Технологические карты уроков по ботанике 6 кл. и анатомии 8 кл.
план-конспект урока по биологии (6, 8 класс) на тему

Технологические карты уроков по ботанике 6 кл."Влияние среды на строение листьев. Видоизменение листьев", по анатомии 8 кл. "Пищеварение в ротовой полости"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Щербакова М.Н.

Предмет: Биология

Класс: 6

Тип урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков

Методы урока: словесные, наглядные, самостоятельная работа, сотрудничество, применение ИКТ.

Тема урока:  Влияние среды на строение листьев. Видоизменение листьев.

Цель урока: развитие умений на основе сравнения, находить признаки, возникшие в листьях от влияния внешних условий среды.

Основные термины, понятия: прошлого урока - листовая пластинка, устьица, транспирация, хлоропласты, хлорофилл, столбчатая ткань, новые -гуттация, гидрофиты, ксерофиты.

Средства обучения: комнатные растения, раздаточный материал (листья), презентация, интерактивный тренажер;

УМК - Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения.6 кл. М.: Дрофа, 2010.

№ п/п

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.

Организацион. момент

Создать эмоциональный настрой учащихся на работу

Приветствует  учащихся.

Проверяет  готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Л – организация внутреннего порядка, собранности.

- уважительное отношение к старшим и друг к другу.

2.

Мотивация учебной деятельности и целеполагание

Стимулировать познавательный интерес.

Развивать способность  ставить цели

Показывает на слайде два растения одуванчика одного вида. Задает вопрос: «Почему они выросли внешне разными?»

Предлагает сформулировать цель  урока, в зависимости от влияния двух внешних факторов на листья: влажности и освещения.

Обсуждают вопрос, размышляют, высказывают свои точки зрения. Приходят к мнению, что растения разные из-за разных условий произрастания.

Размышляют над целью урока, формулируют её.

Записывают тему урока в тетради.

М - умение находить решение поставленной учителем проблемы;

-сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

- высказывать свои мысли, аргументировать их;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

П - формирование первичных знаний о влиянии условий на внешний вид растений.

Л - формирование познавательной мотивации к изучению биологии.

3.

Актуализация опорных знаний

Подготовить учащихся к восприятию новых знаний

Предлагает вспомнить внутреннее строение листа по изученным понятиям (выписаны на доске)

Работают в парах, обсуждают свои знания  о внутреннем строении листа, дополняют знания друг друга. Озвучивают сформулированный ответ учителю.

М - умение работать в паре;

- находить решение на основе сотрудничества;

- владеть монологической речью;

- умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других.

П – закрепление знаний о внутреннем строении листа; отработка понятий.

 

4.

Получение новых знаний

Изучить влияние разной степени влажности и освещенности на лист; познакомить с видоизменениями листьев и их причинами.

Предлагает заполнить таблицы по новому материалу (таблицы на слайде), используя текст учебника и раздаточный материал.

Наблюдает за выполнением работы.

Организует обсуждение результатов  работы.

Показывает слайды с видоизменениями листьев и просит назвать причины их формирования.

Заполняют таблицы, работают индивидуально и в парах.

Выясняют, как изменяется внешнее и внутреннее строение листа в зависимости от недостатка или избытка влаги и освещения. Знакомятся с новыми терминами, примерами растений.

Делают выводы.

Озвучивают результаты своей работы.

Высказывают свое мнение  о причинах формирования необычного вида листьев. Дополняют знания друг друга.

М- формирование умений:

- проводить наблюдение;

- сравнивать и анализировать;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- аргументировать свою точку зрения;

- работать с текстом, выделять главное;

- делать выводы и заключения;

- работать в парах.

- владеть монологической речью.

П -  расширение знаний о строении листа;

- изучение причин изменения строения;

- выявление причин видоизменения листьев.

Л - формирование личностного смысла учения (я могу);

- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые   решения.

5.

Закрепление и применение новых знаний

Выявить на практике умение распознавать условия жизни растений на своей родине

Предлагает интерактивное задание на тренажере «Найди пару».

Используя комнатные растения кабинета  биологии (кактус, алоэ, роициссус и др.) определить видоизменения листьев, к каким факторам среды они сформировались.

Выполняют интерактивное задание на тренажере, подбирают пары: фактор среды – название растения (иллюстрации).

Применяют свои знания на конкретных растениях, выявляют видоизменения листьев, размышляют к каким условиям они сформировались,  и какую новую роль выполняют.

Л - умение соотносить свои знания с жизнью;

 - развитие интереса к процессу обучения и осмысление своих возможностей и способностей.

М - умение осуществлять логические мыслительные операции;

- аргументация своей точки зрения.

П – закрепление новых знаний об изменении листьев от факторов внешней среды, применение их на практике.

6.

Информация о домашнем задании 

Сообщить учащимся домашнее задание

Дифференцировать домашнее задание.

Задает  дом. задание: П. 25, вопросы. Для желающих: сам. раб. стр. 114  

(разъясняет работу).

Найти дополнительно примеры растений с видоизмененными листьями, сделать презентацию.

Записывают в дневники домашнее задание.

Определяют для себя уровень сложности домашнего задания для выполнения.

М- осуществление  поиска информации из разных источников.

Л – умение находить ценностно значимые для себя виды и способы деятельности;

-  умение проецировать знания на повседневную жизнь.

7.

Подведение итогов урока, рефлексия

Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами.

Организовать самооценку учающимися своей учебной деятельности.

Подводит итоги урока, добились ли поставленных целей,  оценивание знаний,  выставление отметок. Проводит рефлексию:

-Сегодня на уроке я узнал(а)....

-Я научился….

-Мне было сложно….

-Сегодня на уроке мне понравилось...

-Теперь я могу….

-Меня поразило….

Анализируют свою мыслительную и эмоциональную деятельность на уроке, заканчивают предложенные для рефлексии предложения.

Соотносят результаты этой деятельности с поставленными учебными задачами.

Л- умение самостоятельно оценивать результативность своей работы на уроке; 

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;  

- осознание необходимости образования  для развития себя как личности.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Учитель: Щербакова М.Н.

Предмет: Биология. Человек.

Класс: 8Б, общеобразовательный.

Тип урока: комбинированный, урок совершенствования знаний, умений и навыков

Методы урока: работа в 4-х группах; словесные, наглядные, поисковые, самонаблюдение, лабораторная  работа, сотрудничество, применение ИКТ.

Тема урока:  «Пищеварение в ротовой полости».

Цель урока: Используя различные методы урока создать учащимся условия для изучения  строения  и функций органов  ротовой полости человека, правил ухода за ней для предупреждения заболеваний.

Основные термины, понятия: ротовая полость: небо, миндалины; рецепторы вкуса, слюнные железы: околоушные, поднижнечелюстные, подъязычные, зубы: коронка, шейка, корень; эмаль, дентин, пульпа, периодонт; резцы, клыки, большие и малые коренные; кариес, пульпит, пародонтит; муцин, лизоцим, мальтаза, амилаза.

Средства обучения: таблицы, муляж зуба, муляж челюстей, презентация, интерактивная доска Smart, видеопроектор; оборудование для лаб. опыта: накрахмаленный бинт, р-р йода, ватные палочки, вода. УМК - Пасечник В.В.  Учебник - Биология. Человек. 8 кл./ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И.Н. Беляев -М.: Дрофа, 2010.

№ п/п

Этап урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

1.

Организацион. момент

Создать эмоциональный настрой учащихся на работу

Приветствует  учащихся.

Проверяет  готовность к уроку.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

Л – организация внутреннего порядка, собранности.

- уважительное отношение к старшим и друг к другу.

2.

Мотивация учебной деятельности и целеполагание

Стимулировать познавательный интерес.

Развивать способность  ставить цели.

Сообщает тему. Просит привести несколько аргументов, почему важно изучить данный материал.

Предлагает сформулировать цель  урока, опираясь на тему урока и имеющиеся знания.

Записывают тему урока.

Обсуждают вопрос, размышляют, высказывают свои точки зрения. Приходят к мнению о важности изучения этой темы для каждого человека.

Размышляют над целью урока, формулируют её.

М - умение находить решение поставленной учителем проблемы;

-сопоставлять, сравнивать, делать выводы;

- высказывать свои мысли, аргументировать их;

- ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности.

П - формирование  знаний о  важности органов ротовой полости

Л - формирование познавательной мотивации к изучению биологии.

3.

Актуализация опорных знаний

Подготовить учащихся к восприятию новых знаний

1.Предлагает вспомнить отделы пищеварительной системы.

2.Пищеварение. Этапы пищеварения.

3.Питательных вещества, их превращение.

4.Изученные понятия: пищеварение, брыжейка, перистальтика

1. 2 человека работают с таблицей и интерактивной доской.

2. письменно  2 человека

3. 1  ученик заполняет схему на доске

4. Понятия в виде дополнительных вопросов отвечающим.

Класс слушает отвечающих, дополняет, исправляет неточности.

М - умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, уважительно относиться к мнению других.

- владеть монологической речью;

-умение слушать ответы одноклассников.

П – закрепление знаний о питательных веществах, их превращении, органах пищеварения.

 

4.

Получение новых знаний

Изучить строение органов ротовой полости, их функции; правила ухода за зубами.

Предлагает задания группам: используя текст учебника, дополнительный текст, рисунки и наводящие вопросы, раздаточный материал, самонаблюдение над ротовой полостью и лабораторную работу  выяснить строение и функции органов ротовой полости.

Наблюдает за выполнением работы групп. Помогает в организации лабораторной работы.

Организует обсуждение результатов  работы в каждой группе.

Работают в группах.

1 группа – по заданиям  изучает строение и функции языка.

2 группа – нахождение и функции слюнных желез.

Лаб. работу «Действие слюны на крахмал», выполняет каждая группа.

3 группа – строение и функции зубов.

4 группа - причины порчи зубов, заболевания зубов, правила ухода за зубами.

Все группы в ходе выполнения заданий знакомятся с новыми понятиями, терминами.

Озвучивают результаты своей работы. Дополняют знания друг друга. Делают выводы.

М- формирование умений:

- работать в группах;

- проводить наблюдение;

- сравнивать и анализировать;

- устанавливать причинно-следственные связи;

- аргументировать свою точку зрения;

- работать с текстом, выделять главное;

- делать выводы и заключения;

- владеть монологической речью.

П -  получение  знаний о строении и функциях органов ротовой полости;

- изучение причин, влияющих на порчу зубов;

- расширение знаний по уходу за зубами.

Л - формирование личностного смысла учения (я могу);

- развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые   решения.

5.

Закрепление и применение новых знаний

Выявить качество усвоения знаний.

Предлагает интерактивное задание на тренажере. Тест с множественным выбором ответа.

Выполняют интерактивное задание на тренажере.

Л - умение соотносить свои знания с жизнью;

 - развитие интереса к процессу обучения и осмысление своих возможностей и способностей.

М - умение осуществлять логические мыслительные операции;

- аргументация своей точки зрения.

П – закрепление новых знаний применение их на практике.

6.

Информация о домашнем задании 

Сообщить учащимся домашнее задание

Дифференцировать домашнее задание.

Задает  дом. задание: П. 31, вопросы, Рис. 73А. зарисовать

По желанию:

1.Задание на стр. 165(!) (разъясняет работу).

2. Найти  информацию «Влияние никотина на органы ротовой полости».

Записывают в дневники домашнее задание.

Определяют для себя уровень сложности домашнего задания для выполнения.

М- осуществление  поиска информации из разных источников.

Л – умение находить ценностно значимые для себя виды и способы деятельности;

-  умение проецировать знания на повседневную жизнь.

7.

Подведение итогов урока, рефлексия

Установить соответствие между поставленными задачами урока и результатами.

Организовать самооценку учающимися своей учебной деятельности.

Подводит итоги урока, добились ли поставленных целей,  оценивание знаний,  выставление отметок. Проводит рефлексию:

-Сегодня на уроке я узнал(а)....

-Я научился….

-Сегодня на уроке мне понравилось...

-Теперь я могу….

-Меня поразило….

Анализируют свою мыслительную и эмоциональную деятельность на уроке, заканчивают предложенные для рефлексии предложения.

Соотносят результаты этой деятельности с поставленными учебными задачами.

Л- умение самостоятельно оценивать результативность своей работы на уроке; 

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами;  

- осознание необходимости образования  для развития себя как личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Ботаника-наука о растениях"

Технологическая карта урока "Ботаника - наука о растениях" составлена в соответствии с требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока по теме : Ботаника- наука о растениях.

Технологическая карта урока по биологии. Материал можно использовать учителю при проведение урока в 5 классе. УМК И.Н. Пономарёва., " Просвещение " 2021. А также материал соответствует новым...