Урок-путешествие по теме "Побег"
план-конспект урока по биологии (6 класс) на тему
Урок проводится в форме игры-путешествия по станциям, на каждой из которых детей ждут разнообразные увлекательные задания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchayushchiy_urok_po_teme_pobeg.docx | 31.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающий урок по теме: «Побег»
Путешествие по стране Побегия.
Форма проведения урока: игра-путешествие.
Цель: в ходе обобщения привести знания учащихся в систему и выявить уровень освоенности изученного материала ( устный контрольный срез ); кроме того, каждое задание имеет свою цель.
Личностные УУД:
1. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию
2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом
3. Оценивать собственный вклад в работу группы
Регулятивные УУД:
1. Определять цели и задачи урока
2. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.
Познавательные УУД:
1. Находить отличия
2. Работа с информационными текстами
3. Объяснение значения новых слов
4. Сравнивать и выделять признаки
Коммуникативные УУД:
1. Групповая работа по обсуждению информации
2. Слушать товарища и обосновывать свое мнение
3. Выражать свои мысли и идеи
К уроку нужно подготовить:
- гербарные образцы листьев,
- комнатные растения,
- репродукцию с картины И. И. Левитана «Золотая осень»,
- видоизмененные побеги; корнеплоды,
- слайды в презентации «Стебель», «Анатомическое строение листа»
- слайды с заданиями и правильными ответами на вопросы,
- пробирки со спиртом, вытяжкой хлорофилла, ксантофилла, антоциана,
- ТСО: калькуляторы, ноутбук с колонками, проектор, интерактивная доска.
Ход урока:
Вступительное слово учителя:
- Дорогие путешественники! Сегодня мы путешествуем по стране «Побегия» и, думаю, раскроем немало тайн. Желающие проверить свои силы уже на месте. Поможет нам коллегия путешественников ( представляю жюри ).
Вот план путешествия:
- Проверка готовности отряда к путешествию на контрольном пункте.
- Остановка на станции «Определительная».
- Переход через государство «Анатомическое».
- Полустанок «Математический».
- Королевство знающих.
- Завершение путешествия на таможне.
-Ну что, в путь? ( звучит песня «Маленькая страна» )
1. Контрольный пункт.
Цель: Проверить общую информированность учащихся по теме «Побег»
( воспроизведение полученных знаний, общих по теме ).
Вопросы:
- Что называют побегом?
- Какие виды почек вы знаете?
- За счет чего стебель растет вверх?
- За счет чего стебель растет в толщину?
- Какие типы жилкования листа вы знаете?
- Каково значение устьиц?
- На какие группы делятся растения по отношению к свету?
- Где в растении образуются органические вещества?
- Что такое фотосинтез?
- Какой газ поглощается и какой выделяется при дыхании растений?
- Где в растении перемещаются вода и минеральные вещества?
- Где в растении передвигаются органические вещества?
- Какие вы знаете видоизмененные побеги?
- Станция «Определительная».
Цель: выявить умение учащихся применять полученные знания на практике.
- Охарактеризовать тип листорасположения у растений ( один ученик работает на демонстрационном столе с группой комнатных растений ).
- Какой лес шумит, какой - шелестит? Почему?
- Дуб, ель, ясень, береза, клен. Какое дерево здесь лишнее? Почему?
- «Мушка на травку села, а трава ту мушку съела». О каком растении идет речь? В чем его биологические особенности? Найдите это растение среди гербарных образцов.
- Вспомните, что писал И. А. Бунин об осеннем лесе:
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный...
Посмотрите на картину Левитана «Золотая осень». Ответьте: что обусловливает осеннюю окраску листьев ( на столе стоят пробирки со спиртовыми вытяжками хлорофилла, ксантофилла, антоциана ).
- Какую ошибку допустил ученик, сказав, что луковица - корень?
- Отберите из коллекции листьев простые и сложные листья. Поясните выбор.
- Среди выданных экземпляров отберите видоизмененные побеги ( на демонстрационном столе: клубень картофеля, луковица лука репчатого, корнеклубень георгина, свёкла, морковь - корнеплоды, огурец, томат, корневища пырея ).
- Переход через государство «Анатомическое».
Цель: проверить способность учеников рассуждать и проводить сравнительный анализ.
- На пне спиленного дерева было 80 годичных колец; на верхнем спиле одного бревна на высоте 7 метров было 50 годичных колец. Сколько лет было дереву, когда его высота была 7 метров?
- На спиленном пне сосны годичные кольца имели овальную форму, были вытянуты в одну сторону. Где росла эта сосна: в лесу, на открытом месте, на опушке. Почему?
- Сравните анатомическое строение листа и стебля ( рассказ ученика по таблицам ).
- Школьники посадили березки, но к колышкам привязали неправильно. Веревка туго затягивала стебель, к осени у берез образовались сверху и снизу от веревки наплывы. Почему наплывы образовались? Как правильно привязать березку?
- Полустанок «Математический»
Цель: проверить способность учащихся думать в нестандартной ситуации; проверить способность учеников считать и рассуждать; вырабатывать критическое отношение к знаниям.
- Задача:
один человек потребляет в сутки 900 г. кислорода, 1 га леса вырабатывает за 1 час столько кислорода, сколько нужно для дыхания 100 человек. Какую массу кислорода выделяет 1 га леса за 1 час?
- Задача:
1 береза за сутки испаряет 60 кг воды. Какую массу воды испаряет 13 берез школьной аллеи за сутки? Сколько это ведер, если 1 ведро вмещает 10 кг воды?
- Задача:
В ботаническом саду этикетки на деревьях привязаны на высоте 1,3 метра от земли. Дерево растет в высоту на 30 см в год. На какой высоте будет этикетка через 3 года?
5. Королевство знающих.
Цель: показать детям, что они способны мыслить творчески.
- Рассказать об особенностях строения побега кактуса в связи с его местообитанием.
- Докажите, что побег - живой организм.
- Расскажите, как приспособлены органы растений для испарения воды ( рассказ ученика по таблицам ).
- Осенью у трамвайных путей иногда вешают табличку «Осторожно! Листопад!» Поясните смысл предупреждения.
- Летом часто при сильном ветре ломаются ветви деревьев. Почему этого не происходит осенью, зимой?
- В какое время суток лучше собирать листовые овощи ( укроп, салат )? Почему?
- «В зеленой поликлинике лесной
Сестрою милосердия в халате Наклонится березка надо мной.
Я буду пить дыханье майских елок,
Весенний лес всем сердцем обойму,
И старый дуб, как старый кардиолог,
Продлит мне жизнь...»
О. Колычев.
Почему лес называют добрым врачевателем?
- В народе говорят: «Кто с дерева кору снимает, его убивает». Почему?
- Покажите стрелками на схеме переход газов в каждом процессе.
Дыхание Фотосинтез
Углекислый газ
кислород
- Что такое листопад, знают все. А что такое веткопад?
5. Таможня.
Цель: проверить степень осмысленности знаний и способность в них ориентироваться.
( Индивидуальная проверка знаний учащихся при помощи тестирования).
Вариант 1.
- Побег развивается из:
а) листьев
б) почки
в) цветков.
- Почка это:
а) зачаточный побег
б) зачаточный корень
в) зачаточный лист.
- Стебель растет в толщину за счет:
а) верхушки
б) коры
в) камбия.
- Фотосинтез происходит:
а) в коре
б) в листьях
в) в стебле.
- Если на черешке одна листовая пластинка, лист называется
а) сложным
б) простым
в) сидячим.
Вариант 2.
Пронумеруйте название слоев стебля в том порядке, как они располагаются от внешнего края к центру:
Камбий
Пробка
Кожица
Сердцевина
Древесина.
Вариант 3.
- При дыхании растение выделяет:
а) углекислый газ
б) азот
в) кислород.
- Стебель растения:
а) добывает воду из почвы
б) передвигает питательные вещества
в) укрепляет растение в почве.
- Видоизмененные листья - это:
а) качан капусты
б) сложные листья
в) усики гороха.
- Почка - это:
а) зачаточный цветок
б) зачаточный побег
в) видоизмененный побег.
- Стебель растет вверх за счет:
а) камбия
б) верхушки
в) коры.
Вариант 4.
Укажите соответствие частей стебля ( первый столбик )
выполняемой функции ( второй столбик ).
А - | кора | 1. | - проводящая |
Б - | древесина | 2. | - опорная |
В - | сердцевина | 3. | - защитная |
Г - | камбий | 4. | - образовательная |
Д - | пробка | 5. | - запасающая. |
Вариант 5.
Дополните фразы:
- В центре стебля находится...
- Вода с минеральными веществами передвигается по...
- Рост стебля в толщину происходит за счет деления клеток...
- Лист дышит через...
- Процесс осеннего опада листьев называют...
(по окончании работы на слайде учитель показывает верные ответы; ученики сверяют и выполняют работу над ошибками ).
-Подведем итоги путешествия.
( на слайде написаны части фраз. Ученик читает фразу и завершает её ).
- Побег - это...
- Фотосинтезирующую роль выполняет...
- Проводящую роль выполняет...
- Колючки, усики - это видоизмененные...
- Корневище, клубень, луковица - это...
-Вот и закончилось путешествие. Благодарю всех путешественников за работу. А теперь слово нашей коллегии.
( подводится итог работы, победителей награждают памятными медалями: «Самый активный», «Самый грамотный», «Самый внимательный» ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе
Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о постановке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформления предложений с тире, совершенст...
Урок - путешествие в 10 классе по теме «Путешествие по Британии».
Цели урока:Активизировать выученную лексику по теме; углубить знания учащихся по теме; способствовать расширению общего и страноведческого кругозора; развивать мышление, слуховой контроль, зрительную ...
Урок- путешествие по МХК в 10 классе на тему " Путешествие от Нижнего до Кижей"
Нетрадиционный урок МХК в 10 классе. Урок- путешествие. На уроке реализуются межпредметные связи : МХК, литература, история, география....
Урок-путешествие "Путешествие в Древний Египет"
Обобщающий урок для 5 класса после изучения темы "Древний Египет". Урок с применением информационных технологий (проектор, компьютер, презентации). Урок состоит из пяти частей, есть театрализованная ч...
"Путешествие вокруг Земли" урок-путешествие в 6 классе
Урок-путешествие в 6 классе при обощении темы "Разнообразие рельефа. Мировой океан" в виде занимательной игры...
Методическая разработка урока - путешествия в 5-м классе на тему "Путешествие в Прилагатинск"
Данный урок является заключительным по теме «Имя прилагательное». Тип урока в рамках традиционного обучения: урок обобщения и систематизации знаний. Тип урока в рамках нетрадиционного обучения: ...
Методическая разработка урок-путешествия "Путешествия и прогулки"
Методическая разработка предназначена для студентов образовательных учреждений СПО...