Проблемы преподавания биологии в классах коррекционного развития в общеобразовательных школах.
статья (6 класс) на тему
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.
Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Дёмин А.С. учитель биологии МБОУ г. Владимира «Основная общеобразовательная школа – интернат №30»
Проблемы преподавания биологии в классах коррекционного развития в общеобразовательных школах.
Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд принципиально новых проблем, обусловленных политическими, социально-экономическими, мировоззренческими и другими факторами, среди которых следует выделить необходимость повышения качества и доступности образования.
Образование – это основа формирования любого цивилизованного общества. Беря своё начало от истоков его формирования, образование, обучение развивалось и совершенствовалось вслед за развитием общественного строя. Поэтому содержание образования должно всё время обновляться, следуя в ногу с наукой и практикой, методы и технологии образовательного процесса должны постоянно совершенствоваться, находя поддержку в практической деятельности человека, удовлетворяя потребностям государства и социальному спросу.
Одним из эффективных путей решения этих проблем является информатизация образования. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене, что дало возможность создать качественно новую информационно-образовательную среду как основу для развития и совершенствования системы образования.
В законе об образование говориться, что образование должно быть доступно для всех учащихся. В образовательных школах наряду с обычными учащимися, есть классы с компенсирующим обучение.
Обучение проводится на основе программ для общеобразовательных учреждений, составленных в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержанию основного общего образования. Учитель должен адаптировать содержание обучения с учетом уровня и особенностей развития учащихся классов спецкоррекции.
При работе с такими классами следует учитывать следующие особенности. У детей с ЗПР наблюдается некоторое недоразвитие сложных форм поведения, чаще всего при наличии признаков незрелости эмоционально-личностных компонентов: повышенная утомляемость и быстрая истощаемость, несформированность целенаправленной деятельности, а также интеллектуальных операций, основных определений и понятий.
В настоящее время актуально стоит вопрос о адаптации учебного процесса и планирование школьной программы к обучающимся классам коррекции.
Планируя и осуществляя работу в специальных коррекционных классах, учитель должен в первую очередь решать коррекционно-развивающие задачи,
1.целенаправленное развитие социально-нравственных качеств детей, необходимых для успешной адаптации в школьных условиях;
2.формирование устойчивой учебной мотивации;
3.развитие личностных компонентов познавательной деятельности, самостоятельности, познавательной активности;
4.развитие до необходимого уровня психофизиологических функций, обеспечивающих учебную деятельность: зрительного анализа; пространственной, количественной и временной ориентации, координации в системе глаз-рука;
5.формирование до необходимого уровня и последующее развитие учебных умений;
6.обогащение кругозора
7. формирование УУД.
Большое влияние на успешность обучения и поведение каждого учащегося имеют личностные отношения как с взрослыми (учителями), так и со сверстниками.
Учебной программы среднего звена, строить на материале изучаемого предмета.
Тактика обучения в коррекционных классах имеет свои характерные черты:
1.педагог должен добиться возникновения интереса у ребенка;
2.педагог должен быть доброжелателен, воспринимать "трудных детей" спокойно, принимать их такими, какие они есть, обеспечивая им эмоциональный комфорт;
3.программа обучения должна быть разбита на серии маленьких
шагов, чтобы упростить сам процесс обучения, и сруктурирована таким образом, чтобы обеспечить ситуацию успеха каждому ученику;
4.учитель и ученик должны работать в тесном взаимодействии;
5.требования учителя должны соответствовать возможностям ученика;
6.должна быть установлена поощрительная оценочная система за выполнение задания, позволяющая перенести акцент с неудач на успех;
Основными методами обучения в классах спецкоррекции, являются объяснительно - иллюстративный и репродуктивный методы. Для активизации мыслительной деятельности можно частично использовать метод проблемного изложения и некоторые элементы развивающего обучения.
Основной тип урока - комбинированный, на котором ставится сразу несколько дидактических целей. Новый материал необходимо "подавать малыми порциями", предваряя его повторением ранее изученного, и закреплять, используя разные виды деятельности учащихся: на каждом уроке ученики должны слушать, читать, писать, говорить.
Важное место в познавательной деятельности учащихся занимают работа с книгой и работа с тетрадью.
Планируя урок, учитель должен предусмотреть несколько вариантов его проведения, т.к. готовность учащихся к уроку, их работоспособность сильно зависит от внешних факторов. Очень важен организационный момент. Урок начинается с привычной механической работы, выполняемой по "инструкциям учителя": открыли тетради, записали число, тему урока (тема должна быть записана на доске) и т.п. В это время учителем должен определить готовность учеников к уроку и, в соответствии с этим, строить дальнейшую работу.
Большую роль в процессе обучения в специальных коррекционных классах так же играет организация игровой деятельности.
По базисному учебному плану на прохождение программы в 6 классе отводится 70 часов, 2 часа в неделю. Для успешного освоения программы учитель адаптирует школьную программу. С учётом возможностей ребёнка для усвоения минимального общеобразовательного стандарта. Из типовой программы выбраны базовые темы, которые служат основой знаний, умений навыков и формирования компетенций.
Сокращение учебного плана происходит за счёт объединения близких тем в блоки. Индивидуализация обучения осуществляется формами и методами, которые соответствуют индивидуальным психофизическим возможностям и способностям учеников, характеру заболевания. В процессе организации и проведения учебного занятия (урока) учитель должен, учитывая индивидуальные особенности ученика, его состояние здоровья, обеспечить уровневый подход к подаче содержания учебного материала и при контроле знаний, умений и навыков по предмету.
Успешное обучение возможно только в том случае, если удается пробудить интерес к изучаемому предмету. Обучение биологии с использованием средств ИКТ является актуальным, так как является наиболее эффективным методом преподавания, что внедрение информационных технологий повышают динамику урока, наглядность, информативность.
Тематический план
№ раздела, темы | Название темы | Количество часов |
Раздел 1. | Строение и свойства живых организмов | 22 |
Тема 1.1. | Основные свойства живых организмов | 2 |
Тема 1.2. | Химический состав клеток | 2 |
Тема 1.3. | Строение растительной и животной клеток | 3 |
Тема 1.4. | Деление клетки | 2 |
Тема 1.5. | Ткани растений и животных | 2 |
Тема 1.6. | Органы и системы органов | 9 |
Тема 1.7. | Растения и животные как целостные организмы | 2 |
Раздел 2. | Жизнедеятельность организмов | 37 |
Тема 2.1. | Питание и пищеварение | 8 |
Тема 2.2. | Дыхание | 3 |
Тема 2.3. | Передвижение веществ в организме | 4 |
Тема 2.4. | Выделение | 4 |
Тема 2.5. | Опорные системы | 2 |
Тема 2.6. | Движение | 2 |
Тема 2.7. | Регуляция процессов жизнедеятельности | 6 |
Тема 2.8. | Размножение | 4 |
Тема 2.9. | Рост и развитие | 4 |
Раздел 3. | Организм и среда | 4 |
Тема 3.1. | Среда обитания. Факторы среды | 2 |
Тема 3.2. | Природные сообщества | 2 |
Раздел 4. | Темы для повторения | 5 |
Резервное время | 2 | |
Итого: | 70 |
Повысить интерес к предмету можно и вовлечение учащегося во внеурочную деятельность.
В заключение можно сказать одной из важнейших задач современного обучения является успешная социализация и обучение всех обучающихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование технологии проектного обучения в процессе преподавания иностранного языка на старшей ступени средней общеобразовательной школы.
Выполнение проектных заданий и участие в проекте позволяет обучающимся видеть практическую пользу от изучения ИЯ. Следствием этого является повышения интереса к учебному предм...
Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе. Презентация
Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе. Материал выполнен в виде презентации....
Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе.
Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Аннотация Методика преподавания предмета «Технология» для леворуких детей в общеобразовательной школе....
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ
Доклад о проблемах духовно-нравственного воспитания в школе в рамках VII муниципальных образовательных Рождественских чтений....
Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы
Презентация к выступлению для слушателей комплексных курсов...
Проблемы преподавания русского языка и литературы в условиях сельской школы
Справка, подтверждающая участие в проведении лекции для слушателей комплексных курсов (региональный уровень)...