Внеклассное мероприятие "Там, на неведомых дорожках..."
методическая разработка (6 класс) по теме

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе

«ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ...»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tam_na_nevedomyh_dorozhkah.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе

«ТАМ, НА НЕВЕДОМЫХ ДОРОЖКАХ...»

(отделы: мохообразные, папортникообразные, голосеменные)

Провела : учитель биологии Волкова О.А.

Цель мероприятия: активизировать познавательную деятельность учащихся; развитие общеучебных умений и навыков, таких как память, внимание; обьединение коллектива учащихся; повысить интерес к изучаемому предмету.

Оборудование: таблицы: «Торфяной мох сфагнум», «Зеленый мох Кукушкин лен», «Папоротники», «Хвощи и плауны», «Сосна». Коллекции: «Многообразие хвойных растений, «Хвоя и шишки сосны и ели», «Мхи». Карточки с порядковыми номерами по количеству учеников в классе в двух экземплярах, булавки, юла с укрепленной на ней стрелкой.

Ход урока

Ученики по командам занимают свои места. Леший, Кикимора, старик-Лесовик и Баба-яга сидят за столом на «поляне». На столах учеников ручки и листы бумаги. Учитель раздает маршрутные листы.

Леший. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам идут ученики. Совсем недавно они, обморочив Водяного, прошли дальнюю заставу и вот-вот будут у нас. Наша задача не пропустить их через болото и лес на бал в царстве цветов. Разрабатываем тактику боя. Ты, Кикимора, их так заморочь, чтобы они никогда из твоего болота не выбрались. Ну а если выберутся, тогда, Лесовик, твоя очередь. Заведи их в глушь лесную, помани цветочком аленьким, пообещай счастья вечного. Ну а если и от тебя уйдут, то уж тогда ты, Баба-яга, не подведи. Такого страха нагони, чтоб им впредь неповадно было по нашему лесу ходить.

А, вот и они голубчики! Ну-ка, я сейчас проверю, так ли они умны, как Водяной расписывал?

Конкурс № 1. «Знаешь ли ты растения?»

Кикимора, Лесовик и Баба-яга берут в руки карточки с номерами и булавки, подходят каждый к своей команде. Каждьш член команды должен назвать по два растения, относящихся к любому из отделов: «Мхи», «Папоротникообразные», «Голосеменные». Назвав растение, ученик получает карточку с порядковым номером, который он с помощью булавки прикрепляет на груди слева. Члены одной команды не должны повторять названия растений. Когда команда справится с заданием, сказочные герои сообщают об этом Лешему. Команда, первая справившаяся с заданием, получает 2 балла, вторая и третья — по 1 баллу.

Леший. Ну, что же, это задание самое легкое. Особо не радуйтесь! Это Только присказка, сказка - впереди. Не подведи, Кикиморочка.

Конкурс № 2. «Отгадай, о чем речь?»

Я болотная царица,

И, хотя кругом водица.

Топи, мошка и трясина,

Нужно все, необходимо.

Без болота не смогли бы,  

Даже с помощью огнива,

Дома, в тихий зимний час

Развести огонь подчас \

Во все щели, задувая,

Ветер вас пронзил насквозь.

Рана рваная случайно

Загноилась. И, небось,                                    >

Не на луг, а на болото

Вы пошли бы в тот же час.

А зачем? Так, я надеюсь,

Все узнаю я от вас.

Команда, первая поднявшая руки, отвечает на вопрос Кикиморы. За полный ответ получает 2 балла. Если не назван хотя бы один из перечисленных способов использования болотных мхов, то количество баллов уменьшается на 1. Другой команде предоставляется возможность дополнить ответ и заработать 1 балл. (Пример ответа: 1. Торф это топливо. 2. Мхом конопатили дома при их постройке. 3. Сфагнум обладает бактерицидным свойством, так как выделяет вещество сфагнол и используется как перевязочное средство.) Кикимора раскладывает вокруг юлы карточки с ребусами (см. приложение 2, реб. 10—14). По одному представителю от команды раскручивают волчок и берут доставшуюся им карточку. Команда отгадывает ребус и узнает растение, которое им досталось. Задача каждой команды угадать, какое растение у соперников. С этой целью одна команда задает другой не более пяти вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет». Затем называет растение. Если ответ правильный — команда получает 1 балл, если неправильный — 0 баллов. Права ответа у другой команды нет. Пример: команде достался ребус со словом «сфагнум». Возможные вопросы:

—  Это растение любит влагу? -Да.

—  Это мох? -- Да.

—  Он растет в лесу?

—  Пет.

—  Из него получают торф? -Да.

—  Это — сфагнум.

Кикимора (Лешему). Все-то они знают, никакие мои заморочки не остановили их. Пусть теперь Лесовик попробует

Конкурс №3  «Дай  Характеристику»

Лесовик крутит юлу, вокруг которой лежат ребусы

 с названием отдела растений (см. приложение 2, реб. 15—17), перевернутые так, чтобы ребуса не было видно. Он раздает их командам по порядку — по часовой стрелке, начиная с того ребуса, на который указала стрелка

Лесовик

У меня для вас задание

На уменье и на знание:

Разгадайте этот ребус

И найдите на доске

Признаки отдела,

В полной их красе.

Открывает доску, на которой перечислены под номерами признаки растений различных отделов. Ученики должны быстро выписать их на листок, предварительно указав название отдела, который они характеризуют. На все задание дается 5 минут. Затем каждая команда сдает лист Лесовику, и он вместе с другими героями сказки быстро их проверяет. Команда, занявшая первое место, получает 3 балла, второе место — 2 балла, третье место — 1 балл. За ошибки снимается 1 балл, за неполный перечень признаков снимается 0,5 балла.

Признаки растений:

1.  Нет корней.

2.  Листья покрыты кутикулой.

3.  Споры созревают в спорангиях.

4.  Споры образуются в коробочке.

5- Листья игловидные или чешуевидные.

6.  Выделяют смолу-живицу.

7.  Для размножения необходима вода.

8.  Тело представлено слоевищем или.  Слегка дифференцировано на листья и стебли.

9.  Размножаются семенами

10.  Выделяют фитонциды.

11.  Нет проводящей ткани.

12.  Из древесины получают шелк и бумагу.

13.  Образовали каменный уголь.

14.  Есть органы: корень, стебель, лист.

4 15. Встречаются в сырых местах, на болотах.

 15"

16.  В древесине нет настоящих сосудов.

17.  Листья называются вайи

1,8. На одной из стадий развития вместо корней — ризоиды.

 Семена, находятся на чешуйках шишек.              

20.  У некоторых есть корневище

21.  Образуют торф  

22.  Размножаются спорами.                                                  

23.  Есть ризоиды

24.  Листья растут верхушкой.

Ответы:

Мхи — №1,4, 7, 8, 11, 15, 21,22,23.                               Папоротникообразные — № 3, 7, 13, 14, 17, 20, 22, 24. Голосеменные — № 2, 5, 6, 9, 10, 12, 16, 19.

Лесовик. Ну, никакого сладу с ним нет! Прямо не знаю, что и делать!

Появляется Баба-яга, которая вместе с Кикиморой ненадолго выходили из кабинета, чтобы украсить костюм Бабы-яги множеством бумажек, на которых написаны вопросы викторины. Бумажки прикреплены с помощью скрепок на платье, туфли, волосы Бабы-яги.

                \

Конкурс № 4. «Один за всех»

Баба-яга. А я знаю. Смотрю я на вас и удивляюсь. Разве вы не знаете, что прутья в помеле сломать легко, а целиком помело — трудно. Я вон сколько километров на нем налетала, и ничего, держится. Вы с Кикиморой все их команды проверяли. А я посмотрю, на что каждый горазд. Вот тут-то мы их и напугаем до смерти. Видишь, у них у всех номерочки на груди? И у меня есть такие же, вот они. (Баба-яга раскладывает второй экземпляр карточек на столе так, чтобы номера не было видно.)

А вот тут у меня вопросы. (Показывает на себя.)

Баба-яга берет со стола одну из карточек с номером и наугад снимает с себя одну из бумажек. Другие сказочные герои могут ей помогать, чтобы конкурс прошел быстрее. Вопросов викторины должно быть столько, сколько учеников участвует в игре. За правильный ответ ученик получает 2 балла; если ответ неточный — 1 балл. Если ученик не может ответить на вопрос, то это право переходит к другому ученику, а карточка ученика, который не ответил, возвращается в игру.                    

Вопросы викторины

1. У сосен, растущих в лесу, теряются нижние ветки, а у елей сохраняются до глубокой старости. Почему?/Сосна светолюбива,и поэтому ветви тянутся к свету, а ёлъ теневынослива.)   

\ -2. Мох выдерживает сильный мороз и большую жару, но очень нуждается в воде. Почему? (У мхов Нет сосудов, и поэтому вода всасывается ризоидами или нижней частью стебля. Если они не погружены в воду, то мох погибнет.)      

3.  Почему на торфяных болотах деревья практически не растут? (Недостаток минеральных солей, кислая реакция и низкая температура воды затрудняют рост деревьев, корням нет прочной опоры.)                                      

4.  Почему мхи низкорослые? (Из-за отсутствия корней и опорных механических тканей.)

5.  Отличается ли корневая система двух сосен, если одна выросла на болоте, а другая — в горах? (У сосны, выросшей на болоте, корневая система поверхностная, а в горах глубинная.)

6.  Буря выкорчевывает ели, а сосны ломает. Почему? (Корневая система сосен уходит на значительную глубину, а у елей она поверхностная.)

7.  Папоротники достигают в тропических лесах очень крупных размеров, а мхи нет. Почему? (Папоротники в качестве опоры, имеют хорошо развитую механическую ткань в стебле, а мхи нет.)                                                                              

8.  Папоротники тропических лесов имеют корень, а папоротники средней полосы России имеют корневище. Почему? (Умеренный климатический пояс характеризуется сменой времен года, поэтому в корневище откладывается на зиму запас питательных веществ, что позволяет возобновить весной рост надземных побегов.)

9.. На месте вырубленного леса почва часто заболачивается. Чем это можно объяснить, ведь на этих участках больше солнца? (Сведение лесов вызывает появление пионерной растительности, в том числе и мхов. Мхи. накапливая влагу, вызывают заболачивание участка.)

10.  Из какого дерева были изготовлены:

—  скипетр Юпитера (кипарис);  

—  Троянский конь (ель);

— стрелы Амура (кедр) 

11.  У всех деревьев в зрелом возрасте крона имеет округлую форму, а у елей она остроконечная. Почему?

верхушечный рост центрального побега прекращается, достигнув определенной длины, а у елей центральный побег растет: всю жизнь Сфагнум — это греческое название мха. Как оно переводится на русский язык? Почему мох так назвали?

(. В какой летний месяц зацветает папоротник? (Папоротник никогда не цветет, так как это растение относится к отделу покрытосеменные, а не цветковые.)

14.  Назовите самое высокое дерево Подмосковья. (Сосна.)

15. Сколько лет живет хвоя ели? (5—7.) А сосны? (23.)

16.  Почему сосна может расти в песках на болотах и даже на меловых горах? (Стержневая корневая система сосны уходит на большую глубину и оттуда может получать необходимые питательные вещества и воду.)

17.  Что такое живица? Зачем она нужна растениям? (Живица это смола хвойных растений, которая необходима им для заживления ран.)

18. Какое хвойное растение осенью сбрасывает хвою? (Лиственница.)                                            

19.  У какого растения самый толстый стебель? (Секвойя.)

20.  Определите: где ветка и шишка сосны, а где ели? (По коллекции хвойных.)

21.  Какая порода хвойных деревьев преобладает в лесах нашей Родины? (Лиственница.)

22.  В какое время года бывает хвоепад у ели? (Ранней весной.)

23.  Когда созревают семена ели и когда и как они распространяются? (Созревают в октябре, шишки раскрываются в марте, и разносятся ветром по насту.)

24.  Почему ветви ели не обламываются зимой под тяжестью снега? (Ветви имеют наклонное положение, легко пружинят, хвоя расположена черепицей. При малейшем прикосновении птицы или зверя снег легко соскальзывает.)

25.  Почему растения торфяных болот имеют приспособления, уменьшающие испарение воды (листья мелкие, часто свернуты в трубочку, у багульника листья опушены, у клюквы и андромеды покрыты восковым налетом), ведь влаги на болотах достаточно? (Теплопроводность торфяника меньше, чем у воздуха, поэтому даже в жаркий день температура на глубине 25 см не превышает 1"С. Всасывание холодной воды корнями растений затруднено, а испарение воды листьями

усиливается. Получается так называемая физиологическая сухость: находясь в воде, растение испытывает в ней острый недостаток.)

Леший. Ну, вот и здесь мы проиграли. Что же, придется пропустить вас через мои владения, но не радуйтесь раньше времени, я еще найду возможность сделать вам пакость. Вспомните еще старого Лешего.

Ученики оформляют и сдают маршрутные листы учителю (см. приложение 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное музыкальное представление по сказкам А.С. Пушкина «Там на неведомых дорожках»

Мероприятие  представлено в виде соревнования. Перед ребятами  разворачиваетчся действие многих сказок А.С. Пушкина. Очень интересное зрелищное представление.Может проводиться как обобщающий...

"Там, на неведомых дорожках" (итоговый урок по фольклору)

Урок проходит в форме путешествия со встречей сказочных персонажей, которые и будут предлагать различные задания. Ребята должны будут собрать лото с фольклорными жанрами, угадать сказку по иллюстрации...

Детский праздник «Там на неведомых дорожках»

сценарий детского праздника  «Там на неведомых дорожках»...

Внеклассное мероприятие в 5 – х классах интеллектуальной игры-викторины «Там, на неведомых дорожках…»

Внеклассное мероприятие разработано с целью создать условия для развития у учащихся умений устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать; развивать познавательный интерес к различным...

Внеклассное мероприятие для малышей "Там на неведомых дорожках..."

Игра для начальных классов "Там на неведомых дорожках..."...

Внеклассное мероприятие по теме: День здоровья - Там на неведомых дорожках

Внеклассное мероприятие по теме: День здоровья - Там на неведомых дорожках...

Внеклассное мероприятие нравственно-этического характера с элементами театрализации «По неведомым дорожкам»

Цель:создание условий для  совершенствования  речевых навыковЗадачи:Коррекционно-образовательные:- Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех поставленных ранее звуков- сов...