Рабочая программа по биологии 9 класс
рабочая программа по биологии (9 класс) на тему
Рабочая программа по биологии 9 класс по учебнику И.Н. Пономарева, О.И. Корнилова, Н.М. Чернова 2 часа в неделю
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma_biologiya_9_kl_2_ch.docx | 58.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Богучарская средняя общеобразовательная школа №2»
Согласовано Утверждаю
Зам. директора по УВР Директор
МКОУ «Богучарская СОШ №2» МКОУ «Богучарская СОШ №2»
__________ /Дворникова О.А./ ____________ /Булах И.П./
«___ » августа 2015 г приказ от «___» августа 2015 г № ___
Рабочая программа
по биологии
9 класс
(И.Н. Пономарева, О.И. Корнилова, Н.М. Чернова)
Составила: учитель биологии Хаустова О.А.
Количество часов – 68 часов (2 ч в неделю)
Рассмотрено на заседании ШМО
учителей естественных наук
протокол №1 от «__ » августа 2015 г.
Руководитель ШМО _____ /Хаустова О.А./
2015/2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основании программы авторского коллектива под руководством И.Н. Пономаревой «Природоведение. Биология. Экология», разработанной в соответствии с федеральным компонентом государственных общеобразовательных стандартов основного и общего образования Москва изд. Центр «Вентана-Граф» 2009 г. Изучение курса «Общая биология» обусловлено тем, что для достижения базового уровня биологического образования необходимо добиться определенной завершенности знаний об условиях жизни, закономерностях живой природы и о зависимостях в ее процессах и явлениях. Хотя в основы курса включены основы различных областей биологии, его отличает целостность, поскольку главной идеей является выделение закономерностей развития и разнообразия жизни на Земле, взаимосвязей этих процессов и роли их в культуре человечества. Содержание программы отражает состояние науки и ее взаимосвязи с решением современных проблем общества. Учитывая, что проблема экологического образования приобрела в наши дни первостепенное значение, в программе «Общей биологии» существенное место занимает тема «Основы общей экологии», экологический аспект введен и в другие разделы курса.
Изучение общей биологии направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях
овладение умениями применять биологические знания, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей
воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью, культуры поведения в природе
использование приобретённых знаний и умений в повседневной жизни для: соблюдения правил поведения в окружающей среде, в опасных и чрезвычайных ситуациях как основ безопасности собственной жизни, культуры отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.
Задачи раздела «Общая биология»
Обучения: создать условия для формирования у учащихся предметной и учебно-исследовательской компетентностей:
обеспечить усвоение учащимися знаний по общей биологии в соответствии со стандартом биологического образования
добиться понимания школьниками практической значимости биологических знаний
продолжить формирование у школьников общеучебных умений: выдвигать гипотезы, ставить цели, выбирать методы и средства их достижения, анализировать, обобщать и делать выводы через лабораторные работы
Развития: создать условия для развития у школьников интеллектуально эмоциональной, мотивационной и волевой сферы,
особое внимание обратить на развитие у девятиклассников моторной памяти, критического мышления,
продолжить развивать у учеников уверенность в себе, закрепить умение достигать поставленной цели.
Воспитания: способствовать воспитанию совершенствующихся социально-успешных личностей, продолжить нравственное воспитание учащихся и развитие коммуникативной компетентности (умения жить в обществе: общаться, сотрудничать и уважать окружающих).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: И.Н. Пономарева, О.И. Корнилова, Н.М. Чернова «Основы общей биологии» 9 класс, М., «Вентана - Граф», 2009 года. Рабочая программа предусматривает некоторые изменения по сравнению с авторской программой: изменения связаны с уменьшением количества часов в теме.
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
- Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2003г.)
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
- Поурочное планирование «Изучение курса «Основы общей биологии 9 класс» Н.Ф. Бодрова. Воронеж. 2003.
- Тесты «Биология» 6 – 11 класс. М.: Дрофа, 2000.
Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 9-го класса предусматривает обучение биологии в объеме 2 часа в неделю, всего 68 часов.
График контрольных и лабораторных работ 2015-2016 уч. г.
класс | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | ||||
КР | ЛР | КР | ЛР | КР | ЛР | КР | ЛР | |
9а | №1 15.09 №2 16.09 №3 23.09 | №1 14.10 | №4 21.10 | №2 10.11 | №5 18.11 | №3 16.12 | №6 09.12 №7 09.12 | |
9б | №1 15.09 №2 16.09 №3 23.09 | №1 14.10 | №4 21.10 | №2 10.11 | №5 18.11 | №3 16.12 | №6 09.12 №7 09.12 |
класс | январь | февраль | март | апрель | май | |||||
КР | ЛР | КР | ЛР | КР | ЛР | КР | ЛР | КР | ЛР | |
9а | №4 03.02 | №5 15.03 | №8 01.03 №9 02.03 №10 09.03 | №11 20.04 | №6 17.05 | |||||
9б | №4 03.02 | №5 15.03 | №8 01.03 №9 02.03 №10 09.03 | №11 20.04 | №6 17.05 |
Содержание курса
Тема 1. Введение в основы общей биологии (4 часа)
Биология – наука о живом мире.
Разнообразие и общие свойства живых организмов. Признаки живого: клеточное строение, обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, гомеостаз, рост, развитие, воспроизведение, движение, адаптация.
Многообразие форм жизни, их роль в природе. Уровни организации живой природы.
Экскурсия: Особенности региональной флоры и фауны.
Тема 2. Основы учения о клетке (10 часов)
Краткий экскурс в историю изучения клетки. Цитология – наука, изучающая клетку.
Клетка как основная структурная и функциональная единица организмов.
Разнообразие клеток: эукариоты и прокариоты, автотрофы и гетеротрофы (на примере строения клеток животных и растений). Вирусы – неклеточная форма жизни.
Химический состав клетки: неорганические и органические вещества, их разнообразие и свойства. Вода и её роль в клетках. Углеводы, жиры и липиды. Белки, аминокислоты. Структура и функции белков в клетке. Ферменты, их роль. Нуклеиновые кислоты, их структура и функции. Механизм самоудвоения ДНК.
Строение клетки. Строение и функции ядра. Строение хромосом. Цитоплазма и основные органоиды, их функции в клетке.
Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности клетки.
Биосинтез белка в клетке. Биосинтез углеводов в клетке (фотосинтез). Роль пигмента хлорофилла. Космическая роль зелёных растений.
Обеспечение клетки энергией в процессе дыхания. Воздействие факторов внешней среды на процессы в клетке.
Лабораторные работы: Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток. Активность ферментов. Проницаемость мембран.
Тема 3. Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) (5 часов)
Типы размножения организмов: половое и бесполое. Вегетативное размножение.
Деление клетки эукариот. Клеточный цикл: подготовка клетки к делению (интерфаза), митоз и его фазы. Деление клетки прокариот.
Сущность мейоза. Особенности половых клеток. Оплодотворение. Сущность зиготы. Биологическая роль полового и бесполого способов размножения.
Онтогенез и его этапы. Эмбриональное и постэмбриональное развитие организмов. Влияние факторов среды на онтогенез. Вредное действие алкоголя, курения и наркотиков на онтогенез человека. Экологическое состояние территории проживания и здоровье местного населения.
Лабораторная работа. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток.
Тема 4. Основы учения о наследственности и изменчивости (11часов)
Краткий экскурс в историю генетики. Основные понятия генетики: ген, генотип, фенотип, наследственность, изменчивость. Закономерности изменчивости организмов.
Закономерности наследования признаков. Генетические эксперименты Г.Менделя. Закон единообразия гибридов первого поколения. Закон расщепления. Доминантные и рецессивные признаки. Гомозиготы и гетерозиготы.
Хромосомная теория наследственности. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола. Наследование признаков, сцепленных с полом. Наследственные болезни человека. Значение генетики в медицине и здравоохранении.
Закономерности изменчивости. Виды изменчивости: наследственная и ненаследственная. Генотипическая (комбинативная и мутационная) изменчивость. Модификационная изменчивость. Онтогенетическая изменчивость. Причины изменчивости. Опасности загрязнения природной среды мутагенами. Основные показатели состояния окружающей среды и главные экологические проблемы региона. Индивидуальные особенности здоровья и способы предупреждения возможных заболеваний. Использование мутаций для выведения новых форм растений. Генетически модифицированные организмы (ГМО, трансгены). Значение ГМО.
Понятие о генофонде. Понятие о генетическом биоразнообразии в природе.
Лабораторные работы: Решение генетических задач. Изучение изменчивости у организмов. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях.
Тема 5. Основы селекции растений, животных и микроорганизмов (5 часов)
Генетические основы селекции организмов. Задачи и методы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.
Достижения селекции растений. Особенности методов селекции животных. Достижения селекции животных. Особенности региональной флоры и фауны. Исторические особенности развития сельского хозяйства Среднего Урала.
Основные направления селекции микроорганизмов. Клеточная инженерия и её роль в микробиологической промышленности. Понятие о биотехнологии. Культура клеток и тканей растений и животных.
Тема 6. Происхождение жизни и развитие органического мира (5 часов)
Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Теория А.И. Опарина и современная теория возникновения жизни на Земле.
Появление первичных живых организмов. Зарождение обмена веществ. Возникновение передачи наследственности. Предполагаемая гетеротрофность первичных организмов. Раннее возникновение фотосинтеза и биологического круговорота веществ. Автотрофы, гетеротрофы, симбиотрофы.
Эволюция прокариот и эукариот. Влияние живых организмов на состав атмосферы, осадочных пород; участие в формировании первичных почв.
Этапы развития жизни на Земле. Основные приспособительные черты наземных растений. Эволюция наземных растений. Освоение суши животными. Основные черты приспособленности животных к наземному образу жизни. Особенности региональной флоры и фауны.
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли.
Памятники природы Воронежской области (ботанические, геологические).
Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Основные способы взаимодействия человека с природной средой. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Тема 7. Учение об эволюции (11 часов)
Основные положения теории Ч.Дарвина об эволюции органического мира. Искусственный отбор и его роль в создании новых форм. Изменчивость организмов в природных условиях. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный и искусственный отбор. Приспособленность как результат естественного отбора. Относительный характер приспособленности. Многообразие видов – результат эволюции. Особенности региональной флоры и фауны.
Современные представления об эволюции органического мира, основанные на популяционном принципе. Популяция как форма существования вида и единица эволюции. Элементарный материал и факторы эволюции.
Процессы видообразования. Понятие о микроэволюции и макроэволюции. Биологический прогресс и биологический регресс. Основные направления эволюции: ароморфоз, идиоадаптация, дегенерация. Основные закономерности эволюции.
Влияние деятельности человека на микроэволюционные процессы в популяциях. Проблемы исчезновения и сохранения редких видов. Ценность биологического разнообразия в устойчивом развитии природы. Научно обоснованные способы проявления заботы о сохранении растительного и животного мира Среднего Урала. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Лабораторные работы: Приспособленность организмов к среде обитания. Морфологические особенности растений. Изменчивость – общее свойство живых организмов.
Тема 8. Происхождение человека (антропогенез) (6 часов)
Появление человека. Влияние человеческой деятельности на природу Земли. Памятники природы Воронежской области (ботанические, геологические). Место человека в системе органического мира. Человек как вид, его сходство с животными и отличия от них.
Доказательства эволюционного происхождения человека от животных. Морфологические и физиологические отличительные особенности человека. Речь как средство общения у людей. Биосоциальная сущность человека. Взаимосвязь социальных и природных факторов в эволюции человека. Социальная и природная среда, адаптация к ней человека.
Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как единый биологический вид. Движущие силы и этапы эволюции человека: древнейшие, древние и современные люди, становление Человека разумного. Человек как житель биосферы и его влияние на природу Земли.
Основные способы взаимодействия человека с природной средой. Ответственность каждого человека за состояние окружающей среды и устойчивость экосистем.
Тема 9. Основы экологии (10 часов)
Экология – наука о взаимосвязях организмов с окружающей средой. Среда – источник веществ, энергии и информации. Среды жизни на Земле: водная, наземно-воздушная, почвенная, другие организмы как среда обитания.
Экологические факторы среды: абиотические, биотические и антропогенные. Основы закономерности действия факторов среды на организмы.
Приспособленность организмов к действию отдельных факторов среды (на примере температуры и влажности): экологические группы их жизненные формы организмов; суточные и сезонные ритмы жизнедеятельности организмов. Биотические связи в природе. Экологическое биоразнообразие на Земле и его значение.
Основные понятия экологии популяций. Основные характеристики популяции; рождаемость, выживаемость, численность; плотность, возрастная и половая структура; функционирование в природе.
Динамика численности популяций в природных сообществах. Биотические связи в регуляции численности.
Понятие о биоценозе, биогеоценозе и экосистеме. Компоненты экосистемы: продуценты, консументы, редуценты. Круговорот веществ и поток энергии как основа устойчивости. Роль разнообразия видов в устойчивости биогеоценоза.
Развитие и смена биогеоценозов. Устойчивые и неустойчивые биогеоценозы. Понятие о сукцессии как процессе развития сообществ от неустойчивых к устойчивым (на примере восстановления леса на месте гари или пашни). Разнообразие наземных и водных экосистем. Естественные и искусственные биогеоценозы. Изменения в экосистемах под влиянием деятельности человека. Исторические особенности развития промышленности, сельского и лесного хозяйства Воронежской области, влияние на окружающую природу. Источники получения информации об экологической ситуации в стране, Воронежской области.
Биосфера как глобальная экосистема. Учение В.И.Вернадского о роли живого вещества в преобразовании верхних слоёв Земли. Биологический круговорот веществ и поток энергии в биосфере. Роль биологического разнообразия в устойчивом развитии биосферы.
Экология как научная основа рационального использования природы и выхода из глобальных экологических кризисов. Роль биологического и экологического образования, роль экологической культуры человека в решении проблемы устойчивого развития природы и общества. Экологические акции, программы, направленные на сохранение природы родного края и улучшения экологической ситуации. Понимание здоровья как высшей ценности. Учёт природно-климатических особенностей Воронежской области при организации деятельности по сохранению и укреплению психофизического здоровья человека. Исторический опыт и традиции, обеспечивающие сохранение здоровья жителей Воронежской области. Основные факторы повседневной жизни, негативно воздействующие на здоровье; способы их нейтрализации.
Лабораторная работа: Выявление приспособленности организмов.
Тема 10. Заключение (1 час)
Биологическое разнообразие и его значение в жизни нашей планеты. Сохранение биоразнообразия. Значение биологических и экологических знаний для практической деятельности.
Итоговый контроль и тестирование.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Формы контроля |
Введение в основы общей биологии | 4 | Текущий контроль Экскурсия - 1 | |
Основы учения о клетке | 10 | Текущий контроль Лабораторных работ – 3 Контрольных работ - 1 | |
3. | Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) | 5 | Текущий контроль Лабораторных работ – 1 Контрольных работ - 1 |
4. | Основы учения о наследственности и изменчивости | 11 | Текущий контроль Лабораторных работ – 3 Контрольных работ - 1 |
5. | Основы селекции растений, животных и микроорганизмов | 5 | Текущий контроль |
6. | Происхождение жизни и развитие органического мира | 5 | Текущий контроль Контрольных работ - 1 |
7. | Учение об эволюции | 11 | Текущий контроль Лабораторных работ – 3 Контрольных работ - 1 |
8. | Происхождение человека (антропогенез) | 6 | Текущий контроль |
9. | Основы экологии | 10 | Текущий контроль Лабораторных работ – 1 Контрольных работ - 1 |
10. | Заключение | 1 | Тестирование |
Всего | 68 | Лабораторных работ – 11 Экскурсия – 1 Контрольных работ - 6 |
Критерии оценки
Оценка устного ответа учащихся
Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3":
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта.
2. Выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.
3. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.
4. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы.
5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик:
1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.
2. Или было допущено два-три недочета.
3. Или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
4. Или эксперимент проведен не полностью.
5. Или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
2. Или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.
3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения.
4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.
2. Или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.
3. Или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3".
4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка "5" ставится, если ученик:
1. Выполнил работу без ошибок и недочетов.
2. Допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. Не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
2. Или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. Не более двух грубых ошибок.
2. Или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета.
3. Или не более двух-трех негрубых ошибок.
4. Или одной негрубой ошибки и трех недочетов.
5. Или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. Допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3".
2. Или если правильно выполнил менее половины работы.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать (называть): Причины и результаты эволюции. Приводить примеры: Усложнение животных и растений в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ; изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; наиболее распространенных видов и сортов растений, видов, пород животных;
Уметь характеризовать: строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; деление клеток, роль клеточной теории в обосновании единства органического мира; обмен веществ и превращение энергии; среды обитания организмов, экологические факторы; природные сообщества, пищевые связи в них, искусственные сообщества. Обосновывать: влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности. Сравнивать: строение и функции клеток растений и животных. Делать выводы: о клеточном строении организмов всех царств живой природы; родстве и единстве органического мира; об усложнении растительного и животного мира в процессе эволюции, о происхождении человека от животных;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: соблюдения мер профилактики заболеваний, оказания первой помощи; рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде.
Календарно-тематическое планирование | ||||
Номер урока | Дата проведения | Содержание (разделы, темы) | Количество часов | Примечание |
1. 2. 3. 4. | Тема 1 Введение в основы общей биологии Биология — наука о живом мире. Общие свойства живых организмов. Многообразие форм живых организмов. Экскурсия № 1. Особенности региональной флоры и фауны. | 4 часа 1 1 1 1 | ||
1 (5). 2 (6). 3 (7). 4 (8). 5 (9). 6 (10). 7 (11). 8 (12). 9 (13). 10(14). |
| Тема 2 Основы учения о клетке Цитология — наука, изучающая клетку. Многообразие клеток. Л.р. №1. Сравнение растительной и животной клеток. Многообразие клеток. Химический состав клетки. Л.р. №2. Активность ферментов. Белки и нуклеиновые кислоты. Строение клетки. Л.р. №3. Проницаемость мембран. Органоиды клетки и их функции. Обмен веществ — основа существования клетки. Биосинтез белков в живой клетке. Биосинтез углеводов — фотосинтез. Обеспечение клетки энергией. Обобщающий урок. Контрольная работа №1 «Основы учения о клетке». | 10 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
1(15). 2(16). 3(17). 4(18). 5(19). | Тема 3 Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез) Размножение организмов. Деление клетки. Митоз. Л.р. №4. Рассмотрение микропрепаратов делящихся клеток. Образование половых клеток. Мейоз. Индивидуальное развитие организмов — онтогенез. Обобщающий урок. Контрольная работа №2 « Размножение и индивидуальное развитие организмов (онтогенез)» | 5 часов 1 1 1 1 1 | ||
1(20). 2(21). 3(22). 4(23). 5(24). 6(25). 7(26). 8(27). 9(28). 10(29). 11(30). |
| Тема 4 Основы учения о наследственности и изменчивости Наука генетика. Основные понятия генетики. Генетические опыты Г. Менделя. Л.р. №5. Решение генетических задач. Дигибридное скрещивание. Третий закон Менделя. Сцепленное наследование генов и кроссинговер. Взаимодействие генов и их множественное действие. Определение пола и наследование Наследственная (генотипическая) Другие типы изменчивости. Л.р. №6. Изучение изменчивости у организмов. Л.р. №7. Выявление генотипических и фенотипических проявлений у особей вида (или сорта), произрастающих в неодинаковых условиях. Наследственные болезни человека. Обобщающий урок. Контрольная работа №3 «Основы учения о наследственности и изменчивости».
| 11 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | |
1(31). 2(32). 3(33). 4(34). 5(35). | Тема 5 Основы селекции растений, животных и микроорганизмов Генетические основы селекции Особенности селекции растений. Центры многообразия происхождения культурных растений. Особенности селекции животных. Основные направления селекции микроорганизмов. | 5 часов 1 1 1 1 1 | ||
1(36). 2(37). 3(38). 4(39). 5(40). | Тема 6 Происхождение жизни и развитие органического мира Современные представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Современные гипотезы возникновения жизни на Земле. Значение фотосинтеза и биологического круговорота веществ в развитии жизни. Этапы развития жизни на Земле. Приспособительные черты организмов к наземному образу жизни. Контрольная работа №4 «Основы селекции. Происхождение жизни и развитие органического мира» | 5 часов 1 1 1 1 1 | ||
1(41). 2(42). 3(43). 4(44). 5(45). 6(46). 7(47). 8(48). 9(49). 10(50). 11(51). | Тема 7 Учение об эволюции Идея развития органического Основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина. Движущие силы эволюции: Результаты эволюции: многообразие видов и приспособленность Современные представления об эволюции органического мира. Вид, его критерии и структура. Процесс образования видов — Л.р. №8. Приспособленность организмов к среде обитания. Макроэволюция — результат микро эволюций. Л.р. №9. Морфологические особенности растений. Основные направления эволюции. Основные закономерности Л.р. №10. Изменчивость – общее свойство живых организмов. Влияние человеческой деятельности на процессы эволюции видов. Контрольная работа №5 «Учение об эволюции». | 11 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
1(52). 2(53). 3(54). 4(55). 5(56). 6(57). | Тема 8 Происхождение человека (антропогенез) Место человека в системе Доказательства эволюционного Этапы эволюции вида Человек разумный. Биосоциальная сущность вида Человеческие расы, их родство и происхождение. Человек как житель биосферы | 6 часов 1 1 1 1 1 1 | ||
1(58). 2(59). 3(60). 4(61). 5(62). 6(63). 7(64). 8(65). 9(66). 10(67). | Тема 9 Основы экологии Среды жизни на Земле и экологические факторы воздействия на организмы. Закономерности действия Приспособленность организмов Л.р. №11. Выявление приспособленности организмов. Биотические связи в природе. Популяции как форма Функционирование популяции Биоценоз как сообщество Понятие о биогеоценозе, Развитие и смена биогеоценозов Основные законы устойчивости Контрольная работа №6 «Антропогенез. Основы экологии». | 10 часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 | ||
1(68). | Заключение Заключение по курсу «Основы общей биологии» | 1 1 |
Учебно-методический комплект
Для учащихся:
- Учебник: Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. "Основы общей биологии" (М., "Вентана-Граф", 2003г.)
- Акимов С.И. и др. Биология в таблицах, схемах, рисунках. Учебно-образовательная серия. - М: Лист-Нью, 2004. – 1117с.
Для учителя:
- Поурочное планирование «Изучение курса «Основы общей биологии 9 класс» Н.Ф. Бодрова. Воронеж. 2003.
- Муртазин Г.М. Задачи и упражнения по общей биологии. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 1981.
- Общая биология: Пособие для учителя (Н.П. Дубинин, Д.Ф. Петров, К.Б. Булаев и др. под редакцией Н.П. Дубинина. М.: Просвещение, 1980.
- Тесты «Биология» 6 – 11 класс. М.: Дрофа, 2000.
- Лернер Г. И. «Общая биология: поурочные тесты и задания» («Аквариум» ГИППВ, 2000 год)
- Грин Н., Стаут У., Тейлор Д. «Биология – в 3 томах» (Москва, «Мир», 1993 год)
- Быков В. Л. «Цитология и общая гистология» (Санкт-Петербург, СОТИС, 1998 год)
- Кочергин Б. Н., Кочергина Н. А. «Задачи по молекулярной биологии и генетике» (Минск, «Народная асвета», 1982 год)
- Соколовская Б.Х. «Сто задач по молекулярной биологии и генетике» (М., 1981 год)
- Грант В. «Эволюция организмов» (М., «Мир», 1980 год)
- Алексеев В. П. «Становление человечества» (М., Издательство политической литературы, 1984 год)
- Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии. – М.: «5» за знания», 2006.- 112с.
- Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент Государственного стандарта. – М.: Дрофа, 2004. – 46с.
Электронные пособия:
Интернет-материалы
http://www.gnpbu.ru/web_resurs/Estestv_nauki_2.htm. Подборка интернет-материалов для учителей биологии по разным биологическим дисциплинам.
http://charles-darvin.narod.ru/ Электронные версии произведений Ч.Дарвина.
http://www.l-micro.ru/index.php?kabinet=3. Информация о школьном оборудовании.
http://www.ceti.ur.ru Сайт Центра экологического обучения и информации.
http://school-collection.edu.ru Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...