Рабочая программа по биологии, 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено» Руководитель ШМО _________________________ ФИО Протокол № от «28» августа 2015 г. | «Согласованно» Заместитель руководителя по УВР МБОУ «Русско-Акташская сош» / Миронова Т.В / ФИО «28» августа 2015 г. | «Утверждено» Руководитель МЬОУ «Русско-Акташская сош» / Вечкитова Т.А./ ФИО Приказ № от «29» августа 2015 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Биология. 6 класс
Предмет, класс .
учителя биологии, химии высшей квалификационной категории
Белоноговой Ирины Анатольевны
Ф.И.О., категория
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
Протокол № 1
от «29» августа 2015 г.
2015 - 2016 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии в 6 классе составлена на основе следующих нормативных документов:
- Стандарта основного общего образования по биологии, 2004 г.;
- Примерной программы основного общего образования по биологии для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2007 г.;
- Программы основного общего образования по биологии для 6 класса « Биология. Живой организм» автора Н.И. Сонина, //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся;
- Базисного учебного плана Республики Татарстан, утвержденной Приказом МОиН РТ № 4154/12 от 09.07. «Об утверждении базисного и примерных учебных планов для образовательных учреждений Республики Татарстан, реализующих программы начального общего и основного общего образования»;
- Учебного плана МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа» на 2015/2016 учебный год;
- Положения о рабочей программе МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа» на 2015/2016 учебный год.
Место предмета в учебном плане МБОУ «Русско-Акташская СОШ»
Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение.5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).
Согласно учебному плану МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа» на 2015/2016 учебный год, рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часов в неделю на протяжении учебного года, 70 часов в год.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения биологии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по биологии. В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Рабочая программа для 6 класса построена на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены лабораторные и практические работы, предусмотренные Примерной программой.
Система уроков сориентирована не только на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предполагается работа с тетрадью с печатной основой.
В тетрадь включены вопросы и задания, в том числе в форме лабораторных работ, схем, немых рисунков. Работа с немыми рисунками позволит диагностировать сформированность умения узнавать (распознавать) биологические объекты, а также их органы и другие структурные компоненты. Эти задания выполняются по ходу урока. Познавательные задачи, требующие от ученика размышлений и или отработки навыков сравнения, сопоставления выполняются в качестве домашнего задания.
Курс «Биология. Живой организм» предназначен для изучения основ биологии в шестых классах общеобразовательных учреждений и является логическим продолжением курса «Природоведение. 5 класс» (авторы А.А.Плешаков, Н.И.Сонин).
Изучение биологии в данном курсе направлено на достижение следующих целей:
1. Расширить представление учащихся о разнообразии живых организмов, их особенностях строения, жизнедеятельности.
2. Формировать способность использования приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
3. Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся, общеучебных навыков и умений (речи, логического мышления, памяти, внимания, способности к самообразованию и т.д.).
4. Совершенствовать умения работать с микропрепаратами и микроскопом, проводить наблюдения, сравнения, формулировать выводы, работать с учебником, его текстом и рисунками.
5. Формирование умений работать в паре, малых группах, развитие умений защищать свои убеждения и давать оценку деятельности другим учащимся.
С целью достижения высоких результатов образования в процессе реализации данной РП по курсу биологии «Живой организм» использованы:
- Формы образования – урок изучения и первичного закрепления новых знаний, урок обобщения и систематизации знаний, урок контроля, оценки и коррекции знаний учащихся, комбинированный урок, экскурсии, лабораторные и практические работы и т.д.
- Технологии образования – индивидуальная работа, работа в малых и больших группах, проектная, исследовательская, поисковая работа, развивающее, опережающее и личностно-ориентированное обучение и т.д.
- Методы мониторинга знаний и умений учащихся – тесты, контрольные работы, устный опрос, творческие работы (рефераты, проекты, презентации) и т.д.
Уровень образованности обучающихся осуществляется по следующим составляющим результата образования: предметно – информационной (знает), ценностно – ориентационной (умеет), деятельностно – коммуникативной (применяет).
Резервное время (8 часов) распределено следующим образом: 1 час добавлен на изучение раздела «Организм и среда» (включен РНК) и 7 часов отведены на контрольно-обобщающие уроки.
Количество часов по рабочей программе
Согласно примерной Программе и авторской программе линии Н.И. Сонина для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на этапе основного общего образования на базовом уровне всего отводится 245 часов.
Из них в 6 классе:
Всего – 35 часов
В неделю – 1 час
Авторская программа Н.И. Сонина предусматривает изучение биологии в 6 классе как в количестве 35 часов (1 час в неделю), так и в количестве 70 часов (2 часа в неделю).
По учебному плану МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа» на изучение биологии в 6 классе отводится 70 часов, из расчета – 2 учебных часа в неделю: 1 час - федеральный компонент, 1 час - компонент образовательного учреждения. Исходя из этого, предполагается следующее распределение часов:
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН. Биология. 6 класс
№ п/п | Раздел. Тема. | Количество уч. часов | Практическая часть |
Раздел 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ | 24 | 10 | |
1 | Тема 1.1. Основные свойства живых организмов. | 2 | |
2 | Тема 1.2. Химический состав клетки . | 2 | 1 |
3 | Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток. | 4 | 1 |
4 | Тема 1.4. Деление клетки. | 2 | |
5 | Тема 1.5. Ткани растений и животных. | 4 | 2 |
6 | Тема 1.6. Органы и системы органов | 7 | 4 |
7 | Тема 1.7. Организм как единое целое. | 2 | |
8 | Обобщение «Растения и животные как целостные организмы» | 1 | |
Раздел 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА. | 35 | 8 | |
9 | Тема 2.1. Питание и пищеварение. | 4 | 2 |
10 | Тема 2.2. Дыхание. | 3 | |
11 | Тема 2.3.Транспорт веществ в организме. | 5 | 1 |
12 | Тема 2.4. Выделение. | 4 | |
13 | Тема 2.5. Опорные системы. | 2 | 1 |
14 | Тема 2.6. Движение. | 3 | 2 |
15 | Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности. | 5 | |
16 | Тема 2.8. Размножение. | 4 | 1 |
17 | Тема 2.9. Рост и развитие. | 4 | 1 |
Обобщение «Жизнедеятельность организмов» | 1 | ||
Раздел 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА. | 5 | ||
18 | Тема 3.1. Среда обитания организмов. Факторы среды. | 2 | |
19 | Тема 3.2. Природные сообщества. | 2 | |
20 | Обобщение «Организм и среда» | 1 | |
4. ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО | 6 | ||
Всего | 70 | 18 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КУРСА: БИОЛОГИЯ.ЖИВОЙ ОРГАНИЗМ.
(2 часа в неделю; всего 70 часов)
Раздел 1: СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (24 часа)
Тема 1.1: Основные свойства живых организмов (2 часа)
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Тема 1.2: Химический состав клеток (2 часа)
Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества: белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.
Лабораторные и практические работы. Определение состава семян.
Тема 1.3: Строение растительной и животной клеток (4 часа)
Клетка – элементарная единица живого. Ядерные и безъядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток.
Лабораторные и практические работы. Строение клеток живых организмов.
Тема 1.4: Деление клетки (2 часа)
Деление клеток - основа роста и размножения организмов. Митоз. Сущность мейоза, его биологическое значение.
Тема 1.5: Ткани растений и животных (4 часа)
Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Лабораторные и практические работы. Изучение тканей растений. Изучение тканей животных.
Тема 1.6: Органы и системы органов (7 часов)
Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Строение и значение побега. Почка – зачаточный побег. Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист, строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольных и двудольных растений. Система органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Лабораторные и практические работы: Изучение органов цветкового растения. Распознавание органов и систем органов у животных.
Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (2 часа)
Взаимосвязь клеток, тканей, органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.
Раздел 2: ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМА (35 часов)
Тема 2.1: Питание и пищеварение (4 часа)
Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез). Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды, симбионты, паразиты. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Лабораторные и практические работы. Роль света и воды в жизни растений. Действие желудочного сока на белок и слюны на крахмал.
Тема 2.2: Дыхание (3 часа)
Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождении энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Тема 2.3: Передвижение веществ в организме (5 часов)
Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение и функции. Гемолимфа, кровь, ее составные части (плазма, клетки крови).
Лабораторные и практические работы. Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю растений.
Тема 2.4: Выделение (4 часа)
Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
.
Тема 2.5: Опорные системы (2 часа)
Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Лабораторная работа. Изучение разнообразных опорных систем у животных.
Тема 2.6: Движение (3 часа)
Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Лабораторные и практические работы. Движение инфузории-туфельки. Перемещение дождевого червя.
Тема 2.7: Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часов)
Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт. Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Тема 2.8: Размножение (4 часа)
Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных. Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Лабораторные и практические работы. Вегетативное размножение комнатных растений: черенкование комнатных растений.
Тема 2.9: Рост и развитие (4 часа)
Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша. Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Лабораторные и практические работы. Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале).
Раздел 3: ОРГАНИЗМ И СРЕДА (5 часов)
Тема 3.1: Среда обитания. Факторы среды (2 часа)
Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.
Тема 3.2. Природные сообщества (3 часа)
Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Природоохранные мероприятие по использованию природных ресурсов, окружающей среды. Отрицательные антропогенные факторы. Здоровье и
процветание Республики в наших руках!
ОБОБЩЕНИЕ И ПОВТОРЕНИЕ (6 часов).
Что мы узнали о строении и жизнедеятельности живых организмов.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ 6 КЛАССА
В результате изучения курса учащиеся должны усвоить:
- основные биологические и экологические понятия,
- иметь представление о биологии как науке,
- о клетке как единице живого,
- о способах питания и дыхания животных и растений,
- о разнообразии живых организмов и взаимосвязях их друг с другом и средой обитания.
Должны называть (приводить примеры):
- Общие признаки живого организма;
- Основные систематические категории, признаки вида, царств живой природы, отделов, классов и семейств цветковых растений;
- причины и результаты эволюции;
- примеры природных и искусственных сообществ, наследственности, изменчивости и приспособленности растений к среде обитания.
Характеризовать (описывать):
- Строение и функции клеток растений, животных, грибов и бактерий;
- Деление клетки;
- Строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного организмов, лишайника как комплексного организма;
- Обмен веществ и превращение энергии;
- Особенности питания растительных организмов;
- Размножение, рост и развитие растений, грибов бактерий;
- Среды обитания организмов, экологические факторы среды;
- Природные сообщества, пищевые связи в них, роль растений как начального звена в пищевой цепи, приспособленность растений к жизни в сообществе.
Обосновывать (объяснять, составлять, применять знания, делать вывод, обобщать):
- Взаимосвязь строения и функций клеток, органов систем органов и организма и среды как основу их целостности;
- Роль биологического разнообразия и сохранения равновесия в биосфере, влияние деятельности человека на среду обитания, меры по ее охране;
- Необходимость бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Ведущую роль человека в повышении продуктивности сообщества.
Определять (распознавать, узнавать, сравнивать):
- Организмы бактерий, грибов, растений, лишайников;
- Клетки, органы и системы органов растений;
- Наиболее распространенные и исчезающие виды растений региона;
- Съедобные и ядовитые грибы.
Соблюдать правила:
- Приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом;
- Наблюдения за сезонными изменениями в жизни растений;
- Проведения простейших опытов по изучению жизнедеятельности растений;
- Бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам;
- Поведения в природе;
- Здорового образа жизни человека;
- Выращивания культурных растений.
Владеть умениями:
- Излагать основное содержание параграфа, находить в тексте ответы на вопросы;
- Использовать рисунки;
- Самостоятельно изучать отдельные вопросы программы по учебнику.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС»
- Программы:
- Примерная программа основного общего образования по биологии. – М.: Дрофа, 2007;
- Программа основного общего образования по биологии для 6 класса « Биология. Живой организм». Н.И. Сонин //Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение 5 класс. Биология. 6-11 классы. – М.: Дрофа, 2010;
- Учебник:
Сонин Н.И. «Биология. Живой организм». 6 класс: Учеб. для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Дрофа, 2006.
- КИМы:
- Баготский С. В., Л.И. Рубачева Л. И., Л.И. Шурхал Л. И. Биология. Живой организм. 6 кл.: Тестовые задания. – М.: Дрофа, 2011;
- Березина С.Н. Контрольно-измерительные материалы. Биология: 6 класс. – М.: ВАКО, 2010;
- Сонин Н.И., В.Н. Кириленкова В.Н. Дидактические карточки-задания к учебнику Н.И.Сонина «Биология. 6 кл. -М.: Дрофа, 2008 г.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ. БИОЛОГИЯ. 6 КЛАСС.
№ п/п | Тема урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся | Оборудование | Домашнее задание | Сроки по плану | Факти-чески | ||||||
РАЗДЕЛ 1. СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (24 часа) | |||||||||||||
ТЕМА 1.1. ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ (2 часа) | |||||||||||||
1. | Биология – наука о живой природе. Многообразие живых организмов. | Биология – наука о живой природе. Методы изучения живых объектов. Многообразие живых организмов и деление их на группы. Клеточное строение, сходный химический состав. | Знать: роль биологии в практической деятельности людей; правила работы в биологической лаборатории, правила поведения в окружающей среде. Называть:
Давать характеристику царствам живой природы. | Комнатные растения, гербарии, коллекции насекомых, чучела птиц, таблицы, рисунки. | Изучить с.4-5. | 2/09 | |||||||
2. | Основные свойства живых организмов. | Признаки живых организмов: обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение, приспособленность к среде обитания. | Называть признаки живых организмов, их значение. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о признаках живых организмов. | Комнатные растения, гербарии, коллекции насекомых, чучела птиц, таблицы с изображением растений и животных, рисунки в учебнике. | Изучить с. 6-9, ответить на в. 1-11 с. 9; «Какие утверждения верны», «Подумайте», с. 8. | 5/09 | |||||||
ТЕМА 1.2. ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ КЛЕТОК (2 часа) | |||||||||||||
3. | Химический состав клетки. Неорганические вещества. | Особенности химического состава живых организмов. Неорганические вещества (вода, минеральные соли), их роль в жизнедеятельности клетки. | Различать неорганические и органические вещества клетки. Называть неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки. | Таблицы «Строение растительной клетки», «Строение животной клетки». | Изучить с.10, ответить на в. 1-3, с. 15. | 9/09 | |||||||
4. | Химический состав клетки. Органические вещества. Лабораторная работа № 1. «Органические вещества семени». | Органические вещества (белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты), их роль в жизнедеятельности клеток. | Различать неорганические и органические вещества клетки. Называть органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки; Находить в тексте учебника и других источниках информацию о химическом составе клетки. | Мука, семена пшеницы, семена подсолнечника, клубень картофеля, кусочек марли, стакан с водой, бумага, йод, пипетка, спиртовка, пробирка, предметное стекло, держатель. | Изучить с. 11-13, ответить на в. 4-11, с.15. | 12/09 | |||||||
ТЕМА 1.3. СТРОЕНИЕ РАСТИТЕЛЬНОЙ И ЖИВОТНОЙ КЛЕТОК (4 часа) | |||||||||||||
5. | Клетка - элементарная частица живого. Строение и функции органоидов клетки. Практическая работа № 1 «Строение клеток живых организмов». | Клетка - элементарная частица живого. Строение клетки. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра. Правила работы с микроскопом. | Называть признак живых организмов – клеточное строение. Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды растительной клетки. Выделять особенности строения ядра. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки растительных организмов | Таблицы «Строение растительной клетки», микроскопы, готовые микропрепараты. | Изучить с. 16, 18-19, термины; ответить на в. 1-12, с.23 | 16/09 | |||||||
6. | Сравнение растительной и животной клетки. | Строение растительной и животной клеток. Строение и функции цитоплазмы и ее органоидов в растительной и животной клетках. Сравнительная характеристика растительной и животной клеток. | Называть
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды животной клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки животных организмов. | Таблица – строение животной клетки. Микроскопы, готовые микропрепараты. | Изучить 16-19, «Подумайте», «Какие утверждения верны» на с. 22. | 19/09 | |||||||
7. | Бактерии. Вирусы | Бактерии-представители безъядерных организмов. Организмы неклеточного строения – вирусы. | Называть
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды бактериальной клетки. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки разных организмов. | Таблица – строение бактериальной клетки. Микроскопы, готовые микропрепараты. | Изучить с. 20-21. | 23/09 | |||||||
8 | Обобщение по теме «Строение клетки». Тестирование. | Называть
Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клеток. | 26/09 | ||||||||||
ТЕМА 1.4 ДЕЛЕНИЕ КЛЕТКИ (2 часа) | |||||||||||||
9. | Деление клеток. Митоз | Деление клетки – основа роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток: амитоз, митоз, мейоз. Основные этапы митоза. | Давать определение понятиям: деление, амитоз, митоз, мейоз. Называть:
| Таблица «Схема митоза» | Изучить с. 24-25, термины; ответить на в.1-6 с.28. | 30/09 | |||||||
10. | Мейоз и его биологическое значение. | Сущность мейоза. Биологическое значение мейоза. | Давать определение понятиям: деление, амитоз, митоз, мейоз. Называть:
Сравнивать процессы митоза и мейоза. | Таблица «Схема мейоза» | Изучить с. 26-27, термины; ответить на в.5-10 рубрики ПСЗ с. 29. | 3/10 | |||||||
ТЕМА 1.5. ТКАНИ РАСТЕНИЙ И ЖИВОТНЫХ (4 часа) | |||||||||||||
11. | Ткани растений. Лабораторная работа № 2. «Ткани растений.» | Строение растительного организма: ткани. Понятие «ткань». Типы тканей растений: образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная их строение и функции. | Давать определение понятию ткань. Называть:
Различать типы тканей растений: образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений. | Таблица «Ткани растений», «Внутреннее строение листа», «Корень и его зоны», рисунки учебника. Готовые микропрепараты, микроскопы. | Изучить с. 30-31, ответить на в.1, 8-12 с.37. | 7/10 | |||||||
12. | Строение организма животного: ткани. Типы тканей животных: эпителиальная, соединительная, их строение и функции. | Называть:
Различать типы тканей животных: эпителиальную и соединительную. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях животных тканей. | Микроскопы, готовые микропрепараты, таблицы «схема строения животной клетки», «Эпителиальная и соединительная ткани». | Изучить с. 32-33. | 10/10 | ||||||||
13. | Ткани животных: нервная и мышечные ткани. Лабораторная работа № 3 «Ткани животных.» | Строение организма животного: ткани. Типы тканей животных Особенности строения и функции мышечной и нервной тканей. | Называть:
Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и другие источниках информацию о строении и функциях животных тканей. | Микропрепараты, микроскопы, таблицы, рисунки учебника. | Изучить с. 32-35, ответить на в. с. 36-37. | 14/10 | |||||||
14. | Обобщение по теме «Ткани». Тестирование. | Называть:
Различать типы растительных и животных тканей. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. | Микропрепараты, микроскопы, таблицы, рисунки учебника. | 17/10 | |||||||||
ТЕМА 1.6. ОРГАНЫ И СИСТЕМЫ ОРГАНОВ (7часов) | |||||||||||||
15 | Органы цветкового растения. Корень. Лабораторная работа № 4 «Строение корневых систем» | Понятие «орган». Органы цветковых растений. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня. | Давать определение понятиям ткань, орган, корень, корневая система. Называть:
Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - корень и корневые системы. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Гербарий, комнатные растения, таблица «Органы растения» | Изучить с. 38, ответить на в. с. 1-4, с. 45. | 21/10 | |||||||
16 | Побег. Строение почки. Лабораторная работа № 5. «Строение и расположение почек» | Строение и значение побега. Почка. Листовые и цветочные почки. Стебель как осевой орган побега. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. | Давать определение понятиям побег, вегетативные органы. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части. | Черенки побегов, комнатные растения, гербарии, таблицы. | Изучить с. 40. | 24/10 | |||||||
17 | Лист. Строение и функции. Листья простые и сложные. Лабораторная работа № 6. «простые и сложные листья.» | Строение и значение листа. Листья простые и сложные. Листорасположение. | Давать определение понятиям вегетативные органы. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения - побег и его части. | Черенки побегов, комнатные растения, гербарии, таблицы. | Изучить с. 39-40, ответить на в. 9-11, с. 45. | 28/10 | |||||||
18 | Цветок, его значение и строение. Соцветия. Лабораторная работа № 7 «Строение цветка» | Цветок- орган генеративного размножения, его строение. Соцветия. | Давать определение понятиям репродуктивные органы, цветок, соцветие, плод. Называть:
Описывать многообразие соцветий. Приводить примеры многообразия соцветий. Характеризовать строение цветка как органа размножения. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Комнатные растения, гербарии, таблицы, рисунки учебника. | Изучить с. 40 до слов «плоды»; ответить на в. 13-15 рубрики ПСЗ; выполнить з/д 32-33 в РТ; составить кроссворд на тему «Цветок. Соцветия.» из 10 слов. | 11/11 | |||||||
19 | Плоды: значение и разнообразие. Лабораторная работа № 8 «Сухие и сочные плоды.» | Плоды, их значение и разнообразие. Сухие и сочные плоды. | Давать определение понятиям репродуктивные органы, цветок, соцветие, плод. Называть:
Описывать многообразие плодов. Приводить примеры многообразия плодов. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений | Таблицы, рисунки учебника. | Изучить с. 40, ответить на в. 16, с. 45; нарисовать плоды различных растений ( не менее 10). | 14/11 | |||||||
20. | Строение семян и их функции. Лабораторная работа № 9 «Строение семян двудольного и однодольного растения.» | Строение семян. Типы семян. | Давать определение понятиям двудольные и однодольные растения. Называть:
Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах цветковых растений. | Сухие и набухшие семена двудольных и однодольных растений. | Изучить с. 40-41, ответить на вопросы рубрики «Какие утверждения верны», с. 44; в. 16-18 рубрики ПСЗ. | 18/11 | |||||||
21. | Системы органов животного. | Органы и системы органов животных. Пищеварительная, кровеносная, дыхательная системы, выделительная, опорно-двигательная, нервная и эндокринная системы , система органов размножения. | Давать определение понятиям орган, система органов. Называть:
опорно-двигательной, нервной, эндокринных систем, систем органов размножения. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных. . | Таблицы, рисунки учебника, скелет рыбы, скелет лягушки. | Изучить с. 46-49; ответить на вопросы рубрик «Какие утверждения верны», с. 50 и «Подумайте», с. 51. | 21/11 | |||||||
ТЕМА 1.7. РАСТЕНИЯ И ЖИВОТНЫЕ КАК ЦЕЛОСТНЫЕ ОРГАНИЗМЫ (2 часа) | |||||||||||||
22. | Организм как единое целое. | Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организме растений. Живые организмы и окружающая среда. | Называть: признаки целостности растительного организма. | Комнатные растения, гербарии, животные живого уголка, таблицы. | Изучить с 52-53. | 25/11 | |||||||
23. | Обобщение изученного. Что мы узнали о строении живых организмов. | Повторение и обобщение изученного материала.
| Изучить с 54-55; подгото-виться к тестированию по теме: «Строение и свойства живых организмов.» | 28/11 | |||||||||
24. | КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «СТРОЕНИЕ И СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ.» (1 час) | 2/12 | |||||||||||
РАЗДЕЛ 2. ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ (35 часов) | |||||||||||||
ТЕМА 2.1 ПИТАНИЕ И ПИЩЕВАРЕНИЕ (4 часа) | |||||||||||||
25. | Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. | Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: питание (воздушное – фотосинтез, минеральное–почвенное). | Давать определение понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез. Описывать сущность биологических процессов: почвенного питания. Объяснять значение почвенного питания в жизни растения. Называть органы почвенного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах. Характеризовать роль корня в почвенном питании растения. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о почвенном питании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Комнатные растения, гербарий, таблицы « Клеточное строение корня», «Зоны корня», рисунки учебника. | Изучить с 58, ответить на в. 1,3,11 рубрики ПСЗ. | 5/12 | |||||||
26. | Фотосинтез и его значение в жизни растений и биосферы. Практическая работа № 2 «Роль света и воды в жизни растений.» | Понятие «питание». Жизнедеятельность растений: фотосинтез, его значение в жизни растений и биосферы. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии. | Давать определение понятию фотосинтез. Описывать сущность биологических процессов: воздушного питания растений – фотосинтеза. Объяснять:
Называть органы воздушного питания у разных растений и узнавать их на рисунках и живых объектах. Характеризовать роль листа в процессе фотосинтеза. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о воздушном питании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Гербарии, таблицы «Клеточное строение листа», «Строение цветкового растения». | Изучить с. 58. | 9/12 | |||||||
27. | Особенности питания животных. | Питание. Понятия «питание», «пищеварительная система». Процессы жизнедеятельности животных: питание. Различия организмов по способу питания: травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты. | Давать определение понятию питание. Описывать сущность биологических процессов: питания животных. Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Приводить примеры животных: травоядных, хищников, трупоедов; симбионтов, паразитов. Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов симбионты, паразиты. | Рисунки учебника. | Изучить с. 60-62, ответить на в. рубрики «Подумайте» с. 67. | 12/12 | |||||||
28. | Пищеварение и его значение. Пищеварительные ферменты. Лабораторная работа № 10 «Действие слюны и желудочного сока на питательные вещества.» | Процессы жизнедеятельности животных: питание. Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. | Давать определение понятиям питание, пищеварение, ферменты. Описывать сущность биологических процессов: питание животных – пищеварение. Называть особенности строения пищеварительных систем животных. Сравнивать процессы пищеварения у разных групп животных и делать выводы на основе сравнения. | Рисунки учебника. | Изучить с. 63, ответить на вопросы рубрики «Какие утверждения верны», с. 66. | 16/12 | |||||||
ТЕМА 2.2. ДЫХАНИЕ (3 часа) | |||||||||||||
29. | Дыхание растений. | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Значение дыхания, роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание у растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. | Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Характеризовать: особенности дыхания растений; роль органов растений в процессе дыхания. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Комнатные растения, таблицы «Устьица», «Внутреннее строение листа». | Изучить с.65, ответить на вопросы рубрики «Подумайте», с. 73. | 19/12 | |||||||
30. | Дыхание животных | Жизнедеятельность растений и животных: дыхание. Дыхание у животных. Органы дыхания. | Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность биологических процессов: дыхания. Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Характеризовать:
роль дыхания в жизни животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | Влажные препараты внутреннего строения, таблицы с внутренним строением животных разных типов и классов. | Изучить с. 68-69, ответить на вопросы рубрики «Какие утверждения верны», с. 72. | 23/12 | |||||||
31 | Обобщение по теме «Дыхание.» Тестирование. | Давать определение понятию дыхание. Описывать сущность дыхания. Называть органы дыхания у разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах. Характеризовать: особенности дыхания растений и животных; роль дыхания в жизни живых организмов | 13.01 | ||||||||||
ТЕМА 2.3. ПЕРЕДВИЖЕНИЕ ВЕЩЕСТВ В ОРГАНИЗМЕ (5 часов) | |||||||||||||
32. | Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Лабораторная работа № 11 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.» | Жизнедеятельность растений и животных: транспорт веществ, его значение. Передвижение воды и минеральных веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. | Описывать сущность процесса переноса веществ в растении, его значение. Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ в растениях. | Таблица «Корень и его зоны». | Изучить с. 74-75. | 16/01 | |||||||
33. | Передвижение органических веществ в растении. | Передвижение органических веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. | Характеризовать особенности перемещения органических веществ в растениях. | Рисунки учебника. | Изучить с. 74 -75. | 16/01 | |||||||
34. | Перенос веществ в организме беспозвоночных животных. | Особенности переноса веществ в организмах беспозвоночных животных. Кровеносная система, ее строение. | Описывать сущность процесса переноса веществ в организме беспозвоночных животных, его значение. Называть:
и узнавать их на рисунках, таблицах;
Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем. Характеризовать особенности транспорта веществ у животных. | Таблицы и схемы, рисунки учебника. | Изучить с. 74-75; ответить на вопросы рубрики «Подумайте», с. 78, ПСЗ с. 79. | 20/01 | |||||||
35. | Перенос веществ в организме позвоночных животных. | Особенности переноса веществ в организмах позвоночных животных. Кровеносная система, ее строение и функции. | Описывать сущность процесса переноса веществ в организме позвоночных животных, его значение. Называть:
и узнавать их на рисунках, таблицах.
| Схема «Крово-обращение позвоночных животных», муляж сердца. | Изучить с. 76-77; ответить на вопросы с. 78. | 23/01 | |||||||
36. | Обобщение по теме: «Передвижение веществ в организме.» Тестирование. | Характеризовать сущность процесса переноса веществ в организме растений и животных. Знать:
| 27/01 | ||||||||||
ТЕМА 2.4. ВЫДЕЛЕНИЕ (4 часа) | |||||||||||||
37. | Выделение у растений, грибов. | Роль выделения в процессе жизнедеятельности растительных организмов. Продукты выделения у растений и грибов. Выделение у растений и грибов. | Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Называть:
Характеризовать:
Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у растений и животных. | Таблицы и рисунки. | Изучить с. 81-82. | 30.01 | |||||||
38. | Выделение у животных. | Роль выделения в процессе жизнедеятельности животных организмов. Продукты выделения у животных. Основные выделительные системы у животных. | Описывать сущность процесса выделения у живых организмов, его значение. Называть органы выделения животных. Характеризовать особенности процесса выделения у животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о выделении у животных. | Модель почки млекопитающих. | Изучить с. 80-83; ответить на вопросы рубрик «Подумайте» и «Какие утверждения верны» с. 84. | 3/02 | |||||||
39. | Обмен веществ у растительных организмов. | Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии в растительном организме. | Давать определение понятию обмен веществ. Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение. Называть органы, участвующие в обмене веществ у растений. Характеризовать особенности обмена веществ у растений. | Таблицы «Клеточное строение листа», «Строение корня». | Изучить с. 86. | 6/02 | |||||||
40. | Обмен веществ у животных организмов. | Сущность и значение обмена веществ и превращения энергии в животном организме. | Давать определение понятию обмен веществ. Описывать сущность процесса обмена веществ у живых организмов, его значение. Называть органы, участвующие в обмене веществ у животных. Характеризовать особенности обмена веществ у разных животных. Сравнивать обмен веществ у растений и животных и делать выводы на основе сравнения. | Схемы кровеносных систем. | Изучить с. 86-89; ответить на вопросы рубрик «Подумайте»и «Какие утверждения верны» с. 90-91. | 10/02 | |||||||
ТЕМА 2.5. ОПОРНЫЕ СИСТЕМЫ (2 часа) | |||||||||||||
41. | Опорные системы и их значение в жизни организмов. Опорные системы растений. | Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений | Называть значение опоры в жизни растений. | Таблица «Строение ветки липы». | Изучить с. 93. | 13/02 | |||||||
42. | Опорные системы животных. Лабораторная работа №12: «Разнообразие опорных систем животных.» | Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных. | Называть:
| Скелеты различных животных, раковины моллюсков. | Изучить с. 92-95; ответить на вопросы рубрик «Подумайте»и «Какие утверждения верны» с. 96. | 17/02 | |||||||
ТЕМА 2.6. ДВИЖЕНИЕ (3 часа) | |||||||||||||
43. | Движение растений и одноклеточных животных. Лабораторная работа № 13: «Движение инфузории туфельки. Лабораторная работа № 14: Перемещение дождевого червя.» | Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и беспозвоночных животных. Двигательные реакции растений. | Называть:
Распознавать и описывать на таблицах органы движения животных. | Рисунки учебника. | Изучить с. 98-100. | 20/02 | |||||||
44. | Движение многоклеточных животных в водной и в наземно – воздушной средах. | Движение животных. Приспособления животных для передвижения в разных средах обитания. | Наблюдать за поведением животных. Приводить примеры животных с разными способами передвижения. | Рисунки учебника. | Изучить с. 100-107; ответить на вопросы рубрики «Какие утверждения верны» с. 108; подготовить сообщение об особенностях движения разных животных. | 24/02 | |||||||
45. | Обобщение по темам: «Опора и движение.» Тестирование. | Сравнивать движение растений и передвижения животных и делать вывод на основе сравнения. | 27/02 | ||||||||||
ТЕМА 2.7. РЕГУЛЯЦИЯ ПРОЦЕССОВ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (5 часов) | |||||||||||||
46. | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов . Раздражимость. | Жизнедеятельность беспозвоночных животных и их взаимосвязи с окружающей средой. координация и регуляция процессов жизнедеятельности. Раздражимость. | Давать определение понятию раздражимость. Называть:
животных. Знать:
Находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности. | Рисунки учебника. | Изучить с.110 -114. | 2/03 | |||||||
47. | Регуляция жизнедеятельности позвоночных животных и их взаимосвязи с окружающей средой. | Жизнедеятельность позвоночных животных и их взаимосвязи с окружающей средой. Нервная система, особенности ее строения. Головной и спинной мозг. Инстинкт. Рефлекс. | Называть типы нервных систем животных, виды рефлексов. Распознавать и описывать на таблице основные отделы и органы нервной системы позвоночных. Приводить примеры животных с разными типами нервной системы, примеры инстинктов. | Рисунки учебника. Таблица «Нервные клетки и схема рефлекторной дуги». Модель мозга позвоночных животных, | Изучить с.111-115; ответить на вопросы рубрики «Подумайте»,120. | 5/03 | |||||||
48. | Эндокринная система и её роль в регуляции жизнедеятельности позвоночных животных. | Эндокринная система и её роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. | Называть:
Наблюдать за поведением животных. | Таблица «Железы внутренней секреции», рисунки учебника. | Изучить с.114-115; ответить на вопросы рубрики «Подумайте; подготовить сообщения о заболеваниях, вызванных нарушением работы эндокринных желез. | 9/03 | |||||||
49. | Регуляция процессов жизнедеятельности у растений. | Жизнедеятельность растений: регуляция процессов жизнедеятельности. Ростовые вещества растений. | Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности у растений. Называть роль ростовых веществ в регуляции жизнедеятельности растений. Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Рисунки учебника. | Изучить с. 116. | 9/03 | |||||||
50 | Обобщение по теме: «Регуляция процессов жизнедеятельности.» Тестирование. | 12/03 | |||||||||||
ТЕМА 2.8. РАЗМНОЖЕНИЕ (4 часа) | |||||||||||||
51. | Размножение и его виды. Бесполое размножение. | Биологическое значение размножения. Виды размножения. | Давать определение понятию размножение. Называть:
| Комнатные растения, гербарии. | Изучить с. 122. | 16/03 | |||||||
52. | Бесполое размножение растений. Практическая работа № 3 : «Вегетативное размножение комнатных растений.» | Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Споры. | Давать определение понятиям размножение, вегетативные органы. Называть:
Приводить примеры организмов, для которых характерно бесполое размножение. Описывать сущность бесполого размножения растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Рисунки учебника. | Изучить с.122-125; ответить на вопросы рубрик «Подумайте» и «Какие утверждения верны» с. 126 | 19/03 | |||||||
53. | Половое размножение животных. | Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. | Давать определение понятиям: размножение, гамета, оплодотворение, зигота. Описывать сущность полового размножения. Называть:
Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым. | Схемы и таблицы. | Изучить с.128-130; ответить на вопросы рубрик «Подумайте» и «Какие утверждения верны» с. 132 | 23/03 | |||||||
54. | Половое размножение растений. | Половое размножение растений. | Давать определение понятиям: размножение, опыление, самоопыление, оплодотворение. Называть:
на рисунках (таблицах). Описывать:
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Схема цветка. | Изучить с.134-136; ответить на вопросы рубрик «Подумайте» и «Какие утверждения верны» с. 138-139. | 6/04 | |||||||
ТЕМА 2.9. РОСТ И РАЗВИТИЕ (4 часа) | |||||||||||||
55. | Рост и развитие растений. | Рост и развитие растений. Особенности индивидуального развития цветкового растения. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Распространение плодов и семян. | Давать определение понятию индивидуальное развитие. Распознавать и описывать на таблице части цветка, семена двудольных и однодольных растений, типы плодов. Называть:
прорастания семян; •способы распространения семян. Наблюдать за ростом и развитием растений. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними. | Таблицы, рисунки учебника. | Изучить с.140-143; выполнить ЛР «Прораста-ние семян». Подготовить сообщения «Гиганты и карлики растительного мира.» | 9/04 | |||||||
56. | Рост и развитие животных. | Особенности развития животных организмов. Эмбриональное развитие зародыша (на примере ланцетника). | Называть этапы развития животных. Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных. Наблюдать за ростом и развитием животных. Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними. | Изучить с.146-148; ответить на вопросы рубрики «Какие утверждения верны» с. 150. | 13/04 | ||||||||
57. | Постэмбриональное развитие животных. Лабораторная работа № 15 «Прямое и непрямое развитие насекомых.» | Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие. | Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития. | Рисунки учебника. | Изучить с. 148-150 учебника. | 16/04 | |||||||
58. | Обобщение по теме: «Жизнедеятельность организмов.» | Повторение и обобщение изученного материала. | Изучить с. 172-173. Подготовиться к тестиро-ванию по теме: «Жизнедеятельность организмов» | 20/04 | |||||||||
59. | КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗМОВ» (1 час ) | 23/04 | |||||||||||
РАЗДЕЛ 3. ОРГАНИЗМ И СРЕДА (5 часов) | |||||||||||||
ТЕМА 3.1. СРЕДА ОБИТАНИЯ. ФАКТОРЫ СРЕДЫ (2 часа) | |||||||||||||
60. | Среда обитания организмов. Факторы среды. | Понятия «экология», « среда обитания». Типы сред. Экологические факторы. Охрана среды обитания в республике Татарстан. | Давать определение понятиям среда обитания, экология, экологические факторы. Называть:
Приводить примеры:
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | Таблицы и плакаты. | Изучить с. 156; подготовить сообщения о факторах неживой природы и их влиянии на живые организмы. | 27/04 | |||||||
61. | Влияние факторов неживой природы. | Экологические факторы, их влияние на живые организмы. Влияние факторов неживой природы (температура, свет, влажность) на живые организмы. | Приводить примеры:
Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и домашних животных, ухода за ними. | Таблицы и плакаты. | Изучить с. 156-161; ответить на вопросы рубрик «По-думайте» и «Какие утверждения верны», с. 162. | 30/04 | |||||||
ТЕМА 3.2. ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА (2 часа) | |||||||||||||
62. | Природные сообщества. Цепи питания. | Экосистемы. Структура экосистемы. Взаимосвязи живых организмов в природных сообществах: симбиоз, хищничество, паразитизм. Пищевые связи в экосистеме. Цепи питания. | Давать определение понятиям природное сообщество, экосистема, симбиоз, хищничество, паразитизм, цепи питания. Называть три группы организмов в экосистеме, типы взаимоотношений организмов. Приводить примеры: взаимосвязей живых организмов. | Таблицы и плакаты. | Изучить с. 166-169; с. 172-173; ответить на вопросы рубрик «По-думайте» и «Какие утверждения верны», с. 170, 172. | 4/05 | |||||||
63. | Охрана среды обитания и природных сообществ в Республике Татарстан. | Природоохранные мероприятие по использованию природных ресурсов, окружающей среды. Отрицательные антропогенные факторы. Здоровье и процветание Республики в наших руках! | Называть отрицательные антропогенные факторы, влияющие на состояние окружающей среды и здоровье человека; природоохранные мероприятие в РТ по использованию природных ресурсов. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности. | 7/05 | |||||||||
64. | КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ ПО РАЗДЕЛУ: «ОРГАНИЗМ И СРЕДА.» (1 час) | 11/05 | |||||||||||
РАЗДЕЛ 4. ОБОБЩЕНИЕ (6 часов) | |||||||||||||
65. | Строение и состав клетки. | Безъядерные и ядерные организмы. Основные части всех клеток: плазматическая мембрана, цитоплазма, ядро. Эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, рибосомы, митохондрии, лизосомы, клеточный центр, центриоли, ядро, ядрышко, хромосомы. Отличительные признаки растительной клетки от животной. Химические элементы, органические и неорганические вещества, минеральные соли Белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты Вирусы, фагоцитоз, пиноцитоз, бактериофаг | Называть:
Различать неорганические и органические вещества клетки Распознавать и описывать на таблицах основные части и органоиды клетки. Выделять особенности строения ядра. | Таблицы, схемы. | 14/05 | ||||||||
66. | Ткани растений и животных. | Понятие «ткань». Типы тканей растений (образовательная, покровная, механическая, проводящая, основная), их значение, особенности строения. Типы тканей животных (эпителиальная, мышечная, соединительная, нервная), их строение и функции. | Давать определение понятию ткань. Называть:
Различать типы тканей растений и животных. Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов. Находить в тексте учебника и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений и животных. Сравнивать ткани растений и ткани животных и делать выводы на основе сравнения. | Таблицы, схемы. | 18/05 | ||||||||
67. | Органы цветкового растения их значение. | Строение растительного организма: органы. Понятие «орган». Органы цветковых растений: корень, побег, цветок, соцветия, плоды и семена. | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. Называть органы цветкового растения, их роль в жизни растения. Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения. Изучать биологические объекты - органы цветковых растений. | Таблицы, схемы. | 21/05 | ||||||||
68. | Системы органов животных, их функции. | Строение организма животного: системы органов (пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения), их строение и функции. | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. Называть:
Распознавать и описывать на таблицах органы и системы органов животных. Изучать биологические объекты – органы и системы органов животных. Находить в тексте учебника и других источниках информацию об органах и системах органов животных. | Таблицы, схемы. | 23/05 | ||||||||
69. | Организм и окружающая среда. | Растение, животное – целостный организм. Взаимосвязь клеток, тканей и органов, систем органов как основа целостности многоклеточного организма. Живые организмы и окружающая среда. Влияние экологических факторов на живые организмы. Природное сообщество и экосистема. Структура связи в природном сообществе. Цепи питания. | Давать определение понятиям ткань, орган, система органов. Называть особенности строения и функции многоклеточного организма. Характеризовать причины нарушения целостности организма. Доказывать что организм –единое целое. Называть:
Составлять цепи питания. | 25/05 | |||||||||
70. | Зачёт по курсу 6 класса «Биология. Живой организм». | Карточки-задания. | 28/05 |
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся по биологии.
Общедидактические
Оценка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимися всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствия ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранения отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдения культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится в случае:
1. Знания всего изученного программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Допущения незначительных (негрубых) ошибок, недочётов при воспроизведении изученного материала; соблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «3» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне минимальных требований программы, затруднения при самостоятельном воспроизведении, возникновения необходимости незначительной помощи преподавателя.
2. Умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличия грубой ошибки, нескольких грубых ошибок при воспроизведении изученного материала; незначительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится в случае:
1. Знания и усвоения материала на уровне ниже минимальных требований программы; наличия отдельных представлений об изученном материале.
2. Отсутствия умения работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличия нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительного несоблюдения основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.
2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.
3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.
3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.
2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.
3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.
2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.
3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Примечание. При окончанию устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка, возможно привлечение других учащихся для анализа ответа.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за самостоятельные письменные и контрольные работы.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Выполняет работу без ошибок и /или/ допускает не более одного недочёта.
2. Соблюдает культуру письменной речи; правила оформления письменных работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет письменную работу полностью, но допускает в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочёта и /или/ не более двух недочётов.
2. Соблюдает культуру письменной речи, правила оформления письменных работ, но -допускает небольшие помарки при ведении записей.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет не менее половины работы.
2. Допускает не более двух грубых ошибок, или не более одной грубой, одной негрубой ошибки и одного недочёта, или не более трёх негрубых ошибок, или одной негрубой ошибки и трёх недочётов, или при отсутствии ошибок, но при наличии пяти недочётов.
3. Допускает незначительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1. Правильно выполняет менее половины письменной работы.
2. Допускает число ошибок и недочётов, превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
3. Допускает значительное несоблюдение основных норм культуры письменной речи, правил оформления письменных работ.
Примечание. — учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если им работа выполнена в оригинальном варианте. — оценки с анализом работ доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке; предусматривается работа над ошибками и устранение пробелов в знаниях и умениях учеников.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за практические и лабораторные работы.
Оценка «5» ставится, если:
1. Правильной самостоятельно определяет цель данных работ; выполняет работу в полном объёме с соблюдением необходимой ' последовательности проведения опытов, измерений.
2. Самостоятельно, рационально выбирает и готовит для выполнения работ необходимое оборудование; проводит данные работы в условиях, обеспечивающих получение наиболее точных результатов.
3. Грамотно, логично описывает ход практических (лабораторных) работ, правильно формулирует выводы; точно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления.
4. Проявляет организационно-трудовые умения: поддерживает чистоту рабочего места, порядок на столе, экономно расходует материалы; соблюдает правила техники безопасности при выполнении работ.
Оценка «4» ставится, если ученик:
1. Выполняет практическую (лабораторную) работу полностью в соответствии с требованиями при оценивании результатов на "5", но допускает в вычислениях, измерениях два — три недочёта или одну негрубую ошибку и один недочёт.
2. При оформлении работ допускает неточности в описании хода действий; делает неполные выводы при обобщении.
Оценка «3» ставится, если ученик:
1.1 Правильно выполняет работу не менее, чем на 50%, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить верные результаты и сделать выводы по основным, принципиальным важным задачам работы.
2. Подбирает оборудование, материал, начинает работу с помощью учителя; или в ходе проведения измерений, вычислений, наблюдений допускает ошибки, неточно формулирует выводы, обобщения.
3. Проводит работу в нерациональных условиях, что приводит к получению результатов с большими погрешностями; или в отчёте допускает в общей сложности не более двух ошибок (в записях чисел, результатов измерений, вычислений, составлении графиков, таблиц, схем и т.д.), не имеющих для данной работы принципиального значения, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе выполнения работы: в объяснении, в оформлении, в соблюдении правил техники безопасности, которую ученик исправляет по требованию учителя.
Оценка "2" ставится, если ученик:
1. Не определяет самостоятельно цель работы, не может без помощи учителя подготовить соответствующее оборудование; выполняет работу не полностью, и объём выполненной части не позволяет сделать правильные выводы.
2. Допускает две и более грубые ошибки в ходе работ, которые не может исправить по требованию педагога; или производит измерения, вычисления, наблюдения неверно.
Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за наблюдением объектов.
Оценка «5» ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Выделяет существенные признаки у наблюдаемого объекта, процесса.
3. Грамотно, логично оформляет результаты своих наблюдений, делает обобщения, выводы.
Оценка "4" ставится, если ученик:
1. Правильно проводит наблюдение по заданию учителя.
2. Допускает неточности в ходе наблюдений: при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет второстепенные.
3. Небрежно или неточно оформляет результаты наблюдений.
Оценка "3" ставится, если ученик:
1. Допускает одну-две грубые ошибки или неточности в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта, процесса называет лишь некоторые из них.
3. Допускает одну-две грубые ошибки в оформлении результатов, наблюдений и выводов.
Оценка «2» ставится, если ученик:
1.Допускает три-четыре грубые ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.
2. Неправильно выделяет признаки наблюдаемого объекта, процесса.
3. Допускает три-четыре грубые ошибки в оформлении результатов наблюдений и выводов.
Примечание. Оценки с анализом умений и навыков проводить наблюдения доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, после сдачи отчёта.
Общая классификация ошибок.
При оценке знаний, умений, навыков следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые), недочёты в соответствии с возрастом учащихся.
Грубыми считаются ошибки:
- незнание определения основных понятий, законов, правил, основных положений , теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений величин, единиц их измерения, наименований этих единиц;
- неумение выделить в ответе главное; обобщить результаты изучения;
- неумение применить знания для решения задач, объяснения явления;
- неумение читать и строить графики, принципиальные схемы;
- неумение подготовить установку или лабораторное оборудование, провести опыт, ,, наблюдение, сделать необходимые расчёты или использовать полученные данные для выводов;
- неумение пользоваться первоисточниками, учебником, справочником;
- нарушение техники безопасности, небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.
К негрубым относятся ошибки:
- неточность формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой 1 — 3 из этих признаков второстепенными;
- ошибки при снятии показаний с измерительных приборов, не связанные с определением цены деления шкалы;
- ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора, оборудования;
- ошибки в условных обозначениях на схемах, неточность графика;
- нерациональный метод решения задачи, выполнения части практической работы, недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики изложения, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);
- нерациональные методы работы со справочной литературой;
- неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.
Недочётами являются:
- нерациональные приёмы вычислений и преобразований, выполнения опытов, наблюдений, практических заданий;
- арифметические ошибки в вычислениях;
- небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков, таблиц;
- орфографические и пунктационные ошибки.
ЛИСТ
КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
Класс | Наименование раздела, темы | Дата проведения по плану | Причина корректировки | Корректирующие мероприятия | Дата проведения по факту |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...