Рабочая программа по биологии, 11 класс
рабочая программа по биологии (11 класс) на тему

Рабочая программа по биологии, 11 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_biologiya_11_kl.doc388 КБ

Предварительный просмотр:

       

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________ Л.В. Багаутдинова

Протокол № 1 от         

«28» августа 2014 г.

«Согласовано»

Заместитель  директора по УВР МБОУ «Русско-Акташская» СОШ

____________ Т.В. Миронова

«28» августа 2014 г.

«Утверждено»

Директор  МБОУ «Русско-Акташская» СОШ

_____________ Т.А. Вечкитова        

Приказ № ___

от «29» августа 2014 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии/ 11 класс

(базовый уровень)

МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа

Белоноговой Ирины Анатольевны

 учителя высшей квалификационной категории

                                                                                    Рассмотрено на заседании

                                                       педагогического совета школы

                                        протокол № 1 от «29» августа 2014 г.

2014-2015 учебный год

                                               

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

       Рабочая программа предмета «Биология» для 11 класса на 2014/2015 учебный год  составлена на основе:

1.Стандарта среднего (полного) общего образования по биологии, 2004 г.;

2. Примерной программы среднего (полного) общего образования по биологии (базовый уровень) для общеобразовательных учреждений - М.: Дрофа, 2007 г.;

3. Авторской программы среднего общего образования по биологии для базового изучения биологии в X – XI классах В.Б.Захарова, С.Г. Мамонтова, В.И. Сивоглазова  (линия Н.И.Сонина) / Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. - М.: Дрофа, 2010 г./, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся;

4. Базисного учебного плана Республики Татарстан, утвержденной Приказом МОиНРТ «Об утверждении базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РТ на 2014/2015 уч. год», реализующих программу среднего (полного) образования по биологии;

5. Учебного плана МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа» на 2014/2015 учебный год;

6. Положения о рабочей программе МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа» на 2014/2015 учебный год.

     Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии »  на  этапе  среднего (полного) общего образования на базовом уровне  в количестве 70 часов при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы).

      Учебный план  МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа» на 2014/2015 учебный год предусматривает изучение предмета «Биология» в 11 классе в количестве 1 час в неделю, 35 часов в год.  

       Изучение курса «Биология» в 11 классе на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде.

       Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний предусматривается выполнение ряда лабораторных и практических работ.

Цели и задачи :     

-  освоение знаний: о биологических системах (клетка, организм); об истории развития  современных представлений о живой природе; о выдающихся открытиях в биологической науке; о роли биологической науки в формировании современной естественно-научной картины мира; о методах  научного познания;

- овладение умениями: обосновывать место и роль биологических знаний в практической стельности людей, развитии современных технологий; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;

-  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в прочее изучения: выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;

-  воспитание: убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при суждении биологических проблем;

-  использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для: оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.

     Принципы отбора основного и дополнительного содержания в рабочую программу связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся. В основе отбора содержания на базовом уровне лежит также культуросообразный подход, в соответствии с которым учащиеся должны освоить знания и умения, значимые для формирования общей культуры, определяющие адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и практической деятельности. В связи с этим на базовом уровне в программе особое внимание уделено содержанию, лежащему в основе формирования современной естественно-научной картины мира, ценностных ориентации и реализующему гуманизацию биологического образования.

    При составлении планирования использованы методические рекомендации авторов программы, а именно – учитель вправе обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучения в пределах выделенного лимита времени. Последовательность изучения тем в планировании не изменена. Незначительно изменено количество часов, отводимое программой на изучение отдельных тем. А именно, за счет часов резервного времени добавлено количество часов на изучении раздела: Вид. (Ввиду большого объема изучаемых вопросов по данному разделу и для закрепления тем  вместо 20 часов отведено 24 часа.)

                                                                 

                                                                              Количество часов по рабочей программе

          Согласно примерной программе и авторской программе линии Н.И. Сонина  для обязательного изучения учебного предмета «Биология» на  этапе  среднего (полного) общего образования на базовом уровне всего отводится 70 часов. Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа предусматривает обучение биологии 1 час в неделю при изучении предмета в течение двух лет (10-11 классы).

Из них  в  11 классе:

Всего – 35 часов

В неделю – 1  час

         По учебному плану МБОУ «Русско-Акташская средняя общеобразовательная школа» на изучение биологии отводится  35 часов, из расчета – 1 учебный час в неделю. Исходя из этого,  предполагается следующее распределение  часов:

УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Содержание разделов, тем

Кол-во часов

    Количество часов, отведенных на

по Примерной программе

    фактически

контрольные работы

практические работы

      I

        Раздел: Вид.

             20

             24

1

Эволюционное учение.

12

14

    1

3

2

Возникновение и развитие жизни на Земле.  

4

4

     

1

3

Происхождение человека.

6

6

     1

            1

II

            Раздел: Экосистемы.

11

11

4

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии.

10

10

     1

 5

Резервное время

4

0

Всего

35

35

     3

10

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРЕДМЕТА «БИОЛОГИЯ. 11 КЛАСС»

  • Программы:
  1. Примерная программа среднего (полного) общего образования  по биологии. Базовый уровень. – М.: Дрофа, 2007;
  2.  Программа среднего (полного) общего образования по биологии для 10-11 классов «Общая биология» авторов

В.Б. Захарова, Н.И.  Сонина,   Е.Т. Захаровой  /Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы. Базовый уровень - М.: Дрофа, 2010 г.

  •  Учебник:

Общая биология. 11 класс: учеб. для  общеобразовательных учреждений./авт. В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.  - М.: Дрофа, 2006.

  • Методические пособия  для учителя:
  1. Биология.  Сборник нормативных документов. /авт.- составитель Э.Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. – М.: Дрофа, 2007;
  2. Биология 10 – 11 классы: методические рекомендации по использованию учебника  В.Б. Захаров, С.Г. Мамонтов, Н.И. Сонин.  - М.: Дрофа, 2006.
  3. Биология 11 класс: поурочные планы по учебнику В.Б. Захарова, С.Г. Мамонтова, Н.И. Сонина/авт.-сост. Т.И. Чайка –  

Волгоград: Учитель, 2006.

  • КИМы:

      1. Тесты по общей биологии в 2 ч. // авт. – составитель И.А.Бондаренко. – Саратов: «Лицей», 2004.

      2.  Общая биология. Тесты, вопросы, задания: 9-11 классы.// авт. – составитель В.Б. Захаров, А.Г.Мустафин – М.:    

      Просвещение, 2005.

      3.  Общая биология. (10-11 классы): Подготовка к ЕГЭ. Контрольные и самостоятельные работы/ авт. – составитель  

      Г.И.Лернер. – М.: ЭКСМО, 2009.

      Интернет-ресурсы:

        http://www.gnpbu.ru/web  resurs/Estestv nauki 2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим    дисциплинам.  http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ  КУРСА: «БИОЛОГИЯ. 11 КЛАСС»

ТЕМА  I

Эволюционное учение ( 14 часов)

Развитие биологии в додарвиновский Период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К. Линнея по систематике растений и животных; принципы линнеевской систематики. Труды Ж. Кювье. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка. Первые русские эволюционисты.

 Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.

Генетика и эволюционная теория. Эволюционная роль мутаций. Популяция — элементарная эволюционная единица. Генетические процессы в популяциях. Резерв наследственной изменчивости популяций. Формы естественного отбора. Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. Микроэволюция. Современные представления о видообразовании (С. С. Четвериков, И. И. Шмальгаузен). Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование. Эволюционная роль модификаций; физиологические адаптации. Темпы эволюции.

Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс(А. Н. Северцов). Пути достижения биологического прогресса. Арогенез; сущность ароморфных изменений и их роль в эволюции. Возникновение крупных систематических групп живых организмов — макроэволюция. Аллогенез и прогрессивное приспособление к определенным условиям существования. Катагенез как форма достижения биологического процветания групп организмов. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм; правила эволюции групп организмов. Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.

         ■  Демонстрация.     Биографии    ученых,     внесших вклад в развитие эволюционных идей.     Жизнь и деятельность Жана Батиста Франсуа де Ламарка.

  •  Демонстрация. Биография Ч. Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч. Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
  • Демонстрация. Схемы, иллюстрирующие процесс географического   видообразования.   Показ   живых растений и животных; гербариев и коллекций, демонстрирующих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных, а также результаты приспособленности  организмов  к  среде  обитания  и  результаты видообразования.
  • Демонстрация. Примеры гомологичных и аналогичных органов, их строение и происхождение в процессе онтогенеза.  Соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.  Характеристика представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.

         ■  Лабораторные и практические работы

           ■  Выявление  изменчивости у особей одного вида

  • Наблюдение и описание особей вида по морфологическому критерию.
  • Выявление  приспособлений организмов к среде обитания.

                                                                                                                                ТЕМА  II

Возникновение и развитие жизни на земле.  (4  часа)

             Гипотезы возникновения жизни на Земле. Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса    

          возникновения жизни. Опыты Ф. Реди, взгляды В. Гарвея, эксперименты Л. Пастера.

          Теории вечности жизни. Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Теория А. И. Опарина.

Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Общая характеристика и систематика вымерших и современных беспозвоночных; основные направления эволюции беспозвоночных животных. Первые хордовые. Направления эволюции низших хордовых; общая характеристика бесчерепных и оболочников. Развитие водных растений.

Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Эволюция растений; появление первых сосудистых растений; папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыб, земноводных, пресмыкающихся. Главные направления эволюции позвоночных; характеристика анамний и амниот.

Развитие жизни на Земле в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Эволюция наземных позвоночных. Возникновение птиц и млекопитающих. Сравнительная характеристика вымерших и современных наземных позвоночных. Вымирание древних голосеменных растений и пресмыкающихся.

Развитие жизни на Земле в кайнозойскую эру. Бурное развитие цветковых растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция). Развитие плацентарных млекопитающих, появление хищных. Возникновение приматов. Появление первых представителей семейства Люди. Четвертичный период: эволюция млекопитающих. Развитие приматов: направления эволюции человека. Общие предки человека и человекообразных обезьян.

Демонстрация. Репродукции картин 3. Буриана, отражающих фауну и флору различных периодов. Схемы развития царств живой природы. Окаменелости, отпечатки растений в древних породах.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.

ТЕМА III

Происхождение человека (6 часов)

Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homo sapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Прямохождение; анатомические предпосылки к трудовой деятельности и дальнейшей социальной эволюции. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.

Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homo sapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас.

Свойства человека как биосоциального существа. Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении человека. Взаимоотношение социального и биологического в эволюции человека. Антинаучная сущность «социального дарвинизма» и расизма. Ведущая роль законов общественной жизни в социальном прогрессе человечества. Биологические свойства человеческого общества.

  • Демонстрация. Модели скелетов человека и позвоночных животных.

          ■  Лабораторные и практические работы

■ Анализ и оценка различных гипотез  происхождения человека .

ТЕМА IY

Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии (11 часов)

Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы: литосфера, гидросфера, атмосфера. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество; биогенное вещество биосферы (В. И. Вернадский). Круговорот веществ в  природе

Демонстрация. Схемы, отражающие структуру биосферы и характеризующие ее отдельные составные части. Таблицы видового состава и разнообразия живых организмов биосферы. Схемы круговорота веществ  в  природе.

Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.

Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости.

Биотические факторы среды. Интеграция вида в биоценозе; экологические ниши. Цепи и сети питания. Экологическая пирамида чисел биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.

Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения — симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм, нахлебничество, квартирантство. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения — нейтрализм.

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе). Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты. Правила поведения в природной среде.

■   Демонстрация.   Наглядные материалы, демонстрирующие влияние экологических факторов на живые организмы

  • Демонстрация.   Примеры  симбиоза представителей различных царств живой природы.
  • Демонстрация.   Схемы и таблицы, демонстрирующие пищевые цепи и сети; экологические пирамиды; круговорот веществ и энергии вэкосистеме.

Демонстрация.  Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. Карты заповедных территорий нашей страны и ближнего зарубежья.

  • Демонстрация.  Примеры  структурной организации живых организмов и созданных на этой основе объектов (просмотр и обсуждение иллюстраций учебника).

  • Лабораторные и практические работы
  • Сравнительная характеристика экосистем и агроэкосистем.
  • Составление схем переноса веществ и энергии в экосистемах.
  • Выявление антропогенных изменений своей местности.
  • Решение экологических задач.
  • Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде,  глобальных экологических проблем и путей их решения.

Итого: 35 часов в год

                                ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения биологии на базовом уровне ученик должен

знать /понимать

  • основные положения биологических теорий (клеточная, эволюционная теория Ч. Дарвина); учение В. И. Вернадского о биосфере; сущность законов Г. Менделя, закономерностей изменчивости;
  • строение биологических объектов: клетки; генов и хромосом; вида и экосистем (структура);
  • сущность биологических процессов: размножение, оплодотворение, действие искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, образование видов, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах и биосфере;
  • вклад выдающихся ученых в развитие биологической науки;
  • биологическую терминологию и символику;

уметь

  • объяснять: роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; взаимосвязи организмов и окружающей среды; причины эволюции, изменяемости видов, нарушений развития организмов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем; необходимости сохранения многообразия видов;
  • решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания);
  • описывать особей видов по морфологическому критерию;
  • выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;
  • сравнивать: биологические объекты (химический состав тел живой и неживой природы, зародыши человека и других млекопитающих, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности), процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы на основе сравнения;
  • анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека,  глобальные экологические

   проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в          окружающей среде;

  • изучать изменения в экосистемах на биологических моделях;
  • находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах данных, ресурсах Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); правил поведения в природной среде;
  • оказания первой помощи при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
  • оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 КЛАСС

     

Тема уроков

Тип урока

Элементы содержания

Требования к уровню подготовки

Домашнее задание

Дата

план

факт

ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ (14 часов)

1.

История представле-

ний об эволюции живой природы . Система   органической   природы К. Линнея.

Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия

Креационизм 

Факт

Эволюционные представления в додарвиновский период.

 Факт

Значение работ К. Линнея.

Давать определение ключевому  понятию  -  креационизм.

Описывать представления о живой природе в древнем мире

Отличать    научную    точку зрения от ненаучной

Характеризовать   научные представления об эволюции живой природы

Определять   характер   мировоз-зрений К. Линнея.

Характеризовать значение работ

 К. Линнея.

§1.1.1-1.1.2

Подготовить сообщения   о

К. Линее

3.09

2.

Эволюционная теория Ж.Б. .Ламарка.

Урок изучения и    первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия

Ламаркизм

Факт

Значение учения. Естественное    происхождение    живых организмов.      Изменяемость видов в зависимости от условий среды.

Ошибочность взгляда на механизм эволюции. Представления   о  слитной   наследственности.         Эволюционная единица  - отдельный  организм.

Принцип

 Развитие от простого к сложному (принцип градации).

Теории и гипотезы

Первая теория эволюции

Давать определение ключевому понятию - ламаркизм.

Излагать основные положения эволюционного учения Ж.Б. Ламарка.

Характеризовать значение эволюционного учения Ж.Б. ЛамаркаДавать оценку эволюционным взглядам Ж.Б.Ламарка.

Определять характер мировоззрений Ж.Б.Ламарка.

§1.1.3. Подготовить

сообщения   о Ж.Б. Ламарке.

10.09

3.

Предпосылки  возникновения     теории Ч.Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Урок     изучения и первичного    закрепления   новых знаний.

Факт естественно-научные и социально-экономические предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.

Геологические предпосылки. Достижения в области цитологии и эмбриологии. Экспедиционный    материал Ч. Дарвина. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

Называть наблюдения в ходе экспедиции, повлиявшие на мировоззрение Ч. Дарвина; основные положения теории

Ч. Дарвина; факторы эволюции.

Выделять   основные предпосылки эволюционной теории.

Характеризовать   естественнонаучные  предпосылки   формирования   эволюционных взглядов; факторы эволюции по Ч. Дарвину.

§1.2.1-1.2.2.

17.09

4.

Учение

Ч. Дарвина об     искусственном  отборе.

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия

Искусственный отбор

Факт Формы искусственного отбора:   сознательный   (методический) и бессознательный. Значение учения.

Давать определение ключевому понятию - искусственный отбор.

Составлять схемы происхождения домашних животных и культурных растений от дикого предка.

Описывать механизм искусственного отбора.

Объяснять значение учения об искусственном отборе для формирования эволюционных взглядов.

§ 1.3.1, вопрос 3 на с.32.

24.09

5.

Учение  Ч. Дарвина      о естественном    отборе.

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия

Естественный отбор - главная движущая сила эволюции..

Движущий отбор. Стабилизирующий отбор.

Факты

Современные     представления о естественном отборе как направляющем факторе эволюции.

Формы естественного отбора: движущий и стабилизирующий.

Влияние форм естественного отбора на изменчивость признака у организмов.

Размножение  организмов  в геометрической прогрессии. Формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными   условиями   среды. 

Причины борьбы за существование.

Давать определение ключевым понятиям – естественный отбор, движущий отбор, стабилизирующий отбор, половой отбор.

Называть условия действия форм естественного отбора.

Объяснять причины существования в природе естественного отбора.

Доказывать, что естественный отбор - движущая сила эволюции.

Обосновывать влияние факторов, определяющих интенсивность действия отбора.

Осуществлять  самостоятельный   поиск   биологической информации из различных источников.

 

§  1.3.2, с. 32-33,

§ 1.4.5. Вопрос 1 на с.39;1-4 на с. 55. Заполнить табл.: «Сравнительная характеристика   естественного и искусственного  отборов».

1.10

6.

Формы борьбы  за  существование.

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия

 Борьба за существование.

Факты

Движущие силы (факторы) эволюции, их влияние на генофонд популяции. Размножение  организмов  в геометрической прогрессии. Формы борьбы за существование: межвидовая, внутривидовая, борьба с неблагоприятными   условиями   среды. 

Причины борьбы за существование.

Давать определение ключевым понятиям – естественный отбор, борьба за существование.

Называть формы борьбы за существование.

Выделять наиболее напряженную форму борьбы за существование.

Доказывать на конкретных примерах способность живых организмов к размножению в геометрической прогрессии.

Объяснять причины борьбы за существование.

Характеризовать формы борьбы за существование.

§  1.3.2, с. 34-39. Вопросы 2 ,3 на с.39.

8.10

7.

Вид, критерии и структура вида.

Л/р № 1 «Наблюдение  и  описание особей вида по   морфологическому критерию».

Комбинированный

Ключевые понятия

Вид. Критерии вида.

Факты

Критерии вида: морфологический,   генетический,   эколого-географический;       репродуктивная изоляция. Наличие видов-двойников, репродуктивная изоляция, неравномерное распределение особей в пределах ареала.

Теория Биологическая концепция вида. Трудности, встречаемые биологической концепцией вида.  

Давать определение ключевому понятию - вид.

Характеризовать критерии вида.

Называть критерии вида и обосновывать       важность критериев   для   определения вида. Доказывать, что вид  объективно существует в природе.

Составлять характеристику видов с использованием основных критериев.

Использовать    элементы причинно-следственного анализа   для   объяснения результатов лабораторной работы   и  наблюдений  за биологическими     объектами.

§ 1.4.1. Задания на с.77.

15.10

8.

Популяция-структурная единица вида. 

Генетические процессы    в популяциях.

Л/Р № 2  «Выявление  изменчивости    у    особей одного вида».

Урок изучения и   первичного закрепления

Ключевые понятия

Вид. Популяция. Генофонд популяции.

Дрейф генов

Микроэволюция

Факты

 Популяция-структурная единица вида, единица эволюции.

Источники     наследственной изменчивости в популяции. Значение для эволюции мутагенеза.

Движущие   силы   эволюции: популяционные   волны;   миграции;   природные   катастрофы (дрейф генов); изоляция.

Процессы Эволюционные изменения в популяциях. Изменение   частоты   встречаемости гена.

Законы Исследования

С.С. Четверикова.     Популяционно-генетические     закономерности.

Формулировать популяционно-генетические закономерности, выявленные С.С. Четвериковым.

Характеризовать эволюционную роль мутаций.

Объяснять причины изменяемости видов.

Выявлять изменчивость у особей одного вида.

Использовать    элементы причинно-следственного анализа   для   объяснения результатов лабораторной работы.

§1.4.2-1.4.4. 

Раздел учебника «Вопросы для повторения и задания».

22.10

9.

Адаптации организмов к среде обитания и их относительность.

Л/р № 3 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания»

Комбинированный

Ключевые понятия

Адаптации и их многообразие, виды адаптации (морфологические,     физиологические, поведенческие).

Маскировка Мимикрия

Покровительственная    окраска Предупреждающая окраска.

Факты

Приспособленность как соответствие строения и функционирования организмов к конкретным условиям среды обитания. Адаптации как результат эволюции. Виды адаптаций.

Относительный        характер приспособлений.

Давать определение ключевым понятиям.

Приводить примеры приспособлений организмов на

разных  уровнях  организации.

Доказывать     относительный   характер   приспособлений.

Объяснять возникновение физиологических     адаптации.

Использовать    элементы причинно-следственного анализа   для   объяснения результатов  лабораторной работы.

Осуществлять  самостоятельный   поиск   биологической информации из различных источников.

§ 1.4.6.

Вопрос 3 на с.55.

29.10

10.

Микроэволюция. Видообразование.

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия. Видообразование.

Изоляция       биологическая, географическая Микроэволюция

Факт Видообразование - результат микроэволюции. Способы    видообразования: симпатрическое   (экологическое)    и    аллопатрическое (географическое). Отличительные особенности способов видообразования

Процесс Образование   новых   видов. Роль  изоляции  в  процессе видообразования.

Давать определения ключевому понятию - видообразование.

Называть эволюционно значимые результаты видообразования.

Описывать генетические механизмы, лежащие в основе симпатрического видообразования.

Приводить примеры способов видообразования и доказывать реальное их существование.

Сравнивать   способы   ви-дообразования.

Объяснять роль эволюционных факторов в процессе видообразования.

§ 1.4.7.

Вопрос 3 на с.77.

Задание 2,3  на с. 77.

12.11

11.

Макроэволюция.     Направления эволюции.

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия

Макроэволюция Биологический прогресс Биологический регресс Аллогенез

Ароморфоз

Арогенез

Дегенерация

Идиоадаптация

Катагенез

Факт Признаки       биологического прогресса и биологического регресса. Пути    биологического    прогресса.  Биологическая роль

ароморфозов и идиоадапта-ций.

Процесс Макроэволюция.   Направления развития. Теории и гипотезы

Учение    А.Н. Северцева    и И.И.  Шмальгаузена о главных   направлениях   эволюции.

Давать определения ключевым понятиям.

Объяснять роль в эволюции ароморфозов и идиоадаптаций.

Различать   понятия   морфофизиологический    прогресс и биологический прогресс.

Характеризовать     основные пути эволюции.

Выявлять  критерии  для сравнения ключевых понятий.

Характеризовать     основные   направления   органической эволюции.

Сравнивать   процессы   -микроэволюция   и   макроэволюция.

Осуществлять   самостоятельный   поиск   биологической информации из различных источников.

§ 2.1

Вопрос 1 на с.86.

 Сравнительная    характеристика  микро-  и макроэволюции .

Составить    характеристику

одного         из ароморфозов у растений.

19.11

12.

Основные закономерности      эволюции.

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия

Аналоги

Дивергенция

Гомологи

Ключевые понятия

Филогенез

Законы и правила

Правило необратимости эволюции.

Правило   чередования    направлений эволюции.

Конвергенция

Параллелизм

Факт Формы   эволюции.   Условия проявления.

Давать определения ключевым понятиям.

Приводить   примеры   гомологов и аналогов.

Отличать  проявления дивергенции и конвергенции.

Выделять   отличительные особенности    параллелизма, конвергенции и дивергенции. Называть правила эволюции.

Раскрывать сущность правил эволюции.

Приводить     доказательства   необратимости   эволюции.

§2.1.1 §2.1.2.

Вопросы 1,2,3 на с.93.

26.11

13.

Семинар     по теме   «Основные    закономерности эволюции».

Урок обобщения   и   систематизации знаний.

Факт

Отличительные особенности форм эволюции.

Сравнивать процессы дивергенции и конвергенции.

Осуществлять  самостоятельный   поиск   биологической информации на основе  анализа  содержания рисунков.

Подготовиться к К/Р по теме: «Основные    закономерности эволюции».

3.12

14.

К/Р №1 по теме:

 «Основные    закономерности эволюции».

Урок    контроля,   оценки   и коррекции знаний     учащихся.

10.12

        ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ (4 часа)

15.

Гипотезы происхождения жизни на Земле.  

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия

Материализм

Идеализм

Креационизм

Абиогенез

Факт

Мифологические представления. Первые научные попытки объяснения сущности и процесса возникновения жизни. Отличительные признаки жизни.

Теории и гипотезы 

Самозарождение жизни, стационарное состояние, панспермия.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать и анализировать: различные взгляды на происхождение жизни на Земле. Характеризовать: роль эксперимента в развитии научных противоречий; абиогенное возникновение органических молекул и дальнейшие процессы,  приведшие к  появлению первых примитивных существ на Земле.

Анализировать  и оценивать: различные  гипотезы о возникновении жизни.

Конспект урока. 

Л/Р № 4. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни.»

17.12

16.

Современные представления о возникновении жизни.

Комбинированный

Ключевые понятия

Абиогенез

Биогенез

Коацерваты

Теории и гипотезы 

Материалистические представления о возникновении жизни на Земле. Теория А. И. Опарина.

Давать определения ключевым понятиям.

Знать: современные взгляды на возникновение жизни. Теория А. И. Опарина, опыты С. Миллера.

Уметь: характеризовать  и объяснять различные  представления о возникновении жизни на Земле

Анализировать  и оценивать работы С. Миллера и А. И. Опарина по разрешению проблемы происхождения жизни на Земле.

Конспект урока. 

24.12

17-18.

Развитие жизни на Земле.

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия Биологическая эволюция

Эры: архей, протерозой, палеозой, мезозой, кайнозой

Факты Развитие жизни в архее, протерозое, палеозое, мезозое, кайнозое. Усложнение живых организмов в процессе эволюции.

Давать определения ключевым понятиям.

Выявлять черты биологического прогресса и регресса в живой природе на протяжении эволюции.

Устанавливать  взаимосвязь закономерностей развития органического мира на земле с геологическими и климатическими факторами.

§3.1 – 3.4. Вопросы

3 на с.107,

1 на с.114,

1, 2 на с.125.

14.01

14.01

Тема 3. ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ( 6 часов)

19.

Положение человека      в системе    животного мира.

Комбинированный

Ключевые понятия

Антропогенез

Атавизмы

Рудименты

Факты Систематическое положение человека согласно критериям зоологической систематики. Доказательства     происхождения   человека   от  животных: сравнительно -анатомические, эмбриологические.

Человек – биосоциальное существо.

Законы и правила Проявление биогенетического закона.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть признаки, доказывающие принадлежность человека к подтипу Позвоночные, классу Млекопитающие.

Доказывать с позиций биогенетического закона животное происхождение человека.

Доказывать, что человек – биосоциальное существо.

Сравнивать человека и человекообразных обезьян.

Характеризовать систематическое положение человека.

§4.1. Вопросы 2-4 на с.132.

21.01

20.

Гипотезы о происхождении человека. Факторы антропогенеза.

Факт

Происхождение   человекообразных обезьян и человека от дриопитека.

Отличительные       признаки австралопитеков. Особенности  строения,   связанные  с прямохождением.

Образ жизни: собирательство,    использование    палок, камней в качестве орудий.

Процесс Эволюция  приматов.   Переход к прямохождению.

.

Называть группу млекопитающих,   от  которых  произошел отряд Приматы.

Перечислять     биологические  особенности  человека, связанные с прямохождением.

Выделять черты строения и образа жизни обезьяноподобных предков,  предопределивших        развитие признаков    вида    Человек разумный.

Характеризовать   особенность направления отбора мутаций под влиянием трудовой деятельности.

*Объяснять,    почему    не все  группы  австралопитеков можно считать предками человека.

группы  австралопитеков можно считать предками человека.

§ 4.2.Вопросы 1,3 на с. 135.

 Л/Р № 5. «Анализ и оценка различных гипотез происхождения человека.»

28.01

21.

Стадии   эволюции  человека.    

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Объект

Древнейшие люди. Древние люди. Кроманьонцы.

Факты Естественное происхождение человека от общих предков с обезьянами. Предшественники современного человека. Анатомо-физиологическая эволюция человека. Роль факторов антропогенеза (биологических и социальных) в длительной эволюции человека.

Процессы Антропогенез

Называть: стадии эволюции человека, представителей каждой эволюционной стадии.

Характеризовать особенности представителей каждой эволюционной стадии  эволюции человека с биологических и социальных позиций; прогрессивные черты в эволюции человека; роль биологических и социальных факторов антропогенеза в длительной эволюции человека.

Давать определение ключевому понятию - социогенез.

Выделять   ведущие   факторы   в    эволюции современного человека.

Осуществлять   самостоятельный   поиск   биологической информации из различных источников.

 §4.3

Вопрос 1 на с.143.

4.02

22.

Современный   этап   в эволюции

человека.

Человеческие расы.

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Факт

Расы человека: негроидная, европеоидная,     монголоид-

ная. Географические и климатические условия формирования рас человека. Отличительные     особенности рас.

Социальные   факторы   эволюции.

Принадлежность всего человечества к одному виду-Человек разумный. Равноценность и генетическое единство человеческих рас. Реакционная сущность геноцида и расизма.

Процесс Механизмы расогенеза.

Называть и различать основные расы внутри   вида   Человек  разумный. Выделять  признаки  различий человеческих рас и объяснять   механизмы формирования расовых  признаков..

Характеризовать     современный этап эволюции человека.

Доказывать на основе научных фактов несостоятельность расизма и социал-дарвинизма.

§ 4.4.

Вопросы 3,5 на с.143.

Задание 3 на с.150.

11.02

23.

Семинар     по темам: «Возникновение и развитие жизни на Земле», «Происхождение человека».

Урок обобщения   и   систематизации знаний.

Факт

Влияние    биологических    и социальных факторов в эволюции человека.

Теории и гипотезы Гипотезы      происхождения

человека:      антропогенная (Ж.Б Ламарк),    симиальная

(Ч. Дарвин),   трудовая  

 (Ф. Энгельс).

Характеризовать влияние биологических  и  социальных факторов в эволюции человека.

Доказывать, что человек -биологическое  и  социаль-

ное существо.

Осуществлять  самостоятельный   поиск   биологической информации из различных источников.

Подготовиться к  К/Р по темам:

 «Возникновение и развитие жизни на Земле», «Происхождение человека».

18.02

24.

К/Р № 2 по темам: «Возникновение и развитие жизни на Земле», «Происхождение человека».

Урок  контроля,   оценки   и коррекции знаний     учащихся.

25.02

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ. ОСНОВЫ ЭКОЛОГИИ ( 11 часов)

25.

Биосфера – живая     оболочка планеты.

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия

Биосфера Экология Биогенное вещество Живое вещество

Факт Биосфера- глобальная экосистема. Компоненты биосферы: живое    вещество,    биогенное вещество, косное

Давать определения ключевым понятиям.

Называть  и описывать    структурные  компоненты и свойства биосферы, проявления   функций   живого вещества.

Знать границы биосферы и

§5.1.1, §5.1.2

4.03

вещество. Границы биосферы и ее черты. Функции   живого   вещества: газовая,   концентрационная,

окислительно-восстановительная,    биохимическая. Структура биосферы.

Теории и гипотезы Учение В.В. Вернадского о биосфере.

факторы, их обуславливающие.

Характеризовать  компоненты биосферы: живое    вещество,    биокосное и  косное вещество; распределение биомассы на земном шаре.

26.

Роль живых организмов в биосфере. Круговорот веществ  в природе.

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия круговорот веществ и элементов. Ноосфера

Факт

Круговорот веществ- обязательное условие существования и продолжения жизни на Земле. Роль живого вещества в биосфере.

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать биохимические циклы воды, углерода; проявление физико-химического воздействия на среду.

Объяснять роль живых организмов в круговороте веществ и превращении энергии; роль живых организмов в жизни планеты и обеспечение устойчивости биосферы.

Характеризовать влияние человеческой деятельности на круговорот воды.

Прогнозировать последствия для нашей планеты нарушения круговорота веществ.

§5.2.

Вопросы 2 на с.160, 1-2 на

с.163.

творческое задание: составить схему круговорота азота и фосфора.

11.03

27.

Экологические факторы среды. Абиотический фактор.

Комбинированный

Ключевые понятия Экология Экологические факторы.

Абиотические факторы. Биотические, антропогенные. Ограничивающий фактор. Пределы выносливости

Гомойотермные организмы Пойкилотермные    организмы

Фотопериодизм .

Факт Задачи экологии. Среда обитания. Экологические факторы-определенные компоненты среды обитания, способные оказывать влияние на организмы. Приспособление организмов к определенному комплексу абиотических факторов.

Закономерности влияние абиотических факторов на организмы.

Законы Закон минимума К. Либиха

Давать определения ключевым понятиям Абиотические факторы пределы выносливости.

Описывать    приспособления у растений и животных к изменениям температуры окружающей среды,  влияние   суточных и сезонных ритмов на растения и животных

Осуществлять  самостоятельный   поиск   биологической информации из различных источников.

Давать определение ключевому понятию – фотопериодизм.

Описывать    влияние   суточных и сезонных ритмов на растения и животных,   приспособления у растений и животных к недостатку влаги. Характеризовать вредное влияние      ионизирующего излучения  на животный и растительный мир, интенсивность действия абиотических факторов.

Осуществлять   самостоятельный   поиск   биологической информации из различных источников.

§   6.3.2.

Вопросы 1-2

на с.192.

18.03

28.

Биотические факторы среды.

Комбинированный

Ключевые понятия

Биотические факторы Хищничество Паразитизм Конкуренция Симбиоз

Антропогенный фактор

Объекты Экосистемы

Факты Биотические факторы: прямое или косвенное воздействие видов друг на друга в процессе жизнедеятельности. Межвидовые отношения: Хищничество. Паразитизм .Конкуренция.

Симбиоз.

Давать определения ключевым понятиям.

Называть виды взаимоотношений между организмами.

Характеризовать основные типы взаимоотношений организмов.

Объяснять эволюционное значение симбиоза, биологическую роль хищничества, влияние конкуренции   на   интенсивность жизнедеятельности   соперничающих видов; механизмы влияния взаимоотношений между организмами на формирование биологического разнообразия и равновесие в экосистемах.

§ 6.3.4, вопрос 5 на с. 208.

§ 6.4.1-6.4.2

1.04

29.

Структура экосистем. 

Л/р № 6. Сравнительная характеристика природных экосистем и агроэкосистем своей местности.

Комбинированный

Ключевые понятия

Биоценоз Биогеоценоз Сообщества Экосистема Агроэкосистемы.Биотоп.Зооценоз Фитоценоз Микробиоценоз Продуценты Консументы Редуценты

Объекты Экосистема, биоценоз, биогеоценоз

Факты Структура экосистем: пространственная, видовая, экологическая

Давать определения ключевым понятиям.

Описывать пространственную структуру сообщества и его видовое разнообразие.

Приводить примеры природных сообществ и искусственных сообществ-агроэкосистем.

Находить отличия между природными сообществами и агроэкосистемами. 

§ 6.3.1, конспект урока.

8.04

30.

Пищевые связи. Круговорот веществ и энергии в экосистемах

Л/р № 7. Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания)

Урок изучения и   первичного закрепления новых знаний.

Ключевые понятия

Пищевые, или трофические связи, сети

Пищевые цепи: пастбищная, детритная.

Трофические уровни

Экологическая пирамида

Объекты трофическая структура биоценоза

Факты Пищевые связи – регулятор численности видов, входящих в биоценоз. Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Направления потока энергии в пищевой сети.

Процесс

Механизм передачи вещества и энергии по трофическим уровням.

Закономерности Экологическая пирамида.

Давать определение ключевым понятия.

Приводить примеры организмов, представляющие трофические уровни.

Характеризовать трофическую структуру биоценоза; роль организмов (продуцентов, консументов, редуцентов) в потоке веществ и энергии; солнечный свет как энергетический ресурс.

 Составлять схемы передачи веществ и энергии (цепей питания).

Использовать правило 10 % для расчета потребности организма в веществе.

Конспект урока. 

Творческое задание: составить схемы передачи вещества и энергии в разных экосистемах (2-3 примера)

15.04

31.

Причины устойчивости и смены экосистем.

Комбинированный

Ключевые понятия

Динамическое равновесие

Факт Экосистема- динамическая структура. Видовое разнообразие – причина устойчивости экосистемы. Причины смены экосистем.

Процесс

Смена популяций разных видов.

Закономерности смена экосистем в природе.

Давать определение ключевым понятия.

Объяснять причины устойчивости и смены экосистем.; необходимость сохранения многообразия видов.

Выявлять изменения в экосистемах.

§ 6.3.5.

Творческое задание: примеры изменения в экосистемах, причины изменений.

22.04

32.

Влияние человека на экосистемы. 

Л/р № 8. «Выявление антропогенных изменений своей местности.»

 

Комбинированный

Ключевые понятия

Агроэкосистемы (агроценозы)

Факты Экологические нарушения, вызванные вмешательством человека в окружающую природу. Правила поведения в природной среде. Искусственные сообщества – агроэкосистемы.

Приводить примеры прямого и косвенного воздействия человека на природу.; экологических нарушений.

Уметь объяснять  взаимосвязи человека и окружающей среды. Характеризовать влияние человека на экосистемы.

Сравнивать экосистемы и агроэкосистемы своей местности и делать выводы на основе их сравнения.

Прогнозировать результаты экологических нарушений. 

§ 7.1.

Л/р №9 «Решение экологических задач»

29.04

33.

Основные экологические проблемы современности.

Л/Р № 10. «Анализ и оценка последствий собственной деятельности в окружающей среде, глобальных экологических проблем и путей их решения.»

Урок-практикум

Ключевые понятия

Глобальные экологические проблемы. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Сокращение видового биоразнообразия. ПДК-предельно-допустимая концентрация.

Природопользование.

Факты антропогенные факторы воздействия на биосферу. Факторы, вызывающие кризис. Глобальные экологические проблемы: Парниковый эффект. Озоновые дыры. Кислотные дожди. Перерасход воды. Эрозия почв. Пути решения экологических проблем.

Принципы      рационального природопользования.

Давать определение ключевым понятия. 

Уметь объяснять  взаимосвязи человека и окружающей среды. Оценивать  возможные вредные   последствия влияния  хозяйственной деятельности человека на биосферу.

Анализировать  глобальные изменения в биосфере и оценивать их последствия.

Формулировать    принципы  рационального природопользования.

Обосновывать   необходимость  бережного  отношения к природе и ее охраны. 

Находить и систематизировать информацию в различных источниках о глобальных экологических проблемах  и путях их решения. 

Предлагать пути  преодоления экологического кризиса.

§ 7.4.

6.05

34.

Семинар  на тему      «Биосфера и человек. Основы экологии.»

Урок обобщения и ситематизации    знаний.

Подготовиться к К/Р

13.05

35.

К/Р № 3 на тему      «Биосфера и человек. Основы экологии.»

Урок  контроля,   оценки   и коррекции знаний     учащихся.

20.05

КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО БИОЛОГИИ

Оценивание устного ответа.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. не делает выводов и обобщений.

3. не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. при ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание.

По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2. допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

1.Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

2. Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 Оценка тестовых работ

        Тесты, состоящие из пяти вопросов можно использовать после изучения каждого материала (урока). Тест из 10—15 вопросов используется для периодического контроля. Тест из 20—30 вопросов необходимо использовать для итогового контроля.

При оценивании используется следующая шкала: для теста из 10 вопросов:

• нет ошибок — оценка «5»;

• одна-три ошибки  — оценка «4»;

• более трех ошибок — оценка «З»;

• меньше пяти ошибок — оценка «2». 

Для теста из 30 вопросов:

• 25—З0 правильных ответов — оценка «5»; 

• 19—24 правильных ответов — оценка «4»; 

• 13—18 правильных ответов — оценка «З»; 

• меньше 12 правильных ответов — оценка «2».

 Оценка реферата

Реферат оценивается по следующим критериям:

• соблюдение требований к его оформлению;

• необходимость и достаточность для раскрытия темы приведенной в тексте реферата информации;

• умение обучающегося свободно излагать основные идеи, отраженные в реферате;

• способность обучающегося понять суть задаваемых членами аттестационной комиссии вопросов и сформулировать точные ответы на них.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ, опытов.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта;

2. выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3. самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4. научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;

5. правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

6. проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7. эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 класс);

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка умений проводить наблюдения.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса);

3. логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. правильно по заданию учителя провел наблюдение;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал  второстепенные;

3. допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. при выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые;

3. допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. допустил 3 - 4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя;

2. неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса);

3. опустил 3 - 4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Класс

Наименование раздела, темы

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения по факту


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...