Статья "Элективные курсы по биологии и экологии: виды, тематика, программы"
статья по биологии
В статье рассказано об элективных курсах по биологии и экологии, которые подразделяются на следующие типы:предметно-ориентированные,межпредметные и элективные курсы по предмету не входящие в базисный учебный план.даны цели и задачи, тематика курсов.В работе представлена авторская программа элективного курса "Фитодизайн" профессиональной направленности для учащихся 2-9 классов. Автор предлагает примерное тематическое планирование для данных классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
elektivnye_kursy_po_biologii_i_ekologii.doc | 122 КБ |
Предварительный просмотр:
Элективные курсы по биологии и экологии:
виды, тематика, программы.
Сегодня в общеобразовательных учреждениях профильное обучение предусматривает возможность для каждого учащегося обучаться по индивидуальному учебному плану, который строиться на основе базисного и включает следующие основные блоки:
- Базовые общеобразовательные предметы – являются обязательными для всех учащихся во всех профилях обучения.
- Профильные общеобразовательные предметы – предметы повышенного уровня сложности,определяющие направленность каждого конкретного профиля обучения,обязательные для учащихся,выбравших данный профиль.
- Элективные курсы – обязательные курсы по выбору учащихся,определяемые профилем обучения.
Элективные курсы по биологии и экологии для профильного обучения можно разделить на следующие типы:
- Предметно-ориентированные (пробные).
Курсы данного типа предполагают углубленное изучение отдельных тем курса биологии. Оптимальная продолжительность одного курса может быть 16 – 34 часов (четверть или полугодие). Это позволит ученику за год освоить 2-4 курса по разным предметам и поможет выпускнику основной школы сделать ососзнанный выбор профиля.
Цель: углубление и расширение содержания профильного общеобразовательного курса биологии.
Задачи:
- дать возможность ученику реализовать свой интерес к выбранному предмету;
- уточнить способность и готовность ученика осваивать выбранный предмет на повышенном уровне;
- создать условия для подготовки к экзаменам по выбору,т.е.по наиболее вероятным предметам будущего профиля.
Предметно-оринтированные курсы призваны помочь школьнику реализовать свой интерес к предмету,уточнить свою готовность к изучению предмета на повышенном уровне. Тематика таких курсов может быть такой:
Биология: формы и уровни жизни.
Экология растений ЕАО.
Основы микробиологии.
В здоровом теле – здоровый дух.
Решение генетических задач.
Анатомия и морфология растений.
Анатомия человека.
- Межпредметные (ориентационные) курсы – должны стать основой для ориентации школьника в мире современных профессий. Эти учебные курсы должны познакомить школьников с комплексными проблемами, выходящими за рамки традиционных учебных предметов. Курсы данного типа являются ознакомительными, краткосрочными и часто сменяемыми.Оптимальная продолжительность одного курса – 8-16 часов (одна четверть).
Цель: интеграция знаний учащихся о природе и обществе.
Задачи:
- создать информационную базу для ориентации учащихся в современных профессиях;
- познакомить школьников на практике со спецификой типичных видов деятельности;
- развивать и поддерживать заинтересованность ученика в какой-то выбранной им сфере деятельности;
- обеспечить условия для рефлексии учащихся своих образовательных потребностей и соотнесения их со своими возможностями.
Тематика таких курсов может быть такой:
Экология человека.
Влияние факторов среды на организм человека.
Заповедные острова ЕАО и РФ.
Генетика человека и экология.
Современные направления в медицине.
Тайны живой природы.
Эксперимент в естественных науках.
- Элективные курсы по предметам, не входящим в базисный учебный план. Данная группа способствует социализации, профессиональному направлению учащихся. Тематика: «Мир профессий», «Эффективное поведение в конфликте», «Информационная культура и сетевой этикет» и другие.
При выборе и разработке курсов следует учитывать следующее:
- Набор предлагаемых курсов должен носить вариативный характер, их количество должно быть «избыточным»,т.е. у ученика должна быть возможность реального выбора, названия курсов должно быть привлекательным для ученика.
- Содержание курсов предпрофильной подготовки должно включать не только информацию, расширяющую сведения по учебным предметам, но и знакомить учащихся со способами деятельности, необходимыми для успешного освоения программы того или иного профиля.
- В целях формирования интереса и положительной мотивации к тому или иному профилю содержание курсов предпрофильнойй полготовки может включать оригинальный материал, выходящий за рамки школьной программы.
В процессе реализации элективных курсов по экологии можно использовать лекции, уроки, групповую, проектную и исследовательскую практику, игровые технологии, разработку индивидуальных учебных планов и другие способы обучения, развивающие самостоятельность и творческую инициативу учащихся.
Элективные курсы для профильного и предпрофильного биологического образования учащихся
Характер курсов | Название курсов 9 класс | Название курсов 10 класс | Название курсов 11 класс |
Расширяют рамки действующего профильного курса биологии | Экология человека. Решение задач повышенной сложности по биологии. | Анатомия и морфология растений. Вопросы физиологии растений. Решение задач повышенной сложности по биологии. | Решение задач повышенной сложности по биологии. Систиматика растений. Социальная эколгия. |
Углубляют действующий профильный курс биологии | Физиология животных. | Общая экология. Решение генетических задач. | Развитие органического мира на Земле. Закономерности микроэволюционного процесса. |
Имеют практическую направленность | Основы медицинских знаний. Опыты по физиологии животных. | Основы биотехнологии. | Основы бионики. |
Носят интегрированный характер | Экология растений ЕАО. Вопросы физиологии растений. Влияние факторов среды на здоровье человека. | Основы биологической химии. Биогеография животных и растений. | Основные научные концепции происхождения жизни на Земле. |
Имеют профессиональную направленность | Биология домашних животных. Природа и экологические проблемы ЕАО. Фитодизайн. | Основы микробиологии. | Охрана природы. Избранные вопросы психологии. |
Программа элективного курса «ФИТОДИЗАЙН»
профессиональной направленности
для учащихся 2- 9 классов
Автор: Номоконова А.А., учитель биологии
ОГАОУ «Центр образования «Ступени»
г.Биробиджан
Пояснительная записка
Растительный мир, как составляющая социоприродного окружения, обладает богатейшими возможностями оптимизирующего воздействия, как на внешнюю среду обитания, так и на внутренний мир человека. Используя декоративные растения, можно способствовать созданию благоприятных условий воздушного, влажностного, микробиологического режимов внутри помещений школы и на ее территории, стимулировать формирование положительных эмоций и способствовать повышению общего уровня здоровья всех участников образовательного процесса. Правильно организованное взаимодействие с живыми растениями и живой почвой непосредственно сказывается на формирование современной экологической культуры учащихся.
Цель: рассмотреть возможности фитодизайна в условиях школы.
Задачи:
- Познакомить учащихся с экологическими основами использования фитодизайна как средства оптимизации среды обитания современного человека.
- Показать опыт мировой практики фитодизайна и возможности его использования в условиях ЕАО.
- Познакомить с основными направлениями деятельности по фитодизайну.
- Сформировать комплекс практических навыков и умений по уходу за декоративными растениями, планированию и созданию экологически и эстетически обоснованных элементов фитодизайна своей жилой среды.
Важными обстоятельствами в организации обучения фитодизайну выступают вовлечение всего контингента учащихся и создание условий для постепенного и непрерывного образования в этом направлении. Поэтому данный курс «Фитодизайн» (230 часов) имеет статус спецкурса, которым охвачены учащиеся 2-9 классов. С целью формирования прочных знаний и стойких навыков практической деятельности по фитодизайну курс состоит из пяти последовательных разделов в учебном плане:
№ | Название раздела | Кол-во часов | Класс |
1. | Комнатные растения и уход за ними | 60 | 2-4 |
2. | Разнообразие комнатных растений | 34 | 5 |
3. | Основные цветочные аранжировки | 68 | 6-7 |
4. | Интерьерный(комнатный) дизайн | 34 | 8 |
5. | Декоративное озеленение школьной территории (приусадебного участка) | 34 | 9 |
Данная последовательность основывается на возможности постепенного вовлечения в образовательный процесс элементов социально-природного окружения, перехода от использования традиционных средств и приемов организации фитосреды к овладению достижениями мировой практики в этом направлении. Кроме того, указанная последовательность опирается на учет возрастных особенностей учащихся.
Для начальной школы предполагается частая смена деятельности, опора на предметно-образное мышление, а для среднего звена программой предлагаются формы, требующие значительной концентрации внимания. Большая часть обучения фитодизайну опирается на самостоятельность в работе, проявляемую учащимися.
Оптимальные формы организации обучения:
- групповая;
- индивидуальная;
- проектная деятельность (краткосрочный, длительный проекты);
- лабораторная (практическая) работа.
Основной формой обучения является урок.
Типы уроков:
- уроки усвоения новой учебной информации;
- уроки формирования практических умений и навыков учащихся;
- уроки совершенствования и знаний, умений и навыков;
- уроки обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;
- лабораторные работы.
Обучение по данной программе предусматривает проведение игр, викторин, практических работ по озеленению здания школы, школьного двора. Психологические преимущества коллективной работы очевидны в том, что коллектив благотворно влияет на индивидуума, качественно и количественно расширяя кругозор, улучшая наблюдательность и обогащая суждения, устраняя односторонность. Программой предусмотрено самостоятельное творчество учащихся при выполнении проектов. Все задания направлены на развитие творческого потенциала личности.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Роль декоративных растений в создании благоприятной среды обитания человека. Понятие о фитодизайне и его основных направлениях – цветочной аранжировке, интерьерному озеленению, декоративному садоводству.
Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними (2 класс)
Понятие о комнатных растениях и их происхождении. Особенности строения растений. Органы растений и их декоративные качества.
Содержание растений в жилых помещениях. Посуда для выращивания, необходимые инструменты и оборудование. Приемы ухода за растениями: пересадка, перевалка, обрезка, полив, подвязка, подкормка, обмывание («баня»).
Размножение комнатных растений. Способы вегетативного размножения: стеблевыми, клубнями, луковицами.
Тля и паутинный клещ – вредители комнатных растений и безопасные меры борьбы с ними (опрыскивание,»баня», использование мыльного и чесночного раствора).
Проекты:
№ 1 «Путешествие с комнатными растениями» (презентация одного из комнатных растений по выбору учащегося или группы учащихся, сопроводив рассказом, фотографиями, рисунками по алгоритму).
№ 2 «Выращивание комнатных растений»
При изучении данного раздела учащиеся 2 класса
- должны знать: способы вегетативного размножения растений, простейшие и безопасные приемы борьбы с вредителями растений в комнатных условиях;
- должны уметь: выращивать растение из черенка и правильно его формировать.
Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними (3 - 4 классы)
Понятие о жизненной форме растений как приспособлении к существованию в определенных условиях. Распространенные жизненные формы декоративных растений: древесные. Травянистые, луковичные, клубневые, ампельные, суккулентные растения.
Правила и приемы размещения растений в помещениях с учетом освещения, температурного режима, влажности воздуха. Защита растений от неблагоприятного воздействия среды.
Составление композиций из комнатных растений. Правила использования цветковых сочетаний, контраста форм, пропорциональности в растительных группах.
Учет экологических требований разных видов растений при их совместном выращивании.
Проектное задание: составить композицию из выращенных заранее растений для оформления помещения, обосновав свой выбор.
При изучении данного раздела учащиеся 3 -4 класса
- должны знать: жизненные формы растений, правила экологической совместимости при совместном выращивании, правила и приемы размещения растений в помещениях;
- должны уметь: составлять композиции их горшечных растений, учитывая их происхождение и отношения к условиям содержания.
Раздел 2. Разнообразие комнатных растений (5 класс)
Разнообразие растений по их географическому происхождению. Растения тропиков, субтропиков, пустынь. Характеристика условий их естественного произрастания.
Характеристика самых распространенных видов влажно-тропических областей: фикусы, бегонии, монстера, бальзамины. Особенности их содержания в комнатах.
Растения субтропического происхождения: аспарагус, пеларгонии и их выращивание в помещении.
Выращивание в комнатных условиях распространенных растений из пустынных районов: молочай, алоэ, толстянки.
Влияние комнатных растений на состояние воздушной среды помещений. Фитонцидность растений. Растения биофильтры.
Влияние растений на здоровье человека.
Проектное задание: оформить паспорт трем комнатным растениям разных видов и различного происхождения.
Раздел 3. Основы цветочной аранжировки (6 класс)
Краткая история развития цветочной аранжировки. Использование цветочных композиций в античности, средних веках и настоящее время.
Основные правила и закономерности создания цветочных композиций. Использование цвета. Гармония цвета ,нтюанс, контраст, цветовой круг. Форма и пропорции. Фокус и масштаб. Линии в композиции.
Виды цветочных композиций. Букет, венок, бутоньерка, гирлянда. Использование цветов в оформлении залов, витрин, стола, подарка.
Правила цветочного этикета в разных странах и народах.
Проектное задание: изготовить бутоньерку из живого, сухого, искусственного или комбинированного материала с ее презентацией
При изучении данного раздела учащиеся 6 класса
- должны знать: историю развития цветочной аранжировки, основные элементы создания цветочных композиций и способы размещения цветов в композиции;
- должны уметь; составлять цветочную композицию, составлять букет, бутоньерку.
Раздел 3. Основы цветочной аранжировки (7 класс)
Приемы сбора, сушки и хранения для сухих композиций. Особенности сушки материала в воздухе, вате, песке. Фиксация в глицериновом растворе.
Обработка растительного материала; отбеливание, окраска и т.д. Приемы продления жизни срезанных цветов.
Вазы, их формы и сочетания с растительным материалом. Изготовление заменителей ваз.
Вспомогательные средства и материалы аранжировки.
Способы крепления материала и композиции: сухой букет, новогодние композиции, фантазийные цветы и цветки.
Проектное задание: изготовить композицию по заданию (сухой или фантазийный букет) определенной формы (округлой, треугольной).
При изучении данного раздела учащиеся 7 класса
- должны знать: основные правила обработки цветочного материала, приемы фиксации растительного материала;
- должны уметь: фиксировать растительный и цветочный материал, составлять сезонные букеты, подготавливать к работе живой растительный и цветочный материал.
Раздел 4. Интерьерный (комнатный) фитодизайн (8 класс)
Растения в доме в прошлом и в настоящем времени.
Экологическая и эстетическая роль фитодизайна.
Типы помещений – жилые, служебные и производственные. Возможности содержания в них растений. Основные средообразующие факторы и их распределение в помещениях.
Жилой дом и его функциональные помещения: прихожая, кухня, зал, спальня.
Способы культивирования растений. Горшечная и контейнерная культуры.
Элементы фитодизайна в доме. Зеленое окно, зеленая люстра, зеленый островок, микросадик. Техника создания элементов фитодизайна и уход за ними.
Проект № 3 «Аптека на подоконнике»
Учащимся необходимо вырастить лекарственные растения на окне с использованием элементов интерьерного фитодизайна и с учетом биологических особенностей растений и типа помещения.
При изучении данного раздела учащиеся 8 класса
- должны знать: роль растений в интерьере, основные элементы интерьерного фитодизайна, правила и закономерности создания интерьерных композиций из комнатных растений;
- должны уметь: составлять интерьерные композиции с учетом биологических особенностей растений и типа помещений.
Раздел 5. Декоративное озеленение приусадебного участка
(школьной территории). (9класс)
Сельский двор и дачные усадьбы в ЕАО и их структура. Примеры усадеб других регионов России. Функциональные зоны усадьбы: жилая, хозяйственная, рекреационная, декоративная; основные принципы устройства зон.
Древесные растения на приусадебном участке, основные породы и их биологические свойства. Особенности посадки, выращивания и размножения древесных растений.
Создание декоративных элементов из древесных растений: зеленая изгородь, декоративные древесно-кустарниковые группы. Правила создания и размещения декоративных древесных групп на приусадебном участке.
Травянистые растения и их биологическое разнообразие: однолетние, двулетние,многолетние,луковичные,клубневые,корневищные, почво-покровные.
Основные культуры декоративных травянистых растений ЕАО и их выращивание (летние –бархатцы и др. ,не зимующие многолетники – гладиолусы, георгины и др., зимующие многолетники – дельфиниумы и др.).
Технологии выращивания травянистых растений.
Перспективные растения природной флоры и их выращивание (астра, водосбор, ирис и др.).
Элементы растительного оформления дачного участка: газон, клумба, рабатка, миксбордер. Правила и технологии создания декоративных растительных элементов.
Малые архитектурные формы: арка, пергола, трельяж, беседка.
Садовая мебель. Дорожки и помещения, подпорные стенки. Виды и технологии создания. Основы проектирования декоративного оформления приусадебного участка.
Проект № 4 «Двор моей мечты»
Проект направлен на создание оформления приусадебного участка: учащиеся составляют планировочные схемы, описание декоративных элементов фитодизайна, определяют потребность посадочного материала и затраты на проведение работ. При выполнении проекта используются компьютерные программы.
Примерный тематический план
Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними
(2 класс – 26 часов)
№ | Тема | Теория | Практические работы (лабораторные) | Всего |
1. | Введение | 1 | - | 1 |
2. | Строение декоративных растений | 1 | 2 | 3 |
3. | Особенности содержания растений в помещениях | 2 | 2 | 4 |
4. | Уход за комнатными растениями | 2 | 2 | 4 |
5. | Основные способы размножения комнатных растений | 1 | 3 | 4 |
6. | Защита растений от вредителей | 1 | 1 | 1 |
7. | Защита растений от болезней | 1 | 1 | 1 |
8. | Профилактический осмотр комнатных растений в кабинете | - | 2 | 2 |
9. | Работа над проектным заданием | 1 | 5 | 6 |
Итого: | 10 | 18 | 26 |
Раздел 1. Комнатные растения и уход за ними
(3 - 4 классы – 34 часа)
№ | Тема | Теория | Практические работы (лабораторные) | Всего |
1. | Жизненные формы комнатных растений | 6 | 6 | 12 |
2. | Размещение и подбор цветочных растений | 1 | 2 | 3 |
3. | Размещение растений в комнате | 1 | 2 | 3 |
4. | Аранжировка (составление композиций) | 1 | 2 | 3 |
5. | Профилактический осмотр растений в школе | 6 | 6 | |
6. | Работа над проектными заданиями | 1 | 6 | 7 |
Итого: | 34 |
Раздел 2. Разнообразие комнатных растений
(5 класс – 34 часа)
№ | Тема | Теория | Практические работы (лабораторные) | Всего |
1. | Характеристика природных условий мест естественного произрастания растений. | 1 | 1 | |
2. | Разнообразие комнатных растений | 10 | 10 | 20 |
3. | Профилактический осмотр и уход за растениями в интерьере кабинета биологии, школы. | 6 | 6 | |
4. | Работа над проектными заданиями | 1 | 6 | 7 |
Итого: | 34 |
Раздел 3. Основы цветочной аранжировки
(6 класс – 34 часа )
№ | Тема | Теория | Практические работы (лабораторные) | Всего |
1. | История развития цветочной аранжировки | 2 | 2 | |
2. | Основные правила создания цветочных композиций | 3 | 3 | 6 |
3. | Виды цветочной аранжировки и их использование | 4 | 8 | 12 |
4. | Правила цветочного этикета | 2 | 2 | 4 |
5. | Профилактический осмотр растений в школе | 3 | 3 | |
6. | Работа над проектными заданиями | 2 | 5 | 7 |
Итого: | 34 |
Раздел 3. Основы цветочной аранжировки
(7 класс- 34 часа)
№ | Тема | Теория | Практические работы (лабораторные) | Всего |
1. | Приемы фиксации растительного материала | 2 | 4 | 6 |
2. | Основные правила обработки и хранения растительного материала | 1 | 1 | 2 |
3. | Вазы и их заменители. | 4 | 8 | 12 |
4. | Способы размещения цветов в композициях | 1 | 1 | 2 |
5. | Сезонные букеты и композиции | 4 | 5 | 9 |
6. | Работа над проектными заданиями | 3 | 3 | |
Итого: | 34 |
Раздел 4. Интерьерный (комнатный) фитодизайн
(8 класс - 34 часа )
№ | Тема | Теория | Практические работы (лабораторные) | Всего |
1. | Экологические факторы содержания растений в домашних условиях | 2 | 2 | 4 |
2. | Квартира – как экосистема | 1 | 4 | 5 |
3. | Элементы фитодизайна | 6 | 6 | 12 |
4. | Профилактический осмотр растений в школе, в школьном дворе. | 6 | 6 | |
5. | Работа над проектными заданиями | 7 | 7 | |
Итого: | 34 |
Раздел 5. Декоративное озеленение приусадебного участка
(школьной территории)
(9класс – 34 часа )
№ | Тема | Теория | Практические работы (лабораторные) | Всего |
1. | Сельский двор и дачные усадьбы в ЕАО, их зонирование. | 2 | 4 | |
2. | Древесные растения на приусадебном участке, основные породы и их биологические свойства. | 2 | 1 | 3 |
3. | Травянистые растения и их биологическое разнообразие | 2 | 2 | 4 |
4. | Основные цветочные культуры. | 4 | 2 | 6 |
5. | Элементы растительного оформления дачного участка | 4 | 2 | 6 |
6. | Основы проектирования дачного участка | 2 | 2 | 4 |
7. | Профилактический осмотр растений в школе, в школьном дворе. | 2 | 2 | |
8. | Работа над проектным заданием | 5 | 5 | |
Итого: | 34 |
Литература:
1.Авдеева Е.Н. Русский ландшафтный дизайн. Под редакцией Н.П.Титовой –М.:ОЛМА-ПРЕСС,2000.
2. Клинковская Н.И., Пасечник В.В. Комнатные растения в школе.-М.:Просвещение,1986.
3.Минг В.К. Засушенные цветы.-М.,1998.
4. Тавлинова Г.К. Цветы в комнате и на болконе.-Л.:Агропромиздат,1985.
5. Хессайон Д.Г. Все о комнатных растениях.-М.:Кладезь,1996.
6. Хессайон Д.Г. Все о саде, за которым легко ухаживать.-М.:Кладезь,1999.
7. Хессайон Д.Г. Все об аранжировке цветов.-М.:Кладезь,1997.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по биологии, 7 класс "Экология животных"
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 7 класса "Экология животных"...
Рабочая программа элективного курса по биологии, 10 класс "Общая экология "
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 10 класса "Общая экология "...
Рабочая программа элективного курса по биологии, 11 класс "Социальная экология "
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 11 класса "Социальная экология "...
рабочая программа 9 класс к курсу "Биология. Введение в общую биологию и экологию"
Рабочая программа предназначена для учителей, работающих по УМК В. В. Пасечника...
Тематика исследовательских работ по биологии и экологии
Темы иссследовательских работ джля научных обществ учащихся....
Лабораторный практикум факультативного курса по биологии « Основы экологии. Защита окружающей среды»
Роль экологии растёт год от года, так как появляются всё новые и новые технологии в с/х и промышленности, отношения человека и природой обостряется. Экология – наука о связях живых организ...
Программа элективного курса по биологии "Экология человека" для учащихся 9 класса
P { margin-bottom: 0.21cm; } Программа элективного курса предназначена для учащихся 9 класса, подготавливающая к изучению биологии на профильном уровне. В зависимости от учебной нагрузки элективн...