Урок по природоведению в 5 классе коррекционной школы "Экология.Охрана природы."
методическая разработка по биологии (5 класс) на тему

Коробкина Наталья Михайловна

открытый урок по теме "Экология. Охрана природы. " по природоведению в 5 классе в коррекционной школе 8 вида.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologiya._ohrana_prirody.odt17.96 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ ТО «Дубовская специальная ( коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся , воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

                         План - конспект открытого урока

                     по природоведению по теме

                «Экология.  

Охрана природы»

                                                                          Учитель биологии Коробкина  Н.М.

                                                   Май, 2015 год

        Цель: обобщить знания обучающихся   по курсу природоведения ;

                      формировать представления об экологических проблемах природы.

         

           Задачи

 образовательные :      познакомить обучающихся с понятием «экология» ;

                                      формировать мотивацию природоохранной деятельности;

 коррекционно-развивающие:     расширять кругозор;

                                                        развивать речь, память, мышление;

 воспитательные:          воспитывать бережное отношение к окружающему миру и природе родного края.

                                       

Оборудование и наглядность:

                                               Т.М.Лифанова, Е.Н.Соломина «Природоведение»      

                                                 5 класс, О.А.Хлебосолова, Е.И.Хлебосолова                                                                                                                                                          

                                                 «Природоведение»5 класс, тетрадь,  

                                                   таблица «Среда обитания», плакаты «Береги      

                                                    Землю», компьютер, телевизор, презентация

                                                    «Природа и мы», словарное слово

                                                               « экология»

                                                 

                                                        Ход урока:

1. Организационный момент.

                         Прозвенел звонок, начинается урок.

                         Я. Ты, он, она- вместе дружная семья.

                         Улыбнись соседу слева, улыбнись соседу справа,

                         Когда мы улыбаемся — мы делимся хорошим настроением!

                         Давайте это делать чаще !

2. Актуализация знаний.

           Учитель: Сегодня мы работаем под девизом « Изучая природу-узнаем, как её сберечь!»

Беседа: а) Как называется предмет, который мы изучали?

              б) Что изучает этот предмет?

              в) Что такое природа?

              г) Какая бывает природа?

Задание :   Найти 4-й лишний и объяснить вывод.

       Песок,  дом,  вода,  воздух.

       Кот,  собака,  вода,  человек.

       Почва,  портфель,  окно,  школа.

       Ромашка,  рябина,  сирень,  воздух .

       Растения,  машины,  гвозди,  конфеты.

       Озеро,  гора,  животные,  вулкан.

Вопрос: могут ли тела живой природы существовать без неживой?

Вывод: И растениям и животным нужны вода, воздух, Солнце (тепло и свет),почва.

Работа по таблице «Среда обитания.»

Вопросы: -Что мы видим на таблице?

                  -Каких животных вы видите?

                  - Что человек делает в природе?

                   -Везде ли на природных водоёмах ,в лесах так красиво и чисто?

3.Пропедевтика.

Задание: Прочитать стихотворение и ответьте на вопрос : О чём в нём говорится?

          Взгляни на глобус-шар земной.

          Ведь он вздыхает как живой.

          И шепчут нам материки:    

         «Ты береги нас, береги!»

                 В тревоге рощи и леса,

                 Роса на травах , как слеза.

                 И тихо просят родники

                 «Ты береги нас , береги!»

          Грустит глубокая река,

          Свои теряя берега.

          И слышу голос я реки

          «Ты береги нас , береги!»

                 Остановил олень свой бег.

                 Будь человеком — человек!

                 В тебя мы верим — не солги,

                 «Ты береги нас , береги!»

Вывод: В стихотворении говорится  о бережном отношении к природе.

4. Изучение нового.

Тема урока : Экология. Охрана природы.

Работа в тетради.

 Словарная работа(запись на доске  «Эко»- дом, «логия»- наука, экология- наука о доме, об отношении человека к природе ; запись в тетрадях).

Вопрос :  Как человек относится к природе?

Презентация «Природа и мы».

Вывод: Природа — наше богатство , надо  сберечь  её для других поколений.

5.Физминутка:         Спал цветок и вдруг проснулся (встали).

                                 Больше спать он не хотел ( наклоны).

                                 Шевельнулся, потянулся (вверх руки).

                                 Взвился вверх и полетел (руками махи ).

                                 Солнце утром лишь проснётся,

                                  Бабочка кружится, вьётся (на месте танцуем).

Работа с учебником -чтение (цепочкой) стр.163-164.

Вопрос: Важно ли охранять природу?  

    –-Проблема охраны воздуха.

            Докажем , что воздух- основа для всего живого на Земле.

Задача:   Одному человеку нужно в 1 час — 20 литров кислорода воздуха.

              10 человек---? (200 литров)

              100 человек--? (2000 литров)

             

    1 автомобиль сжигает   20000 литров кислорода воздуха , в городах ездят тысячи автомобилей.

Вопрос: Откуда пополняется кислород в воздухе ?

     - Растения выделяют кислород .

    1 дуб даёт кислорода, необходимого для 20 человек.

Вывод: надо сажать деревья, кусты, цветы( особенно в городах).

             Мы с вами  сажаем растения на школьном участке на практике.

Вопрос: Липа растёт в лесу  около 100 лет, а в городе — 50 лет. Почему ?

- В городах воздух загрязнён выбросами заводов, автомобилей.

Вопрос: что мы оставляем на отдыхе на природе ?

- пакеты , пластиковые бутылки, консервные банки, бумагу и т. д.

Учитель: А вы знаете как долго это перегнивает?

            Бумага разлагается 2 года, консервная банка — 70 лет, полиэтилен — до 250 лет!!!

Демонстрация: пакеты, которые из бумаги и специальных материалов, разлагающиеся 2 года!

     ---Проблема охраны воды.

Воды пресной очень мало на Земле и вода нужна всему живому.

                      Человек на 80% состоит из воды

Масса тела 50 кг –--40 кг воды, цветок нарцисс 100г -85 г воды,  рыба лосось весит 2 кг  - 1,5 кг воды.

  Мы проводили Всероссийскую акцию « Хранители воды ».

Многие из вас рисовали экологические знаки.

Задание : Объясните знаки:

а) Береги воду от загрязнений!

б) Не оставляй кран открытым!

в) Не сливайте в водоёмы отходы заводов и колхозов!

г) Не мойте в реках машин !

д) Не выбрасывайте в водоёмы мусор !

     

    –--Проблема охраны почвы.

Почва разрушается от вырубок лесов , добычи полезных ископаемых , мусорных свалок , перестают пахать землю.

Вывод : надо сажать леса, перерабатывать мусор на заводах.

6.Закрепление.

          Игра « Правильно — неправильно »  (правильно — руки поднять, неправильно — сидеть спокойно ).

а. Сажаем деревья, цветы.

б. Оставляем мусор в лесу.

в. Убиваем животных на охоте.

г. Фотографируем животных.

д. Разжигаем костры на природе.

е. Убираем мусор после отдыха.

ж. Строим заводы в центре города.

з. .Ловим бабочек , жуков.

и. Не топчем клумбы.

к. Разрушаем муравейники.

7.Заключительный этап

Вывод :  Давайте будем беречь Планету !

               Во всей вселенной  похожей нету.

               Во всей Вселенной совсем одна,

               Что будет делать без нас она ???

Вопросы : Что вы узнали на уроке?

                  Что такое экология ?

                  Как можно охранять природу ?

                 

Учитель: у вас на столе экологический знак.  

                      Что изображено ? ( глобус и цветок )

                      Объясните этот знак.

 Итог урока:  Надо беречь планету, чтобы чистым был воздух, реки, чтобы  

                      цвели  растения и жили животные.

Дома :стр.163-164 , читать, придумать экологический знак.

Рефлексия: Понравился урок?   Перевернуть  экологический знак и нарисовать смайлик ( весёлый или грустный) , показать и положить в тетрадь.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок -географии в 7 классе коррекционной школы 8 вида.Тема "Защити природу тундры и свои знания"

Урок закрепления знаний о природе тундры, а также учащиеся оценивают свои знания по темам о тундре....

Урок чтения в 5 классе коррекционной школы VIII вида : "По Г. Скребицкому "Сентябрь". Наблюдения в природе осенью.

Урок чтения в коррекционной школе VIII  вида направлен на знакомство с произведением Г.Скребицкого, знакомит учащихся с приметами осени, изменениями в природе осенью на примере наглядности и личн...

Конспект урока по природоведению 5а класс « Вода в природе»

Данный урок проводился в 5 классе по адаптированной общеобразовательной программе для детей с интеллектуальными нарушениями....

Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Гранит, известняк.

Данный урок предназначен для учеников 5 класса, коррекционной школы VIII. Знакомство со строительными полезными ископаемыми - гранит, известняк. Дети знакомятся с гранитом и известняком, их добычей, и...

Конспект урока по природоведению 5 класс коррекционной школы VIII вида. Полезные ископаемые.

Данный урок предназначен для учеников 5 класса коррекционной школы VIII вида. Знакомство с полезными ископаемыми. Дети знакомятся с полезными ископаемыми, группами, а также знакомятся с месторождением...

Конспект урока по природоведению 6 класс коррекционной школы VIII вида. Многообразие животных.

На этом уроке обучающиеся познакомятся с групповыми признаками животных, научатся различать животных по внешнему виду....