Рабочая программа элективного курса по биологии, 7 класс "Экология животных"
элективный курс (биология, 7 класс) на тему
Представленный материал содержит рабочую программу элективного курса по биологии для 7 класса "Экология животных"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 176.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО протокол № __ от ____20__г. | Согласовано зам. директора по УВР _________Вантеева Е.А. | Утверждено Директор школы ________Ю.А. Ребзон |
____________/___________/ | __________ 2013 г. | _____________ 2013 г. |
Рабочая программа
элективного курса «Экология животных»
для 7 класса
Учитель первой квалификационной категории
Красинская Елена Валентиновна
2013 – 2014 учебный год
Пояснительная записка
Элективный курс «Экология животных» предназначен для учащихся 7 классов и носит предметно-ориентированный характер. Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на планете ).
Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у учащихся.
Сложившаяся в настоящее время система школьного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования экологической культуры. В условиях современной экологической ситуации важна экологизация всей системы образования и воспитания подрастающего поколения. Одним из важнейших принципов экологического образования считается принцип непрерывности – взаимосвязанный процесс обучения, воспитания и развития человека на протяжении всей его жизни.
Цели элективного курса «Экология животных»
– углубление и расширение экологических знаний учащихся через знакомство с многообразием представителей животного мира нашей планеты
– формирование таких общеучебных учебных действий, как умение поставить учебную задачу, выбрать способы и найти информацию для ее решения, уметь работать с информацией, структурировать полученные знания
– формирование логических учебных действий – умения анализировать и синтезировать новые знания, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения
Задачи данного элективного курса:
– научить анализировать представленный видеоматериал и находить ответы на поставленные учителем вопросы
– научить правильно формулировать вопросы к видеосюжетам о животных
– научить составлять рассказ о животном, используя план-клише
– познакомить учащихся с основными правилами оформления рефератов
– способствовать удовлетворению познавательных интересов учащихся
Успешность освоения программы курса может быть оценена по следующим критериям:
Учащиеся должны знать:
• основные понятия экологии – среда обитания, экологические факторы, природное сообщество, популяция, цепь питания
• основных представителей различных природных сообществ
• принципы составления цепей питания
Учащиеся должны уметь:
• анализировать видеофрагмент, текст о животном, выделяя главное
• определять черты приспособленности животных к среде обитания
• составлять цепи питания не менее чем из четырех звеньев
• составлять рассказ о животном используя план-клише
Данный курс связан с базовым курсом биологии основной школы, а также с курсом географии (принципы расселения животных на планете ).
Курс рассчитан на 34 часа и рекомендуется для изучения в течение учебного года.
Формы работы – коллективная, групповая, парная, индивидуальная
Методы работы – словесные, наглядные, поисковые, метод проектов, контроль и взаимопроверка
Содержание рабочей программы элективного курса «Экология животных» для 7 класса
Настоящая программа является авторской, она составлена с учетом тех знаний, умений и навыков, которыми владеют обучающиеся 7 класса.
№ п/п | Тема | Количество часов на изучение темы | В том числе: | Формируемые знания и умения учащихся/ компетенции (согласно стандарту образования) | ||
Уроки | Лабораторные, практические работы | Экскурсии | ||||
1 | Введение | 1 | 1 | Учащиеся должны знать: предмет изучения экологии животных | ||
2 | Условия существования животных (8 часов) | 8 | 7 | 1 | Учащиеся должны знать: основные среды обитания животных Учащиеся должны уметь: определять особенности среды обитания животного, черты приспособленности животного к среде обитания | |
3 | Роль животных в природе (4 часа) | 4 | 4 | Учащиеся должны знать: об отношениях организмов в популяциях , видах взаимодействия животных и других организмов Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; объяснять роль животных в природе | ||
4 | Животный мир суши (3 часа) | 3 | 3 | Учащиеся должны знать: – Представителей животного мира суши — о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных суши к условиям среды обитания | ||
5 | Животный мир морей и рек (1 час) | 1 | 1 | Учащиеся должны знать: – Представителей животного мира морей и океанов — о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных морей и океанов к условиям среды обитания | ||
6 | Животный мир почвы (2 часа) | 2 | 2 | Учащиеся должны знать: – Представителей животного мира почвы — о биологическом разнообразии как важнейшем условии устойчивости популяций, биоценозов, экосистем; Учащиеся должны уметь: решать простейшие экологические задачи; выявлять черты приспособленности животных почвы к условиям среды обитания | ||
7 | Сезонные изменения в жизни животных (2 часа) | 2 | 2 | Учащиеся должны знать: основные сезонные изменения в жизни животных региона Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой, анализировать просмотренный видеоматериал | ||
8 | Взаимоотношения между животными (5 часов) | 5 | 5 | Учащиеся должны знать: о типах взаимодействий организмов; разнообразии биотических связей; количественных оценках взаимосвязей хищника и жертвы, паразита и хозяина; законы конкурентных отношений в природе; об отношениях организмов в популяциях Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой | ||
9 | Численность животных (2 часа) | 2 | 2 | Учащиеся должны знать: причины изменения численности популяции и ее регуляция в природе; Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой | ||
10 | Животные в природных сообществах (2 часа) | 2 | 2 | Учащиеся должны знать: о месте человека в экосистеме Земли Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой | ||
11 | Изменения в животном мире Земли (2 часа) | 2 | 1 | 1 | Учащиеся должны знать: влияние человека на изменения в животном мире Земли Учащиеся должны уметь: работать с дополнительной и справочной литературой | |
12 | Охрана животных (2 часа) | 2 | 2 | Учащиеся должны знать: современные проблемы охраны природы (аспекты, принципы и правила охраны природы, правовые основы охраны природы); Учащиеся должны уметь: обосновывать необходимость природоохранных мероприятий |
Календарно тематическое планирование является приложением к авторской программе элективного курса «Экология животных» для обучающихся 7 класс, составлено с учетом использования учебника
Учебник Экология животных:: 7 класс: Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений/ В.Г. Бабенко, Д.В. Богомолов и др./ Под ред. Н.М. Черновой. – М.: Вентана-Граф, 2008.
34 часа в год, 1 час в неделю из компонента образовательного учреждения
Календарно-тематическое планирование элективного курса «Экология животных» для 7 класса
№ урока п/п | № темы | № урока в теме | Тема урока | Планируемая дата проведения урока | Фактическая дата проведения урока | Эксперимент, материально-техническое оснащение урока |
1. | Введение (1 час) | |||||
1. | 1. | Введение. Что изучает экология животных | 1.09-7.09 сентябрь | Видеофильм «Тайна рождения» | ||
2. | Условия существования животных (8 часов) | |||||
2. | 1. | Экскурсия «Условия обитания животных» | 08.09-14.09 сентябрь | |||
3. | 2. | Среда обитания и условия существования. | 15.09-21.09 сентябрь | Видеофильм «Дороги жизни» | ||
4. | 3. | Пища животных. Способы добывания пищи. | 22.09-28.09 сентябрь | Д. гербарий | ||
5. | 4. | Вода в жизни животных. | 29.09-5.10 октябрь | Д. водоплавающие животные | ||
6. | 5. | Воздух в жизни животных | 06.10-12.10 октябрь | Д. чучела птиц, перья | ||
7. | 6. | Температура среды обитания. | 13.10-19.10 октябрь | |||
8. | 7. | Свет в жизни животных | 20.10-26.10 октябрь | Д. табл. Животные почвы, животные открытых мест, ночные птицы | ||
9. | 8. | Жилища животных. Растения – укрытия и жилища для животных. | 27.10-02.11 ноябрь | В.ф. «Тайна рождения» | ||
3. | Роль животных в природе (4 часа) | |||||
10 | 1. | Влияние растительноядных животных на растения. | 10.11-16.11 ноябрь | Д. гербарий Видеофильм «Жираф» | ||
11. | 2. | Роль животных в опылении и распространении растений. | 17.11-23.11 ноябрь | Д. гербарий Видеофильм «Растения-путешественники» | ||
12. | 3. | Роль животных в образовании горных пород и почв | 24.11-30.11 ноябрь | Коллекция горных пород Видеофильм «Крылья над Серенгетти» | ||
13. | 4. | Влияние животных друг на друга. | 01.12-07.12 декабрь | Видеофильм «Бобр» | ||
4. | Животный мир суши (3 часа) | |||||
14. | 1. | Животные тундры и лесов умеренной зоны. | 08.12-14.12 Декабрь | Видеофильм «Северный олень» | ||
15. | 2. | Животные степей, саванн, прерий, пустынь. | 15.12-21.12 декабрь | Видеофильм «Зебра» | ||
16. | 3. | Животные тропических лесов и горных областей. | 22.12-28.12 декабрь | Видеофильм «Орангутанг» | ||
5. | Животный мир морей и рек (1 час) | |||||
17. | 1. | Водоем как многоэтажное жилище, взаимосвязи морских и пресноводных животных | 13.01-19.01 январь | Видеофильм «Морской слон» | ||
6. | Животный мир почвы (2 часа) | |||||
18. | 1. | Почва как среда обитания. Животные-землерои | 20.01-26.01 январь | Видеофильм «Калифорнийский суслик» | ||
19. | 2. | Обобщающее занятие по теме: «Животный мир экологических сред» | 27.01-02.02 февраль | Видеофильм «Тайна рождения» | ||
7. | Сезонные изменения в жизни животных (2 часа) | |||||
20. | 1. | Спячка и оцепенение | 03.02-09.02 Февраль | Видеофильм «Барибал» | ||
21. | 2. | Миграции животных | 10.02-16.02 февраль | Видеофильм «Дороги жизни» «Антилопа Гну» | ||
8. | Взаимоотношения между животными (5 часов) | |||||
22. | 1. | «Своя территория». Встреча будущих родителей | 17.02-23.02 февраль | Видеофильм «Тайна рождения » | ||
23. | 2. | Взаимодействие между родителями и детенышами. | 24.02-02.03 март | Видеофильм «Тайна рождения » | ||
24. | 3. | Групповой образ жизни. Иерархия. | 03.03-09.03 март | Видеофильм «Гориллы» | ||
25. | 4. | Хищник-жертва, паразит-хозяин, животные-нахлебники. | 10.03-16.03 март | Видеофильм «Большая охота» | ||
26. | 5. | Конкуренция и взаимовыгодные отношения между животными. | 04.04-10.04 апрель | Видеофильм «Гиены» | ||
9. | Численность животных (2 часа) | |||||
27. | 1. | Численность животных: популяции животных, изменение численности животных. | 11.04-17.04 Апрель | Видеофильм «Газель Томпсона» | ||
28. | 2. | Причины изменения численности животных. | 18.04-24.04 апрель | Видеофильм «Волк» | ||
10 | Животные в природных сообществах (2 часа) | |||||
29. | 1. | Животные биоценозов Иркутской области | 25.04-01.05 апрель | Слайд-фильм | ||
30. | 2. | Животные биоценозов Боханского района | 02.05-08.05 май | Экскурсия | ||
11. | Изменения в животном мире Земли (2 часа) | |||||
31. | 1. | Редкие и исчезающие животные | 09.05-15.05 май | Слайд-фильм | ||
32. | 2. | Животные, истребленные человеком | 16.05-22.05 Май. | Слайд-фильм | ||
12. | Охрана животных (2 часа) | |||||
33. | 1. | Красная книга. Охраняемые территории России | 23.05-29.05 Май | |||
34. | 2. | Заповедные территории Прибайкалья | 23.05-29.05 Май |
Учебно-методическое обеспечение
Набор таблиц «Животные»
- Схема развития животного мира
- Тип простейшие
- Тип кишечнополостные (гидра)
- Тип кишечнополостные, морская звезда
- Морские губки
- Тип кольчатые черви (дождевой червяк)
- Тип плоские черви (бычий цепень) – класс ленточные
- Класс ресничные черви, класс сосальщики
- Печеночный сосальщик
- Бычий цепень
- Многообразие паразитических червей
- Класс двустворчатые
- Тип моллюски (многообразие)
- Развитие хордовых (ланцетник)
- Тип членистоногие
- Тип членистоногие (майский жук)
- Внешнее строение рыбы
- Внешнее строение лягушки
- Тип хордовые. Класс млекопитающие
11. Класс насекомые
Литература
- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по биологии. – официальные документы в образовании, 2005, №4.
- Пасечник В. В., Пакулова В. М., Латюшин В. В. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 кл. – 7-е изд. – Москва: «Дрофа», 2010.
- Галушкова Н. И. Биология. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. – Волгоград: учитель, 2007.
- Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2007.
- Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2007.
- Пепеляева О. А., Сунцова И. В. Биология. 7 класс. Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.. Латюшина В.В., Шапкина В.А. и др. – М.: ВАКО, 2004.
- Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы / Под ред. профессора В.Н.Яценко. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по биологии" Занимательная биология" для 9 классов
Общебиологические знания необходимы не только специалистам, но и каждому человеку в отдельности, т.к. только понимание связи всего живого на планете поможет нам не наделать ошибок, ведущих катастрофе....
Рабочая программа элективного курса по биологии « Практикум по общей биологии»
Данный элективный курс поможет учащимся повторить основные разделы школьной программы, синтезировать огромный материал, быстро извлекать необходимую информацию из огромного числа источников, более эфф...

Рабочая программа элективного курса "Экология растений", "Экология животных", "Экология человека", "Экология и биосфера"
Рабочая программа составлена в соответствии с программой автор И.М. Швец. Включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание обучения, требования к уровню подготовки учащихся...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса
Рабочая программа элективного курса по биологии "Основные вопросы биологии" для 9 класса, 34 часа, для универсального класса...

Рабочая программа элективного курса по биологии "Подготовка к ОГЭ по биологии» в 9 классе"
Цель курса состоит в систематизации знаний в понимании биологических закономерностей, присущих живым организмам....

Рабочая программа элективного курса по биологии 11 класс. "Современные теории биологии".
Курс рассчитан на 17 часов....

рабочая программа элективного курса по биологии для 10-11 классов "Практическая биология" с использованием оборудования центра "Точка роста"
Программа разработана с учётом основного биологического материала, изложенного в учебнике «Общая биология. 10 – 11 классы» Каменский А. А., Криксунов Е. А., Пасечник В. В...