Урок-путешествие по теме "Побег"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему

Урок проводится в форме игры-путешествия по станциям, на каждой из которых детей ждут разнообразные увлекательные задания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchayushchiy_urok_po_teme_pobeg.docx31.04 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщающий урок по теме: «Побег»


Путешествие по стране Побегия.

Форма проведения урока: игра-путешествие.

Цель: в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень освоенности изученного материала ( устный контрольный срез ); кроме того, каждое задание имеет свою цель.

Личностные УУД:

1.        Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

2.        Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

3.        Оценивать собственный вклад в работу группы

Регулятивные УУД:

1.        Определять цели и задачи урока

2.        Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

Познавательные УУД:

1.        Находить отличия

2.        Работа с информационными текстами

3.        Объяснение значения новых слов

4.        Сравнивать и выделять признаки

Коммуникативные УУД:

1.        Групповая работа по обсуждению информации

2.        Слушать товарища и обосновывать свое мнение

3.        Выражать свои мысли и идеи

К уроку нужно подготовить:

  1. гербарные образцы листьев,
  2. комнатные растения,
  3. репродукцию с картины И. И. Левитана «Золотая осень»,
  4. видоизмененные побеги; корнеплоды,
  5. слайды в презентации «Стебель», «Анатомическое строение листа»
  6. слайды с заданиями и правильными ответами на вопросы,
  7. пробирки со спиртом, вытяжкой хлорофилла, ксантофилла, антоциана,
  8. ТСО: калькуляторы, ноутбук с колонками, проектор, интерактивная доска.

Ход урока:

Вступительное слово учителя:

- Дорогие путешественники! Сегодня мы путешествуем по стране «Побегия» и, думаю, раскроем немало тайн. Желающие проверить свои силы уже на месте. Поможет нам коллегия путешественников ( представляю жюри ).

Вот план путешествия:

  1. Проверка готовности отряда к путешествию на контрольном пункте.
  2. Остановка на станции «Определительная».
  3. Переход через государство «Анатомическое».
  4. Полустанок «Математический».
  5. Королевство знающих.
  6. Завершение путешествия на таможне.

-Ну что, в путь? ( звучит песня «Маленькая страна» )

1. Контрольный пункт.

Цель: Проверить общую информированность учащихся по теме «Побег»

( воспроизведение полученных знаний, общих по теме ).

Вопросы:

  1. Что называют побегом?
  2. Какие виды почек вы знаете?
  3. За счет чего стебель растет вверх?
  4. За счет чего стебель растет в толщину?
  5. Какие типы жилкования листа вы знаете?
  6. Каково значение устьиц?
  7. На какие группы делятся растения по отношению к свету?
  8. Где в растении образуются органические вещества?
  9. Что такое фотосинтез?
  10. Какой газ поглощается и какой выделяется при дыхании растений?
  11. Где в растении перемещаются вода и минеральные вещества?
  12. Где в растении передвигаются органические вещества?
  13. Какие вы знаете видоизмененные побеги?
  1. Станция «Определительная».

Цель: выявить умение учащихся применять полученные знания на практике.

  1. Охарактеризовать тип листорасположения у растений ( один ученик работает на демонстрационном столе с группой комнатных растений ).
  2. Какой лес шумит, какой - шелестит? Почему?
  3. Дуб, ель, ясень, береза, клен. Какое дерево здесь лишнее? Почему?
  4. «Мушка на травку села, а трава ту мушку съела». О каком растении идет речь? В чем его биологические особенности? Найдите это растение среди гербарных образцов.
  5. Вспомните, что писал И. А. Бунин об осеннем лесе:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный...

Посмотрите на картину Левитана «Золотая осень». Ответьте: что обусловливает осеннюю окраску листьев ( на столе стоят пробирки со спиртовыми вытяжками хлорофилла, ксантофилла, антоциана ).

  1. Какую ошибку допустил ученик, сказав, что луковица - корень?
  2. Отберите из коллекции листьев простые и сложные листья. Поясните выбор.
  3. Среди выданных экземпляров отберите видоизмененные побеги ( на демонстрационном столе: клубень картофеля, луковица лука репчатого, корнеклубень георгина, свёкла, морковь - корнеплоды, огурец, томат, корневища пырея ).
  1. Переход через государство «Анатомическое».

Цель: проверить способность учеников рассуждать и проводить сравнительный анализ.

  1. На пне спиленного дерева было 80 годичных колец; на верхнем спиле одного бревна на высоте 7 метров было 50 годичных колец. Сколько лет было дереву, когда его высота была 7 метров?
  2. На спиленном пне сосны годичные кольца имели овальную форму, были вытянуты в одну сторону. Где росла эта сосна: в лесу, на открытом месте, на опушке. Почему?
  3. Сравните анатомическое строение листа и стебля ( рассказ ученика по таблицам ).
  4. Школьники посадили березки, но к колышкам привязали неправильно. Веревка туго затягивала стебель, к осени у берез образовались сверху и снизу от веревки наплывы. Почему наплывы образовались? Как правильно привязать березку?
  1. Полустанок «Математический»

Цель: проверить способность учащихся думать в нестандартной ситуации; проверить способность учеников считать и рассуждать; вырабатывать критическое отношение к знаниям.

  1. Задача:

один человек потребляет в сутки 900 г. кислорода, 1 га леса вырабатывает за 1 час столько кислорода, сколько нужно для дыхания 100 человек. Какую массу кислорода выделяет 1 га леса за 1 час?

  1. Задача:

1 береза за сутки испаряет 60 кг воды. Какую массу воды испаряет 13 берез школьной аллеи за сутки? Сколько это ведер, если 1 ведро вмещает 10 кг воды?

  1. Задача:

В ботаническом саду этикетки на деревьях привязаны на высоте 1,3 метра от земли. Дерево растет в высоту на 30 см в год. На какой высоте будет этикетка через 3 года?

5. Королевство знающих.

Цель: показать детям, что они способны мыслить творчески.

  1. Рассказать об особенностях строения побега кактуса в связи с его местообитанием.
  2. Докажите, что побег - живой организм.
  3. Расскажите, как приспособлены органы растений для испарения воды ( рассказ ученика по таблицам ).
  4. Осенью у трамвайных путей иногда вешают табличку «Осторожно! Листопад!» Поясните смысл предупреждения.
  5. Летом часто при сильном ветре ломаются ветви деревьев. Почему этого не происходит осенью, зимой?
  6. В какое время суток лучше собирать листовые овощи ( укроп, салат )? Почему?
  7. «В зеленой поликлинике лесной

Сестрою милосердия в халате Наклонится березка надо мной.

Я буду пить дыханье майских елок,

Весенний лес всем сердцем обойму,

И старый дуб, как старый кардиолог,

Продлит мне жизнь...»

О. Колычев.

Почему лес называют добрым врачевателем?

  1. В народе говорят: «Кто с дерева кору снимает, его убивает». Почему?
  2. Покажите стрелками на схеме переход газов в каждом процессе.

Дыхание        Фотосинтез

                     Углекислый газ

image1

кислород

  1. Что такое листопад, знают все. А что такое веткопад?

5. Таможня.

Цель: проверить степень осмысленности знаний и способность в них ориентироваться.

( Индивидуальная проверка знаний учащихся при помощи тестирования).

Вариант 1.

  1. Побег развивается из:

а)        листьев

б)        почки

в)        цветков.

  1. Почка это:

а)        зачаточный побег

б)        зачаточный корень

в)        зачаточный лист.

  1. Стебель растет в толщину за счет:

а)        верхушки

б)        коры

в)        камбия.

  1. Фотосинтез происходит:

а)        в коре

б)        в листьях

в)        в стебле.

  1. Если на черешке одна листовая пластинка, лист называется

а)        сложным

б)        простым

в)        сидячим.

Вариант 2.

Пронумеруйте название слоев стебля в том порядке, как они располагаются от внешнего края к центру:

Камбий

Пробка

Кожица

Сердцевина

Древесина.

Вариант 3.

  1. При дыхании растение выделяет:

а)        углекислый газ

б)        азот

в)        кислород.

  1. Стебель растения:

а)        добывает воду из почвы

б)        передвигает питательные вещества

в)        укрепляет растение в почве.

  1. Видоизмененные листья - это:

а)        качан капусты

б)        сложные листья

в)        усики гороха.

  1. Почка - это:

а)        зачаточный цветок

б)        зачаточный побег

в)        видоизмененный побег.

  1. Стебель растет вверх за счет:

а)        камбия

б)        верхушки

в) коры.

Вариант 4.

Укажите соответствие частей стебля ( первый столбик )

выполняемой функции ( второй столбик ).

А -

кора

1.

- проводящая

Б -

древесина

2.

- опорная

В -

сердцевина

3.

- защитная

Г -

камбий

4.

- образовательная

Д -

пробка

5.

- запасающая.

Вариант 5.

Дополните фразы:

  1. В центре стебля находится...
  2. Вода с минеральными веществами передвигается по...
  3. Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток...
  4. Лист дышит через...
  5. Процесс осеннего опада листьев называют...

(по окончании работы на слайде учитель показывает верные ответы; ученики сверяют и выполняют работу над ошибками ).

-Подведем итоги путешествия.

( на слайде написаны части фраз. Ученик читает фразу и завершает её ).

  1. Побег - это...
  2. Фотосинтезирующую роль выполняет...
  3. Проводящую роль выполняет...
  4. Колючки, усики - это видоизмененные...
  5. Корневище, клубень, луковица - это...

-Вот и закончилось путешествие. Благодарю всех путешественников за работу. А теперь слово нашей коллегии.

( подводится итог работы, победителей награждают памятными медалями: «Самый активный», «Самый грамотный», «Самый внимательный» ).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».

Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...

Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"

Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....

Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"

Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...

"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе

Урок-путешествие в 6 классе  при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...

Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"

Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...

Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"

Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...