рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
рабочая программа по биологии 9 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab._progrogramma_po_biologii_9_kl.docx | 58.6 КБ |
Предварительный просмотр:
«Рассмотрено» Руководитель МО _______ /Суржикова М. Н./ ФИО Протокол № ___ от «__» ____________2015г. | «Согласовано» Заместитель руководителя по УВР МОУ «ООШ с.Любицкое» __________/Коршунова Л. Н./ ФИО «__»____________2015г. | «Утверждаю» Руководитель МОУ «ООШ с.Любицкое» ________ /Гончарова Н. М./ ФИО Приказ № ___ от «__»____2015г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА
разработана и адаптирована
Гончаровой Надеждой Михайловной
Ф.И.О. категория
первой квалификационной категории
по_биологии, 9 класс
Предмет, класс
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ____от «__»_______2015г.
2015- 2016 учебный год
Рабочая программа по биологии
9 класс
(2 часа в неделю, 68 часов за год)
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования на базовом уровне, утвержденного 5 марта 2004 года приказ № 1089, на основе примерной программы по биологии для основной школы и авторской программы по биологии для 9 класса «Общая биология» авторов С.Г.Мамонтова, В.Б.Захарова, Н.И.Сонина.
Рабочая программа предназначена для изучения биологии в 9 классе основной общеобразовательной школы по учебнику: С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология. Общие закономерности», 9 класс. Учебник для общеобразовательных учебных заведений, -М.:«Дрофа», 2010 г.. Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях. В соответствии с федеральным базисным учебным планом для основного общего образования программа рассчитана на преподавание курса биологии в 9 классе в объеме 2 часа в неделю 68 часов в год. В соответствии с учебным планом МОУ «ООШ С.Любицкое», годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий на освоение программы - 68 часов, выполнение программы будет обеспечено за счет резервного времени.
Количество контрольных работ за год –3, самостоятельных работ-4
Количество практических работ-3
Количество лабораторных работ за год – 3
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы
Федеральный уровень
- Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по биологии.
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования».
- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации департамента государственной политики в образовании от 10 февраля 2011 г. № 03-105 «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе»;
8.Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г. Сборник нормативных документов. Биология / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. – М.: Дрофа. 2007. – 112с.
9.Программы для общеобразовательных учреждений. Биология 6 -11 классы.– М.: Дрофа, 2005.
Региональный уровень
1. Приказ министерства образования Саратовской области от 6 декабря 2004 г. № 1089 «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Саратовской области, реализующих программы общего образования»
2. Приказ министерства образования Саратовской области № 1206 от 27.04.11 г., приказ министерства образования Саратовской области № 1139 от 06.04.12 г.),
Изучение биологии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Календарно-тематическое планирование уроков биологии в 9 класс
№ | Название разделов и тем | Кол-во часов | Календарные сроки | Повторение | ИОР и ИКТ | Примечание | ||||||||||||||
план | факт | |||||||||||||||||||
1 | Введение | 1 | 02.09 | |||||||||||||||||
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле 23 ч. Глава 1. Многообразие животного мира 1 ч. | ||||||||||||||||||||
2 | Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов. | 1 | 07.09 | |||||||||||||||||
Глава 2 Развитие биологии в додарвиновский период 2ч. | ||||||||||||||||||||
3 | Становление систематики | 1 | 09.09 | |||||||||||||||||
4 | Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка | 1 | 14.09 | |||||||||||||||||
Глава 3. Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путём естественного отбора. 5ч. | ||||||||||||||||||||
5 | Научные и социальные предпосылки возникновения теории Ч.Дарвина | 1 | 16.09. | |||||||||||||||||
6 | Учение Ч.Дарвина об искусственном отборе | 1 | 21.09. | |||||||||||||||||
7
| Учение Ч.Дарвина о естественном отборе | 1 | 23.09. | |||||||||||||||||
8 | Формы естественного отбора | 1 | 28.09. | |||||||||||||||||
9 | К.р. по эволюционной теории Дарвина | 1 | 30.09 | |||||||||||||||||
Глава 4. Приспособленность организмов к условиям окружающей среды как результат действия естественного отбора 3ч. | ||||||||||||||||||||
10 | Приспособительные особенности строения окраски тела и поведения животных. | 1 | 05.10 | |||||||||||||||||
11 | Лабораторная работа №1 «Изучение приспособленности организмов к среде обитания». Забота о потомстве. | 1 | 07.10 | |||||||||||||||||
12 | Физиологическая адаптация | 1 | 12.10 | |||||||||||||||||
Глава 5. Микроэволюция 2ч. | ||||||||||||||||||||
13 | Вид, его критерии структура. Лабораторная работа № 2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора » | 1 | 14.10 | |||||||||||||||||
14 | Эволюционная роль мутаций | 1 | 19.10 | |||||||||||||||||
Глава 6 Биологические последствия адаптации. Макроэволюция. 2ч. | ||||||||||||||||||||
15 | Главные направления эволюции | 1 | 21.10 | |||||||||||||||||
16 | Общие закономерности биологической эволюции | 1 | 26.10 | |||||||||||||||||
Глава 7 Возникновение жизни на Земле 2ч. | ||||||||||||||||||||
17 | Современные представления о развитии жизни на Земле | 1 | 28.10 | |||||||||||||||||
18 | Начальные этапы развития жизни | 1 | 09.11 | |||||||||||||||||
Глава 8 Развитие жизни на Земле 6ч. | ||||||||||||||||||||
19 | Жизнь в архейскую и протерозойскую эры | 1 | 16.11 | |||||||||||||||||
20 | Жизнь в палеозойскую эру | 1 | 18.11 | |||||||||||||||||
21 | Жизнь в мезозойскую эру | 1 | 23.11 | |||||||||||||||||
22 | Жизнь в кайнозойскую эру | 1 | 25.11 | |||||||||||||||||
23 | Происхождение человека | 1 | 30.11 | |||||||||||||||||
24 | Контрольная работа № 2 «Возникновение и развитие жизни на Земле» | 1 | 02.12 | |||||||||||||||||
Раздел 2 Структурная организация живых организмов 11ч. Глава 9. Химическая организация клетки 4ч. | ||||||||||||||||||||
25 | Химическая организация клетки. Неорганические вещества, входящие в состав клетки. | 1 | 07.12 | |||||||||||||||||
26 | Органические вещества, входящие в состав клетки. Белки. | 1 | 09.12 | |||||||||||||||||
27 | Органические вещества – углеводы и липиды. | 1 | 14.12 | |||||||||||||||||
28 | Органические вещества – нуклеиновые кислоты | 1 | 16.12 | |||||||||||||||||
Глава 10. Обмен веществ и преобразование энергии в клетке 2ч. | ||||||||||||||||||||
29 | Пластический обмен. Биосинтез белков. | 1 | 21.12 | |||||||||||||||||
30 | Энергетический обмен | 1 | 23.12 | |||||||||||||||||
Глава 11. Строение и функции клеток 5 ч. | ||||||||||||||||||||
31 | Прокариотическая клетка | 1 | 28.12 | |||||||||||||||||
32 | Эукариотическая клетка. Цитиплазма. Лабораторная работа № 3 «Изучение строения растительной и животной клетки под микроскопом | 1 | 11.01 | |||||||||||||||||
33 | Эукариотическая клетка. Ядро. | 1 | 13.01 | |||||||||||||||||
34 | Деление клеток | 1 | 18.01 | |||||||||||||||||
35 | Клеточная теория строения организмов | 1 | 20.01 | |||||||||||||||||
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов 5ч. Глава 12. Размножение организмов 2ч. | ||||||||||||||||||||
36 | Бесполое размножение | 1 | 25.01 | |||||||||||||||||
37 | Половое размножение. Развитие половых клеток. | 1 | 27.01 | |||||||||||||||||
Глава 13. Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) 3ч. 3 | ||||||||||||||||||||
38 | Эмбриональный период развития | 1 | 01.02 | |||||||||||||||||
39 | Постэмбриональный период развития | 1 | 03.02 | |||||||||||||||||
40 | Общие закономерности развития. Биогенетический закон. | 1 | 08.02 | |||||||||||||||||
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов 13ч. Глава 14. Закономерности наследования признаков 8ч. | ||||||||||||||||||||
41 | Основные понятия генетики | 1 | 10.02 | |||||||||||||||||
42 | Гибридиологический метод изучения наследования признаков Г.Менделя | 1 | 15.02 | |||||||||||||||||
43 | Первый закон Менделя. Закон чистоты гамет. Моногибридное и неполное доминирование. | 1 | 17.02 | |||||||||||||||||
44 | Дигибридное скрещивание | 1 | 22.02 | |||||||||||||||||
45 | Сцепленное наследование генов | 1 | 24.02 | |||||||||||||||||
46 | Генетика пола | 1 | 29.02 | |||||||||||||||||
47 | Взаимодействие генов Лабораторная работа № 3 «Решение генетических задач и составление уравнений. | 1 | 02.03 | |||||||||||||||||
48 | Контрольная работа по разделу «Закономерности наследования признаков» | 1 | 07.03 | |||||||||||||||||
Глава 15. Закономерности изменчивости 2ч. | ||||||||||||||||||||
49 | Наследственная (генотипическая) изменчивость | 1 | 09.03 | |||||||||||||||||
50 | Фенотипическая изменчивость | 1 | 14.03 | |||||||||||||||||
Глава 16. Селекция растений, животных и микроорганизмов 3ч. | ||||||||||||||||||||
51 | Центры многообразия и происхождения культурных растений | 1 | 16.03 | |||||||||||||||||
52 | Методы селекции растений и животных | 1 | 21.03 | |||||||||||||||||
53 | Селекция микроорганизмов | 1 | 23.03 | |||||||||||||||||
Раздел 5. Взаимоотношения организма и среды. Основы экологии 12ч. Глава 17. Биосфера, её структура и функции 8ч. | ||||||||||||||||||||
54 | Структура биосферы | 1 | 04.04 | |||||||||||||||||
55 | Круговорот веществ в природе | 1 | 06.04 | |||||||||||||||||
56 | История формирования сообществ живых организмов | 1 | 11.04 | |||||||||||||||||
57 | Биогеоценозы и биоценозы | 1 | 13.04 | |||||||||||||||||
58 | Абиотические факторы среды | 1 | 18.04 | |||||||||||||||||
59 | Интенсивность действия факторов среды | 1 | 20.04 | |||||||||||||||||
60 | Биотические факторы среды | 1 | 25.04 | |||||||||||||||||
61 | Взаимоотношения между организмами | 1 | 27.04 | |||||||||||||||||
Глава 17. Биосфера и человек 3ч | ||||||||||||||||||||
62 | Природные ресурсы и их использование | 1 | 02.05 | |||||||||||||||||
63 | Последствия хозяйственной деятельности человека для окружающей среды | 1 | 04.05 | |||||||||||||||||
64 | Охрана природы и основы рационального природопользования | 1 | 11.05 | |||||||||||||||||
Заключение 1ч. | ||||||||||||||||||||
65 | Итоговая контрольная работа | 1 | 16.05 | |||||||||||||||||
Итого | 65+3 резерв | 18.05 23.05 24.05 |
Содержание тем учебного курса
(68 часов, 2 часа в неделю)
Тема 1.1. Введение (1 час)
Место курса «Общая биология» в системе естественнонаучных дисциплин, а также в биологических науках. Цели и задачи курса. Значение предмета для понимания единства всего живого, взаимосвязи всех частей биосферы Земли.
Раздел 1. Эволюция живого мира на Земле (23 часа)
Тема 1.1
Многообразие живого мира. Основные свойства живых организмов (1 час).
Единство химического состава живой материи; основные группы химических элементов и молекул, образующие живое вещество биосферы. Клеточное строение организмов, населяющих Землю. Обмен веществ и саморегуляция в биологических системах. Самовоспроизведение; наследственность и изменчивость как основа существования живой материи. Рост и развитие. Раздражимость; формы избирательной реакции организмов на внешние воздействия. Ритмичность процессов жизнедеятельности; биологические ритмы и их значение. Дискретность живого вещества и взаимоотношение части и целого в биосистемах. Энергозависимость живых организмов; формы потребления энергии.
Царства живой природы; краткая характеристика естественной системы классификации живых организмов. Видовое разнообразие.
Демонстрация схем структуры царств живой природы.
Тема 1.2
Развитие биологии в додарвиновский период (2 часа)
Развитие биологии в додарвиновский период. Господство в науке представлений об «изначальной целесообразности» и неизменности живой природы. Работы К.Линнея по систематике растений и животных. Эволюционная теория Ж.Б.Ламарка.
Демонстрация. Биографии ученых, внесших вклад в развитие эволюционных идей. Жизнь и деятельность Ж.Б.Ламарка.
Тема 1.3
Теория Ч.Дарвина о происхождении видов путем естественного отбора(5 часов)
Предпосылки возникновения учения Ч. Дарвина: достижения в области естественных наук, экспедиционный материал Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе.
Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Вид — элементарная эволюционная единица. Всеобщая индивидуальная изменчивость и избыточная численность потомства. Борьба за существование и естественный отбор.
Демонстрация. Биография Ч.Дарвина. Маршрут и конкретные находки Ч.Дарвина во время путешествия на корабле «Бигль».
Тема 1.4
Приспособленность организмов к условиям внешней среды как результат действия естественного отбора (3 часа)
Приспособительные особенности строения, окраски тела и поведения животных. Забота о потомстве. Филологические адаптации.
Тема 1.5 Микроэволюция (2 часа)
Вид как генетически изолированная система; репродуктивная изоляция и ее механизмы. Популяционная структура вида; экологические и генетические характеристики популяций. Популяция — элементарная эволюционная единица.
Демонстрация схем, иллюстрирующих процесс географического видообразования; живых растений и животных, гербариев и коллекций, показывающих индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и пород домашних животных.
Лабораторные и практические работы
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений. Пути и скорость видообразования; географическое и экологическое видообразование.
Тема 1.6
Биологические последствия адаптации. Макроэволюция (2 часа)
Главные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс А.Н.Северцов). Пути достижения биологического процесса. Основные закономерности эволюции: дивергенция, конвергенция, параллелизм, правила эволюции групп организмов.
Результаты эволюции: многообразие видов, органическая целесообразность, постепенное усложнение организации.
Демонстрация примеров гомологичных и аналогичных органов, их строения и происхождения в онтогенезе; схемы соотношения путей прогрессивной биологической эволюции; материалов, характеризующих представителей животных и растений, внесенных в Красную книгу и находящихся под охраной государства.
Тема 1.7
Возникновение жизни на Земле (2 часа)
Органический мир как результат эволюции. Возникновение и развитие жизни на Земле. Химический, предбиологический (теория академика А. И. Опарина), биологический и социальный этапы развития живой материи. Филогенетические связи в живой природе; естественная классификация живых организмов.
Демонстрация схем возникновения одноклеточных эукариот, многоклеточных организмов, развития царств растений и животных.
Тема 1.8
Развитие жизни на Земле (6 часов)
Развитие жизни на Земле в архейскую и протерозойскую эры. Первые следы жизни на Земле. Появление всех современных типов беспозвоночных животных. Первые хордовые. Развитие водных растений.
Развитие жизни на Земле в палеозойскую эру. Появление и эволюция сухопутных растений. Папоротники, семенные папоротники, голосеменные растения. Возникновение позвоночных: рыбы, земноводные, пресмыкающиеся.
Развитие жизни на Земле в мезозойскую и кайнозойскую эры. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Появление и развитие приматов.
Происхождение человека. Место человека в живой природе. Систематическое положение вида Homosapiens в системе животного мира. Признаки и свойства человека, позволяющие отнести его к различным систематическим группам царства животных. Стадии эволюции человека: древнейший человек, древний человек, первые современные люди.
Свойства человека как биологического вида. Популяционная структура вида Homosapiens; человеческие расы; расообразование; единство происхождения рас. Антинаучная сущность расизма.
Демонстрация схем развития царств живой природы; окаменелостей, отпечатков растений в древних породах. Модели скелетов человека позвоночных животных.
Раздел 2. Структурная организация живых организмов (11часов)
Тема 2.1
Химическая организация клетки (4 часа)
Элементный состав клетки. Распространенность элементов, их вклад в образование живой материи и объектов неживой природы. Макроэлементы, микроэлементы; их вклад в образование неорганических и органических молекул живого вещества.
Неорганические молекулы живого вещества: вода; химические свойства и биологическая роль. Соли неорганических кислот, их вклад в обеспечение процессов жизнедеятельности и поддержание гомеостаза. Роль катионов и анионов в обеспечении процессов жизнедеятельности. Осмос и осмотическое давление; осмотическое поступление молекул в клетку.
Органические молекулы. Биологические полимеры – белки; структурная организация. Функции белковых молекул. Углеводы. Строение и биологическая роль. Жиры – основной структурный компонент клеточных мембран и источник энергии. ДНК – молекулы наследственности. Редупликация ДНК, передача наследственной информации из поколения в поколение. Передача наследственной информации из ядра в цитоплазму; транскрипция РНК, структура и функции. Информационные, транспортные, рибосомальные РНК.
Демонстрация объемных моделей структурной организации биологических полимеров: белков и нуклеиновых кислот; их сравнение с моделями искусственных полимеров(поливинилхлорид).
Тема 2.2
Обмен веществ и энергии в клетке(2 часа)
Обмен веществ и превращение энергии в клетке. Транспорт веществ через клеточную мембрану. Пино – и фагоцитоз. Внутриклеточное пищеварение и накопление энергии; расщепление глюкозы. Биосинтез белков, жиров и углеводов в клетке.
Тема 2.3
Строение и функции клеток
Прокариотические клетки; форма и размеры. Строение цитоплазмы бактериальной клетки; организация метаболизма у прокариот. Генетический аппарат бактерий. Спорообразование. Размножение. Место и роль прокариот в биоценозах.
Эукариотическая клетка. Цитоплазма эукариотической клетки. Органеллы цитоплазмы, их структура и функции. Цитоскелет. Включения, значение и роль в метаболизме клеток. Клеточное ядро — центр управления жизнедеятельностью клетки. Структуры клеточного ядра: ядерная оболочка, хроматин (гетерохроматин), ядрышко. Особенности строения растительной клетки.
Деление клеток. Клетки в многоклеточном организме. Понятие о дифференцировке клеток многоклеточного организма. Митотический цикл: интерфаза, редупликация ДНК; митоз, фазы митотического деления и преобразования хромосом; биологический смысл и значение митоза (бесполое размножение, рост, восполнение клеточных потерь в физиологических и патологических условиях).
Демонстрация. Принципиальные схемы устройства светового и электронного микроскопа. Схемы, иллюстрирующие методы препаративной биохимии и иммунологии. Модели клетки. Схемы строения органоидов растительной и животной клеток. Микропрепараты клеток растений, животных и одноклеточных грибов. Материалы, раскрывающие о биографиях ученых, внесших вклад в развитие клеточной теории.
Лабораторная работа
Изучение клеток бактерий, растений и животных на готовых препаратах.
Раздел 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (5 часов)
Тема 3.1
Размножение организмов (2 часа)
Сущность и формы размножения организмов. Бесполое размножение растений и животных. Половое размножение животных и растений; образование половых клеток, осеменение и оплодотворение. Биологическое значение полового размножения. Гаметогенез. Периоды образования половых клеток: размножение, рост, созревание (мейоз) и формирование половых клеток. Особенности сперматогенеза и овогенеза. Оплодотворение.
Демонстрация плакатов, иллюстрирующих способы вегетативного размножения плодовых деревьев и овощных культур; микропрепаратов яйцеклеток; фотографий, отражающих разнообразие потомства у одной пары родителей.
Тема 3.2
Индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (3 часа)
Эмбриональный период развития. Основные закономерности дробления; образование однослойного зародыша — бластулы. Гаструляция; закономерности образования двуслойного зародыша — гаструлы. Первичный органогенез и дальнейшая дифференцировка тканей, органов и систем. Постэмбриональный период развития. Формы постэмбрионального периода развития. Непрямое развитие; полный и неполный метаморфоз. Биологический смысл развития с метаморфозом. Прямое развитие. Старение.
Общие закономерности развития. Биогенетический закон.
Сходство зародышей и эмбриональная дивергенция признаков (закон К.Бэра). Биогенетический закон (Э.Геккель и К.Мюллер).Работы А.Н. Северцова об эмбриональной изменчивости.
Демонстрация таблиц, иллюстрирующих процесс метаморфоза у членистоногих, позвоночных (жесткокрылых и чешуйчатокрылых, амфибий); таблиц, отражающих сходство зародышей позвоночных животных, а также схем преобразования органов и тканей в филогенезе.
Раздел 4. Наследственность и изменчивость организмов 13часов
Тема 4.1
Закономерности наследования признаков (8 часов)
Открытие Г. Менделем закономерностей наследования признаков. Гибридологический метод изучения наследственности. Генетическое определение пола. Генотип как целостная система. Взаимодействие аллельных и неаллельных генов в определении признаков.
Демонстрация. Карты хромосом человека. Родословные выдающихся представителей культуры. Хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Значение мутаций для практики сельского хозяйства и биотехнологии. Комбинативная изменчивость. Эволюционное значение комбинативной изменчивости.
Фенотипическая, или модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении признаков и свойств.
Селекция. Центры происхождения и многообразия культурных растений. Сорт, порода, штамм. Методы селекции растений и животных. Достижения и основные направления современной селекции. Значение селекции для развития сельскохозяйственного производства, медицинской, микробиологической и других отраслей промышленности.
- Взаимоотношения организмов и среды 11 часов
Биосфера — живая оболочка планеты. Структура биосферы. Компоненты биосферы: живое вещество, видовой состав, разнообразие и вклад в биомассу; биокосное и косное вещество биосферы (Б. И. Вернадский). Круговорот веществ в природе. Естественные сообщества живых организмов. Биогеоценозы. Компоненты биогеоценозов: продуценты, консументы, редуценты. Биоценозы: видовое разнообразие, плотность популяций, биомасса.
Абиотические факторы среды. Роль температуры, освещенности, влажности и других факторов в жизнедеятельности сообществ. Интенсивность действия фактора среды; ограничивающий фактор. Взаимодействие факторов среды, пределы выносливости. Биотические факторы среды. Цепи и сети питания. Экологические пирамиды: чисел, биомассы, энергии. Смена биоценозов. Причины смены биоценозов; формирование новых сообществ.
Формы взаимоотношений между организмами. Позитивные отношения – симбиоз: мутуализм, кооперация, комменсализм. Антибиотические отношения: хищничество, паразитизм, конкуренция. Нейтральные отношения – нейтрализм.
Природные ресурсы и их использование.
Антропогенные факторы воздействия на биоценозы (роль человека в природе); последствия хозяйственной деятельности человека. Проблемы рационального природопользования, охраны природы: защита от загрязнений, сохранение эталонов и памятников природы, обеспечение природными ресурсами населения планеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...