Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему
Рабочая программа составлена под руководством В.В.Пасечника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа рассчитана на 2 часа в неделю | 43.04 КБ |
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, на основе Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" : №273-ФЗ принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г ,Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Цель:
- Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю. знакомство учащихся с зоологией – наукой о животных, этапами её развития,
- раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.
Задачи:
- развитие познавательного интереса к изучению природы,
- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,
- формирование понятия о необходимости охраны животных.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа предусматривает в 7-х классах обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (всего за год 70 часов)
На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 7-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся школы.
Основные и дополнительные элементы содержания представлены в рабочей программе в графах «Элементы содержания» и «Дополнительные элементы содержания».
Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.
В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:воспроизведение и описание учебной информации; интеллектуальный уровень;творческий уровень.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования к учебнику «Биология. Животные» // В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. М. – Дрофа, 2002г.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
Введение. Общие сведения о животном мире
История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.
1. Многообразие животных
Простейшие
Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.
Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.
Лабораторная работа
Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.
Многоклеточные животные
Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.
Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с многообразием круглых червей.
Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Внешнее строение дождевого червя.
Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.
Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.
Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.
Лабораторная работа
Изучение представителей отрядов насекомых.
Тип хордовые. Класс ланцетники.
Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.
Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Лабораторная работа
Изучение внешнего строения птиц.
Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.
Демонстрация видеофильма.
2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных
Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.
Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.
Лабораторные работы
Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.
Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных
3 Индивидуальное развитие животных
Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.
Лабораторная работа
Изучение стадий развития животных и определение их возраста.
4. Развитие животного мира на Земле
Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.
Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.
Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.
5.Закономерности размещения животных на Земле
Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.
Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.
6. Биоценозы
Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.
Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.
7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека
Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.
Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.
Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.
Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.
Учебно - тематический план
«Биология» 7 класс
№ п/п | Название темы | Количество часов | Контрольные работы | Лабораторные работы |
1. | Введение | 2 | ||
2. | Многообразие животных часа | 32 | №1 | №1-№10 |
3 | Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных | 16 | №2 | №11-№16 |
4. | Индивидуальное развитие животных | 6 | №3 | №17 |
5. | Развитие животного мира на Земле | 3 | ||
6. | Закономерности размещения животных на Земле | 2 | №4 | |
7. | Биоценозы | 3 | ||
8. | Животный мир и хозяйственная деятельность человека | 6 | №5 | |
ИТОГО: | 70 | 5 | 17 |
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения биологии ученик должен:
Знать/ понимать
- Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
- Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
- Особенности строения организмов животных разных систематических групп
Уметь
- Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
- Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
- Распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
- Выявлять изменчивость организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
- Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- Определять принадлежность животных определенной систематической группе (классификация)
- Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
- Оказания первой помощи при укусах животных
- Соблюдения правил поведения в окружающей среде
- Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними
Литература для учителя
- В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 304с.: ил.;
- а также методических пособий для учителя:
- В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2004, - 192с.;
- Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
- Тесты по биологии к учебнику «Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений» В.В. Латюшин, В.А. Шапкин./ Н.Ю. Захарова. – М.: изд. «Экзамен», 2006.
- Латюшин В.В, Уфимцева Г.А. Биология. Животные 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений» В.В. Латюшин, В.А. Шапкин: Пособие для учителя . – М.: Дрофа, 2001
Литература для учащихся:
- Никишов А.И. Школьный практикум. Биология. Животные. М.: Владос.2001.
- Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1999
- Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
- Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.
Календарно – тематическое планирование
Биология 7 класс
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов | дата | оборудование | Примечание | ||||||
план | факт | ||||||||||
1 | История изучения животных. | 1 | 3.09 | учебник | |||||||
2 | Современная зоология, её структура и методы исследования. | 1 | 7.09 | Презентация | |||||||
3 | Корненожки,радиолярии,солнечники,споровики. | 1 | 10.09 | презентация | |||||||
4 | Общая характеристика простейших. | 1 | 14.09 | плакат | |||||||
5 | Тип Губки. | 1 | 17.09 | рисунок | |||||||
6 | Тип Кишечнополостные. Строение и образ жизни гидры пресноводной. | 1 | 21.09 | презентация | |||||||
7 | Тип Плоские черви. | 1 | 28.09 | учебник | |||||||
8 | Тип Круглые черви. | 1 | 1.10 | Влажные препараты | |||||||
9 | Тип Кольчатые черви или Кольчецы. | 1 | 5.10 | рисунок | |||||||
10 | Классы Кольчецов | 1 | 8.10 | Живые дождевые черви | |||||||
11 | Тип Моллюски. | 1 | 12.10 | коллекция | |||||||
12 | Классы моллюсков. Многообразие моллюсков. | 15.10 | коллекция | ||||||||
13 | Тип Иглокожие | 1 | 19.10 | модель | |||||||
14 | Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. | 1 | 22.10 | Влажные препараты | |||||||
15 | Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. | 1 | 26.10 | Сухой зоопепарат | |||||||
16 | Класс Насекомые. Общая характеристика и значение. | 1 | 29.10 | Коллекция насекомых | |||||||
17 | Отряды Насекомых. | 5.11 | рисунки | ||||||||
18 | Отряды Насекомых Контрольный тест по теме "Беспозвоночные". | 1 | 9.11 | презентация | |||||||
19 | Отряды Насекомых | 1 | 12.11 | зоопрепараты | |||||||
20 | Отряды Насекомых | 1 | 16.11 | коллекция | |||||||
21 | Роль насекомых в природе и жизни человека. | 19.11 | учебник | ||||||||
22 | Зачет по теме «Беспозвоночные» | 23.11 | |||||||||
23 | Характеристика хордовых животных. Подтипы Бесчерепные и Черепные. | 1 | 26.11 | ||||||||
24 | Классы Рыбы. | 1 | 30.11 | ||||||||
25 | Подкласс Хрящевые рыбы. | 1 | 3.12 | презентация | |||||||
26 | Подкласс Костные рыбы. | 1 | 7.12 | презентация | |||||||
27 | Класс Земноводные или Амфибии. | 1 | 10.12 | Влажные препараты | |||||||
28 | Класс Пресмыкающиеся или Рептилии. | 1 | 14.12 | презентация | |||||||
29 | Отряды Чешуйчатые | 1 | 17.12 | ||||||||
30 | Характеристика класса птиц. | 1 | 21.12 | ||||||||
31 | Отряды птиц.Нелетающие птицы | 1 | 24.12 | презентация | |||||||
32 | Водоплавающие птицы и птицы околоводных пространств. | 28.12 | плакаты | ||||||||
33 | Хищные птицы | 1 | 14.01 | презентация | |||||||
34 | Куриные и Воробьинообразные. Контрольный тест по теме "Позвоночные". | 1 | 18.01 | ||||||||
35 | Класс Млекопитающие.Первозвери. | 1 | 21.01 | плакаты | |||||||
37 | Отряды Млекопитающих | 1 | 25.01 | презентация | |||||||
38 | Грызуны,зайцеобразные. | 28.01 | |||||||||
39 | Отряды млекопитающих | 1 | 1.02 | презентация | |||||||
40 | Китообразные,Ластоногие,Хищные. | 4.02 | |||||||||
41 | Отряды млекопитающих | 1 | 8.02 | плакат | |||||||
42 | Отряды млекопитающих (Приматы). | 1 | 11.02 | ||||||||
43 | Покровы тела. | 1 | 15.02 | плакат | |||||||
44 | Опорно-двигательная система. | 1 | 18.02 | плакат | |||||||
45 | Способы передвижения животных. Полости тела. | 1 | 22.01 | презентация | |||||||
46 | Органы дыхания и газообмен. | 1 | 25.02 | плакат | |||||||
47 | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 1 | 29.02 | презентация | |||||||
48 | Органы дыхания.Газообмен. | 3.03 | плакат | ||||||||
49 | Кровеносная система. Кровь. | 1 | 7.03 | ||||||||
50 | Органы выделения. | 1 | 10.03 | ||||||||
51 | Нервная система. Инстинкт. Рефлекс. | 1 | 14.03 | плакат | |||||||
52 | Органы чувств. | 1 | 17.03 | ||||||||
53 | Обобщающий урок по теме «Физиология животных» | 21.03 | |||||||||
54 | Продление рода. Органы размножения. | 1 | 24.03 | ||||||||
55 | Способы размножения животных. Оплодотворение. | 1 | 4.04 | ||||||||
56 | Развитие животных с превращением и без превращения. | 1 | 7.04 | коллекция | |||||||
57 | Периодизация и продолжительность жизни животных. | 1 | 11.04 | плакат | |||||||
58 | Доказательства эволюции животных. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции животных. | 1 | 14.04 | плакат | |||||||
59 | Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Многообразие видов как результат эволюции | 1 | 18.04 | презентация | |||||||
60 | Ареалы обитания. Закономерности размещения животных Миграции. | 1 | 21.04 | презентация | |||||||
61 | Естественные и искусственные биоценозы. | 1 | 25.04 | плакат | |||||||
62 | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 1 | 28.04 | презентация | |||||||
63 | Цепи питания. Поток энергии. | 1 | 5.05 | ||||||||
64 | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 1 | 12.05 | учебник | |||||||
65 | Воздействие человека и его деятельности на животных. | 1 | 16.05 | ||||||||
66 | Законы России об охране животного мира. | 1 | 19.05 | Красная книга РБ | |||||||
67 | Система мониторинга. | 23.05 | |||||||||
68 | Охрана и рациональное использование животного мира. | 1 | 26.05 | энциклопедия | |||||||
69 | Контрольный тест по разделу 6 "Животный мир и хозяйственная деятельность человека". | 1 | 26.05 | ||||||||
70 | Современная зоология и общество. | 1 | 30.05 | ||||||||
Итого: | 70 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...