рабочая программа по биологии 9 класс к программе Пасечника В.В.
рабочая программа по биологии (9 класс) по теме
Рабочая программа для 9-х классов МБОУ «ООШ №31» составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 - 9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова 2010 год и учебника «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2009 г.
Рабочая программа для 9-х классов соответствует требованиям базисного учебного плана образовательного учреждения Российской Федерации, Федеральному компоненту Государственных Образовательных Стандартов №1089 от 05.03.04г, программе основного общего образования (авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.-Дрофа, 2010 г.).
Учебники включены в перечень учебных изданий рекомендуемых Министерством Образования РФ на 2013- 2014 учебный год.
В программе на изучение данного курса отводится 70 часов по 2 часа в неделю.
Цели: развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа по биологии 9 класс | 252.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю СОГЛАСОВАНО РАССМОТРЕНО
Директор МОУ Зам. директора по УВР на заседании м/о
«СОШ №31» ___________________ протокол № ____
_______________ ___________________ от ____________
«__»___________ _______________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО БИОЛОГИИ
Классы: 9 «а», 9 «б»,9 «в»
Учитель Егидарова Т.В.__________________________________
Количество часов на год: 70
Всего часов, в неделю час 70 часов, 2 часа в неделю
Рабочая программа составлено на основе
программы основного общего образования по биологии. 6-9 классы (авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова), 2010 год
(указать программу)
Учебник: КаменскийА.А. Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 кл.:
(название, автор, издательство, год издания)
учеб.для общеобразоват. учреждений/_А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В.Пасечник. – М.: Дрофа, 2010год
Роспись ____________
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ
ПО БИОЛОГИИ, 9 КЛАСС
Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию».
Авторы: А.А. Каменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник.
Рабочая программа для 9-х классов МБОУ «ООШ №31» составлена на основе программы основного общего образования по биологии 6 - 9 класс. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова 2010 год и учебника «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2009 г.
Рабочая программа для 9-х классов соответствует требованиям базисного учебного плана образовательного учреждения Российской Федерации, Федеральному компоненту Государственных Образовательных Стандартов №1089 от 05.03.04г, программе основного общего образования (авторы: Пасечник В.В., Латюшин В.В., Пакулова В.М.-Дрофа, 2010 г.).
Учебники включены в перечень учебных изданий рекомендуемых Министерством Образования РФ на 2013- 2014 учебный год.
В программе на изучение данного курса отводится 70 часов по 2 часа в неделю.
Цели: развитие у обучающихся высокой биологической, экологической, природоохранительной грамотности; углубление и расширение знаний о сущности процессов обмена веществ, онтогенеза, наследственности и изменчивости, знакомство с теориями и законами биологии и их применение в различных областях.
Задачи:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении,
жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни.
В 9 классе учащиеся обобщают знания о жизни и уровнях её организации, раскрывают мировоззренческие вопросы о происхождении и развитии жизни на Земле, обобщают и углубляют понятия об эволюционном развитии организмов. Полученные биологические знания служат основой при рассмотрении экологии организма, популяции, биоценоза, биосферы. Завершается формирование понятия о ноосфере и об ответственности человека за жизнь на Земле.
Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.
Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического воспитания школьников. Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний выделяются часы на лабораторные работы, экскурсии.
В данном курсе рассматривается 10 часов с региональным компонентом:
1. «Эукариоты и прокариоты» (при выполнении Л/р «Рассматривание клеток растений и животных местной флоры и фауны под микроскопом»)
2. «Генетика пола»
3. «Закономерности изменчивости. Норма реакции» (при выполнении Л/р «выявление изменчивости организмов на примере местных растений и животных»)
4. «Основы селекции. Работы Н.И.Вавилова. Селекция местных сортов растений и животных»
5. Л/р №3 «Изучение морфологического критерия на примере растений местной флоры»
6. Экскурсия в биогеоценоз: «Среда обитания, связь организма со средой»
7. «Экологические кризисы. Экология Кузбасса»
8. Экскурсия «Причины многообразия местных видов флоры и фауны»
9. Экскурсия в краеведческий музей города Киселевска «История развития органического мира Кузбасса»
10. Семинар «Биосфера и человек. Экологические проблемы Кузбасса».
Формы промежуточной и итоговой аттестации: тесты.
Результаты изучения курса «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки обучающихся» и полностью соответствуют стандарту.
Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Тематика и количество часов соответствует программным требованиям. В тематическом планировании указан и материал регионального компонента, но не отдельными часами, а дополнительно к основным темам.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№п/п | Наименование раздела | Всего часов | Кол-во часов теории | Кол-во часов практики |
Введение | 2 | 2 | ||
1 | Уровни организации живой природы | 54 | ||
Тема 1.1 Молекулярный уровень | 10 | |||
Тема 1.2 Клеточный уровень | 15 | 14 | 1 | |
Тема 1.3 Организменный уровень | 14 | 13 | 1 | |
Тема 1. 4 Популяционно-видовой уровень | 3 | 2 | 1 | |
Тема 1.5 Экосистемный уровень | 8 | 7 | 1 | |
Тема 1.6 Биосферный уровень | 4 | 4 | ||
2 | Эволюция | 7 | 6 | 1 |
3 | Возникновение и развитие жизни | 7 | 5 | 2 |
Итого | 70 | 63 | 7 |
СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ) УЧЕБНОГО КУРСА
ВВЕДЕНИЕ (2 ч)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ I. УРОВНИ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ (54 ч)
ТЕМА 1.1. Молекулярный уровень (10 ч)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
ТЕМА 1.2. Клеточный уровень (15 ч)
Основные положения клеточной теории. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.
Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).
Демонстрация модели клетки; микропрепаратов митоза в клетках корешков лука, хромосом, интерактивных таблиц и презентаций, иллюстрирующих деление клеток.
- Лабораторная работа №1. Рассматривание клеток растений и животных под микроскопом.
ТЕМА 1.3. Организменный уровень (14 ч)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности изменчивости. Демонстрация микропрепарата яйцеклетки и сперматозоида животных.
- Лабораторная работа №2. Выявление изменчивости организмов
ТЕМА 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 ч)
Вид, его критерии. Структура вида. Популяция – форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрация гербариев, коллекций, моделей, муляжей, живых растений и животных.
- Лабораторная работа №3. Изучение морфологического критерия вида.
ТЕМА 1.5. Экосистемный уровень (8 ч)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимосвязь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологическая сукцессия.
Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи в биогеоценозах, моделей экосистем.
- Экскурсия в биогеоценоз.
ТЕМА 1.6. Биосферный уровень (4 ч)
Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрация моделей или таблиц «Биосфера и человек».
РАЗДЕЛ II. ЭВОЛЮЦИЯ (7 ч)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусственный отбор. Селекция. Образование видов – микроэволюция. Макроэволюция.
Демонстрация живых растений и животных, гербариев и коллекций, иллюстрирующих изменчивость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора.
- Экскурсия по теме «Причины многообразия видов в природе».
РАЗДЕЛ III. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЖИЗНИ (7 ч)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.
Демонстрация окаменелостей, отпечатков, скелетов позвоночных животных.
- Лабораторная работа №4. Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
- Экскурсия в краеведческий музей или на геологические обнажения (заочная).
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения предмета выпускники основной школы должны:
знать/понимать:
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом: клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий; популяций; экосистем и агроэкосистем; биосферы; растений, животных своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах.
уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений и животных; взаимосвязи организмов и окружающей среды; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, организмы) и делать выводы на основе сравнения;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики вирусных заболеваний, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания);
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Название темы | Кол.-во уроков | Темы уроков | Экскурсии, л./р, контроль знаний. | Д./з. | Прим. даты | Примечание |
1. Введение | 2 | 1. Биология - наука о жизни. Методы исследования в биологии. | 1, 2 | 4.09.13 | ||
2.Сущность жизни и свойства живого. | 3 | 7.09.13 | ||||
2.Уровни организации живой природы. | 54 | |||||
1.1. Молекулярный уровень | 10 | 1. Молекулярный уровень: общая характеристика. | 1.1 | 11.09.13 | ||
2. Углеводы. | 1.2 | 14.09.13 | ||||
3. Липиды. | 1.3 | 18.09.13 | ||||
4. Состав и строение белков. | 1.4 | 21.09.13 | ||||
5. Функции белков. | С/р: Составление конспекта темы | 1.5 | 25.09.13 | |||
6. Нуклеиновые кислоты. | 1.6 | 28.09.13 | ||||
7. АТФ и другие органические соединения клетки. | 1.7 | 2.10.13 | ||||
8. Биологические катализаторы. | 1.8 | 5.10.13 | ||||
9. Вирусы. | 1.9 | 9.10.13 | ||||
10. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Молекулярный уровень организации живой природы» | тестирование | 1.1 – 1.9 | 12.10.13 | |||
1.2.Клеточный уровень | 15 | 1. Клеточная теория | 2.1 | 16.10.13 | ||
2. Клетка – структурная и функциональная единица жизни. | 2.2 | 19.10.13 | ||||
3. Ядро | 2.3 | 23.10.13 | ||||
4. ЭПС. Рибосомы. Комплекс Гольджи. | 2.4 | 26.10.13 | ||||
5. Лизосомы. Митохондрии. Пластиды. | 2.5 | 30.10.13 | ||||
6.Клеточный центр. Органоиды движения. Клеточные включения. | 2.6. | 2.11.13 | ||||
7. Эукариоты и прокариоты (Р.К. ) Л/р. №1 | Р.К. Л/р. №1 «Рассматривание клеток растений и животных местной флоры и фауны под микроскопом» | 2.7 | 13.11.13 | |||
8. Ассимиляция и диссимиляция. Метаболизм. | 2.8 | 16.11.13 | ||||
9.Энергетический обмен в клетке. | 2.9 | 20.11.13 | ||||
10.Питание клетки, его типы. | 2.10 | 23.11.13 | ||||
11. Фотосинтез и хемосинтез. | 2.11 | 27.11.13 | ||||
12.Гетеротрофы. | 2.12 | 30.11.13 | ||||
13. Синтез белков в клетке. | 2.13 | 4.12.13 | ||||
14. Деление клетки. Митоз | 2.14 | 7.12.13 | ||||
15. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Клеточный уровень организации живой природы» | тестирование | 2.1 – 2.14 | 11.12.13 | |||
1.3. Организменный уровень | 14 | 1. Бесполое размножение организмов. | 3.1 | 14.12.13 | ||
2. Половое размножение организмов. Оплодотворение. | 3.2, 3.3 | 18.12.13 | ||||
3. Онтогенез. Биогенетический закон. | 3.4 | 21.12.13 | ||||
4. Законы Г.Менделя. Моногибридное скрещивание. | С/р «Решение генетических задач» | 3.5 | 25.12.13 | |||
5. Неполное доминирование. Генотип и фенотип. Анализирующее скрещивание | 3.6 | 28.12.13 | ||||
6. Дигибридное скрещивание. Закон независимого наследования признаков | С/р «Решение генетических задач» | 3.7 | 15.01.14 | |||
7. Сцепленное наследование признаков. Закон Т.Моргана. | 3.8 | 18.01.14 | ||||
8. Взаимодействие генов. | 3.9 | 22.01.14 | ||||
9. Генетика пола. (Р.К.) Роль генотипа и усложнения в формировании среды | 3.10 | 25.01.14 | ||||
10. Закономерности изменчивости. Норма реакции. ( Р.К.) Л/р № 2 | Р.К. Л/р № 2 «Выявление изменчивости организмов на примере местных растений и животных» | 3.11 | 29.01.14 | |||
11. Закономерности изменчивости: мутационная изменчивость. | 3.12 | 1.02.14 | ||||
12. Основы селекции. Работы Н.И.Вавилов. (Р.К.) Селекция местных сортов растений и пород животных. | 3.13 | 5.02.14 | ||||
13. Основные методы селекции. | 3.14 | 8.02.14 | ||||
14. Контрольно – обобщающий урок по теме: «Организменный уровень организации живого» | тестирование | 3.1 – 3.14 | 12.02.14 | |||
1.4. Популяционно – видовой уровень | 3 | 1.Критерии вида | 4.1 | 15.02.14 | ||
2. (Р.К.) Л/р № 3«Изучение морфологи- ческого критерия на примере растений местной флоры.» | Р.К. Л/р № 3 «Изучение морфоло- гического критерия на примере растений местной флоры.» | Выписать новые термины из 4.2, 4.3 | 19.02.14 | |||
3.Популяци – форма существования вида |
| 4.2, 4.3 | 22.02.14 | |||
1.5. Экосистемный уровень | 8 | 1. Сообщество, экосистема, биогеоценоз | 5.1 | 26.02.14 | ||
2. Состав и структура сообщества. | 5.2 | 1.03.14 | ||||
3. Цепи питания. Потоки вещества и энергии в экосистеме. | С/р «Составление цепей питания в естественном и искусственном биогеоценозах» | 5.3 | 5.03.14 | |||
4.Продуктивность сообщества. | 5.4 | 8.03.14 | ||||
5. Искусственные биогеоценозы. | 5.5 | 12.03.14 | ||||
6. Экологическая сукцессия | 5.5 повторить | 15.03.14 | ||||
7. (Р.К.) Экскурсия в биогеоценоз: «Среда обитания, связь организма со средой». | Р.К. Экскурсия №1 в биогеоценозы окрестностей школы № 31 | 19.03.14 | ||||
8. Обобщение по теме «Экосистемный уровень» | 5.1 5.5 | 22.03.14 | ||||
1.6. Биосферный уровень | 4 | 1. Биосфера. Среды жизни | 6.1 | 2.04.14 | ||
2. Средообразующая деятельность организмов | 6.2 | 5.04.14 | ||||
3. Круговорот веществ и энергии в биосфере. | 6.3 | 9.04.14 | ||||
4. Экологические кризисы (Р.К) Экология Кузбасса | 6.1 – 6.3 | 12.04.14 | ||||
3. Эволюция | 7 | 1. Ч.Дарвин. Основные положения теории эволюции. | 7.1 | 16.04.14 | ||
2. Движущие силы эволюции. | С/р: составить таблицу по учебнику | 7.2 | 19.04.14 | |||
3. Отбор и его формы. | 7.3 | 23.04.14 | ||||
4. Изолирующие механизмы. | 7.4, 7.5 | 26.04.14 | ||||
5. Микро - и макроэволюции. | 7.6, 7.7 | 30.04.14 | ||||
6. Основные закономерности эволюции | тестирование | 7.8 | 3.05.14 | |||
7. (Р.К.) Экскурсия «Причины многообразия местных видов флоры и фауны» | Р.К. Экскурсия №2 | 7.9 | 7.05.14 | |||
4. Возникновение и развитие жизни | 7 | 1. Гипотезы возникновения жизни | 8.1 | 10.05.14 | ||
2. Современные гипотезы о происхождении жизни. | 8.3 | 10.05.14 | ||||
3. Основные этапы развития жизни. | Составление конспекта | 8.4 – 8.8 | 14.05.14 | |||
4. Доказательства эволюции. Л/р №4 | Л/р №4 «Изучение палеон- тологических доказательств эволюции» | 7.8, 10.1 | 17.05.14 | |||
5. (Р.К.) Экскурсия №3 в краеведческий музей города Киселевска «История развития органического мира Кузбасса» | Р.К. Экскурсия № 3 в краеведческий музей города Киселевска | Повторить основные разделы 1 - 4 | 17.05.14 | |||
6. К/р за курс «Введения в общую биологию» | Контрольная работа | Доклады о состоянии экологии в Кузбассе | 21.05.14 | |||
7. ( Р.К.) Семинар «Биосфера и человек. Экологические проблемы Кузбасса» | Р.К. Семинар | 24.05.14 |
Л/р – 4, С/р- 5, тестирование – 4, экскурсий - 3
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКТ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Нормативные документы
1. Приказ Минобразования РФ от 5 марта 2004 г. №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования».
2. Программа основного общего образования по биологии 6 -9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. - М.: Дрофа, 2010г.
Список литературы для учителя
- «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2010 г..
- Биология. 9 класс. Тематические тестовые задания для подготовки к ГИА/авт.-сост.С.Б.Циклов. - Ярославль: Академия развития, 2010.
- Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Поурочные разработки по общей биологии: 9 класс. М.: ВАКО, 2009. – 464с. – (В помощь школьному учителю)
- Программа основного общего образования по биологии 6 -9 классы. Авторы: В.В.Пасечник, В.В.Латюшин, В.М.Пакулова. - М.: Дрофа, 2010г.
- Рабочая тетрадь к учебнику Каменского А.А., Криксунова Е.А., Пасечника В.В. «Биология. Введение в общую биологию и экологию. 9 класс» – М.: Дрофа, 2009.
- Справочник учителя биологии: законы, правила, принципы, биографии ученых/ авт.-сост. Н.А.Степанчук. – Волгоград: Учитель, 2009
- СD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 9 класс» - М.: Просвещение
Список литературы для обучающегося
- «Биология. Введение в общую биологию 9 класс», А.А. Каменский, Е.А.Криксунов, В.В. Пасечник. - М.: Дрофа, 2009 г
- СD «Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Общая биология. 9 класс» - М.: Просвещение
- Энциклопедии по биологии
- Интернет ресурсы: allend.ru и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по биологии 6-9 вв пасечник
Рабочая программа по биологии 6-9 клсоставлена на основе программы для общеобразовательных учреждений биология к комплекту учебников созданных под руководством ВВ Пасечника 5-1...
Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник
календарно-тематическое планирование по биологии...
Рабочие программы по биологии авт. В.В. Пасечник
календарно-тематическое планирование по биологии...
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник «Экология», для 10-х классов
Рабочая программа разработана на основе авторской учебной программы : Экология . 10 класс. Авторы программы: Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник 2002 г ....
Практикум по экологии 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов, В.В. Пасечник
Практикум к рабочей программе по предметному курсу экологии. 10 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник...
Методическая разработка. Рабочая программа по предметному курсу экологии. 11 класс. Авторы программы : Е. А .Криксунов , В.В. Пасечник
Программа рассчитана на реализацию в течение 34 учебных недель в объеме 2 часа в неделю, в общем объеме 68 часов. В программу внесены изменения в связи с уменьше-нием количеств...
Рабочая программа по Биологии на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида
Данная программа составлена на основе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5—9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой в соответствии с адаптированной образ...