Первые результаты преподавания биологии в 5 классе в рамках ФГОС ООО.
статья по биологии (5 класс) на тему

В  2012-2013 учебном году в 5кл. в рамках ФГОС ООО введен предмет биология.                      Учебник «Биология. Живой организм»  5-6кл, авторы Сухорукова Л.Н, Кучменко В.С, Колесникова И.Я; М.: Просвещение 2012, разработан в соответствии с ФГОС ООО. Содержание учебника направлено на формирование первоначальных представлений о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов и их взаимосвязи, а также на раскрытие эстетического, познавательного и практического значения живых организмов для существования человека и развития его личности. Электронное приложение к учебнику позволяет значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять её при решении разнообразных познавательных, практических задач и подготовке творческих работ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Первые результаты преподавания биологии в 5 классе в  рамках  ФГОС ООО.

В  2012-2013 учебном году в 5кл. в рамках ФГОС ООО введен предмет биология.                      Учебник «Биология. Живой организм»  5-6кл, авторы Сухорукова Л.Н, Кучменко В.С, Колесникова И.Я; М.: Просвещение 2012, разработан в соответствии с ФГОС ООО. Содержание учебника направлено на формирование первоначальных представлений о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов и их взаимосвязи, а также на раскрытие эстетического, познавательного и практического значения живых организмов для существования человека и развития его личности. Электронное приложение к учебнику позволяет значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять её при решении разнообразных познавательных, практических задач и подготовке творческих работ.

          Структура учебника «Биология: Живой организм. 5-6 класс» ориентирована на личностно развивающую деятельность учащегося и определяется соответствующими видами этой деятельности. В учебнике отражены такие процедуры обучения, как выяснение смысла изучаемого предмета и каждой отдельной темы, постановка задач, организация образовательной ситуации, предъявление необходимой информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа, рефлексивное осознание образовательной деятельности и ее результатов.

        Положительная сторона учебника – его логическая связь с пропедевтическим курсом «Природоведение» 5 класса и курсом «Окружающий мир» начальной школы. Это говорит о реализации принципа преемственности в обучении и методически грамотном подходе к формированию и развитию системы биологических понятий, что служит основой для усвоения содержания о разнообразных живых организмов в курсе «Биология 7 класс».        Содержание учебника включает систему знаний об организменном уровне организации и отличительных особенностях живой природы: строении, жизнедеятельности, взаимосвязях с окружающей средой организмов различных царств (бактерий, грибов, растений, животных). В основу отбора, содержания и структурирования материала положены функциональный, экологический, системный подходы. Это способствует усилению внимания учащихся к вопросам жизнедеятельности организмов, их месту и роли в природе, функционирования органоидов клетки, тканей. Системный подход позволяет формировать у школьников знания о целостности организма.

        Фиксированный формат создает жесткую структуру учебника. Разворотный принцип построения учебника в сочетании с унифицированным построением основных разделов и каждого разворота облегчает работу с учебником, как для учителя, так и для ученика. Содержание каждой главы и параграфа раскрывается по единому плану, включает одинаковые рубрики: «Вы узнаете…», «Вспомните…» мотивирующие изучение параграфа и направленные на повторение информации, которая потребуется для изучения данного параграфа.

        Вводный текст дает краткую информацию о том, чему посвящен параграф. Основной текст, в котором, помимо собственно текста, отражающего содержание образовательного стандарта, обязательно присутствуют рубрики: «Мои биологические исследования», «Имена в биологии», «Биофокус», «Биологический блокнот», «Исключение из правил», итоговые вопросы к параграфу на закрепление материала, иллюстрационный материал. Новые термины в тексте параграфа выделены особым шрифтом. Каждую главу завершают выводы. Они акцентируют внимание шестиклассников на главном, первостепенном  материале. В начале учебника – предметный указатель. В конце учебника – «Приложения» где материал систематизирован в виде таблиц и словарь терминов. Все это помогает учащимся лучше ориентироваться в учебнике в целом, а также в каждой главе и параграфе.

                Аппарат организации усвоения учебного материала представлен в учебнике системой вопросов и заданий. Вопросы охватывают проверкой основное содержание, ориентируют учащихся на воспроизведение знаний и на их применение в той или иной ситуации. Контроль интеллектуальных умений школьников  осуществляется через сравнение объектов,  установление причинно- следственных связей, объяснение особенностей строения и процессов жизнедеятельности организмов, их обобщение. К каждому параграфу предложены вопросы для обсуждения, актуализации ранее усвоенных знаний.

        В структуре и содержании учебника предусмотрены средства организации продуктивной деятельности учащихся. С этой целью в него включены задания творческого характера, например: «Как могут измениться строение и функции систем органов растений и животных в случае глобального похолодания на планете?»

        Наглядность изложения учебного материала обеспечена рисунками, фотографиями, схемами. Все они имеют подписи и сопровождаются ссылками в тексте. Иллюстрации достаточно полно показывают особенности строения живого организма или процессов его жизнедеятельности. При иллюстрировании найдены грамотные цветовые и тональные решения с учетом возрастных особенностей учащихся. Работа с разнообразными рисунками к параграфам, вопросами и заданиями поможет формированию у шестиклассников общеучебных умений, навыков самостоятельной работы, развитию интереса и способностей.

        Деятельностная функция в данном учебнике реализована за счет особенностей изложения материала и его практической направленности. Так, в рубрике «Ключевые слова», содержатся понятия, которые необходимо уметь объяснить, а в рубрике «Мои биологические исследования» - работы, опыты и задания по наблюдению за жизнью живых организмов.

        Для изучения биологии по новому учебнику важным дополнением является – рабочая тетрадь, электронное приложение.

        Новый учебно-методический комплект отличается по структуре, отбору содержания, методическому аппарату и направлен на реализацию новых образовательных стандартов при изучении биологии. Учебные достижения учащихся при обучении по данному учебнику в целом лучше обычно достигаемых результатов.

        

        Выступление на РМО учителей химии и биологии

Первые результаты преподавания биологии в 5 классе в  рамках  ФГОС ООО.

                         

Подготовила: учитель биологии

                                                                               МОУ СОШ№2 р.п.Мокроус

                                                       Ситникова Л П

23.08.2013



Предварительный просмотр:

Первые результаты преподавания биологии в 5 классе в  рамках  ФГОС ООО.

В  2012-2013 учебном году в 5кл. в рамках ФГОС ООО введен предмет биология.                      Учебник «Биология. Живой организм»  5-6кл, авторы Сухорукова Л.Н, Кучменко В.С, Колесникова И.Я; М.: Просвещение 2012, разработан в соответствии с ФГОС ООО. Содержание учебника направлено на формирование первоначальных представлений о строении, процессах жизнедеятельности, разнообразии живых организмов и их взаимосвязи, а также на раскрытие эстетического, познавательного и практического значения живых организмов для существования человека и развития его личности. Электронное приложение к учебнику позволяет значительно расширить информацию (текстовую и визуальную) и научиться применять её при решении разнообразных познавательных, практических задач и подготовке творческих работ.

          Структура учебника «Биология: Живой организм. 5-6 класс» ориентирована на личностно развивающую деятельность учащегося и определяется соответствующими видами этой деятельности. В учебнике отражены такие процедуры обучения, как выяснение смысла изучаемого предмета и каждой отдельной темы, постановка задач, организация образовательной ситуации, предъявление необходимой информации, раскрытие путей решения проблем, обобщение и систематизация, закрепление и контроль, самостоятельные исследования, домашняя работа, рефлексивное осознание образовательной деятельности и ее результатов.

        Положительная сторона учебника – его логическая связь с пропедевтическим курсом «Природоведение» 5 класса и курсом «Окружающий мир» начальной школы. Это говорит о реализации принципа преемственности в обучении и методически грамотном подходе к формированию и развитию системы биологических понятий, что служит основой для усвоения содержания о разнообразных живых организмов в курсе «Биология 7 класс».        Содержание учебника включает систему знаний об организменном уровне организации и отличительных особенностях живой природы: строении, жизнедеятельности, взаимосвязях с окружающей средой организмов различных царств (бактерий, грибов, растений, животных). В основу отбора, содержания и структурирования материала положены функциональный, экологический, системный подходы. Это способствует усилению внимания учащихся к вопросам жизнедеятельности организмов, их месту и роли в природе, функционирования органоидов клетки, тканей. Системный подход позволяет формировать у школьников знания о целостности организма.

        Фиксированный формат создает жесткую структуру учебника. Разворотный принцип построения учебника в сочетании с унифицированным построением основных разделов и каждого разворота облегчает работу с учебником, как для учителя, так и для ученика. Содержание каждой главы и параграфа раскрывается по единому плану, включает одинаковые рубрики: «Вы узнаете…», «Вспомните…» мотивирующие изучение параграфа и направленные на повторение информации, которая потребуется для изучения данного параграфа.

        Вводный текст дает краткую информацию о том, чему посвящен параграф. Основной текст, в котором, помимо собственно текста, отражающего содержание образовательного стандарта, обязательно присутствуют рубрики: «Мои биологические исследования», «Имена в биологии», «Биофокус», «Биологический блокнот», «Исключение из правил», итоговые вопросы к параграфу на закрепление материала, иллюстрационный материал. Новые термины в тексте параграфа выделены особым шрифтом. Каждую главу завершают выводы. Они акцентируют внимание шестиклассников на главном, первостепенном  материале. В начале учебника – предметный указатель. В конце учебника – «Приложения» где материал систематизирован в виде таблиц и словарь терминов. Все это помогает учащимся лучше ориентироваться в учебнике в целом, а также в каждой главе и параграфе.

                Аппарат организации усвоения учебного материала представлен в учебнике системой вопросов и заданий. Вопросы охватывают проверкой основное содержание, ориентируют учащихся на воспроизведение знаний и на их применение в той или иной ситуации. Контроль интеллектуальных умений школьников  осуществляется через сравнение объектов,  установление причинно- следственных связей, объяснение особенностей строения и процессов жизнедеятельности организмов, их обобщение. К каждому параграфу предложены вопросы для обсуждения, актуализации ранее усвоенных знаний.

        В структуре и содержании учебника предусмотрены средства организации продуктивной деятельности учащихся. С этой целью в него включены задания творческого характера, например: «Как могут измениться строение и функции систем органов растений и животных в случае глобального похолодания на планете?»

        Наглядность изложения учебного материала обеспечена рисунками, фотографиями, схемами. Все они имеют подписи и сопровождаются ссылками в тексте. Иллюстрации достаточно полно показывают особенности строения живого организма или процессов его жизнедеятельности. При иллюстрировании найдены грамотные цветовые и тональные решения с учетом возрастных особенностей учащихся. Работа с разнообразными рисунками к параграфам, вопросами и заданиями поможет формированию у шестиклассников общеучебных умений, навыков самостоятельной работы, развитию интереса и способностей.

        Деятельностная функция в данном учебнике реализована за счет особенностей изложения материала и его практической направленности. Так, в рубрике «Ключевые слова», содержатся понятия, которые необходимо уметь объяснить, а в рубрике «Мои биологические исследования» - работы, опыты и задания по наблюдению за жизнью живых организмов.

        Для изучения биологии по новому учебнику важным дополнением является – рабочая тетрадь, электронное приложение.

        Новый учебно-методический комплект отличается по структуре, отбору содержания, методическому аппарату и направлен на реализацию новых образовательных стандартов при изучении биологии. Учебные достижения учащихся при обучении по данному учебнику в целом лучше обычно достигаемых результатов.

        

        Выступление на РМО учителей химии и биологии

Первые результаты преподавания биологии в 5 классе в  рамках  ФГОС ООО.

                         

Подготовила: учитель биологии

                                                                               МОУ СОШ№2 р.п.Мокроус

                                                       Ситникова Л П

23.08.2013


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по биологии на тему "Игровые методы в преподавании биологии (игровые технологии)"

Игра – главная сфера общения детей; в ней решаются проблемы межличностных отношений, приобретается опыт взаимоотношений людей.Игра реализует главные задачи образования: развивает, обучает, воспи...

Методика преподавания биологии. Задачи биологии и ее связь с другими науками

В работе подробно описывается история становления биологии как науки, методы биологии, ее задачи....

Статья «Педагогические условия реализации личностно – ориентированного подхода в процессе преподавания биологии профильном классе»

Личностно- ориентированный подход может выступать фактором становления личности старшеклассника, если в основе учебно - воспитательного процесса лежит индивидуальная методическая инструментовка , учет...

Проблемы преподавания биологии в классах коррекционного развития в общеобразовательных школах.

   Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, соц...

О ПЕРВЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ АПРОБАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС В ПЯТЫХ КЛАССАХ ПО БИОЛОГИИ

РЕЗУЛЬТАТы АПРОБАЦИИ ВНЕДРЕНИЯ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС В ПЯТЫХ КЛАССАХ ПО БИОЛОГИИ...