Обобщающий урок 11 класс тема "Главные направления эволюции органического мира"
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

Буянова Любовь Филипповна

Задания : тестовые.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_11kl.glavnye_napravleniya_evolyutsii.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

                           Урок - обобщения для учащихся 11 класса                              

             тема  «Главные направления  эволюции органического мира»

     Задание № 1

Вариант 1

1.Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

(Аромрфоз –А, идиоадаптация-И, дегенерация – Д)

Приспособительные признаки, возникающие

 в ходе эволюции

1. Возникающие многоклеточных

2. Возникновение полового процесса

3. Образование позвоночника

4. Образование пятипалых конечностей

5. Образование ластов

6. Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения

9. Возникновение теплокровности

10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

11. Усложнение головного мозга

12. Увеличение массы головного мозга

13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

15. Утрата густого шерстного покрова (у слона)

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения    (у цепня)

17. Образование хобота у слона

18. Удлинение шеи у жирафа

2. Заполнить основные направления биологического прогресса:

Пути биологического

 прогресса

Чем характеризуется

Примеры

Ароморфоз

Идиоадаптация

Задание №_2

1. Установить соответствие между названиями организмов и биологическим явлениям:

1) возникновение хлорофилла и фотосинтеза в процессе эволюции;

2) образование усиков на листьях гороха;

3) утрата листьев у кактусов;

4) образование хобота у слона;

5) возникновение постоянной температуры тела (теплокровность) у млекопитающих;

6) утрата органов пищеварения у паразитических червей;

7) зачатки тазовых костей в толще мышц у кита;

8) рождение хвостатых людей;

9) зачатки хвостовых позвонков в скелете человека;

10) сходство внутреннего строения передних конечностей лошади и крыла птицы.

А- ароморфоз;  Б- идиоадаптация; В- дегенерация; Г- рудименты; Д- атавизмы; Ж- гомологичные органы; З- аналогичные органы.

2. Заполнить понятия о биологическом прогрессе и биологическом регрессе:

Направления эволюции органического мира

Чем характеризуется

Примеры

Биологический прогресс

Биологический регресс

Задание № 3

Вариант 2

1.Заполните таблицу, проставив против каждого пункта буквенное обозначение соответствующего направления эволюции:

А – ароморфоз И-идиоадаптация Д-дегенерация

Приспособительные признаки, возникающие

 в ходе эволюции

1. Возникновение хлорофилла

2.  Возникновение фотосинтеза

3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень

4. Возникновение ползучего стебля у земляники

5. Возникновение полового процесса

6. Появление проводящей ткани

7. Появление цветка у покрытосеменных

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)

9. Появление плода у покрытосеменных

10. Появление семян у голосеменных

11. Появление лазающего стебля у винограда и плюща

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика

13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды

14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы и околоцветника у ряски

2. Параллелизм. Определение. Отличительные  особенности изменений.  Привести примеры.

Задание № 4

1.Заполните пропуски в тексте.

1) Ароморфоз, …………..  и …………..являются путями эволюционного

процесса.

2) Все три пути эволюции могут приводить биологические виды к состоянию

биологического ………. .

3) Биологический прогресс характеризуется ………….численности особей,

……………….ареала вида, ……………. скорости видообразования.

4) Биологический регресс характеризуется ………….. чертами.

5) И биологический прогресс, и биологический ………. видов могут быть

связаны с деятельностью…………….  .

2. Типы эволюционных изменений:   конвергенция и дивергенция.  Дать определение.

Отличительные особенности изменений. Указать их причину и результат. Привести

пример.

2. Заполнить основные направления биологического прогресса

Пути биологического

 прогресса

Чем характеризуется

Примеры

Ароморфоз

Идиоадаптация

                                                                                                                                 Эталон ответов

Понятие о биологическом прогрессе и биологическом регрессе

Табл. 1

Направление эволюции органического мира

Чем характеризуется

Примеры

Биологический прогресс

1. Увеличение численности особей вида.

2. Расширение ареала вида.

3. Образование новых популяций и систематических единиц.

Заяц-русак, нематоды (круглые черви), домовый воробей

Биологический регресс

1. Снижение числа особей вида.

 2. Уменьшение ареала вида.

3. Уменьшение числа видов, подвидов, популяций.

4. Вымирание видов.

Уссурийский тигр, гепард, белый медведь, выхухоль,

древние папоротникообразные

Основные направления эволюционного процесса

                                                           Табл. 2

Пути биологического

 прогресса

Чем характеризуется

Примеры

Ароморфоз

 Крупное эволюционное изменение, ведущее к общему подъему организации, но не является приспособлением к резко ограниченным условиям существования; дает возможность освоения новой среды обитания

 Приспособление к полету, появления теплокровности, возникновение волосяного покрова – у животных: появление фотосинтеза, разделение тела на органы, появление цветка и семени – у растений

Идиоадаптация

 Мелкие эволюционные изменения, которые способствуют приспособлению к определенным условиям обитания (частные приспособления)

 Разный состав пищи привел к возникновению разных ротовых аппаратов у насекомых, разной формы  клюва у птиц и т.д.

Общая дегенерация

 Эволюционные изменения, которые ведут к упрощению организации. Часто связаны с переходом к паразитическому образу жизни.

 Паразитические черви – отсутствуют органы чувств и нервная система; пещерные рыбы – нет глаз; растение раффлезия – нет корней, стебля, листьев…

Эталон ответов.                                          

Вариант 1

Приспособительные признаки, возникающие

 в ходе эволюции

А

Б

1. Возникающие многоклеточных

А

2. Возникновение полового процесса

А

3. Образование позвоночника

А

4. Образование пятипалых конечностей

А

5. Образование ластов

И

6. Образование цепкого хвоста (у обезьяны)

И

7. Образование у земноводных трехкамерного сердца

А

8. Образование у земноводных двух кругов кровообращения

А

9. Возникновение теплокровности

А

10. Ускорение проведения по нервам возбуждения у позвоночных

А

11. Усложнение головного мозга

А

12. Увеличение массы головного мозга

А

13. Переход к внутреннему оплодотворению у позвоночных

А

14. Утрата четырех пальцев из пяти (у лошадей)

И

15. Утрата густого шерстного покрова (у слона)

И

16. Утрата органов кровообращения и пищеварения    (у цепня)

Д

17. Образование хобота у слона

И

18. Удлинение шеи у жирафа

И

Эталон ответов

Вариант 2

Приспособительные признаки, возникающие

 в ходе эволюции

А

Б

1. Возникновение хлорофилла

А

2.  Возникновение фотосинтеза

А

3. Дифференциация слоевища (тела растения) на лист, стебель, корень

А

4. Возникновение ползучего стебля у земляники

И

5. Возникновение полового процесса

А

6. Появление проводящей ткани

А

7. Появление цветка у покрытосеменных

А

8. Утрата листьев и превращение их в колючки (у кактуса)

И

9. Появление плода у покрытосеменных

А

10. Появление семян у голосеменных

А

11. Появление лазающего стебля у винограда и плюща

И

12. Появление крылышек и волосков на плодах клена и одуванчика

И

13. Появление зацепок на плодах лопуха и череды

И

14. Появление сочной мякоти в плодах рябины и малины

И

15. Утрата листьев, развитой корневой и сосудистой системы и околоцветника у ряски

Д

16. Утрата корней, хлорофилла и листьев у повилики

Д

17. Появление клубней у дикого картофеля

И

18. Железистые волоски на листьях душистой герани

И

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающие тесты по теме "Эволюция органического мира"

Данные тесты предназначены для проверки знаний после изучения темы "Эволюция органического мира" в 9 или 11 классе. Тесты в 2 вариантах. Уровень знаний базовый....

Открытый урок в 11 классе Тема: «Основные ароморфозы в эволюции органического мира».

Цель: Провести систематизацию знаний учащихся по теме: "Эволюция органического мира"...

Программа элективного курса "Эволюция органического мира" 10-11 класс

Программа элективного курса "Эволюция органического мира" имеет социально-педагогическую направленность. Цель программы: сформировать систему биологических знаний для успешной сдачи ЕГЭ, как способа г...

Урок биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Урок включает теоретическую часть и практическую работу по моделированию дрейфа генов митохондриальной ДНК, сообщает учащимся о последних научных разработках в области палеогенетики.ТИП УРОКА: ур...

Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и генетическое разнообразие современного человечества"

Презентация к уроку по биологии по теме: "Эволюция органического мира. Антропогенез". 11-й класс. Тема урока: "Митохондриальная Ева и  генетическое разнообразие современного человечества"...

Тренинг в 11 классе Эволюция органического мира

Предлагаются различные варианты вопросов, направленных на самопроверку. Рассматриваются задания части А,  В.Предлагаю 3 варианта  работы, направленные не только на проверку соответствующих з...

Тест "Главные направления эволюции органического мира" 11 класс

Тестовая работа включает вопросы по типам эволюционных изменений, по главным направлениям эволюции...


 

Комментарии

Буянова Любовь Филипповна

Тестовые -задания по заполнению таблицы, задания -установить соответствие между названиями организмов и биологическими явлениями.