урок биологии в 9 классе "Основные направления эволюции"
план-конспект урока по биологии (9 класс) на тему
сценарий урока "Основные направления эволюции" с выполнением лабораторной работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
maket_konspekta_uroka_po_fgos.docx | 23.29 КБ |
urok_obshchemetodologicheskoy_napravlennosti.docx | 25.33 КБ |
Предварительный просмотр:
КОНСПЕКТ УРОКА (ЗАНЯТИЯ)
Образовательное учреждение: ГБОУ СОШ №140 Красногвардейского района Санкт-Петербурга
Предмет: биология_____________________________________________________________
Класс: ____9________
Учитель: Юровская Лариса Леонидовна__________________________________
Тема урока: Основные направления эволюции_______________________________
Тип урока: общеметодологической направленности______________________________
Технология (если используется конкретная): проблемного обучения_________________
Оборудование: коллекции насекомых, гербарии растений, скелеты рыбы, птицы, лягушки, морских звезд, таблицы «Соотношение направлений эволюции»
Мультимедийное обеспечение: презентация
Цель урока (занятия): Усвоение учащимися основных направлений эволюции – ароморфоза, идиоадаптации и дегенерации, их соотношение, развитие навыков решения проблемных вопросов, самостоятельной работы с биологическими объектами, развитие умений самоанализа усвоения знаний, умений и навыков. |
Планируемые результаты (для обучающихся): |
предметные:
|
метапредметные:
|
личностные:
|
Предварительный просмотр:
Урок общеметодологической направленности | |||
Этапы урока | Деятельность учащихся | Деятельность учителя | Универсальные учебные действия |
1.этап мотивации (самоопределения) к коррекционной деятельности | Настрой на работу. | Подготовка класса к работе. | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам |
2. этап актуализации и пробного учебного действия | Обсуждают что им уже известно по данной теме Главные и второстепенные силы эволюции (борьба за существование, естественный отбор, мутации, популяционные волны, дрейф генов, изоляция) (демонстрация презентации) | Активизирует знания учащихся и создаёт проблемную ситуацию Какие результаты совместных действий факторов эволюции | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. (Какими путями могут пойти организмы в эволюционном плане?) Логические – формулирование проблемы. |
3. этап локализации индивидуальных затруднений; выявления места и причины затруднения | Дети предлагают свои способы перевода практической ситуации на биологический язык | Анализирует предложенные модели и помогает в выборе наиболее удачной Сформировать поняти я биологического прогресса и регресса, основных направлений эволюции, умение на конкретных примерах объяснять различия между ними. | Регулятивные: целеполагание, прогнозирование; Познавательные: выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий |
4.этап построения проекта коррекции выявленных затруднений; проекта выхода из затруднения | Решают практические задачи различными способами. Составляют план урока. | Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении
| Предметные: формирование навыков построения моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
5.этап реализации построенного проекта | Работа с текстом параграфа по нахождению определений ароморфоза, идиоадаптаций и дегенераций, беседа по слайдам: примеры ароморфозов, идиоадаптаций и дегенераций у животных и растений, нахождение примеров этих направлений эволюции на выставленных объектах, записи в тетрадях. | Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении | Предметные: формирование навыков построения моделей и решения практических задач Коммуник-е: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познават-е: моделирование, решение проблемы, построение логических цепей, анализ, умение структурировать знания |
6.этап обобщения | Обобщают полученные знания, объясняют соотношения основных направлений эволюции | Консультирует, проверяет правильность решения | Предметные: формирование навыков обобщения, анализа и синтеза |
7.этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону | Выполняют лабораторную работу по описанию идиоадаптаций у растений и животных | Консультирует, проверяет правильность решения и помогает в оформлении | Предметные: формирование навыков практической деятельности |
8.этап включения в систему знаний и повторения | Решение тестового задания | Консультирует, проверяет правильность решения | Предметные: формирование навыков самоконтроля |
9. Рефлексия учебной деятельности - 10. Домашнее задание 11. Подведение итогов урока | Осуществляет самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Намечают перспективу последующей работы Я научился ------- Я усвоил ---------- | Предлагает выбрать формы рефлексии и помогает в планировании последующей коррекции Оцените по 3-х бальной шкале усвоение каждого понятия направления эволюции и сложите эти баллы с баллами тестового задания 25-30 б – «5» 19-24 – «4» 14-18 – «3» Подводит итог работы на уроке и анализирует достигнутые результаты | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Регулятивные: планирование, контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что усвоено, что ещё подлежит усвоению Познавательные: умение структурировать знания Личностные: смыслообразование. §7.9, выписать примеры ароморфоза, идиоадаптаций и дегенераций, подготовить презентацию по гомологичным и аналогичным органам. |
Приложение (Лабораторная работа)
Отряд Пингвины
Пингвины распространены, главным образом, в Антарктиде и в умеренном поясе Южного полушария. Они обитают на морских побережьях. Географическое распространение пингвинов в значительной мере связано с температурой вод океана, в котором птицы проводят две трети жизни.
Летать и бегать пингвины не могут, но отлично плавают и ныряют. Гнездятся колониями. По суше пингвины ходят неуклюже, переваливаясь и держа туловище вертикально. В случае нужды они падают брюхом на снег и скользят по нему, отталкиваясь всеми 4 конечностями. Передние конечности пингвинов видоизменены в эластичные ласты, которые, благодаря особому устройству скелета, во время плавания вращаются в плечевом суставе почти винтообразно. К хорошо развитому килю грудины прикреплены мощные грудные мышцы, управляющие движением крыльев – ластов. Ноги короткие, толстые имеют по 4 пальца, соединенных плавательной перепонкой. Шея толстая и гибкая, клюв сильный и острый. Ротовой аппарат действует как насос, всасывающий струю воды вместе с мелкой добычей. Взрослые пингвины кормятся мелкой рыбой, некрупными головоногими моллюсками и планктонными ракообразными. Оперение очень густое. Мелкие перья напоминают плотно прилегающие к телу чешуйки, поверхность перьев покрыта жировым секретом хорошо развитой копчиковой железы и поэтому не намокает. Приспособлением к жизни с низкими температурами служит слой жира под кожей. Окраска у большинства видов схожая: темная спина и белое брюхо. В яичном белке пингвинов находится вещество со свойствами антифриза, препятствующем его свертыванию при воздействии низких температур.
Лабораторная работа Ф.И.
Идиоадаптации у животных
Цель: Выявить идиоадаптации у животных на примере птиц и объяснить их значение.
Название птицы | |
Место обитания | |
Питание | |
Идиоадаптации | |
Вывод |
Одуванчик
Одуванчик – род травянистых многолетних растений семейства сложноцветных. Свыше 1000 видов одуванчиков распространено в холодных и умеренных полосах, преимущественно в горных районах Евразии. Некоторые виды этого рода в огромном числе встречаются в садах и парках, на газонах, вдоль дорог.
Русское название «одуванчик» отражает особенность видов этого рода: его плоды с хохолком отлетают от общего цветоложа даже при легком дуновении.
Плоды одуванчика – семянки – имеют летучки – белые волоски, образующиеся из чашелистиков после оплодотворения. Летучка или хохолок приподнята на оттянутой узкой верхушке – носике. Положение хохолка – выше центра тяжести – придает семянкам значительную устойчивость в полете, повышает динамическую подъемную силу, действующую на семянку.
Лабораторная работа Ф.И.
Идиоадаптации у растений
Цель: Выявить идиоадаптации у растения одуванчика на примере особенности семян и плодов и способов их распространения
Название растения | |
Тип плода | |
Способ распространения плодов и семян | |
Идиоадаптации растения к данному способу | |
Эволюционное значение идиоадаптации |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку биологии в 7 классе "Эволюция пищеварительной системы животных".
Презентация "Эволюция пищеварительной системы животных" предназначена для проведения урока биологии в 7 классе. Она составлена для учителей, работающих по программе и учебнику В.В. Латюшкина. Её испол...
разработка урока. Биология 11 класс. Закономерности эволюции
ОСНОВНЫЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ БИОЛОГИЧЕСКОЙ ЭВОЛЮЦИИ. ПРАВИЛА ЭВОЛЮЦИИ. ...
Технологическая карта урока биологии в 7 классе.Эволюция органов пищеварительной системы у животных
Урок проводится с применением компьютерной и исследовательской технологий....
урок по теме "Главные направления эволюции"
урок биологии...
Презентация к уроку биологии 9 класса "Результаты эволюции"
Презентация к уроку биологии 9 класса "Результаты эволюции"...
Разработка урока биологии в 11 классе "Эволюция человека"
Защита проектов в форме открытия музея "Эволюции человека"...
Урок биологии 7 класс "Доказательства эволюции животных"
В помошь моим ученикам при освоении материала используется видеурок, презентация. Для закрепления материала необходимо решить кроссворд...