Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа составлена под руководством В.В.Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Прграмма расчитана на 2 часа | 191.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании нормативных и инструктивно – методических документов:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ от 29.12.2012
с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. – 92 с.
Согласно действующему Базисному учебному плану и регламента образовательного процесса на учебный год, рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю 70 ч
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии, формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Рабочая программа ориентирована на учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2008 – 303 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
называть
- общие признаки живых организмов;
- признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных;
- причины и результаты эволюции;
приводить примеры
- усложнения растений и животных в процессе эволюции;
- природных и искусственных сообществ;
- изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
- строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
- деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
- строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организмов; организма человека; лишайника как комплексного организма;
- обмен веществ и превращение энергии;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
- размножение, рост и развитие бактерий, грибов, растений и животных, особенности размножения и развития человека;
- вирусы как неклеточные формы жизни;
- среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
- особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
- роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особенности высшей нервной деятельности человека;
- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
- меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
- организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
- наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных семейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
сравнивать
- строение и функции клеток растений и животных;
- организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
- семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства
живой природы;
применять знания
- о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики
травм, заболеваний;
- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
- о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
- о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
- о клеточном строении организмов всех царств;
- о родстве и единстве органического мира;
- об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
наблюдать
- сезонные изменения в жизни растений и животных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных;
- результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;
соблюдать правила
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений и животных, поведением аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных, изменениями среды обитания под влиянием деятельности человека;
- проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Введение (2 часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
Уровни организации живой природы (52 часа)
Тема 1.1.
Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2.
Клеточный уровень (13 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка — структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии — основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание.
Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3.
Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4.
Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука.
Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5.
Экосистемный уровень (8 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания.
Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих
экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем .
Экскурсия в биогеоценоз.
Тема 1.6.
Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор.
Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов — микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия. Причины многообразия видов в природе.
Возникновение и развитие жизни (4 часа)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении
жизни. Краткая история развития органического
мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Экскурсия в краеведческий музей или на геологическое обнажение
Средства и формы контроля
Контроль уровня обученности.
Для контроля уровня обученности используются две основные системы: традиционная система. В этом случае учащийся должен иметь по теме оценки: за устный ответ или другую форму контроля тематического материала; за лабораторные работы (если они предусмотрены программными требованиями).
Итоговая оценка (за триместр) выставляется как среднеарифметическая всех перечисленных оценок. Текущие оценки могут использоваться только для повышения итоговой оценки.
Задания, используемые в качестве измерителей, содержатся в следующих источниках:
- ГИА – 2009: Экзамен в новой форме: Биология: 9-й кл.: Тренировочные варианты экзаменационных работ для проведения государственной итоговой аттестации в новой форме / авт.-сост. В.С. Рохлов, А.В. Теремов, С.Б. Трофимов, Я.О. Алексеева, Г.И. Лернер.- М.: АСТ: Астрель, 2009. (Федеральный институт педагогических измерений).
- Биология. Подготовка к государственной итоговой аттестации в новой форме – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 2010.
- С.И. Колесников, А.А. Кириленко. Биология. 9 класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9.
- А.А.Каменский, Н.А Соколова, С.А. Титов. Вступительные экзамены: ваша оценка по биологии. – М.: Издательский центр «Вентана Граф», 2007.
НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1) опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2) или было допущено два-три недочета;
3) или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4) или эксперимент проведен не полностью;
5) или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2) или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4) допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1) не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4) допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1) выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1) не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2) или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1) не более двух грубых ошибок;
2) или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3) или не более двух-трех негрубых ошибок;
4) или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5) или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1) допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2) или если правильно выполнил менее половины работы.
УМК и ОБОРУДОВАНИЕ
Образовательная программа | 1 . Природоведение. Биология. Естествознание: содержание образования: сборник нормативно – правовых документов и методических материалов/ авт. – сост.: Т.Б. Васильева, И.Н. Иванова. М. :Вентана – Граф, 2009. -240с. – (Современное образование). 2. Программа для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. – 92 с. |
Учебник | А.А. Каменский Е.А. Крискунов Е.А. Биология. Введение в общую биологию экология: учеб, для 9 кл. общеобразоват. учреждений - 9-е изд., стереотип. М.; Дрофа 2008. – 303 с. |
Учебно-методическое пособие для учителя | Пасечник В.В. Тематическое и поурочное планирование введение в общую биологию - М.; Дрофа 2007 |
Дидактические материалы | 1. Сухова Т.С. Тесты по биологии. 6-8 кл.: 6-е изд., стереотип. - М; Дрофа, 2002.-80 с. 2. Панина Г. Н. Биология. Диагностические работы. 6-9 классы (авторская линия В. В. Пасечника) СПб.: Паритет, 2006.-160с. |
СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
Объекты натуральные
- гербарий к курсу основ общей биологии,
- виды защитных окрасок у животных (коллекция раздаточная),
- форма сохранности ископаемых растений и животных (коллекция раздаточная),
- набор микропрепаратов по общей биологии,
- таблица «Развитие растительного и растительного мира»,
- таблица «Современная система органического мира»,
- видеофильм «Возникновение жизни на Земле».
Оборудование лабораторное
Приборы
- Лупа
- Микроскоп учебный
Оборудование для опытов
- Воронка лабораторная
- Пробирки
- Зажим пробирочный ЗП
- Колба коническая
- Мензурка 500 мл
- Набор посуды и принадлежностей для проведения лабораторных работ НПП
- Спиртовка лабораторная
- Пинцет
- Цилиндр измерительный 250 мл
- Шпатель фарфоровый
- Штатив лабораторный Шлб
- Лоток для раздаточного материала
- Ножницы
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ (68часов)
№ | Тема урока | Кол-во | Дата | Оборудование | Примечание | |||||||||||||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||||||||||||
1 | Введение. Биология – наука о жизни. | 1 | 3.09 | |||||||||||||||||||||||||||
2 | Методы исследования в биологии. | 1 | 7.09 | Портреты учёных Р. Гука.Ж.Б.Ламарк. Т.Швана | ||||||||||||||||||||||||||
3 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | 10.09 | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 1. Уровни организации живой природы. | ||||||||||||||||||||||||||||||
Молекулярный уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
4 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1 | 14.09 | презентация | ||||||||||||||||||||||||||
5 | Углеводы. | 1 | 17.09 | |||||||||||||||||||||||||||
6 | Липиды. | 1 | 21.09 | |||||||||||||||||||||||||||
7 | Состав и строение белков. | 1 | 28.09 | презентация | ||||||||||||||||||||||||||
8 | Функции белков. | 1 | 1.10 | |||||||||||||||||||||||||||
9 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | 5.10 | презентация | ||||||||||||||||||||||||||
10 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | 8.10 | |||||||||||||||||||||||||||
11 | Биологические катализаторы. | 1 | 12.10 | презентация | ||||||||||||||||||||||||||
12 | Вирусы. | 1 | 15.10 | презентация | ||||||||||||||||||||||||||
13 | «Молекулярный уровень организации живой природы». | 1 | 19.10 | |||||||||||||||||||||||||||
Клеточный уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
14 | Основные положения клеточной теории. | 1 | презентация | |||||||||||||||||||||||||||
15 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. ЛР №1 Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. | 1 | 22.10 | |||||||||||||||||||||||||||
16 | Ядро. | 1 | 26.10 | таблица | ||||||||||||||||||||||||||
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | 9.11 | таблица | ||||||||||||||||||||||||||
18 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 1 | 12.11 | таблица | ||||||||||||||||||||||||||
19 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | 16.11 | таблица | ||||||||||||||||||||||||||
20 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот. | 1 | 19.11 | |||||||||||||||||||||||||||
21 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | 23.11 | |||||||||||||||||||||||||||
22 | Энергетический обмен в клетке. | 1 | 26.11 | презентация | ||||||||||||||||||||||||||
23 | Питание клетки. Гетеротрофы. | 1 | 30.11 | |||||||||||||||||||||||||||
24 | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | 3.12 | |||||||||||||||||||||||||||
25 | Синтез белков в клетке. Транскрипция | 1 | 7.12 | презентация | ||||||||||||||||||||||||||
26 | Синтез белка в клетке.Трансляция | 1 | 10.12 | |||||||||||||||||||||||||||
27 | Деление клетки. Митоз. | 1 | 14.12 | |||||||||||||||||||||||||||
28 | «Клеточный уровень организации живой природы». | 1 | 17.12 | |||||||||||||||||||||||||||
Организменный уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
29 | Бесполое размножение организмов. | 1 | 21.12 | |||||||||||||||||||||||||||
30 | Половое размножение организмов. | 1 | 24.12 | |||||||||||||||||||||||||||
31 | Оплодотворение.Мейоз | 1 | 28.12 | |||||||||||||||||||||||||||
32 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон. | 1 | 14.01 | |||||||||||||||||||||||||||
33 | Закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | 18.01 | |||||||||||||||||||||||||||
34 | Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание. | 1 | 21.01 | |||||||||||||||||||||||||||
35 | Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков. | 1 | 25.01 | Табл. «Дигибридное скрещивание гороха» | ||||||||||||||||||||||||||
36 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т. Моргана. Перекрест. | 1 | 28.01 | |||||||||||||||||||||||||||
37 | Взаимодействие генов. | 1 | 1.02 | |||||||||||||||||||||||||||
38 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | 4.02 | |||||||||||||||||||||||||||
39 | Закономерности изменчивости: модификационная изменчивость. Норма реакции. ЛР №2 Выявление изменчивости организмов. | 1 | 8.02 | Лавровые листья, колосья пшеницы, семена фасоли | ||||||||||||||||||||||||||
40 | Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. | 1 | 11.02 | |||||||||||||||||||||||||||
41 | Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова | 1 | 15.02 | Портрет Н.И.Вавилова, географ.карта мира | ||||||||||||||||||||||||||
42 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | 18.02 | |||||||||||||||||||||||||||
Популяционно – видовой уровень | 3.03 | |||||||||||||||||||||||||||||
43 | Критерии вида. ЛР №3 Изучение морфологического критерия вида | 1 | 22.01 | 7.03 | Живые растения, гербарный материал | |||||||||||||||||||||||||
44 | Популяции. | 1 | 25.02 | видеофильм | ||||||||||||||||||||||||||
45 | Биологическая классификация. | 1 | 29.02 | |||||||||||||||||||||||||||
Экосистемный уровень | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||
46 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз. | 1 | 3.03 | |||||||||||||||||||||||||||
47 | Состав и структура сообщества. | 1 | 7.03 | 24.03 | Таб. «Пирамиды численности» | |||||||||||||||||||||||||
48 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. Продуктивность сообщества. | 1 | 10.03 | 4.04 | ||||||||||||||||||||||||||
49 | Экскурсия в биогеоценоз. Саморазвитие экосистемы. | 1 | 14.03 | |||||||||||||||||||||||||||
50 | Экологические факторы. Условия среды. Общие закономерности влияния экологических факторов на организмы. | 1 | 17.03 | Таб. Кривая толерантности. | ||||||||||||||||||||||||||
51 | Экологические ресурсы. Адаптация организмов к различным условиям существованиям. | 1 | 21.03 | |||||||||||||||||||||||||||
52 | Межвидовые отношения организмов. | 1 | 25.03 | |||||||||||||||||||||||||||
53 | Колебания численности организмов. Экологическая регуляция. | 1 | 4.04 | |||||||||||||||||||||||||||
Биосферный уровень | ||||||||||||||||||||||||||||||
54 | Биосфера. Сферы жизни. | 1 | 7.04 | таб., рис. «Обитатели водной среды», «Обитатели почвы» | ||||||||||||||||||||||||||
55 | Средообразующая деятельность организмов. Круговорот веществ в биосфере. | 1 | 11.04 | |||||||||||||||||||||||||||
56 | Эволюция биосферы. | 1 | 14.04 | Открытки с редкими и исчезающими видами животных и растений. (Красная книга) | ||||||||||||||||||||||||||
57 | Антропогенное воздействие на биосферу. Основы рационального природопользования. | 1 | 18.04 | |||||||||||||||||||||||||||
Раздел 2. Эволюция | 1 | |||||||||||||||||||||||||||||
58 | Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина. | 1 | 21.04 | презентация | ||||||||||||||||||||||||||
59 | Изменчивость организмов. Генетическое равновесие в популяциях и его нарушения. | 1 | 25.04 | |||||||||||||||||||||||||||
60 | Борьба за существование и естественный отбор. | 1 | 28.04 | презентация | ||||||||||||||||||||||||||
61 | Формы естественного отбора. | 1 | 5.05 | |||||||||||||||||||||||||||
62 | Видообразование. Изолирующие механизмы. | 1 | 12.05 | таб. « Видовое многообразие в растительном и животном мире» | ||||||||||||||||||||||||||
63 | Макроэволюция. Основные закономерности эволюции. | 1 | 16.05 | Таб. «Сравнение зародышей поз-воночных на ранних стадиях развития» | ||||||||||||||||||||||||||
Раздел 3. Возникновение и развитие жизни на Земле. | 19.05 | |||||||||||||||||||||||||||||
64 | Гипотезы возникновения жизни. Развитие представлений о происхождении жизни. Гипотеза Опарина – Холдейна. Современные гипотезы происхождения жизни. | 1 | 23.05 | |||||||||||||||||||||||||||
65-66 | Основные этапы развития жизни на Земле ЛР № 4 .Изучение палеонтологических до-казательств эволюции. | 2 | 26.05 | Колба Пастера | ||||||||||||||||||||||||||
67-68 | Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. | 2 | 26.05 | Таб.-схема «Основные этапы развития жизни» | ||||||||||||||||||||||||||
69-70 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 | 30.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...