"Там, на неведомых дорожках" (итоговый урок по фольклору)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме
Урок проходит в форме путешествия со встречей сказочных персонажей, которые и будут предлагать различные задания. Ребята должны будут собрать лото с фольклорными жанрами, угадать сказку по иллюстрации, собрать пословицы, отгадать загадки и разгадать кроссворд. Урок требует репетиции, т.к. проводят его сами ребята, наряженные в костюмы Лешего, Водяного и Бабы-Яги.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Итоговый урок "Там на неведомых дорожках".doc | 887 КБ |
Ответы к заданиям.doc | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Итоговый урок по фольклору в 5 классе.
Тема: « Там на неведомых дорожках…»
Цели: обучающие: повторить и обобщить изученное в разделе «Устное народное творчество».
развивающие: через игровые задания развивать мотивацию к учению;
учить сотрудничеству при решении общих задач.
воспитывающие: воспитание любви к предмету, русскому фольклору.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
Вид урока: урок – игра.
Оборудование: лото, кроссворд – ключ, пазл с иллюстрациями сказок,
материал с пословицами (для каждой команды по одному экзем-
пляру), маршрутная карта, ларец, шоколадки – медальки.
Описание: Класс делится на 4 команды, выбирает капитанов;
Раздать заранее роли Водяного, Лешего, Бабы Яги, подобрать костюмы.
Учитель в костюме Василисы Премудрой.
Ход урока.
Василиса Премудрая: В некотором царстве, в некотором государстве в школе № 7 жил-был 5 Б. Вот пришло время проверить им свои знания по фольклору, вспомнить все фольклорные жанры да их особенности, проявить смекалку и удаль молодецкую, показать силушку богатырскую, блеснуть мудростью и знаниями. Да вот беда: налетели силы тёмные, силы тёмные да нечистые и похитили они все задания, все задания да испытания. И теперь придётся 5Б отправиться в лес дремучий, померяться силой с нечистью и получить оценки долгожданные.
Водяной: Кручу, верчу, в болото утащу.
Зачем пожаловали?
Ребята: Хотим других посмотреть, себя показать.
Водяной: Ну что ж, моё испытание для начала пройдите.
Вот это лото соберите.
С жанрами фольклора
Задания соотнесите.
( Ребята собирают лото: соотносят вид жанра с его названием, говорят ответы по очереди).
Не рой другому яму – Сам упадешь. | Дождик-дождик пуще, Я насею гущи, Цельну кадушку Сверху лягушку. | Раскалённая стрела Дуб свалила у села. | Ягодка малина, Медок, сахарок Поди вон, королёк, Там тебе место – В кислое тесто. |
А у нас во дворе Поросёнок рылся И нечаянно хвостом к небу прицепился. Котик, котинька, коток, | Котик серенький лобок, Приходи ко мне гулять, Мою деточку качать. На дворе трава, | На траве дрова. Божья коровка, Улети на небо, Принеси нам хлеба, | Чёрного и белого, Только не горелого. |
Пословица | Закличка | Загадка | Считалка |
Небылица | Колыбельная песня | Скороговорка | Потешка |
Водяной: Ну что ж - проходите,
Вот вам клубок,
Куда покатится – туда и идите.
(Водяной бросает клубок, который приводит к лешему).
Леший: Кручу, верчу – запутать хочу.
Зачем пожаловали.
Ребята: Хотим других посмотреть, себя показать.
Оценки свои у вас забрать.
Леший: Да, многого хотите.
А вот мои две задачки решите?
Пазл соберите да сказку назовите.
( Собирают разрезанную иллюстрацию из сказки, говорят её название).
Леший: Другая задачка посложнее будет
Леший пословицы очень любит.
Вы попробуйте их разгадать,
К концу пословицы начало подобрать.
Капитанам дам другое задание –
На знание и на внимание.
Возьмите из каждой пословицы слово
Соединив слова, получите новую.
( Ребята из команд соединяют начало и конец пословицы, а капитаны составляют свои пословицы).
Задание для команд:
Кто хочет много знать, | а неучёный следом ходит. |
Учись доброму - | коли только вершки в них хватать. |
Не стыдно не знать, | век не тужить. |
Учёный водит, | тому надо мало спать. |
Не на пользу книги читать, | худое на ум не пойдёт. |
С книгой жить - | стыдно не учиться. |
За чужим погонишься, | стой смело. |
Где честь, | там выше честь. |
Береги платье снову, | на себя погляди. |
За правое дело | там и правда. |
Других не суди | своё потеряешь. |
Где труднее дело, | а честь смолоду. |
Не место красит человека, | а хвались добром. |
Кто хвалится, | тот к дружбе не ладен. |
По одёжке встречают - | а человек место. |
Кто скуп да жаден, | на грубое не обижайся. |
Не хвались серебром, | по уму провожают. |
На ласковое слово не кидайся, | тот с горы свалится. |
Слово не воробей - | оттого и прекрасно. |
Петь хорошо вместе, | да не так бы молвить. |
Тоже слово, | вылетит не поймаешь. |
Коротко да ясно - | а в глупой свой растеряешь. |
В умной беседе ума наберёшься, | а говори меньше. |
Слушай больше, | а говорить порознь. |
Задание капитанам.
Из следующих пословиц и поговорок составьте ещё одну. Найдите по одному слову в каждой пословице и составьте новую. Слова располагаются в порядке следования пословиц.
Плох мастер, плоха и работа.
Любил дед чужой обед.
Коль горько – сдобри мёдом.
Волк рыщет – хлеба ищет.
Чего нет, того и не спрашивай.
В одни руки семь дел не берут.
Беда семь бед приводит.
Один пашет, а семеро руками машут.
Добрый ответ чем не привет?
Не красна изба углами, красна пирогами.
Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.
Что написано пером, того не вырубишь и топором.
Честь ценят не по словам, а по делам.
Трижды человек дивен бывает: родится, женится, умирает.
Гордись не ростом, а умом.
У страха глаза велики.
Тёмные дела света боятся.
Глядит в книгу, а видит фигу.
Умелые руки не знают скуки.
Счастье не ищут, а делают.
Леший: Проходите. Вот вам клубок,
Куда покатится – туда и идите.
( Бросает клубок, который приводит к Бабе – Яге).
Баба Яга: Фу, фу! Русским духом пахнет!
Счастье пытаете, аль от дела лытаете?
Ребята: Счастье пытаем.
Баба Яга: Отгадаете мои загадки,
Отдам вам ключ.
Ключ от ларца
В том ларце – то, за чем шли.
Загадки:
- Что такое «ложь с намёком»
И для всех людей « с уроком»?
( сказка)
- Весь свет обшила, а сама нагая ходит.
( игла)
- Хвост на дворе, нос в конуре,
Нос повернётся - дом отопрётся.
(ключ).
( ребята отгадывают загадки).
Баба – Яга: Вот вам ключ от ларца,
Ларец на высоком дубу,
А тот дуб Кощей бережёт
Как зеницу ока.
( Ребята разгадывают кроссворд – ключ)
По вертикали | По горизонтали |
1. Продолжите пословицу: « Слово- серебро, молчание - …». | 1. Поэтическое замысловатое описание предмета. |
5. Что, согласно пословице, приходит во время еды. | 2. Художественный приём, с помощью которого неживой предмет изображается как живой. |
6. С помощью какого приёма строится эта загадка: Ходит щучка по заводи, Ищет щучка тепла гнезда, Где бы щучке трава густа. | 3. Скрытое сравнение, на котором строится загадка: Плывёт по реке теплоход Где он пройдёт- Волна уйдёт. |
4. Какой художественный приём используется в словосочетаниях: дороженька столбовая, красная девица, добрый молодец, лебедь белая, поле чистое. |
Василиса Премудрая: В ларце том ваши знания, проявленные в испытаниях. А сундук непростой, по знаниям – и награда. Кому оценка и золотой, а кто и уйдёт пустой.
( Подводятся итоги, учитель раздаёт шоколадки - медальки и выставляет оценки за урок).
Предварительный просмотр:
Ответы к кроссворду.
По вертикали | По горизонтали |
1. золото | 1. загадка |
5. аппетит | 2. олицетворение |
6. звукоподражание | 3. метафора |
4. эпитет |
Ответы на собирание пословиц.
Для первой команды.
Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
Учись доброму – худое на ум не пойдёт.
Не стыдно не знать, стыдно не учиться.
Учёный водит, а неучёный следом ходит.
Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.
С книгой жить – век не тужить.
Для второй команды.
За чужим погонишься, своё потеряешь.
Где честь, там и правда.
Береги платье снову, а честь смолоду.
За правое дело стой смело.
Других не суди, на себя погляди.
Где труднее дело, тем выше честь.
Для третьей команды.
Не место красит человека, а человек место.
Кто хвалится, тот с горы свалится.
По одёжке встречают, по уму провожают.
Кто скуп да жаден, тот к дружбе не ладен.
Не хвались серебром, а хвались добром.
На ласковое слово не кидайся, на грубое не обижайся.
Для четвёртой команды.
Слово не воробей – вылетит не поймаешь.
Петь хорошо вместе, а говорить порознь.
То же слово, да не так бы молвить.
Коротко да ясно – оттого и прекрасно.
В умной беседе ума наберёшься, а в глупой свой растеряешь.
Слушай больше, а говори меньше.
Ответы для конкурса капитанов.
- Плох обед, коль хлеба нет.
- Семь бед – один ответ.
- Красна птица пером, а человек умом.
- Глаза боятся, а руки делают.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина к уроку "Русский фольклор", 5 класс
материалы помогут разнообразить уроки,посвященные русскому фольклору...
Урок кубановедения "Фольклор Кубани"
Здесь предоставляется вашему вниманию разработка урока с описанием традиций и обрядов казаков, а также презентация к мероприятию....
урок-проект "Фольклор в творчестве этнографического ансамбля "Ивушка"
В наше время, пожалуй, каждый человек на вопрос, знает ли он, что такое частушки, - ответит утвердительно. Если сам он не помнит ни одной частушки, наверное, слышал их на различных праздни...
Методическая разработка урока музыки "Фольклор в музыке русских композиторов. Стучит, гремит Кикимора" для учащихся 5 класса
Открытый урок музыки по программе Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская (5 класс)...
Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»
Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....
Интегрированный урок "Русский фольклор" музыка-ритмика
Обобщение и углубление представлений учащихся о русском фольклоре; привитие эстетического вкуса....
Фольклор как универсальная система воспитания (материалы к урокам по фольклору и воспитательным мероприятиям)
ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР, в понятие «детский фольклор» входят все виды и жанры устного народного творчества: произведения, созданные взрослыми для детей, и произведения самих детей. Детский фолькл...