Разработка урока по биологии в 11 классе "Расы и их происхождение "
план-конспект урока по биологии (11 класс) на тему

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ

ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ РАЙОН

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КАМЕННЫЙ БРОД

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

 

 

 

 

 

Конспект урока биологии в 11 классе по теме  «Расы и их происхождение»

(районный семинар учителей биологии)

 

 

 

 

 

Учитель биологии:

Етриванова Е.В.

                                                                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Урок «Биология» 11 класс

Дата проведения:. Открытый урок на районном семинаре методического объединения учителей биологии.

Учитель Етриванова Евгения Викторовна

Конспект открытого урока по биологии «Расы и их происхождение».

 

Цель: сформи­ровать знания о человеческих расах  и  их единстве.

Задачи:

 Образовательные:

1.     Познакомить учащихся с гипотезами расогенеза.

2.     Продолжить форми­рование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) со­временного человека (Ноmo sapiens)

3.     Сформировать умение доказывать несостоятельность расизма.

4.     Показать взаимосвязь (интеграцию) биологических знаний с  географией, историей, фи­лософией и литературой.

Развивающие:

1.     Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы,

2.     развивать логическое мышление, интерес к предмету биология, развивать образное мышление,

3.     уметь отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

·        Формировать  у учащихся научное мировоззрение;

·        нравственные  качества  личности.

Основные понятия: человеческие расы; европеоидная, монголоидная и австрало-негроидная расы, расогенез; расизм.

Оборудование:

·        компьютер,

·        проектор,

·        интерактивная доска;

·         программное обеспечение SMART Notebook;

·        компьютерная презентация «Расы и их происхождение»;

·        стенд;

·        сигнальные карточки;

·        информационные листы

У каждого школьника информационный лист (приложение 1), сигнальные карточки разных цветов, у  каждой группы лист ватмана, фломастеры;  у четвертой группы научная литература по данной теме.

Методы обучения: частично-поиско­вый (выполнение самостоятельных иссле­дований); словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы); на­глядно-образный (слайды, иллюстрации, решение кроссворда, отрывки из поэзии).

Формы организации познава­тельной деятельности: индивидуаль­ная, групповая, фронтальная.

Перед началом урока класс делится на 4 группы.

План урока:

 

№ п/п

Этапы урока

Время, мин

1

Организационный момент

1

2

Актуализация знаний - стадия вызова

3

3

Изучение нового материала

25

4

 Закрепление  изученного  материала

- выполнение тестовой работы

6

5

Рефлексия и итоги урока

3

6

Домашнее задание

2

 

Итого

40

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний - стадия вызова.

Учитель: вступительное слово - читаю стихотворение о предках человека.

Костер, похрустывая ветками,

 Мне память тайную встревожил, -

Он был зажжен в пещерах предками

У горно-каменных подножий.

 Как трудно было им, «единственным»,

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon разработка урока82 КБ
Microsoft Office document icon ekskursiya.doc75 КБ
Файл urok_virusy.docx2.92 МБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ

ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ РАЙОН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КАМЕННЫЙ БРОД

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока биологии в 11 классе по теме  «Расы и их происхождение»

(районный семинар учителей биологии)

Учитель биологии:

Етриванова Е.В.

                                                                               

Урок «Биология» 11 класс

Дата проведения:. Открытый урок на районном семинаре методического объединения учителей биологии.

Учитель Етриванова Евгения Викторовна

Конспект открытого урока по биологии «Расы и их происхождение».

Цель: сформировать знания о человеческих расах  и  их единстве.

Задачи:

 Образовательные:

  1. Познакомить учащихся с гипотезами расогенеза.
  2. Продолжить формирование научного мировоззрения учащихся через осознание ими видового единства (физиологического и генетического) современного человека (Ноmo sapiens)
  3. Сформировать умение доказывать несостоятельность расизма.
  4. Показать взаимосвязь (интеграцию) биологических знаний с  географией, историей, философией и литературой.

Развивающие:

  1. Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы,
  2. развивать логическое мышление, интерес к предмету биология, развивать образное мышление,
  3. уметь отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • Формировать  у учащихся научное мировоззрение;
  • нравственные  качества  личности.

Основные понятия: человеческие расы; европеоидная, монголоидная и австрало-негроидная расы, расогенез; расизм.

Оборудование:

  • компьютер,
  • проектор,
  • интерактивная доска;
  •  программное обеспечение SMART Notebook;
  • компьютерная презентация «Расы и их происхождение»;
  • стенд;
  • сигнальные карточки;
  • информационные листы

У каждого школьника информационный лист (приложение 1), сигнальные карточки разных цветов, у  каждой группы лист ватмана, фломастеры;  у четвертой группы научная литература по данной теме.

Методы обучения: частично-поисковый (выполнение самостоятельных исследований); словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы); наглядно-образный (слайды, иллюстрации, решение кроссворда, отрывки из поэзии).

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Перед началом урока класс делится на 4 группы.

План урока:

№ п/п

Этапы урока

Время, мин

1

Организационный момент

1

2

Актуализация знаний - стадия вызова

3

3

Изучение нового материала

25

4

 Закрепление  изученного  материала

- выполнение тестовой работы

6

5

Рефлексия и итоги урока

3

6

Домашнее задание

2

Итого

40

Ход урока

1. Организационный момент.

2.Актуализация знаний - стадия вызова.

Учитель: вступительное слово - читаю стихотворение о предках человека.

Костер, похрустывая ветками,

 Мне память тайную встревожил, -

Он был зажжен в пещерах предками

У горно-каменных подножий.

 Как трудно было им, «единственным»,

На человеческом рассвете,

На неуютной и таинственной

Необустроенной планете.

Быть может, там был каждый гением

(бездарность выжила б едва ли)

С таким бессмертным удивлением

Они нам землю открывали.

На них презрительными мордами,

Как на случайное уродство.

Посматривали звери, гордые

Своим косматым первородством.

Мы стали опытными, взрослыми,

А предки шли призывниками,

Как смертники, в разведку посланные

Предшествующими веками.        

Еще не поклонялись идолам,

Еще анналов не писали...        
А Прометей  был после выдуман  

Огонь они добыли сами.

Учитель: о каких биологических проблемах идет речь в этом стихотворении?  Ученики: обсуждают вопрос,  выявляют уже имеющиеся знания о месте человека в животном мире, об эволюции предков человека, о роли биологических и социальных факторов в становлении человека современного типа.

II. Изучение нового материала

Учитель: тема нашего урока «Расы и их происхождение» (Слайд 1)  знакомлю с планом урока. (Слайд 2)

Объясняю  правила работы с информационным листом.

(Учащиеся вписывают в него тему урока, заполняют таблицу, формулируют выводы по каждой части урока и общий вывод по теме, оценивают свою деятельность на уроке; лист вклеивается в рабочую тетрадь.)  По ходу занятия  создается опорный конспект урока «Расы и их происхождение»

(приложение 2).

  1. Морфологические признаки рас  

Учитель: организую самостоятельную работу учащихся в группах. Три группы получают задание: внимательно рассмотреть  портреты людей, принадлежащих к разным расам (австрало-негроидная, европеоидная, монголоидная)  ( Слайд 3); выявить морфологические признаки каждой расы. Каждая группа учащихся вписывает признаки в таблицу информационного листа и на лист ватмана, который затем вывешивается на стенд.

Четвертая группа (в нее вошли наиболее подготовленные ребята) выявляет признаки трех рас, работая с дополнительной литературой, а также анализирует материалы приложения 3.

Ученики: после выполнения заданий все группы обсуждают, дополняют и уточняют полученную информацию и формулируют выводы:

  • В основе деления человечества на расы лежат морфологические признаки;
  •  не все группы, народности можно разделить по трем основным расам;
  • большие расы тоже неоднородны по своим морфологическим признакам и делятся на малые расы.

Учитель: демонстрирую слайд 4. Знакомит со схемой расовой классификации современного человека.

Ученики: знакомятся со схемой расовой классификации современного человека, имеющейся в информационном листе, и определяют свою принадлежность к расам по данной классификации.

2. Доказательства принадлежности человеческих рас к одному биологическому виду

Учитель: проанализируйте  информацию, содержащуюся в пункте №4 информационного листа.

Ученики: анализируют, обсуждают, дополняют и уточняют полученную информацию и формулируют выводы:

  • все расы одинаковы по генетическим, биохимическим, физиологическим признакам;
  • они имеют неограниченные возможности скрещивания, от  смешанных браков рождается плодовитое потомство; это указывает на то, что все расы - биологически равноценны и относятся к одному виду - Ното sapiens)

 Учитель: скажите, ребята, как вы понимаете   термины:

«раса»,

«расоведение»,  

«нация»

Ученики: отвечают на вопросы, дополняют друг друга.

Учитель: скажите, а чем можно объяснить различный уровень развития науки и техники у народов различных рас?

Ученики: отвечают на вопрос, дополняют друг друга.

 3. Возникновение рас и механизм расогенеза.

Учитель: провожу  эвристическую беседу по вопросам:

  • В чём причина биологической равноценности рас?
  • Как внутри вида Ноmо sapiens возникли разные человеческие расы?

Ученики: отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Учитель: рассмотрите схему моноцентрического происхождения рас  (слайд 5)  ( одна из наиболее обоснованных точек зрения) и  выполните  задание 4

(см. приложение 1)

Ученики: выполняют задание 4 (см.приложение 1)

Учитель: объясните: 

а) к каким критериям вида относятся перечисленные выше признаки людей;

б) какие выводы вытекают из этих фактов.

Ученики:  устно отвечают, дополняют друг друга.

Формулируют  вывод:  признаки каждой  расы наследуются, однако они не являются неизменными; на ранних стадиях развития человека естественный отбор способствовал  формированию морфологических признаков в разных климатических условиях  – эти признаки  имели адаптивное значение.

Ученик из четвёртой группы  выступает с подготовленным сообщением о приспособительном характере цвета кожи каждой расы.  (См. приложение 5)

Учитель: откройте параграф 73 учебника и самостоятельно (в группах)

 выявите приспособительный характер других морфологических признаков рас. Данные занесите в последнюю графу таблицы « Характеристика больших человеческих рас» (см.  информационный лист)

Ученики: выполняют задание.

Учитель: ребята, какое  же адаптивное значение имели морфологические признаки  на ранних стадиях развития человека?

Ученики: доказывают адаптивное значение морфологических признаков на ранних стадиях развития человека.

Учитель:

  •  подумайте о значении этих признаков в настоящее время;
  • рассмотрите современные области расселения рас и сравните их с местами первоначального возникновения;
  • подумайте о перспективах эволюции рас на планете.

Ученики:   отвечают на вопросы, сравнивают, анализируют, формулируют выводы, дополняя друг друга.

  вывод: основные факторы расогенеза - наследственная изменчивость, естественный отбор и изоляция.

4. Ложная теория расизма

Учитель: основываясь на знаниях учащихся  по истории и географии о культуре и историческом развитии разных народов, подвожу учеников к выводу: что разный культурный уровень народов различных рас не обусловлен их биологическими особенностями. Умственные способности, сообразительность, одаренность присущи людям разных рас.

Учитель: рассказываю о реакционной теории расизма, разделяющей человечество на «низшие» и «высшие» расы.

Ученик из четвёртой группы выступает с заранее подготовленными примерами расовых агрессий.

Учитель: провожу  дискуссию по  теме расовых агрессий.

Ученики: участвуют в дискуссии.

При этом критикуют расовые теории, выявляют причины их отстаивания реакционными учеными (оправдание господства одной расой над другой, национальных, колониальных войн).

Учитель: подвожу учеников к выводу, что неприятие расизма должно заключаться не только в том, чтобы отрицать его корни, а чтобы обуздать ошибки в собственных программах поведения, поддерживать в себе благожелательный интерес к непохожим людям. Несостоятельность расизма доказана настоящей наукой о расах — расоведением.

 Демонстрация слайда 6.

Учитель: формулирую вывод по уроку: все современное человечество принадлежит к одному виду. Единство человечества вытекает из общности происхождения, сходства строения и плодовитости потомства от браков между представителями разных рас. Общий уровень физического и умственного развития одинаков у всех людей, различия состоят в морфологических признаках, что позволяет внутри вида Ноmo sapiens  выделять  большие расы. Для современного этапа эволюции человека (последние 30-40 тыс. лет) характерно снижение роли биологических факторов и усиление роли социальных факторов, что создает благоприятные возможности для раскрытия индивидуальных возможностей каждой личности.

III. Закрепление изученного материала

Учащиеся: отвечают на вопросы тестового задания поднятием зеленой (да) или красной (нет) карточки. (см. приложение 6)

IV. Заключение

Учитель: XX век ушел в прошлое, открыв третье тысячелетие новой эры. Человеку на таком историческом рубеже свойственно подводить итоги прожитого, оценивая настоящее, заглядывать в будущее.

Не насыщая пищей чрева,

Жует себя двадцатый век        ,

И рубит, рубит жизни древо

Как беспощадный человек

Великий разум! Запрети ты    

Рубить хотя последний сук.         (М. Дудин)

Ушедший век впервые в истории человечества породил глобальный экологический кризис. Это вызов всему человечеству, критическая проверка способности людей, принадлежащих к разным расам, этносам, объединить усилия для спасения планеты.

V . Итог урока. Рефлексия.

Учитель: даю качественную оценку работы класса  и отдельных учащихся.

Учащиеся: высказывают своё мнение по поводу урока. ( Что понравилось. Что нет. Что хотелось бы повторить, изменить, от чего отказаться.)

Домашнее задание 

  • Изучить параграфы:  73,ответить на вопросы  с.289.
  • Подготовить сообщения или рефераты, подобрав дополнительную литературу о происхождении, расселении и особенностях рас на Земле.


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

САМАРСКАЯ ОБЛАСТЬ СЕВЕРНЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ОКРУГ

ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ РАЙОН

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА с. КАМЕННЫЙ БРОД

МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛНО-ВЕРШИНСКИЙ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока-экскурсии биологии

в 11 классе

по теме  «Влияние загрязнений на живые организмы»

(районный семинар учителей биологии)

Учитель биологии:

                                                                                       Етриванова Е.В.

                                                                                         

   Цель: продолжить формирование знаний о целостности экосистем, о пагубном воздействии на устойчивость биогеоценозов загрязнений, вызванных  хозяйственной деятельностью человека, убедиться в важности бережного отношения к природе, осознать необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе; понять необходимость знания экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.        

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить учащихся с основными типами антропогенного загрязнения окружающей среды;
  • выявить  антропогенное воздействие на конкретное природное сообщество;
  • научить их определять положительные и отрицательные воздействия человека на природное сообщество;
  • продолжить формирование  умений и навыков проводить наблюдения, сравнивать объекты и явления, делать обобщения, формулировать выводы;
  • составлять отчеты, делать коллекции; продолжить экологическое воспитание школьников.

Развивающие:

  • Развивать умение сравнивать, анализировать, делать выводы,
  • развивать логическое мышление, интерес к предмету биология развивать образное мышление,
  • уметь отстаивать свою точку зрения.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство ответственности за окружающую среду.
  • формировать коммуникативные навыки, умение работать в группах.

Тип урока: закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Методы обучения: поисковый метод (выполнение самостоятельных исследований), словесный (эвристическая беседа с элементами самостоятельной работы); наглядный (наблюдение).

Оборудование: рулетки, линейки, колышки,  листы белой бумаги, липкая лен-(скотч), карандаши, блокноты, карточки с заданиями для самостоятельной работы.

Экскурсия в ближайшее к школе природное сообщество. Маршрут экскурсии  планирует заранее таким образом, чтобы посетить несколько  сообществ: парк,  луг, пруд с целью выявления степени  антропогенного воздействия на них.

План  урока-экскурсии

№№ п/п

Этапы урока

Время,

 мин

1

Организационный момент

-вводная беседа по установлению места экскурсии;

-определение и разъяснение целей занятия;

2

2

Воспроизведение знаний

-сообщение  содержания задания и инструктаж его выполнения;

- самостоятельная исследовательская работа учащихся

- заполнение таблицы 1,2

15

3

Проведение эксперимента.

-выполнение задания 3;

- выполнение задания 4;

- выполнение задания 5;

20

4

Подведение итогов урока, рефлексия.

-домашнее задание

3

Итого

40

Ход экскурсии

  1.Организационный момент

  • проверка готовности к уроку, определение отсутствующих;
  • создание позитивного психологического настроя на работу;
  • организация внимания учащихся;
  • раскрытие общих целей и плана проведения экскурсии.

   2. Актуализация знаний.

- правила поведения в природе

- конкретные природные сообщества, встречаемые на маршруте (учащиеся называют, перечисляют их признаки)

Первая остановка – пруд.

Учитель: ребята, ответьте на вопросы:

  • Как называется это природное сообщество?
  • Какое это сообщество — естественное или искусственное?
  •  Какие экологические факторы воздействуют на него?
  • В чем они проявляются?
  • К каким группам их относят?

Ученики  отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга. В ходе беседы учащиеся подводятся к выводу  о том, что сообщество пруда  — это сложный комплекс живой и неживой природы, для которого характерно разнообразие связей, обеспечивающих поддержание его жизнедеятельности.

Вторая  остановка – луг.

Учитель:  фронтальная беседа с учащимися по вопросам:

  • что вкладывают в понятие «антропогенное воздействие»?
  • Каковы возможные последствия антропогенного воздействия?
  • Какие виды деятельности человека могут привести к отрицательным последствиям в окружающей среде?

Ученики: отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Учитель: приведите, ребята, конкретные примеры воздействия человека на данное природное сообщество и определите последствия этого влияния  на продолжительность жизни организмов (растений и животных), их видовое и численное разнообразие. 

Ученики: приводят конкретные примеры, дополняют ответы друг друга.

3.Воспроизведение знаний.

Третью остановку делаем на территории, прилегающей к школе.

Учитель: Мы находимся на рекреационной территории, примыкающей к школе, предлагаю вам обследовать санитарное состояние произрастающих здесь деревьев и кустарников.

Ученики с этой целью объединяются в две  группы, по пять человек в каждой, и выполняют задания. Время на выполнение заданий равно 15 минутам.  

Задание 1 (выполняет первая группа)

1. Изучите деревья, произрастающие на данном участке. Определите их названия и количество; сведения занесите в табл. 1.

2. Изучите санитарное состояние деревьев. Определите, какие виды повреждений встречаются наиболее часто.

3. Подсчитайте количество деревьев с различными видами повреждений.  

Предположите, к каким последствиям для деревьев эти повреждения могут привести.

4. Подумайте, что вы могли бы сделать для сохранения этих деревьев.

5. По результатам исследования заполните табл. 1.

Таблица 1

Состояние деревьев обследуемого сообщества

Название деревьев

Количество деревьев (всего)

Количество повреждённых деревьев

Количество здоровых деревьев

Задание 2 (выполняет вторая группа)

1. Изучите кустарники, произрастающие на данном участке. Определите их названия и количество; сведения занесите в табл. 2.

2. Изучите санитарное состояние кустарников. Определите, какие виды повреждений встречаются чаще всего.

3. Подсчитайте количество кустарников с различными видами повреждений. Предположите, к каким последствиям эти повреждения могут привести.

4. Подумайте, что вы могли бы сделать для сохранения этих кустарников.

5. По результатам исследования заполните табл. 2.

Таблица 2

Состояние кустарников обследуемого сообщества

Название кустарников

Количество (всего)

Количество повреждённых кустарников

Количество здоровых кустарников

После выполнения заданий обратить внимание школьников на значение санитарного состояния древесно-кустарниковой растительности, которая выполняет защитную роль, поглощая шумовое загрязнение и собирая на листовой поверхности большое количество пыли. Чтобы доказать это экспериментальным путем, предлагается выполнить следующее задание.

4.  Выполнение биологического эксперимента.

Время на проведение биологического эксперимента равно 20 минутам.

Задание 3 (первой группе)

1. Определите степень запыленности воздуха в различных участках: примыкающих к автомобильной дороге, около школы, у школьной котельной, в жилом секторе.  Для этого соберите в указанных местах листья с разных видов деревьев приложите к их поверхности клеящуюся прозрачную пленку. Затем снимите пленку и той ее стороной, где отпечатался контур листа вместе с пылью, прикрепите на лист белой бумаги. Сравните степень запылённости листьев разных мест, сделайте соответствующие выводы.

2. Подсчитайте примерно, какое количество пыли способны задержать деревья, произрастающие на обследуемом участке. Для этого подсчитайте количество деревьев каждого вида, произрастающих на обследуемом участке, и, используя следующий справочный материал, произведите расчеты (дома). На листовой поверхности взрослого вяза за летний период осаждается до 23 кг пыли, на иве - до 38 кг, на клене -34 кг, на ясене - до 27 кг, на сирени -1,6 кг, на акации - до 0,2 кг. На основании произведенных расчетов сделайте вывод; роли деревьев в улучшении микроклимата территории.

Учитель:  оказывается, ребята, и травянистый  покров выполняет важную роль в создании микроклимата территории. Травянистые растения испаряют большое количество водяного пара, что способствует повышению влажности воздуха. Предлагаю вам обследовать травянистый покров, определить процент вытоптанной территории. С этой целью учащиеся выполняют задание 4.

Задание 4 (второй группе)

1. Подсчитайте количество тропинок на обследуемом участке.

2. Определите площадь вытоптанной поверхности. Для этого измерьте длину каждой тропинки, ее среднюю ширину.

3. Визуально определите, какой примерно  процент территории вытоптан.

4. Изучите растения, произрастающие в непосредственной близости от тропинок. Каково их санитарное состояние?

5. Подумайте, что можно сделать, что предотвратить вытаптывание травянистого покрова.

Ученики выполняют задания, фиксируют полученные данные у себя в блокнотах.

Учитель: посмотрите, ребята, и отметьте, как сильно механически  загрязнены природные сообщества. Предлагаю вам ещё одно задание.

Задание 5(двум группам)

 1. Встаньте цепочкой на расстоянии вытянутой руки друг от друга.

 2. Двигаясь вперед, не торопясь, собирайте в полиэтиленовые мешки все предметы, характеризующие следы пребывания на данной территории человека. Данные фиксируйте в табл.3.

Таблица 3    

 Загрязнение территории мусором

Виды мусора

Количество предметов

3. Сделайте вывод о преобладающем мусоре.

4. Подумайте, можно ли утилизировать этот мусор?  Если да, то предложите варианты.

5. Подумайте, можно ли использовать те механические предметы, которыми засорена территория, с пользой для человека? Если да, предложите свои варианты.

Ученики  после выполнения задания отвечают на вопросы, дополняют ответы друг друга.

Учитель: вспомните места нахождения поблизости от школы так называемых стихийных свалок, какие предметы составляют их основу. Ученики отмечают, что среди предметов механического загрязнения преобладают пластиковые бутылки, полиэтиленовые пакеты, бумажная тара.

5. Подведение итогов экскурсии, рефлексия.

Группы собираются вместе, организуется обсуждение результатов биологического эксперимента.

Учитель подводит итоги экскурсии, заостряет внимание на знаниях о целостности экосистем, о пагубном воздействии на устойчивость биогеоценозов загрязнений, вызванных  хозяйственной деятельностью человека.

Ученики:

  • убеждаются в важности бережного отношения к природе,
  • осознают необходимость строить человеческую деятельность с учетом сохранения взаимосвязей в природе;
  • понимают необходимость знаний экологических закономерностей для предотвращения исчезновения всего живого на Земле.

Домашнее задание.

  • завершить работу по заданиям,
  • оформить итоговый отчет по экскурсии;
  • классифицировать (в табличном варианте) основные загрязнители природной среды и подумать, как можно эффективнее и безопаснее для природы их утилизировать.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по биологии в 11 классе по теме "Деление клетки. Митоз" по программе "Природоведение. Биология. Экология." под редакцией И.Н.Пономаревой

Разработка урока предлагается для работы в профильном 11 классе, включает практическую и теоретическую части....

Методическая разработка урока по биологии 10 класс Тема урока: «Состав и функции белков»

Урок биологии в 10 классе в свете ФГОС при использовании системно-деятельного подхода. В методической  разработке рассмотрена теиа строения и фунгкций белков....

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека»

Методическая разработка  (Технологическая карта)  урока по биологии в 5 классе  Тема урока: «Роль бактерий в жизни человека» (ФГОС) Урок разработан в  технологии развития критическ...

Методическая разработка урока по биологии 7 класс Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика"

Метидическая разработка урока по биологии 7 класс. Тема урока "Класс Насекомые. Общая характеристика." Тип урока: комбинированный, с использованием ИКТ (лицензионная программа по биологии 7 ...

Технологическая карта открытого урока по биологии в 11 классе " доказательства происхождения человека от животных"

В технологической карте урока подробно расписаны все  этапы проведенного урока, сделан самоанализ урока...

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"

Методическая разработка урока по биологии в 5 классе (ФГОС) Тема урока: "Лишайники"...