Рабочая программа 5 класс биология
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему

Беломестная Инна Витальевна

Рабочая программа по биологии 5 класс к учебнику В.В. Пасечник "Биология. Бактерии, грибы, растения" ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_pr_biol_5_kl.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Согласована.

Заседание МО учителей

естественнонаучного цикла

Протокол № ___ от

«__» ______________ 2015 г.

Принята и рекомендована

к утверждению.

Педагогический совет

Протокол № ___ от

«__» ______________ 2015 г.

Утверждена.

Директор МБОУ «Школа №32»

______________ Л.Е. Асадчих

Приказ № ___ от

«__» ______________ 2015 г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным

изучением отдельных предметов № 32»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ

«БИОЛОГИЯ»

5 КЛАСС. БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

Составила: учитель биологии Беломестная И.В.

КУРСК – 2015 г.


Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по биологии (5 – 9 классы. Авторы В. В. Пасечник, В. В. Латюшин, Г. Г. Швецов), базисного учебного плана и ориентирована на использование учебника В.В. Пасечника (М.: Дрофа, 2015).

В соответствии с базисным учебным планом курс «Биология» в 5 классе изучается 1 час в неделю. На прохождение программного материала отводится 34 часа в год. Отбор форм организации обучения осуществляется с учетом естественно-научного содержания. Большое внимание уделяется лабораторным и практическим работам, минимум которых определен в каждом разделе программы.

Введение курса биологии в 5 классе «Бактерии. Грибы. Растения» имеет комплексный характер, так как включает основы различных биологических наук о растениях: морфологии, анатомии, физиологии, экологии, фитоценологии, микробиологии, растениеводства. Содержание и структура этого курса обеспечивают выполнение требований к уровню подготовки школьника, развитие творческих умений, научного мировоззрения, гуманности, экологической культуры, а также привитие самостоятельности, трудолюбия и заботливого отношения к природе. Последовательность тем обусловлена логикой развития основных биологических понятий, рассмотрением биологических явлений от клеточного уровня строения растений к надорганизменному - биогеоценотическому - и способствует формированию эволюционного и экологического мышления, ориентирует на понимание взаимосвязей в природе как основы жизнедеятельности живых систем, роли человека в этих процессах.

Содержание курса направлено на формирование у школьников представлений об отличительных особенностях живой природы, ее многообразии и эволюции, а также на обеспечение эмоционально-ценностного понимания высокой значимости жизни, ценности знаний о своеобразии царств растений, бактерий и грибов в системе биологических знаний, на формирование научной картины мира, понимания биологического разнообразия в природе как результата эволюции и как основы ее устойчивого развития, на формирование способности использовать приобретенные знания в практической деятельности.

Основу изучения курса биологии составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия организмов переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах. Экологические понятия вводятся с первых уроков при ознакомлении обучающихся с многообразными проявлениями свойств организмов, взаимосвязями растений, бактерий и грибов с окружающей средой, при изучении значения растений в природе.

Цели

  • освоение важнейших знаний об основных понятиях ботаники;
  • овладение умениями наблюдать природные явления, проводить эксперименты; применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
  • развитие познавательных процессов и интеллектуальных способностей в процессе проведения эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
  • воспитание отношения к биологии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элемента общечеловеческой культуры;
  • использование полученных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде.

Программа предусматривает формирование у обучающихся умений и навыков, универсальных способов деятельности. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Биология» являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.

Результаты освоение предмета

Личностные результаты

  • осознание единства и целостности окружающего мира, возможности его познания и объяснения на основе достижений науки;
  • сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического восприятия живых объектов;
  • осознание потребности и готовности к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы;
  • знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
  • оценка жизненных ситуаций с точки зрения безопасного образа жизни и сохранения здоровья;
  • формирование экологического мышления: умение оценивать свою деятельность и поступки других людей с точки зрения сохранения окружающей среды – гаранта жизни и благополучия людей на Земле.

Метапредметные результаты

Познавательные УУД:

  • умения работать с разными источниками информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать ее из одной формы в другую;
  • умения составлять тезисы, различные виды планов, структурировать учебный материал, давать определения понятий;
  • умения проводить наблюдения, ставить элементарные эксперименты и объяснять полученные результаты;
  • умения сравнивать и классифицировать, самостоятельно выбирая критерии для указанных логических операций;
  • умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;
  • умения создавать схематические модели с выделение существенных характеристик объектов;
  • умения определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

Личностные УУД

  • уважительное отношение к окружающим, умение соблюдать культуру поведения и терпимость при взаимодействии со взрослыми и сверстниками;
  • способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к живой природе, здоровью своему и окружающих;
  • осознание потребности в справедливом оценивании своей работы и работы окружающих;
  • умение применять полученные знания в практической деятельности;
  • умение эстетически воспринимать объекты природы;
  • определение жизненных ценностей, ориентация на понимание причин успехов и неудач в деятельности;
  • умение преодолевать трудности в процессе достижения намеченных целей.

Регулятивные УУД

  • умение организовать свою учебную деятельность: определять цель работы, ставить задачи, планировать – определять последовательность действий и прогнозировать результаты работы;
  • умения самостоятельно выдвигать варианты решения задач, предвидеть конечные результаты работы, выбирать средства достижения цели;
  • умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно;
  • владение основами самоконтроля и самооценки принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.

Коммуникативные УУД

  • умения слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;
  • умения интегрироваться и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;
  • умения адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты

  • понимать смысл биологических терминов;
  • характеризовать методы биологической науки (наблюдение, эксперимент, измерение) и оценивать их роль в познании живой природы;
  • осуществлять элементарные биологические исследования;
  • перечислять свойства живого;
  • выделять существенные признаки клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
  • описывать процессы: обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение;
  • различать на рисунках, таблицах и натуральных объектах основные группы живых организмов, а также основные группы растений;
  • сравнивать биологические объекты и процессы;
  • делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  • характеризовать особенности строения и жизнедеятельности изученных групп живых организмов;
  • определять роль в природе различных групп организмов;
  • объяснять роль живых организмов в круговороте веществ в биосфере;
  • составлять элементарные пищевые цепи;
  • приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;
  • находить черты, свидетельствующие об усложнении и упрощении строения живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;
  • объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйственной деятельности человека;
  • различать съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
  • описывать порядок оказания первой доврачебной помощи пострадавшим;
  • формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии при выполнении лабораторных работ;
  • проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов;
  • демонстрировать знание основных правил поведения в природе и основ здорового образа жизни;
  • анализировать и оценивать последствия деятельности человека в природе;
  • демонстрировать знание и соблюдать правила работы в кабинете биологии;
  • соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами;
  • демонстрировать навыки оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами и растениями;
  • уметь оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.

Содержание учебного предмета

Раздел 1. Введение (6 часов)

Содержание раздела:

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей. Методы исследования в биологии. Правила работы в кабинете биологии, правила работы с биологическими приборами и инструментами. Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Демонстрации: гербарии, комнатные растения, презентации по теме.

Практическая работа: Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Раздел 2. Клеточное строение организмов (7 часов)

Содержание раздела:

Устройство увеличительных приборов. Порядок работы с микроскопом. Строение клеток: оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл. Химический состав клетки: органические и неорганические вещества (углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты). Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Понятия: межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, хромосомы. Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные.

Демонстрации:

Устройство увеличительных приборов, клеточное строение организмов, клетки растений, грибов, бактерий. Растительные ткани. Презентации к урокам.

Лабораторные и практические работы:

  • устройство лупы и рассматривание с ее помощью клеточного строения растений;
  • устройство микроскопа и приемы работы с ним;
  • приготовление и рассматривание препарата кожицы чешуи лука под микроскопом.

Раздел 3. Царство Бактерии (3 часа)

Содержание раздела:

Бактерии - древнейшие обитатели нашей планеты. Строение и жизнедеятельность бактерий. Форма бактерий, строение, распространение, питание, размножение бактерий. Бактерии сине-зеленые, сапротрофы, паразиты. Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, почвенные бактерии (азотфиксирующие), болезнетворные бактерии.

Демонстрации:

Корень растения семейства Бобовые, растения, пораженные болезнетворными бактериями. Презентации к урокам.

Раздел 4. Царство Грибы (6 часов)

Содержание раздела:

Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Питание, строение, размножение, роль грибов в природе и жизни человека. Строение шляпочных грибов. Мицелий. Образование спор. Симбиоз грибов и растений. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Выращивание грибов. Плесневые грибы и дрожжи. Пеницилл. Мукор. Грибы-паразиты. Заболевания, вызываемые грибами-паразитами.

Демонстрации:

Муляжи шляпочных грибов. Продукты, пораженные плесневыми грибами. Гриб трутовик. Презентации к урокам.

Лабораторные работы:

- Строение плодовых тел шляпочных грибов.

- Плесневый гриб мукор.

- Строение дрожжей.

Раздел 5. Царство Растения (12 часов)

Содержание раздела:

Разнообразие, распространение и значение растений в природе и жизни человека. Ботаника - наука о растениях. Растения низшие и высшие. Водоросли. Одноклеточные водоросли. Многоклеточные зеленые водоросли (слоевище, ризоиды). Водоросли бурые и красные. Значение водорослей в природе и жизни человека. Лишайники - группа симбиотических организмов. Многообразие (кустистые, листовые и накипные) и распространение лишайников. Строение и питание, размножение, значение лишайников.

Мхи – высшие споровые растения. Печеночные и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и жизни человека. Папоротники. Хвощи. Плауны. Вайи, корневище, спорангии. Значение плаунов, хвощей и папоротников. Высшие голосеменные растения - хвойные. Строение голосеменных растений. Многообразие и значение голосеменных растений. Покрытосеменные, или Цветковые растения. Многообразие и значение покрытосеменных. Жизненные формы и периоды жизни цветковых растений. Происхождение растений. Основные этапы развития растительного мира. Методы изучения древних растений.

Демонстрации:

Одноклеточные и многоклеточные водоросли, разные виды лишайников, мхи, папоротники, гербарий растений. Презентации к урокам.

Лабораторные работы:

- Строение зеленых одноклеточных водорослей.

- Строение мха.

- Строение спороносящего хвоща.

- Строение спороносящего папоротника.

- Строение хвои и шишек хвойных


Перечень учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса

1. Перечень рекомендуемой литературы, используемой педагогом при  составлении   программы и организации образовательного процесса

  • Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/сост. Е.С. Савинов. М.: Просвещение, 2011.
  • Примерные программы по учебным предметам. Биология. 6-9 классы. Естествознание. 5 класс. М.: Просвещение, 2010.
  • Интерактивное оборудование и интернет ресурсы в школе. Биология. 6 кл.: Пособие для учителей общеобразовательных школ / Н.Г. Ионина, Е.Г. Квашин. М.: Просвещение-регион, 2011.
  • Рабочая программа по биологии. 5 класс/сост. С.Н. Шестакова. М.: ВАКО, 2015.

2. Перечень литературы, рекомендованной для учащихся

  • Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: учеб, для общеобразоват. учреждений/ В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2015.
  • Биология: Бактерии, грибы, растения. 5 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В.В. Пасечника «Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 кл.» / В.В. Пасечник. М.: Дрофа, 2015.
  • Энциклопедия «Я познаю мир. Растения» / Багрова Л.А. М.: «АСТ», 2008. 512 с.

3. Перечень методических, дидактических и учебных пособий, обеспечивающих изучение данного учебного предмета

  • Контрольно-измерительные материалы. Биология. 5 класс/сост. Н.А. Богданов. М.: ВАКО, 2014.

4. Перечень Интернет-ресурсов, электронных  образовательных ресурсов

Тематическое планирование

Разделы

 курса

Кол-во

часов

УУД

Практическая часть

личностные

познавательные

регулятивные

коммуникативные

Введение

6

1.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2. формирование основ экологического сознания и необходимости бережного отношения к живой природе.

3.знание основных принципов и правил отношения к живой природе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;

4.формирование познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение живой природы; интеллектуальных умений; эстетического отношения к живым объектам.

1.Наблюдать сезонные изменения в жизни растений;

2.давать определение понятиям.

3.Овладение составляющими исследовательской деятельности, включая умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям;

4.умение работать с разными источниками биологической информации;

5.Уметь анализировать и сравнивать изучаемые объекты;

6.осуществлять описание изучаемого объекта;

7.определять отношения объекта с другими объектами;

8.определять существенные признаки объекта;

9.классифицировать объекты.

1.Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы своей познавательной деятельности;

2.умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований

3.осуществлять поиск и отбор источников информации в соответствии с учебной задачей

1.Формирование коммуникативной компетентности в  общении и сотрудничестве с учителями, со сверстниками в процессе образовательной, учебноисследовательской и других видах деятельности;

2.овладеть опытом межличностной коммуникации (корректное ведение диалога, участие в работе группы в соответствии с обозначенной ролью).

3. умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.

4. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; 5.формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение

П/р – 1, к/р - 1

Клеточное строение организмов

7

Л/р – 4, к/р - 1

Царство Бактерии

3

К/р - 1

Царство Грибы

6

Л/р – 2, к/р - 2

Царство Растения

12

Л/р – 4, к/р - 2


Поурочное планирование

урока

Тема урока

Основное содержание

Характеристика деятельности учащихся

Результаты основных видов деятельности учащихся

Домашнее задание

Дата урока

Введение – 6 ч.

Биология - наука о живой природе

Биология как наука. Роль биологии в практической деятельности людей

Характеризовать признаки и многообразие биологических объектов: растений, грибов, бактерий. Изучать биологические объекты и процессы: наблюдать рост и развитие растений, сезонные изменения в природе.

Проводить простые биологические исследования.

Наблюдения за ростом и развитием растений.

Выделять приспособления организмов к среде обитания, анализировать и оценивать влияние собственных поступков на живые организмы - растения.

Объяснять роль биологии в практической деятельности людей. Соблюдать правила работы с биологическими приборами и инструментами, правила работы в кабинете биологии.

Научиться давать определения понятий биология, биосфера, экология; выделять биологические науки и называть объекты и процессы, изучением которых они занимаются; характеризовать биосферу как живую оболочку планеты; показывать границы биосферы и объяснять причины обитания организмов только в этих пределах; объяснять значение биологии для различных отраслей народного хозяйства; приводить доказательства необходимости биологических знаний для сохранения природы.

§1, №2,3,4, выучить определения

А

Б

В

Методы исследования в биологии. П/р «Проведение фенологических наблюдений за изменениями происходящими в жизни растений осенью»

Методы исследования в биологии. Правила работы в кабинете биологии, с биологическими приборами и инструментами

Научиться демонстрировать знание методов научного исследования, применяемых в биологии; различать наблюдение, измерение, эксперимент и приводить примеры использования этих методов; называть приборы биологической лаборатории и объяснять их назначение; формулировать правила техники безопасности в кабинете биологии; проводить фенологические наблюдения.

§2, №8,9

Царства живых организмов. Признаки живого

Разнообразие организмов. Отличительные признаки представителей разных царств живой природы

Научиться давать определения понятий раздражимость, рост, развитие; называть царства живой природы и характеризовать признаки представителей каждого царства; выделять отличительные признаки живых организмов и характеризовать их; объяснять значение процесса размножения в природе; составлять элементарные пищевые цепи.

§3, составить план §, № 13

Среды обитания организмов

Среды обитания организмов: наземно-воздушная среда, вода, почва, тела живых организмов

Научиться называть среды обитания живых организмов и давать их характеристику; различать на рисунках, в таблицах и среди натуральных объектов обитателей различных сред; сравнивать особенности строения организмов, обитающих в различных средах; объяснять причины появления приспособлений для жизни в той или иной среде обитания.

§4, составить план §, № 15

Экологические факторы и их влияние на живые организмы

Экологические факторы и их влияние на живые организмы. Абиотические, биотические и антропогенные факторы

Научиться давать определение понятия экологические факторы; различать биотические, абиотические и антропогенные экологические факторы; характеризовать влияние экологических факторов на живые организмы; приводить доказательства взаимосвязи и взаимозависимости компонентов природы; приводить примеры положительного и отрицательного влияния деятельности человека на природу.

§5, № 18, 19, повт. §1-4

Контрольно-обобщающий урок по теме «Введение в биологию»

Разнообразие организмов. Среды обитания организмов. Экологические факторы и их влияние на живые организмы.

Научиться давать определения понятий темы; объяснять значение биологии для развития различных отраслей народного хозяйства; классифицировать живые организмы, свойства живых организмов; сравнивать объекты и процессы по определенным критериям; описывать организмы, обитающие в разных средах; работать с тестовыми заданиями.

-

Клеточное строение организмов – 7 ч.

Устройство увеличительных приборов. Л/р №1 «Знакомство с увеличительными приборами»

Устройство увеличительных приборов. Порядок работы с микроскопом

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки.

Выделять существенные признаки биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ. Различать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды клетки. Наблюдать органоиды и части клетки под микроскопом и описывать их. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения.

Научиться давать определение понятия клетка; объяснять значение увеличительных приборов для изучения клетки; описывать устройство увеличительных приборов (лупа и школьный микроскоп); определять увеличение микроскопа; формулировать правила работы с микроскопом; называть последовательность действий при работе с микроскопом.

§6, №23

Строение клетки 

Строение клеток: оболочка, цитоплазма, ядро, ядрышко, вакуоли, пластиды, хлоропласты, пигменты, хлорофилл

Научиться давать определение понятия клетка; описывать особенности строения растительной клетки как единицы строения растительного организма; различать на рисунках и микропрепаратах основные части и структуры растительной клетки.

§7, №24, 27

Строение клетки. Л/р №2 «Приготовление и рассматривание препарата чешуи лука под микроскопом»

Приготовление препарата сочной чешуи луковицы Лука репчатого

Научиться готовить микропрепарат кожицы чешуи лука; объяснять значение пластид в растительной клетке; называть главный пигмент в растительной клетке; сравнивать клетки мякоти плодов и клетки кожицы чешуи лука.

§7, №28

Химический состав клетки

Химический состав клетки: органические и неорганические вещества (углеводы, белки, жиры, нуклеиновые кислоты)

Научиться характеризовать хим. состав клетки; различать понятия хим. элемент и хим. вещество; классифицировать вещества, входящие в состав клетки; объяснять значение неорг. и орг. веществ в клетке; соотносить вещества с функциями, которые они выполняют в клетке.

§8, №29

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Л/р №3 «Приготовление препарата и рассматривание под микроскопом движения цитоплазмы в клетках листа элодеи»

Жизнедеятельность клетки, ее деление и рост. Понятия межклетники, межклеточное вещество, движение цитоплазмы, хромосомы

Научиться описывать основные процессы жизнедеятельности клетки; наблюдать при помощи увеличительных приборов за движением цитоплазмы; описывать процесс взаимодействия между соседними клетками; объяснять значение хромосом; характеризовать процесс деления клетки; различать молодые и старые растительные клетки.

§9, №32

Ткани. Л/р №4 «Рассматривание под микроскопом готовых микропрепаратов различных растительных тканей»

Ткани, органы, системы органов, их взаимосвязь как основа целостности многоклеточного организма. Виды тканей: образовательные, основные, проводящие, механические, покровные

Научиться давать определение понятия ткань; различать на рисунках, в таблицах, среди микропрепаратов типы растительных тканей; объяснять значение каждого типа ткани в растительном организме; устанавливать взаимосвязь между особенностями строения тканей и функциями, которые они выполняют.

§10, №38, повт. §6-9

Контрольно-обобщающий урок по теме «Клеточное строение»

Устройство увеличительных приборов. Строение клеток. Химический состав клетки. Жизнедеятельность клетки. Ткани

Научиться давать определения понятий темы; описывать устройство микроскопа; определять увеличение микроскопа; формулировать правила работы с микроскопом; готовить микропрепараты; характеризовать особенности строения растительных клеток и растительных тканей; объяснять значение хим. элементов и хим. веществ в клетке; описывать процессы движения цитоплазмы, роста и деления клетки; работать с тестовыми заданиями.

-

Царство Бактерии – 3 ч.

Строение и жизнедеятельность бактерий

Бактерии - древнейшие обитатели нашей планеты.Строение и жизнедеятельность бактерий. Форма бактерий, строение, распространение, питание, размножение бактерий. Бактерии сине-зеленые, сапротрофы, паразиты

Выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности клетки.

Выделять существенные признаки биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ.

Различать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды клетки. Наблюдать органоиды и части клетки под микроскопом и описывать их. Сравнивать биологические объекты (клетки, ткани) и делать выводы на основе сравнения.

Научиться описывать особенности строения бактериальной клетки; различать формы бактериальных клеток и называть их; называть причины широкого распространения бактерий; характеризовать процессы питания, размножения и спорообразования у бактерий; сравнивать способы питания сапротрофных бактерий и бактерий-паразитов; объяснять значение спорообразования в жизни бактерий; выращивать культуру сенной палочки.

§11, №42

Роль бактерий в природе и жизни человека

Роль бактерий в природе и жизни человека. Бактерии разложения и гниения, почвенные бактерии (азотфиксирующие), болезнетворные бактерии

Научиться характеризовать роль бактерий в природе; объяснять суть понятия симбиоз; описывать процесс участия бактерий в круговороте веществ; приводить примеры положительной и отрицательной роли бактерий в жизни человека; объяснять понятие эпидемия; формулировать правила, позволяющие избежать заражения болезнетворными бактериями.

§12, №46,47. Повт. §11

Контрольно - обобщающий урок по теме «Царство Бактерий»

Строение и жизнедеятельность бактерий. Роль бактерий в природе и жизни человека

Научиться давать определения понятий темы; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности бактериальной клетки; сравнивать бактериальную клетку с растительной и делать выводы на основе сравнения; различать формы бактериальных клеток; объяснять значение спорообразования у бактерий; приводить примеры положительной и отрицательной роли бактерий в природе и жизни человека; устанавливать соответствие между бактериями и их ролью в природе и жизни человека; работать с тестовыми заданиями.

-

Царство Грибы – 6 ч.

Общая характеристика грибов. Л/р №5 «Строение плодовых тел шляпочных грибов»

Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Питание, строение, размножение, роль грибов в природе и жизни человека

Различать на таблицах и выделять существенные признаки строения и жизнедеятельности грибов. Объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Выделять существенные признаки биологических процессов: обмен веществ и превращение энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ.

Сравнивать процессы жизнедеятельности у различных организмов, делать выводы на основе сравнения.

Сравнивать биологические эксперименты по изучению процессов жизнедеятельности организмов и объяснять их результаты. Приводить доказательства необходимости соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых грибами

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов как представителей самостоятельного царства живой природы; описывать процессы питания и размножения грибов; различать одно- и многоклеточные грибы; приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.

§13, №48,49

Шляпочные грибы

Строение шляпочных грибов. Мицелий. Образование спор. Симбиоз грибов и растений

Научиться описывать особенности строения шляпочного гриба; различать на рисунках и муляжах трубчатые и пластинчатые шляпочные грибы; объяснять значение спорообразования у грибов; сравнивать споры бактерий и грибов ; объяснять значение симбиоза между шляпочными грибами и растениями.

§14 (с.70-73)

Шляпочные грибы (продолжение)

Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов. Выращивание грибов

Различать наиболее распространенные съедобные и ядовитые грибы; формулировать правила сбора грибов и правила оказания первой доврачебной помощи при отравлении ими; описывать процесс выращивания шляпочных грибов в искусственных условиях.

§14 (с. 73-76), №51, сообщения

Плесневые грибы и дрожжи. Л/р №6 «Изучение особенностей строения плесневого гриба мукора и дрожжей»

Плесневые грибы и дрожжи. Пеницилл. Мукор

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности плесневых грибов и дрожжей; различать мукор, пеницилл и дрожжи на рисунках и натуральных объектах; выращивать культуру мукора и дрожжей; готовить микропрепараты плесневых грибов и дрожжей; объяснять значение мукора, пеницилла и дрожжей в природе и жизни человека.

§15, №54

Грибы-паразиты

Грибы-паразиты. Заболевания, вызываемые грибами-паразитами

Научиться давать определение понятия паразит; сравнивать симбиоз и паразитизм; приводить примеры паразитических грибов; определять по внешним признакам растения вид заразившего его гриба; описывать строение гриба-трутовика; приводить доказательства отрицательного влияния грибов-паразитов на растения.

§16, №56, повт. §13-15

Контрольно-обобщающий урок по теме «Царство Грибов»

Особенности строения и жизнедеятельности грибов. Строение шляпочных грибов. Правила сбора грибов. Плесневые грибы и дрожжи.

Грибы-паразиты

Научиться давать определения понятий темы; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов; различать бактериальную и грибную споры; объяснять их значение; приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; различать съедобные и ядовитые грибы; формулировать правила сбора грибов и правила доврачебной помощи при отравлении ими; работать с тестовыми заданиями.

-

Царство Растения – 12 ч.

Разнообразие, распространение и значение растений

Разнообразие, распространение и значение растений в природе и жизни человека. Ботаника– наука о растениях. Растения низшие и высшие

Выделять признаки биологических объектов. Различать на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения, опасные для человека растения.

Объяснять общность происхождения и эволюцию растений на примере сопоставления отдельных групп.

Сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнений. Раскрывать роль различных организмов в жизни человека; взаимосвязь организмов и окружающей среды; понимать биологическое разнообразие. Осваивать приемы работы с определениями, распознавать и описывать растения разных отделов, распространенные растения своей местности.

Находить информацию о растениях в различных источниках, анализировать и оценивать ее, переводить из одной формы в другую.

Научиться характеризовать ботанику как науку о растениях; характеризовать растения как представителей самостоятельного царства живой природы; объяснять причины разделения растений на высшие и низшие; описывать растения, произрастающие в различных местах обитания; раскрывать роль растений в природе и жизни человека.

§17, №58

Одноклеточные водоросли. Л/р №7 «Изучение особенностей строения зеленых водорослей»

Водоросли. Одноклеточные водоросли. Хроматофор. Хлорелла. Хламидомонада

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности водорослей как низших растений; различать на рисунках и таблицах представителей одноклеточных водорослей.

§18 (с. 93-95), №62

Многоклеточные водоросли

Многоклеточные зеленые водоросли (слоевище, ризоиды). Водоросли бурые и красные. Значение водорослей в природе и жизни человека

Выделять существенные особенности строения многоклеточных водорослей; приводить примеры зеленых, бурых и красных многоклеточных водорослей; характеризовать значение различных водорослей в природе и жизни человека.

§18 (с. 95-101), №64

Лишайники

Лишайники - группа симбиотических организмов. Многообразие (кустистые, листовые и накипные) и распространение лишайников. Строение и питание, размножение, значение лишайников

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности лишайников как симбиотических организмов; выделять у лишайников признаки растений и признаки грибов; различать накипные, листовые и кустистые лишайники; приводить примеры лишайников с разной формой слоевища; описывать места обитания лишайников; объяснять значение лишайников в природе и жизни человека.

§19, №66,67

Мхи. Л/р №8 «Изучение особенностей строения мха» (на примере местных видов)

Мхи - высшие споровые растения. Печеночные и листостебельные мхи. Значение мхов в природе и жизни человека

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности мхов как высших споровых растений; различать на рисунках, таблицах и среди натуральных объектов печеночные и листостебельные мхи; сравнивать мхи с многоклеточными водорослями и делать выводы на основе сравнения; объяснять значение спор в жизни мхов; описывать процесс размножения мхов на примере кукушкина льна; описывать особенности строения и жизнедеятельности сфагнума как основного торфообразующего мха; характеризовать \роль мхов в природе и жизни человека.

§20, №69

Плауны. Хвощи. Папоротники. Л/р №9 «Изучение особенностей строения спороносящего хвоща и спороносящего папоротника»

Папоротники. Хвощи. Плауны. Вайи, корневище, спорангии. Значение плаунов, хвощей и папоротников

Научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности плаунов, хвощей и папоротников как высших споровых растений; сравнивать папоротники с другими высшими споровыми растениями; описывать места обитания споровых растений; объяснять значение воды для размножения споровых растений; различать и показывать на рисунках и натуральных объектах органы споровых растений, объяснять их функции.

§21, сообщение «Папоротник орляк»

Голосеменные. Л/р №10 «Изучение особенностей строения хвои и шишек хвойных растений» (на примере местных видов)

Высшие семенные растения - хвойные. Строение голосеменных растений. Многообразие и значение голосеменных растений. Мужская шишка, женская шишка, фитонциды

Научиться характеризовать особенности строения голосеменных как высших семенных растений; объяснять механизм образования семени у голосеменных растений; приводить доказательства преимущества семенного размножения перед споровым; научиться различать на рисунках и натуральных объектах наиболее распространенные виды голосеменных растений; сравнивать голосеменные растения, произрастающие в разных условиях; характеризовать значение голосеменных растений в природе и жизни человека; приводить доказательства необходимости охраны голосеменных растений.

§22, №73

Покрытосеменные, или Цветковые

Покрытосеменные, или Цветковые растения. Многообразие и значение покрытосеменных. Жизненные формы и периоды жизни цветковых растений

Научиться характеризовать особенности строения цветковых растений как высших семенных растений; объяснять название данной группы растений – Покрытосеменные; описывать особенности строения цветка, выделять его главные части и околоцветник; объяснять значение цветка для размножения покрытосеменных растений; научиться различать однолетние, двулетние и многолетние растения, приводить примеры; выделять основные признаки различных жизненных форм растений, приводить примеры; характеризовать значение цветковых растений в природе и жизни человека.

§23, №75, 77

Происхождение растений

Происхождение растений. Методы изучения древних растений

Научиться описывать методы изучения древних растений; приводить доказательства усложнения строения растений в процессе эволюции.

§24 (с. 132-135),

Основные этапы развития растительного мира

Начальные этапы развития растительного мира. Появление водорослей. Выход растений на сушу

Характеризовать этапы развития растительного мира; описывать строения первых наземных растений; характеризовать условия, в которых появились первые наземные растения; объяснять причины появления усложнения строения растений в результате их выхода на сушу; сравнивать растения различных групп; приводить доказательства преимущества семенных растений перед споровыми; характеризовать значение фотосинтеза для развития жизни на планете.

§24 (с. 136-139), №79, повт.  §17-23

Контрольно- обобщающий урок по теме «Царство Растений»

Происхождение высших споровых растений. Развитие семенных растений

Научиться давать определения понятий; характеризовать особенности строения и жизнедеятельности растений как представителей самостоятельного царства живой природы; описывать и сравнивать особенности строения и жизнедеятельности растений разных систематических групп; объяснять значение изучения древних и вымерших растений; характеризовать значение растений в природе и жизни человека; работать с тестовыми заданиями.

-

Итоговый урок по теме «Бактерии. Грибы. Растения»

Научиться давать определения биологических понятий; классифицировать живые организмы; выделять существенные признаки различных групп живых организмов; различать представителей различных групп живых организмов на рисунках, в таблицах и среди натуральных объектов; характеризовать значение живых организмов в природе и жизни человека; работать с тестовыми заданиями.

-


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...