Рабочая программа по биологии 7 класс
рабочая программа по биологии (7 класс) на тему

Фатихова Фанзиля Мавлявиевна

Рабочая программа составлена  под руководством В.В.Пасечника

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена с учётом Федерального Государственного стандарта, на основе Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" : №273-ФЗ принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2012г  ,Примерной программы основного общего образования по биологии для 7-го класса «Животные», авторов В. В. Пасечника, В. В. Латюшина В.М. Пакуловой //Сборник нормативных документов. Биология/ Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2006,- 172., полностью отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся. 

Цель:

  • Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 7-го класса предусматривает обучение биологии в объёме 2 часа в неделю. знакомство учащихся с зоологией – наукой о животных, этапами её развития,
  • раскрытие роли животных в природе и их значения для человека.

Задачи:

  • развитие познавательного интереса к изучению природы,
  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к животному миру,
  • формирование понятия о необходимости охраны животных.

В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Согласно действующему в школе учебному плану и с учетом направленности классов рабочая программа предусматривает в 7-х классах  обучение биологии в объеме 2 часов в неделю (всего за год 70 часов)

На основании примерных программ МОРФ, содержащих требования к минимальному объему содержания по биологии в 7-х классах, реализуется базисный и продвинутый уровни преподавания биологии, что позволяет реализовать индивидуальный подход к обучению, развитие познавательной активности младших подростков и формирование познавательной и информационных компетентностей учащихся школы.

Основные и дополнительные элементы содержания представлены в рабочей программе в графах «Элементы содержания» и «Дополнительные элементы содержания».

Рабочая программа для 7 класса включает в себя сведения о строении и жизнедеятельности животных, их многообразии, принципах классификации, индивидуальном и историческом развитии, структуре и функционировании биогеоценозов, их изменении под влиянием деятельности человека.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Результаты обучения приведены в графе «Требования к уровню подготовки», которые сформулированы в деятельностной форме и полностью соответствуют стандарту. Представленная в рабочей программе последовательность требований к каждому уроку соответствует усложнению проверяемых видов деятельности.

В контексте деятельностного подхода к обучению биологии изучение тем включает в себя три уровня освоения учебной информации:воспроизведение и описание учебной информации; интеллектуальный уровень;творческий уровень.

Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы (предусмотренные Примерной программой). Все лабораторные и практические работы являются этапами комбинированных уроков и могут оцениваться по усмотрению учителя.

Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.Данная программа по биологии составлена в соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования к учебнику  «Биология. Животные» // В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. М. – Дрофа, 2002г.

               СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО  КУРСА

Введение. Общие сведения о животном мире

История изучения животных. Методы изучения животных. Наука зоология и её структура. Сходство и различия животных и растений. Систематика животных.

1. Многообразие животных

Простейшие

Простейшие. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Колониальные организмы.

Демонстрация живых инфузорий, микропрепаратов простейших.

Лабораторная работа

Наблюдение многообразия водных одноклеточных животных.

Многоклеточные животные

Тип губки. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип кишечнополостные. Многообразие, среда обитания, образ жизни. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация микропрепаратов гидры, образцов кораллов, влажных препаратов медуз, видеофильма.

Тип плоские черви. Многообразие, среда и места обитания. Образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Тип круглые черви. Многообразие, среда и места обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с многообразием круглых червей.

Тип кольчатые черви. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Внешнее строение дождевого червя.

Тип моллюски. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Знакомство с разнообразием брюхоногих и головоногих моллюсков.

Тип иглокожие. Многообразие, среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация морских звёзд и других иглокожих, видеофильма.

Тип членистоногие. Класс ракообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс паукообразные. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Класс насекомые. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека.

Лабораторная работа

Изучение представителей отрядов насекомых.

Тип хордовые. Класс ланцетники.

Надкласс рыбы. Многообразие: круглоротые, хрящевые, костные. Среда обитания, образ жизни, поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Наблюдение за внешним строением и передвижением рыб.

Класс земноводные. Многообразие: безногие, хвостатые, бесхвостые. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс пресмыкающиеся. Многообразие: ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Класс птицы. Многообразие. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Лабораторная работа

Изучение внешнего строения птиц.

Класс млекопитающие. Важнейшие представители отрядов млекопитающих. Среда обитания, образ жизни и поведение. Биологические и экологические особенности. Значение в природе и жизни человека. Исчезающие, редкие и охраняемые виды.

Демонстрация видеофильма.

2. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

Покровы тела. Опорно-двигательная система и способы передвижения. Полости тела. Органы дыхания, пищеварения, выделения, кровообращения. Кровь. Обмен веществ и энергии. Органы размножения, продления рода. Органы чувств, нервная система, инстинкт, рефлекс. Регуляция деятельности организма.

Демонстрация влажных препаратов, скелетов, моделей и муляжей.

Лабораторные работы

Изучение особенностей различных покровов тела. Наблюдение за способами передвижения животных.

Наблюдение за способами дыхания животных. Наблюдение за особенностями питания животных. Знакомство с различными органами чувств у животных

3 Индивидуальное развитие животных

Способы размножения. Оплодотворение. Развитие с превращением и без превращения. Периодизация и продолжительность жизни.

Лабораторная работа

Изучение стадий развития животных и определение их возраста.

4. Развитие  животного мира на Земле

Доказательства эволюции: сравнительно-анатомические, эмбриологические, палеонтологические.

Ч. Дарвин о причинах эволюции животного мира. Усложнение строения животных и разнообразие видов как результат эволюции.

Демонстрация палеонтологических доказательств эволюции.

5.Закономерности размещения животных на Земле

Ареал. Зоогеографические области. Закономерности размещения. Миграции.

Фенологические наблюдения за весенними явлениями в жизни животных.

6. Биоценозы

Естественные и искусственные биоценозы (водоём, луг, степь, тундра, лес, населенный пункт). Факторы среды и их влияние на биоценоз. Цепи питания, поток энергии. Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

Экскурсия: изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза.

7. Животный мир и хозяйственная деятельность человека

Воздействие человека и его деятельности на животных. Промыслы.

Одомашнивание. Разведение, основы содержания и селекции сельскохозяйственных животных.

Законы об охране животного мира. Система мониторинга. Охраняемые территории. Красная книга. Рациональное использование животных.

Экскурсия: посещение выставок сельскохозяйственных и домашних животных.

Учебно - тематический план

«Биология» 7 класс

п/п

Название темы

Количество часов

Контрольные работы

Лабораторные  работы

1.

Введение

2

2.

Многообразие животных  часа

32

№1

№1-№10

3

Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных

16

№2

№11-№16

4.

Индивидуальное развитие животных

6

№3

№17

5.

Развитие животного мира на Земле

3

6.

Закономерности размещения животных на Земле

2

№4

7.

Биоценозы

3

8.

Животный  мир и хозяйственная деятельность человека

6

№5

ИТОГО:

70

5

17

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии ученик должен:

Знать/ понимать

  • Признаки биологических объектов: живых организмов; животных; популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона
  • Сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма животных, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
  • Особенности строения организмов животных разных систематических групп

Уметь

  1. Объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию животных; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; необходимость защиты окружающей среды
  2. Изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых  и приготовленных микропрепаратов и описывать биологические объекты
  3. Распознавать и описывать: на таблицах основные  части и органоиды животной клетки; на живых объектах и таблицах органы и системы органов животных, животных  отдельных типов и классов; наиболее распространённых животных своей местности, домашних животных, опасные для человека животные.
  4. Выявлять изменчивость  организмов, приспособления животных к среде обитания, типы взаимодействия разных видов животных между собой и с другими компонентами экосистем
  5. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, животных, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  6. Определять принадлежность  животных определенной систематической группе (классификация)
  7. Проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки животных основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значение зоологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о животных (в том числе с использованием информационных технологий);

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • Соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными;
  • Оказания первой помощи при укусах животных
  • Соблюдения правил поведения в окружающей среде
  • Выращивания и размножения домашних животных, ухода за ними

          Литература для учителя

  1. В.В. Латюшин, В.А. Шапкин «Биология. Животные»: 7класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2005. – 304с.: ил.;
  2. а также методических пособий для учителя:
  3. В.В. Латюшин, Г.А. Уфимцева «Биология. Животные» 7 класс: Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные» 7 класс. – М.: Дрофа, 2004, - 192с.;
  4. Рабочие программы по биологии 6-11 классы (по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова; В.В. Пасечника; И.Н. Пономарёвой) Авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. М.: ООО «Глобус», 2007;
  5. Тесты по биологии  к учебнику «Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений» В.В. Латюшин, В.А. Шапкин./ Н.Ю. Захарова. – М.: изд. «Экзамен», 2006.
  6. Латюшин В.В, Уфимцева Г.А. Биология. Животные 7 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику «Биология. Животные: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений» В.В. Латюшин, В.А. Шапкин: Пособие для учителя . – М.: Дрофа, 2001

Литература для учащихся:

  1. Никишов А.И. Школьный практикум. Биология. Животные. М.: Владос.2001.
  2. Шарова И.Х. Зоология беспозвоночных: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1999
  3. Серия «Эрудит». Мир животных. М.: ООО «ТД «Издательство Мир книги», 2006.
  4. Биология: Школьная энциклопедия. М.: Большая Российская энциклопедия, 2004.

Календарно – тематическое планирование

Биология  7  класс

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во

часов

дата

оборудование

Примечание

план

факт

1

История изучения животных.

1

3.09

учебник

2

Современная зоология, её структура и методы исследования.

1

7.09

Презентация

3

Корненожки,радиолярии,солнечники,споровики.

1

10.09

презентация

4

Общая характеристика простейших.

1

14.09

плакат

5

 Тип Губки.

1

17.09

рисунок

6

Тип Кишечнополостные. Строение  и образ жизни гидры пресноводной.

1

21.09

презентация

7

Тип Плоские черви.

1

28.09

учебник

8

Тип Круглые черви.

1

1.10

Влажные препараты

9

Тип Кольчатые черви или Кольчецы.

1

5.10

рисунок

10

Классы Кольчецов

1

8.10

Живые дождевые черви

11

Тип Моллюски.

1

12.10

коллекция

12

Классы моллюсков. Многообразие моллюсков.

15.10

коллекция

13

Тип Иглокожие

1

19.10

модель

14

Тип Членистоногие. Класс Ракообразные.

1

22.10

Влажные препараты

15

Тип Членистоногие. Класс Паукообразные.

1

26.10

Сухой зоопепарат

16

Класс Насекомые. Общая характеристика и значение.

1

29.10

Коллекция насекомых

17

Отряды Насекомых.

5.11

рисунки

18

Отряды Насекомых Контрольный тест по теме "Беспозвоночные".

1

9.11

презентация

19

Отряды Насекомых

1

12.11

зоопрепараты

20

Отряды Насекомых

1

16.11

коллекция

21

 Роль насекомых в природе и жизни человека.

19.11

учебник

22

Зачет по теме «Беспозвоночные»

23.11

23

Характеристика хордовых животных. Подтипы Бесчерепные и Черепные.

1

26.11

24

Классы Рыбы.

1

30.11

25

Подкласс Хрящевые рыбы.

1

3.12

презентация

26

Подкласс Костные  рыбы.

1

7.12

презентация

27

Класс Земноводные или Амфибии.

1

10.12

Влажные препараты

28

Класс Пресмыкающиеся или Рептилии.

1

14.12

презентация

29

Отряды Чешуйчатые

1

17.12

30

Характеристика класса  птиц.

1

21.12

31

Отряды птиц.Нелетающие птицы

1

24.12

презентация

32

Водоплавающие птицы и птицы околоводных пространств.

28.12

плакаты

33

Хищные птицы

1

14.01

презентация

34

Куриные и  Воробьинообразные.

 Контрольный тест по теме "Позвоночные".

1

18.01

35

Класс Млекопитающие.Первозвери.

1

21.01

плакаты

37

Отряды Млекопитающих

1

25.01

презентация

38

Грызуны,зайцеобразные.

28.01

39

Отряды млекопитающих

1

1.02

презентация

40

Китообразные,Ластоногие,Хищные.

4.02

41

Отряды млекопитающих

1

8.02

плакат

42

 Отряды млекопитающих (Приматы).

1

11.02

43

Покровы тела.

1

15.02

плакат

44

Опорно-двигательная система.

1

18.02

плакат

45

Способы передвижения животных. Полости тела.

1

22.01

презентация

46

Органы дыхания и газообмен.

1

25.02

плакат

47

Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии.

1

29.02

презентация

48

Органы дыхания.Газообмен.

3.03

плакат

49

Кровеносная система. Кровь.

1

7.03

50

Органы выделения.

1

10.03

51

Нервная система. Инстинкт. Рефлекс.

1

14.03

плакат

52

Органы чувств.

1

17.03

53

Обобщающий урок по теме «Физиология животных»

21.03

54

Продление рода. Органы размножения.

1

24.03

55

Способы размножения животных. Оплодотворение.

1

4.04

56

Развитие животных с превращением и без превращения.

1

7.04

коллекция

57

Периодизация и продолжительность жизни животных.

1

11.04

плакат

58

Доказательства эволюции животных. Сравнительно-анатомические доказательства эволюции животных.

1

14.04

плакат

59

Ч. Дарвин  о причинах эволюции животного мира. Многообразие видов как результат эволюции

1

18.04

презентация

60

Ареалы обитания. Закономерности размещения животных Миграции.

1

21.04

презентация

61

Естественные и искусственные биоценозы.

1

25.04

плакат

62

Факторы среды и их влияние на биоценозы.

1

28.04

презентация

63

Цепи питания. Поток энергии.

1

5.05

64

Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу.

1

12.05

учебник

65

Воздействие человека и его деятельности на животных.

1

16.05

66

Законы России об охране животного мира.

1

19.05

Красная книга РБ

67

Система мониторинга.

23.05

68

Охрана и рациональное использование животного мира.

1

26.05

энциклопедия

69

Контрольный тест по разделу 6 "Животный мир и хозяйственная деятельность человека". 

1

26.05

70

Современная зоология и общество.

1

30.05

Итого:

70


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...