"Там, на неведомых дорожках" (итоговый урок по фольклору)
план-конспект урока по литературе (5 класс) по теме

Урок проходит в форме путешествия со встречей сказочных персонажей, которые и будут предлагать различные задания. Ребята должны будут собрать лото с фольклорными жанрами, угадать сказку по иллюстрации, собрать пословицы, отгадать загадки и разгадать кроссворд. Урок требует репетиции, т.к. проводят его сами ребята, наряженные в костюмы Лешего, Водяного и Бабы-Яги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговый урок по фольклору в 5 классе.

Тема: « Там на неведомых дорожках…»

Цели:  обучающие: повторить и обобщить изученное в разделе «Устное народное                     творчество».

развивающие: через игровые задания развивать мотивацию к учению;

учить  сотрудничеству при решении общих задач.

воспитывающие: воспитание любви к предмету, русскому фольклору.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Вид урока: урок – игра.

Оборудование: лото, кроссворд – ключ, пазл с иллюстрациями сказок,

                            материал с пословицами (для каждой команды по одному экзем-

                            пляру), маршрутная карта, ларец, шоколадки – медальки.

       

Описание: Класс делится на 4 команды, выбирает капитанов;

                   Раздать заранее  роли Водяного, Лешего, Бабы Яги, подобрать костюмы.

                   Учитель в костюме Василисы Премудрой.

Ход урока.

Василиса Премудрая: В некотором царстве, в некотором государстве в школе № 7 жил-был 5 Б. Вот пришло время проверить им свои знания по фольклору, вспомнить все фольклорные жанры да их особенности, проявить смекалку и удаль молодецкую, показать силушку богатырскую, блеснуть мудростью и знаниями. Да вот беда: налетели силы тёмные, силы тёмные да нечистые и похитили они все задания, все задания да испытания. И теперь придётся 5Б отправиться в лес дремучий, померяться силой с нечистью и получить оценки долгожданные.

Водяной: Кручу, верчу, в болото утащу.

                  Зачем пожаловали?

Ребята:    Хотим других посмотреть, себя показать.

Водяной: Ну что ж, моё испытание для начала пройдите.

                  Вот это лото соберите.

                  С жанрами фольклора

                  Задания соотнесите.

( Ребята собирают лото: соотносят вид жанра с его названием, говорят ответы по очереди).

Не рой другому яму  –

Сам упадешь.

Дождик-дождик пуще,

Я насею гущи,

Цельну кадушку

Сверху лягушку.

Раскалённая стрела

Дуб свалила у села.

Ягодка малина,

Медок, сахарок

Поди вон, королёк,

Там тебе место –

В кислое тесто.

А у нас во дворе

Поросёнок рылся

И нечаянно хвостом к небу прицепился.

Котик, котинька, коток,

Котик серенький лобок,

Приходи ко мне гулять,

Мою деточку качать.

На дворе трава,

На траве дрова.

Божья коровка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба,

Чёрного и белого,

Только не горелого.

Пословица

Закличка

Загадка

Считалка

Небылица

Колыбельная

песня

Скороговорка

Потешка

Водяной: Ну что ж - проходите,

                  Вот вам клубок,

                  Куда покатится – туда и идите.

(Водяной бросает клубок, который приводит к лешему).

Леший:    Кручу, верчу – запутать хочу.

                  Зачем пожаловали.

Ребята:     Хотим других посмотреть, себя показать.

                  Оценки свои у вас забрать.

Леший:    Да, многого хотите.

                  А вот мои две задачки решите?

                  Пазл соберите да сказку назовите.

( Собирают разрезанную иллюстрацию из сказки, говорят её название).

     

Леший:     Другая задачка посложнее будет

                   Леший пословицы очень любит.

                   Вы попробуйте их разгадать,

                   К концу пословицы начало подобрать.

                   Капитанам дам другое задание –

                   На знание и на внимание.

                   Возьмите из каждой пословицы слово

                   Соединив слова, получите новую.

( Ребята из команд соединяют начало и конец пословицы, а капитаны составляют свои пословицы).

Задание для команд:

 

Кто хочет много знать,

а неучёный следом ходит.

Учись доброму -

коли только вершки в них хватать.

Не стыдно не знать,

век не тужить.

Учёный водит,

тому надо мало спать.

Не на пользу книги читать,

худое на ум не пойдёт.

С книгой жить -

стыдно не учиться.

За чужим погонишься,

стой смело.

Где честь,

там выше честь.

Береги платье снову,

на себя погляди.

За правое дело

там и правда.

Других не суди

своё потеряешь.

Где труднее дело,

а честь смолоду.

Не место красит человека,

а хвались добром.

Кто хвалится,

тот к дружбе не ладен.

По одёжке встречают -

а человек место.

Кто скуп да жаден,

на грубое не обижайся.

Не хвались серебром,

по уму провожают.

На ласковое слово не кидайся,

тот с горы свалится.

Слово не воробей -

оттого и прекрасно.

Петь хорошо вместе,

да не так бы молвить.

Тоже слово,

вылетит не поймаешь.

Коротко да ясно -

а в глупой свой растеряешь.

В умной беседе ума наберёшься,

а говори меньше.

Слушай больше,

а говорить порознь.

Задание капитанам.

Из следующих пословиц и поговорок составьте ещё одну. Найдите по одному слову в каждой пословице и составьте новую. Слова располагаются в порядке следования пословиц.

Плох мастер, плоха и работа.

Любил дед чужой обед.

Коль горько – сдобри мёдом.

Волк рыщет – хлеба ищет.

Чего нет, того и не спрашивай.

В одни руки семь дел не берут.

Беда семь бед приводит.

Один пашет, а семеро руками машут.

Добрый ответ чем не привет?

Не красна изба углами, красна пирогами.

Глупа та птица, которой гнездо своё не мило.

Что написано пером, того не вырубишь и топором.

Честь ценят не по словам, а по делам.

Трижды человек дивен бывает: родится, женится, умирает.

Гордись не ростом, а умом.

У страха глаза велики.

Тёмные дела света боятся.

Глядит в книгу, а видит фигу.

Умелые руки не знают скуки.

Счастье не ищут, а делают.

Леший:     Проходите. Вот вам клубок,

                   Куда покатится – туда и идите.

( Бросает клубок, который приводит к Бабе – Яге).

   

Баба Яга:  Фу, фу! Русским духом пахнет!

                    Счастье пытаете, аль от дела лытаете?

Ребята:      Счастье пытаем.

Баба Яга:  Отгадаете мои загадки,

                    Отдам вам ключ.

                    Ключ от ларца

                    В том ларце – то, за чем шли.

Загадки:

  1. Что такое «ложь с намёком»

И для всех людей « с уроком»?

                                       ( сказка)

  1. Весь свет обшила, а сама нагая ходит.

                                       ( игла)

  1. Хвост на дворе, нос в конуре,

Нос повернётся - дом отопрётся.

                                 (ключ).

( ребята отгадывают загадки).

Баба – Яга:   Вот вам ключ от ларца,

                        Ларец на высоком дубу,

                       А тот дуб Кощей бережёт

                       Как зеницу ока.

( Ребята разгадывают кроссворд – ключ)

По вертикали

По горизонтали

1. Продолжите пословицу: « Слово- серебро, молчание - …».

1. Поэтическое замысловатое описание предмета.

5. Что, согласно пословице, приходит во время еды.

2. Художественный приём, с помощью которого неживой предмет изображается как живой.

6. С помощью какого приёма строится эта загадка:

Ходит щучка по заводи,

Ищет щучка тепла гнезда,

Где бы щучке трава густа.

3. Скрытое сравнение, на котором строится загадка:

Плывёт по реке теплоход

Где он пройдёт-

Волна уйдёт.

4. Какой художественный приём используется в словосочетаниях: дороженька столбовая, красная девица, добрый молодец, лебедь белая, поле чистое.

Василиса Премудрая: В ларце том ваши знания, проявленные в испытаниях. А сундук непростой, по знаниям – и награда. Кому оценка и золотой, а кто и уйдёт пустой.

( Подводятся итоги, учитель раздаёт шоколадки - медальки и выставляет оценки за урок).



Предварительный просмотр:

Ответы к кроссворду.

По вертикали

По горизонтали

1. золото

1. загадка

5. аппетит

2. олицетворение

6. звукоподражание

3. метафора

4. эпитет

Ответы на собирание пословиц.

Для первой команды.

Кто хочет много знать, тому надо мало спать.

Учись доброму – худое на ум не пойдёт.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Учёный водит, а неучёный следом ходит.

Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать.

С книгой жить – век не тужить.

Для второй команды.

За чужим погонишься, своё потеряешь.

Где честь, там и правда.

Береги платье снову, а честь смолоду.

За правое дело стой смело.

Других не суди, на себя погляди.

Где труднее дело, тем выше честь.

Для третьей команды.

Не место красит человека, а человек место.

Кто хвалится, тот с горы свалится.

По одёжке встречают, по уму провожают.

Кто скуп да жаден, тот к дружбе не ладен.

Не хвались серебром, а хвались добром.

На ласковое слово не кидайся, на грубое не обижайся.

Для четвёртой команды.

Слово не воробей – вылетит не поймаешь.

Петь хорошо вместе, а говорить порознь.

То же слово, да не так бы молвить.

Коротко да ясно – оттого и прекрасно.

В умной беседе ума наберёшься, а в глупой свой растеряешь.

Слушай больше, а говори меньше.

Ответы для конкурса капитанов.

  1. Плох обед, коль хлеба нет.
  2. Семь бед – один ответ.
  3. Красна птица пером, а человек умом.
  4. Глаза боятся, а руки делают.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина к уроку "Русский фольклор", 5 класс

материалы помогут разнообразить уроки,посвященные русскому фольклору...

Урок кубановедения "Фольклор Кубани"

Здесь предоставляется вашему вниманию разработка урока с описанием традиций и обрядов казаков, а также презентация к мероприятию....

урок-проект "Фольклор в творчестве этнографического ансамбля "Ивушка"

В наше время, пожалуй,  каждый человек на вопрос, знает ли он, что такое частушки, - ответит утвердительно. Если  сам он не помнит ни одной частушки, наверное, слышал их на различных праздни...

Конспект и анализ урока музыки «Фольклор в музыке русских композиторов»

Данный урок разработан по новым стандартам с учетом требования ФГОС в 5 классе по программе Е.Критской....

Интегрированный урок "Русский фольклор" музыка-ритмика

Обобщение и углубление представлений учащихся о   русском  фольклоре; привитие эстетического вкуса....

Фольклор как универсальная система воспитания (материалы к урокам по фольклору и воспитательным мероприятиям)

ДЕТСКИЙ ФОЛЬКЛОР, в понятие «детский фольклор» входят все виды и жанры устного народного творчества: произведения, созданные взрослыми для детей, и произведения самих детей. Детский фолькл...