Рабочая программа "Практическая биология"
рабочая программа по биологии (5 класс) на тему
Рабочая программа по внеурочной деятельности по биологии для 5 классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_vneurochnoy_deyatelnosti_5_klass.docx | 38.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 182
Красногвардейского района г. Санкт –Петербурга
Рассмотрено на МО Естественного цикла Руководитель МО /____________________/ Протокол №_________ от «__»_______20____г |
Согласовано
Зам. Директора по УВР /____________________/ «__»_______20__г | Утверждено Директор школы /____________________/ «__»_______20__г |
ПРОГРАММА
«Практическая биология»
Срок реализации 2015 – 2016 учебный год
Направление: естественнонаучное
Возраст школьников: 5 класс
Разработчик: Семёнова Н.Г.
Санкт – Петербург
2015
Пояснительная записка
Современный учебный процесс направлен не столько на достижение результатов в области предметных знаний, сколько на личностный рост ребенка. Обучение по новым образовательным стандартам предусматривает организацию внеурочной деятельности, которая способствует раскрытию внутреннего потенциала каждого ученика, развитие и поддержание его таланта.
Одним из ключевых требований к биологическому образованию в современных условиях и важнейшим компонентов реализации ФГОС является овладение учащимися практическими умениями и навыками, проектно – исследовательской деятельностью. Программа «Практическая биология» направлена на формирование у учащихся 5 классов интереса к изучению биологии, развитие практических умений, применение полученных знаний на практике, подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении.
На уроках биологии в 5 классе закладываются основы многих практических умений школьников, которыми они будут пользоваться во всех последующих курсах изучения биологии. Количество практических умений и навыков, которые учащиеся должны усвоить на уроках «Биологии» в 5 классе достаточно велико, поэтому внеурочная деятельность будет дополнительной возможностью для закрепления и отработки практических умений учащихся.
Программа способствует ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность. Теоретический материал включает в себя вопросы, касающиеся основ проектно-исследовательской деятельности, знакомства со структурой работы.
Цель и задачи программы
Цель: создание условий для успешного освоения учащимися практической составляющей школьной биологии и основ исследовательской деятельности.
Задачи:
- Формирование системы научных знаний о системе живой природы и начальных представлений о биологических объектах, процессах, явлениях, закономерностях;
- приобретение опыта использования методов биологической науки для проведения несложных биологических экспериментов;
- развитие умений и навыков проектно – исследовательской деятельности;
- подготовка учащихся к участию в олимпиадном движении;
- формирование основ экологической грамотности.
При организации образовательного процесса необходимо обратить внимание на следующие аспекты:
- создание портфолио ученика, позволяющее оценивать его личностный рост;
- использование личностно-ориентированных технологий (технология развития критического мышления, технология проблемного обучения, технология обучения в сотрудничестве, кейс-технология, метод проектов);
- организация проектной деятельности школьников и проведение мини-конференций, позволяющих школьникам представить индивидуальные (или групповые) проекты по выбранной теме.
Формы проведения занятий: практические и лабораторные работы, экскурсии, эксперименты, наблюдения, коллективные и индивидуальные исследования, самостоятельная работа, консультации, кейс-технологии, проектная и исследовательская деятельность, в том числе с использованием ИКТ.
Методы контроля: защита исследовательских работ, мини-конференция с презентациями, доклад, выступление, презентация, участие в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах.
Требования к уровню знаний, умений и навыков по окончанию реализации программы:
- иметь представление об исследовании, проекте, сборе и обработке информации, составлении доклада, публичном выступлении;
- знать, как выбрать тему исследования, структуру исследования;
- уметь видеть проблему, выдвигать гипотезы, планировать ход исследования, давать определения понятиям, работать с текстом, делать выводы;
- уметь работать в группе, прислушиваться к мнению членов группы, отстаивать собственную точку зрения;
- владеть планированием и постановкой биологического эксперимента.
Ожидаемые результаты
Личностные результаты:
- знания основных принципов и правил отношения к живой природе;
- развитие познавательных интересов, направленных на изучение живой природы;
- Развитие интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и другое);
- эстетического отношения к живым объектам.
Метапредметные результаты:
- овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности: умение видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;
- умение работать с разными источниками биологической информации, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
- умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.
Предметные результаты:
1. В познавательной (интеллектуальной) сфере:
- выделение существенных признаков биологических объектов и процессов;
- классификация — определение принадлежности биологических объектов к определенной систематической группе;
- объяснение роли биологии в практической деятельности людей;
- сравнение биологических объектов и процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
- умение работать с определителями, лабораторным оборудованием;
- овладение методами биологической науки: наблюдение и описание биологических объектов и процессов; постановка биологических экспериментов и объяснение их результатов.
2. В ценностно-ориентационной сфере:
- знание основных правил поведения в природе;
- анализ и оценка последствий деятельности человека в природе.
3. В сфере трудовой деятельности:
- знание и соблюдение правил работы в кабинете биологии;
- соблюдение правил работы с биологическими приборами и инструментами.
4. В эстетической сфере:
- овладение умением оценивать с эстетической точки зрения объекты живой природы.
Структура программы
Программа «Практическая биология» включает в себя разделы:
- Введение,
- Лаборатория Левенгука,
- Практическая ботаника,
- Практическая Зоология,
- Биопрактикум.
При изучении разделов школьники смогут почувствовать себя в роли ученых из разных областей биологии. Ботаника— наука о растениях. Зоология — наука, предметом изучения которой являются представители царства животных. Микология — наука о грибах. Физиология— наука о жизненных процессах. Экология— наука о взаимодействиях организмов с окружающей средой. Бактериология— наука о бактериях. Орнитология — раздел зоологии, посвященный изучению птиц. Биогеография— наука, которая изучает закономерности географического распространения и распределения организмов. Систематика— научная дисциплина, о классификации живых организмов. Морфология изучает внешнее строение организма.
Тематический план
№ | Название раздела | Количество часов |
Введение | 1 | |
1 | Лаборатория Левенгука | 5 |
2 | Практическая ботаника | 8 |
3 | Практическая зоология | 7 |
4 | Биопрактикум | 13 |
ИТОГО | 34 |
Примерное содержание
Во введении учащиеся знакомятся с планом работы и техникой безопасности при выполнении лабораторных работ.
Раздел 1. «Лаборатория Левенгука» (5 часов)
Методы научного исследования. Лабораторное оборудование и приборы для научных исследований. История изобретения микроскопа, его устройство и правила работы. Техника приготовления временного микропрепарата. Рисуем по правилам: правила биологического рисунка.
Практические лабораторные работы:
- Устройство микроскопа
- Приготовление и рассматривание микропрепаратов
- Зарисовка биологических объектов
Проектно-исследовательская деятельность:
- Мини – исследование «Микромир» (работа в группах с последующей презентацией).
Раздел 2. Практическая ботаника (8 часов)
Фенологические наблюдения. Ведение дневника наблюдений. Гербарий: оборудование, техника сбора, высушивания и монтировки. Правила работа с определителями (теза, антитеза). Морфологическое описание растений по плану. Редкие и исчезающие растения Ленинградской области.
Практические и лабораторные работы:
- Морфологическое описание растений
- Определение растений по гербарным образцам и в безлиственном состоянии
- Монтировка гербария
Проектно-исследовательская деятельность:
- Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории»
- Проект «Редкие растения Ленинградской области»
Раздел 3. Практическая зоология (7 часов)
Знакомство с системой живой природы, царствами живых организмов. Отличительные признаки животных разных царств и систематических групп.
Жизнь животных: определение животных по следам, продуктам жизнедеятельности. Описание внешнего вида животных по плану. О чем рассказывают скелеты животных (палеонтология). Пищевые цепочки. Жизнь животных зимой. Подкормка птиц.
Практические и лабораторные работы:
- Работа по определению животных
- Составление пищевых цепочек
- Определение экологической группы животных по внешнему виду
- Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных»
Проектно-исследовательская деятельность:
- Мини – исследование «Птицы на кормушке»
- Проект «Красная книга животных Ленинградской области»
Раздел 4. Биопрактикум (13 часов)
Учебно - исследовательская деятельность. Как правильно выбрать тему, определить цель и задачи исследования. Какие существуют методы исследований. Правила оформления результатов. Источники информации (библиотека, интернет-ресурсы). Как оформить письменное сообщение и презентацию. Освоение и отработка методик выращивания биокультур. Выполнение самостоятельного исследования по выбранному модулю. Представление результатов на конференции. Отработка практической части олимпиадных заданий с целью диагностики полученных умений и навыков.
Практические и лабораторные работы:
- Работа с информацией (посещение библиотеки)
- Оформление доклада и презентации по определенной теме
Проектно-исследовательская деятельность:
Модуль «Физиология растений»
- Движение растений
- Влияние стимуляторов роста на рост и развитие растений
- Прорастание семян
- Влияние прищипки на рост корня
Модуль «Микробиология»
- Выращивание культуры бактерий и простейших
- Влияние фитонцидов растений на жизнедеятельность бактерий
Модуль «Микология»
- Влияние дрожжей на укоренение черенков
Модуль «Экологический практикум»
- Определение степени загрязнения воздуха методом биоиндикации
- Определение запыленности воздуха в помещениях
Календарно- тематическое планирование
Дата | № | Тема | Форма проведения |
Введение (1 час) | |||
1 | Вводный инструктаж по ТБ при проведении лабораторных работ. | Беседа | |
Лаборатория Левенгука (5 часов) | |||
2 | Приборы для научных исследований, лабораторное оборудование | Практическая работа | |
3 | Знакомство с устройством микроскопа. | Практическая работа | |
4 | Техника биологического рисунка и приготовление микропрепаратов | Лабораторный практикум | |
5 | Мини-исследование «Микромир» | Работа в группах | |
Практическая ботаника (8 часов) | |||
6 | Фенологические наблюдения «Осень в жизни растений» | Экскурсия | |
7 | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария | Практическая работа | |
8 | Техника сбора, высушивания и монтировки гербария | Практическая работа | |
9 | Определяем и классифицируем | Практическая работа с определителями | |
10 | Морфологическое описание растений | Лабораторный практикум | |
11 | Определение растений в безлиственном состоянии | Практическая работа | |
12 | Создание каталога «Видовое разнообразие растений пришкольной территории» | Проектная деятельность | |
13 | Редкие растения Ленинградской области | Проектная деятельность | |
Практическая зоология (7 часов) | |||
14 | Система животного мира | Творческая мастерская | |
15 | Определяем и классифицируем | Практическая работа | |
16 | Определяем животных по следам и контуру | Практическая работа | |
17 | Определение экологической группы животных по внешнему виду | Лабораторный практикум | |
18 | Практическая орнитология Мини- исследование «Птицы на кормушке» | Работа в группах | |
19 | Проект «Красная книга Ленинградской области» | Проектная деятельность | |
20 | Проект «Красная книга Ленинградской области» | Проектная деятельность | |
21 | Фенологические наблюдения «Зима в жизни растений и животных» | Экскурсия | |
Биопрактикум (13 часов) | |||
22 | Как выбрать тему для исследования. Постановка целей и задач | Теоретическое занятие | |
23 | Источники информации | Практическая работа | |
24 | Как оформить результаты исследования | Теоретическое занятие | |
25 | Физиология растений | Исследовательская деятельность | |
26 | Физиология растений | Исследовательская деятельность | |
27 | Микробиология | Исследовательская деятельность | |
28 | Микология | Исследовательская деятельность | |
29 | Экологический практикум | Исследовательская деятельность | |
30 | Экологический практикум | Исследовательская деятельность | |
31 | Подготовка к отчетной конференции | Создание презентаций, докладов | |
32 | Отчетная конференция | Презентация работы | |
33 | Итоговая диагностика | Отработка практической части олимпиадных заданий | |
34 | Подведение итогов за учебный год | Создание портфолио личных достижений |
Методическое обеспечение:
Информационно-коммуникативные средства обучения
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
Техническое оснащение (оборудование):
1. Микроскопы;
2. Цифровая лаборатория «Архимед»;
3. Оборудование для опытов и экспериментов.
Литература для учителя
- Дольник В.Р. Вышли мы все из природы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. — М.: LINKA PRESS, 1996.
- Лесные травянистые растения. Биология и охрана: справочник. - М.: Агропромиздат, 1988.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины: кн. для учителя. -2-е изд., доп. — М.: Просвещение, 1991.
- Самкова В.А. Мы изучаем лес. Задания для учащихся 3—5 классов //Биология в школе. - 2003. - № 7; 2004. - № 1, 3, 5, 7.
- Чернова Н.М. Лабораторный практикум по экологии. — М.: Просвещение, 1986.
Интернет-ресурсы
- http://www.sci.aha.ru/ATL/ra21c.htm — биологическое разнообразие России.
- http://www.wwf.ru — Всемирный фонд дикой природы (WWF).
- http://edu.seu.ru/metodiques/samkova.htm — интернет-сайт «Общественные ресурсы образования» / Самкова В.А. Открывая мир. Практические задания для учащихся.
- http://www.kunzm.ru — кружок юных натуралистов зоологического музея МГУ.
- http://www.ecosystema.ru — экологическое образование детей и изучение природы России.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа Биология 7 класс 70 ч.
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 7Разработчик: Рябова Е. В., учитель биологии...
Рабочая программа Биология 8 класс 70 ч (Трайтак)
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 8Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Пояснительная запискаСодержание программы приведенов соответствие с возрастными о...
Рабочая программа Биология 9 класс 68 ч (Трайтак)
Рабочая программа учебного предмета «биология»Параллель (класс) 9Разработчик: Рябова Е.В., учитель биологии Адрес...
Рабочая программа. Биология 6 класс. Коррекционная школа 8 вида.
Первый опыт создания рабочей программы по биологии. Каждый год она обновляется с учетом индивидуальных особенностей учащихся класса. Добавляютя или меняются коррекционные упражнения, дидактическ...
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработтка программного материала согласно учебногог плана 2 часа в неделю. с учетоп методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа биология 9 класс, линия В.В.Пасечника.
Дана поурочная разработка прогаммного материала согласно учебного плана 2 часа в неделю и с учетом методической и материальной базы кабинета школы....
Рабочая программа. Биология. Общая биология. 11 класс
Рабочас программа по биологии ( 1 час в неделю) Авторы: Беляев Д.К., Бородин П.М., Воронцов Н.Н...