Рабочая программа по биологии 5 класс линия "Ракурс" изд-во "Русское слово"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии линии учебников «Ракурс» издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
На изучение биологии в 5 классе отводится 1 ч в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_rus._slovo_fgos.docx | 191.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
города Москвы
«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»
«ПРИНЯТО» на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла Протокол № 1 от «28» августа 2015 г Председатель ШМО ___________ Черкалина И.А. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
курса «БИОЛОГИЯ. Введение в биологию».
для 5 класса
на 2015-2016 учебный год
Всего часов по программе__35__, часов в неделю _1_
Рабочая программа составлена на основе:
- Программы курса «Биология». 5—9 классы. Линия «Ракурс» авт. сост. Н.И. Романова. — 2 е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 64 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
- Учебник: Введенский Э.Л, Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс
Всего часов: 68 | I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |||||
35 | план | факт | план | факт | план | факт | план | факт | |
9 | 7 | 10 | 9 | ||||||
КР - 2 | 1 | 1 | |||||||
Л.р. -1 | 1 |
Составители: | Черкалина Ирина Алексеевна учитель биологии Категория – высшая квалификационная категория |
МОСКВА, 2015 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010
- с рекомендациями Примерной программы основного общего образования - Биология 5-9 классы: проект.- М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
- с рекомендациями авторской программы С.Н. Новиковой и Н.И. Романовой (Москва «Русское слово», 2012 г., линия «Ракурс»)
- с возможностями УМК «Биология. Введение в биологию» Введенского Э.Л., Плешакова А.А. (учебник, методическое пособие, рабочая тетрадь, DVD диск)
Рабочая программа по биологии линии учебников «Ракурс» издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.
Структуризация представленной программы и учебника осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом, согласно которому на изучение биологии в 5 классе отводится 1 ч в неделю.
Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
- систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;
- начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
- развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;
- начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.
Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение биологии в 5 классе отводится 34 ч. Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.
Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.
Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.
Резерв учебного времени целесообразно использовать на увеличение в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОБУЧЕНИЯ
Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- реализация установок здорового образа жизни;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:
- В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
- приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
- различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
- В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
- В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
- В сфере физической деятельности:
- освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
- В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Эксперимент | Контроль |
1 | Введение в биологию | 2 | ||
2 | Мир биологии | 18 | 1 | 1 |
3 | Организм и среда обитания. | 14 | 1 | |
4 | Резерв | 1 | ||
Итого: | 35 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение (2 ч)
Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.
Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).
Персоналии: Жан Анри Фабр.
Глава 1. Мир биологии (18 ч)
История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.
Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.
Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.
Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)
Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.
Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.
Резерв 1 ч
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
- принципы современной классификации живой природы;
- основные характеристики царств живой природы;
- клеточное строение живых организмов;
- основные свойства живых организмов;
- типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
- приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
- правила поведения в природе;
• какое влияние оказывает человек на природу.
Учащиеся должны уметь:
- работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
- проводить наблюдения и описания природных объектов;
- составлять план простейшего исследования;
- сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
- давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
- составлять цепи питания в природных сообществах;
- распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.
НОРМЫ ОЦЕНКИ
- Отметка «5» ставится, если учащийся имеет системные полные знания по поставленному вопросу и может применить их для обоснования значения методов биологической науки в познании живой природы, биосистем, для установления взаимосвязи строения и функции химических веществ, движущих сил эволюции, объяснения направления и результатов эволюции, видообразования и формирования приспособленности организмов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, раскрывает сущность процессов и явлений, не допускает биологических ошибок и неточностей.
- Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором присутствуют некоторые не существенные элементы содержания или допущены малозначительные биологические ошибки, не логично, пространственно изложено основное содержание вопросов.
- Отметка «3» ставится, если учащийся имеет не полные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления.
- Отметка «2» ставится за неумение раскрыть сущность процесса или явления, а так же выполнить практическое задание и объяснить его результаты
ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
- Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок, рациональным способом и недочетов или имеющую не более одного недочета.
- Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
— не более одной грубой ошибки и одного недочета.
— или не более двух недочетов.
— задача решена нерациональным способом.
- Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
— не более двух грубых ошибок.
— или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
— или не более двух-трех негрубых ошибок. — или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
— или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
- Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
ОЦЕНКА ЗА ПРАКТИЧЕСКИЕ И ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ
- Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ
- Оценка «4» ставится, если:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
- Оценка «3» ставится, если:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
- Оценка "2" ставится, если:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
- Оценка «1» ставится в случае:
1. Нет ответа.
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.
Для учащихся
- Введенский Э.Л, Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. Учебник 5 класс
- Казарян К.П. Криштопа А.Н. Текущий и итоговый контроль по курсу « Биология. Введение в биологию. 5 класс
- Новикова С.Н, Романова Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Введенского Э.Л, Плешакова А.А
Для учителя
- Программа курса «Биология». 5—9 классы. Линия «Ракурс»/ авт.-сост. Н.И. Романова. М.: ООО «Русское слово — учебник»,2013
- Рабочая программа к учебнику Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. «Биология. Введение в биологию». 5 класс. Линия «Ракурс»/ авт.-сост.: С.Н. Новикова, Н.И. Романова. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013
- Марина А.В. Методические рекомендации к учебнику Введенского Э.Л, Плешакова А.А.» Биология. Введение в биологию. 5 класс
Мультимедийные средства обучения:
- КиМ CD Уроки биологии . Растения
- КиМ CD Уроки биологии . Животные
- CD Биология в школе. Жизнедеятельность животных
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 5 кл
Введенский Э.Л, Плешаков А.А. «Биология. Введение в биологию».
№ п/п | № урока в теме | дата | Тема урока | Тип урока | Понятия | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | эксперимент | контроль | д/з | ||
предметные | метапредметные | личностные | |||||||||
ВВЕДЕНИЕ В БИОЛОГИЮ 2 ч | |||||||||||
1 | 1 | Науки о природе | УИНМЗ | Естественные науки: физика, астро-номия, химия, география, биология | Знание объектов изучения естественных наук и основных правил работы в кабинете биологии | Познавательные УУД умение работать с текс- том, выделять в нем главное. Личностные УУД'. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы | Познаватель- ный интерес к естествен-ным наукам | ||||
2 | 2 | Методы изучения природы | КУ | Методы исследования: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение | Ознакомление с методами исследования живой природы и приобретение элементарных навыков их использования | Познавательные УУД умение проводить элементарные исследования, работать с различ- ными источниками информации. Личностные УУД умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД умение воспринимать информацию на слух | Понимание значимости научного ис- следования природы | ||||
МИР БИОЛОГИИ 18 ч | |||||||||||
3 | 1 | Что изучает биология | УИНМ | Биологические науки: ботаника зоология, мико- логия, микро-биология, эко-логия, цитоло-гия, анатомия, физиология, генетика | Знание много- Образия био-логических наук, а также процессов, явлений и объектов, изу-чением котор-ых они зани-маются | ПознавательныеУУД Умение структуриро-вать учебный матери-ал, выделять в нем главное. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД: умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах | Осознание значения био- логических наук в разви-тии представ-лений чело-века о приро-де во всем ее многообразии | ||||
4 | 2 | Из истории биологии | КУ | Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарлз Дарвин, Грегор Мендель В.И.Вернадский | Знание и оценка вклада ученых-биологов в развитие науки | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, грамотно формулировать вопросы работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого чело-века в научных исследова-ниях. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результа-там работы. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Понимание роли исследо- ваний и открытий ученых-биологов в развитии представле-ний о живой природе | ||||
5 | 3 | Экскурсия в мир клеток Л.р. № 1 «Устройство микроскопа и работа с ним» | КУ | Клетка. Организмы: одноклеточные, многоклеточ-ные. Микроскоп | Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболоч-ки, цитоплаз-мы). Освоение основных правил рабо-ты с микро-скопом | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение эле-ментарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы однокласс-ников. Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД умение работать в группах, обменива-ться информацией с одноклассниками | Представле-ние о един- стве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых орга-низмов | №1 | |||
6 | 4 | Как классифицируют организмы | КУ | Классификация организмов. Царства живой природы. Еди- ницы классифи- кации: тип (от- дел) — класс — отряд (порядок) — семейство — род — вид | Знание основ- ных система-тических еди-ниц в класси-фикации жи-вых организ-мов. Понима-ние принци-пов современ-ной класси-фикации организмов | Познавательные УУД. умение давать опре-деления понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя | Понимание научного зна- чения класси- фикации жи- вых организ- мов | ||||
7 | 5 | Живые царства. Бактерии | УИНМ | Бактерии — безъядерные одноклеточные организмы | Выделение существенных особенностей строения и функциониро- вания бакте-риальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетвор-ными бактериями | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Представле-ние о поло-жительной и отрицатель-ной роли бак-терий в при-роде и жизни человека и умение защи-щать свой организм от негативного влияния бо-лезнетворных бактерий | ||||
8 | 6 | Живые царства. Грибы | КУ | Грибы. Грибница (мицелий), гифы,плодовое тело. Шляпочные грибы (съедо-бные, ядови-тые), дрожже-вые грибы, плесневые грибы, грибы-паразиты | Выделение существенных особенностей представите-лей царства Грибы. Знание пра-вил оказания первой помо-щи при отра-влении ядови-тыми грибами | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формули-ровать вопросы, работать с различ- ными источниками информации, гото-вить сообщения и презентации, представлять резуль таты работы клас-су. Личностные УУД. умение оценивать уровень опасности ситуации для здоро-вья, понимание важ-ности сохранения здоровья. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа Коммуникативные УУД умение работать в составе творческих групп | Понимание роли предста- вителей цар- ства Грибы в природе и жизни челове- ка. Осознание необходимос- ти оказания экстренной помощи при отравлении ядовитыми грибами | ||||
9 | 7 | Живые царства. Растения | КУ | Растения. Хлорофилл. Органы расте-ний: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоро-тники, Голосе-менные, Цвет-ковые (Покры-тосеменные) | Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения поняти-ям, работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Осознание важности растений в природе и жизни человека | ||||
10 | 8 | Живые царства. Животные | КУ | Животные. Простейшие (одноклеточные) животные. Многоклеточ-ные животные. Типы:Кишечно-полостные, Иглокожие, Кольчатые черви, Моллю-ски, Членисто-ногие, Хордо-вые | Выделение существенных особенностей представите-лей царства Животные. Знание основ-ных система-тических единиц царства Животные | Познавательные УУД' умение выделять главное в тексте, структурировать учебный матери- ал, грамотно формулировать вопросы, работать с различными источниками ин- формации, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься кучителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в со- ставе творческих групп | Представле-ние о значе-нии живот-ных в приро-де, осознание их хозяй-ственного и эстетиче-ского значе-ния для человека | ||||
11 | 9 | Жизнь начинается | УИНМ | Половые клетки: яйцеклетки, сперматозоиды (спермин). Оплодотворе-ние. Зародыш | Знание особенностей строения половых клеток. Умение на рисунках и таблицах выделять существенные черты сходст-ва зародышей позвоночных животных | Познавательные УУД. умение сравнивать и анализировать ин- формацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради. Личностные УУД. знание основных составляющих здорового образа жизни. Регулятивные УУД. развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД. умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Понимание роли половых клеток в раз- множении живых организмов. Представле-ние о родстве живых орга-низмов, населяющих нашу плане-ту. Развитие Представле-ний о необхо-димости вести здоро-вый образ жизни | ||||
12 | 10 | Жизнь продолжается | КУ | Размножение, Способы раз-множения | Знание основ- ных способов размножения живых организмов | Познавательные УУД. освоение элементар-ных навыков иссле-довательской дея-тельности. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД. умение работать в группах, обмени-ваться информацией с одноклассниками | Представле-ние о размно-жении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода | ||||
13 | 11 | Почему дети похожи на родителей | КУ | Наследственность, ген Знание о значении гена и его местоположении в клетке | Формирование представ-лений о гене как основе наследственности орга-низмов | Познавательные УУД умение давать опре-деления понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавли-вать причинно-следственные связи, работать с различ-ными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя. Коммуникативные УУД умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками | Понимание роли генов в хранении и передаче на-следственной информации от родителей к потомству | ||||
14 | 12 | Нужны все на свете | УИНМ | Организмы: производители, потребители, разрушители | Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ | Познавательные УУД умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формули-ровать вопросы, умение работать с различными источ-никами информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относи-ться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результа-там работы. Коммуникативные УУД умение слушать учителя, высказывать свое мнение | Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы | ||||
15 | 13 | Как животные общаются между собой | УИНМ | Языки общения животных: движений, запахов, звуков | Знание наличия различ-ных способов общения между животными | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формули-ровать вопросы, работать с различными источниками информации, гото-вить сообщения и презентации, пред-ставлять результаты работы классу. Личностные УУД. умение видеть пре-красное в природе. Регулятивные УУД'. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Представле-ние о живот-ных как сло-жно органи-зованных существах, обладающих способностью к общению. Познавательный интерес к естествен-ным наукам | ||||
16 | 14 | Биология и практика | УИНМ | Биологическая защита урожая, породы животных, сорта растений, лекарственные растения | Знание о существовании различных пород животных и сортов куль-турных расте-ний. Элементар-ные представ-ления о лекарствен-ных растени-ях. Объяснение роли биоло-гии в практи-ческой деяте-льности человека | Познавательные УУД. умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение применять полученные знания в своей практической деятельности. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по резуль-татам работы. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение | Понимание необходимости биологи-ческих зна-ний для хозяйствен-ной деятель-ности челове-ка | ||||
17 | 15 | Биологи защищают природу | КУ | Охрана приро-ды. Виды(ис-чезающие, ред-кие). Охраняемые территории (заповедники, заказники, национальные парки) | Приведение доказательств необходимос-ти охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе | Познавательные УУД умение работать с различными источ-никами информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анали-зировать инфор-мацию, делать выво-ды, давать опреде-ления понятиям. Личностные УУД. способность выби-рать целевые и смысловые устано-вки в своих дейст-виях и поступках по отношению к живой природе. Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по резуль-татам работы. Коммуникативные УУД. умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение | Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе | ||||
18 | 16 | Биология и здоровье | КУ | Здоровый образ жизни. Вредные привычки. Пер- вая доврачебная помощь постра- давшему | Приведение доказательств зависимости здоровья человека от его образа жизни и сос-тояния окру-жающей среды. Знание элементарных правил оказа-ния первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формули-ровать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Принятие правил здорового образа жизни. Понимание необходимос- ти оказания экстренной доврачебной помощи пост-радавшим при крово-течениях, переломах, ушибах и растяжениях | ||||
19 | 17 | Живые организмы и наша безопасность | КУ | Ядовитые расте- ния и грибы, опасные живот- ные | Знание ядови- тых грибов и растений, опас- ных животных. Освоение при- емов оказания первой помощи пострадавшим при отравлени- ях, кровотече- ниях, укусах животных | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулиро-вать вопросы, гото-вить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение работать в со- ставе творческих групп | Представле-ние о сущест-вовании живых ор- ганизмов, опасных для здоровья и жизни чело-века. Понимание необходимос- ти оказания экстренной первой помо- щи при отрав- лениях ядови- тыми расте-ниями и грибами, при укусах ядови- тых живот-ных | ||||
20 | 18 | Обобщение: «Мир биологии». | УОИСЗ | Биология. Цар- ства живой при- роды. Клетка. Половые клет-ки. Единицы классификации живых организ-мов. Кругово-рот веществ. Здоровый образ жизни, вредные привычки, первая помощь пострадавшим | Выделение существенных признаков представите-лей различ-ных царств живой приро-ды. Знание роли живых организмов в круговороте веществ. Понимание основных закономерно-стей в живой природе. Представле-ние о прави-лах здорового образа жизни. Знание элеме-нтарных пра-вил оказания первой помо-щи пострадав-шим. Понима-ние роли био-логических знаний в хозяйствен-ной деятель-ности челове-ка | Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, класси-фицировать объекты, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относи-ться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Познаватель- ный интерес к естествен-ным наукам | №1 | |||
ОРГАНИЗМ И СРЕДА ОБИТАНИЯ 14 ч | |||||||||||
21 | 1 | Водные обитатели | УИНМ | Компоненты природы. Водная среда обитания | Знание компонентов природы. Представле-ние о много-образии оби-тателей водной среды. Выявление приспособле-ний организ-мов к обита-нию в водной среде | Познавательные УУД умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения поняти-ям. Развитие элемен-тарных навыков устанавливания причинно-следственных связей. Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учи-теля и одноклассни-ков, аргументировать свою точку зрения | Понимание необходимос-ти и соответ-ствия приспо-соблений организмов к условиям среды, в кото-рой они оби-тают | ||||
22 | 2 | Между небом и землей | КУ | Наземно-воздушная среда обитания | Представле-ние о много-образии оби-тателей назе-мно-воздуш-ной среды и разнообразии их приспосо-блений | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Понимание необходимос-ти и соответ-ствия приспо-соблений организмов к условиям среды, в кото-рой они оби-тают | ||||
23 | 3 | Кто в почве живет | КУ | Почвенная среда обитания | Представле-ние о много-образии оби-тателей поч-венной среды. Выявление приспособлений организ-мов к почвен-ной среде обитания | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассни-ков. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, плани-ровать ее выполне-ние, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп | Понимание необходимос- ти и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают | ||||
24 | 4 | Кто живет в чужих телах | КУ | Организменная среда обитания. Хозяин, паразит, симбионт | Выявление приспособле- ний организ-мов к орга-низменной среде обита-ния. Знание причин при-митивности паразитов и их отличий от симбионтов. Знание основ- ных правил, позволяющих избежать заражения паразитами | Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формули-ровать вопросы. Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД. умение определять цель работы, плани-ровать ее выполне-ние, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД. умение работать в со- ставе творческих групп | Понимание необходимос- ти и соответ- ствия приспо- соблений организмов к условиям сре- ды, в которой они обитают. Осознание необходимо-сти соблюде-ния правил, позволяющих избежать заражения паразитичес- кими червями | ||||
25 | 5 | Экологические факторы | УИНМ | Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет | Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов | Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп | Осознание влияния факторов среды на живые организмы | ||||
26 | 6 | Экологические факторы: биотические и антропогенные | КУ | Биотические факторы среды: положительные (симбиоз), отрицательные (хищничество, паразитизм, конкуренция). Антропогенные факторы среды | Знание различных форм взаи- моотношений между жив-ыми организ-мами в приро-де. Умение приводить примеры форм взаимо-отношений организмов. Различение отрицатель-ных и поло-жительных результатов влияния де- ятельности человека на природу. Зна-ние правил поведения в природе и мер по ее ох-ране | Познавательные УУД умение работать с различными источ-никами информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать опре-деления понятиям. Развитие элементар-ных навыков уста-навливания причин-но-следственных связей. Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отноше-ния к природе. Регулятивные УУД. развитие навыков самооценки и само-анализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и однокласс-ников, аргументиро-вать свою точку зрения. Овладение навыками выступле-ний перед аудито-рией | Осознание существова-ния разно-образных взаимоотно- шений между живыми орга- низмами в природе. Понимание причин воз-никновения негативных последствий в природе в результате деятельности человека. Принятие правил пове-дения в при-роде | ||||
27 | 7 | Природные сообщества | КУ | Природные сообщества (естественные, искусственные). Пищевые цепи, пищевые сети. Круговорот ве- ществ | Различение естественных и искусствен-ных сооб-ществ. Знание значе- ния пищевых связей в сооб- ществах для осуществле-ния кругово-рота веществ. Умение составлять элементарные пищевые цепи | Познавательные УУД. умение давать определения поня-тиям. Развитие элементарных навы-ков устанавливания причинно – следст-венных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравне-ний. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относи-ться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восп-риятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и однокласс-ников, аргументиро-вать свою точку зрения. Овладение навыками выступле-ний перед аудито-рией | Представле-ние о много-образии при-родных сообществ как следствия разнообразия природных условий на поверхности планеты. Понимание важности пи- щевых связей для осущест- вления круго- ворота ве- ществ | ||||
28 | 8 | Жизнь в Мировом океане | УИНМ | Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне | Познавательные УУД умение работать с текстом, выделять в нем главное, струк-турировать учебный материал, давать определения поняти-ям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравне-ний, готовить сообще ния и презентации. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учите-лю и одноклассни-кам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, рабо-тать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознание роли Миро-вого океана на планете. Понимание рациональ-ности при-способлений обитателей океана к разным условиям в его пределах | ||||
29 | 9 | Жизнь в Мировом океане | УИНМ | Мировой океан. Обитатели поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин | Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне | Познавательные УУД умение работать с текстом, выделять в нем главное, струк-турировать учебный материал, давать определения поняти-ям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравне-ний, готовить сообще ния и презентации. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учите-лю и одноклассни-кам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, рабо-тать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками | Осознание роли Миро-вого океана на планете. Понимание рациональ-ности при-способлений обитателей океана к разным условиям в его пределах | ||||
30 | 10 | Путешествие по материкам: Евразия | УИНМ | Материки: Африка, Евра-зия, Северная Америка, Юж-ная Америка, Австралия, Антарктида. При- родные усло-вия. Раститель-ный и живот-ный мир мате-риков | Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение нахо- дить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка | Познавательные УУД. умение работать с различными источни-ками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относи-ться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и однокласс-ников, аргументи-ровать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией | Познаватель- ный интерес к предметам естественно-научного цикла. Представле-ние о много-образии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках | ||||
31 | 11 | Путешествие по материкам: Северная и Южная Америки | Материки: Африка, Евра-зия, Северная Америка, Юж-ная Америка, Австралия, Антарктида. При- родные усло-вия. Раститель-ный и живот-ный мир мате-риков | Знание материков планеты и их основных природных особенностей. Умение нахо- дить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка | |||||||
32 | 12 | Путешествие по материкам: Африка | УИНМ | ||||||||
33 | 13 | Путешествие по материкам: Австралия и Антарктида | УИНМ | ||||||||
34 | 14 | Обобщение «Организм и среда обитания» | УОИСЗ | Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная,организ-менная. Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество | Знание сред обитания и их особенностей. Умение раз-личать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание при-способлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологичес-ких факторов, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естест-венные и искусствен-ные сообще-ства. Знание роли Миро-вого океана на планете. Умение на карте нахо-дить материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. Знание и соблюдение правил пове-дения в каби-нете биологии | Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и отвечать на вопросы, рабо-тать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками | Познавательный интерес к естествен-ным наукам | №2 | |||
РЕЗЕРВ 1 ч |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 6 класс линия "Ракурс" изд-во "Русское слово"
Курс биологии 6 класса опирается на знания обучающихся, полученные ими на уроках биологии или природоведения в 5 классе и при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе. Курс рассчитан на изуче...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии
Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...