Рабочая программа по биологии, 9 класс
календарно-тематическое планирование по биологии (9 класс) по теме
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория
по биологии 9-«А», 9-«Б», 9-«В»
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка к тематическому планированию
Тематическое планирование по биологии
составлено на основе авторской программы В.В. Пасечника в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Программа рассчитана на 68 ч в год (2 часа в неделю)
Программой предусмотрено проведение:
Обобщающий урок - 7
Лабораторных работ - 4
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
а также дополнительная литература:
Методическое пособие В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольного тестирования.
№ п/п | Изменение | Обоснование |
1 | Тема: «Опорно-двигательная система» увеличена на 1 час | За счет резервного времени |
2 | Тема: «Дыхание» увеличена на 1 час | За счет резервного времени |
3 | Тема: «Пищеварительная система» увеличена на 1 час
| За счет резервного времени |
4 | Тема: «Индивидуальное развитие организма» увеличена на 2 часа | За счет резервного времени |
Задачи курса:
- Образовательные: раскрыть эволюцию органического мира, строение и функции клеток. Научить решать биологические задачи по генетике.
- Развивающие: научить анализировать, оценивать, сравнивать, изучать, находить, выявлять ответы на интересующие вопросы.
- Воспитательные: воспитывать позитивные ценностные отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе.
Цели курса:
- Освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке, как о биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Учебно-тематическое планирование
по биологии
Классы – 9-«А», 9-«Б»,9- «В»
Учитель – Чайченко Татьяна Анатольевна
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 7 .
Планирование составлено на основе авторской программы В. В. Пасечника
Учебник
«Биология. Человек. 8 класс» Колесов Д.В., Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Дрофа, 2010
Дополнительная литература
«Тематическое и поурочное планирование к учебнику», Колесов Д.В., Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Дрофа, 2008
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид контроля (количество часов) | Дата проведения урока | |
план | факт | ||||
1. | ВВЕДЕНИЕ | 3 |
|
|
|
1.1 | Биология-наука о жизни. | 1 |
|
|
|
1.2 | Методы исследования в биологии. | 1 |
|
|
|
1.3 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 |
|
|
|
2. | УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | 56 |
|
|
|
2.1 | Уровни организации живой природы.: общая характеристика. | 1 |
|
|
|
2.2 | Углеводы. | 1 |
|
|
|
2.3 | Липиды. | 1 |
|
|
|
2.4 | Состав и строение белков. | 1 |
|
|
|
2.5 | Функции белков. | 1 |
|
|
|
2.6 | Нуклеиновые кислоты. | 1 |
|
|
|
2.7 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 |
|
|
|
2.8 | Биологические катализаторы. | 1 |
|
|
|
2.9 | Вирусы. | 1 |
|
|
|
2.10 | Контрольно-обобщающий урок 1«Молекулярный уровень организации живой природы». (Входящий контроль) | 1 | К.Р. |
|
|
2.11 | Основные положения клеточной теории. Л.Р.№1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» и Л.Р. №2 «Рассмотрение клеток растений, животных под микроскопом» | 1 | Л.Р. |
|
|
2.12 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | 1 |
|
|
|
2.13 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | 1 |
|
|
|
2.14 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 |
|
|
|
2.15 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | 1 |
|
|
|
2.16 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 |
|
|
|
2.17 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот | 1 |
|
|
|
2.18 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 |
|
|
|
2.19 | Энергетический обмен в клетке. | 1 |
|
|
|
2.20 | Типы питания клетки. | 1 |
|
|
|
2.21 | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 |
|
|
|
2.22 | Синтез белков в клетке. Генетический код. | 1 |
|
|
|
2.23 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | 1 |
|
|
|
2.24 | Деление клетки. Митоз. | 1 |
|
|
|
2.25 | Контрольно-обобщающий урок 2«Клеточный уровень организации живой природы». (Промежуточный контроль) | 1 | К.Р. |
|
|
2.26 | Размножение организмов. Оплодотворение. Л.Р. №3 «Выявление изменчивости организма»
| 1 | Л.Р. |
|
|
2.27 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 |
|
|
|
2.28 | Индивидуальное развитие организмов. | 1 |
|
|
|
2.29 | Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 |
|
|
|
2.30 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | 1 |
|
|
|
2.31 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 |
|
|
|
2.32 | Дигибридное скрещивание. | 1 |
|
|
|
2.33 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Взаимодействие генов | 1 |
|
|
|
2.34 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 |
|
|
|
2.35 | Модификационная изменчивость. | 1 |
|
|
|
2.36 | Мутационная изменчивость. | 1 |
|
|
|
2.37 | Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. | 1 |
|
|
|
2.38 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 |
|
|
|
2.39 | Контрольно-обобщающий урок 3«Организменный уровень организации | 1 | К.Р. |
|
|
2.40 | Вид. Критерии вида. Л.Р.№4«Изменение морфологического критерия вида»
| 1 | Л.Р |
|
|
2.41 | Популяции. | 1 |
|
|
|
2.42 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз (экскурсия) | 1 |
|
|
|
2.43 | Состав и структура сообщества. | 1 |
|
|
|
2.44 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 |
|
|
|
2.45 | Саморазвитие экосистемы. | 1 |
|
|
|
2.46 | Контрольно-обобщающий урок 4«Экосистемный уровень». | 1 | К.Р |
|
|
2.47 | Биосфера. Среды жизни. | 1 |
|
|
|
2.48 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 |
|
|
|
2.49 | Контрольно-обобщающий урок 5«Биосферный уровень жизни». | 1 | К.Р |
|
|
2.50 | Развитие эволюционного учения (экскурсия) | 1 |
|
|
|
2.51 | Изменчивость организмов. | 1 |
|
|
|
2.52 | Борьба за существование. Естественный отбор. | 1 |
|
|
|
2.53 | Видообразование. | 1 |
|
|
|
2.54 | Макроэволюция. | 1 |
|
|
|
2.55 | Основные закономерности эволюции. | 1 |
|
|
|
2.56 | Контрольно- обобщающий урок 6 Основы учения об эволюции». | 1 | К.Р |
|
|
3. | ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ
| 5 |
|
|
|
3.1 | Гипотеза Опарина-Холдейна. | 1 |
|
|
|
3.2 | Современные взгляды на происхождение жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 |
|
|
|
3.3 | Развитие жизни в архее. Развитие жизни в протерозое и палеозое. | 1 |
|
|
|
3.4 | Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. | 1 |
|
|
|
3.5 | Контрольно-обобщающий урок 7«Возникновение и развитие жизни на Земле». (Итоговый контроль)
| 1 | К.Р |
|
|
4. | ЭКОЛОГИЯ | 4 |
|
|
|
4.1 | Экологические факторы. | 1 |
|
|
|
4.2 | Условия среды | 1 |
|
|
|
4.3 | Общие закономерности влияния факторов на организмы | 1 |
|
|
|
4.4 | Итоговое занятие по курсу. | 1 |
|
|
|
| Итого | 68 | 8 |
|
|
Содержание тем учебного курса
Введение
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
РАЗДЕЛ 2. Эволюция
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающимся по данной программе
В результате обучения учащиеся должны:
- характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки; роль белков , нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды в жизни клетки; строение и функции гена, генетический код, биосинтез белка; обмен веществ и превращение энергии в клетке, роль ферментов в нем; фотосинтез, его роль в природе; строение и функции клеток автотрофов и гетеротрофов; вирусы – неклеточные формы, возбудители опасных заболеваний; бесполое и половое размножение организмов; хромосомы , их роль в хранении и передаче наследственной информации; деление клетки ( митоз, амитоз, мейоз ); оплодотворение и его значение; индивидуальное развитие организмов;онтогенез; зародышевое и послезародышевое развитие; основную генетическую терминологию и символику; методы генетики; законы наследственности, модификационную, мутатационную изменчивость, их причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, генетики для селекции и здравоохранения; экосистемы и агросистемы, их структурные компоненты; причины колебания численности популяций; саморегуляцию; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение; правила экологической пирамиды; круговорот веществ в экосистеме, егшо значение; учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере; значение живого вещества ( биомассы ) в круговороте веществ и потокеэнергии; влияние хозяйственной деятельности человека на экосистемы, биосферу; меры, направленные на их сохранение; учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; возникновение жизни на Земле, эволюцию органического мира, ее основные направления, основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, причины вымирания видов; происхождение человека, движущие силы антропогенеза; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Н.И.Вавилова о происхождении культурных растений; методы выведения сортов растений и пород животных; роль биотехнологии в селекции растений;
- сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение прокариот и эукариот; организмы – автотрофы и гетеротрофы; митоз и мейоз; способы размножения организмов, фенотипы и генотипы, гомо- и гетерозиготы, мутационную и модификационную изменчивость, развитие агроэкосистемы;
- обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение мутаций для эволюции, законов генетики , круговорот веществ, разнообразия видов в экосистеме, меры регулирования численности особей, влияние экологических факторов на виды, значение продуцентов, консументов, редуцентов и человека в агросистемах и в экосистемах в биосфере.
- овладевать умением самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, рефераты научно-популярных статей, готовить и делать сообщения.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Федеральный Государственный стандарт.
2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
3. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
5. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
6. Микроскопы
7. Лупы
8. Гербарии
9. Таблицы по общей биологии
10. Готовые микропрепараты
11. Видеофильмы
Список литературы
1. «Рабочие программы по биологии» ( по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Понамаревой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – Образовательный стандарт.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
9_klass.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение 2
«Согласовано» Руководитель ШМО _____ /______________ / ФИО Протокол №____ от «___» _________ 20__г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР _____ /______________ / ФИО «___» _________ 20__г. | «Утверждаю» Директор МАОУ СОШ № 2 _____ /______________ / ФИО Приказ № ______ от «___» _________ 20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
Чайченко Татьяна Анатольевна, 1 категория
по биологии 9-«А», 9-«Б», 9-«В»
2014 - 2015 учебный год
Пояснительная записка к тематическому планированию
Тематическое планирование по биологии
составлено на основе авторской программы В.В. Пасечника в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования.
Программа рассчитана на 68 ч в год (2 часа в неделю)
Программой предусмотрено проведение:
Обобщающий урок - 7
Лабораторных работ - 4
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:
учебник А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
а также дополнительная литература:
Методическое пособие В.В. Пасечник «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
Промежуточная аттестация проводится в соответствии с Уставом образовательного учреждения в форме контрольного тестирования.
№ п/п | Изменение | Обоснование |
1 | Тема: «Опорно-двигательная система» увеличена на 1 час | За счет резервного времени |
2 | Тема: «Дыхание» увеличена на 1 час | За счет резервного времени |
3 | Тема: «Пищеварительная система» увеличена на 1 час | За счет резервного времени |
4 | Тема: «Индивидуальное развитие организма» увеличена на 2 часа | За счет резервного времени |
Задачи курса:
- Образовательные: раскрыть эволюцию органического мира, строение и функции клеток. Научить решать биологические задачи по генетике.
- Развивающие: научить анализировать, оценивать, сравнивать, изучать, находить, выявлять ответы на интересующие вопросы.
- Воспитательные: воспитывать позитивные ценностные отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе.
Цели курса:
- Освоение знаний о живой природе и присущей ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке, как о биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы.
- Овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма, использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей.
- Воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе.
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни.
Учебно-тематическое планирование
по биологии
Классы – 9-«А», 9-«Б»,9- «В»
Учитель – Чайченко Татьяна Анатольевна
Количество часов
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков 7 .
Планирование составлено на основе авторской программы В. В. Пасечника
Учебник
«Биология. Человек. 8 класс» Колесов Д.В., Р.Д. Маш, И.Н. Беляев, Дрофа, 2010
Дополнительная литература
«Тематическое и поурочное планирование к учебнику», Колесов Д.В., Р.Д. Маш, И.Н. Беляев Дрофа, 2008
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | Вид контроля (количество часов) | Дата проведения урока | |
план | факт | ||||
1. | ВВЕДЕНИЕ | 3 | |||
1.1 | Биология-наука о жизни. | 1 | |||
1.2 | Методы исследования в биологии. | 1 | |||
1.3 | Сущность жизни и свойства живого. | 1 | |||
2. | УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ | 56 | |||
2.1 | Уровни организации живой природы.: общая характеристика. | 1 | |||
2.2 | Углеводы. | 1 | |||
2.3 | Липиды. | 1 | |||
2.4 | Состав и строение белков. | 1 | |||
2.5 | Функции белков. | 1 | |||
2.6 | Нуклеиновые кислоты. | 1 | |||
2.7 | АТФ и другие органические соединения клетки. | 1 | |||
2.8 | Биологические катализаторы. | 1 | |||
2.9 | Вирусы. | 1 | |||
2.10 | Контрольно-обобщающий урок 1«Молекулярный уровень организации живой природы». (Входящий контроль) | 1 | К.Р. | ||
2.11 | Основные положения клеточной теории. Л.Р.№1 «Расщепление пероксида водорода ферментом каталазой» и Л.Р. №2 «Рассмотрение клеток растений, животных под микроскопом» | 1 | Л.Р. | ||
2.12 | Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана | 1 | |||
2.13 | Ядро клетки. Хромосомный набор клетки. | 1 | |||
2.14 | Эндоплазматическая сеть. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 1 | |||
2.15 | Лизосомы. Митохондрии. Пластиды | 1 | |||
2.16 | Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 1 | |||
2.17 | Различия в строении клеток эукариот и прокариот | 1 | |||
2.18 | Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 1 | |||
2.19 | Энергетический обмен в клетке. | 1 | |||
2.20 | Типы питания клетки. | 1 | |||
2.21 | Фотосинтез и хемосинтез. | 1 | |||
2.22 | Синтез белков в клетке. Генетический код. | 1 | |||
2.23 | Синтез белков в клетке. Транспортные РНК. Трансляция. | 1 | |||
2.24 | Деление клетки. Митоз. | 1 | |||
2.25 | Контрольно-обобщающий урок 2«Клеточный уровень организации живой природы». (Промежуточный контроль) | 1 | К.Р. | ||
2.26 | Размножение организмов. Оплодотворение. Л.Р. №3 «Выявление изменчивости организма» | 1 | Л.Р. | ||
2.27 | Развитие половых клеток. Мейоз. Оплодотворение. | 1 | |||
2.28 | Индивидуальное развитие организмов. | 1 | |||
2.29 | Закономерности наследования признаков, установленных Г.Менделем. Моногибридное скрещивание. | 1 | |||
2.30 | Закон чистоты гамет. Цитологические основы закономерностей наследования при моногибридном скрещивании. | 1 | |||
2.31 | Неполное доминирование. Анализирующее скрещивание. | 1 | |||
2.32 | Дигибридное скрещивание. | 1 | |||
2.33 | Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. Взаимодействие генов | 1 | |||
2.34 | Генетика пола. Сцепленное с полом наследование. | 1 | |||
2.35 | Модификационная изменчивость. | 1 | |||
2.36 | Мутационная изменчивость. | 1 | |||
2.37 | Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. | 1 | |||
2.38 | Основные методы селекции растений, животных и микроорганизмов. | 1 | |||
2.39 | Контрольно-обобщающий урок 3«Организменный уровень организации | 1 | К.Р. | ||
2.40 | Вид. Критерии вида. Л.Р.№4«Изменение морфологического критерия вида» | 1 | Л.Р | ||
2.41 | Популяции. | 1 | |||
2.42 | Сообщество, экосистема, биогеоценоз (экскурсия) | 1 | |||
2.43 | Состав и структура сообщества. | 1 | |||
2.44 | Потоки вещества и энергии в экосистеме. | 1 | |||
2.45 | Саморазвитие экосистемы. | 1 | |||
2.46 | Контрольно-обобщающий урок 4«Экосистемный уровень». | 1 | К.Р | ||
2.47 | Биосфера. Среды жизни. | 1 | |||
2.48 | Круговорот веществ в биосфере. | 1 | |||
2.49 | Контрольно-обобщающий урок 5«Биосферный уровень жизни». | 1 | К.Р | ||
2.50 | Развитие эволюционного учения (экскурсия) | 1 | |||
2.51 | Изменчивость организмов. | 1 | |||
2.52 | Борьба за существование. Естественный отбор. | 1 | |||
2.53 | Видообразование. | 1 | |||
2.54 | Макроэволюция. | 1 | |||
2.55 | Основные закономерности эволюции. | 1 | |||
2.56 | Контрольно- обобщающий урок 6 Основы учения об эволюции». | 1 | К.Р | ||
3. | ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ НА ЗЕМЛЕ | 5 | |||
3.1 | Гипотеза Опарина-Холдейна. | 1 | |||
3.2 | Современные взгляды на происхождение жизни. Основные этапы развития жизни на Земле. | 1 | |||
3.3 | Развитие жизни в архее. Развитие жизни в протерозое и палеозое. | 1 | |||
3.4 | Развитие жизни в мезозое. Развитие жизни в кайнозое. | 1 | |||
3.5 | Контрольно-обобщающий урок 7«Возникновение и развитие жизни на Земле». (Итоговый контроль) | 1 | К.Р | ||
4. | ЭКОЛОГИЯ | 4 | |||
4.1 | Экологические факторы. | 1 | |||
4.2 | Условия среды | 1 | |||
4.3 | Общие закономерности влияния факторов на организмы | 1 | |||
4.4 | Итоговое занятие по курсу. | 1 | |||
Итого | 68 | 8 |
Содержание тем учебного курса
Введение
Биология как наука и методы ее исследования Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1. Уровни организации живой природы
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука; хромосом; моделей-аппликаций, иллюстрирующих деление клеток; расщепления пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках.
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости.
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция — форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах; моделей экосистем.
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
РАЗДЕЛ 2. Эволюция
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
РАЗДЕЛ 3. Возникновение и развитие жизни (5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных, моделей.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающимся по данной программе
В результате обучения учащиеся должны:
- характеризовать (описывать) основные уровни организации живой природы; основные положения клеточной теории; химический состав клетки; роль белков , нуклеиновых кислот, АТФ, углеводов, липидов, воды в жизни клетки; строение и функции гена, генетический код, биосинтез белка; обмен веществ и превращение энергии в клетке, роль ферментов в нем; фотосинтез, его роль в природе; строение и функции клеток автотрофов и гетеротрофов; вирусы – неклеточные формы, возбудители опасных заболеваний; бесполое и половое размножение организмов; хромосомы , их роль в хранении и передаче наследственной информации; деление клетки ( митоз, амитоз, мейоз ); оплодотворение и его значение; индивидуальное развитие организмов;онтогенез; зародышевое и послезародышевое развитие; основную генетическую терминологию и символику; методы генетики; законы наследственности, модификационную, мутатационную изменчивость, их причины; норму реакции; значение генотипа и условий среды в формировании фенотипа, генетики для селекции и здравоохранения; экосистемы и агросистемы, их структурные компоненты; причины колебания численности популяций; саморегуляцию; пищевые и территориальные связи между популяциями разных видов в экосистеме, их значение; правила экологической пирамиды; круговорот веществ в экосистеме, егшо значение; учение В. И. Вернадского о биосфере и ноосфере; значение живого вещества ( биомассы ) в круговороте веществ и потокеэнергии; влияние хозяйственной деятельности человека на экосистемы, биосферу; меры, направленные на их сохранение; учение Ч. Дарвина об эволюции, его развитие; движущие силы эволюции, причины многообразия видов и приспособленности организмов к среде обитания; возникновение жизни на Земле, эволюцию органического мира, ее основные направления, основные ароморфозы в эволюции растительного и животного мира, причины вымирания видов; происхождение человека, движущие силы антропогенеза; вид, его критерии, популяцию как структурную единицу вида и единицу эволюции; учение Н.И.Вавилова о происхождении культурных растений; методы выведения сортов растений и пород животных; роль биотехнологии в селекции растений;
- сравнивать (распознавать, узнавать, определять) строение прокариот и эукариот; организмы – автотрофы и гетеротрофы; митоз и мейоз; способы размножения организмов, фенотипы и генотипы, гомо- и гетерозиготы, мутационную и модификационную изменчивость, развитие агроэкосистемы;
- обосновывать (объяснять, сопоставлять, делать выводы) значение мутаций для эволюции, законов генетики , круговорот веществ, разнообразия видов в экосистеме, меры регулирования численности особей, влияние экологических факторов на виды, значение продуцентов, консументов, редуцентов и человека в агросистемах и в экосистемах в биосфере.
- овладевать умением самостоятельно работать со всеми компонентами учебника, составлять конспекты, рефераты научно-популярных статей, готовить и делать сообщения.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Федеральный Государственный стандарт.
2. Примерная программа основного общего образования. (Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007).
3. Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.
4. Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл. – М.: Дрофа, 2007 – 304 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ)
5. В.В. Пасечник, Г.Г. Швецов «Введение в общую биологию. 9 класс»: Рабочая тетрадь к учебнику «Введение в общую биологию» 9 класс. – М.: Дрофа, 2006. – 96 с.
6. Микроскопы
7. Лупы
8. Гербарии
9. Таблицы по общей биологии
10. Готовые микропрепараты
11. Видеофильмы
Список литературы
1. «Рабочие программы по биологии» ( по программам Н.И. Сонина, В.Б. Захарова, В.В. Пасечника, И.Н. Понамаревой) / авт.-сост.: И.П. Чередниченко, М.В. Оданович. 2-е изд., стереотип. – М.: Глобус, 2008. – Образовательный стандарт.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...