Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
рабочая программа по биологии 9 класс по программе В.В. Пасечник
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_9_klass.doc | 183.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение -
средняя общеобразовательная школа с. Вязовка
Екатериновского района Саратовской области
Рассмотрено: | Согласовано: | Утверждаю: |
На заседании МО естественно-математического цикла Председатель МО: | Заместитель директора по УВР | Директор школы: |
«____»______________2014г | «____»______________2014г | Приказ №__ «___»___________2014г. |
(Харитонова Н.П.) | (Барданова Е.Ф.) | (Щербакова Н.А.) |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО БИОЛОГИИ 9 КЛАССА
ТОЛКАЧЕВОЙ ИРИНЫ АЛЕКСАНДРОВНЫ
УЧИТЕЛЯ 1 КАТЕГОРИИ
2014– 2015 учебный год
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по биологии, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника /авт.-сост. Г. М. Пальдяева. - М.: Дрофа, 2009., полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся.
Биология как учебный предмет – неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентаций.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.
Рабочая программа ориентирована на учебник:
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, её разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за её сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от неё и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.
В 9 классе предусматривается изучение теоретических и прикладных основ общей биологии. Программа курса включает в себя вопросы программы общеобразовательной школы для 10-11 классов. В ней сохранены все разделы и темы, изучаемые в средней общеобразовательной школе, однако содержание каждого учебного блока упрощено в соответствии с возрастными особенностями обучающихся и с учетом образовательного уровня.
Система уроков ориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной на самообразование, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с эти предлагается работа с тетрадью с печатной основой: В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2007. – 96 с.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в виде схем и таблиц. Большую часть составляют задания, ориентированные главным образом на воспроизведение усвоенного содержания. Эти задания выполняются по ходу урока. Работа с таблицами и познавательные задачи, требующие от ученика размышлений или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Рабочая программа предусматривает некоторые изменения.
Из-за большого объема изучаемого материала увеличено количество часов на изучение тем «Введение» (3 часа), «Возникновение и развитие жизни» (7 часов) за счет сокращения часов на изучение темы «Экосистемный уровень», так как этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в 6 и 7 классах в курсах «Ботаника», «Животные».
Количество часов на изучение тем «Популяционно-видовой уровень», «Биосферный уровень» сокращено, так как авторская программа рассчитана на 35 учебных недель (70 часов), а в 9 классе только 34 учебные недели (68 часов). Этот материал частично изучается в предыдущих разделах, а так же в курсах «Ботаника» (6 класс), «Животные» (7 класс).
по___биологии
предмет
Класс__9__
Учитель:_Толкачева Ирина Александровна
Количество часов
Всего___68___ час; в неделю______2_____ час.
Плановых контрольных уроков _____7______,лабораторные работы ___4___; экскурсии _2__
Административных контрольных уроков _________ч.
Планирование составлено на основе программы для общеобразовательных учреждений
Учебник: Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с.
название, автор, издательство, год издания
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Дата | ||
План | Факт | ||||
Введение (3 часа) | |||||
1. | Биология – наука о жизни | 1 | 02.09 | ||
2. | Методы исследования в биологии | 1 | 03.09 | ||
3 | Сущность жизни и свойства живого | 1 | 09.09 | ||
Клеточное строение организмов (4 часа) | |||||
4 | Уровни организации живой природы. Молекулярный уровень: общая характеристика | 1 | 10.09 | ||
5 | Углеводы | 1 | 16.09 | ||
6 | Липиды | 1 | 17.09 | ||
7 | Состав и строение белков | 1 | 23.09 | ||
8 | Функции белков | 1 | 24.09 | ||
9 | Нуклеиновые кислоты | 1 | 30.09 | ||
10 | АТФ и другие органические соединения | 1 | 01.10 | ||
11 | Биологические катализаторы | 1 | 07.10 | ||
12 | Вирусы | 1 | 08.10 | ||
13 | Контрольно-обобщающий урок №1 по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы» | 1 | 14.10 | ||
Клеточный уровень (15 часов) | |||||
14 | Основные положения клеточной теории. Л.Р. №1 «Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом» | 1 | 15.10 | ||
15 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | 1 | 21.10 | ||
16 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки | 1 | 22.10 | ||
17 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи | 1 | 28.10 | ||
18 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | 1 | 29.10 | ||
19 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения | 1 | 11.11 | ||
20 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот | 1 | 12.11 | ||
21 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм | 1 | 18.11 | ||
22 | Энергетический обмен в клетке | 1 | 19.11 | ||
23 | Типы питания клеток | 1 | 25.11 | ||
24 | Фотосинтез и хемосинтез | 1 | 26.11 | ||
25 | Синтез белка в клетке. Генетический код. Транскрипция | 1 | 02.12 | ||
26 | Синтез белков в клетке. Т-РНК. Трансляция | 1 | 03.12 | ||
27 | Деление клетки. Митоз | 1 | 09.12 | ||
28 | Контрольно-обобщающий урок №2 по теме: «Клеточный уровень организации живой природы» | 1 | 10.12 | ||
Организменный уровень (14 часов) | |||||
29 | Размножение организмов. Бесполое размножение | 1 | 16.12 | ||
30 | Половое размножение. Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение | 1 | 17.12 | ||
31 | Индивидуальное развитие организмов. Биогенетический закон | 1 | 23.12 | ||
32 | Закономерности наследования признаков установленных Менделем. Моногибридное скрещивание | 1 | 24.12 | ||
33 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании | 1 | 13.01 | ||
34 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание | 1 | 14.01 | ||
35 | Дигибридное скрещивание | 1 | 20.01 | ||
36 | Сцепленное наследование признаков. Закон Моргана | 1 | 21.01 | ||
37 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование | 1 | 27.01 | ||
38 | Модификационная изменчивость. Л.Р. №2 «Выявление изменчивости организмов» | 1 | 28.01 | ||
39 | Мутационная изменчивость | 1 | 03.02 | ||
40 | Основы селекции. Работы Н. И. Вавилова | 1 | 04.02 | ||
41 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов | 1 | 10.02 | ||
42 | Контрольно-обобщающий урок №3 по теме: «Организменный уровень организации живого» | 1 | 11.02 | ||
Популяционно-видовой уровень (3 часа) | |||||
43 | Вид. Критерии вида. Л.Р. №3 «Изучение морфологического критерия вида» | 1 | 17.02 | ||
44 | Популяции | 1 | 18.02 | ||
45 | Экология как наука. Экологические факторы | 1 | 24.02 | ||
Экосистемный уровень (6 часов) | |||||
46 | Сообщество. Экосистема. Биоценоз | 1 | 25.02 | ||
47 | Состав и структура сообщества | 1 | 03.03 | ||
48 | Потоки вещества и энергии в экосистеме | 1 | 04.03 | ||
49 | Саморазвитие экосистемы | 1 | 10.03 | ||
50 | Экскурсия в биогеоценоз | 1 | 11.03 | ||
51 | Контрольно-обобщающий урок №4 по теме: «Экосистемный уровень» | 1 | 17.03 | ||
Биосферный уровень (4 часа) | |||||
52 | Биосфера. Среды жизни | 1 | 18.03 | ||
53 | Круговорот веществ в биосфере | 1 | 31.03 | ||
54 | Экологические кризисы | 1 | 01.04 | ||
55 | Контрольно-обобщающий урок №5 по теме: «Биосферный уровень» | 1 | 07.04 | ||
Эволюция (7 часов) | |||||
56 | Развитие эволюционного учения | 1 | 08.04 | ||
57 | Изменчивость организмов | 1 | 14.04 | ||
58 | Борьба за существование. Естественный отбор | 1 | 15.04 | ||
59 | Видообразование. Экскурсия «Причины многообразия видов в природе» | 1 | 21.04 | ||
60 | Макроэволюция | 1 | 22.04 | ||
61 | Основные закономерности эволюции | 1 | 28.04 | ||
62 | Контрольно-обобщающий урок №6 по теме: «Эволюция» | 1 | 29.04 | ||
Возникновение и развитие жизни на Земле (6 часов) | |||||
63 | Гипотезы возникновения жизни. Л.Р. №4 «Изучение палеонтологических доказательств эволюции» | 1 | 05.05 | ||
64 | Развитие представлений о возникновении жизни. Современное состояние проблемы | 1 | 06.05 | ||
65 | Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое | 1 | 12.05 | ||
66 | Развитие жизни в мезозое, кайнозое | 1 | 13.05 | ||
67 | Контрольно-обобщающий урок №7 по теме: «Возникновение и развитие жизни на Земле» | 1 | 19.05 | ||
68 | Обобщение по курсу биологии 9 класса | 1 | 20.05 |
Содержание программы
Введение (3 часа)
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы (52 часов)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (15 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Лабораторная работа: Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.
Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
Лабораторная работа: Выявление изменчивости организмов.
Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Лабораторная работа: Изучение морфологического критерия вида.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (6 часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Экскурсия в биогеоценоз.
Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей-аппликаций «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ 2. Эволюция (6 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
Экскурсия: Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (6 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Лабораторная работа: Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения предмета ученики должны:
называть
- общие признаки живых организмов;
- признаки царств живой природы;
- причины и результаты эволюции;
приводить примеры
- усложнения растений и животных в процессе эволюции;
- природных и искусственных сообществ;
- изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания;
- наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;
характеризовать
- строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных;
- деление клетки, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира;
- обмен веществ и превращение энергии;
- роль ферментов и витаминов в организме;
- особенности питания автотрофных и гетеротрофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
- дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме;
- иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа;
- размножение, рост и развитие организмов;
- вирусы как неклеточные формы жизни;
- среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные);
- природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе;
- искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;
обосновывать
- взаимосвязь строения и функций органов и систем органов, организма и среды;
- родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас;
- влияние экологических и социальных факторов, умственного и физического труда, физкультуры и спорта на здоровье человека; вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм человека и его потомство;
- меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности;
- роль биологического разнообразия, регулирования численности видов, охраны природных сообществ в сохранении равновесия в биосфере;
распознавать
- организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных;
- клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
сравнивать
- строение и функции клеток растений и животных;
- организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов;
применять знания
- о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
- о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
- о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хранения продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
- о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;
- о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;
делать выводы
- о клеточном строении организмов всех царств;
- о родстве и единстве органического мира;
- об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных.
- соблюдать правила
- приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
- здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; профилактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Список литературы
- Федеральный Государственный стандарт.
- Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
- Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
- Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
- В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
Дополнительная литература:
- Готовимся к единому государственному экзамену: Биология/ Общая биология. – М.: Дрофа, 2004.
- Щелчкова Е. Ю. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс: поурочные планы по учебнику А. А. Каменского, Е. А. Криксунова, В. В. Пасечника/ авт-сост. Е. Ю. Щелчкова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 293с.
Информацию об организации, проведении и демоверсии ЕГЭ и ГИА можно найти на сайтах:
http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
http://www.infomarker.ru/top8.html RUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...