Рабочая программа по биологии 5 класс линия "Ракурс" изд-во "Русское слово"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Черкалина Ирина Алексеевна

Рабочая программа по биологии линии учебников «Ракурс» издательства «Русское слово» подготовле­на в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

На изучение биологии в 5 классе отводится 1 ч в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_rus._slovo_fgos.docx191.19 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

города  Москвы

«Московский образовательный комплекс имени Виктора Талалихина»

«ПРИНЯТО»

на заседании ШМО учителей естественнонаучного цикла

Протокол № 1

от  «28» августа 2015 г

Председатель ШМО

___________ Черкалина И.А.

C:\Users\ПК-13\Desktop\печать.jpg

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

курса «БИОЛОГИЯ. Введение в биологию».

для 5 класса

на 2015-2016 учебный год

Всего часов по программе__35__, часов в неделю    _1_

Рабочая программа составлена на основе:  

  • Программы курса «Биология». 5—9 классы. Линия «Ракурс» авт. сост. Н.И. Романова. — 2 е изд. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013. — 64 с. — (ФГОС. Инновационная школа).
  • Учебник:  Введенский Э.Л, Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. 5 класс

Всего часов: 68

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

35

план

факт

план

факт

план

факт

план

факт

9

7

10

9

КР - 2

1

1

Л.р. -1

1

Составители:

Черкалина Ирина Алексеевна  учитель биологии

Категория – высшая квалификационная категория

МОСКВА, 2015 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

Рабочая программа по биологии для 5 класса составлена в соответствии:

  • с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. – М.: Просвещение, 2010
  • с рекомендациями  Примерной программы основного общего образования - Биология 5-9 классы: проект.- М. : Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения)
  • с рекомендациями  авторской программы С.Н. Новиковой и  Н.И. Романовой (Москва «Русское слово», 2012 г., линия «Ракурс»)
  • с возможностями УМК «Биология. Введение в биологию» Введенского Э.Л., Плешакова А.А. (учебник, методическое пособие, рабочая тетрадь, DVD диск)

Рабочая программа по биологии линии учебников «Ракурс» издательства «Русское слово» подготовлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом общего образования.

Структуризация представленной программы и учебника осуществлена в соответствии с Базисным учебным планом, согласно которому на изучение биологии в 5 классе отводится 1 ч в неделю.

Курс биологии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения биологии в основной школе и опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.

Цели и задачи курса:

  • познакомить учащихся с основными понятиями и закономерностями науки биологии;
  • систематизировать знания учащихся об объектах живой природы, которые были получены ими при изучении основ естественно-научных знаний в начальной школе;
  • начать формирование представлений о методах научного познания природы, элементарных умений, связанных с выполнением учебного исследования;
  • развивать у учащихся устойчивый интерес к естественно-научным знаниям;
  • начать формирование основ гигиенических, экологических знаний, ценностного отношения к природе и человеку.

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту, на изучение биологии в 5 классе отводится 34 ч. Материал курса разделен на две главы. Им предшествует «Введение», в котором учащиеся знакомятся с разнообразием биологических наук и методами изучения природы.

Первая глава «Мир биологии» формирует первичное представление учащихся об особенностях строения и функционирования основных объектов изучения биологии: бактерий, растений, грибов и животных. Особое внимание уделяется занимательности учебного материала и практической значимости получаемых знаний. Идет процесс формирования интереса к изучению предмета, воспитания ответственного отношения к природе, бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.

Во второй главе «Организм и среда обитания» учащиеся знакомятся с особенностями и многообразием организмов различных сред обитания. Вводятся понятия «экологические факторы» и «природные сообщества», школьники учатся устанавливать взаимосвязи между организмами и условиями, в которых они обитают. В конце изучения данной главы учащиеся в общих чертах знакомятся с растительным и животным миром материков планеты.

Содержание данного курса строится на основе деятельностного подхода. Учащиеся вовлекаются в исследовательскую деятельность, что является условием приобретения прочных знаний.

Резерв учебного времени целесообразно использовать на увеличение в преподавании доли развивающих, исследовательских, личностно-ориентированных, проектных и групповых педагогических технологий. Целесообразно также проведение региональных модулей, обеспечивающих в зависимости от существующих в регионе образовательных и воспитательных приоритетов деятельности учащихся по изучению и сохранению природы родного края, по защите и укреплению своего здоровья, наблюдению и оценке состояния окружающей среды.

ТРЕБОВАНИЯ  К  РЕЗУЛЬТАТАМ  ОБУЧЕНИЯ

Деятельность образовательного учреждения в обучении биологии должна быть направлена на достижение обучающимися следующих личностных результатов:

  1. знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  2. реализация установок здорового образа жизни;
  3. сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к живым объектам.

Метапредметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. умение работать с разными источниками информации: текстом учебника, научно-популярной литературой, словарями и справочниками; анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую; овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
  2. умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать — определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы. Осуществлять контроль и коррекцию в случае обнаружения отклонений и отличий при сличении результатов с заданным эталоном. Оценка результатов работы — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  1. способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  2. умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми; умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по биологии являются:

  1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
  • выделение существенных признаков биологических объектов (отличительных признаков живых организмов; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; организма человека; видов, экосистем; биосферы) и процессов (обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма; круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах);
  • приведение доказательств (аргументация) родства человека с млекопитающими животными; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимости здоровья человека от состояния окружающей среды; необходимости защиты окружающей среды; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами, травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек, нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
  • объяснение роли биологии в практической деятельности людей; места и роли человека в природе; родства, общности происхождения и эволюции растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роли различных организмов в жизни человека; значения биологического разнообразия для сохранения биосферы; механизмов наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний у человека, видообразования и приспособленности;
  • различение на таблицах частей и органоидов клетки, органов и систем органов человека; на живых объектах и таблицах органов цветкового растения, органов и систем органов животных, растений разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных растений и домашних животных; съедобных и ядовитых грибов; опасных для человека растений и животных;
  • сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • выявление изменчивости организмов; приспособлений организмов к среде обитания; типов взаимодействия разных видов в экосистеме; взаимосвязей между особенностями строения клеток, тканей, органов, систем органов и их функциями;
  • овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
  1. В ценностно-ориентационной сфере:
  • знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализ и оценка последствий деятельности человека в природе, влияния факторов риска на здоровье человека.
  1. В сфере трудовой деятельности:
  • знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
  • соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами (препаровальные иглы, скальпели, лупы, микроскопы).
  1. В сфере физической деятельности:
  • освоение приемов оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных, простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего; рациональной организации труда и отдыха; выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
  1. В эстетической сфере:
  • овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ  ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Название раздела

Кол-во часов

Эксперимент

Контроль

1

Введение в биологию

2

2

Мир биологии

18

1

1

3

Организм и среда обитания.    

14

1

4

Резерв

1

Итого:

35

СОДЕРЖАНИЕ  ПРОГРАММЫ

Введение (2 ч)

Какие науки относятся к естественным, какие методы используются учеными для изучения природы.

Основные понятия: естественные науки (астрономия, физика, химия, география, биология), методы изучения природы (наблюдение, эксперимент, измерение).

Персоналии: Жан Анри Фабр.

Глава 1. Мир биологии (18 ч)

История развития биологии как науки; современная система живой природы; клеточное строение организмов; особенности строения, жизнедеятельности и значение в природе организмов различных царств; значение биологических знаний для защиты природы и сохранения здоровья.

Основные понятия: биология; биосфера; клетка: оболочка, ядро, цитоплазма; единицы классификации: вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство; половые клетки: яйцеклетка, сперматозоид; оплодотворение; наследственность; организмы-производители; организмы-потребители; организмы-разрушители; охраняемые территории: заповедники, национальные парки; ядовитые животные и растения.

Персоналии: Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Грегор Мендель, Чарльз Дарвин, Владимир Иванович Вернадский.

Глава 2. Организм и среда обитания (14 ч)

Как приспосабливаются организмы к обитанию в различных средах; какие факторы называются экологическими; какие организмы входят в состав природных сообществ и каков характер их взаимоотношений друг с другом и окружающей средой; какие растения и животные обитают на материках нашей планеты и кем населены воды Мирового океана.

Основные понятия: среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная и организменная; экологические факторы: абиотические, биотические и антропогенные; круговорот веществ.

Резерв 1 ч

ТРЕБОВАНИЯ  К  УРОВНЮ  ПОДГОТОВКИ  УЧАЩИХСЯ

Учащиеся должны знать:

  • основные характеристики методов научного познания и их роль в изучении природы;
  • принципы современной классификации живой природы;
  • основные характеристики царств живой природы;
  • клеточное строение живых организмов;
  • основные свойства живых организмов;
  • типы взаимоотношений организмов, обитающих совместно;
  • приспособления организмов к обитанию в различных средах, возникающих под действием экологических факторов;
  • правила поведения в природе;

•        какое влияние оказывает человек на природу.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с различными типами справочных изданий, создавать коллекции, готовить сообщения и презентации;
  • проводить наблюдения и описания природных объектов;
  • составлять план простейшего исследования;
  • сравнивать особенности строения и жизнедеятельности представителей различных царств живой природы;
  • давать объяснение особенностям строения и жизнедеятельности организмов в связи со средой их обитания;
  • составлять цепи питания в природных сообществах;
  • распознавать растения и животных своей местности, занесенных в Красные книги.

НОРМЫ  ОЦЕНКИ

  • Отметка «5» ставится, если учащийся имеет системные полные знания по поставленному вопросу и может применить их для обоснования значения методов биологической науки в познании живой природы, биосистем, для установления взаимосвязи строения и функции химических веществ, движущих сил эволюции, объяснения направления и результатов эволюции, видообразования и формирования приспособленности организмов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, раскрывает сущность процессов и явлений, не допускает биологических ошибок и неточностей.
  • Отметка «4» ставится за неполный ответ, в котором присутствуют некоторые не существенные элементы содержания или допущены малозначительные биологические ошибки, не логично, пространственно изложено основное содержание вопросов.
  • Отметка «3» ставится, если учащийся имеет не полные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления.
  • Отметка «2» ставится за неумение раскрыть сущность процесса или явления, а так же выполнить практическое задание и объяснить его результаты

ОЦЕНКА ПИСЬМЕННЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ И КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

  • Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок, рациональным способом и недочетов или имеющую не более одного недочета. 
  • Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней: 

— не более одной грубой ошибки и одного недочета. 

— или не более двух недочетов.
— задача решена нерациональным способом. 

  • Оценка «3» ставится в том случае, если обучающийся правильно выполнил не менее половины работы или допустил: 

— не более двух грубых ошибок.

— или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета. 

— или не более двух-трех негрубых ошибок. — или одной негрубой ошибки и трех недочетов. 

— или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов. 

  • Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть поставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.

ОЦЕНКА  ЗА  ПРАКТИЧЕСКИЕ  И  ЛАБОРАТОРНЫЕ  РАБОТЫ

  • Оценка   «5» ставится, если:

1.  Правильной самостоятельно  определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой  последовательности проведения опытов, измерений.

2.  Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.

3.  Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.

4.  Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ

  • Оценка   «4» ставится, если:

1.  Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.

2.  При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.

  • Оценка   «3» ставится, если:

1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.

2.  Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.

3.  Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.

4.  Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.

  • Оценка   "2" ставится, если:

1.  Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.

2.  Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.

  • Оценка    «1» ставится в случае:

1.      Нет ответа.

УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА.

                                                                               

Для учащихся         

  1. Введенский Э.Л, Плешаков А.А. Биология. Введение в биологию. Учебник 5 класс
  2. Казарян К.П. Криштопа А.Н. Текущий и итоговый контроль по курсу « Биология. Введение в биологию. 5 класс
  3. Новикова С.Н, Романова Н.И. Рабочая тетрадь к учебнику Введенского Э.Л, Плешакова  А.А

Для учителя

  1. Программа курса «Биология». 5—9 классы. Линия «Ракурс»/ авт.-сост. Н.И. Романова. М.: ООО «Русское слово — учебник»,2013
  2. Рабочая программа к учебнику Э.Л. Введенского, А.А. Плешакова. «Биология. Введение в  биологию». 5 класс. Линия «Ракурс»/ авт.-сост.: С.Н. Новикова, Н.И. Романова. - М.: ООО «Русское слово — учебник», 2013
  3. Марина А.В. Методические рекомендации к учебнику Введенского Э.Л, Плешакова  А.А.» Биология. Введение в биологию. 5 класс

Мультимедийные средства обучения:

  1. КиМ CD Уроки биологии . Растения
  2. КиМ CD Уроки биологии . Животные
  3. CD Биология в школе. Жизнедеятельность животных


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  ПО БИОЛОГИИ 5 кл

Введенский Э.Л, Плешаков А.А. «Биология. Введение в биологию».

№ п/п

№ урока в теме

дата

Тема

урока

Тип  урока

Понятия

Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС)

эксперимент

контроль

д/з

предметные

метапредметные

личностные

ВВЕДЕНИЕ  В  БИОЛОГИЮ 2 ч

1

1

Науки о природе

УИНМЗ

Естественные науки: физика, астро-номия, химия, география, биология

Знание объектов изучения

естественных

наук и основных правил работы в кабинете биологии

Познавательные УУД

умение работать с текс-

том, выделять в нем

главное.

Личностные УУД'. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы

Познаватель-

ный интерес к естествен-ным наукам

2

2

Методы изучения природы

КУ

Методы исследования: наблюдение, эксперимент

(опыт),

измерение

Ознакомление

с методами исследования живой природы и

приобретение

элементарных навыков их использования

Познавательные УУД

умение проводить элементарные исследования, работать с различ-

ными источниками

информации. Личностные УУД умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД.

умение организовать выполнение  заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД умение  воспринимать информацию на слух

Понимание

значимости

научного ис-

следования

природы

МИР  БИОЛОГИИ  18 ч

3

1

Что изучает биология

УИНМ

Биологические

науки: ботаника зоология, мико-

логия, микро-биология, эко-логия, цитоло-гия, анатомия, физиология, генетика

Знание много-

Образия био-логических наук, а также процессов, явлений и объектов, изу-чением котор-ых они зани-маются

ПознавательныеУУД

Умение структуриро-вать учебный матери-ал, выделять в нем главное.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результатам работы. Коммуникативные УУД:

умение воспринимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя, работать в группах

Осознание

значения био-

логических наук в разви-тии представ-лений чело-века о приро-де во всем ее многообразии

4

2

Из истории биологии

КУ

Аристотель, Уильям Гарвей, Роберт Гук, Карл Линней, Чарлз Дарвин, Грегор Мендель В.И.Вернадский

Знание и оценка вклада ученых-биологов в

развитие науки

Познавательные УУД.

умение выделять главное в тексте, грамотно

формулировать вопросы работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации и представлять результаты работы. Личностные УУД: осознание возможности участия каждого чело-века в научных исследова-ниях.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя, сделать выводы по результа-там работы.

Коммуникативные УУД.

 умение работать в составе творческих групп

Понимание

роли исследо-

ваний и открытий ученых-биологов в развитии представле-ний о живой природе

5

3

Экскурсия в мир клеток

Л.р. № 1 «Устройство микроскопа и работа с ним»

КУ

Клетка.

Организмы: одноклеточные, многоклеточ-ные. Микроскоп

Знание и различение на таблицах основных частей клеток (ядра, оболоч-ки, цитоплаз-мы). Освоение основных правил рабо-ты с микро-скопом

Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Приобретение эле-ментарных навыков работы с приборами. Личностные УУД: потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы однокласс-ников.

Регулятивные УУД: умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД

умение работать в группах, обменива-ться информацией с одноклассниками

Представле-ние о един-

стве живой природы на основании знаний о клеточном строении всех живых орга-низмов

№1

6

4

Как классифицируют

организмы

КУ

Классификация

организмов.

Царства живой

природы. Еди-

ницы классифи-

кации: тип (от-

дел) — класс — отряд (порядок) — семейство — род — вид

Знание основ-

ных система-тических еди-ниц в класси-фикации жи-вых организ-мов. Понима-ние принци-пов современ-ной класси-фикации организмов

Познавательные УУД.

умение давать опре-деления понятиям, классифицировать объекты.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение воспри-нимать информацию на слух, отвечать на вопросы учителя

Понимание

научного зна-

чения класси-

фикации жи-

вых организ-

мов

7

5

Живые царства. Бактерии

УИНМ

Бактерии — безъядерные одноклеточные организмы

Выделение существенных

особенностей

строения и

функциониро-

вания бакте-риальных клеток. Знание правил, позволяющих избежать заражения болезнетвор-ными бактериями

Познавательные УУД.

умение работать с различными источниками

информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал. Личностные УУД. потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД. умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Представле-ние о поло-жительной и отрицатель-ной роли бак-терий в при-роде и жизни человека и умение защи-щать свой организм от негативного влияния бо-лезнетворных бактерий

8

6

Живые царства. Грибы

КУ

Грибы. Грибница

(мицелий), гифы,плодовое тело.

Шляпочные грибы (съедо-бные, ядови-тые), дрожже-вые грибы,

плесневые грибы, грибы-паразиты

Выделение существенных

особенностей

представите-лей царства Грибы. Знание пра-вил оказания первой помо-щи при отра-влении ядови-тыми грибами

Познавательные УУД.

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формули-ровать вопросы, работать с различ-

ными источниками информации, гото-вить сообщения и презентации, представлять резуль

таты работы клас-су.

Личностные УУД. умение оценивать уровень опасности ситуации для здоро-вья, понимание важ-ности сохранения

здоровья.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа

Коммуникативные УУД  умение работать в составе творческих групп

Понимание

роли предста-

вителей цар-

ства Грибы в

природе и

жизни челове-

ка. Осознание

необходимос-

ти оказания

экстренной

помощи при

отравлении

ядовитыми

грибами

9

7

Живые царства. Растения

КУ

Растения. Хлорофилл. Органы расте-ний: корни, стебли, листья, цветки, плоды и семена. Отделы: Водоросли, Мхи, Папоро-тники, Голосе-менные, Цвет-ковые (Покры-тосеменные)

Выделение существенных особенностей представителей царства Растения. Знание основных систематических единиц царства Растения

Познавательные УУД.  

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, давать определения поняти-ям, работать с раз-личными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД.

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя. Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД.

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Осознание важности растений в природе и жизни человека

10

8

Живые царства. Животные

КУ

Животные. Простейшие (одноклеточные) животные.

Многоклеточ-ные животные. Типы:Кишечно-полостные, Иглокожие,

Кольчатые черви, Моллю-ски, Членисто-ногие, Хордо-вые

Выделение существенных

особенностей

представите-лей царства Животные. Знание основ-ных система-тических

единиц царства

Животные

Познавательные УУД'

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный матери-

ал, грамотно

формулировать вопросы, работать с различными источниками ин-

формации, готовить

сообщения и презен-тации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься кучителю и одноклассникам. Эстетическое

восприятие природы.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД.

умение работать в со-

ставе творческих групп

Представле-ние о значе-нии живот-ных в приро-де, осознание их хозяй-ственного

и эстетиче-ского значе-ния для человека

11

9

Жизнь начинается

УИНМ

Половые клетки:

яйцеклетки,

сперматозоиды

(спермин). Оплодотворе-ние. Зародыш

Знание особенностей строения половых

клеток. Умение

на рисунках и

таблицах выделять существенные черты сходст-ва зародышей позвоночных животных

Познавательные УУД.

умение сравнивать и

анализировать ин-

формацию, делать выводы. Умение давать определения понятиям, работать с различными источниками

информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради.

Личностные УУД. знание основных составляющих здорового образа жизни.

Регулятивные УУД. развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД.

умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Понимание

роли половых

клеток в раз-

множении живых организмов.

Представле-ние о родстве живых орга-низмов, населяющих нашу плане-ту. Развитие

Представле-ний о необхо-димости вести здоро-вый образ жизни

12

10

Жизнь продолжается

КУ

Размножение,

Способы раз-множения

Знание основ-

ных способов

размножения

живых организмов

Познавательные УУД.

освоение элементар-ных навыков иссле-довательской дея-тельности. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно отно-ситься к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя, оценить качество выполнения работы. Коммуникативные УУД.

 умение работать в группах, обмени-ваться информацией с одноклассниками

Представле-ние о размно-жении как главном свойстве живого, обеспечивающем продолжение рода

13

11

Почему дети похожи на родителей

КУ

Наследственность, ген

Знание о значении гена и его местоположении в клетке

Формирование представ-лений о гене как основе наследственности орга-низмов

Познавательные УУД

умение давать опре-деления понятиям, работать с текстом и выделять в нем главное, устанавли-вать причинно-следственные связи, работать с различ-ными источниками информации, преобразовывать ее из одной формы в другую, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД.

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Регулятивные УУД. развитие умения планировать свою работу при выполнении заданий учителя.

Коммуникативные УУД

умение строить эффективное взаимодействие с одноклассниками

Понимание роли генов в хранении и передаче на-следственной информации от родителей к потомству

14

12

Нужны все на свете

УИНМ

Организмы: производители, потребители, разрушители

Знание роли организмов разных царств живой природы в круговороте веществ

Познавательные УУД

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формули-ровать вопросы, умение работать с различными источ-никами информации, готовить сообщения и презентации, представлять результаты работы классу.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относи-ться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по результа-там работы.

Коммуникативные УУД

умение слушать учителя, высказывать свое мнение

Осознание взаимосвязанности, взаимозависимости всех компонентов природы

15

13

Как животные общаются между собой

УИНМ

Языки общения животных: движений, запахов, звуков

Знание наличия различ-ных способов общения между животными

Познавательные УУД. умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формули-ровать вопросы, работать с различными источниками информации, гото-вить сообщения и презентации, пред-ставлять результаты работы классу. Личностные УУД. умение видеть пре-красное в природе. 

Регулятивные УУД'. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД.

умение работать в составе творческих групп

Представле-ние о живот-ных как сло-жно органи-зованных существах, обладающих

способностью к общению. Познавательный интерес к естествен-ным наукам

16

14

Биология и практика

УИНМ

Биологическая защита урожая, породы животных, сорта растений, лекарственные растения

Знание о существовании различных пород животных и сортов куль-турных расте-ний. Элементар-ные представ-ления о лекарствен-ных растени-ях. Объяснение роли биоло-гии в практи-ческой деяте-льности человека

Познавательные УУД. умение осуществлять поиск нужной информации, выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы, готовить сообщения и презентации. Личностные УУД. умение применять полученные знания в своей практической деятельности.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по резуль-татам работы.

Коммуникативные УУД.

умение работать в составе творческих групп, высказывать свое мнение

Понимание необходимости биологи-ческих зна-ний для хозяйствен-ной деятель-ности челове-ка

17

15

Биологи защищают природу

КУ

Охрана приро-ды. Виды(ис-чезающие, ред-кие).

Охраняемые территории

(заповедники, заказники, национальные парки)

Приведение доказательств необходимос-ти охраны окружающей природы. Знание основных правил поведения в природе

Познавательные УУД

умение работать с различными источ-никами информации, самостоятельно оформлять конспект урока в тетради, сравнивать и анали-зировать инфор-мацию, делать выво-ды, давать опреде-ления понятиям. Личностные УУД. способность выби-рать целевые и смысловые устано-вки в своих дейст-виях и поступках по отношению к живой природе.

Регулятивные УУД. умение планировать свою работу при выполнении заданий учителя, делать выводы по резуль-татам работы.

Коммуникативные УУД.

умение слушать одноклассников и учителя, высказывать свое мнение

Осознание степени негативного влияния человека на природу и необходимости ее охраны. Принятие правил поведения в живой природе

18

16

Биология и здоровье

КУ

Здоровый образ

жизни. Вредные

привычки. Пер-

вая доврачебная

помощь постра-

давшему

Приведение доказательств зависимости здоровья человека

от его образа

жизни и сос-тояния окру-жающей среды. Знание элементарных правил оказа-ния первой помощи при кровотечениях, переломах, ушибах и растяжениях

Познавательные УУД.

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формули-ровать вопросы, готовить сообщения

и презентации. Личностные УУД умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД.

 умение работать в составе творческих групп

Принятие правил здорового

образа жизни.

Понимание

необходимос-

ти оказания

экстренной

доврачебной помощи пост-радавшим при крово-течениях, переломах, ушибах и растяжениях

19

17

Живые организмы и наша безопасность

КУ

Ядовитые расте-

ния и грибы,

опасные живот-

ные

Знание ядови-

тых грибов и

растений, опас-

ных животных.

Освоение при-

емов оказания

первой помощи

пострадавшим

при отравлени-

ях, кровотече-

ниях, укусах

животных

Познавательные УУД.

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулиро-вать вопросы, гото-вить сообщения

и презентации.

Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете.

Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД.

умение работать в со-

ставе творческих групп

Представле-ние о сущест-вовании живых ор-

ганизмов,

опасных для

здоровья и

жизни чело-века. Понимание

необходимос-

ти оказания

экстренной

первой помо-

щи при отрав-

лениях ядови-

тыми расте-ниями и

грибами, при

укусах ядови-

тых живот-ных

20

18

Обобщение: «Мир биологии».

УОИСЗ

Биология. Цар-

ства живой при-

роды. Клетка.

Половые клет-ки.

Единицы классификации живых организ-мов. Кругово-рот веществ. Здоровый образ жизни, вредные привычки, первая помощь пострадавшим

Выделение существенных

признаков

представите-лей различ-ных царств живой приро-ды. Знание роли живых организмов в круговороте веществ. Понимание основных

закономерно-стей в живой природе. Представле-ние о прави-лах здорового образа жизни. Знание элеме-нтарных пра-вил оказания первой помо-щи пострадав-шим. Понима-ние роли био-логических знаний в хозяйствен-ной деятель-ности челове-ка

Познавательные УУД.

умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал,

давать определения понятиям, класси-фицировать объекты, готовить сообщения и презентации.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относи-ться к учителю и одноклассникам.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, работать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Познаватель-

ный интерес к естествен-ным наукам

№1

ОРГАНИЗМ  И  СРЕДА  ОБИТАНИЯ  14 ч

21

1

Водные обитатели

УИНМ

Компоненты природы. Водная среда обитания

Знание компонентов природы. Представле-ние о много-образии оби-тателей водной среды. Выявление приспособле-ний организ-мов к обита-нию в водной среде

Познавательные УУД

умение работать с различными источниками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать определения поняти-ям. Развитие элемен-тарных навыков устанавливания причинно-следственных связей.

Личностные УУД.

 умение применять полученные на уроке знания на практике. Потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД.

умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Развитие навыков самооценки и самоанализа. Коммуникативные УУД.

умение слушать учи-теля и одноклассни-ков, аргументировать свою точку зрения

Понимание необходимос-ти и соответ-ствия приспо-соблений организмов к условиям среды, в кото-рой они оби-тают

22

2

Между небом и землей

КУ

Наземно-воздушная среда обитания

Представле-ние о много-образии оби-тателей назе-мно-воздуш-ной среды и разнообразии их приспосо-блений

Познавательные УУД.

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД.

потребность в справедливом оценивании своей работы и работы одноклассников. Эстетическое восприятие природы.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, планировать ее выполнение, представлять результаты работы классу.

Коммуникативные УУД. умение работать в составе творческих групп

Понимание необходимос-ти и соответ-ствия приспо-соблений организмов к условиям среды, в кото-рой они оби-тают

23

3

Кто в почве живет

КУ

Почвенная среда

обитания

Представле-ние о много-образии оби-тателей поч-венной среды. Выявление приспособлений организ-мов к почвен-ной среде обитания

Познавательные УУД.

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формулировать вопросы. Личностные УУД.

потребность в спра-ведливом оценива-нии своей работы и работы одноклассни-ков.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, плани-ровать ее выполне-ние, представлять результаты работы классу. Коммуникативные УУД.

умение работать в составе творческих групп

Понимание

необходимос-

ти и соответствия приспособлений организмов к условиям среды, в которой они обитают

24

4

Кто живет в чужих телах

КУ

Организменная

среда обитания.

Хозяин, паразит,

симбионт

Выявление

приспособле-

ний организ-мов к орга-низменной среде обита-ния. Знание

причин при-митивности паразитов и их отличий от

симбионтов.

Знание основ-

ных правил,

позволяющих

избежать заражения паразитами

Познавательные УУД.

умение выделять главное в тексте, структурировать учебный материал, грамотно формули-ровать вопросы.

Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике, понимание важности сохранения здоровья.

Регулятивные УУД. умение определять цель работы, плани-ровать ее выполне-ние, представлять результаты работы

классу.

Коммуникативные УУД.

умение работать в со-

ставе творческих групп

Понимание

необходимос-

ти и соответ-

ствия приспо-

соблений

организмов к

условиям сре-

ды, в которой

они обитают.

Осознание необходимо-сти соблюде-ния правил, позволяющих избежать заражения

паразитичес-

кими червями

25

5

Экологические факторы

УИНМ

Экологические факторы. Абиотические факторы: температура, влажность, свет

Знание классификации экологических факторов. Понимание значимости каждого абиотического фактора для живых организмов

Познавательные УУД. умение работать с различными источниками информации, готовить сообщения и презентации, выделять главное в тексте, структури-ровать учебный материал, грамотно формулировать вопросы.

Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД.

умение воспринимать информацию на слух, задавать вопросы, работать в составе творческих групп

Осознание влияния факторов среды на живые организмы

26

6

Экологические факторы: биотические и антропогенные

КУ

Биотические

факторы среды:

положительные

(симбиоз), отрицательные (хищничество, паразитизм,

конкуренция).

Антропогенные

факторы среды

Знание различных форм взаи-

моотношений

между жив-ыми организ-мами в приро-де. Умение приводить

примеры форм взаимо-отношений организмов. Различение

отрицатель-ных и поло-жительных результатов

влияния де-

ятельности человека на природу. Зна-ние правил поведения в природе и

мер по ее ох-ране

Познавательные УУД

 умение работать с различными источ-никами информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, давать опре-деления понятиям.

Развитие элементар-ных навыков уста-навливания причин-но-следственных связей.

Личностные УУД. умение применять полученные на уроке знания на практике. Понимание важности бережного отноше-ния к природе.

Регулятивные УУД. развитие навыков самооценки и само-анализа.

Коммуникативные УУД.

умение слушать учителя и однокласс-ников, аргументиро-вать свою точку зрения. Овладение навыками выступле-ний перед аудито-рией

Осознание существова-ния разно-образных

взаимоотно-

шений между

живыми орга-

низмами в

природе.

Понимание причин воз-никновения

негативных

последствий в природе в результате деятельности человека.

Принятие правил пове-дения в при-роде

27

7

Природные сообщества

КУ

Природные сообщества (естественные, искусственные).

Пищевые цепи,

пищевые сети.

Круговорот ве-

ществ

Различение естественных и искусствен-ных сооб-ществ.

Знание значе-

ния пищевых

связей в сооб-

ществах для

осуществле-ния кругово-рота веществ. Умение

составлять элементарные пищевые цепи

Познавательные УУД.

умение давать определения поня-тиям. Развитие элементарных навы-ков устанавливания

причинно – следст-венных связей. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравне-ний.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относи-ться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восп-риятие природы.

Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно

установленным правилам работы в кабинете, развитие навыков самооценки и самоанализа.

Коммуникативные УУД.

умение слушать учителя и однокласс-ников, аргументиро-вать свою точку зрения. Овладение навыками выступле-ний перед аудито-рией

Представле-ние о много-образии при-родных сообществ

как следствия

разнообразия

природных условий на поверхности планеты.

Понимание

важности пи-

щевых связей

для осущест-

вления круго-

ворота ве-

ществ

28

8

Жизнь в Мировом океане

УИНМ

Мировой океан.

Обитатели

поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин

Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

Познавательные УУД

умение работать с текстом, выделять в нем главное, струк-турировать учебный материал, давать определения поняти-ям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравне-ний, готовить сообще ния и презентации.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учите-лю и одноклассни-кам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, рабо-тать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознание роли Миро-вого океана на планете. Понимание рациональ-ности при-способлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

29

9

Жизнь в Мировом океане

УИНМ

Мировой океан.

Обитатели

поверхностных вод (планктон), обитатели толщи воды, обитатели морских глубин

Знание роли Мирового океана в формировании климата на планете. Различение на рисунках и таблицах организмов, обитающих в верхних слоях воды, в ее толще и живущих на дне

Познавательные УУД

умение работать с текстом, выделять в нем главное, струк-турировать учебный материал, давать определения поняти-ям, классифицировать объекты. Умение сравнивать и делать выводы на основании сравне-ний, готовить сообще ния и презентации.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учите-лю и одноклассни-кам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете. Коммуникативные УУД.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, рабо-тать в группах, обсуждать вопросы со сверстниками

Осознание роли Миро-вого океана на планете. Понимание рациональ-ности при-способлений обитателей океана к разным условиям в его пределах

30

10

Путешествие по материкам: Евразия

УИНМ

Материки: Африка, Евра-зия, Северная Америка, Юж-ная Америка,

Австралия, Антарктида. При- родные усло-вия. Раститель-ный и живот-ный мир мате-риков

Знание материков планеты и

их основных

природных особенностей. Умение нахо- дить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка

Познавательные УУД.

умение работать с различными источни-ками информации и преобразовывать ее из одной формы в другую, работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал.

Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относи-ться к учителю и одноклассникам. Эстетическое восприятие природы. Регулятивные УУД. развитие навыков оценки и самоанализа. Коммуникативные УУД. умение слушать учителя и однокласс-ников, аргументи-ровать свою точку зрения. Овладение навыками выступлений перед аудиторией

Познаватель-

ный интерес к предметам естественно-научного цикла. Представле-ние о много-образии растительного и животного мира планеты как результате приспособляемости организмов к различным природным условиям на разных материках

31

11

Путешествие по материкам: Северная и Южная Америки

Материки: Африка, Евра-зия, Северная Америка, Юж-ная Америка,

Австралия, Антарктида. При- родные усло-вия. Раститель-ный и живот-ный мир мате-риков

Знание материков планеты и

их основных

природных особенностей. Умение нахо- дить материки на карте. Общее представление о растительном и животном мире каждого материка

32

12

Путешествие по материкам: Африка

УИНМ

33

13

Путешествие по материкам: Австралия и Антарктида

УИНМ

34

14

Обобщение «Организм и среда обитания»

УОИСЗ

Среда обитания: водная, наземно-воздушная, почвенная,организ-менная.

Производители, потребители, разрушители, круговорот веществ, пищевые цепи, пищевые сети. Экологические факторы: абиотические, биотические, антропогенные. Природное сообщество

Знание сред обитания и их особенностей. Умение раз-личать на рисунках и таблицах организмы разных сред обитания. Знание при-способлений разных организмов к обитанию в различных средах. Знание групп экологичес-ких факторов, степени и характера их влияния на живые организмы. Знание природных сообществ и умение различать естест-венные и искусствен-ные сообще-ства. Знание роли Миро-вого океана на планете. Умение на карте нахо-дить материки и давать краткое описание их животного и растительного мира. Знание и соблюдение правил пове-дения в каби-нете биологии

Познавательные УУД. умение работать с текстом, выделять в нем главное, структурировать учебный материал, давать определения понятиям, классифицировать объекты. Личностные УУД. умение соблюдать дисциплину на уроке, уважительно относиться к учителю и одноклассникам. Регулятивные УУД. умение организовать выполнение заданий учителя согласно установленным правилам работы в кабинете.

Коммуникативные УУД.

умение слушать учителя и отвечать на вопросы, рабо-тать в составе творческих групп, обсуждать вопросы со сверстниками

Познавательный интерес к естествен-ным наукам

№2

РЕЗЕРВ 1 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 6 класс линия "Ракурс" изд-во "Русское слово"

Курс биологии 6 класса опирается на знания обучающихся, полученные ими на уроках биологии или природоведения в 5 классе и при изучении курса «Окружающий мир» в начальной школе. Курс рассчитан на изуче...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программа по географии

Рабочая программа по биологии 5-9 класс, Рабочая программа по внеурочной деятельности с использованием оборудования центра "Точка роста" 5 класс, Рабочая программа по химии, Рабочая программ...