготные организмы.

Один учащийся комментирует (дополнительный вопрос – вид, его характеристики).

III.      Изучение нового материала.

Объяснение учителя.

 

image

 

 Биологический регресс – всё наоборот (низкая численность, сужение ареала, снижение числа групп более низкого ранга). На грани вымирания соболь, гренландский кит, уссурийский тигр, бархатный кот.

Причины:

1.      Вымирание из-за глобальных изменений климата (динозавры, мамонт, шерстистый носорог, пещерный лев).

2.      Истребление человеком (дронт, тарпан, странствующий голубь, зебра квагга, страус моа).

Признаки биологического прогресса (результат успеха в борьбе за существование):

1.      Высокая численность.

2.      Широкий ареал.

3.      Большое число подчинённых систематических групп (вид, род, семейство).

 

Макроэволюция – это эволюция крупных систематических групп надвидового ранга.

- Вспомните что такое микроэволюция?

Микроэволюция – это изменение популяций в ходе естественного отбора, ведущее к видообразованию.

 

Главные направление эволюции.

1.      Ароморфоз (от греческого «айро» - поднимаю, «морфа» - образец, форма) означает усложнение структурно-функциональной организации, поднятие её на более высокий уровень. Ароморфозы не являются приспособлениями к каким-либо специальным условиям среды, они носят более общий характер. Примеры ароморфозов: появление челюстей у позвоночных (переход от пассивного питания к активному), появление сердца у рыб, возникновение жабр и лёгких, разделение артериального и венозного кровотока. Ароморфозы уменьшают зависимость животных от условий существования. Они сохраняются в процессе дальнейшей эволюции и приводят к появлению новых крупных систематических групп.

2.      Идиоадаптация (от греческого «идиос» - особенность, «»адаптация) – приспособление)  - приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации. Появление разнообразных форм птиц, грызунов, копытных. Происходит приспособление к специальным условиям среды.

Специализация – это крайняя степень приспособления  к очень ограниченным условиям существования (колибри, муравьеды).

3.      Общая дегенерация – биологическое процветание достигается с помощью упрощения организации – морфофизиологического регресса (ведёт к исчезновению органов активной жизни – органы чувств, пищеварительная система, упрощение нервной системы). Примером являются все паразиты – черви (чрезвычайно высока плодовитость, наличие кутикулы, защищающей от пищеварительных соков хозяина), растения (атрофируются корни, листья, нередко утрачивается способность к фотосинтезу). Переход к сидячему образу жизни и пассивному питанию (асцидия) также сопровождается упрощением организации.

IV.      Закрепление: стр. 66 вопрос 6.

V.      Домашнее задание: стр. 60-66.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл glavn_napravl_evoljucii.rar1.78 МБ

Подписи к слайдам:

Слайд 1
ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

Слайд 2
ОСНОВНЫЕНАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ
БИОЛОГИЧЕСКИЙРЕГРЕСС
БИОЛОГИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
АРОМОРФОЗ
ИДИОАДАПТАЦИЯ
ДЕГЕНЕРАЦИЯ

Слайд 3
БИОЛОГИЧЕСКИЙ РЕГРЕСС
Уменьшение численности особей в популяцияхСужение ареалаСнижение числа групп более низкого рангаСнижение приспособленности организмов к условиям среды

Слайд 4
Вымирание видов из-за глобальных изменений климатаИсчезновение видов по вине человека
Снижение приспособленности организмовк условиям среды
Деятельностьчеловека
Факторы неживойприроды

Слайд 5
Вымирание из-за глобальных изменений климата

Слайд 6
Истребленные человеком
Странствующийголубь
Дронт
Страус моа

Слайд 7
Истребленные человеком
Стеллерова корова
Зебра квагга
Тарпан

Слайд 8
Исчезающие виды
Выхухоль
Аполлон
Колпица
Дрофа
Степной орел

Слайд 9
Биологическая стабилизация
«Стабилизация не означает прекращения эволюции, наоборот, она означает максимальную согласованность организма с изменениями среды. Стабильное состояние не бывает длительным» И.И. Шмальгаузен

Слайд 10
Мощный стабилизирующий отбор способствует сохранению таксонов. Известны многочисленные персистентные формы – "живые ископаемые" (латимерия, мечехвосты, гаттерия, гинкго).

Слайд 11
БИОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОГРЕСС
Основные показатели:Увеличение численности особей в популяцияхРасширение ареалаБольшое число подчинённых систематических групп (вид, род, семейство).Возрастание приспособленности организмов к окружающей среде

Слайд 12
Макроэволюция – это эволюция крупных систематических групп надвидового ранга.
ВСПОМНИТЕ, ЧТО ТАКОЕ МИКРОЭВОЛЮЦИЯ?

Слайд 13
Микроэволюция – это изменение популяций в ходе естественного отбора, ведущее к видообразованию.

Слайд 14
ГЛАВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЭВОЛЮЦИИ

Слайд 15
Ароморфоз (от греческого «айро» - поднимаю, «морфа» - образец, форма) означает усложнение структурно-функциональной организации, поднятие её на более высокий уровень.

Слайд 16
Схема ароморфоза
АРОМОРФОЗ

Слайд 17
Примеры ароморфозов: появление челюстей у позвоночных (переход от пассивного питания к активному), появление сердца у рыб, возникновение жабр и лёгких, разделение артериального и венозного кровотока. Ароморфозы уменьшают зависимость животных от условий существования. Они сохраняются в процессе дальнейшей эволюции и приводят к появлению новых крупных систематических групп.

Слайд 18
Примеры ароморфозов
Возникновение: клеткимногоклеточностицветкахордыфотосинтеза

Слайд 19
Идиоадаптация (от греческого «идиос» - особенность, «адаптация») – приспособление) - это приспособление к специальным условиям среды, полезное в борьбе за существование, но не изменяющее уровня организации.

Слайд 20
Схема идиоадаптации
ИДИОАДАПТАЦИЯ

Слайд 21
Жираф
Примеры идиоадаптаций: появление разнообразных форм птиц, грызунов, копытных.
Зебра
Овцебык
Олень
Лошадь Пржевальского

Слайд 22
Специализация – это крайняя степень приспособления к очень ограниченным условиям существования (колибри, муравьеды).

Слайд 23
Муравьед
Примеры специализации
Колибри

Слайд 24
Общая дегенерация – биологическое процветание достигается с помощью упрощения организации – морфофизиологического регресса (ведёт к исчезновению органов активной жизни – органы чувств, пищеварительная система, упрощение нервной системы).

Слайд 25
Схема общей дегенерации
ОБЩАЯ ДЕГЕНЕРАЦИЯ

Слайд 26
Примеры дегенерации
Утрата пищеварительной и кровеносной системУтрата крыльевУтрата глазУ каких животных это наблюдается? Объясните причину.

Слайд 27
Примеры общей дегенерации: все паразитические черви (чрезвычайно высока плодовитость, наличие кутикулы, защищающей от пищеварительных соков хозяина), растения – повилика, заразиха, раффлезия (атрофируются корни, листья, нередко утрачивается способность к фотосинтезу). Переход к сидячему образу жизни и пассивному питанию (асцидия) также сопровождается упрощением организации.

Слайд 28
Один из наиболее распространенных паразитов растений - повилика, растущая на многих видах трав и кустарников. Повилика обвивается вокруг стеблей растения хозяина, внедряясь в них присосками. Листья у повилики отсутствуют: она питается только за счет органических и минеральных веществ хозяина.
Повилика

Слайд 29
На многих сельскохозяйственных растениях (подсолнечник, конопля, табак) паразитирует заразиха - бесхлорофилльное растение с толстым мясистым стеблем и бесцветными листьями.
Заразиха

Слайд 30
У растений встречаются и внутренние паразиты, когда почти все их тело помещается внутри тканей хозяина, а наружу выходят лишь органы размножения. Обитающая в тропиках раффлезия имеет расчлененное на тонкие нити тело, погруженное в ткани питающего растения, а снаружи развиваются лишь огромные - до 1 м в диаметре - цветки.
Раффлезия

Слайд 31
Классическая схема, изображающая основные формы эволюционного процесса по А. Н. Северцову: ароморфоз (a), идиоадаптацию (b) и общую дегенерацию (r).

Слайд 32
Домашнее задание
стр. 60-66

Слайд 33
Латимерия

Слайд 34
Современные мечехвосты
Юрский мечехвост

Слайд 35
Это окаменелые останки гомеозавра – похожего на гаттерию животного, обитавшего 140 млн лет назад в той части нашей планеты, которая сегодня стала Европой

Слайд 36
Живые (слева) и окаменевшие (справа) листья дерева гинкго


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект обобщающего урока алгебры в 10 классе школы глухих по теме “Функции”

Данный урок алгебры является обобщающим в системе уроков по теме "Функции". Систематизация знаний глухих учащихся реализуется в ходе составления текста. При этом используются различные виды наглядно-п...

План-конспект разработки урока музыки в 5 классе на тему:"Что роднит музыку с литературой в сказке".

Развернутый план урока с презентацией и музыкальными фрагментами....

План-конспект открытого урока "Древнейшая Греция" 5 класс

Тема урока: «Древнейшая Греция».Вид урока: обобщающий урок.Форма урока: виртуальная экскурсия, интерактивное конструирование.Цели урока:  Обучающие:- на основе полученных ранее знаний систе...

План-конспект открытого урока для учащихся 1 класса по предмету "классический танец"

Данный урок был проведен с учащимися первого класса. В плане-конспекте перечислены  цель урока, тип, задачи урока, основные приемы и методы работы с учащимися, а также применяемые педагогические ...

План-конспект открытого урока по рисунку 2 класс «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»

 В плане-конспекте открытого урока по рисунку 2 класс  «Линейные зарисовки человека в двух положениях (сидя, стоя)»  рассматривается следующее:Цели урока:   ...

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...