Разработка интергрированного урока по биологии-летиратуре в 8 классе на тему: "Эндокринная система человека"
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Старченко Екатерина Викторовна

Данный учебный материал позволяет не только закрепить основные понятия и закономерности работы эндокринной системы, но и повысить читательский интерес у школьников благодаря использованию отрывков из художественного произведения И.С. Тургенева.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интегрированный урок (биология – литература): эндокринная система, железы внутренней секреции.

Цели урока. 1.Образовательные: сформировать понятие о разнообразии действия гормонов на организм, обогатить внутренний мир учащихся,  продемонстрировав им на наглядных примерах из русской литературы и из медицинской практики взаимосвязь научных знаний из разных областей. Закрепит полученные на предыдущих уроках теоретические знания об эндокринной системе.  2.Развивающие: стимулировать развитие познавательного интереса учащихся в различных областях научных знаний, развивать любовь к чтению. 3.Воспитывающие: помогать становлению биологически грамотной и начитанной личности.

Задачи урока: активизировать метапредметные умения учащихся во время работы с художественной литературой

Оборудование урока: ноутбук, мультимедийный проектор, раздаточный материал (тексты с отрывками из художественных произведений).

1.Организационный этап. Проверка рабочих мест учащихся и их готовности к уроку, приветствие.

2.Актуализация полученных знаний.

-На предыдущих уроках мы знакомились с эндокринной системой человека. Что она представляет собой? (это система желез, не включающая в себя железы внешней секреции)

-Какие железы входят в ее состав, а какие не являются эндокринными? (не входят в эндокринную систему потовые, млечные, сальные, слюнные железы, а все остальные, т е щитовидная, надпочечники, тимус или вилочковая железа, гипофиз, гонады или половые железы, поджелудочная железа)

-Каково значение работы эндокринной системы для организма человека? (гуморальная регуляция с помощью гормонов, сохранение гомеостаза, совместно с нервной системой регулирует рост, развитие, обмен веществ и энергии, половую функцию, эмоциональные реакции)

-Давайте сопоставим эндокринные железы с теми гормонами, которые выделяются этими железами:

1) Щитовидная железа                                               А) гормон роста

2) Гипофиз                                                                   Б) инсулин

3) Надпочечники                                                         В) кортизол

4) Семенники                                                               Г) тестостерон

5) Яичники                                                                   Д) эстраген    

6) Поджелудочная железа                                           Е) адреналин

Ответ: 1- в, 2 - а, 3 - е, 4 - г, 5 - д, 6 – б.

-Теперь вспомним заболевания, которые возникают при неправильной работе той или иной железы. Задание (письменно): сопоставьте название железы и заболевание, связанное с ней.

1 Сахарный диабет            А. Кора надпочечников (гипофункция)

2 Аддисонова  болезнь      Б. Щитовидная железа (гиперфункция)

3 Болезнь Кушинга            В. Кора надпочечников (гиперфункция)

4 Базедова  болезнь            Г. Поджелудочная железа (гипофункция) 

5 Микседема                       Д. Щитовидная железа (гипофункция).    

Ответ:  1- г, 2 – а, 3 – в, 4 – б.  

- Теперь внимательно прочитайте отрывок из рассказа И.С.Тургенева «Живые мощи» и ответьте на вопрос: каким эндокринным заболеванием больна героиня Лукерья? По каким признакам это можно предположить?

«…Я заглянул в полуоткрытую дверь: темно, тихо, сухо; пахнет мятой, мелиссой. В углу приспособлены подмостки, и на них, прикрытая одеялом, какая-то маленькая фигура... Я пошел было прочь... 
- Барин, а барин! Петр Петрович! - послышался мне голос, слабый, медленный и сиплый, как шелест болотной осоки. 
Я остановился.
- Петр Петрович! Подойдите, пожалуйста! - повторил голос. 
Он доносился до меня из угла с тех, замеченных мною, подмостков.
Я приблизился - и остолбенел от удивления. Передо мною лежало живое человеческое существо, но что это было такое? 
Голова совершенно высохшая, одноцветная, бронзовая - ни дать ни взять икона старинного письма; нос узкий, как лезвие ножа; губ почти не видать - только зубы белеют и глаза, да из-под платка выбиваются на лоб жидкие пряди желтых волос. У подбородка, на складке одеяла, движутся, медленно перебирая пальцами, как палочками, две крошечных руки тоже бронзового цвета. Я вглядываюсь попристальнее: лицо не только не безобразное, даже красивое, - но страшное, необычайное. И тем страшнее кажется мне это лицо, что по нем, по металлическим его щекам, я вижу - силится... силится и не может расплыться улыбка. 
- Вы меня не узнаете, барин? - прошептал опять голос; он словно испарялся из едва шевелившихся губ. - Да и где узнать! Я Лукерья... Помните, что хороводы у матушки у вашей в Спасском водила... помните, я еще запевалой была? 
- Лукерья! - воскликнул я. - Ты ли это? Возможно ли?
- Я, да, барин, - я. Я - Лукерья.
Я не знал, что сказать, и как ошеломленный глядел на это темное, неподвижное лицо с устремленными на меня светлыми и мертвенными глазами. Возможно ли? Эта мумия - Лукерья, первая красавица во всей нашей дворне, высокая, полная, белая, румяная, хохотунья, плясунья, певунья! Лукерья, умница Лукерья, за которою ухаживали все наши молодые парни, по которой я сам втайне вздыхал, я - шестнадцатилетний мальчик! 
- Помилуй, Лукерья, - проговорил я наконец, - что это с тобой случилось? 
- А беда такая стряслась! Да вы не побрезгуйте, барии, не погнушайтесь несчастием моим, - сядьте вон на кадушечку, поближе, а то вам меня не слышно будет... вишь я какая голосистая стала!.. Ну, уж и рада же я, что увидала вас! Как это вы в Алексеевку попали? 
Лукерья говорила очень тихо и слабо, но без остановки.
- Меня Ермолай-охотник сюда завез. Но расскажи же ты мне...
- Про беду-то мою рассказать? Извольте, барин. Случилось это со мной уже давно, лет шесть или семь. Меня тогда только что помолвили за Василья Полякова - помните, такой из себя статный был, кудрявый, еще буфетчиком у матушки у вашей служил? Да вас уже тогда в деревне не было; в Москву уехали учиться. Очень мы с Василием слюбились; из головы он у меня не выходил; а дело было весною. Вот раз ночью... уж и до заря недалеко... а мне не спится: соловей в саду таково удивительно поет сладко!.. Не вытерпела я, встала и вышла на крыльцо его послушать. Заливается он, заливается... и вдруг мне почудилось: зовет меня кто-то Васиным голосом, тихо так: "Луша!.." Я глядь в сторону, да, знать, спросонья оступилась, так прямо с рундучка и полетела вниз - да о землю хлоп! И, кажись, не сильно я расшиблась, потому - скоро поднялась и к себе а комнату вернулась. Только словно у меня что внутри - в утробе - порвалось... Дайте дух перевести... с минуточку... барин. 
Лукерья умолкла, а я с изумлением глядел на нее. Изумляло меня собственно то, что она рассказ свой вела почти весело, без охов и вздохов, нисколько не жалуясь и не напрашиваясь на участие. 
- С самого того случая, - продолжала Лукерья, - стала я сохнуть, чахнуть; чернота на меня нашла; трудно мне стало ходить, а там уже - и полно ногами владеть; ни стоять, ни сидеть не могу; все бы лежала. И ни пить, ни есть не хочется: все хуже да хуже. Матушка ваша по доброте своей и лекарям меня показывала, и в больницу посылала. Однако облегченья мне никакого не вышло. И ни один лекарь даже сказать не мог, что за болезнь у меня за такая. Чего они со мной только не делали: железом раскаленным спину жгли, в колотый лед сажали - и все ничего. Совсем я окостенела под конец... Вот и порешили господа, что лечить меня больше нечего, а в барском доме держать калек неспособно... ну и переслали меня сюда - потому тут у меня родственники есть. Вот я и живу, как видите. 
Лукерья опять умолкла и опять усилилась улыбнуться.
- Это, однако же, ужасно, твое положение! - воскликнул я... и, не зная, что прибавить, спросил: - А что же Поляков Василий? - Очень глуп был этот вопрос. 
Лукерья отвела глаза немного в сторону.
- Что Поляков? Потужил, потужил - да и женился на другой, на девушке из Глинного. Знаете Глинное? От нас недалече. Аграфеной ее звали. Очень он меня любил, да ведь человек молодой - не оставаться же ему холостым. И какая уж я ему могла быть подруга? А жену он нашел себе хорошую, добрую, и детки у них есть. Он тут у соседа в приказчиках живет: матушка ваша по пачпорту его отпустила, и очень ему, слава Богу, хорошо. 
- И так ты все лежишь да лежишь? - спросил я опять.
- Вот так и лежу, барин, седьмой годок. Летом-то я здесь лежу, в этой плетушке, а как холодно станет - меня в предбанник перенесут. Там лежу. 
- Кто же за тобой ходит? Присматривает кто?
- А добрые люди здесь есть тоже. Меня не оставляют. Да и ходьбы за мной немного. Есть-то почитай что не ем ничего, а вода - вод она в кружке-то: всегда стоит припасенная, чистая, ключевая вода. До кружки-то я сама дотянуться могу: одна рука у меня еще действовать может. Ну, девочка тут есть, сиротка; нет, нет - да и наведается, спасибо ей. Сейчас тут была... Вы ее не встретили? Хорошенькая такая, беленькая. Она цветы мне носит; большая я до них охотница, до цветов-то. Садовых у нас нет, - были, да перевелись. Но ведь и полевые цветы хороши, пахнут еще лучше садовых. Вот хоть бы ландыш... на что приятнее! 
- И не скучно, не жутко тебе, моя бедная Лукерья?
- А что будешь делать? Лгать не хочу - сперва очень томно было; а потом привыкла, обтерпелась - ничего; иным еще хуже бывает. 
- Это каким же образом?
- А у иного и пристанища нет! А иной - слепой или глухой! А я, слава Богу, вижу прекрасно и все слышу, все. Крот под землею роется - я и то слышу. И запах я всякий чувствовать могу, самый какой ни на есть слабый! Гречиха в поле зацветет или липа в саду - мне и сказывать не надо: я первая сейчас слышу. Лишь бы ветерком оттуда потянуло. Нет, что Бога гневить? - многим хуже моего бывает…»

Ответ: Аддисонова болезнь, симптомы: потемнение кожи, вялость, постоянная усталость, боли в суставах, бессонница. При падении Лукерья сильно ударилась и почувствовала «словно у меня внутри – в утробе – порвалось..»

А сейчас обратимся к примерам из медицинской практики. Представьте себе, что вы присутствуете на приеме у доктора, которого по очереди посещают 3 больных. Попробуйте определить их заболевания по симптомам.

1. Больная А. с жалобами на повышенную утомляемость, нарушение памяти, сонливость, зябкость, понижение температуры тела, пониженное артериальное давление, запоры, образование зоба на шее.

Ответ: микседема

2. Больной Б. перенес панкреатит (воспаление поджелудочной железы), эмоциональное потрясение, связанное с пожаром в доме. Жалобы на постоянное чувство жажды, анализ мочи показывает повышенное содержание сахара в ней.

Ответ: сахарный диабет

3. Больная В. Жалуется на сильный набор лишнего веса, снижение иммунитета, повышенное артериальное давление, появление красных полос на теле и гиперволосатость и общую слабость.

Ответ: Болезнь Кушинга (гиперфункция коры надпочечников)

Обобщение и подведение итогов: итак, сегодня на уроке мы проанализировали несколько текстов, посвященных разным эндокринным заболеваниям и сумели верно определить название болезни, которая являлась причиной неприятных симптомов, беспокоящих разных героев.

Каково же значение эндокринной системы в работе нашего организма? Ответьте на вопрос тезисно в тетради. После озвучим наиболее полные ответы.

Ответ: участвует в регуляции - обмена веществ

                                                    - роста и развития

                                                     - контролирует постоянство внутренней среды

                                                     - половое созревание, психическое развитие.

                                    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс

Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...

Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».

Разработка урока по экологии в 5 классе на тему: «Влияние деятельности человека на пресноводные водоемы. Охрана водоемов».  Формат Word (ZIP-архив, размер 300 Кб)Задачи: Развивать инте...

разработка интегрированного урока физики и биологии 8 класс "Глаз как оптическая система"

Разработка интегрированного урока включает разноуровневые задания. Урок построен в интерактивном режиме...

Зачет в 8 химико-биологическом классе на тему "Эндокринная система"

Данные вопросы предлагаются для классов, углубленно изучающих биологию. Учащиеся должны дать глубокие развернутые ответы по теме "Эндокринная система" . К этим вопросам можно добавить любой тест...

Тест для 8 класс по теме"Эндокринная система"

Тест по эндокринной системе 8 кл1.     Железы эндокринной системе выделяют:А) гормон, б) фермент, в) слюну2.     Работу всех желез эндокринной системе регулируе...

Конспект урока по биологии с использованием ЭОР по теме "Половая система человека" 8 класс

На уроках биологии можно активно применять электронные образовательные ресурсы, которые оказывают значительную помощь....