Рабочая программа 5 класс биология
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику В.В. Пасечник "Биология. Бактерии, грибы, растения" ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_pr_biol_5_kl.doc | 186 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласована.
Заседание МО учителей
естественнонаучного цикла
Протокол № ___ от
«__» ______________ 2015 г.
Принята и рекомендована
к утверждению.
Педагогический совет
Протокол № ___ от
«__» ______________ 2015 г.
Утверждена.
Директор МБОУ «Школа №32»
______________ Л.Е. Асадчих
Приказ № ___ от
«__» ______________ 2015 г.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов № 32»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ
«БИОЛОГИЯ»
5 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Составила: учитель биологии Беломестная И.В.
КУРСК – 2015 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии (5 – 9 классы. Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов), базисного учебного плана и ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника (М.: Дрофа, 2015).
В соответствии с базисным учебным планом курс «Биология» в 5 классе изучается 1 час в неделю. На прохождение программного материала отводится 34 часа в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.
Введение курса биологии в 5 классе «Бактерии. Грибы. Растения» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому - и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.
Содержание курса направлено на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, а также на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.
Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении обучающихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой, при изучении значения растений в природе.
Цели
- освоение важнейших знаний об основных понятиях ботаники;
- овладение умениями наблюдать природные явления, проводить эксперименты; применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- развитие познавательных процессов и интеллектуальных способностей в процессе проведения эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
- воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элемента общечеловеческой культуры;
- использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.
Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.
Результаты освоение предмета
Личностные результаты
- осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
- сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
- осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
- знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
- оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
- формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.
Метапредметные результаты
Познавательные УУД:
- умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
- умения составлять тезисы, различные виды планов, структурировать учебный материал, давать определения понятий;
- умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
- умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
- умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
- умения создавать схематические модели с выделение существенных характеристик объектов;
- умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.
Личностные УУД
- уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
- способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
- осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;
- умение применять полученные знания в практической деятельности;
- умение эстетически воспринимать объекты природы;
- определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;
- умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.
Регулятивные УУД
- умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
- умения самостоятельно выдвигать варианты решения задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
- умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
- владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Коммуникативные УУД
- умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
- умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
- умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты
- понимать смысл биологических терминов;
- характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
- осуществлять элементарные биологические исследования;
- перечислять свойства живого;
- выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
- описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
- различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов, а также основные группы растений;
- сравнивать биологические объекты и процессы;
- делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
- определять роль в природе различных групп организмов;
- объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
- составлять элементарные пищевые цепи;
- приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
- находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
- объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
- различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
- описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
- формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
- проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
- демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
- анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
- демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
- соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;
- демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
- уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Содержание учебного предмета
Раздел 1. Введение (6 часов)
Содержание раздела:
Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы исследования в биологии. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.
Демонстрации: гербарии, комнатные растения, презентации по теме.
Практическая работа: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.
Раздел 2. Клеточное строение организмов (7 часов)
Содержание раздела:
Устройство увеличительных приборов. Порядок работы с микроскопом. Строение клеток: оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл. Химический состав клетки: органические и неорганические вещества (углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты). Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Понятия: межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, хромосомы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.
Демонстрации:
Устройство увеличительных приборов, клеточное строение организмов, клетки растений, грибов, бактерий. Растительные ткани. Презентации к урокам.
Лабораторные и практические работы:
- устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений;
- устройство микроскопа и приемы работы с ним;
- приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.
Раздел 3. Царство Бактерии (3 часа)
Содержание раздела:
Бактерии - древнейшие обитатели нашей планеты. Строение и жизнедеятельность бактерий. Форма бактерий, строение, распространение, питание, размножение бактерий. Бактерии сине-зеленые, сапротрофы, паразиты. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, почвенные бактерии (азотфиксирующие), болезнетворные бактерии.
Демонстрации:
Корень растения семейства Бобовые, растения, пораженные болезнетворными бактериями. Презентации к урокам.
Раздел 4. Царство Грибы (6 часов)
Содержание раздела:
Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Питание, строение, размножение, роль грибов в природе и жизни человека. Строение шляпочных грибов. Мицелий. Образование спор. Симбиоз грибов и растений. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Выращивание грибов. Плесневые грибы и дрожжи. Пеницилл. Мукор. Грибы-паразиты. Заболевания, вызываемые грибами-паразитами.
Демонстрации:
Муляжи шляпочных грибов. Продукты, пораженные плесневыми грибами. Гриб трутовик. Презентации к урокам.
Лабораторные работы:
- Строение плодовых тел шляпочных грибов.
- Плесневый гриб мукор.
- Строение дрожжей.
Раздел 5. Царство Растения (12 часов)
Содержание раздела:
Разнообразие, распространение и значение растений в природе и жизни человека. Ботаника - наука о растениях. Растения низшие и высшие. Водоросли. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные зеленые водоросли (слоевище, ризоиды). Водоросли бурые и красные. Значение водорослей в природе и жизни человека. Лишайники - группа симбиотических организмов. Многообразие (кустистые, листовые и накипные) и распространение лишайников. Строение и питание, размножение, значение лишайников.
Мхи – высшие споровые растения. Печеночные и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и жизни человека. Папоротники. Хвощи. Плауны. Вайи, корневище, спорангии. Значение плаунов, хвощей и папоротников. Высшие голосеменные растения - хвойные. Строение голосеменных растений. Многообразие и значение голосеменных растений. Покрытосеменные, или Цветковые растения. Многообразие и значение покрытосеменных. Жизненные формы и периоды жизни цветковых растений. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Методы изучения древних растений.
Демонстрации:
Одноклеточные и многоклеточные водоросли, разные виды лишайников, мхи, папоротники, гербарий растений. Презентации к урокам.
Лабораторные работы:
- Строение зеленых одноклеточных водорослей.
- Строение мха.
- Строение спороносящего хвоща.
- Строение спороносящего папоротника.
- Строение хвои и шишек хвойных
Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
1. Перечень рекомендуемой литературы, используемой педагогом при составлении программы и организации образовательного процесса
- Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.
- Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. М.: Просвещение, 2010.
- Интерактивное оборудование и интернет ресурсы в школе. Биология. 6 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ / Н.Г. Ионина, Е.Г. Квашин. М.: Просвещение-регион, 2011.
- Рабочая программа по биологии. 5 класс/сост. С.Н. Шестакова. М.: ВАКО, 2015.
2. Перечень литературы, рекомендованной для учащихся
- Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб, для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2015.
- Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.» / В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2015.
- Энциклопедия «Я познаю мир. Растения» / Багрова Л.А. М.: «АСТ», 2008. 512 с.
3. Перечень методических, дидактических и учебных пособий, обеспечивающих изучение данного учебного предмета
- Контрольно-измерительные материалы. Биология. 5 класс/сост. Н.А. Богданов. М.: ВАКО, 2014.
4. Перечень Интернет-ресурсов, электронных образовательных ресурсов
- Изд-во «Дрофа» http://www.drofa.ru/cat/product4651.htm
- Экологический центр «Экосистема» http://www.ecosystema.ru
Тематическое планирование
Разделы курса | Кол-во часов | УУД | Практическая часть | |||
личностные | познавательные | регулятивные | коммуникативные | |||
Введение | 6 | 1.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2. формирование основ экологического сознания и необходимости бережного отношения к живой природе. 3.знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; 4.формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам. | 1.Наблюдать сезонные изменения в жизни растений; 2.давать определение понятиям. 3.Овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям; 4.умение работать с разными источниками биологической информации; 5.Уметь анализировать и сравнивать изучаемые объекты; 6.осуществлять описание изучаемого объекта; 7.определять отношения объекта с другими объектами; 8.определять существенные признаки объекта; 9.классифицировать объекты. | 1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы своей познавательной деятельности; 2.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований 3.осуществлять поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей | 1.Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности; 2.овладеть опытом межличностной коммуникации (корректное ведение диалога, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью). 3. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения. 4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; 5.формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение | П/р – 1, к/р - 1 |
Клеточное строение организмов | 7 | Л/р – 4, к/р - 1 | ||||
Царство Бактерии | 3 | К/р - 1 | ||||
Царство Грибы | 6 | Л/р – 2, к/р - 2 | ||||
Царство Растения | 12 | Л/р – 4, к/р - 2 |
Поурочное планирование
№ урока | Тема урока | Основное содержание | Характеристика деятельности учащихся | Результаты основных видов деятельности учащихся | Домашнее задание | Дата урока |
Введение – 6 ч. | ||||||
Биология - наука о живой природе | Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей | Характеризовать признаки и многообразие биологических объектов: растений, грибов, бактерий. Изучать биологические объекты и процессы: наблюдать рост и развитие растений, сезонные изменения в природе. Проводить простые биологические исследования. Наблюдения за ростом и развитием растений. Выделять приспособления организмов к среде обитания, анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы - растения. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии. | Научиться давать определения понятий биология, биосфера, экология; выделять биологические науки и называть объекты и процессы, изучением которых они занимаются; характеризовать биосферу как живую оболочку планеты; показывать границы биосферы и объяснять причины обитания организмов только в этих пределах; объяснять значение биологии для различных отраслей народного хозяйства; приводить доказательства необходимости биологических знаний для сохранения природы. | §1, №2,3,4, выучить определения | А Б В | |
Методы исследования в биологии. П/р «Проведение фенологических наблюдений за изменениями происходящими в жизни растений осенью» | Методы исследования в биологии. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами | Научиться демонстрировать знание методов научного исследования, применяемых в биологии; различать наблюдение, измерение, эксперимент и приводить примеры использования этих методов; называть приборы биологической лаборатории и объяснять их назначение; формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии; проводить фенологические наблюдения. | §2, №8,9 | |||
Царства живых организмов. Признаки живого | Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы | Научиться давать определения понятий раздражимость, рост, развитие; называть царства живой природы и характеризовать признаки представителей каждого царства; выделять отличительные признаки живых организмов и характеризовать их; объяснять значение процесса размножения в природе; составлять элементарные пищевые цепи. | §3, составить план §, № 13 | |||
Среды обитания организмов | Среды обитания организмов: наземно-воздушная среда, вода, почва, тела живых организмов | Научиться называть среды обитания живых организмов и давать их характеристику; различать на рисунках, в таблицах и среди натуральных объектов обитателей различных сред; сравнивать особенности строения организмов, обитающих в различных средах; объяснять причины появления приспособлений для жизни в той или иной среде обитания. | §4, составить план §, № 15 | |||
Экологические факторы и их влияние на живые организмы | Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы | Научиться давать определение понятия экологические факторы; различать биотические, абиотические и антропогенные экологические факторы; характеризовать влияние экологических факторов на живые организмы; приводить доказательства взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы; приводить примеры положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу. | §5, № 18, 19, повт. §1-4 | |||
Контрольно-обобщающий урок по теме «Введение в биологию» | Разнообразие организмов. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы. | Научиться давать определения понятий темы; объяснять значение биологии для развития различных отраслей народного хозяйства; классифицировать живые организмы, свойства живых организмов; сравнивать объекты и процессы по определенным критериям; описывать организмы, обитающие в разных средах; работать с тестовыми заданиями. | - | |||
Клеточное строение организмов – 7 ч. | ||||||
Устройство увеличительных приборов. Л/р №1 «Знакомство с увеличительными приборами» | Устройство увеличительных приборов. Порядок работы с микроскопом | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки. Выделять существенные признаки биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ. Различать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды клетки. Наблюдать органоиды и части клетки под микроскопом и описывать их. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения. | Научиться давать определение понятия клетка; объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки; описывать устройство увеличительных приборов (лупа и школьный микроскоп); определять увеличение микроскопа; формулировать правила работы с микроскопом; называть последовательность действий при работе с микроскопом. | §6, №23 | ||
Строение клетки | Строение клеток: оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл | Научиться давать определение понятия клетка; описывать особенности строения растительной клетки как единицы строения растительного организма; различать на рисунках и микропрепаратах основные части и структуры растительной клетки. | §7, №24, 27 | |||
Строение клетки. Л/р №2 «Приготовление и рассматривание препарата чешуи лука под микроскопом» | Приготовление препарата сочной чешуи луковицы Лука репчатого | Научиться готовить микропрепарат кожицы чешуи лука; объяснять значение пластид в растительной клетке; называть главный пигмент в растительной клетке; сравнивать клетки мякоти плодов и клетки кожицы чешуи лука. | §7, №28 | |||
Химический состав клетки | Химический состав клетки: органические и неорганические вещества (углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты) | Научиться характеризовать хим. состав клетки; различать понятия хим. элемент и хим. вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки; объяснять значение неорг. и орг. веществ в клетке; соотносить вещества с функциями, которые они выполняют в клетке. | §8, №29 | |||
Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Л/р №3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи» | Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Понятия межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, хромосомы | Научиться описывать основные процессы жизнедеятельности клетки; наблюдать при помощи увеличительных приборов за движением цитоплазмы; описывать процесс взаимодействия между соседними клетками; объяснять значение хромосом; характеризовать процесс деления клетки; различать молодые и старые растительные клетки. | §9, №32 | |||
Ткани. Л/р №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей» | Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные | Научиться давать определение понятия ткань; различать на рисунках, в таблицах, среди микропрепаратов типы растительных тканей; объяснять значение каждого типа ткани в растительном организме; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения тканей и функциями, которые они выполняют. | §10, №38, повт. §6-9 | |||
Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение» | Устройство увеличительных приборов. Строение клеток. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани | Научиться давать определения понятий темы; описывать устройство микроскопа; определять увеличение микроскопа; формулировать правила работы с микроскопом; готовить микропрепараты; характеризовать особенности строения растительных клеток и растительных тканей; объяснять значение хим. элементов и хим. веществ в клетке; описывать процессы движения цитоплазмы, роста и деления клетки; работать с тестовыми заданиями. | - | |||
Царство Бактерии – 3 ч. | ||||||
Строение и жизнедеятельность бактерий | Бактерии - древнейшие обитатели нашей планеты.Строение и жизнедеятельность бактерий. Форма бактерий, строение, распространение, питание, размножение бактерий. Бактерии сине-зеленые, сапротрофы, паразиты | Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки. Выделять существенные признаки биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ. Различать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды клетки. Наблюдать органоиды и части клетки под микроскопом и описывать их. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения. | Научиться описывать особенности строения бактериальной клетки; различать формы бактериальных клеток и называть их; называть причины широкого распространения бактерий; характеризовать процессы питания, размножения и спорообразования у бактерий; сравнивать способы питания сапротрофных бактерий и бактерий-паразитов; объяснять значение спорообразования в жизни бактерий; выращивать культуру сенной палочки. | §11, №42 | ||
Роль бактерий в природе и жизни человека | Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, почвенные бактерии (азотфиксирующие), болезнетворные бактерии | Научиться характеризовать роль бактерий в природе; объяснять суть понятия симбиоз; описывать процесс участия бактерий в круговороте веществ; приводить примеры положительной и отрицательной роли бактерий в жизни человека; объяснять понятие эпидемия; формулировать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями. | §12, №46,47. Повт. §11 | |||
Контрольно - обобщающий урок по теме «Царство Бактерий» | Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека | Научиться давать определения понятий темы; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки; сравнивать бактериальную клетку с растительной и делать выводы на основе сравнения; различать формы бактериальных клеток; объяснять значение спорообразования у бактерий; приводить примеры положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека; устанавливать соответствие между бактериями и их ролью в природе и жизни человека; работать с тестовыми заданиями. | - | |||
Царство Грибы – 6 ч. | ||||||
Общая характеристика грибов. Л/р №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов» | Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Питание, строение, размножение, роль грибов в природе и жизни человека | Различать на таблицах и выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека. Выделять существенные признаки биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ. Сравнивать процессы жизнедеятельности у различных организмов, делать выводы на основе сравнения. Сравнивать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами | Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов как представителей самостоятельного царства живой природы; описывать процессы питания и размножения грибов; различать одно- и многоклеточные грибы; приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами. | §13, №48,49 | ||
Шляпочные грибы | Строение шляпочных грибов. Мицелий. Образование спор. Симбиоз грибов и растений | Научиться описывать особенности строения шляпочного гриба; различать на рисунках и муляжах трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы; объяснять значение спорообразования у грибов; сравнивать споры бактерий и грибов ; объяснять значение симбиоза между шляпочными грибами и растениями. | §14 (с.70-73) | |||
Шляпочные грибы (продолжение) | Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Выращивание грибов | Различать наиболее распространенные съедобные и ядовитые грибы; формулировать правила сбора грибов и правила оказания первой доврачебной помощи при отравлении ими; описывать процесс выращивания шляпочных грибов в искусственных условиях. | §14 (с. 73-76), №51, сообщения | |||
Плесневые грибы и дрожжи. Л/р №6 «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей» | Плесневые грибы и дрожжи. Пеницилл. Мукор | Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей; различать мукор, пеницилл и дрожжи на рисунках и натуральных объектах; выращивать культуру мукора и дрожжей; готовить микропрепараты плесневых грибов и дрожжей; объяснять значение мукора, пеницилла и дрожжей в природе и жизни человека. | §15, №54 | |||
Грибы-паразиты | Грибы-паразиты. Заболевания, вызываемые грибами-паразитами | Научиться давать определение понятия паразит; сравнивать симбиоз и паразитизм; приводить примеры паразитических грибов; определять по внешним признакам растения вид заразившего его гриба; описывать строение гриба-трутовика; приводить доказательства отрицательного влияния грибов-паразитов на растения. | §16, №56, повт. §13-15 | |||
Контрольно-обобщающий урок по теме «Царство Грибов» | Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Строение шляпочных грибов. Правила сбора грибов. Плесневые грибы и дрожжи. Грибы-паразиты | Научиться давать определения понятий темы; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов; различать бактериальную и грибную споры; объяснять их значение; приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; различать съедобные и ядовитые грибы; формулировать правила сбора грибов и правила доврачебной помощи при отравлении ими; работать с тестовыми заданиями. | - | |||
Царство Растения – 12 ч. | ||||||
Разнообразие, распространение и значение растений | Разнообразие, распространение и значение растений в природе и жизни человека. Ботаника– наука о растениях. Растения низшие и высшие | Выделять признаки биологических объектов. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения. Объяснять общность происхождения и эволюцию растений на примере сопоставления отдельных групп. Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнений. Раскрывать роль различных организмов в жизни человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды; понимать биологическое разнообразие. Осваивать приемы работы с определениями, распознавать и описывать растения разных отделов, распространенные растения своей местности. Находить информацию о растениях в различных источниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую. | Научиться характеризовать ботанику как науку о растениях; характеризовать растения как представителей самостоятельного царства живой природы; объяснять причины разделения растений на высшие и низшие; описывать растения, произрастающие в различных местах обитания; раскрывать роль растений в природе и жизни человека. | §17, №58 | ||
Одноклеточные водоросли. Л/р №7 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей» | Водоросли. Одноклеточные водоросли. Хроматофор. Хлорелла. Хламидомонада | Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности водорослей как низших растений; различать на рисунках и таблицах представителей одноклеточных водорослей. | §18 (с. 93-95), №62 | |||
Многоклеточные водоросли | Многоклеточные зеленые водоросли (слоевище, ризоиды). Водоросли бурые и красные. Значение водорослей в природе и жизни человека | Выделять существенные особенности строения многоклеточных водорослей; приводить примеры зеленых, бурых и красных многоклеточных водорослей; характеризовать значение различных водорослей в природе и жизни человека. | §18 (с. 95-101), №64 | |||
Лишайники | Лишайники - группа симбиотических организмов. Многообразие (кустистые, листовые и накипные) и распространение лишайников. Строение и питание, размножение, значение лишайников | Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; выделять у лишайников признаки растений и признаки грибов; различать накипные, листовые и кустистые лишайники; приводить примеры лишайников с разной формой слоевища; описывать места обитания лишайников; объяснять значение лишайников в природе и жизни человека. | §19, №66,67 | |||
Мхи. Л/р №8 «Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов) | Мхи - высшие споровые растения. Печеночные и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и жизни человека | Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов как высших споровых растений; различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов печеночные и листостебельные мхи; сравнивать мхи с многоклеточными водорослями и делать выводы на основе сравнения; объяснять значение спор в жизни мхов; описывать процесс размножения мхов на примере кукушкина льна; описывать особенности строения и жизнедеятельности сфагнума как основного торфообразующего мха; характеризовать \роль мхов в природе и жизни человека. | §20, №69 | |||
Плауны. Хвощи. Папоротники. Л/р №9 «Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника» | Папоротники. Хвощи. Плауны. Вайи, корневище, спорангии. Значение плаунов, хвощей и папоротников | Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников как высших споровых растений; сравнивать папоротники с другими высшими споровыми растениями; описывать места обитания споровых растений; объяснять значение воды для размножения споровых растений; различать и показывать на рисунках и натуральных объектах органы споровых растений, объяснять их функции. | §21, сообщение «Папоротник орляк» | |||
Голосеменные. Л/р №10 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов) | Высшие семенные растения - хвойные. Строение голосеменных растений. Многообразие и значение голосеменных растений. Мужская шишка, женская шишка, фитонциды | Научиться характеризовать особенности строения голосеменных как высших семенных растений; объяснять механизм образования семени у голосеменных растений; приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым; научиться различать на рисунках и натуральных объектах наиболее распространенные виды голосеменных растений; сравнивать голосеменные растения, произрастающие в разных условиях; характеризовать значение голосеменных растений в природе и жизни человека; приводить доказательства необходимости охраны голосеменных растений. | §22, №73 | |||
Покрытосеменные, или Цветковые | Покрытосеменные, или Цветковые растения. Многообразие и значение покрытосеменных. Жизненные формы и периоды жизни цветковых растений | Научиться характеризовать особенности строения цветковых растений как высших семенных растений; объяснять название данной группы растений – Покрытосеменные; описывать особенности строения цветка, выделять его главные части и околоцветник; объяснять значение цветка для размножения покрытосеменных растений; научиться различать однолетние, двулетние и многолетние растения, приводить примеры; выделять основные признаки различных жизненных форм растений, приводить примеры; характеризовать значение цветковых растений в природе и жизни человека. | §23, №75, 77 | |||
Происхождение растений | Происхождение растений. Методы изучения древних растений | Научиться описывать методы изучения древних растений; приводить доказательства усложнения строения растений в процессе эволюции. | §24 (с. 132-135), | |||
Основные этапы развития растительного мира | Начальные этапы развития растительного мира. Появление водорослей. Выход растений на сушу | Характеризовать этапы развития растительного мира; описывать строения первых наземных растений; характеризовать условия, в которых появились первые наземные растения; объяснять причины появления усложнения строения растений в результате их выхода на сушу; сравнивать растения различных групп; приводить доказательства преимущества семенных растений перед споровыми; характеризовать значение фотосинтеза для развития жизни на планете. | §24 (с. 136-139), №79, повт. §17-23 | |||
Контрольно- обобщающий урок по теме «Царство Растений» | Происхождение высших споровых растений. Развитие семенных растений | Научиться давать определения понятий; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы; описывать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности растений разных систематических групп; объяснять значение изучения древних и вымерших растений; характеризовать значение растений в природе и жизни человека; работать с тестовыми заданиями. | - | |||
Итоговый урок по теме «Бактерии. Грибы. Растения» | Научиться давать определения биологических понятий; классифицировать живые организмы; выделять существенные признаки различных групп живых организмов; различать представителей различных групп живых организмов на рисунках, в таблицах и среди натуральных объектов; характеризовать значение живых организмов в природе и жизни человека; работать с тестовыми заданиями. | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...