Разработка отрытого урока по биологии по теме "Водоросли"
методическая разработка по биологии (6 класс) на тему
Предлагаю вашему вниманию разработку урока по теме "Водоросли", разработанного в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_konkurs.docx | 566.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок биологии в 6 классе.
Тема: Водоросли, их многообразие и значение в природе.
Цель: создать комфортные условия для изучения отдела растений «Водоросли», а также развития навыков для самостоятельного познания школьников по указанной теме.
Планируемые результаты;
Предметные: -сформироватьумение отличать водоросли от других растений ;
– сформировать умение объяснять особенности строения и жизнедеятельность водорослей;
– сформировать умение понимать смысл биологических терминов: слоевище, хроматофор.
Метапредметные:
Коммуникативные УУД: сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в парах.
РегулятивныеУУД:
1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).
2. Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Познавательные УУД:
1.Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.
3. Совершенствовать навыки работы с научным текстом, рисунками, гербарием, видеоматериалом.
Личностные:создать условия для формирования умений управлять своей познавательной деятельностью, для осознания значения водорослей в жизни человека.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Методы обучения: наглядные, работа с тетрадью на печатной основе, проблемный, использование ИКТ: виртуальная экскурсия в природу.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная, парная
Средства обучения: презентация к уроку «Водоросли, их многообразие и значение в природе.», мультимедийный проектор и компьютер, учебник «Биология 6 класс» под редакцией И.Н.Пономаревой, И.В.Николаева, О.А.Корниловой , рабочая тетрадь, цифровой микроскоп, гербарные экземпляры водорослей, живые водоросли из аквариума, фильм «Многообразие и значение водорослей»
Этапы урока (в соответствии со структурой учебной деятельности) | Планируемая деятельность учащихся | Деятельность учителя | Развиваемые (формируемые) учебные действия | |
предметные | универсальные | |||
Организационный. | Приветствуют учителя. | Приветствует ребят: «Здравствуйте ребята! Рада вас видеть! Вы готовы работать на уроке? Очень хорошо. | Создание условий для позитивного настроя, общего эмоционального фона урока. | Быстрое включение учащихся в деловой ритм. |
Мотивация учебной деятельности учащихся. Определение темы урока. Целеполагание. | Учащиеся отвечают на вопросы Формулируют гипотезу. Предполагают, что это явление связано с деятельностью водорослей. Изучить водоросли. Учащиеся называют. Учебник, рабочую тетрадь, гербарии, живые растения. Знакомятся с листком самооценки. Приложение 1 Оценивают. | Ребята, как часто мы сталкиваемся в жизни с явлениями природы, причину которых объяснить не можем? Что мешает нам это сделать? Что же может нам помочь? Давайте, сегодня на уроке, попробуем найти причины известного природного явления и обосновать его (слайд 1) Посмотрите на фотографию небольшого пруда, какое явление часто мы наблюдаем в небольших водоемах со стоячей водой? Как мы называем в жизни такое явление? Задумывались ли вы, а с чем связано это явление? Какой цвет приобрела вода? С чем же можно это связать? А чтобы нам доказать правильность нашего предположения, что нам нужно сделать? Тема урока: Водоросли -Что нужно узнать про водоросли? Учитель записывает на доске, предлагает установить в какой последовательности лучше изучать водоросли. Цель урока: изучить водоросли по следующему плану:
Какие средства мы можем использовать для изучения водорослей? А результаты своей работы вы будете оценивать в листках самооценки. Познакомьтесь с ними. Оцените свою работу по первому пункту плана в листах самооценки. | Развитие внутренней мотивации учащихся. Постановка учебной задачи на основании, что известно, а что еще нет. | Сформулировать умение выявлять причины и следствия простых явлений. Формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности Умение сравнивать разные точки зрения. Развитие личностных результатов (доказывать, строить рассуждения, анализировать, Развитие умений связанных с планированием. |
Изучение нового учебного материала. | Водоросли могут обитать в воде, а еще на коре деревьев, каменных стенах, на поверхности почвы и даже снега и льда. Водоросли могут быть одноклеточными и многоклеточными. Размеры от нескольких микрон до 45-60 метров. Рассматривают водоросль при малом, а затем при большом увеличении. Отвечают. Читают текст учебника стр. 108-109. Формулируют ответ на вопрос. Строение одноклеточной водоросли изучают, рассматривая рис.108.. Отвечают на вопрос. Выполняют работу в рабочей тетради. Проводят взаимопроверку. Делают выводы Оценивают. Работают в паре. Просматривают фрагмент фильма и объясняют в диалоге с учителем, многообразие и значение водорослей. | Приступаем к изучению нашей темы. Задание1 Используя слайд 2, презентации определите местообитание водорослей. На какие две группы их можно разделить по строению? Какие у них могут быть размеры? Демонстрирую через цифровой микроскоп многоклеточную водоросль из аквариума. -Из чего состоит водоросль? Имеет сходства в строении с другими растениями? Правильно ли вы ответили, узнаете, выполнив задание 2. Задание2. Выясните строение многоклеточных водорослей, используя текст учебника. Дайте ответ на вопрос: почему водоросли относят к низшим растениям? Вопросы для уточнения. -На что может быть похоже тело водорослей? -Где находится хлорофилл? Что такое ризоиды? Задание3. Докажите, что клетка водорослей не отличается по своему строению от растительной клетки. Изучите строение одноклеточной водоросли хламидомонады, используя рис.108 учебника и текст на стр.110 Как можно доказать, что хламидомонада растение? Использую слайд 3. Задание4. Выполните работу 2 в рабочей тетради. Стр. 5 Используя,инструктивную карточку 1,найдите соответствие между органоидом клетки и его функцией.Приложение 2 Ответ запишите в тетрадь. Проведите взаимопроверку по слайду 4. Сделайте выводы: по строению водорослей; по процессам жизнедеятельности. Оцените свою работу по второму пункту в листах самооценки. Задание 5. Рассмотрите схемы «Размножение хламидомонады» и ответьте на вопросы, используя инструктивную карточку2Приложение3. Организую проверку по слайду 5. Оцените свою работу в паре в листах самооценки. Задание6. Просмотрите фрагмент фильма «Многообразие и значение водорослей». | Развитие умений наблюдать, анализировать Поиск и выделение необходимой информации. Построение речевого высказывания. Чтение и рассматривание рисунка с целью знакомства с информацией текста. Контроль промежуточных результатов труда. Организуют работув парах по заданию учителя. | Сформировать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать Сформировать умение вычитывать все уровни текстовой информации. Развитие личностных результатов: (доказывать, строить рассуждения, анализировать, делать выводы). Контролируют правильность ответов товарищей и свои собственные через выполнение задания Умениедоговариваться и приходить к общему мнению. Осуществляют самооценку процесса выполнения задания. |
Первичное закрепление знаний. | Обучающиеся выполняют работу и заполняют бланк ответов. Оценивают работу, выставляют баллы в лист самооценки. | Для закрепления материала предлагаю выполнить задание 7. Инструктивная карточка3. Сформулируйте выводы урока, для этого вставьте пропущенные слова из предложенных, что бы у вас появился текст содержащий выводы урока. Проверяем. Оцените свою работу в листах самооценки. | ||
Итог урока. Рефлексия | - я узнал… -я понял… -я научился… -лучше всего у меня получалось.. -основные трудности были… | Давайте вернемся к плану нашего урока. Все пункты плана мы разобрали? В листе самооценки подсчитайте баллы и выставьте оценку за урок и сдайте листы самооценки. Оцениваю работу учеников. | Оценка результатов деятельности. | Самооценка умственных и физических способностей. |
Домашнее задание. | п. 20 задание №4 в рабочей тетради. Составить кроссворд о водорослях. ( по желанию) |
Приложение 1.
Критерии оценки:
Самостоятельно справился с заданием – 2 балла.
Испытывал трудности, обращался за помощью, при выполнении заданий. – 1 балл.
Не справился с заданием – 0 баллов.
№ этапа | Этапы работы на уроке | Самооценка |
Определение темы и цели урока, составление плана урока по теме. | ||
2. | Реализация плана. Изучение строения и процессов жизнедеятельности водорослей. | |
3. | Работа в паре по выполнению задания. | |
4. | Вставьте пропущенные слова в текст. | |
5. | Общий балл. |
Перевод баллов в отметку: 7-8 баллов – отметка «5»
5-6 баллов – отметка «4»
4 балла – отметка «3»
Приложение2
1.Помогает передвигаться. А. Хроматофор.
2. Происходит фотосинтез. Б. Сократительные вакуоли.
3. Различает свет. В. Клеточная оболочка.
4. Удаление воды и ненужных веществ. Г. Светочувствительный глазок.
5. Защищает клетку. Д. Жгутики.
Приложение3
На схеме показано размножение хламидомонады. Какие формы размножения показаны под буквой А и Б? Объясните, как происходит бесполое и половое размножение у хламидомонады. Можно использовать текст учебника на стр. 110
Приложение 4.
Задание № 7. Водоросли это , т.к. имеют . В основе питания лежит процесс . Главная среда обитания . Каждая клетка водорослей имеет типичное строение как любая растительная клетка. В ней есть ядро, цитоплазма, хлоропласты и . Различают одноклеточные и многоклеточные водоросли, тело которых называют . Как все живые организмы во время дыхания они поглощают ,а выделяют .
Термины: фотосинтез, водная, растения, слоевище, хлоропласты, вакуоли, кислород, углекислый газ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка интегрированного урока по биологии и информатике и ИКТ
Разработка интегрированного урока по биологии и информатике и ИКТ по теме «Моделирование и формализация. Создание и разработка моделей на компьютере». «Основы генетики»....
Методическая разработка обобщающего урока по биологии по теме "Класс насекомые"
Методическая разработка обобщающего урока по биологии в 7 классе по теме «Класс насекомые» с использованием мультимедийной презентации. Данный урок помогает обобщить и систематизировать зн...
Разработка интергрированного урока по биологии-летиратуре в 8 классе на тему: "Эндокринная система человека"
Данный учебный материал позволяет не только закрепить основные понятия и закономерности работы эндокринной системы, но и повысить читательский интерес у школьников благодаря использованию отрывков из ...
РАЗРАБОТКА ПРЕЗЕНТАЦИИ УРОКА ПО БИОЛОГИИ В 11 КЛАССЕ НА ТЕМУ: « Движущие силы антропогенеза. Ф. Энгельс о роли труда в процессе превращения обезьяны в человека. Развитие членораздельной речи, сознания и общественных отношений в становлении ч
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПОМОЖЕТ УЧИТЕЛЮ БИОЛОГИИ СИСТЕМНО ВЫСТРОИТЬ УРОК НОВЫХ ЗНАНИЙ И ЗАКРЕПИТЬ МАТЕРИАЛ С ПОМОЩЬЮ БИОЛОГИЧЕСКОГО ДИКТАНТА И КРОССВОРДА....
Учебно-методическая разработка интегрированного урока по биологии и валеологии в 6 классе "Суд над бактериями."
Данный урок помогает заинтересовать обучающихся, вовлекая их в роли заседателей суда, а также несет важную здоровьесберегающую функцию....
Учебно-методическая разработка конспекта урока по биологии для 6-го класса на тему: «Что такое биология».
Учебно-методическая разработка данного урока знакомит учащихся с биологией – наукой о живой природе, растительном мире – как составной частью пр...
МЕтодическая разработка отрытый урок 7 класс
МЕтодическая разработка...