Рабочая программа по биологии 5 класс
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования биология 5-9 классы концентрический курс / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
biologiya_5_kl_2015-2016.docx | 67.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет Администрации г. Славгорода Алтайского края по образованию
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Покровская средняя общеобразовательная школа»
с. Покровка г. Славгорода Алтайского края
Согласовано:
ПМО учителей естественнонаучного объединения
Протокол № ___ от «___» ______ 2015 г. Руководитель: ________ З.П. Игнатенко
Согласовано:
заместитель директора по УВР МКОУ «Покровская СОШ»
________Е.Н. Косогор «___»__________2015 г.
Утверждаю:
директор МКОУ «Покровская СОШ» ________С.А. Иванова
Приказ № ____ от «___»________2015 г.
БИОЛОГИЯ
рабочая программа, разработанная на основе программы основного общего образования биология 5-9 классы концентрический курс (авторы Н.И. Сонин, В.Б. Захаров) / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015
Ступень: основное общее образование
5 класс
Срок реализации: 2015 – 2016 учебный год
Разработчик: Вайс Марина Григорьевна,
учитель биологии
г. Славгород с. Покровка
2015 г.
Пояснительная записка
Библиографических список программ, на основе которого составлена рабочая программа
Рабочая программа построена на основе фундаментального ядра содержания общего образования, требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования, требований к структуре основной образовательной программы основного общего образования, прописанных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также Концепции духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Рабочая программа разработана на основе программы основного общего образования биология 5-9 классы концентрический курс / сост. Г.М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2015.
Обоснование выбора УМК
Значение биологических знаний для современного человека трудно переоценить. Помимо мировоззренческого значения, адекватные представления о живой природе лежат в основе мероприятий по поддержанию здоровья человека, основ его безопасности и производственной деятельности в любой отрасли промышленности и хозяйства. Поэтому главная цель российского образования заключается в повышении его качества и эффективности получения и практического использования знаний. Для решения этой важнейшей задачи был принят новый государственный образовательный стандарт общего образования. В настоящее время базовое биологическое образование в основной школе должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, экологическую и природоохранительную грамотность, компетентность в обсуждении и решении целого круга вопросов, связанных с живой природой. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития знаний в области основных биологических законов, теорий и идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения.
Рабочая программа реализуется в учебниках биологии и учебно-методических пособиях, созданных коллективом авторов под руководством Н.И. Сонина. Учебник: Сонин Н.И. Биология: Введение в биологию. 5 класс.: учебник/Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – 5-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 158, [2] с.: ил.
Цель и задачи обучения предмету
В 5 классе учащиеся узнают, чем живая природа отличается от неживой, получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, царствах живых организмов, средах обитания организмов, нравственных нормах и принципах отношения к природе. Они получают сведения о клетке, тканях и органах живых организмов, об условиях жизни и разнообразии, распространении и значении бактерий, грибов, растений и животных.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный курс «Биология», в содержании которого ведущим компонентом являются научные знания, научные методы познания, практические умения и навыки, позволяет сформировать у учащихся эмоционально-ценностное отношение к изучаемому материалу, создать условия для формирования компетенции в интеллектуальных, гражданско-правовых, коммуникационных и информационных областях.
Общая характеристика организации учебного процесса: технологий, методов, форм, средств обучения и режим занятий
Курс предполагает проведение демонстраций, наблюдений, лабораторных и практических работ. Заявленное в программе разнообразие лабораторных и практических работ предполагает вариативность выбора учителем конкретных тем работ и форм их проведения с учётом материального обеспечения школы, профиля класса и резерва времени.
Для реализации рабочей программы используются различные формы (групповая, индивидуальная, работа в парах и др.), методы, технологии. Используются средства, указанные в материально-техническом обеспечении рабочей программы [с. 25-26]. Количество лабораторных работ – 6, количество практических работ – 6.
Количество часов, на которое рассчитана рабочая программа
Рабочая программа учебного курса «Биология. Введение в биологию» рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю.
Информация о внесенных изменениях в авторскую программу и их обоснование
Два часа резерва распределены следующим образом:
Живые клетки. Лабораторная работа № 4 по теме: «Строение клеток кожицы чешуи лука» (1 час)
Здоровье человека и безопасность жизни (1 час)
Используемая в тексте программы система условных обозначений
Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения.
Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учителя).
Планируемые результаты
Предметные результаты обучения
Учащиеся должны знать:
- основные признаки живой природы;
- устройство светового микроскопа;
- основные органоиды клетки;
- основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки;
- ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы;
- существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов;
- основные признаки представителей царств живой природы;
- основные среды обитания живых организмов;
- природные зоны нашей планеты, их обитателей;
- предков человека, их характерные черты, образ жизни;
- основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством;
- правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения;
- простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожениях и др.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни;
- характеризовать методы биологических исследований;
- работать с лупой и световым микроскопом;
- узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки;
- объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке;
- соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии;
- определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы;
- устанавливать черты сходства и различия у представителей основных царств;
- различать изученные объекты в природе, на таблицах;
- устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания;
- объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека;
- сравнивать различные среды обитания;
- характеризовать условия жизни в различных средах обитания;
- сравнивать условия обитания в различных природных зонах;
- выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям;
- приводить примеры обитателей морей и океанов;
- наблюдать за живыми организмами;
- объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу;
- объяснять роль растений и животных в жизни человека;
- обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы;
- соблюдать правила поведения в природе;
- различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных;
- вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей.
Метапредметные результаты обучения
Учащиеся должны уметь:
- проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты;
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- систематизировать и обобщать разные виды информации;
- составлять план выполнения учебной задачи;
- проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам;
- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин.
- находить и использовать причинно-следственные связи;
- формулировать и выдвигать простейшие гипотезы;
- выделять в тексте смысловые части и озаглавливать их, ставить вопросы к тесту;
- работать в соответствии с поставленной задачей;
- составлять простой и сложный план текста;
- участвовать с совместной деятельности;
- работать с текстом параграфа и его компонентами;
- узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе.
Личностные результаты обучения
- формирование ответственного отношения к обучению;
- формирование познавательных интересов и мотивов к обучению;
- формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов;
- осознание ценности здорового и безопасного образа жизни;
- формирование основ экологической культуры.
Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов + 1 час резерва)
Содержание | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение. Биология – наука о живых организмах. Разнообразие биологических наук. Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы. Увеличительные приборы: ручная лупа, световой микроскоп. Клетка – элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и её органоидов. Хромосомы, их значение. Различия в строении растительной и животной клеток. Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества и их роль в клетке. Вещества и явления в окружающем мире. Великие естествоиспытатели. | Объясняют роль биологических знаний в жизни человека. Выделяют существенные признаки живых организмов. Определяют основные методы биологических исследований. Учатся работать с лупой и световым микроскопом, готовить микропрепараты. Выявляют основные органоиды клетки, различают их на микропрепаратах и таблицах. Сравнивают химический состав тел живой и неживой природы. Объясняют вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук. |
Лабораторные и практические работы
Знакомство с оборудованием для научных исследований.
Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
Устройство ручной лупы, светового микроскопа*[1].
Строение клеток (на готовых микропрепаратах)[2].
Строение клеток кожицы чешуи лука*.
Определение состава семян пшеницы.
Определение физических свойств белков, жиров, углеводов.
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов)
Содержание | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Разнообразие живых организмов. Классификация организмов. Вид. Царства живой природы: Бактерии, Грибы, Растения, Животные. Существенные признаки представителей основных царств, их характеристика, строение, особенности жизнедеятельности, места обитания, их роль в природе и жизни человека. Охрана живой природы. | Называют основные этапы в развитии жизни на Земле. Определяют предмет изучения систематики. Выявляют отличительные признаки представителей царств живой природы. Сравнивают представителей царств, делают выводы на основе сравнения. Приводят примеры основных представителей царств природы. Объясняют роль живых организмов в природе и жизни человека. Различают изученные объекты в природе, таблицах. Выявляют существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов. Осваиваю навыки выращивания растений и домашних животных. Оценивают представителей живой природы с эстетической точки зрения. Наблюдают и описывают внешний вид природных объектов, их рост, развитие, поведение, фиксируют результаты и формулируют выводы. Работают с учебником (текстом, иллюстрациями). Находят дополнительную информацию в научно-популярной литературе, справочниках, мультимедийном приложении. |
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов)
Содержание | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Наземно-воздушная, водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажные тропические леса. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество. | Характеризуют и сравнивают основные среды обитания, а также называют виды растений и животных, населяющих их. Выявляют особенности строения живых организмов и объясняют их взаимосвязь со средой обитания. Приводят примеры типичных обитателей материков и природных зон. Прогнозируют последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Объясняют необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов. Называют природные зоны Земли, характеризуют их основные особенности и выявляют закономерности распределения организмов в каждой из сред. |
Лабораторные и практические работы
Определение (узнавание) наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев и др.).
Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания.
Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
Раздел 4. Человек на Земле (5 часов + 1 час резерва)
Содержание | Характеристика видов деятельности обучающихся |
Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения. Простейшие способы оказания первой помощи. | Описывать основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного. Анализируют последствия хозяйственной деятельности человека в природе. Называют исчезнувшие виды растений и животных. Называют и узнают в природе редкие и исчезающие виды растений и животных. Выясняют, какие редкие и исчезающие виды растений и животных обитают в их регионе. Объясняют причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек. Обосновывают необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья. |
Демонстрация
Ядовитые растения и опасные животные своей местности.
Лабораторные и практические работы
Измерение своего роста и массы тела.
Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.
Календарно-тематическое планирование курса «Биология. Введение в биологию» 5 класс (35 часов)
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания темы | Планируемые результаты, УУД | Средства обучения | Форма контроля, измерители | Домашнее задание | Дата проведения | |
Планируемая | Фактическая | |||||||||
Раздел 1. Живой организм: строение и изучение (8 часов + 1 час резерва) | ||||||||||
1 | Что такое живой организм | 1 | Урок «открытия» нового знания | Роль биологических знаний в жизни человека | Предметные: знать основные признаки живой природы; уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни Метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, иллюстрации растений и животных | §1, стр. 6-11 | |||
2 | Наука о живой природе | 1 | Урок «открытия» нового знания | Существенные признаки живых организмов | Предметные: знать основные признаки живой природы; уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни Метапредметные: уметь ставить учебную задачу под руководством учителя, составлять план выполнения учебной задачи Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, термины биологических наук | Текущий контроль, фронтальный опрос | §2, стр. 12-16 | ||
3 | Методы изучения природы. Практическая работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований». Лабораторная работа № 1 по теме: «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Основные методы биологических исследований | Предметные: знать основные признаки живой природы; уметь характеризовать методы биологических исследований Метапредметные: уметь проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторные работ и самостоятельных наблюдений, микролаборатории, стакан с водой, мерный цилиндр, линейка, штатив с пробирками (сахар, чайная сода, мел, растительное масло), стеклянная палочка | Текущий контроль, тест | §3, стр. 17-22 | ||
4 | Увеличительные приборы. Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство ручной лупы и светового микроскопа» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Работа с лупой и световым микроскопом, подготовка микропрепаратов | Предметные: знать устройство светового микроскопа; уметь объяснять значение биологических знаний в повседневной жизни Метапредметные: уметь проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; работать с лупой и световым микроскопом; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений, ручная лупа, лупа штативная, микроскоп | Текущий контроль, индивидуальный опрос | §4, стр. 23-26 | ||
5 | Живые клетки. Лабораторная работа № 3 по теме: «Строение клеток (на готовых микропрепаратах)». | 1 | Урок общеметодологической направленности | Основные органоиды клетки, различение их на микропрепаратах и таблицах | Предметные: знать основные органоиды клетки; уметь узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки Метапредметные: уметь проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; работать с лупой и световым микроскопом; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений, микроскоп, готовые микропрепараты клеток растений и животных | Текущий контроль, тест | §5, стр. 27-32 | ||
6 | Живые клетки. Лабораторная работа № 4 по теме: «Строение клеток кожицы чешуи лука» (резерв) | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Основные органоиды клетки, различение их на микропрепаратах и таблицах | Предметные: знать основные органоиды клетки; уметь узнавать на таблицах и микропрепаратах основные органоиды клетки Метапредметные: уметь проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; работать с лупой и световым микроскопом; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений, чешуи лука, микроскоп, чашка Петри, пинцет, пипетка, стакан с водой, предметное и покровное стекла, препаровальные иглы | Текущий контроль, фронтальный опрос | Повторить §5, стр. 27-32 | ||
7 | Химический состав клетки. Лабораторная работа № 5 по теме: «Определение состава семян пшеницы». | 1 | Урок общеметодологической направленности | Химический состав тел живой и неживой природы | Предметные: знать основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; уметь объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке Метапредметные: уметь проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений, зерновки пшеницы, семянки подсолнечника, кусочек теста, стакан с водой, кусочек марли, раствор йода, пипетка, пробирка, держатель, лист бумаги, спиртовка, спички | Текущий контроль, индивидуальный опрос | §6, стр. 33-38 | ||
8 | Химический состав клетки. Лабораторная работа № 6 по теме: «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Химический состав тел живой и неживой природы | Предметные: знать основные органические и минеральные вещества, входящие в состав клетки; уметь объяснять роль органических и минеральных веществ в клетке Метапредметные: уметь проводить простейшие наблюдения, измерения, опыты; соблюдать правила поведения и работы с приборами и инструментами в кабинете биологии Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений, штатив с пробирками (куриный белок, растительное масло, свиное сало, крахмал, сахар), стакан с водой | Текущий контроль, фронтальный опрос | Повторить §6, стр. 33-38; самостоятельное изучение §7, стр. 39-46 | ||
9 | Великие естествоиспытатели | 1 | Урок «открытия» нового знания | Вклад великих естествоиспытателей в развитие биологии и других естественных наук | Предметные: знать ведущих естествоиспытателей и их роль в изучении природы Метапредметные: уметь систематизировать и обобщать разные виды информации Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, портреты великих естествоиспытателей (К. Линней, Ч. Дарвин, В. Вернадский) | Промежуточный контроль, творческое задание | §8, стр. 47-50 | ||
Раздел 2. Многообразие живых организмов (14 часов) | ||||||||||
10 | Как развивалась жизнь на Земле | 1 | Урок «открытия» нового знания | Основные этапы в развитии жизни на Земле | Предметные: знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов Метапредметные: уметь самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, иллюстрации динозавров | Текущий контроль, фронтальный опрос | §9, стр. 52-56 | ||
11 | Разнообразие живого | 1 | Урок «открытия» нового знания | Предмет изучения систематики | Предметные: знать существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых биологических объектов Метапредметные: уметь самостоятельно готовить устное сообщение на 2-3 мин. Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, иллюстрации представителей различных царств живой природы | Текущий контроль, индивидуальный опрос | §10, стр. 57-59 | ||
12 | Бактерии | 1 | Урок «открытия» нового знания | Отличительные признаки представителей царства бактерий. Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов | Предметные: знать основные признаки представителей царств живой природы; уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы, различать изученные объекты на таблицах; устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания Метапредметные: уметь проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, схема строения бактериальной клетки | Текущий контроль, тест | §11, стр. 60-63 | ||
13 | Грибы | 1 | Урок «открытия» нового знания | Отличительные признаки представителей царства грибов. Сравнение представителей царств. Примеры основных представителей царства грибов. Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов | Предметные: знать основные признаки представителей царств живой природы; уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы, различать изученные объекты на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания Метапредметные: уметь проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, коллекции грибов, схема строения гриба | Текущий контроль, тест | §12, стр. 64-67 | ||
14 | Водоросли | 1 | Урок «открытия» нового знания | Отличительные признаки представителей царства растений. Сравнение представителей царств. Примеры основных представителей царства растений. Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов | Предметные: знать основные признаки представителей царств живой природы; уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы, различать изученные объекты на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания Метапредметные: уметь проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, микроскоп, микропрепараты водорослей, иллюстрации водорослей | Текущий контроль, тест | §13, стр. 69-72 | ||
15 | Мхи | 1 | Урок «открытия» нового знания | Отличительные признаки представителей царства растений. Сравнение представителей царств. Примеры основных представителей царства растений. Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов | Предметные: знать основные признаки представителей царств живой природы; уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы, различать изученные объекты на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания Метапредметные: уметь проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, коллекция «Торф» | Текущий контроль, тест | §14, стр. 73-75 | ||
16 | Папоротники | 1 | Урок «открытия» нового знания | Отличительные признаки представителей царства растений. Сравнение представителей царств. Примеры основных представителей царства растений. Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов | Предметные: знать основные признаки представителей царств живой природы; уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы, различать изученные объекты на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания Метапредметные: уметь проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, иллюстрации папоротников | Текущий контроль, фронтальный опрос | §15, стр. 76-78 | ||
17 | Голосеменные растения | 1 | Урок «открытия» нового знания | Отличительные признаки представителей царства растений. Сравнение представителей царств. Примеры основных представителей царства растений. Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов | Предметные: знать основные признаки представителей царств живой природы; уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы, различать изученные объекты на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания Метапредметные: уметь проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, коллекция шишек различных голосеменных растений | Текущий контроль, тест | §16, стр. 79-82 | ||
18 | Покрытосеменные растения | 1 | Урок «открытия» нового знания | Отличительные признаки представителей царства растений. Сравнение представителей царств. Примеры основных представителей царства растений. Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов | Предметные: знать основные признаки представителей царств живой природы; уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы, различать изученные объекты на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания Метапредметные: уметь проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, иллюстрации покрытосеменных растений | Текущий контроль, индивидуальный опрос | §17, стр. 83-87 | ||
19 | Значение растений в природе и жизни человека | 1 | Урок общеметодологической направленности | Роль живых организмов в природе и жизни человека | Предметные: знать основные признаки представителей царств живой природы; уметь объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека Метапредметные: уметь использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи Личностные: формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов, основ экологической культуры | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, гербарии лекарственных, культурных растений | Текущий контроль, тест | §18, стр. 88-90 | ||
20 | Простейшие | 1 | Урок «открытия» нового знания | Отличительные признаки представителей царства животных. Сравнение представителей царств. Примеры основных представителей царства животных. Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов | Предметные: знать основные признаки представителей царств живой природы; уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы, различать изученные объекты на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания Метапредметные: уметь проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, иллюстрации простейших | Текущий контроль, тест | §19, стр. 91-93 | ||
21 | Беспозвоночные | 1 | Урок «открытия» нового знания | Отличительные признаки представителей царства животных. Сравнение представителей царств. Примеры основных представителей царства животных. Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов | Предметные: знать основные признаки представителей царств живой природы; уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы, различать изученные объекты на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания Метапредметные: уметь проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, иллюстрации беспозвоночных животных | Текущий контроль, фронтальный опрос | §20, стр. 94-96 | ||
22 | Позвоночные | 1 | Урок «открытия» нового знания | Отличительные признаки представителей царства животных. Сравнение представителей царств. Примеры основных представителей царства животных. Существенные признаки строения и жизнедеятельности изучаемых организмов | Предметные: знать основные признаки представителей царств живой природы; уметь определять принадлежность биологических объектов к одному из царств живой природы, различать изученные объекты на таблицах, устанавливать черты приспособленности организмов к среде обитания Метапредметные: уметь проводить простейшую классификацию живых организмов по отдельным царствам Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, классификация позвоночных животных, их иллюстрации | Текущий контроль, тест | §21, стр. 97-99 | ||
23 | Значение животных в природе и жизни человека. Практическая работа № 2 по теме: «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Роль живых организмов в природе и жизни человека | Предметные: знать основные признаки представителей царств живой природы; уметь объяснять роль представителей царств живой природы в жизни человека Метапредметные: уметь использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи Личностные: формирование навыков поведения в природе, осознания ценности живых объектов, основ экологической культуры | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений, рисунки или фотографии животных, гербарии растений | Промежуточный контроль, тест | §22, стр. 100-102 | ||
Раздел 3. Среда обитания живых организмов (6 часов) | ||||||||||
24 | Три среды обитания | 1 | Урок «открытия» нового знания | Основные среды обитания, виды растений и животных, населяющих их | Предметные: знать основные среды обитания живых организмов; уметь сравнивать различные среды обитания Метапредметные: уметь выделять в тексте смысловые части и озаглавить их, ставить вопросы к тесту Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, иллюстрации наземно-воздушной, водной, почвенной среды | Текущий контроль, фронтальный опрос | §23, стр. 104-105 | ||
25 | Три среды обитания. Практическая работа № 3 по теме: «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Особенности строения живых организмов, их взаимосвязь со средой обитания | Предметные: знать основные среды обитания живых организмов; уметь сравнивать различные среды обитания, характеризовать условия жизни в различных средах обитания, наблюдать за живыми организмами Метапредметные: уметь выделять в тексте смысловые части и озаглавить их, ставить вопросы к тесту Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений, рисунки или фотографии организмов, обитающих в разных средах обитания, чучела или муляжи животных, гербарии растений | Текущий контроль, творческое задание | §23, стр. 106-108 | ||
26 | Жизнь на разных материках | 1 | Урок «открытия» нового знания | Типичные обитатели материков и природных зон. Последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов | Предметные: знать основные среды обитания живых организмов; уметь выявлять черты приспособленности живых организмов к определённым условиям Метапредметные: уметь формулировать и выдвигать простейшие гипотезы Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, иллюстрации растений и животных различных материков, географическая карта мира | Текущий контроль, индивидуальные задания | §24, стр. 109-114 | ||
27 | Природные зоны | 1 | Урок «открытия» нового знания | Природные зоны Земли, их основные особенности и закономерности распределения организмов каждой из сред. Типичные обитатели материков и природных зон | Предметные: знать природные зоны нашей планеты, их обитателей; уметь сравнивать условия обитания в различных природных зонах Метапредметные: уметь находить и использовать причинно-следственные связи Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, иллюстрации растений и животных различных природных зон, географическая карта «Природные зоны Земли» | Текущий контроль, тест | §25, стр. 115-116 | ||
28 | Природные зоны | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Природные зоны Земли, их основные особенности и закономерности распределения организмов каждой из сред. Типичные обитатели материков и природных зон | Предметные: знать природные зоны нашей планеты, их обитателей; уметь сравнивать условия обитания в различных природных зонах Метапредметные: уметь находить и использовать причинно-следственные связи Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, иллюстрации растений и животных различных природных зон, географическая карта «Природные зоны Земли» | Текущий контроль, индивидуальный опрос | §25, стр. 117-120 | ||
29 | Жизнь в морях и океанах | 1 | Урок «открытия» нового знания | Типичные обитатели материков и природных зон. Последствия изменений в среде обитания для живых организмов. Необходимость сохранения среды обитания для охраны редких и исчезающих биологических объектов | Предметные: знать основные среды обитания живых организмов; уметь приводить примеры обитателей морей и океанов Метапредметные: уметь находить и использовать причинно-следственные связи Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, иллюстрации растений и животных морей и океанов | Промежуточный контроль, тест | §26, стр. 121-126 | ||
Раздел 4. Человек на Земле (5 часов + 1 час резерва) | ||||||||||
30 | Как человек появился на Земле | 1 | Урок «открытия» нового знания | Основные этапы антропогенеза, характерные особенности предковых форм человека разумного | Предметные: знать предков человека, их характерные черты, образ жизни Метапредметные: уметь работать в соответствии с поставленной задачей, узнавать изучаемые объекты на таблицах, в природе Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, модели черепов предков современного человека | Текущий контроль, фронтальный опрос | §27, стр. 128-134 | ||
31 | Как человек изменил Землю. Практическая работа № 4 по теме: «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Последствия хозяйственной деятельности человека в природе | Предметные: знать основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; уметь объяснять роль растений и животных в жизни человека Метапредметные: уметь участвовать в совместной деятельности Личностные: формирование ответственного отношения к обучению, познавательных интересов и мотивов к обучению | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений, фотографии местности, иллюстрирующие экологические проблемы | Текущий контроль, тест | §28, стр. 135-139 | ||
32 | Жизнь под угрозой | 1 | Урок общеметодологической направленности | Исчезнувшие, редкие и исчезающие виды растений и животных. Редкие и исчезающие виды растений и животных, обитающие в регионе | Предметные: знать основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; уметь объяснять причины негативного влияния хозяйственной деятельности человека на природу, обосновывать необходимость принятия мер по охране живой природы Метапредметные: уметь работать с текстом параграфа и его компонентами, составлять простой и сложный план текста Личностные: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, фотографии, «Красная книга» | Текущий контроль, творческое задание | §29, стр. 140-142 | ||
33 | Не станет ли Земля пустыней | 1 | Урок общеметодологической направленности | Причины исчезновения степей, лесов, болот, обмеления рек | Предметные: знать основные экологические проблемы, стоящие перед современным человечеством; уметь соблюдать правила поведения в природе Метапредметные: уметь работать с текстом параграфа и его компонентами, составлять простой и сложный план текста Личностные: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь | Текущий контроль, индивидуальный опрос | §30, стр. 143-145 | ||
34 | Здоровье человека и безопасность жизни. Практическая работа № 5 по теме: «Измерение своего роста и массы тела» | 1 | Урок общеметодологической направленности | Необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья | Предметные: знать правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения; уметь различать на живых объектах, таблицах опасные для жизни человека виды растений и животных Метапредметные: уметь работать с текстом параграфа и его компонентами, составлять простой и сложный план текста Личностные: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений, ростомер или портняжный метр, линейка, электронные весы | Текущий контроль, фронтальный опрос | §31, стр. 146-149; практическая работа № 6 по теме: «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» | ||
35 | Здоровье человека и безопасность жизни (резерв) | 1 | Урок отработки умений и рефлексии | Необходимость соблюдения правил поведения в природе и выполнения гигиенических требований и правил поведения, направленных на сохранение здоровья | Предметные: знать простейшие способы оказания первой помощи при ожогах, обморожении и др.; уметь вести здоровый образ жизни и проводить борьбу с вредными привычками своих товарищей Метапредметные: уметь работать в соответствии с поставленной задачей Личностные: осознание ценности здорового и безопасного образа жизни | Учебник, электронное приложение к учебнику, рабочая тетрадь, тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений, бинт, ватные палочки, флакончик и пакет с шариками из бумаги, имитирующие настойку йода и пузырь со льдом | Итоговый контроль, тест | §31, стр. 150-153 |
График практических и лабораторных работ
№ п/п | Тема | Дата проведения | Примечание | |
Планируемая | Фактическая | |||
1 | Практическая работа № 1 по теме: «Знакомство с оборудованием для научных исследований» | |||
2 | Лабораторная работа № 1 по теме: «Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы» | |||
3 | Лабораторная работа № 2 по теме: «Устройство ручной лупы и светового микроскопа» | |||
4 | Лабораторная работа № 3 по теме: «Строение клеток (на готовых микропрепаратах)» | |||
5 | Лабораторная работа № 4 по теме: «Строение клеток кожицы чешуи лука» | |||
6 | Лабораторная работа № 5 по теме: «Определение состава семян пшеницы» | |||
7 | Лабораторная работа № 6 по теме: «Определение физических свойств белков, жиров и углеводов» | |||
8 | Практическая работа № 2 по теме: «Определение (узнавание) наиболее распространённых растений и животных с использованием различных источников информации» | |||
9 | Практическая работа № 3 по теме: «Исследование особенностей строения растений и животных, связанных со средой обитания» | |||
10 | Практическая работа № 4 по теме: «Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения» | |||
11 | Практическая работа № 5 по теме: «Измерение своего роста и массы тела» | |||
12 | Практическая работа № 6 по теме: «Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи» |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения рабочей программы
Печатные пособия
- Биология. 5-9 классы: Рабочие программы: учебно-методическое пособие/сост. Г.М. Пальдяева. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 382, [2] с.
- Сонин Н.И. Биология: Введение в биологию. 5 кл.: учебник/Н.И. Сонин, А.А. Плешаков. – 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2016. – 158 [2] с.: ил.
- Электронное приложение к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»
- Сонин Н.И. Биология. Введение в биологию. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию 5 класс»/Н.И. Сонин. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2015. – 111, [1] с.
- Сысолятина Н.Б. Биология: Введение в биологию. 5 класс: тетрадь для лабораторных работ и самостоятельных наблюдений к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»/ Н.Б. Сысолятина, Н.В. Жукова, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2015. – 60, [4] с.: ил.
- Кириленкова В.Н. Биология: Введение в биологию. 5 класс: тетрадь для оценки качества знаний к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»/ В.Н. Кириленкова, О.В. Павлова, В.И. Сивоглазов. – М.: Дрофа, 2014. – 96 с.: ил.
- Сонин Н.И. Тематические тесты к учебнику Н.И. Сонина, А.А. Плешакова «Биология. Введение в биологию. 5 класс»/Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2015. – 94, [2] с.
Таблицы
- Одноклеточные зеленые водоросли
- Многоклеточная зеленая водоросль спирогира
- Жизненные формы растений
- Грибы плесневые и дрожжи
- Грибы шляпочные
- Разнообразие цветков
- Животные – обитатели пресного водоема и его берегов
- Пресноводные и проходные промысловые рыбы
- Звероводство
- Чешуекрылые – вредители культурных растений
- Промысловые ракообразные
Коллекции
- Съедобные грибы
- Ядовитые грибы
Гербарии
- хвойные растения
- культурные растения
- деревья и кустарники
- сельскохозяйственные растения
- дикорастущие растения
- лекарственные растения
- ядовитые растения
Учебно-лабораторное оборудование
Микроскоп
Лупа ручная (7 шт.)
Предметные стекла
Покровные стекла
Препаровальные иглы
Микропрепараты
Биологическая микролаборатория (4 шт.)
Лист внесения изменений
№ п/п | Дата проведения урока | Тема урока | Основание для внесения изменений в программу | Номер приказа | |
Планируемая | Фактическая | ||||
Контроль выполнения программы
1 четверть | 2 четверть | 3 четверть | 4 четверть | Год | ||||||
По плану | Фактически | По плану | Фактически | По плану | Фактически | По плану | Фактически | По плану | Фактически | |
Количество часов | ||||||||||
Количество лабораторных работ | ||||||||||
Количество практических работ |
Проверка и оценка знаний и умений учащихся
Результаты обучения биологии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению.
Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов:
глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям);
осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию);
полнота (соответствие объему программы и информации учебника).
При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные).
Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, неправильно сформулировал определение, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.).
Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности.
Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими лабораторных и практических работ.
Оценка теоретических знаний
Отметка «5»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком;
ответ самостоятельный.
Отметка «4»:
ответ полный и правильный на основании изученных теорий;
материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя.
Отметка «3»:
ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный.
Отметка «2»:
при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя.
Отметка «1»:
отсутствие ответа.
Оценка лабораторных и практических работ
Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу.
Отметка «5»:
работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы;
работа проведена по плану с учетом техники безопасности и правил работы с оборудованием;
проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе).
Отметка «4»:
работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом работа проведена не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с оборудованием.
Отметка «3»:
работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе ее выполнения, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2»:
допущены две (и более) существенные ошибки в ходе работы, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
Оценка письменных работ
Отметка «5»:
ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка.
Отметка «4»:
ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок.
Отметка «3»:
работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные.
Отметка «2»:
работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок.
Отметка «1»:
работа не выполнена.
При оценке выполнения письменной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима.
[1] Работы, отмеченные знаком *, рекомендуются для обязательного выполнения.
[2] Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников (изучается по усмотрению учителя).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...