Рабочая программа по биологии 6 класс
рабочая программа по биологии (6 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 6 класс, УМК "Сонин"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа 6 кл | 35.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Учхозская средняя общеобразовательная школа»
Краснослободского района Республики Мордовия
РАССМОТРЕНО на заседании ШМО протокол №1 от «» 2015 г. Руководитель ШМО: ___________ / / | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР ____________ /Данилина Г. О./ «1» сентября 2015 г. | УТВЕРЖДЕНО Директор школы _______________/Маркин В.И/ «1» сентября 2015 г. |
Рабочая программа
по предмету
биология 6 класс
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Андина Наталья Дмитриевна, учитель биологии
с.Старое Синдрово, 2015г.
Пояснительная записка
Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей и задач:
Цель:Дать представление о структуре живой материи, наиболее общих ее законах, познакомить с многообразием жизни. Уделить внимание анализу взаимоотношений между организмами и условиями устойчивости экологических систем.
Задачи:
1. Знакомить учащихся с общебиологическими проблемами, которые раскрываются в содержании данного учебного предмета.
2. Показать особенность общебиологических знаний, имеющих обобщенный характер.
3. Выработать навыки четкого изложения знаний, а также умение анализировать и обобщать явления и факты.
4. Продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, экологического мышления и здорового образа жизни.
5. Продолжить воспитание бережного отношения к окружающей среде.
Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строении и жизнедеятельности.
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии и Программы основного общего образования по биологии для 6 класса «Живой организм» автора Н.И. Сонина, полностью отражающей содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика предмета « Биология» 6 класс
Курс «Живой организм» построен на основе сравнительного изучения основных групп организмов, их строения и жизнедеятельности. В основе лежит концентрический принцип построения обучения. Изучение биологии в 6-9 классах обеспечивает базисный уровень подготовки учащихся основной школы.
Реализация учебного процесса планируется с использованием учебников Сонин Н. И. «Биология живой организм».
Программой курса предусмотрено проведение комбинированных уроков, лабораторно- практических уроков, выполнение самостоятельных, домашних и творческих работ. Определенное место в овладении данным курсом отводится самостоятельной работе: подготовка творческих работ, сообщений, рефератов, кроссвордов.
Формами текущего и итогового контроля является: самостоятельная и контрольная работы.
Место учебного предмета в учебном плане
В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и учебным планом МБОУ « Учхозская СОШ»на изучение учебного предмета
- « Биология» в 5 классе отводится 1 час в неделю, в 6 классе — 1час в неделю, 7-9 классы- по 2 часа в неделю на базовом уровне.
- Данная рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение биологии в объеме 1 час в неделю, всего 34 часа в год.
Результаты освоения учебного предмета « Биология»
Изучение школьниками биологии направлено на достижение следующих личностных результатов:
1) овладение принципами и правилами отношения к живой природе, основами ведения здорового образа жизни и здоровьесберегающими технологиями;
2) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений( доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы); эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметными результатами являются:
1) овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
2) овладение умением работать с разными источниками биологической информации: находить в различных источниках( тексте учебника, научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках), анализировать и оценивать, преобразовывать из одной формы в другую;
3) овладение умением выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, своему и окружающих здоровью;
4) овладение умением адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать собственную точку зрения, отстаивать позицию.
Предметные результаты:
В результате изучения биологии ученик должен
-знать/понимать:
- признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
-уметь:
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
Содержание учебного предмета
РАЗДЕЛ 1 –. Строение и свойства живых организмов(10 часов).
РАЗДЕЛ 2 – Жизнедеятельность организма (22 часа)
РАЗДЕЛ 3– Организм и среда (2 часа)
РАЗДЕЛ 1 –. Строение и свойства живых организмов
Учащиеся должны знать, уметь:основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;типы деления клеток, их роль в организме;особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;распознавать органоиды клетки;
Основные свойства живых организмов.
Краткое описание раздела:Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.
Основные термины: клетка, обмен веществ, питание, выделение, дыхание, рост, развитие, раздражимость, подвижность, размножение.
Строение растительной и животной клеток.
Краткое описание раздела:Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, их значение.Различия в строении растительной и животной клеток.
Основные термины: вирус, плазматическая мембрана, оболочка, цитоплазма, эндоплазматическая сеть, аппарат Гольджи, лизосомы, рибосомы, митохондрии, пластиды, хлоропласты, лейкопласты, хромопласты, хлорофилл, вакуоль, клеточный центр, ядро, хромосомы, фагоцитоз, пиноцитоз.
Ткани растений и животных.
Краткое описание раздела:Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.
Основные термины: ткань, покровная ткань, образовательная ткань, механическая ткань, проводящая ткань, основная ткань, соединительная ткань, мышечная ткань, нервная ткань.
Органы и системы органов.
Краткое описание раздела:Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Корневые системы. Видоизменения корней.Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег.Стебель как осевой орган побега. Передвижение веществ по стеблю. Строение и функции листа. Простые и сложные листья.Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия.Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян однодольного и двудольного растений.Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.
Основные термины: орган, корень, стержневая корневая система, мочковатая корневая система, корневой чехлик, корневые волоски, древесина, побег, кожица, пробка, камбий, сердцевина, лист, цветок, лепестки, чашелистики, пестик, тычинки, пыльца, цветоложе, цветоножка, плод, околоплодник, семязачатки, семенная кожура, семя, двудольные растения, однодольные растения, вегетативные органы, репродуктивные органы.
Растения и животные как целостные организмы.
Краткое описание раздела:Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмаx. Живые организмы и окружающая среда.
Основные термины: организм, система органов.
РАЗДЕЛ 2 – Жизнедеятельность организма
Учащиеся должны знать, уметь:основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);узнавать органы и системы органов изученных организмов
Питание и пищеварение.
Краткое описание раздела:Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Воздушное питание (фотосинтез).Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение.
Основные термины: питание, почвенное питание, воздушное питание, фотосинтез, хищники.
Дыхание.
Краткое описание раздела:Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.
Основные термины: дыхание, газообмен, жабры, трахеи, легкие, кожное дыхание.
Передвижение веществ в организме.
Краткое описание раздела:Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ.Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.Гемолимфа, кровь и ее составные части (плазма, клетки крови).
Основные термины: сосуды, ситовидные трубки, кровь, плазма, гемоглобин, сердце, артерии, вены, капилляры, предсердие, желодлчек,
Выделение.
Краткое описание раздела:Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии.
Основные термины: нефридии, сократительная вакуоль, выделительные канальцы, почки, мочеточники, мочевой пузырь.
Опорные системы.
Краткое описание раздела:Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных.
Основные термины: скелет, мышцы, наружный скелет, внутренний скелет.
Движение.
Краткое описание раздела:Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов.
Основные термины: движение, реснички, жгутики, хвостовой плавник, плавательные перепонки, реактивное движение.
Регуляция процессов жизнедеятельности.
Краткое описание раздела:Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Рефлекс, инстинкт.
Эндокринная система. Ее роль в регуляции процессов жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.
Основные термины: нервная система, раздражимость, чувствительность, эндокринная система, головной мозг, спинной мозг, передний мозг, средний мозг, задний мозг, зрительные доли, инстинкт, большое полушарие, щитовидная железа, гипофиз, безусловный рефлекс, условный рефлекс.
Размножение.
Краткое описание раздела:Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. Половое размножение растений. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.
Основные термины: бесполое размножение, деление, почкование, спорообразование, спора, вегетативное размножение, гаметы, сперматозоиды, яйцеклетка, гермафродиты, оплодотворение, семенники, яичники, спермии, завязи, двойное оплодотворение, самоопыление.
Рост и развитие.
Краткое описание раздела:Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков. Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.
Основные термины: индивидуальное развитие, проросток, непрямое развитие, прямое развитие.
РАЗДЕЛ 3– Организм и среда
Учащиеся должны знать, уметь:характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания,составлять простейшие цепи питания;
Среда обитания. Факторы среды.
Краткое описание раздела:Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимоотношения живых организмов.
Основные термины: экологические факторы, сообщество, экосистема.
Природные сообщества.
Краткое описание раздела:Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.
Основные термины: потребители, производитель, разрушители.
Тематическое планирование по дисциплине
«Биология. Живой организм»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Максимальная нагрузка учащихся, ч. | Из них | |||||
Теоретическое обучение, ч. | Лабораторные и практические работы, ч. | Контрольные работы, ч. | Экскурсии, ч. | Самостоятельные работы, ч. | ||||
1 | Строение и свойства живых организмов | 10 | 6 | 3 | 1 | – | – | |
2 | Жизнедеятельность организма | 22 | 15 | 4 | 3 | – | – | |
3 | Организм и среда | 2 | 1 | – | 1 | – | – | |
Итого | 34 | 22 | 7 | 5 | – | – |
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Вид занятия | Количество часов | Характеристика видов деятельности учащихся | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | |||||
Раздел 1.Строение и свойства живых организмов | 10 | |||||
1.1 | Чем живое отличается от неживого | Изучение нового материала. Ур.дискуссия | 1 | Работа по карточкам | ||
1.2 | Химический состав клетки | Комбинированный Лаб. раб. | 1 | Л\р.№1 «Органические вещества семени». | ||
1.3 | Строение растительной и животной клеток | Комбинированный | 1 | Заполнить таблицу | ||
1.4 | Деление клетки | Комбинированный | 1 | |||
Ткани растений и животных | 1 | |||||
1. 5 | Ткани растений и животных | Комбинированный Лаб. раб. | 1 | Л\р. №2 «Ткани живых организмов | ||
Органы и системы органов. | 4 | |||||
1.6 | Органы цветкового растения. Корень. Побег. | Комбинированный | 1 | |||
1.7 | Стебель. Передвижение веществ по стеблю.Лист. Цветок. Плоды. | Комбинированный | 1 | Работа по карточкам | ||
1.8 | Органы и системы органов животных | Комбинированный Лаб. раб. | 1 | Л\р. №3 «Распознание органов у растений и животных». | ||
1.9 | Растения и животные как целостные организмы | Изучение нового материала Ур.дискуссия | 1 | Работа по карточкам | ||
1.10 | Контрольная работа по разделу «строение и свойства живых организмов» | Обобщение и систематизация. Письменный индивидуальный контроль | 1 | |||
Раздел 2. Жизнедеятельность организма | 22 | |||||
Питание и пищеварение | 4 | |||||
2.1 | Питание. Особенности питания растительного организма. | Комбинированный | 1 | Работа по карточкам | ||
2.2 | Особенности питания животных. | КомбинированныйУр.дискуссия | 1 | |||
2.3 | Пищеварение и его значение. | Актуализация раннее усвоенных знаний. Ур.дискуссия | 1 | Составление схемы | ||
Дыхание | 2 | |||||
2.4 | Дыхание растений. | Изучение нового материала Ур.дискуссия | 1 | Тест «Пищеварение» | ||
2.5 | Дыхание животных. | Актуализация ранее усвоенных знаний Ур.дискуссия | 1 | Работа в рабочей тетради | ||
Транспорт веществ в организме | 2 | |||||
2.6 | Контрольная работа за 2 - четверть | Обобщение и систематизация. Письменный индивидуальный контроль | 1 | |||
2.7 | Передвижение веществ в растительном и животном организмах. | Комбинированный Лаб. раб. | 1 | Л\р. №4 «Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю» | ||
Выделение | 2 | |||||
2.8 | Выделение | Комбинированный | 1 | Составление опорных схем | ||
2.9 | Обмен веществ и энергии. | Комбинированный | 1 | |||
Опорные системы | 2 | |||||
2.10 | Опорные системы животных. | Комбинированный Лаб. раб. | 1 | Л\р. №5 «Свойства кости». | ||
2.11 | Опорные системы растений. | Комбинированный | 1 | |||
Движение | 2 | |||||
2.12 | Движение. | Комбинированный Лаб. раб. | 1 | Л\р. №6 «Движение инфузории туфельки». | ||
2.13 | Движение многоклеточных животных. | Комбинированный Лаб. раб. | 1 | Л\р. №7 «Особенности передвижения дождевого червя | ||
Координация и регуляция | 3 | |||||
2.14 | Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Рефлекс, инстинкт | Изучение нового материала | 1 | Работа в рабочей тетради | ||
2.15 | Контрольная работа за 3-четверть | Обобщение и систематизация знаний. Индивид. контроль | 1 | |||
2.16 | Эндокринная система. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений | Изучение нового материала | 1 | Заполнение таблицы | ||
Размножение | 3 | |||||
2.17 | Размножение и его виды. Бесполое размножение. | Комбинированный | 1 | Работа в рабочей тетради | ||
2.18 | Половое размножение животных | Комбинированный | 1 | Составление схемы | ||
2.19 | Половое размножение растений. | Комбинированный | 1 | Составление схемы | ||
Рост и развитие | 3 | |||||
2.20 | Рост и развитие растений | Комбинированный | 1 | |||
2.21 | Рост и развитие животных | Комбинированный | 1 | Работа в рабочей тетради | ||
2.22 | Контрольная работа по разделу «Жизнедеятельность организмов» | Тип: обобщение и систематизация Вид: письменный индивидуальный | 1 | |||
Раздел 3. Организм и среда | 2 | |||||
3.1 | Среда обитания. Экологические факторы среды. Природные сообщества. | Тип: комбинированный Вид: смешанный | 1 | Работа по карточкам | ||
3.2 | Итоговая контрольная работа | Тип: обобщение и систематизация Вид: письменный индивидуальный | 1 | |||
Итого | 34 | 7 |
Учебно - методическое обеспечение предмета
Основная учебно методическая литература
1. Сонин Н. И., Биология.живой организм. 6 класс / Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011
2.Сонин Н. И., Рабочая тетрадь Биология. Живой организм. 6 класс / Н. И. Сонин. – М.: Дрофа, 2011.
3. Рабочая программа разработана на основе Программы для общеобразовательных учреждений Биология. 5–11 классы / авт.-сост. И. Б. Морзунова – М. : Дрофа, 2009. 254с.
Дополнительная учебно-методическая литература
1. Акимов С.И., Биология в таблицах, схемах, рисунках./.С. И. Акимов– М: Лист-Нью, 2004.
2. Высоцкая М. В., Биология живой организм 6 класс поурочные планы по учебнику Н. И. Сонина. / М. В. Высоцкая – Волгоград: Учитель, 2010.
Интернет-ресурсы:
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
« Биология» 6 класс
1.Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004
2.Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Образовательный комплекс. (электронное учебное издание), Фирма «1С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
3.Уроки биологии Кирилла и Мефодия. Растения. Бактерии. Грибы. 6 класс (электронное учебное издание), ООО «Кириллл и Мефодий», 2004
4.Жизнь растений.(DVD) ООО «Видеостудия « КВАРТ»», 2011
2.Комплект таблиц к разделу «Бактерии. Грибы. Растения» 6класс
1. Увеличительные приборы
2.Клеточное строение растений
3.Пластиды
4.Запасные вещества и ткани растений
5.Строение растительной клетки
6.Покровная ткань растений.
7.Механическая ткань растений
8.Образовательная ткань растений.
9.Основная ткань растений.
10.Проводящая ткань растений(ксилема)
11.Проводящая ткань растений (флоэма)
12.Жизнедеятельность клетки(митоз)
13.Передвижение веществ по растению
14.Рост растений.
15.Движение растений
16.Возрастные изменения в жизни растений
17.Бактерии.Грибы
18.Водоросли. Лишайники
19.Голосеменные
20.Дикорастущие и культурные растения.
21. Смена растительных сообществ
22.Строение цветка
3. Комплект муляжей «Плодовые тела шляпочных грибов» (1 шт.)
4.Комплект гербариев разных групп растений
1.Гербарий по курсу « Общая биология»-2шт.
2.Гербарий для курса « Ботаника»-2шт.
3.Гербарий кормовых трав
4. Гербарий лекарственных растений
5. Гербарий медоносных растений
6.Гербарий по морфологии и биологии растений
7.Гербарий к курсу дарвинизм
8.Гербарий вредных и ядовитых в животноводстве растений
9. Гербарий важных культурных растений- 2шт.
10. Гербарий по систематике растений
5.Коллекции
1.«Голосеменные растения»
6.Микропрепараты
1..Комплект микропрепаратов «Ботаника-1»
2. Комплект микропрепаратов «Ботаника-2»
3..Спорангий кукушкина льна
4..Сорус папоротника
5..Пыльца сосны
6..Митоз корешка лука
7..Спирогира
8.Лист камелии
9..Плесень мукора
10..Стебель берёзы
11..Хвоя сосны
12..Эпидермис листа герани
13..Ветка липы
14..Первичное строение корня
15..Стебель мха.
7.Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование по биологии
1.Прибор для демонстрации водных свойств почвы(1шт.)
2. Прибор для обнаружения дыхательного газообмена у растений и животных(1шт.)
3. Прибор для сравнения содержания СО2 во вдыхаемом и выдыхаемом воздухе( 5шт.)
4. Лупа ручная (2шт.)
5. Лупа препаровальная (5шт.)
6.Микроскоп школьный (1шт)
7.Микроскоп с подсветкой( 1шт.)
8.Набор инструментов препаровальных(школьный)(6шт.)
Планируемые результаты изучения учебного предмета « Биология» 6 класс.
Учащиеся должны знать и уметь :
знать/понимать
- основные признаки живого (обмен веществ, питание, дыхание, рост, развитие, размножение);
- химический состав клетки, значение основных неорганических и органических веществ;
- особенности строения ядерных и безъядерных клеток, отличия строения растительных и животных клеток;
- строение ядерной клетки, основные функции её органоидов;
- типы деления клеток, их роль в организме;
- особенности строения тканей, органов и систем органов растительных и животных организмов;
- основные жизненные функции растительных и животных организмов (питание, пищеварение, дыхание, перемещение веществ, выделение, обмен веществ, движение, регуляция и координация, размножение, рост и развитие);
- характеристику природного сообщества, экосистемы, цепи питания.
- признаки биологических объектов: клеток и организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма.
уметь
- распознавать органоиды клетки;
- узнавать органы и системы органов изученных организмов;
- составлять простейшие цепи питания;
- размножать комнатные растения вегетативным способом;
- пользоваться микроскопом, готовить микропрепараты.
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, роль растений в жизни человека;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки растений; на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов; наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на растения, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, бактериями и грибами;
- оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- выращивания и размножения культурных растений, уход за ними.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программапо математике для 5 класса.Разработано в соответствии с ФГОС ООО
Пояснительная записка к рабочей программе по математике. 5 класс. Данная рабочая программа по математике для 5 класса разработана на ФГОС по программе ООО, с учетом требований федерального компонента ...
Рабочая программапо обществознанию для 9 класса
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС....
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса
Рабочая программапо немецкому языку для 8 класса к учебнику И.Л. Бим на 2013-2014 учебный год...
Рабочая программапо русскому языку, 10-11 классы (социально-гуманитарный профиль)
Программа рассчитана на 210 учебных часов (10-11 класс): 10 класс-105 часов, 11 класс-105 часов.Рабочая программа для 10-11 классов составлена на основе Федерального компонента государственного ...
Рабочая программапо геометрии, 11 класс
Рабочая программа по геометрии 11 класс составлен в соответствии образовательных государственных стандартов...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...
Рабочая программапо биологии 6 класс (линейный курс)
Пояснительная записка. Настоящая рабочая программа по биологии разработана как нормативно-правовой документ для организации учебного процесса в 6 классе общеобразовательного учреждения МКОУ СОШ...