Разработка отрытого урока по биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему

Губчук Дмитрий Петрович

Предлагаю вашему вниманию разработку урока по теме "Водоросли", разработанного в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx566.9 КБ

Предварительный просмотр:

Урок биологии в 6 классе.

Тема: Водоросли, их многообразие и значение в природе.

Цель: создать комфортные условия для изучения отдела растений «Водоросли», а также развития навыков для самостоятельного познания школьников по указанной теме.

Планируемые результаты;

Предметные: -сформироватьумение отличать водоросли от других растений ;

– сформировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;

– сформировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, хроматофор.

Метапредметные:

Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в парах.

РегулятивныеУУД:

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

 2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

 3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.          

Познавательные УУД:

1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

 2. Сформировать умение строить логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

 3.  Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.

Личностные:создать условия для формирования умений управлять своей познавательной деятельностью, для осознания значения водорослей в жизни человека.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Методы обучения: наглядные, работа с тетрадью на печатной основе, проблемный, использование ИКТ: виртуальная экскурсия в природу.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, парная

Средства обучения: презентация к уроку «Водоросли, их многообразие и значение в природе.», мультимедийный проектор и компьютер, учебник «Биология 6 класс»  под редакцией И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой , рабочая тетрадь, цифровой микроскоп, гербарные экземпляры водорослей, живые водоросли из аквариума, фильм «Многообразие и значение водорослей»

Этапы урока

(в соответствии со структурой учебной деятельности)

Планируемая деятельность учащихся

Деятельность учителя

Развиваемые (формируемые) учебные действия

предметные

универсальные

Организационный.

Приветствуют учителя.

Приветствует ребят: «Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! Вы готовы работать на уроке? Очень хорошо.

Создание условий для  позитивного настроя, общего эмоционального фона урока.

Быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Мотивация учебной деятельности учащихся.

Определение темы урока.

Целеполагание.

Учащиеся отвечают на вопросы

Формулируют гипотезу. Предполагают, что это явление связано с деятельностью водорослей.

Изучить водоросли.

Учащиеся называют.

Учебник, рабочую тетрадь, гербарии, живые растения.

Знакомятся с листком самооценки.  Приложение 1

Оценивают.

Ребята, как часто мы сталкиваемся в жизни с явлениями природы, причину которых объяснить не можем?

Что мешает нам это сделать?

Что же может нам помочь?

Давайте, сегодня на уроке, попробуем найти причины известного природного явления и обосновать его (слайд 1)

Посмотрите на фотографию небольшого пруда, какое явление часто мы наблюдаем в небольших водоемах со стоячей водой?

Как мы  называем в жизни такое явление?

Задумывались ли вы, а с чем связано это явление?

Какой цвет приобрела вода?

С чем же можно это связать?

А чтобы нам доказать правильность нашего предположения, что нам нужно сделать?

Тема урока: Водоросли

-Что нужно  узнать про водоросли?

Учитель записывает на доске, предлагает установить в какой последовательности лучше изучать водоросли.

Цель урока: изучить водоросли по следующему плану:

  1. Местообитание.
  2. Строение.
  3. Процессы жизнедеятельности
  4. Многообразие.
  5. Значение.

Какие средства мы можем использовать для изучения водорослей?

А результаты своей работы вы будете оценивать в листках самооценки. Познакомьтесь с ними.

Оцените свою работу по первому пункту плана в листах самооценки.

Развитие внутренней мотивации учащихся.

Постановка учебной задачи на основании, что известно, а что еще  нет.

Сформулировать умение выявлять причины и следствия простых явлений.

Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности

Умение сравнивать разные точки зрения.

Развитие личностных результатов (доказывать, строить рассуждения, анализировать,

Развитие умений связанных с планированием.

Изучение нового учебного материала.

Водоросли могут обитать в воде, а еще на коре деревьев, каменных стенах, на поверхности почвы и даже снега и льда. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными. Размеры от нескольких микрон до 45-60 метров.

Рассматривают водоросль при малом,  а затем при большом увеличении.

 Отвечают.

Читают текст учебника стр. 108-109. Формулируют ответ на вопрос.

Строение одноклеточной водоросли изучают, рассматривая рис.108..

Отвечают на вопрос.

Выполняют работу  в рабочей тетради. Проводят взаимопроверку.

Делают выводы

Оценивают.

Работают в паре.

Просматривают фрагмент фильма и объясняют в диалоге с учителем, многообразие и значение  водорослей.

Приступаем к изучению нашей темы.

Задание1

Используя слайд 2,  презентации определите местообитание водорослей.

На какие две группы их можно разделить по строению?

 Какие у них могут быть размеры?

Демонстрирую через цифровой микроскоп многоклеточную водоросль из аквариума.

-Из чего состоит  водоросль? Имеет сходства в строении с другими растениями?

Правильно ли вы ответили, узнаете,  выполнив задание 2.

Задание2.

 Выясните строение многоклеточных водорослей,  используя текст учебника.

Дайте ответ на вопрос: почему водоросли относят к низшим растениям?

Вопросы для уточнения.

-На что может быть похоже тело водорослей?

-Где находится хлорофилл?

Что такое ризоиды?

Задание3.

Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки.

Изучите строение одноклеточной водоросли  хламидомонады, используя  рис.108 учебника и текст на стр.110

Как можно доказать, что хламидомонада растение? Использую слайд 3.

Задание4.

 Выполните работу 2 в рабочей тетради. Стр. 5

Используя,инструктивную карточку 1,найдите соответствие между органоидом клетки и его функцией.Приложение 2 Ответ запишите в тетрадь. Проведите взаимопроверку по слайду 4.

Сделайте выводы:

 по строению водорослей;

по процессам жизнедеятельности.

Оцените свою работу по второму пункту  в листах самооценки.

Задание 5.

Рассмотрите схемы «Размножение хламидомонады» и ответьте на вопросы, используя  инструктивную карточку2Приложение3.

Организую проверку по слайду 5.

Оцените свою работу в паре в листах самооценки.

Задание6.

Просмотрите фрагмент фильма «Многообразие и значение водорослей».

Развитие умений наблюдать, анализировать

Поиск и выделение необходимой информации.

Построение речевого высказывания.

Чтение и рассматривание рисунка с целью  знакомства  с информацией текста.

Контроль промежуточных результатов труда.

Организуют работув парах по заданию учителя.

Сформировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать

Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации.

Развитие личностных результатов:  (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы).

Контролируют правильность ответов товарищей и свои собственные через выполнение  задания

Умениедоговариваться и приходить к общему мнению.

Осуществляют самооценку  процесса выполнения  задания.

Первичное закрепление знаний.

Обучающиеся выполняют работу и заполняют бланк ответов.

Оценивают работу, выставляют баллы в лист самооценки.

Для закрепления материала предлагаю выполнить задание 7. Инструктивная карточка3. Сформулируйте выводы урока, для этого вставьте пропущенные слова из предложенных, что бы у вас появился текст содержащий выводы урока. Проверяем. Оцените свою работу в листах самооценки.

 Итог урока. Рефлексия

- я узнал…

-я понял…

-я научился…

-лучше всего у меня получалось..

-основные трудности были…

Давайте вернемся к плану нашего урока. Все пункты плана мы разобрали?

В листе самооценки подсчитайте баллы и выставьте оценку за урок и сдайте листы самооценки.

Оцениваю работу учеников.

Оценка результатов деятельности.

Самооценка умственных и физических способностей.

Домашнее задание.

п. 20 задание №4 в рабочей тетради. Составить кроссворд о водорослях. ( по желанию)

Приложение 1.

Критерии оценки:

Самостоятельно справился с заданием – 2 балла.

Испытывал трудности, обращался за помощью, при выполнении заданий. – 1 балл.

Не справился с заданием – 0 баллов.

№ этапа

  Этапы работы на уроке

 Самооценка

  Определение темы и цели урока, составление плана урока по теме.

      2.

Реализация плана. Изучение строения и процессов жизнедеятельности водорослей.

     3.

Работа в паре по выполнению задания.

    4.

 Вставьте пропущенные слова в текст.

    5.

   Общий балл.

 Перевод баллов в отметку:  7-8 баллов – отметка «5»

                                                     5-6 баллов – отметка «4»

                                                    4 балла – отметка «3»

Приложение2

1.Помогает передвигаться.                             А. Хроматофор.

2. Происходит фотосинтез.                            Б. Сократительные вакуоли.

3. Различает свет.                                            В. Клеточная оболочка.

4. Удаление воды и ненужных веществ.       Г. Светочувствительный глазок.

5. Защищает клетку.                                       Д. Жгутики.

Приложение3

На схеме показано размножение хламидомонады. Какие формы размножения показаны под буквой А и Б? Объясните, как происходит бесполое и половое размножение у хламидомонады. Можно использовать текст учебника на стр. 110

Приложение 4.

Задание № 7. Водоросли это                           , т.к. имеют                             . В основе питания лежит процесс                                 . Главная среда обитания                       . Каждая клетка водорослей имеет типичное строение как любая растительная клетка. В ней есть ядро, цитоплазма, хлоропласты и . Различают одноклеточные  и   многоклеточные водоросли,  тело которых называют                                .  Как все живые организмы во время дыхания они поглощают                        ,а выделяют      .        

Термины: фотосинтез, водная,  растения, слоевище, хлоропласты, вакуоли, кислород, углекислый газ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка интегрированного урока по биологии и информатике и ИКТ

Разработка интегрированного урока по биологии и информатике и ИКТ по теме «Моделирование и формализация. Создание и разработка моделей на компьютере». «Основы генетики»....

Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме  «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...

Разработка интергрированного урока по биологии-летиратуре в 8 классе на тему: "Эндокринная система человека"

Данный учебный материал позволяет не только закрепить основные понятия и закономерности работы эндокринной системы, но и повысить читательский интерес у школьников благодаря использованию отрывков из ...

Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."

Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию....

Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».

    Учебно-методическая разработка данного урока   знакомит  учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...