Рабочие программы по биологии
календарно-тематическое планирование по биологии на тему

Рыжих Ольга Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская средняя общеобразовательная школа № 2»

Рабочая программа

по предмету «Биологии»

 основного общего образования

6 класс

 на 2015 – 2016 учебный год

/разработана на основе авторской программы Н.И. Сонина для общеобразовательных учреждений «Живой организм 6 класс» - Москва «Дрофа» 2010. /

Составитель:

Рыжих О.Н.

учитель биологии

высшей квалификационной категории

с.Алтайское

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004г., примерной программы основного, общего образования по биологии

Рабочая программа основана на авторской программе Н.И. Сонина для общеобразовательных учреждений «Живой организм 6 класс» - Москва «Дрофа» 2010., полностью отражающей содержание примерной программы.

УМК соответствует требованиям государственного стандарта основного, общего образования, рекомендован МОиН РФ и входит в федеральный перечень учебников, обеспечивает уровень подготовки обучающихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УМК не нарушает преемственности, имеет завершенные линии и соответствует целям и задачам обучения.

1.Стандарт основного общего образования по биологии.

2.Программы для общеобразовательных учреждений. Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 138, с.  (с.20… Программа. 6 класс. Живой организм. Автор Н.И. Сонин.(35 часов, 1 час в неделю)

3.Учебник (автор):  Н.И. Сонин. Биология. 6 кл. Живой организм- М.: Дрофа, 2001.

4. Биология. Живой организм. 6 класс: дидактические карточки- задания к учебнику Н.И. Сонин «Биология. Живой организм» /Н.И. Сонин, В.Н. Кириленкова.- 3-е изд., стереотип. –М.: Дрофа, 2007.-32с.

 5.Н.И. Сонин Живой организм. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм».-8-е изд., стереотип.- М. Дрофа, 2005. 47,с.

Учебный предмет изучается в __6__ классе в 2015 – 2016 учебном году за 35 часов,  по 1 часу в неделю, где практические и лабораторные работы - 9 часов

Курс направлен на изучение биологии «Живой организм 6 класс»

При проведении уроков используются (беседы, лабораторные и практикумы). Итоговый контроль проводится в форме письменного опроса.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся основаны на «Положении о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся МБОУ АСОШ №2».

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях

овладение умениями применять биологические знания, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей

воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе

использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни

Задачи

Обучение:

-привить познавательный интерес к новому для учеников предмету через систему разнообразных по форме уроков изучения нового материала, лабораторные работы

экскурсии, уроки контроля знаний, уроков – конференций, уроков обобщения                                              

-создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей.                      

-способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать гербарием, наблюдать и описывать биологические объекты, сравнивать их, ставить несложные биологические опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать объекты живой неживой природы через систему лабораторных работ практических  экскурсий.

 Особое внимание уделить развитию  умения пересказывать текст, аккуратно вести записи в тетради и делать рисунки, а также  проведению агротехнических мероприятий на пришкольном участке:  подготовка почвы, выращивание рассады, посадка, прополка, уборка урожая.

Развитие: создать условия для развития у школьников положительного отношения к учёбе, труду и творчеству.

Воспитание: способствовать воспитанию социально-успешных личностей.  Формированию у учащихся коммуникативной компетентностей. Особое внимание обратить на воспитание  ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию, умение жить в коллективе (общаться и сотрудничать).

                  Требования к уровню подготовки обучающихся  6 класса

 знать:

  • Названия основных наук, изучающих природу.
  • Методы изучения природы (наблюдение, опыт, измерение).
  • Определение понятий «тело» и «вещество».
  • Примеры многообразия тел и веществ живой и неживой природы,
  • Основные характеристики погоды.
  • Экологические проблемы своей местности.
  • Агротехнические мероприятия.
  • Факторы здорового образа жизни.

 уметь:

  • Приводить примеры взаимосвязи тел живой и неживой природы, доказательства единства природы.
  • Использовать текст и рисунки учебника для решения поисковых задач.
  • Объяснять результаты опыта, делать выводы.
  • Работать с приборами (термометр, барометр).
  • Конструировать модели молекулы воды, углекислого газа, кислорода.
  • Использовать дополнительные источники информации.
  • Следовать правилам безопасности при проведении практических и сельскохозяйственных работ.

Обучающие  должны использовать приобретенные знания и умения в практической и повседневной жизни:

  • Для измерения длины, температуры, массы, времени.
  • Для оказания первой помощи при несложных травмах.
  • Для соблюдения норм экологического и безопасного поведения в природе.

Методы организации учебной деятельности:
– создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе; учебного материала по теме урока;
– выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);
– выполнение проектных работ;
– осуществление текущего опроса учащихся в режиме "голосования";
– планирование и осуществление биологического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов в лабораторном тетради;
– выполнение  тестов, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ;
– подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);
– выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления.

Основные формы работы:

  • урочная;
  • внеурочная;
  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая

Список (фонд) контрольно-оценочных средств

для проведения текущей и промежуточной аттестации

№ п/п

Класс

Наименование

Автор

Издательство, год издания

Кем, когда

согласован

Дата утверждения

1

6

Дидактические карточки-задания. Биология 6 класс

Н.И.Сонин, В.Н. Кириленкова

М., Дрофа, 2007

  1. МП учителей естественного цикла, от ___.08.15

  2. пр.№1

___.08.15

2

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Живой организм» 6 класс

Н.И.Сонин

М., Дрофа 2005

МП учителей естественного цикла, от ___.08.15

пр.№1

___.08.15

Календарно-тематическое планирование

№ п/п урока

Тема урока

Количество часов

Сроки

(по неделям)

Примечание

1 Строение и свойства живых организмов

1

Инструктаж по ТБ. Основные свойства живых организмов

1

01.09-04.09

07.09-11.09

14.09-18.09

21.09-25.09

2

Инструктаж по ТБ. «Определение состава семян пшеницы»

1

Л\р№1

3

Инструктаж по ТБ. «Строение клеток живых организмов»

1

Л\р№2

4

Ткани растений и животных

1

5

Инструктаж по ТБ. «Ткани живых организмов»

1

28.09-02.10

05.10-09.10

Л/р№3

6

Органы цветковых растений.

1

7

Системы органов животного организма

1

12.10-16.10

19.10-23.10

8

 Инструктаж по ТБ «Распознавание органов у растений и животных»

1

Л\р №4

9

Органы и системы органов

1

26.10-30.10

09.11-13.11

10

Растения и животные как целостные организмы

1

2.Жизнедеятельность организма

11

Особенности питания растительного организма

1

16.11-20.11

23.11-27.11

12

Воздушное питание (фотосинтез)

1

13

Особенности питания животных

1

30.11-04.12

07.12-11.12

14

Обобщение. Питание и пищеварение

1

15

Дыхание растений

1

14.12-18.12

21.12-25.12

16

Дыхание животных

1

17

Кровеносная система, её строение, функции

1

11.01-15.01

18

Инструктаж ТБ «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

1

18.01-22.01

П/р №1

19

Выделение

1

25.01-29.01

01.02-05.02

20

Обмен веществ и энергии

1

21

Опорная система растений

1

08.02-12.02

15.02-19.02

22

Инструктаж ТБ «Разнообразие опорных систем животных»

1

Л\р№5

23

Движение растений  и животных

1

22.02-26.02

29.02-04.03

24

Инструктаж ТБ « Движение инфузории туфельки»

1

П\р № 2

25

Регуляция процессов жизнедеятельности

1

07.03-11.03

14.03-18.03

26

Основные типы нервных систем

1

27

Эндокринная система

1

21.03-25.03

04.04-08.04

28

Бесполое размножение

1

29

Инструктаж ТБ «Вегетативное размножение комнатных растений»

1

11.04-15.04

18.04-22.04

П\р № 3

30

Половое размножение

1

31

Рост, развитие растений

1

25.04-29.04

02.05-06.05

32

Инструктаж ТБ «Прямое и непрямое развитие»

1

Л/р 6

33

Обобщение. Рост и развитие

1

10.05-13.05

3. Организм и среда

34

Среда обитания. Факторы среды

1

16.05-20.05

35

Природные сообщества.

1

23.05-27.05

Экскурсия

ИТОГО:

в том числе

п/р

л/р

35

3

6

Материально – техническое обеспечение

1)АРМ-учителя

2)Аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы

3)Учебно-дидактический материал кабинета биологии:

  1. карточки с заданиями;
  2. биологические микролаборатории;
  3. лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс;
  4. комплект моделей скелетов позвоночных животных (8 скелетов);
  5. набор моделей органов человека и животных

Лист внесения изменений и дополнений

п/п

Номер урока по календарно-тематическому планированию

Тема урока

На основании какого нормативного документа внесены изменения



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская  средняя общеобразовательная школа № 2»

Рабочая программа

по предмету «Биология»

 основного общего образования

7 класс

 на 2015 – 2016 учебный год

/разработана на основе авторской программы В.Б. Захарова, Н.И. Сонина,  Е.Т. Захарова для общеобразовательных учреждений «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» - Москва «Дрофа» 2010. /

Составитель:

Рыжих О.Н.

учитель биологии

высшей квалификационной категории

с.Алтайское

2015

Пояснительная записка

     Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004г., примерной программы основного, (полного) общего образования по биологии.

     Рабочая программа основана на авторской программе В.Б. Захарова, Н.И. Сонина,  Е.Т.Захарова для общеобразовательных учреждений «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс» - Москва «Дрофа» 2010., полностью отражающей содержание примерной программы.

УМК соответствует требованиям государственного стандарта основного, общего образования, рекомендован МОиН РФ и входит в федеральный перечень учебников, обеспечивает уровень подготовки обучающихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УМК не нарушает преемственности, имеет завершенные линии и соответствует целям и задачам обучения.

  1. Стандарт основного общего образования по биологии.
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 138, с.  (с.28… программа В.Б. Захарова, Н.И. Сонина,  Е.Т. Захарова для «Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс»)
  3. Учебник: Биология «Многообразие живых организмов» 7 класс, авторы В.Б.Захаров, Н.И. Сонин, издательство М.: »Дрофа», 2006 г
  4. Методическое  пособие . Бровкина Е.Т., Сонин Н.И. Биология «Многообразие живых организмов» 7 класс. М.: Дрофа, 2001 г
  5.  Методическое пособие к учебнику В.Б.Захаров, Н.И. Сонин «Биология. Многообразие живых организмов» 3-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2001 г.
  6. Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс Н.И.Сонин- М., Дрофа 2005
  7. Дидактические карточки-задания. Биология 7 класс Н.И.Сонин,

В.Н. Семенцова, В.Н. Мишакова -М., Дрофа, 2003

Учебный предмет изучается 2015-16 учебном году в 7 классе, рассчитан на 70 часов, в том числе на практические и лабораторные работы - 18 часов, экскурсия 1 час. Курс направлен на изучение биологии «Многообразие живых организмов. 7 класс»

Программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть каждой темы содержит общую характеристику рассматриваемой систематической группы; вторая часть характеризует разнообразие видов живых организмов представленного таксона и особенности их жизнедеятельности, распространенности и экологии. В курс биологии 7-го класса включен материал по сравнительной характеристике основных групп живых организмов. Это позволяет школьникам изучать объекты, понимая их место в общей системе живых организмов.

Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Наряду с федеральным компонентом программы реализуется школьный компонент, который представлен вопросами изучение царств живой природы на примере флоры и фауны Алтайского края.

Итоговый контроль проводится в форме письменного опроса.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся основаны на «Положении о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся МБОУ АСОШ №2».

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о животных: их строении, поведении, среде обитания, через систему разнообразных по форме уроков: изучения нового материала, лабораторные работы,  экскурсии, нестандартные уроки контроля, уроки – путешествия, уроки – тесты, уроки – систематизации, уроки – конференции. 
  • овладение умениями применять биологические знания в повседневной жизни, работать с биологическими приборами, справочниками, проводить наблюдения за животными.
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, бережно отношения к животным.
  • использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдение мер профилактики заболеваний вызванных животными, бактериями, вирусами. Оказание первой помощи при укусах животных. Рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил безопасности и предотвращение травматизма.

Учащиеся должны знать:
– основные крупнейшие подразделения живых организмов: безъядерные и ядерные (простейшие, растения, грибы, животные) организмы;
– иерархию основных систематических категорий;
– элементарные сведения о клетке, как основе строения и жизнедеятельности организмов;
– о сравнительном методе, как важнейшем методе научного познания (на примере биологии);
– о роли бактерий в природе и жизни человека;
– о строении и жизнедеятельности шляпочных грибов;
– о роли грибов в природе и жизни человека;
– основное правило сбора грибов: не собирать неизвестные грибы;
– о биосферной роли зеленых растений и фотосинтеза;
– особенности растительной клетки;
– основные жизненные функции растительного организма: фотосинтез, дыхание, испарение воды, передвижение веществ;
– о минеральном питании растений и роли удобрений для возделывания культурных растений;
– об особенностях жизни растений в воде и строении водорослей;
– о роли водорослей в жизни Мирового океана и хозяйстве человека;
– о симбиотической природе лишайников;
– об особенностях жизни растений на суше;
– о строении и жизненном цикле мхов, хвощей, плаунов, папоротников;
– о роли мхов в жизни болота и леса;
– о строении и жизненном цикле голосеменных;
– о роли хвойных лесов в природе и хозяйстве человека;
– основные органы цветкового растения и их видоизменения;
– о роли цветка в размножении растений;
– о взаимоотношениях насекомоопыляемых растений и их опылителей;
– жизненный цикл цветкового растения;
– характерные признаки однодольных и двудольных растений;
– важнейшие группы культурных растений на примере своей местности;
– ядовитые растения своей местности;
– способы размножения растений (половое и вегетативное) и их использование человеком;
– важнейшие охраняемые растения своей местности;
– о роли растений в сообществах;
– взаимосвязь растений и факторов неживой и живой природы, приспособленность растений к совместному обитанию;
– о значении разнообразия растений в природе и в жизни человека, о мерах по сохранению биологического разнообразия.
Учащиеся должны уметь:
– различать основные царства живых организмов;
– пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
– проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты (по выявлению в составе растительного организма минеральных и органических веществ; по проращиванию семян; изучению влияния факторов среды на рост и развитие растений);
– использовать знания о распространении и размножении бактерий для предотвращения инфекционных заболеваний;
– различать наиболее распространенные виды съедобных и ядовитых грибов;
– определять основные органы цветковых растений (по таблице);
– различать основные жизненные формы растений;
– различать основные изученные группы растений (по таблице): водоросли, мхи, плауны, хвощи, папоротники, голосемянные и цветковые растения;
– различать однодольные и двудольные растения;
– узнавать основные виды лекарственных и ядовитых растений своей местности;
– выращивать растения на примере фасоли (проращивать семена для рассады, сажать растения, ухаживать за растениями и т.д.);
– соблюдать правила поведения в природе;
– работать с текстом, рисунками и справочным аппаратом учебника и энциклопедии; находить ответы на поставленные учителем вопросы в тексте учебника;
– использовать элементарные навыки сравнения и классификации.

Методы организации учебной деятельности:
– создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе; учебного материала по теме урока;
– выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);
– выполнение проектных работ;
– осуществление текущего опроса учащихся в режиме "голосования";
– планирование и осуществление биологического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов в лабораторном тетради;
– выполнение  тестов, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ;
– подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);
– выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления.

Основные формы работы:

  • урочная;
  • внеурочная;
  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая

Список (фонд) контрольно-оценочных средств

для проведения текущей и промежуточной аттестации

№ п/п

Класс

Наименование

Автор

Издательство, год издания

Кем, когда

согласован

Дата утверждения

1

7

Дидактические карточки-задания. Биология 7 класс

Н.И.Сонин,

В.Н. Семенцова,

В.Н. Мишакова

М., Дрофа, 2003

  1. МП учителей естественного цикла, от ---.08.15

  2. пр.№1

---.08.15

2

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс

Н.И.Сонин

М., Дрофа 2005

МП учителей естественного цикла, от ---.08.15

пр.№1

---.08.15

3

Дидактические карточки-задания. Биология 7 класс

Н.И.Сонин,

В.Н. Семенцова,

В.Н. Мишакова

М., Дрофа, 2007

МП

учителей естественного цикла, от ---.08.15

пр.№1

---.08.15

4

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Многообразие живых организмов» 7 класс

Н.И.Сонин

М., Дрофа 2005

МП учителей естественного цикла, от ---.08.15

пр.№1

---.08.15

Календарно-тематическое планирование

№ п/п урока

Тема урока

Количество часов

Сроки

(по неделям)

Примечание

Введение

1

Инструктаж по ТБ Мир живых организмов.

1

01.09-

04.09

2

Ч. Дарвин и происхождение видов.

1

07.09-

11.09

3

Царства живой природы.

1

.

Раздел 1. Царство Прокариоты

4

Многообразие прокариотических организмов

1

14.09-

18.09

5

Особенности строения прокариот.

1

6

Происхождения прокариот

1

21.09-

Раздел  2. Царство Грибы

7

Общая характеристика грибов.

1

25.09

8

Инструктаж ТБ «Строение плесневого гриба мукора»  

1

28.09-

02.10

Л.р. №1

9

Отдел Оомицеты. Инструктаж ТБ «Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

1

П\р №1

10

Отдел Лишайники.

1

05.10-

Раздел 3. Царство Растения

11

Общая характеристика растений Инструктаж ТБ «Строение растительной клетки»

1

09.10

Л.р. №2

12

Особенности жизнедеятельности растений

1

12.10-

16.10

13

Подцарство Низшие растения. Инструктаж Т Б «Изучение внешнего строения водорослей»

1

Л\р №3

14

Размножение и развитие водорослей.

1

19.10-

23.10

15

Многообразие водорослей, их роль в природе и практическое значение.

1

16

Происхождение и общая характеристика высших растений.

1

26.10-

30.10

17

Отдел Моховидные. Инструктаж Т Б «Изучение внешнего строения мхов»

1

Л.р. №4

18

Отдел Плауновидные.

 Отдел Хвощевидные.

1

9.11-

13.11

19

Отдел Папоротниковидные 

Инструктаж ТБ «Изучение внешнего строения папоротника»

1

Л.р. №5

20

Особенности строения и жизнедеятельности папоротников.

1

16.11-

20.11

21

Отдел Голосеменные растения. Инструктаж ТБ «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»

1

Л.р. №6

22

Изучение строения и многообразия голосеменных растений

1

23.11-

27.11

23

Многообразие видов голосеменных.

1

24

Отдел Покрытосеменные. Инструктаж ТБ «Изучение строения покрытосеменных растений»

1

30.11-

04.12

Л.р. №7

25

Размножение покрытосеменных растений.

1

26

Класс Двудольные.

Семейство Розоцветные.

1

07.12-

11.12

27

Семействао  Крестоцветные и Пасленовые.

1

28

Класс Однодольные. Семейство Злаки. Семейство Лилейные.

1

14.12-

18.12

29

Обобщение. Инструктаж ТБ «Распознавание растений и определение их систематического положения»

1

П\р №2

Раздел 4. Царство Животные

30

Общая характеристика животных.

1

21.12-

25.12

31

Подцарство Одноклеточные Инструктаж ТБ «Строение инфузории-туфельки».

1

Л.р. №8

32

Разнообразие простейших.

1

11.01-

15.01

33

Подцарство многоклеточные животные

1

34

Двухслойные животные.

1

18.01-

22.01

35

Тип Кишечнополостные

1

36

Многообразие кишечнополостных.

1

25.01-

29.01

37

Трехслойные животные

1

38

Тип Плоские черви.

1

01.02-

05.02

39

Первичнополостные. Тип Круглые черви

1

40

Тип Кольчатые черви. Инструктаж ТБ «Внешнее строение дождевого червя»

1

08.02-

12.02

Л.р. №9

41

Многообразие кольчатых червей.

1

42

Значение кольчатых червей в биоценозах

1

15.02-

19.02

43

Тип  моллюски Инструктаж ТБ «Внешнее строение  моллюсков»

1

Л.р. №10

44

Многообразие моллюсков, их значение в природе

1

22.02-

26.02

45

Тип Членистоногие Инструктаж ТБ «Изучение внешнего строение  и многообразия членистоногих»

1

Л.р.№11

46

Класс Ракообразные

1

29.02-

04.03

47

Класс Паукообразные.

1

48

Многообразие паукообразных, их роль в природе

1

07.03-

11.03

49

Класс Насекомые

1

50

Размножение и развитие насекомых

1

14.03-

18.03

51

Многообразие  и значение насекомых

1

52

Тип  Иглокожие.

1

21.03-

25.03

53

Тип Хордовые. Бесчерепные животные.

1

54

Подтип Позвоночные (Черепные).Надкласс Рыбы. Инструктаж ТБ «Особенности внешнего строения рыб»

1

04.04-

08.04

Л.р. №12

55

Основные группы рыб

1

56

Класс Земноводные. Инструктаж ТБ «Особенности внешнего строения лягушки»

1

11.04-

15.04

Л.р. №13

57

Размножение и развитие земноводных.

1

58

Класс Пресмыкающиеся

1

18.04-

22.04

59

Многообразие пресмыкающихся.

1

60

Класс Птицы. Инструктаж ТБ «Особенности внешнего строения птиц в связи с образом жизни»

1

25.04-

29.04

Л.р. №14

61

Особенности организации птиц, связанные с полетом.

1

62

Экологические группы птиц

1

02.05-

06.05

63

Роль птиц в природе, жизни человека

1

64

Класс Млекопитающие. Инструктаж ТБ» Изучение строения млекопитающих»

1

10.05-

13.05

Л.Р. №15

65

Первозвери. Низшие звери.

1

66

Настоящие звери. Инструктаж ТБ «Распознавание животных и определение их систематического положения»

1

16.05-

20.05

П\р №3

67

Экскурсия. Значение млекопитающих в природе и жизни человека.

1

5. Царство Вирусы

68

Вирусы.

1

23.05-

27.05

69

Вирусы-возбудители опасных заболеваний человека.

1

Заключение

70

Многообразие живых организмов

1

30.05-31.05

ИТОГО:

в том числе

п/р

л/р

70

3

15

Материально – техническое обеспечение

1)АРМ-учителя

2)Аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы

3)Учебно-дидактический материал кабинета биологии:

  • карточки с заданиями;
  • биологические микролаборатории;
  • лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс;
  • комплект моделей скелетов позвоночных животных (8 скелетов);
  • набор моделей органов человека и животных

Лист внесения изменений и дополнений

п/п

Номер урока по календарно-тематическому планированию

Тема урока

На основании какого нормативного документа внесены изменения



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская  средняя общеобразовательная школа № 2»

  1. Рабочая программа

по предмету «Биология»

 основного общего образования

8 класс

 на 2015 – 2016 учебный год

/разработана на основе авторской программы Н.И. Сонина для общеобразовательных учреждений «Человек. 8 класс» - Москва «Дрофа» 2010. /

Составитель:

Рыжих О.Н.

учитель биологии

высшей квалификационной категории

с.Алтайское

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004г., примерной программы основного, общего образования по биологии.

Рабочая программа разработана на основе авторской программы Н.И. Сонина для общеобразовательных учреждений «Человек. 8 класс» - Москва «Дрофа» 2010., полностью отражающей содержание примерной программы.

УМК соответствует требованиям государственного стандарта основного, общего образования, рекомендован МОиН РФ и входит в федеральный перечень учебников, обеспечивает уровень подготовки обучающихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УМК не нарушает преемственности, имеет завершенные линии и соответствует целям и задачам обучения.

  1. Стандарт основного общего образования по биологии.
  2. Программы для общеобразовательных учреждений. Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 138, с.  (с.48…Программа Н.И. Сонин «Человек. 8 класс» - М.: «Дрофа» 2010.)
  3. Рабочая тетрадь к учебнику “Биология.  Человек 8 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 64 с. Н.И.Сонин, Н.Б. Ренева  “Биология. Человек”.  8 класс:
  4. Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина “Биология. Человек”.  8 класс: – М.: Дрофа, 2005;
  5. Дидактические карточки - задания. Биология. Человек 8 класс. Н.И.Сонин, А.М. Дагаев  М., Дрофа, 2002

Учебный предмет изучается в 8 классе, рассчитан на 70 часов, в том числе на практические и лабораторные работы - 6 часов, практические работы – 15 часов.

Программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе общеобразовательной  школы и является логическим продолжением программ, предложенных для основной школы. Настоящая программа базируется на биологических дисциплинах, освоенных в начальной школе, и курса «Живой организм» и  «Многообразие живых организмов», изучаемых в 6 и 7 классах соответственно.

Рабочая программа для 8 класса предусматривает изучение материала в следующей последовательности.  На первых уроках курса раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, раскрываются методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с организацией организма человека. На последующих уроках даётся обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и гуморальной системах, их связи, анализаторах, поведении и психике. На последних занятиях рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретённые качества личности. Поэтому программа предполагает блочный принцип построения курса. Первая общая часть содержит общую характеристику каждой темы; вторая часть предлагает демонстрации, изучение по муляжам, таблицам и микропрепаратам, лабораторные и практические работы.

Итоговый контроль проводится в форме письменного опроса.

Задачи

обучения:

создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской  компетентностей:

  1. обеспечить усвоение обучающимися знаний по анатомии, физиологии и гигиене человека в соответствии со стандартов биологического образования
  2. продолжить формирование у школьников предметных умений: умения проводить биологические эксперименты и вести наблюдения, помогающие оценить степень своего здоровья и тренированности  через лабораторные работы и систему особых домашних заданий
  3. продолжить развивать у обучающихся  умения: конструировать проблемные вопросы и отвечать на них, кратко записывать основные мысли выступающего, составлять схемы по устному рассказу
  • развития: 

создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сфер: особое внимание обратить на развитие моторной памяти, мышления (умения устанавливать причинно-следственные связи, выдвигать гипотезы и делать выводы),  развивать стремление достигать поставленную цель через учебный материал уроков

  • воспитания:

способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, формированию у школьников коммуникативной компетентности, особое внимание уделить половому и гигиеническому воспитанию восьмиклассников в органичной связи с их нравственным воспитанием, воспитывать  независимость через учебный материал.

Цели

Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:  освоение знаний о строении, жизнедеятельности человека, как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы; овладение умениями применять биологические знания для объяснения жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения жизнедеятельности организма, раздражимость, особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

обучающиеся должны 

знать / понимать:

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток организма человека;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость;
  • особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

уметь:

  • объяснять: роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;

•        проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

Методы организации учебной деятельности:
– создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе; учебного материала по теме урока;
– выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);
– выполнение проектных работ;
– осуществление текущего опроса учащихся в режиме "голосования";
– планирование и осуществление биологического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов в лабораторном тетради;
– выполнение  тестов, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ;
– подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);
– выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии по итогам выступления.

Основные формы работы:

  • урочная;
  • внеурочная;
  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая

Фонд контрольно-оценочных средств

для проведения текущей и промежуточной аттестации

№ п/п

Класс

Наименование

Автор

Издательство, год издания

Кем, когда

согласован

Дата утверждения

1

8

Дидактические карточки-задания. Биология Человек 8 класс

Н.И.Сонин, А.М. Дагаев

М., Дрофа, 2002

  1. МП учителей естественного цикла, от ---.08.15

  2. пр.№1

---.08.15

2

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8класс

Н.И.Сонин,

М.Р.Сапина

М., Дрофа 2010

МП учителей естественного цикла, от ---.08.15

пр.№1

---.08.15

3

Дидактические карточки-задания. Биология Человек 8 класс

Н.И.Сонин, А.М. Дагаев

М., Дрофа, 2002

МП

учителей естественного цикла, от ---.08.15

пр.№1

---.08.15

4

Рабочая тетрадь к учебнику «Биология. Человек» 8 класс

Н.И.Сонин,

М.Р.Сапина

М., Дрофа 2010

МП учителей

естественного цикла, от ---.08.15

пр.№1

---.08.15

Календарно-тематическое планирование

№ п/п урока

Тема урока

Количество часов

Сроки

(по неделям)

Примечание

1.Место человека в системе  органического мира

1

Инструктаж по ТБ. Систематическое положение человека

1

01.09-04.09

Инструктаж по ТБ

2

Сходства и отличия человека с  животными

1

2.Происхождение  человека

3

Пралюди и древнейшие люди

1

07.09-11.09

4

Древние люди. Люди современного типа

1

5

Человеческие расы

1

14.09-

3.Краткая история развития   знаний о строении и функциях   организма человека

6

История развития знаний об организме

1

18.09

7

Урок-конференция «Ученые-исследователи организма человека»

1

21.09-

4.Общий обзор строения и функций организма человека

8

Клеточное строение организма

1

25.09

9

Ткани и органы. Инструктаж ТБ Л\р №1 «Изучение микроскопического строения тканей»

1

28.09-02.10

Л\р №1

10

Системы органов    Инструктаж ТБ П\р №1«Распознавание органов и систем органов»  

1

П\р №1

11

Обобщение. Строения и функций организма человека

1

05.10-

5.Координация и регуляция

12

Гуморальная регуляции

1

09.10

13

Строение и значение нервной системы

1

12.10-16.10

14

Возникновение и передача нервного возбуждения по нерву (рефлекс)

1

15

Строение и функции спинного мозга

1

19.10-23.10

16

Инструктаж ТБ Л/р №2 «Определение безусловных рефлексов различных отделов мозга»

1

Л/р №2

17

Головной мозг. Инструктаж ТБ П\р №2 «Изучение головного мозга человека»

1

26.10-30.10

П\р №2

18

Зрительный анализатор Инструктаж ТБ Л\р №3 «Изучение изменения размера зрачка»

1

Л\р №3

19

Анализатор слуха и равновесия  

1

9.11-13.11

20

Кожно-мышечная чувствительность

1

21

Обоняние. Вкус

1

16.11-20.11

22

Обобщающий урок по теме      «Координация и регуляция»  

1

6.Опора и движение

23

Кости скелета Инструктаж ТБ П\р №3 «Изучение внешнего строения костей»

1

23.11-27.11

П\р №3

24

Соединение костей

1

25

Состав костей

1

30.11-04.12

26

Строение скелета

1

27

Строение мышц. Основные группы  мышц

1

07.12-11.12

28

Инструктаж ТБ П/р №4 «Изменение массы и роста своего организма»

1

П/р №4

29

Работа мышц Инструктаж ТБ П\р №5 «Выявление влияния  статической и динамической работы на утомление мышц»

1

14.12-18.12

П\р №5

30

Обобщение. Опора и движение

1

7.Внутренняя среда организма

31

Внутренняя среда организма

1

21.12-25.12

32

Инструктаж ТБ Л/р №4 «Изучение клеток крови под микроскопом»

1

Л/р №4

33

Иммунитет

1

11.01-15.01

34

Обобщение. Внутренняя среда организма

1

8.Транспорт веществ

35

Органы кровообращения

1

18.01-22.01

36

Работа сердца. Инструктаж ТБ П\р №6 «Определение пульса, подсчет числа сердечных сокращений»

1

П\р №6

37

Движение крови и лимфы по сосудам. Инструктаж ТБ П\р №7 «Измерение кровяного давления»

1

25.01-29.01

П\р №7

38

Обобщение. «Транспорт веществ»

1

9.Дыхание

39

Строение и функции органов дыхания

1

01.02-

40

Строение легких. Инструктаж ТБ П\р №8 «Определение частоты дыхания»

05.02

П\р №8

41

Урок конференция «Заболевание органов дыхания и их предупреждение».

1

08.02-12.02

42

Заболевание органов дыхания и их предупреждение. Инструктаж ТБ П/р№ 9 «Искусственное дыхание»

1

П/р№ 9

43

Обобщающий урок по теме «Дыхание»

1

15.02-

10.Пищеварение

44

Пищевые продукты и питательные вещества. П\р №10 «Определение норм рационального питания»

1

19.02

П\р №10

45

Пищеварение в ротовой полости.

1

22.02-26.02

46

Пищеварение в желудке Инструктаж ТБ Л.р. №5 «Воздействие желудочного сока на белки»

1

Л.р. №5

47

Пищеварение в кишечнике

1

29.02-04.03

48

Пищеварение в кишечнике. Инструктаж ТБ П/р №11 «Строение кишечной ворсинки»

1

П/р №11

49

Обобщение. Гигиена пищеварения

1

07.03-

11.Обмен веществ и энергии

50

Пластический и энергетический обмен

1

11.03

51

Витамины

1

14.03-

12.Выделение

52

Строение выделительной системы П\р №12 «Строение мочевыделительной системы»

1

18.03

П\р №12

53

Образование мочи

1

21.03-

13.Покровы тела

54

Строение кожи. Инструктаж ТБ Л/р №6 «Изучение строения кожи, волос, ногтей»

1

25.03

Л/р №6

55

Роль кожи в терморегуляции. Гигиена кожи.

1

04.04-08.04

56

Инструктаж ТБ П\р №13 «Приемы наложения повязок на условно пораженный участок кожи»

1

П\р №13

14.Размножение и развитие

57

Размножение

1

11.04-

58

Развитие человека

1

15.04

59

Урок конференция «Возрастные процессы»

1

18.04-22.04

60

Обобщение. Размножение и развитие

1

15.Высшая нервная деятельность

61

Рефлекс – основа ВНД

1

25.04-29.04

62

Сон и сновидения

1

63

Особенности ВНД человека.

1

02.05-06.05

64

Инструктаж ТБ  П\р №14 «Выяснение объема внимания, эффективности запоминания»

1

П\р №14

65

Обобщение. ВНД. Типы нервной деятельности

1

10.05-

16.Человек и его здоровье

66

Санитарно – гигиенические нормы

1

13.05

67

Правила здорового образа жизни

1

16.05-20.05

68

Инструктаж ТБ П\р № 15 «Первая помощь»

1

П\р № 15

69

Влияние факторов риска на здоровье

1

23.05-

Резервное время

70

Человек и окружающая среда.

1

27.05

ИТОГО:

в том числе

п/р

л/р

70

15

6

Материально – техническое обеспечение

1)АРМ-учителя

2)Аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы

3)Учебно-дидактический материал кабинета биологии:

  • карточки с заданиями;
  • биологические микролаборатории;
  • лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс;
  • комплект моделей скелетов позвоночных животных (8 скелетов);
  • набор моделей органов человека и животных

Лист внесения изменений и дополнений

п/п

Номер урока по календарно-тематическому планированию

Тема урока

На основании какого нормативного документа внесены изменения



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская  средняя общеобразовательная школа № 2»

  1. Рабочая программа

по предмету «Биология»

 основного общего образования

9 класс

 на 2015 – 2016 учебный год

/разработана на основе авторской программы В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой, Н.И. Сонина для общеобразовательных учреждений «Общая биология 9 класс» - Москва «Дрофа» 2010. /

Составитель:

Рыжих О.Н.

учитель биологии

высшей квалификационной категории

с.Алтайское

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004г., примерной программы основного, общего образования по биология

Рабочая программа разработана на основе авторской программы В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой, Н.И. Сонина для общеобразовательных учреждений «Общая биология 9 класс» - Москва «Дрофа» 2010., полностью отражающей содержание примерной программы.

УМК соответствует требованиям государственного стандарта основного, общего образования, рекомендован МОиН РФ и входит в федеральный перечень учебников, обеспечивает уровень подготовки обучающихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УМК не нарушает преемственности, имеет завершенные линии и соответствует целям и задачам обучения.

1.Стандарт основного общего образования по биологии.

2.Программы для общеобразовательных учреждений. Н.И. Сонин, В.Б. Захаров, Е.Т. Захарова Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2010. – 138, с.  ( с. 56..программа В.Б. Захарова, Е.Т. Захаровой, Н.И. Сонина «Общая биология 9 класс» - Москва «Дрофа» 2010)

3. Учебник: С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. Биология. Общие закономерности. 9 кл. М.: Дрофа, 2005.

4. Дидактические карточки-задания. Биология Общие закономерности 9 класс Н.И.Сонин, Т.А. Козлова М., Дрофа, 2006

5. Мамонтов С.Г. Биология: Выпускной вступительный экзамен. М.: Дрофа, 2008

Учебный предмет изучается в ___9___ классе, рассчитан на _70_ часов, в том числе на лабораторные работы - __5__ часов.

Содержание программы носит вариативный  характер. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, работа в группах, лабораторные и практические работы и экскурсии).

Итоговый контроль проводится в форме письменного опроса.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся основаны на «Положении о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся МБОУ АСОШ №2»

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ
ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ 9 КЛАССА

В результате изучения биологии ученик должен

знать/понимать

  • признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом; клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных и грибов своего региона;
  • сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
  • особенности  организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
  • изучать  биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений и животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
  • распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, органы и системы органов животных, растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, культурные растения и домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животные;
  • выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
  • сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
  • определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
  • анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
  • проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами;  травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
  • оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, укусах животных; при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
  • рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
  • выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними;

Методы организации учебной деятельности:
– создание проблемной ситуации и поиски решения проблемы на основе учебного материала по теме урока;
– выполнение самостоятельной работы (с учетом выбранной образовательной траектории);
–выполнение проектных работ;
– осуществление текущего опроса учащихся в режиме "голосования";
– планирование и осуществление биологического эксперимента с фиксацией наблюдений и обсуждением результатов в лабораторном тетради;
– выполнение итоговой контрольной работы в форме теста, структура которого максимально приближена к требованиям ЕГЭ;
– подготовка докладов и рефератов на основе отбора и анализа информации, с использованием дополнительной литературы (справочники и энциклопедии, сетевые ресурсы, электронные библиотеки и т.д.);
– выступление с докладом; организация дискуссии и участие в дискуссии
ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • урочная;
  • внеурочная;
  • фронтальная;
  • индивидуальная;
  • парная;
  • групповая

Список (фонд) контрольно-оценочных средств

для проведения текущей и промежуточной аттестации

№ п/п

Класс

Наименование

Автор

Издательство, год издания

Кем, когда

согласован

Дата утверждения

1

9

Дидактические карточки-задания. Биология

Общие

закономерности

9 класс

Н.И.Сонин, Т.А. Козлова

М., Дрофа, 2006

МП учителей естественного цикла, от ….08.14

пр.№1

….08.14

2

Дидактические карточки-задания. Биология

Общие

закономерности

9 класс

Н.И.Сонин, Т.А. Козлова

М., Дрофа, 2006

МП учителей естественного цикла, от ….08.14

пр.№1

….08.14

Календарно-тематическое планирование

№ п/п урока

Тема урока

Количество часов

Сроки

(по неделям)

Примечание

Введение

1

Введение. Биология – наука о жизни

1

01.09-04.09

1. Эволюция живого мира на Земле

2

Многообразие живого мира.

07.09-11.09

3

Основные свойства живых организмов

1

Инструктаж по ТБ

4

Становление систематики

1

14.09-18.09

5

Развитие биологии в додарвиновский период

1

6

Научные и социально- экономические предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина

1

21.09-25.09

7

Учение Ч. Дарвина об искусственном отбор

1

8

Учение Ч. Дарвина об естественном отборе

1

28.09-02.10

9

Формы естественного отбора

1

10

Теория Ч. Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора

1

05.10-09.10

11

Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных

1

12

Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания

1

12.10-16.10

Л\р№1

13

Забота о потомстве

1

14

Физиологические адаптации

1

19.10-23.10

15

Микроэволюция. Вид

1

16

Лабораторная работа №2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора»

1

26.10-30.10

Л\р№2

17

Макроэволюция

1

18

Главные направления эволюции

1

9.11-13.11

19

Общие закономерности биологической эволюции

1

20

Современные представления о возникновении жизни

1

16.11-20.11

21

Начальные этапы развития жизни

1

22

Развития жизни на Земле

1

23.11-27.11

23

Происхождение человека

1

24

Обобщение по  теме: «Развитие жизни на Земле».

1

30.11-

2. Структурная организация живых организмов

25

Неорганические вещества, входящие в состав клетки

1

04.12

26

Органические вещества, входящие в состав клетки

1

07.12-11.12

27

Пластический обмен

1

28

Биосинтез белков

1

14.12-

29

Энергетический обмен.

1

18.12

30

Прокариотическая клетка

1

21.12-25.12

31

Эукариотическая клетка

1

32

Лабораторная работа №3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом»

1

11.01-15.01

Л\р№3

33

Эукариотическая клетка. Ядро

1

34

Деление клеток

1

18.01-22.01

35

Клеточная теория строения организмов

1

3.  Размножение и индивидуальное развитие организмов

36

Бесполое размножение

1

25.01-29.01

37

Половое размножение. Развитие половых клеток

1

38

Эмбриональный период развития

1

01.02-05.02

39

Постэмбриональный период развития

1

40

Общие закономерности развития. Биогенетический закон

1

08.02-12.02

41

Обобщение по теме: «Размножение и развитие»

1

4. Наследственность и изменчивость организмов

42

Основные понятия генетики

1

15.02-19.02

43

Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя

1

44

Первый закон Г. Менделя. Второй закон Г. Менделя. Закон чистоты гамет.

1

22.02-26.02

45

Моногибридное скрещивание

1

46

Полное и неполное доминирование

1

29.02-04.03

47

Дигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя

1

48

Анализирующее скрещивание. Сцепленное наследование генов

1

07.03-11.03

49

Генетика пола. Наследование признаков, сцепленных с полом.

1

50

Взаимодействие генов

1

14.03-18.03

51

Лабораторная работа №4 «Решение генетических задач и составление родословных»

1

Л\р №4

52

Закономерности наследования признаков

1

21.03-25.03

53

Мутации

1

54

Наследственная (генотипическая) изменчивость

1

04.04-08.04

55

Фенотипическая изменчивость

1

56

Лабораторная работа №5 «Изучение изменчивости. Построение вариационной кривой»

1

11.04-15.04

Л\р №5

57

Обобщение. Закономерности изменчивости

1

58

Центры многообразия и происхождения культурных растений

1

18.04-22.04

59

Методы селекции растений и животных

1

60

Селекция микроорганизмов    

1

25.04-29.04

61

Обобщение. Селекция

1

5.Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии

62

Структура биосферы

1

02.05-06.05

63

Круговорот веществ в природе

1

64

История формирования сообществ живых организмов

1

10.05-13.05

65

Природные ресурсы и их использование

1

66

Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды.

1

16.05-

Заключение

67

Заключение. Охрана природы.

1

20.05

Резервное время

68

Повторение за курс общей биологии.

1

23.05-27.05    

69

Повторение за курс общей биологии.

1

70

Обобщение по курсу общей биологии

1

30.05-31.05

ИТОГО:

в том числе

п/р

л/р

70

0

5

Материально – техническое обеспечение

1)АРМ-учителя

2)Аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы

3)Учебно-дидактический материал кабинета биологии:

  • карточки с заданиями;
  • биологические микролаборатории;
  • лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс;
  • комплект моделей скелетов позвоночных животных (8 скелетов);
  • набор моделей органов человека и животных

Лист внесения изменений и дополнений

п/п

Номер урока по календарно-тематическому планированию

Тема урока

На основании какого нормативного документа внесены изменения



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская  средняя общеобразовательная школа № 2»

  1. Рабочая программа

по предмету «Биология»

среднего общего образования

11 класс

 на 2015 – 2016 учебный год

/разработана на основе авторской программы И.Б. Агафоновой,   В. И. Сивоглазова для общеобразовательных учреждений «Биология 10-11 классы» - Москва «Дрофа» 2010. /

Составитель:

Рыжих О.Н.

учитель биологии

высшей квалификационной категории

с.Алтайское

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004г., примерной программы среднего общего образования по биология

Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Б. Агафоновой,   В. И. Сивоглазова для общеобразовательных учреждений «Биология 10-11 классы» - Москва «Дрофа» 2010. полностью отражающей содержание примерной программы.

УМК соответствует требованиям государственного стандарта среднего  общего образования, рекомендован МОиН РФ и входит в федеральный перечень учебников, обеспечивает уровень подготовки обучающихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УМК не нарушает преемственности, имеет завершенные линии и соответствует целям и задачам обучения.

Учебный предмет изучается в 11 классе, рассчитан на _35_ часов. Программой курса предусмотрено проведение комбинированных уроков,  лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних и творческих работ (20 % учебного времени). Определенное место с учетом реализации деятельности программы пилотной площадки по дистанционному образованию на базе МБОУ  АСОШ №2 отводится самостоятельной работе: тестированию, подготовке к ЕГЭ, сбору материалов для сообщений и рефератов. Практических работ-4. Экскурсий -1

Результаты изучения учебного предмета отражены в требованиях к уровню подготовки выпускников в авторской программе.

Итоговый контроль проводится в форме посменного опроса.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся основаны на «Положении о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся МБОУ АСОШ №2»

Список (фонд) контрольно-оценочных средств

для проведения текущей и промежуточной аттестации

№ п/п

Класс

Наименование

Автор

Издательство, год издания

Кем, когда

согласован

Дата утверждения

1

10

Поурочные планы «Биология.» 10 класс

Т.И.Чайка

М., Дрофа, 2007

  1. МП учителей естественного цикла, от….08.14 пр.№1

….08.14

2

Поурочные планы «Биология.» 11 класс

Т.И.Чайка

М., Дрофа 2005

МП учителей естественного цикла, от ….08.14 пр.№1

….08.14

Календарно-тематическое планирование

№ п/п урока

Тема урока

11 кл

Количество часов

Сроки

(по неделям)

Примечание

4. Вид

1

Работы К.Линнея.

1

01.09-04.09

Инструктаж по ТБ

2

Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.

07.09-11.09

3

Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

1

14.09-18.09

4

Эволюционная теория Ч. Дарвина.

1

21.09-25.09

5

Вид: критерии и структура

1

28.09-02.10

6

Популяция.

1

05.10-09.10

7

Факторы эволюции

1

12.10-16.10

8

Лабораторная работа №1 «Выявление приспособлений организмов к среде обитания»

1

19.10-23.10

9

Видообразования.»

1

26.10-30.10

10

Сохранение многообразия видов.

1

9.11-13.11

11

Доказательства эволюции

1

16.11-20.11

12

Обобщение. Макроэволюция

1

23.11-27.11

13

Первые следы жизни на Земле

1

30.11-04.12

14

Развитие жизни на Земле

1

07.12-11.12

15

Гипотезы происхождения человека

1

14.12-18.12

16

Систематическое положение

1

21.12-25.12

17

Лабораторная работа №2«Выявление признаков сходства зародышей»

1

11.01-15.01

18

Человеческие расы

1

18.01-22.01

19

Происхождение человека (обобщение).

1

25.01-29.01

5.Экосистемы

20

Организм и среда. Экологические факторы.

1

01.02-05.02

21

Абиотические факторы среды

1

08.02-12.02

22

Биотические факторы среды

1

15.02-19.02

23

Структура экосистемы

1

22.02-26.02

24

Пищевые связи

1

29.02-04.03

25

Лабораторная работа №3 « Составление схем передачи веществ и энергии»

1

07.03-11.03

26

Экскурсия. Экосистемы

1

14.03-18.03

27

Биосфера – глобальная экосистема.

1

21.03-25.03

28

Биологический круговорот веществ

1

04.04-08.04

29

Биосфера и человек

1

11.04-15.04

30

Лабораторная работа №4 «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде»

1

18.04-22.04

31

Заключение.

1

25.04-29.04

6.Резервное время.

32

Охрана природы.

1

02.05-06.05

33

Решение задач по генетике.

1

10.05-13.05

34

Повторение за курс общей биологии.

1

16.05-20.05

35

Обобщение по курсу общей биологии.

1

23.05-27.05    

ИТОГО:

в том числе

п/р

л/р

35

0

4

Материально – техническое обеспечение

1)АРМ-учителя

2)Аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы

3)Учебно-дидактический материал кабинета биологии:

  • карточки с заданиями;
  • биологические микролаборатории;
  • лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс;
  • комплект моделей скелетов позвоночных животных (8 скелетов);
  • набор моделей органов человека и животных

Лист внесения изменений и дополнений

п/п

Номер урока по календарно-тематическому планированию

Тема урока

На основании какого нормативного документа внесены изменения



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Алтайская  средняя общеобразовательная школа № 2»

  1. Рабочая программа

по предмету «Биология»

среднего общего образования

10 класс

 на 2015 – 2016 учебный год

/разработана на основе авторской программы И.Б. Агафоновой,   В. И. Сивоглазова для общеобразовательных учреждений «Биология 10-11 классы» - Москва «Дрофа» 2010. /

Составитель:

Рыжих О.Н.

учитель биологии

высшей квалификационной категории

с.Алтайское

2015

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004г., примерной программы среднего общего образования по биология

Рабочая программа разработана на основе авторской программы И.Б. Агафоновой,   В. И. Сивоглазова для общеобразовательных учреждений «Биология 10-11 классы» - Москва «Дрофа» 2010. полностью отражающей содержание примерной программы.

УМК соответствует требованиям государственного стандарта среднего общего образования, рекомендован МОиН РФ и входит в федеральный перечень учебников, обеспечивает уровень подготовки обучающихся в соответствии с предъявляемыми требованиями. УМК не нарушает преемственности, имеет завершенные линии и соответствует целям и задачам обучения.

Учебный предмет изучается в 10 классе, рассчитан на _35_ часов. Программой курса предусмотрено проведение комбинированных уроков,  лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних и творческих работ (20 % учебного времени). Определенное место с учетом реализации деятельности программы пилотной площадки по дистанционному образованию на базе МБОУ  АСОШ №2 отводится самостоятельной работе: тестированию, подготовке к ЕГЭ, сбору материалов для сообщений и рефератов. Практических работ-4. Экскурсий -1

Результаты изучения учебного предмета отражены в требованиях к уровню подготовки выпускников в авторской программе.

Итоговый контроль проводится в форме посменного опроса.

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся основаны на «Положении о критериях оценки знаний, умений и навыков обучающихся МБОУ АСОШ №2»

Список (фонд) контрольно-оценочных средств

для проведения текущей и промежуточной аттестации

№ п/п

Класс

Наименование

Автор

Издательство, год издания

Кем, когда

согласован

Дата утверждения

1

10

Поурочные планы «Биология» 10 класс

Т.И.Чайка

М., Дрофа, 2007

  1. МП учителей естественного цикла, от ….08.14 пр.№1

….08.14

2

Поурочные планы «Биология.» 11 класс

Т.И.Чайка

М., Дрофа 2005

МП учителей естественного цикла, от ….08.14 пр.№1

….08.14

Календарно-тематическое планирование

№ п/п урока

Тема урока

10 кл

Количество часов

Сроки

(по неделям)

Примечание

1.Биология как наука. Методы научного познания

1

Краткая история развития биологии

1

01.09-04.09

Инструктаж по ТБ

2

Сущность и свойства живого

07.09-11.09

3

Уровни организации и метода познания живой природы

1

14.09-18.09

2.Клетка

4

История изучения клетки. Клеточная теория

1

21.09-25.09

5

Химический состав клетки

1

28.09-02.10

6

Неорганические вещества входящие в состав клетки

1

05.10-09.10

7

Органические вещества входящие в состав клетки

1

12.10-16.10

8

Биологические полимеры – нуклеиновые кислоты

1

19.10-23.10

9

Практическая работа №1 «Строение эукариотической клетки»

1

26.10-30.10

10

Практическая работа №2 « Строение прокариотической клетки»

1

9.11-13.11

11

Обобщение. Строение клеток.

1

16.11-20.11

12

Реализация наследственной информации в клетке.

1

23.11-27.11

13

Вирусы.

1

30.11-04.12

3.Организм.

14

Организм – единое целое.

1

07.12-11.12

15

Обмен веществ и превращение энергии

1

14.12-18.12

16

Обмен веществ и превращение энергии.

1

21.12-25.12

17

Деление клетки. Митоз

1

11.01-15.01

18

Половое размножение. Мейоз

1

18.01-22.01

19

Обобщающий урок. Размножение

1

25.01-29.01

20

Контрольная работа. Деление клеток

1

01.02-05.02

21

Индивидуальное развитие организмов

1

08.02-12.02

22

Онтогенез

1

15.02-19.02

23

Генетика

1

22.02-26.02

24

Закономерности наследования

1

29.02-04.03

25

Первый и второй законы Менделя

1

07.03-11.03

26

Практическая работа №3 Решение генетических задач

1

14.03-18.03

27

Закон чистоты гамет. Дигибридное и полигибридное скрещивание.

1

21.03-25.03

28

Третий закон Менделя

1

04.04-08.04

29

Практическая работа №4.Решение генетических задач

1

11.04-15.04

30

Генетика пола.

1

18.04-22.04

31

Обобщение. Наследственность и изменчивость

1

25.04-29.04

32

Селекция.

1

02.05-06.05

33

Биотехнология. Экскурсия.

1

10.05-13.05

4.Резервное время.

34

Повторение по курсу общей биологии.

1

16.05-20.05

35

Обобщение по курсу общей биологии

1

23.05-27.05    

ИТОГО:

в том числе

п/р

л/р

35

4

0

Материально – техническое обеспечение

1)АРМ-учителя

2)Аудиовизуальные (экранно-звуковые) средства обучения – кинофильмы, видеофильмы, компьютерные программы

3)Учебно-дидактический материал кабинета биологии:

  • карточки с заданиями;
  • биологические микролаборатории;
  • лабораторный практикум. Биология. 6-11 класс;
  • комплект моделей скелетов позвоночных животных (8 скелетов);
  • набор моделей органов человека и животных

Лист внесения изменений и дополнений

п/п

Номер урока по календарно-тематическому планированию

Тема урока

На основании какого нормативного документа внесены изменения


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 9 класс Введение в общую биологию линия Пасечника

Рабочая программа составлена на  основе Примерной программы  по биологии основного общего образования и  Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, создан...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...