Рабочая программа по биологии 6 класс.
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему

Сологубова Тамара Михайловна

Рабочая программа составлена  на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И.Сонина, В.Б. Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:                                                                                                                                                                                                                                   -  Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.И Сонин, В.И. Сонина.-М.: Дрофа, 2014 .- (УМК «Живой организм»)                                                                                                                                                                                        -  Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И Сонин, В.И. Сонина.-М.: Дрофа, 2014 .- (УМК «Живой организм»)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_6_klass_bio.docx52.96 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Рабочая программа по биологии 6 класс.            

                                                                                          Пояснительная записка

Рабочая программа составлена  на основе федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, авторской программы Н.И.Сонина, В.Б. Захарова и ориентирована на работу по учебникам и рабочим тетрадям:                                                                                                                                                                                                                                   -  Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.И Сонин, В.И. Сонина.-М.: Дрофа, 2014 .- (УМК «Живой организм»)                                                                                                                                                                                        -  Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И Сонин, В.И. Сонина.-М.: Дрофа, 2014 .- (УМК «Живой организм»)                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                  Цели и задачи изучения предмета

Изучение  биологии на базовом уровне  на ступени основного общего образования в 6 классе направлено на достижение  следующих целей:   -освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях строения, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов, о роли биологической науки в практической деятельности людей, методах познания живой природы; -овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами;                                                                                                                                                                                                  - развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся  в процессе проведения им наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различным источниками информации;                                                                                              - воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе;                                                                                                                                                                                                                                                 - использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для ухода за культурными растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, для оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, соблюдения правил поведения в окружающей среде.                                                                                                                                                                                                        В 6 классе продолжается работа по становлению первичного фундамента биологических знаний. Общебиологические знания, являющиеся основой биологического мировоззрения, логично включены о все разделы курса и при переходе из класса в класс  углубляются и расширяются в соответствии с возрастными особенностями школьников.

                                                 

        Место учебного предмета  в учебном плане

Согласно базисному учебному плану образовательных учреждений РФ на изучение  биологии в 6 классе основной школы выделяется 35 часов (1 час в неделю).              

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

I. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ - 9 часов

Тема1.1. Строение растительной и животной клеток. Клетка – живая система. (2  ч)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы.

                                                                 Деление клетки (1 ч)

Деление клетки — основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные  этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое  значение.

 .

                                                 Тема1.2. Ткани растений и животных (2 ч)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

 

                                                                 Тема1.3. Органы и системы органов (4  ч)

Понятие «орган». Органы цветкового растения.  Внешнее строение и значение корня. Виды Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое  строение корня.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный  побег. Листовые и цветочные почки.

Стебель как осевой орган побега. Передвижение по  стеблю веществ.

Лист.  Строение и функции.   Простые  и листья. Цветок, его значение и строение (около тычинки, пестики). Соцветия.

Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян.  Типы семян. Строение семян однодольного и  двудольного растений.

II. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА – 23 часа

                                                                                                                                     Тема2.1. Питание и пищеварение (3 ч)

Сущность понятия «питание». Особенности питаниям растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строений пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.

                                                           Тема2.2. Дыхание (2 ч)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

                                                  Тема2.3. Передвижение веществ в организме (2 ч)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ.

Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Тема2.4. Выделение (2 ч)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ

и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных  организмов

                                                                    Тема2.5. Опорные системы (2ч)

Значение   опорных   систем   и   жизни организмов. Опорные системы растений, опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.  

                                                                                    Тема2.6. Движение(2 часа)

Движение — важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

 

                                                           Тема2.7.. Регуляция процессов жизнедеятельности (3 ч)    

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности, организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции.

Ростовые вещества растений.

Тема2.8.Размножение (3 ч)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия.

Тема2.9.Рост и развитие (3 ч)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. 

                                                                                Тема2.10.Организм как единое целое (1  ч)

Жизнедеятельность организма. Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

 

                                                                                                   Резерв времени (4ч)

Лабораторные работы:

Лабораторная работа № 1. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)

Лабораторная работа № 2. Ткани живых организмов.

Лабораторная работа №3 Распознавание органов у растений и животных.

Лабораторная  работа № 4 Разнообразие опорных систем животных.

Лабораторная  работа№5 Передвижение инфузории - туфельки.

Лабораторная  работа №6 Перемещение дождевого червя

Лабораторная  работа № 7 Вегетативное размножение комнатных растений.

Лабораторная  работа № 8 Прямое и непрямое развитие насекомых.

                                                                                              Учебно методическое обеспечение

-  Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений, Н.И Сонин, В.И. Сонина.-М.: Дрофа, 2014 .- (УМК «Живой организм»)                                                                                                                                                                                        -  Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс: рабочая тетрадь к учебнику Н.И Сонин, В.И. Сонина.-М.: Дрофа, 2014 .- (УМК «Живой организм»)                                                                  

-Сонин Н.И. Биология. Живой организм. 6 класс:  тетрадь для лабораторных работ к учебнику Н.И Сонин, В.И. Сонина.-М.: Дрофа, 2014 .- (УМК «Живой организм»)                                                                  

                                                                     Тематическое планирование.

№ п/п

          Название раздела

     Количество часов

1

Строение и свойства живых организмов.

 9

2

Жизнедеятельность организмов.

 23

3

Резервное время

3

итого

35

        

                                                             Учебно- тематическое планирование

урока

Тема урока

Основное содержание темы, термины и понятия

Этапы учебной деятельности.

Формы работы

Характеристика основных видов деятельности. Освоение предметных знаний

Универсальные учебные действия

Познавательные УУД

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

Личностные УУД

                                                                         Раздел 1. Строение и свойства живых организмов (9 часов)

                                                                         Тема 1.1.Строение растительной и животной клеток. Клетка - живая система. (3 часа)

1

Основные свойства  живых организмов

Химический состав клеток.

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов.

Неорганические вещества.

клеток. Органические вещества.

Выделение существенных признаков биологических объектов и процессов.

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток

Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке

Выделяют основные признаки живого, называют основные отличия живого от неживого.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия. Вводный урок.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Структурируют знания

Называют основные элементы и группы веществ, входящих в состав клетки. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы

Составляют план и последовательность действий.

Определяют основную и второстепенную информацию

Объясняют роль органических и неорганических веществ в жизни живых организмов. Работают с учебником (текстом и иллюстрациями)

Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия. Планируют общие способы работы.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения

2

Строение растительной клетки. Клетка элементарная частица живого.

Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Гомологичные хромосомы

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении задач

Выделяют основные признаки строения клетки. Называют основные органоиды клетки и описывают их

Работают с учебником (текстом и иллюстрациями)

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Устанавливают причинно-следственные связи

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

3

Строение животной  клетки. Строение и функции органоидов клетки.

Строение растительной и животной клеток.  Вирусы – неклеточная форма жизни.

 Лабораторная работа № 1. Строение клеток живых организмов (на готовых микропрепаратах)

Представление результатов самостоятельной работы

Различают на таблицах и микропрепаратах органоиды клетки

Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

                                                                         Тема 1.2. Ткани растений и животных. (2 часа)

4

Ткани растений.  

Ткань. Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия

Определяют понятие «ткань». Распознают основные группы клеток. Устанавливают связь между строением и функциями клеток тканей.

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты Устанавливают причинно-следственные связи

Осознают качество и уровень усвоения. Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности. Умеют слушать и слышать друг друга

5

Ткани животных.

Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

Лабораторная работа № 2. Ткани живых организмов.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий.

Характеризуют основные функции тканей. Описывают и сравнивают строение различных групп тканей

Выделяют основные  характеристики объектов.

Оценивают  достигнутый  результат.

Демонстрируют стремление устанавливать доверительные отношения, взаимопонимание.

                                                                                 Тема 1.3. Органы и системы органов.(4 часа)

6-7

Органы цветковых растений

Орган. Органы цветкового растения.  

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях

Определяют понятие «орган».

Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации.

Сличают способ и результат своих действий с заданным эталоном, обнаруживают отклонения и отличия от эталона.  

Планируют общие способы работы.  

Испытывают интерес при работе с микроскопом.

8-9

Органы и системы органов животных

Системы органов животных.

Представление результатов самостоятельной работы. Лабораторная работа №3 Распознавание органов у растений и животных.

Устанавливают связь между строением и функциями органов.

Описывают основные системы органов животных и называют составляющие их органы. Обосновывают важное значение взаимосвязи систем органов в организме

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации. Выделяют и формулируют познавательную цель

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор. Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

                                                                      Раздел 2.Жизнедеятельность организмов (23 часа)

                                                                          Тема 2.1. Питание и пищеварение.  (3 часа).

10

Питание растений

Фотосинтез и его значение в жизни растений.

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание.  Воздушное питание (фотосинтез)

 Постановка учебной задачи

Определяют понятия «питание», «пищеварение». Особенности питания растений.

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации Раскрывают сущность воздушного и почвенного питания растений. Обосновывают биологическую роль зелёных растений в природе

Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий.

Формируют экологическое сознание   и позитивное отношение к органическому миру

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции.

11

Питание и пищеварение  животных

Особенности питания животных.

Формирование разных способов и форм действия, оценки.

Определяют тип питания животных. Характеризуют основные отделы пищеварительной системы животных.

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Умеют заменять термины определениями

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения

Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции. Интересуются чужим мнением и высказывают свое

Есть устойчивый познавательный интерес.

12

Пищеварение у разных групп живых организмов.

Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач.

Обосновывают связь системы органов между собой

Выделяют количественные характеристики объектов, заданные словами. Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Планируют общие способы работы. Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

                                                                                       Тема 2.2. Дыхание.  (2 часа).

13

Дыхание   растений

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений.

Комплексное применение ЗУН и СУД. Коррекция знаний и способов действий

Определяют сущность процесса дыхания. Сравнивают процессы фотосинтеза и дыхания. Называют органы, участвующие в процессе дыхания

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно. Оценивают  достигнутый  результат

Умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию. Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие

Готовы и способны к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе.

14

Дыхание животных

Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Характеризуют типы дыхания у животных. Приводят примеры животных и называют их тип дыхания

Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.  

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней. Оценивают  достигнутый  результат

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие

Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Готовы к выполнению прав и обязанностей ученика.

                                                                       Тема 2.3. Передвижение веществ в организме. (2 часа)

15.

Передвижение веществ в растительном  организме

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.

Представление результатов самостоятельной работы.

Называют и описывают проводящие ткани

Распознают органы растений

Умеют выводить следствия из имеющихся в условии задачи данных. Выделяют и формулируют познавательную цель.

Составляют план и последовательность действий.

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

16.

Передвижение веществ в животном  организме

Особенности переноса  веществ в организмах животных. Кровеносная система, её строение, функции. Гемолимфа, кровь и её составные части (плазма, клетки крови)

Представление результатов самостоятельной работы.

Постановка и решение учебной задачи, открытие нового способа действий

Раскрывают роль кровеносной системы у животных организмов.

Устанавливают взаимосвязь кровеносной системы с дыхательной системой и органами кровообращения

Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений.

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

                                                                                                         Тема 2.4. Выделение  (2 часа).

17.

Выделение у растений .Обмен веществ

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и грибов. Выделение у растений

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и грибов. Выделение у растений

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретных ситуациях

Отмечают существенные признаки процесса выделения. Выявляют особенности выделения у растений

Устанавливают причинно-следственные связи. Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Предвосхищают результат и уровень усвоения (какой будет результат?)

С достаточной полнотой и точностью выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

18.

Выделение у животных. Обмен

веществ и энергии.

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у животных. Выделение у животных.

Формирование разных способов и форм действия оценки.

Приводят примеры выделительных систем животных

Осуществляют поиск и выделение необходимой информации

Осознают качество и уровень усвоения

Обмениваются знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Развивают навыки обучения.

                                                                                         Тема 2.5. Опорные системы. (2 часа).

19.

Опорные системы животных

Значение опорных систем в жизни организмов.  Опорные системы животных.

Представление результатов самостоятельной работы.  Лабораторная  работа № 4 Разнообразие опорных систем животных.

Характеризуют строение опорных систем растений и животных. Выявляют признаки опорных систем.

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Проявляют готовность к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. Составляют план и последовательность действий

Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

20.

Опорные системы растений

Опорные системы растений.

Коррекция знаний и способов действий

Объясняют значение опорных систем для живых организмов.

Структурируют знания. Строят логические цепи рассуждений

Составляют план и последовательность действий

Составляют план и последовательность действий

 Конструктивно решают конфликты

                                                                                            Тема 2.6.Движение. (2 часа).

21.

Движение  

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.

Представление результатов самостоятельной работы. Лабораторная  работа№5 Передвижение инфузории - туфельки.

 

Называют и характеризуют способы движения животных. Приводят примеры. Объясняют роль движения в жизни живых организмов. Сравнивают способы движения между собой.

Самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Принимают познавательную цель, сохраняют ее при выполнении учебных действий, регулируют весь процесс их выполнения .

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Осознают ценности здорового и безопасного образа жизни.

22.

Признаки живых организмов: движение, их проявления у растений и животных.

Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Двигательные реакции растений.

Контроль и коррекция - формирование всех видов действия контроля, работа над причинами ошибок и поиск путей их устранения Лабораторная  работа №6

Перемещение дождевого червя

Приводят доказательства наличия двигательной активности у растений.

Устанавливают взаимосвязь между средой обитания и способами передвижения организма.

Выдвигают и обосновывают гипотезы, предлагают способы их проверки

Сличают свой способ действия с эталоном. Вносят коррективы и дополнения в составленные планы.

Учатся аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию невраждебным для оппонентов образом

                                                          Тема 2.7. Регуляция процессов Жизнедеятельности.  (3 часа).

23.

Регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость.

Жизнедеятельность организма и её связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях

Называют части регуляторных систем. Объясняют рефлекторный характер деятельности нервной системы.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Определяют основную и второстепенную информацию.

Самостоятельно формулируют познавательную цель и строят действия в соответствии с ней.

Понимают возможность различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

 Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.

24.

Эндокринная система.

Эндокринная система. Её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Сравнивают нервную и эндокринную системы, объясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности организмов.

Выделяют и формулируют проблему.

Осознают качество и уровень усвоения

Учатся устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор

Формируют основы социально-критического мышления

25.

Регуляция процессов жизнедеятельности у растений.

     

Ростовые вещества растений

Развернутое оценивание - предъявление результатов освоения способа действия и его применения в конкретно-практических ситуациях.

Приводят примеры проявления реакций растений на изменения в окружающей среде

Устанавливают причинно-следственные связи

Вносят коррективы и дополнения в способ своих действий в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.

Планируют общие способы работы. Определяют цели и функции участников, способы взаимодействия.

Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения. Готовность и способность к выполнению прав и обязанностей ученика.

                                                                                                 Тема 2.8. Размножение. (3 часа).

26.

Размножение, его виды. Бесполое размножение.

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение. Споры.

Решение учебной задачи - поиск и открытие нового способа действия.

Понимание различий между исходными фактами и гипотезами для их объяснения,  овладение универсальными учебными действиями.

Осуществляют для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнении и классификации.

Вносят коррективы и дополнения в составленные планы. Оценивают  достигнутый  результат.

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности.

Умение конструктивно разрешать конфликты. Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

27.

Размножение растений.

Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение.. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения. Опыление. Двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

Формирование разных способов и форм действия оценки. Лабораторная  работа № 7 Вегетативное размножение комнатных растений. 

Характеризуют роль размножения в жизни растений. Выявляют особенности полового  размножения. растений

Называют и описывают части цветка, указывают их значение.

Устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы. Умеют выбирать смысловые единицы текста и устанавливать отношения между ними. Структурируют знания.

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно.

Проявляют уважительное отношение к партнерам, внимание к личности другого, адекватное межличностное восприятие. Умеют слушать и слышать друг друга.

28.

Половое размножение животных

 Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение

Решение частных задач - осмысление, конкретизация и отработка нового способа действия при решении конкретно-практических задач

Характеризуют роль размножения в жизни живых организмов. Определяют преимущества полового размножения перед бесполым.

Выделяют и формулируют познавательную цель. Выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Определяют основную и второстепенную информацию

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения.

Развивают умение интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Знают основы здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий.  Формируют ответственное отношения к обучению

                                                                                        Тема 2.9. Рост и развитие. (3 часа).

29.

Рост и развитие растений

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков

Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков

Коррекция знаний и способов действий

Описывают особенности роста и развития растения. Характеризуют этапы индивидуального развития растений

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки. Строят логические цепи рассуждений. Устанавливают причинно-следственные связи

Выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения. Предвосхищают результат и уровень усвоения

Демонстрируют стремление устанавливать доверительные отношения взаимопонимания. Умеют слушать и слышать друг друга

30.

Рост и развитие животных организмов.

Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. .

Обобщение и систематизация знаний. Представление результатов самостоятельной работы.

Коррекция знаний и способов действий

 Сравнивают прямое и непрямое развитие животных. Проводят наблюдения за ростом и развитием организмов

Составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты.

Осознают качество и уровень усвоения.

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Интересуются чужим мнением и высказывают свое.

31.

Прямое и непрямое развитие

Прямое и непрямое развитие. Стадии развития Лабораторная  работа № 16.

Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).

 Лабораторная  работа № 8 Прямое и непрямое развитие насекомых.

Раскрывают особенности развития животных.

Анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно

Учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план

Развивают навыки обучения .

                                                                                Тема 2.10. Организм как единое целое. (1 час).

32.

Организм растений как единое

целое.

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме растений. Растения и окружающая среда

Коррекция знаний и способов действий. Обобщение и систематизация знаний

Называют единицы строения живых организмов (клеток, тканей, органов).

Выбирают основания и критерии для сравнения,  классификации объектов.

Определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Используют адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей и побуждений.

Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения.

                                                                                               Резерв времени. (3 часа).

33-34

Повторение и обобщение

Живые организмы. Строение животных и растений. Особенности жизнедеятельности живых организмов. Взаимодействие живых организмов со средой обитания

Обобщение и систематизация знаний. Контроль и коррекция, работа над причинами ошибок

Объясняют особенности строения растений и животных. Понимают взаимосвязь между внутренним строением органов и систем органов с выполняемыми функциями

Выбирают основания и критерии для сравнения, классификации объектов. Структурируют знания

Выделяют и осознают то, что уже усвоено , осознают качество и уровень усвоения

Описывают содержание совершаемых действий с целью ориентировки предметно-практической или иной деятельности

Формируют коммуникативную компетенцию в общении и сотрудничестве со сверстниками, учителями, в процессе учебной, общественной и другой деятельности

35.

Итоговая контрольная работа

Живые организмы. Строение животных и растений. Особенности жизнедеятельности живых организмов. Взаимодействие живых организмов со средой обитания

Контроль. Обобщение и систематизация знаний

Понимают суть понятий и терминов. Знают особенности строения и жизнедеятельности растений и животных

Осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной и письменной форме. Строят логические цепи рассуждений

Осознают качество и уровень усвоения. Оценивают  достигнутый  результат

Умеют представлять конкретное содержание и сообщать его в письменной и устной форме. Адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции

Готовы и способны к соблюдению норм и требований школьной жизни. Умеют вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...