Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в работе педагога с одаренными детьми
статья по теме
C точки зрения прогрессивных ученых мира, человечество может избежать ряда глобальных проблем и продолжить свое существование благодаря достижениям одаренных и талантливых личностей. И, как отмечает В.Юркевич, «...процветание общества зависит от развития духовных, личностных ресурсов человека, эффективности создания творческого пространства для развития способностей детей, их творческих и личных возможностей». Осознание силы человеческого разума, его решающего влияния на развитие цивилизации стало причиной повышения внимания к обучению и воспитанию одаренных личностей в странах Америки, Европы, Азии. Одаренные и талантливые стали одним из важных факторов определения положения страны на мировой арене.
Повысились ожидания относительно результатов деятельности одаренных детей: от них ждут конструктивного развития и максимальной отдачи в различных сферах человеческой деятельности, что является источником требований к ученым по созданию методик идентификации, обеспечения эффективного развития, обучения и воспитания одаренных учеников.
Груз ответственности лег и на учителей: от них ждут качественных действий в обеспечении развития способностей учащихся. Осуществление этого невозможно без специальной подготовки.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о необходимости глобального синтеза науки и практики, в результате которого будут созданы соответствующие стратегии по формированию готовности учителя к работе с одаренными детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskaya_rabota_s_odarennymi_detmi.doc | 151.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в работе педагога с одаренными детьми
Самое прекрасное зрелище на свете - вид ребенка,
уверенно идущего по жизненной дороге после того,
как вы показали ему путь.
Конфуций
Каждый день в мире происходит множество открытий, которые имеют как положительный, так и отрицательный характер. За всеми этими открытиями стоят люди, но кто они? Высшая ступень развития? Гении? Они одарённые личности. Интеллектуальный уровень одаренных людей — это гарантия высоких результатов. Показать себя миру и развить до определённой ступени мастерство помогают образовательные учреждения, которые производят свою деятельность, опираясь на Образовательный Стандарт. Учащимся предлагаются занятия разной направленности, в зависимости от предпочтений учащегося и возможностей, так же развитие школьника происходит и во внеурочное время (секции, кружки, олимпиады, соревнования и др.).
Выявить одарённого ребёнка и не упустить то время, пока ребёнок хочет развиваться— одна из главных задач педагогов. Одарённые дети наиболее чувствительны к самооценке и оценке их деятельности окружающими, ошибочно считать, что более развитые дети не нуждаются в помощи взрослых. Одарённые ученики критичны во всём, они ищут ошибки в своих действиях и действиях педагогов, так как предполагают нечестную или менее серьёзную оценку. Вся рабочая деятельность педагогов должна быть закольцована на терпимости к критике и понимании каждого ребёнка как личности. А ведь всем известно, что все люди разные и понимают мир по-разному. Преподаватели должны быть готовы к тому, что одаренные ученики непоседливы и их очень тяжело вогнать в рамки, к таким детям надо найти подход, ибо ни одно утверждение или просьба не будут приняты детьми всерьёз. Для них должно быть всё обоснованно и иметь те или иные аргументы. В начальной школе практически все дети представляют собой одарённую личность это связано с тем, что дети имеют больше интеллектуальных способностей, нежели взрослый, они восприимчивы к обучению и могут проявлять себя в любом творческом деле. Исходя из этого, развитие одарённости должно начинаться уже в начальной школе. Очень важно создавать на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой школьники должны самостоятельно на уроке справиться с несколькими мыслительными операциями. Следует ставить ребенка в положение исследователя, первооткрывателя, так ребёнок более плодотворно будет погружаться в дело. Педагог, который ставит перед собой цель воспитать одарённого ученика, должен постоянно самосовершенствоваться и работать над собой. Педагог не должен забывать и о возрастных возможностях каждого ученика. В ином случае, обучение одарённых детей практически ничем не будет отличаться от традиционного обучения. Стоит отметить, что дети с нормальным постепенным развитием ничем не хуже одаренных детей; обучение и развитие идёт у них плавно — шаг за шагом, со временем они тоже начинают проявлять себя в различных творческих ситуациях. В. А. Сухомлинский говорил, что одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе огромного внимания. Что необходимо холить и лелеять его, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал большой плод. По сути, так оно и есть, одарённость ребёнка и его желание показать себя миру идёт из семьи, катализаторами тут становятся родители, которые должны заметить внутренние предпосылки для выдающихся достижений и направлять своё чадо для их реализации. Многие факторы влияют на развитие одарённого индивида. К примеру, самым важным в развитии младшего школьника фактором является — социальная среда. Будучи спокойной и комфортной она создаёт вокруг ребёнка среду без раздражителей. Социально спокойный и легко идущий на контакт ребёнок полностью погружается в дело, которое ему по душе, и в котором он может отличиться. Выявить одарённого ребёнка очень просто, одарённые дети, как правило, не удовлетворены работой с учебником, им не интересен обычный ход урока, их куда больше привлекает чтение словарей и энциклопедий, отвечая самим себе на поставленные вопросы в разных интересующих их областях. Одарённость ребёнка стоит рассматривать, как взаимодействие характеристик: креативности, уровня развития выше среднего и интеллектуальных способностей. Творческая продуктивность будет обязательно достигнута, если к ребёнку будут приписаны эти характеристики. Одарённость — это не что-то единое, а совокупность нескольких видов деятельности, в которых дети могут себя проявлять. К примеру — лидерские качества — один из критериев, определяющих одарённость, тоже являются звоночком к выявлению одарённого ребёнка. Коммуникативная, художественная, физическая, духовная деятельности — это лишь часть, на что стоит обратить своё внимание, как родителям, так и педагогам. Одарённым детям интересны разные виды науки, они не ограничивают себя чем-то одним, у них много специфичных вопросов и идей, как узнать что-то новое. Работая с Одарёнными детьми, педагогам надо помнить, что крайности крайне не желательны. Следует понимать, что не стоит:
- возводить ребенка на пьедестал, подчеркивания его особые права,
- применять публичное принижение достоинства или игнорирование.
В школе у детей могут встречаться сложности из-за общения со сверстниками и учителями, чтобы избежать конфликтов стоит обращаться за помощью к педагогу-психологу. Психолог поможет адаптироваться одарённой личности и избежать самоизоляции от окружающих. Вне сомнений, что развивать одаренность учащихся стоит через оптимальное сочетание основного, дополнительного и индивидуального образования. Это обеспечивает преемственность, помогающую развиваться детям гармонично, как в школе, так и дома. Самооценка, повышенная впечатлительность, независимость, соревновательность, лидерство — это особенности личности одарённого ребёнка, на которые чаще всего не обращают внимания, а зря. Именно по этим особенностям проще всего выявить одарённого ребёнка. Взаимодействие педагога с одаренным учеником является главным фактором всего обучения. Во время занятий педагоги чаще задают вопросы, чем сами говорят. Большой объем информации заменяется различными демонстрациями, опытами. Для учителей в первую очередь важно, не отвечать самим на свои же вопросы и не помогать решать задачи учащимся, это дает возможность более глубоко осмыслить материал и решить его с большим результатом. Учителям необходимо больше прислушиваться к ответам одарённых, принимать их, но не оценивать, показывая детям различными способами, что услышали их. Это помогает Одаренным детям коммуницировать с классом. Одаренность разных полов разная; мальчики и девочки воспринимают этот мир по-разному, поэтому на это тоже стоит обратить внимание при работе с детьми. Мальчики — в основном личности, имеющие гибкое мышление, стремление к доминированию, у них много разнообразных интересов и они очень эмоционально чувствительны. Девочки же имеют неординарное мышление и своеобразную логику, они творчески активные и часто могут быть подвержены стрессам. У одарённых детей часто возникают проблемы из-за разницы с физическим, интеллектуальным и духовным развитием. С их неприязнью к школьной жизни, которая идёт от непонимания необходимости обучения, так как одаренным детям интереснее получать знания самим, а не через посредников. Проблема одаренности представляет собой комплексную проблему, в которой пересекаются интересы разных научных дисциплин. Проблемы выявления, обучения и развития практически полностью ложатся на плечи педагогов. Работа педагога с одаренными детьми — это сложный и не прекращающийся процесс, во время которого формируется личность ребёнка. В работе с одаренными детьми важен личностный рост самих учителей и их педагогическая активность.
Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными фактами, именами, понятиями. Именно поэтому выпускники российской школы по уровню фактических знаний заметно превосходят своих сверстников из большинства стран. Однако результаты проводимых за последние два десятилетия международных сравнительных исследований заставляют насторожиться. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания репродуктивного характера, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ данных или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Российские школьники показали значительно более низкие результаты при выполнении заданий, связанных с пониманием методологических аспектов научного знания, использованием научных методов наблюдения, классификации, сравнения, формулирования гипотез и выводов, планирования эксперимента интерпретации данных и проведения исследования. Именно поэтому главную проблему современного образования можно определить как противоречие между тем количеством знаний, которые пытаются вложить в ребенка в школе и отсутствием навыка использования их повседневной жизни. Переход от «субъект – объектной» к «субъект - субъектной» парадигме образования, позволит решить эту проблему.
В докладе международной комиссии по образованию для 21 века под председательством Жака Делора «Образование: скрытое сокровище», сформулировано «4 столпа, на которых основывается образование: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться быть» (Ж. Делор). По сути дела он определил глобальные компетентности необходимые человеку, чтобы выжить в современном мире.
Перед нами ставятся задачи:
- научить получать знания (учить учиться);
- научить работать и зарабатывать (учение для труда);
- научить жить (учение для бытия);
- научить жить вместе (учение для совместной жизни).
Вышеперечисленное и не только это побудило органы государственной власти к разработке и внедрению образовательных стандартов второго поколения. Процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного опыта и социальной компетентности.
В основу Стандарта второго поколения положен системно-деятельностный подход, концептуально базирующийся на обеспечении соответствия учебной деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям, обеспечивающий достижение планируемых результатов освоения образовательной программы основного общего образования и создающий основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Самое решающее звено такой новации в учебно-воспитательном процессе - учитель. Из носителя знаний информации, всезнающего оратора, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблем, добыванию необходимых знаний и информации из различных источников. Поэтому современный педагог должен овладеть рядом технологий, которые предлагает ФГОС к использованию в образовательном процессе.
Это технологии:
- проблемного обучения;
- исследовательской деятельности;
- проектной деятельности;
- групповой работы;
- здоровьесберегающие технологии и т.д.
Метод проектов
Метод проектов, позволяет включить школьников в проектную деятельность. В переводе с латинского языка «проект» означает «брошенный вперед», т.е. замысел в виде прообраза объектов. Метод проектов составляет основу технологии проектного обучения, смысл которого заключается в самостоятельном освоении школьниками учебного материала и создании конкретного продукта, что позволяет школьникам пережить ситуацию успеха, самореализации.
При решении проекта наряду с научной (познавательной) стороной содержания всегда присутствует эмоционально-ценностная (личностная), деятельностная и творческая стороны. Причем именно эмоционально - ценностный и творческий компоненты содержания определяют, насколько значим для учащихся проект и насколько самостоятельно он выполнен. Метод проектов на уроках и внеурочной деятельности – способствует самостоятельному решению проблем, имеющих жизненный смысл для учащихся.
Работая над проектом в учебном процессе по школьным предметам, учащиеся овладевают комплексом предметных умений (познавательных, практических, оценочных), основами взаимодействия друг с другом и рефлексией. Учатся приобретать новые знания, а также интегрировать их.
Существенными особенностями этого метода являются субъективность школьника, диалогичность, креативность, контексность, технологичность и самодеятельность учащихся, возникающие в процессе реализации метода проектов.
Диалогичность позволяет учащимся в процессе выполнения проекта вступить диалог как с собственным «Я», так и с другими. Именно в диалоге осуществляется
«свободное самооткровение личности». (М.М. Бахтин).
Креативность связана с разрешением проблемной ситуации, которая обуславливает начало активной мыслительной деятельности, самостоятельности учащихся вследствие того, что они обнаруживают противоречие между известным им содержанием и невозможностью выявить новые формы новые факты явления.
Контекстность в этом методе позволяет создать проекты, приближенные к естественной жизнедеятельности учащихся, осознавать место учебных предметов в общей системе человеческого бытия.
Интегративность означает оптимальный синтез знаний для реализации учащимися изучаемой проблемы с привлечением содержания из других предметов.
Технологичность связана с организацией познавательной деятельности учащихся по определенным этапам проектной деятельности.
При выборе тем проекта для выполнения учащимися в ходе изучения курса учебного предмета учитель должен руководствоваться следующими критериями:
• значимость данной информации для учащихся;
• социальная значимость проекта;
• наличие в проекте воспитательного потенциала;
• связь с изучаемыми темами курса учебного предмета;
• возможность постановки проблемы;
• время, отводимое на изучение данного раздела и темы (нередко учитывается время года, поскольку использование ряда методик требует определенного состояния природных объектов);
• возможность реализации межпредметных связей;
• соотношение имеющихся знаний и личного опыта учащихся
Проектная деятельность осуществляется с учетом последовательно выделенных этапов: ценностно - ориентированного, конструктивного, оценочно-рефлексивного, презентативного.
Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Ценностно-ориентированный | Мотивация проектной деятельности: организация учащихся по созданию проекта, раскрытие его значимости | Осознание мотива деятельности, значимости предстоящей проектной работы |
II.Конструктивный | Объединение учащихся в группы; консультация учащихся; стимулирование поисковой деятельности учащихся; подготовка памяток и алгоритмов по организации самостоятельной работы | Включение в проектную деятельность в группе или индивидуально; составление плана работы; сбор материалов, поиск литературы; выбор формы реализации проекта |
III.Оценочно-рефлексивный | Стимулирование и консультирование учащихся | Самооценка своей деятельности. Оформление проекта в выбранной форме |
IV.Презентативный | Подготовка экспертов. Проектирование формы презентации; организация дискуссии по обсуждению проекта; организация самооценки учащихся | Защита проекта в индивидуальной или коллективной форме; включение в дискуссию; отстаивание своей позиции. Самооценка собственной деятельности |
Материализованным продуктом проектирования является учебный продукт, это может быть:
- макет, модель;
- карта, справочник, фотоотчет, фильм;
- газета, журнал, буклет;
- игра, праздник, экскурсия;
- презентация;
- изучение и описание объектов и процессов природы.
Экспертная оценка проекта
Экспертная оценка проекта является необходимым компонентом данной технологии, без которой проект состояться не может.
Экспертная оценка может осуществляться по различным диагностическим параметрам, включающим следующие аспекты:
•мотивационный аспект отражает заинтересованность школьников проектом и их умением заинтересовать класс с помощью эмоциональной речи, яркого оформления полученных результатов;
•личностный аспект проявляется в собственной системе ценностей, ориентированной на благо других людей, окружающей среды;
•познавательный аспект проектной технологии отражает умение оперировать научным содержанием, осуществлять междисциплинарный перенос, проявлением творчества при решении проблемы;
•коммуникативный аспект диагностируется по умению учащихся отстаивать свой взгляд, осуществлять обмен ценностями во время дискуссии, оказывать помощь товарищам;
•регулятивный аспект проявляется в четкости работы по плану, в согласовании деятельности всех участников в группе, результативности в выборе.
Оценка результатов работы должна быть такой, чтобы учащиеся пережили ситуацию успеха. С этой целью организуется совместное обсуждение проекта учителем и учащимися.
Исследовательская деятельность
Особенностью современного обучения в школе является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Поэтому у учителя возникает необходимость найти такой подход, который обеспечил бы эффективное использование учебного времени и плодотворную работу на уроке. Одним из таких подходов является исследовательский. Он позволяет более глубоко учитывать и использовать личностные особенности обучаемых, заменить малоэффективные способы передачи знаний, дает возможность проектировать учебный процесс и обеспечивать гарантированные результаты обучения. Занимаясь с детьми исследовательской деятельностью во внеурочное время, нельзя не обратить внимания на то, что ученики легко усваивают основные правила исследования и готовы применять полученные умения, а сам процесс исследования легко сочетается с современными требованиями к уроку. Таким образом, у детей с пятого класса формируется опыт исследовательской деятельности.
Исследовательская деятельность учащихся - это деятельность, связанная с решением творческих задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов (подготовительный, планирование, исследование, оформление результатов исследования, представление отчета, самоанализ).
Многочисленными изысканиями в области психологии и педагогики доказано, что в наибольшей степени развивает способность обучающихся мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал проектная и исследовательская деятельность.
Жесткие рамки допустимой урочной и внеурочной нагрузки учащихся заставляют искать оптимальные способы организации занятий по формированию проектной и исследовательской деятельности учащихся. Один из способов оптимизации – включение фрагментов проектной и исследовательской деятельности в контекст предметных уроков. Другой вариант – использование таких учебных проектов, которые решали бы задачи освоения программного материала и повышения познавательной активности на традиционных занятиях.
Опыт работы представлен в виде модели
Формы исследовательской и проектной работы можно разделить на две группы:
I. Проектная и исследовательская работа, включенная в учебный процесс: проблемные уроки, творческие задания, исследовательские и проектные методы на уроках и практических занятиях; элективные и факультативные курсы.
На проблемных уроках вместо объявления темы урок начинается с создания проблемной ситуации, предъявляя, например, ученикам два противоречивых мнения, факта. Осознание противоречия вызывает удивление, а вопросы ориентируют учеников на самостоятельное формулирование учебной проблемы – основного вопроса урока, вытекающего из противоречия. Это первый и важнейший этап урока – постановка проблемы самими учениками. После формулирования учебной проблемы прошу высказать свои версии, составить план решения и, самое главное, предлагаю ученикам вспомнить, какие имеющиеся у них знания пригодятся для решения нового вопроса. Ученики обращаются к изученному материалу – это этап актуализации. Он похож на проверку домашнего задания в традиционном уроке. Однако в отличие от него актуализируются факты и понятия не обязательно предыдущего урока, а то, что изучалось неделю, месяц, год назад, но теперь необходимо для решения новой проблемы. На этапе поиска решения проблемы ученики самостоятельно открывают новое знание – закономерность, понятие и т.п., в зависимости от постановки проблемы. Происходит это в ходе выполнения продуктивных заданий к текстам или иллюстрациям. Каждое задание при этом завершатся вопросом: как новые знания помогают нам ответить на основной вопрос урока? Пользуемся либо побуждающим диалогом, задавая вопросы, на которые возможны разные правильные варианты ответа (что развивает творческие способности детей), либо подводящим диалогом, состоящим из цепочки вытекающих один из другого вопросов, правильный ответ на каждый из которых запрограммирован в самом вопросе. Проблемно-исследовательский урок завершается выражением решения проблемы, применением нового знания, подведением итогов.
В работе при обучении делается акцент на творческие задания. Творческие задания, проекты стимулируют интерес учащихся к предмету, способствуют развитию навыков индивидуальной и коллективной деятельности и в итоге приводят к более глубоким знаниям учащихся и приобретению метапредметных навыков.
Применение системы творческих заданий расширяет горизонт предметного обучения, является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала и развитию интереса к предмету, расширению кругозора, способствует саморазвитию личности, самоутверждению подростков, создает атмосферу творческого сотрудничества не только между учителем и учащимися, но и среди учеников в группах. И все это приводит к приобретению учащимися навыка исследования.
II. Проектная и исследовательская работа, дополняющая учебный процесс: внеурочная деятельность, участие в предметных олимпиадах и конкурсах и научно-практической конференции.
Основными задачами подобной деятельности является развитие у учащихся:
-познавательных интересов;
-умения проводить рефлексию;
-умение выделять главное;
-умения ориентироваться в современном информационном пространстве;
-умения самообразовываться;
-коммуникативные умения;
-умения публично выступать.
Приобщая учащихся к исследовательской и проектной, творческой деятельности, педагог формирует тем самым у своих подопечных активную поведенческую модель развития, создает условия для самореализации личности школьника: участие в предметных и метапредметных олимпиадах, конференциях НОУ, творческих конкурсах.
Используемая литература:
1. «Психология одаренности детей и подростков» под редакцией Н. С. Лейтеса, М., 1996.
2. Терасье Ж. К. «Сверходаренные дети», М., 1999.
3. Попова Л. В. «Биографический метод в изучении подростков с разными видами одаренности», М., 1993
4. Юркевич В. С. «Одаренный ребенок», М., 1996.
5. Гришакина О.П. Мастер-класс «Формы научно-исследовательской и проектной деятельности в общеобразовательном учреждении».
6. Гладилина И.П., Жиркова М.В., Михно О.С. «Подготовка педагога к работе с одаренными детьми, подростками и молодежью». Монография. – М.: ООО «Коллаж», 2009.-212с.
7. Гришакина О.П. Мастер-класс «Введение в науку». // Эксперимент и инновации в школе. 2008, №1 , с. 66-70.
8. Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. «Урок в развивающем обучении: Книга для учителя». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008.
9. «Исследовательская деятельность учащихся в профильной школе» /Авт.-сост. Татьянкин В.А., Макаренков О.Ю., Иванникова Т.В.. –М.: 5 за знания, 2007.-272с.
10. Курнешова Е.Л. «Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся в образовательных учреждениях г. Москвы» // Правительство Москвы: Департамент образования города Москвы, от 20.11.2003 № 2-34-20 http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php.
11. Матвеева Е.И., Патрикеева И.Е. «Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы)»//Серия «Новые образовательные стандарты». – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2011.
12. «Педагогические технологии: вопросы теории и практики внедрения». Справочник для студентов / авт. – сост.А.В.Виневская; под редакцией И.А. Стиценко. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. – 253с., с.19-21,152-171.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Современные технологии обучения иностранному языку в условиях внедрения ФГОС Проектная деятельность как средство реализации системно- деятельностного подхода на уроках немецкого языка
Особенности организации проектной деятельности. Особенности органи зации учебного процесса в условиях ФГОС.Место проекта, виды,, требования, этапы работы....
Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с детьми-инвалидами в дошкольном учреждении.
laquo;Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность». Б. Шоу...
Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с детьми-инвалидами в дошкольном учреждении
Презентация к выступлению "Реализация системно-деятельностного подхода в работе учителя-логопеда с детьми-инвалидами в дошкольном учреждении" на РМЦ ....
Мастер-класс для классных руководителей «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»
план мастер-класса для классных руководителей по теме «Арт-терапевтические технологии как средство реализации системно-деятельностного подхода в работе классного руководителя»...
Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».
Идея опыта. Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...
Проектная деятельность как способ реализации системно-деятельностного подхода на уроках английского языка
Урок с использованием проектной технологии развивает умение добывать и применять знания, расширяет кругозор, обогащает ученика творческим и практическим опытом. Проектная деятельность формирует ...
Проектная и исследовательская деятельность как средство реализации системно – деятельностного подхода в рамках работы кружка дополнительного образования "Юный исследователь".
Проектно-исследовательская деятельность – это образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста, в ходе которого реал...