Рабочая программа по биологии 10-11 класс по программе Пасечника.
рабочая программа по биологии (10 класс) на тему
Рабочая программа для 10-11 классов разработана по программе Пасечника. Рассчитана на 140 часов (2 часа в неделю). Включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по биологии 10-11 классы (В.В. Пасечник) | 92.84 КБ |
Предварительный просмотр:
г. Морозовск
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 6
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ № 6
Приказ от________________№_____
Подпись руководителя_____/Гвозденко М.Н./
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии
Среднее общее образование – 10, 11 классы
Учитель Лукьяненко Ольга Николаевна
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Биология как учебный предмет - неотъемлемая составная часть естественнонаучного образования на всех ступенях обучения. Как один из важных компонентов образовательной области «Естествознание» биология вносит значительный вклад в достижение целей общего образования, обеспечивая освоение учащимися основ учебных дисциплин, развитие интеллектуальных и творческих способностей, формирование научного мировоззрения и ценностных ориентации.
Базовый уровень стандарта ориентирован на формирование общей биологической грамотности и научного мировоззрения учащихся. Изучение курса «Биология» в 10 — 11 классах на базовом уровне основывается на знаниях, полученных учащимися в основной школе, и направлено на формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни, на воспитание бережного отношения к окружающей среде. Именно поэтому, наряду с освоением общебиологических теорий, изучением строения биологических систем разного ранга и сущности основных биологических процессов, в программе уделено серьезное внимание возможности использования полученных знаний в повседневной жизни для решения прикладных задач.
Основные цели и задачи изучения курса:
- Освоение знаний о биологических системах (клетка, организм); истории развития современных представлений о живой природе; выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; методах научного познания.
- Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, различных гипотез в ходе работы с различными источниками информации.
- Воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости бережного отношения к природной среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- Использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, правил поведения в природе.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»;
- Образовательная программа МБОУ СОШ №6;
- Примерная программа основного общего и среднего (полного) общего образования по биологии
- Авторская программа основного общего образования курса биологии для учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника /авт. Сост. Г.М.Пальдяева М. : Дрофа, 2010./ Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования РФ
- Постановление № 189 от 29.12.2010 г. «Об утверждении СанПин 2422821-10.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях в 2014-2015 учебном году;
Изучение курса проводится по учебнику «Общая биология», авторы В.Б.Захаров, Н.И.Сонин, Е.Т.Захарова, М; Дрофа, 2010г. (включен в ФП учебных пособий на 2014-2015уч. год).
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в 10 классе и 68 часов в 11 классе в год (2 часа в неделю)
Содержание учебного предмета.
10 класс
Раздел 1. Биология как наука. Методы научного познания(5 часов)
Краткая история развития биологии.
Методы научного исследования.
Основные свойства живого.
Уровни организации живой природы.
Многообразие живого мира.
Раздел 2. Клетка (8 часов)
Химическая организация клетки.
Неорганические вещества.
Органические вещества клетки: белки.
Биологические катализаторы – ферменты.
Органические вещества: углеводы.
Органические вещества: жиры.
Нуклеиновые кислоты, ДНК. РНК
Нуклеиновые кислоты: РНК. Лабораторная работа 1 «Решение биологических задач на генетический код».
Химическая организация клетки. Обобщающий урок.
Раздел 3. Строение и функции клеток. Метаболизм(17 часов)
Строение и функции прокариотической клетки.
Эукариотическая клетка.
Плазматическая мембрана.
Цитоплазма, органоиды цитоплазмы.
Органоиды цитоплазмы
Структуры клеточного ядра.
Жизненный цикл клетки. Митоз.
Особенности строения растительной и животной клеток. Лабораторная работа2 «Изучение клеток растений и животных».
Метаболизм –основа существования живых организмов.
Пластический обмен.
Биосинтез белка.
Энергетический обмен. Фотосинтез.
Обмен веществ и энергии.
Клеточная теория строения организмов. Учение о клетке.
Самостоятельная работа
Вирусы-бактериофаги.
Контрольная работа
Раздел 4. Размножение и развитие организмов(11 часов)
Бесполое размножение Лабораторная работа 3 «Вегетативное размножение растений».
Половое размножение.
Мейоз. Гаметогенез.
Развитие половых клеток у высших растений.
Размножение организмов.
Онтогенез. Органогенез.
Постэмбриональное развитие.
Общие закономерности онтогенеза.
Раздел 5. Основы генетики (16 часов)
История развития генетики.
Основные генетические понятия.
Практическая работа 1. «Решение генетических задач на первый и второй законы Менделя».
Полное и неполное доминирование. Закон чистоты гамет.
Анализирующее скрещивание.
Моногибридное скрещивание.
Дигибридное скрещивание.
Практическая работа 2 «Решение задач на дигибридное скрещивание».
Дигибридное скрещивание.
Хромосомная теория наследственности.
Генетическое определение пола.
Наследование признаков, сцепленных с полом. Практическая работа 3 «Решение задач насцепленное наследование признаков».
Генотип как целостная система взаимодействующих генов.
Составление родословных. Практическая работа 4 «Родословные знаменитых людей».
Основные закономерности наследственности.
Раздел 6. Закономерности изменчивости(5 часов)
Основные формы изменчивости.
Комбинативная изменчивость.
Фенотипическая или модификационная изменчивость.
Модификационная изменчивость.
Закономерности изменчивости. Обобщение материала.
Тематический контроль
Раздел 7. Основы селекции. (8 часов)
Основы селекции.
Методы селекции животных и растений.
Селекция микроорганизмов.
Основные направления современной селекции
Достижения современной селекции
Контрольная работа. Обобщение материала
11 класс
Раздел 1. Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение(15 часов)
История представлений об эволюции живой природы.
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина.
Учение Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе.
Микроэволюция
Вид – эволюционная единица.
Критерии вида. . Лабораторная работа 1 «Изучение морфологического критерия вида»
Эволюционная роль мутаций.
Генетические процессы в популяциях. Закон Харди Вайнберга.
Формы естественного отбора.
Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора.
Приспособленности организмов.
Лабораторная работа 2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания».
Современные представления о видообразовании.
Забота о потомстве. Физиологические адаптации
Видообразование как результат микроэволюции.
Раздел 2. Биологические последствия приобретения приспособлений Макроэволюция.(8 часов)
Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса.
Арогенез Аллогенез Катагенез.
Основные закономерности биологической эволюции
Закономерности эволюционного процесса
Правила эволюции
Обобщение материала
Раздел 3. Развитие жизни на земле(6 часов)
Первые следы жизни на Земле. Развитие жизни в катархейскую и архейскую эры.
Развитие жизни в протерозойскую эру.
Развитие жизни в палеозойскую эру.
Развитие жизни в мезозойскую эру.
Развитие жизни в кайнозойскую эру.
Развитие жизни на Земле. Самостоятельная работа.
Раздел 4. Происхождение человека( 7 часов)
Место человека в живой природе. Лабораторная работа 3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства».
Эволюция приматов.
Движущие силы антропогенеза.
Стадии эволюции человека
Древние люди.
Человеческие расы.
Проверочная работа.
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды(4 часа)
Биосфера – живая оболочка планеты.
Свойства и функции биосферы.
Роль живого вещества.
Круговорот веществ в природе.
Раздел 6. Жизнь в сообществах. Основы экологии.(17 часов)
Жизнь в сообществах.
История формирования сообществ живых организмов.
Основные биомы суши
Взаимоотношения организмов и среды. Лабораторная работа 4 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) для различных экосистем нашей местности»
Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценоз.
Агроценоз. Лабораторная работа 5 «Сравнение биогеоценоза и агроценоза нашей местности».
Природные сообщества.
Смена биогеоценозов.
Экологические факторы среды.
Абиотические факторы:
взаимоотношения организма и среды.
Биотические факторы:
позитивные отношения между организмами.
Биотические факторы:
антибиотические отношения между организмами.
Формы взаимоотношений между организмами.
Формы взаимоотношений между организмами.
Экологические факторы. Тематический контроль
Раздел 7. Биосфера и человек(11 часов)
Биосфера и человек. Лабораторная работа 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах нашей местности».
Природные ресурсы и их использование.
Проблемы рационального природопользования.
Последствия хозяйственной деятельности человека.
Охрана природы. Бионика.
Контрольная работа
Обобщение материала
Планируемые результаты изучения
В результате обучения биологии в 10-11 классе выпускник научится:
объяснять: роль биологических теорий, идей, принципов, гипотез в формировании современной естественнонаучной картины мира, научного мировоззрения; единство живой и неживой природы, родство живых организмов, используя биологические теории,- законы и правила; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияние мутагенов на организм человека; наследственных заболеваний, генных и хромосомных мутаций,
устанавливать взаимосвязи строения и функций молекул в клетке; строения и функций органоидов клетки; пластического и энергетического обмена; световых и темновых реакций фотосинтеза;
решать задачи разной сложности по биологии;
составлять схемы скрещивания, путей переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания, пищевые сети);
описывать клетки растений и животных (под микроскопом), особей вида по морфологическому критерию, экосистемы и агроэкосистемы своей местности; •сравнивать биологические объекты (клетки растений, животных, грибов и бактерий,
экосистемы и агроэкосистемы), процессы и явления (обмен веществ у растений и животных; пластический и энергетический обмен; фотосинтез и хемосинтез; митоз и мейоз; бесполое и половое размножение; оплодотворение у цветковых растений позвоночных животных; внешнее и внутреннее оплодотворение; формы естественного отбора; искусственный и естественный отбор; способы видообразования; макро и микроэволюцию; пути и направления эволюции) и делать выводы на основе сравнения;
анализировать и оценивать различные гипотезы сущности жизни, происхождения жизни и человека, человеческих рас, глобальные антропогенные изменения в биосфере, этические аспекты современных исследований в биологической науке;
осуществлять самостоятельный поиск биологической информации в различных источниках (учебных текстах, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах Интернета) и применять ее в собственных исследованиях.
Выпускник получит возможность научиться:
- выдвигать гипотезы о возможных последствиях деятельности человека в экосистемах и биосфере;
- аргументировать свою точку зрения в ходе дискуссии по обсуждению глобальных экологических проблем.
- грамотно оформлять результаты биологических исследований;
- обосновывать и соблюдать правил поведения в окружающей среде, мер профилактики распространения вирусных (в том числе ВИЧ-инфекции) и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- оказывать первую помощь при простудных и других заболеваниях, отравлении пищевыми продуктами;
- оценивать этические аспекты некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).
Требования к результатам обучения
В процессе обучения биологии в 10-11 классах предусмотрено достижение учащимися следующих личностных результатов:
• сформированность мотивации к творческому труду, к работе на результат; бережному отношению к природе, к материальным и духовным ценностям;
• сформированность убеждённости в важной роли биологии в жизни общества, понимания особенностей методов, применяемых в биологических исследованиях;
• реализация этических установок по отношению к биологическим открытиям, исследованиям и их результатам;
• сформированность научной картины мира как компонента общечеловеческой и личностной культуры на базе биологических знаний и умений;
• признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях, здоровья своего и других людей; реализация установок здорового образа жизни;
• сформированность познавательных мотивов, направленных на овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний;
• знание о многообразии живой природы, методах её изучения, роли учебных умений для личности, основных принципов и правил отношения к живой природе.
Также предусмотрено достижение метапредметных результатов, таких как:
•овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, в том числе умением видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и
заключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
• компетентность в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), умение работать с разными источниками биологической информации;
самостоятельно находить биологическую информацию в различных источниках (тексте
учебника, дополнительной литературе, справочниках, словарях, интернетресурсах); анализировать и оценивать информацию, преобразовывать её из одной формы в другую;
• умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, выслушивать и сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию;
• способность выбирать целевые и смысловые установки для своих действий, поступков по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих.
Достижение предметных результатов, знаний, умений, компетентностей,
характеризующих качество (уровень) овладения учащимися содержанием учебного предмета предусматривает:
• характеристику содержания биологических теорий (клеточной теории, эволюционной теории Ч. Дарвина), учения В.И. Вернадского о биосфере, законов Г. Менделя,
закономерностей изменчивости, вклада выдающихся учёных в развитие биологической
науки;
• умение определять существенные признаки биологических объектов и процессов, совершающихся в живой природе на разных уровнях организации жизни; умение сравнивать между собой различные биологические объекты; сравнивать и оценивать между собой структурные уровни организации жизни; объяснение роли биологии в формировании научного мировоззрения; вклада биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; отрицательного влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша человека; влияния мутагенов на организм человека, экологических факторов на организмы; причин эволюции, изменяемости видов, наследственных заболеваний, мутаций, устойчивости и смены экосистем;
• умение приводить доказательства (аргументацию) единства живой и неживой природы, её уровневой организации и эволюции; родства живых организмов; взаимосвязей
организмов и окружающей среды; необходимости сохранения многообразия видов и
экосистем;
• умение пользоваться биологической терминологией и символикой;
• умение решать элементарные биологические задачи, составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и энергии в экосистемах (цепи питания)
Формы и средства контроля
- по месту контроля на этапах обучения: предварительный (входной), текущий (оперативный), итоговый (выходной). по способу оценивания: «отметочная» технология (традиционная), «качественная» технология (сочетание метода наблюдения с оценкой усвоил или не усвоил, овладел или не овладел.
- по способу организации контроля: автоматический (машинный) – использую редко, в кабинете нет компьютера. Взаимоконтроль, самоконтроль, контроль учителя.
- по ведущим функциям: диагностический, стимулирующий, констатирующий.
- по способу получения информации в ходе контроля: устный метод (опрос, собеседование, зачѐт); письменный метод ( самостоятельные работы, тесты); практический метод (практические и лабораторные работы).
Чаще других методов контроля используется тестовый, т.к. по окончании средней школы выпускники сдают ЕГЭ. Для составления контрольно-измерительных материалов к урокам использую следующие пособия:
- Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2009: Биология/авт.-сост. Е.А. Никишова, С.П. Шаталова. – М.: АСТ: Астрель, 2009 г.
- Демо-версии тестов ЕГЭ прошлых лет.
Учебно-тематический план 10 класса
№ | Название раздела | Кол-во часов | Кол-во лабораторных и практических работ | Кол-во контрольных и самостоятельных работ |
1 | Биология как наука. Методы научного познания. | 5 | ||
2 | Клетка | 8 | 1 | |
3 | Строение и функции клеток. Метаболизм | 17 | 1 | 2 |
4 | Размножение и развитие организмов | 11 | 1 | |
5 | Основы генетики | 16 | 4 | |
6 | Закономерности изменчивости | 5 | 1 | |
7 | Основы селекции | 8 | 1 | |
Итого: | 70 | 7 | 4 |
Учебно-тематический план 11 класса
№ | Название раздела | Кол-во часов | Кол-во лабораторных и практических работ | Кол-во контрольных и самостоятельных работ |
1 | Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение | 15 | 2 | |
2 | Биологические последствия приобретения приспособлений Макроэволюция | 8 | ||
3 | Развитие жизни на земле | 6 | 1 | |
4 | Происхождение человека | 7 | 1 | |
5 | Взаимоотношения организма и среды | 4 | ||
6 | Жизнь в сообществах. Основы экологии | 17 | 2 | 1 |
7 | Биосфера и человек | 11 | 1 | 1 |
8 | Итого: | 68 | 6 | 3 |
Критерии оценивания
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1.Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3.Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4.Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5.Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6.Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2.Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ
В основу учебно-методический комплекта авторского коллектива под руководством А.В. Пасечника. положены принципы биоцентризма в раскрытии свойств живой природы, ее многообразия и закономерностей, уровней организации жизни, особенностей разных сред обитания. Преемственные связи между разделами курса биологии обеспечивают его целостность, а содержание способствует развитию личности, владеющей основами научных знаний, способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими ценностями.
Учебно-методический комплект:
Рабочая программа ориентирована на использование учебника:
Биология. Общие закономерности. 10-11 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Мамонтов, В.Б. Захаров, И.Б. Агафонова, Н.И. Сонин. – 10-е изд., стереотип. – М. : Дрофа, 2010.
а также методических пособий для учителя:
- Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А. Г, Аркадьев. - М.: Дрофа, 2006.
- В.В. Пасечник Авторская программа среднего (полного) общего образования по биологии 10-11 классы. – М.: Дрофа 2010
- Мультимедийная поддержка курса « Общая биология. 10 – 11 класс» CD.
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября» www.bio.nature.ru - научные новости биологии www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
Календарно - тематическое планирование предмета «Общая биология», 10- А класс.
Календарно - тематическое планирование предмета «Общая биология», 11-«А» класс
№урока | Раздел. Тема урока | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Дата | |
Закономерности развития живой природы. Эволюционное учение(15 часов) | |||||
Урок 1 | История представлений об эволюции живой природы. | 1 | Объясняют роль биологии в формировании научного мировоззрения, научность эволюционного учения, вклад биологических теорий в формировании современной естественнонаучной картины мира. | 02.09 |
|
Урок 2 | Эволюционная теория Ч. Дарвина. Учения Ч. Дарвина об искусственном отборе. | 1 | Выделяют предпосылки эволюционной теории. Характеризуют естественнонаучные предпосылки формирования эволюционных взглядов, достижения наук: геологии, эмбриологии, цитологии, сравнительной анатомии. Биография Ч. Дарвина, его экспедиционные материалы. | 04.09 |
|
Урок 3 | Формы искусственного отбора.. | 1 | Приводят доказательства эволюции на примерах из жизни животных и растений. Объясняют единство живой и неживой природы, родство живых организмов, причины эволюции, изменяемости видов | 09.09 |
|
Урок 4 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 | Объясняют роль естественного отбора в эволюции. Характеризуют формы естественного отбора на примерах. Сравнивают процессы естественного и искусственного отбора и делать выводы на основе сравнения. | 11.09 |
|
Урок 5 | Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. | 1 | Называют основные направления эволюции. Описывают проявления основных направлений эволюции. Отличают примеры проявления направлений эволюции. Различают понятия микроэволюция и макроэволюция. Объясняют: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | 16.09 | |
Урок 6 | Современные представления о механизме и закономерностях эволюции. Вид – эволюционная единица. | 1 | Дают понятия: вид, ареал, кариотип, репродуктивная изоляция, радиус индивидуальной активности, популяция, мутационный процесс, инбридинг. Приводят примеры. | 18.09 |
|
Урок 7 | Критерии вида. . Лабораторная работа 1 «Изучение морфологического критерия вида» | 1 | Описывают особей видов по морфологическому критерию. Характеризуют критерии и структуру вида, приводят примеры. | 23.09 |
|
Урок 8 | Эволюционная роль мутаций. | 1 | Характеризуют и объясняют явления, протекающие в популяции, влияние мутагенов на организм. Объясняют, почему большая часть мутаций не проявляется внешне, каким способом можно выявить рецессивные аллели. Объясняют причины нарушения генетического равновесия | 25.09 |
|
Урок 9 | Генетические процессы в популяциях. Закон Харди Вайнберга. | 1 | Характеризуют и объясняют явления, протекающие в популяции, влияние мутагенов на организм. Объясняют, почему большая часть мутаций не проявляется внешне, каким способом можно выявить рецессивные аллели Объясняют причины нарушения генетического равновесия | 30.09 |
|
Урок 10 | Формы естественного отбора. | 1 | Характеризуют формы борьбы за существование и естественного отбора. Приводят примеры их проявления в природе. Разрабатывают эксперименты по изучению действий отбора, которые станут основой будущего учебно-исследовательского проекта. | 02.10 |
|
Урок11 | Приспособленность организмов к среде обитания как результат действия естественного отбора. | 1 | Выявляют приспособления организмов к среде обитания, источники мутагенов в окружающей среде. Выявляют приспособления организмов к среде обитания, объясняют относительный характер приспособлений. | 07.10 |
|
Урок 12 | Приспособленности организмов. Лабораторная работа 2 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». | 1 | Заплняют таблицу используя лабораторные карты. Определяют черты приспособленности, делают выводы. | 09.10 |
|
Урок 13 | Современные представления о видообразовании. | 1 | Объясняют: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира; сущность биологического процесса эволюции на современном уровне. | 16.10 | |
Урок 14 | Забота о потомстве. Физиологические адаптации | 1 | 14.10 |
| |
Урок 15 | Видообразование как результат микроэволюции. | 1 | Объясняют роль биологии в формировании научного мировоззрения. Приводят примеры различных форм видообразования. | 21.10 |
|
Биологические последствия приобретения приспособлений Макроэволюция.(8 часов) | |||||
Урок 16 | Макроэволюция. Пути достижения биологического прогресса. | 1 | Характеризуют главные типы эволюционных изменений, биологический прогресс и биологический регресс. Сравнивают макро- и микроэволюцию. Выявляют ароморфозы и идиоадаптации у растений и животных | 23.10 |
|
Урок 17 | Основные закономерности биологической эволюции | 1 | Определяют понятия: дивергенция и конвергенция, параллелизм. Обсуждают информацию, подтверждающую существование их. Демонстрируют схемы соотношения путей | 28.10 | |
Урок 18 | Арогенез | 1 | Раскрывают основные понятия. Анализируют положительные и отрицательные стороны процесса арогенеза. Выясняют причины возникновения процесса. Характеризуют основные типы эволюционных изменений, описывают их роль в видообразовании. Приводят примеры дивергентного и конвергентного сходства организмов, гомологичных и аналогичных органов | 30.10 |
|
Урок 19 | Аллогенез | 1 | 11.11 |
| |
Урок 20 | Катагенез | 1 | 13.11 |
| |
Урок 21 | Закономерности эволюционного процесса | 1 | 18.11 |
| |
Урок 22 | Правила эволюции | 1 | Раскрывают понятия: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации. | 20.11 |
|
Урок 23 | Обобщение материала | 1 | Рассматривают проблемы бережного отношения к природе - заботиться о сохранении всех неповторимых групп организмов, созданных эволюцией. | 25.11 | |
Развитие жизни на земле(6 часов) | |||||
Урок 23 | Первые следы жизни на Земле. Развитие жизни в катархейскую и архейскую эры. | 1 | Дают определение термину - гипотеза. Называют этапы развития жизни. Приводят примеры доказательства современной гипотезы происхождения жизни. Характеризуют современные представления о возникновении жизни. Объясняют роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира. Выделяют наиболее сложную проблему в вопросе происхождения жизни. Высказывают свою точку зрения о сложности вопроса возникновения жизни. Дают определения основным понятиям: автотрофы, гетеротрофы, аэробы, анаэробы, прокариоты, эукариоты. Описывают начальные этапы биологической эволюции. Называют и описывать сущность гипотез образования эукариотической клетки. Объясняют взаимосвязи организмов и окружающей среды. Дают определение термину – ароморфоз. Приводят примеры: растений и животных, существовавших в протерозое и палеозое; ароморфозов у растений и животных протерозоя и палеозоя. Называют приспособления растений и животных в связи с выходом на сушу. Объясняют причины появления и процветания отдельных групп растений и животных и причины их вымирания. | 28.11 |
|
Урок 25 | Развитие жизни в протерозойскую эру. | 1 | 02.12 |
| |
Урок 26 | Развитие жизни в палеозойскую эру. | 1 | 04.12 |
| |
Урок 27 | Развитие жизни в мезозойскую эру. | 1 | 09.12 |
| |
Урок 28 | Развитие жизни в кайнозойскую эру. | 1 | 11.12 |
| |
Урок 29 | Развитие жизни на Земле. Самостоятельная работа. | 1 | Отвечают на тестовые вопросы. Характеризуют основные этапы развития жизни | 16.12 |
|
Происхождение человека( 7 часов) |
| ||||
Урок 30 | Место человека в живой природе. Лабораторная работа 3 «Выявление признаков сходства зародышей человека и других млекопитающих как доказательство их родства». | 1 | Называют основные этапы антропогенеза. Характеризуют особенности стадий антропогенеза. Определяют место человека в животном мире. Оценивают роль труда в становлении человека. Оценивают значение факторов эволюции в процессе антропогенеза. | 18.12 |
|
Урок 31 | Эволюция приматов. | 1 | Определяют систематическое положение человека. Выявляют сходства и отличия человека от человекообразных обезьян. | 23.12 |
|
Урок 32 | Движущие силы антропогенеза. | 1 | Характеризуют современные взгляды на развитие человека. Составляют таблицы «Антропогенез», делают выводы. | 25.12 |
|
Урок 33 | Стадии эволюции человека | 1 | Продолжение составления таблицы «Антропогенез», выводы. Роль труда в становлении человека. Характеристика расовых признаков, формирование особенностей каждой расы. Обсуждение выступлений учащихся. | 13.01 |
|
Урок 34 | Древние люди. | 1 | Определяют основные стадии эволюционного развития человека. | 15.01 | |
Урок 35 | Человеческие расы. | 1 | Характеризуют расовые признаки, Формируют особенности каждой расы. Обсуждают выступлений учащихся. | 20.01 |
|
Урок36 | Проверочная работа. | 1 | Отвечают на тестовые вопросы. | 22.01 |
|
| Взаимоотношения организма и среды(4 часа) |
|
| ||
Урок 37 | Биосфера – живая оболочка планеты. | 1 | Дают понятия: живое вещество, биогенное, костное, биокостное, гидросфера, литосфера, атмосфера, биосфера. Объясняют главную функцию биосферы, значение живого вещества. | 27.01 |
|
Урок 38 | Свойства и функции биосферы. | 1 | Характеризуют свойства биосферы. Выясняют основные функции биосферы: газовая, окислительно-восстановительная, концентрационная. | 29.01 |
|
Урок 39 | Роль живого вещества. | 1 | Дают понятие биомасса Земли. Доказывают, что живое вещество – мощнейшая геохимическая сила преобразующая лик Земли. Определяют роль живых организмов. | 03.02 |
|
Урок 40 | Круговорот веществ в природе. | 1 | Выясняют основные свойства биосферы: горизонтальная и высотная зональность, большое разнообразие. Характеризуют круговорот веществ в природе. Решают проблемы: круговорот веществ и энергии | 05.02 |
|
Жизнь в сообществах. Основы экологии.(17 часов) | |||||
Урок 41 | Жизнь в сообществах. | 1 | Дают основные понятия: экологические факторы. Биоценозы, биогеоценозы, биотоп, ареал, экосистема. Приводят примеры. | 10.02 |
|
Урок 42 | История формирования сообществ живых организмов. | Определяют биогеографические области. Составляют таблицу «основные биомы суши». | 12.02 |
| |
1 | |||||
Урок 43 | Основные биомы суши | 1 | Характеризуют биогеоценозы по плану. Определяют структурные компоненты экосистемы; функционирование экосистемы – цепи питания, правило экологической пирамиды, свойства экосистемы. Составляют цепи и сети питания для различных биогеоценозов. | 17.02 |
|
Урок 44 | Взаимоотношения организмов и среды. Лабораторная работа 4 «Составление схем передачи вещества и энергии (цепей питания) для различных экосистем нашей местности» | 1 | Закрепляют умения правильно определять последовательность организмов в пищевой цепи, составляют трофическую сеть, строят пирамиду биомасс. | 19.02 |
|
Урок 45 | Естественные сообщества живых организмов. | 1 | Называют составные элементы биогеоценоза, описывают их. | 24.02 |
|
Урок 46 | Биогеоценоз. | 1 | Дают определения понятиям: сукцессия, биогеоценоз климаксовый, коренной, временный. Характеризуют структуру биоценозов. | 26.02 |
|
Урок 47 | Агроценоз. Лабораторная работа 5 «Сравнение биогеоценоза и агроценоза нашей местности». | 1 | Выявляют черты сходства и различия естественных и искусственных экосистем. Заполняют таблицу «Сравнение природных и искусственных экосистем». | 03.03 | |
Урок 48-49 | Природные сообщества. | 2 | Анализируют и оценивают глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия деятельности в окружающей среде. | 05.03-10.03 | |
Урок 50 | Смена биогеоценозов. | 1 | Дают понятия: сукцессия, первичная и вторичная. Определяют проблемы существования биоценоза как целостной системы. Выявляют факторы, определяющие смену сообществ. | 12.03 |
|
Урок 51 | Экологические факторы среды. | 1 | Дают определения основным терминам. Составляют развернутую схему «Типы взаимоотношений». | 17.03 |
|
Урок 52 | Абиотические факторы: взаимоотношения организма и среды. | 1 | 19.03 |
| |
Урок 53 | Биотические факторы: позитивные отношения между организмами. | 1 | 31.03 |
| |
Урок 54 | Биотические факторы: антибиотические отношения между организмами. | 1 | 02.04 |
| |
Урок 55 | Формы взаимоотношений между организмами. | 1 | Дают определения понятиям: экологическое взаимодействие, нейтрализм, аменсализм, комменсализм, протокооперация, мутуализм, симбиоз, хищничество, паразитизм, конкуренция. Рассматривают различные типы взаимодействий организмов, особенности конкурентных отношений и факторы, определяющие исход конкурентной борьбы. | 07.04 |
|
Урок 56 | Формы взаимоотношений между организмами. | 1 | 09.04 |
| |
Урок 57 | Экологические факторы. Тематический контроль | 1 | Отвечают на тестовые вопросы, Характеризуют основные проблемы сообществ. | 14.04 |
|
Биосфера и человек(11 часов) | |||||
Урок 58 | Биосфера и человек. Лабораторная работа 6 «Выявление антропогенных изменений в экосистемах нашей местности». | 1 | Анализируют и оценивают глобальные экологические проблемы и пути их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде. Выявляют источники загрязнения окружающей среды; проводить исследования по определению загрязнителей окружающей среды; антропогенные изменения в экосистемах своей местности. | 16.04 |
|
Урок 59 | Природные ресурсы и их использование. | 1 | Раскрывают понятия: природные ресурсы, исчерпаемые. неисчерпаемые. Зачитывают доклады, анализируют их, развивают экологическое сознание и экологическую культуру. | 21.04 |
|
Урок 60 | Проблемы рационального природопользования. | 1 | 23.04 |
| |
Урок 61-62 | Последствия хозяйственной деятельности человека. | 2 | Определяют основные экологические проблемы нашего района и меры по их решению. | 28.04-30.04 |
|
Урок 63-64 | Охрана природы. | 2 | Дают определения понятиям: экологический кризис и экологическая катастрофа, коэволюция общества и природы. Рассматривают типы экологического сознания. Закрепляют правила поведения в природной среде. | 05.05-07.05 |
|
Урок 65 | Бионика. | 1 | Дают определения терминам: бионика, эхолокация, способность к навигации, электрическая активность, биомеханика. | 12.05 |
|
Урок 66 | Контрольная работа | 1 | 14.05 |
| |
Урок 67 | Обобщение материала | 1 |
| 19.05 |
|
Урок68 | Обобщение материала | 1 |
| 21.05 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по биологии. 6 класс. В.В. Пасечник.
Рабочая учебная программа и календарно-тематическое планирование уроков биологии к учебнику В.В. Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Растения"....
рабочая программа по биологии 9 класс к программе Пасечника В.В.
Рабочая программа для 9-х классов МБОУ «ООШ №31» составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 - 9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова 2010 г...
Рабочая программа по биологии 6 класс В.В. Пасечник 1 ч
Рабочая программа составлена на основе Федерального компонента Государственного стандарта среднего общего образования и учебной программы по биологии авторов В.В. Пасечника, В....
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе В.В. Пасечника с элементами краеведения
Пояснительная запискаРабочая программа составлена с учётом следующих документов:· Федерального компонента Государственного стандарта основного общ...
Рабочая программа по биологии 9 класс по программе В.В.Пасечника
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по биологии с учетом требований федерального компонента государственного стандарта общего образов...
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В.В.
Рабочая программа по биологии 6 класс по программе Пасечника В.В. включает технологическую карту, пояснительную записку,общую характеристику учебного пркдмета....
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе Пасечника В.В.
Рабочая программа по биологии 7 класс по программе Пасечника В.В. содержит технологическую карту, пояснительную записку, общую характеристику учебного предмета....