Рабочая программа по биологии 8 класс.
рабочая программа по биологии (8 класс) на тему
Предварительный просмотр:
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по биологии, а также программы основного общего образования по биологии для 8 класса общеобразовательных учреждений (курс «Человек и его здоровье», авторы Драгомилов А.Г., Маш Р.Д.). Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов. В ней предусмотрено проведение 9 лабораторных работ. Рабочая программа составлена с учетом технологии индивидуально-ориентированной системы обучения.
Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования по биологии (одобрен решением коллегии Минобразования России и Президиумом Российской академии образования от 23.12.2003 г. № 21/12, утвержден приказом Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
Рабочая программа ориентирована на использование учебника: Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
Структура курса складывается из трех частей. В первой раскрывается биосоциальная природа человека, определяется место человека в природе, дается топография органов, раскрываются предмет и методы анатомии, физиологии и гигиены, проводится знакомство с разноуровневой организацией организма, рассматриваются клеточное строение, ткани и повторяется материал 7 класса о нервно-гуморальной регуляции органов. Во второй части дается обзор основных систем органов, вводятся сведения об обмене веществ, нервной и эндокринной системах и их связи, анализаторах, поведении и психике. В третьей, завершающей, части рассматриваются индивидуальное развитие человека, наследственные и приобретенные качества личности: темперамент, характер, способности и другие.
В программе предусматриваются лабораторные и практические работы. Среди практических работ большое внимание уделяется функциональным пробам, позволяющим каждому школьнику оценить свои физические возможности путем сравнения личных результатов с нормативными. Включены также тренировочные задания, способствующие развитию наблюдательности, внимания, памяти, воображения.
Изучение биологии в 8 классе направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к собственному здоровью и здоровью других людей;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний, травматизма и стрессов, вредных привычек, ВИЧ-инфекции.
Структура курса
№ п/п | Тема | Количество часов |
1 | Биологическая и социальная природа человека. | 1 |
2 | Организм человека. Общий обзор. | 5 |
3 | Опорно-двигательная система. | 8 |
4 | Кровь и кровообращение. | 9 |
5 | Дыхательная система. | 4 |
6 | Пищеварительная система. | 7 |
7 | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 3 |
8 | Мочевыделительная система. | 2 |
9 | Кожа. | 4 |
10 | Эндокринная система. | 2 |
11 | Нервная система. | 5 |
12 | Органы чувств. Анализаторы. | 5 |
13 | Поведение и психика. | 6 |
14 | Индивидуальное развитие человека. | 6 |
Перечень лабораторных работ
№ п/п | Тема |
1 | Действие фермента каталазы на пероксид водорода. |
2 | Клетки и ткани под микроскопом. |
3 | Строение костной ткани. |
4 | Состав костей. |
5 | Выявление влияния статистической и динамической работы на утомление мышц |
6 | Сравнение крови человека с кровью лягушки. |
7 | Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. |
8 | Дыхательные движения. |
9 | Действие ферментов слюны на крахмал. |
Итого – 9 |
Перечень практических работ
№ п/п | Тема |
1 | Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение. |
2 | Выявление нарушений осанки и плоскостопия. |
3 | Пульс и движение крови. |
4 | Функциональная сердечно-сосудистая проба. |
5 | Определение запыленности воздуха в зимний период. |
6 | Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки. |
7 | Действие прямых и обратных связей. |
8 | Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка. |
9 | Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма. |
10 | Изучение внимания при разных условиях. |
Итого – 10 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Тема 1. Биологическая и социальная природа человека. (1 час)
Биологические и социальные факторы в становлении человека. Принципиальные отличия условий жизни человека, связанные с появлением социальной среды. Ее преимущества и издержки. Зависимость человека как от природной, так и от социальной сред. Значение знаний о строении и функциях организма для поддержания своего здоровья и здоровья окружающих.
Тема 2. Организм человека. Общий обзор. (5 часов)
Науки об организме человека: анатомия, физиология, гигиена. Санитарно - гигиеническая служба. Функции санитарно-эпидемиологических центров (СЭЦ). Ответственность людей, нарушающие санитарные нормы общежития.
Строение организма человека. Структура тела. Место человека в природе. Сходство и отличия человека от животных. Морфофизиологические особенности человека, связанные с прямохождением, развитием головного мозга, трудом, социальным образом жизни.
Клетка. Строение, химический состав, жизнедеятельность: обмен веществ, ферменты, биосинтез и биологическое окисление, рост, развитие, возбудимость, деление.
Ткани животных и человека: эпителиальные, соединительные, мышечные, нервная. Строение нейрона: тело, дендриты, аксон, синапсы.
Уровни организации организма. Орган и системы органов. Нервная регуляция. Части и отделы нервной системы. Рефлекс, рефлекторная дуга, процессы возбуждения и торможения. Гуморальная регуляция. Роль эндокринных желез и вырабатываемых ими гормонов.
Практическая работа. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение.
Лабораторные работы.
- Разложение ферментом каталазой пероксида водорода
- Клетки и ткани под микроскопом.
Тема 3. Опорно-двигательная система. (8 часов)
Значение костно-мышечной системы. Скелет, строение, состав и соединение костей. Обзор скелета головы и туловища. Скелет поясов и свободных конечностей. Первая помощь при травмах скелета и мышц.
Типы мышц, их строение и значение. Обзор основных мышц человека. Динамическая и статическая работа мышц. Энергетика мышечного сокращения. Регуляция мышечных движений.
Нарушение правильной осанки. Плоскостопие. Коррекция. Развитие опорно-двигательной системы: роль зарядки, уроков физкультуры и спорта в развитии организма. Тренировочный эффект и способы его достижения.
Демонстрации: скелета, распилов костей, позвонков, строения суставов, мышц.
Практическая работа. Выявление нарушений осанки и плоскостопия.
Лабораторные работы.
- Строение костной ткани.
- Состав костей.
Тема 4. Кровь и кровообращение. (9 часов)
Внутренняя среда: кровь, тканевая жидкость, лимфа; их круговорот. Значение крови и ее состав: плазма и клеточные элементы. Их функции. Свертываемость крови.
Иммунитет. Органы иммунной системы. Антигены и антитела. Иммунная реакция. Клеточный и гуморальный иммунитеты. Работы Луи Пастера, И.И. Мечникова. Изобретение вакцин. Лечебные сыворотки. Классификация иммунитета. Тканевая совместимость и переливание крови. I, II, III, IV группы крови – проявление наследственного иммунитета. Резус-фактор. Резус-конфликт как следствие приобретенного иммунитета.
Сердце и сосуды – органы кровообращения. Строение и функции сердца. Фазы сердечной деятельности. Малый и большой круги кровообращения. Артерии, капилляры, вены. Функции венозных клапанов. Отток лимфы. Функции лимфоузлов. Движение крови по сосудам. Давление крови на стенки сосуда. Скорость кровотока. Измерение артериального давления. Перераспределение крови в организме. Регуляция работы сердца и сосудов. Автоматизм сердечной мышцы. Болезни сердечно-сосудистой системы и их предупреждение. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрации: торса человека, модели сердца, приборов для измерения артериального давления (тонометра и фонендоскопа) и способов их использования.
Лабораторная работа. Сравнение крови человека с кровью лягушки.
Практические работы.
- Пульс и движение крови.
- Функциональная сердечно-сосудистая проба.
Тема 5. Дыхательная система. (4 часа)
Значение дыхательной системы, ее связь с кровеносной системой. Верхние дыхательные пути. Гортань – орган голосообразования. Трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, альвеолы. Легкие. Пристеночная и легочная плевры, плевральная полость. Обмен газов в легких и тканях. Дыхательные движения. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Болезни органов дыхания, их предупреждение. Гигиена дыхания. Первая помощь при поражении органов дыхания. Понятие о клинической и биологической смерти. Приемы искусственного дыхания изо рта в рот и непрямого массажа сердца.
Демонстрации: торса человека, модели гортани и легких, модели Дондерса, демонстрирующей механизмы вдоха и выдоха.
Лабораторные работы.
- Внешнее строение дождевого червя, его передвижение.
- Дыхательные движения.
Практическая работа. Определение запыленности воздуха в зимний период.
Тема 6. Пищеварительная система. (7 часов)
Значение пищи и ее состав. Пищевые продукты и питательные вещества. Органы пищеварения. Пищеварение в ротовой полости, желудке и кишечнике. Строение органов пищеварительного тракта и пищеварительных желез. Форма и функции зубов. Пищеварительные ферменты ротовой полости и желудка. Переваривание пищи в двенадцатиперстной кишке (ферменты поджелудочной железы, роль желчи в пищеварении). Всасывание питательных веществ. Строение и функции тонкой и толстой кишки. Аппендикс. Симптомы аппендицита. Регуляция пищеварения.
Заболевание органов пищеварения и их профилактика. Питание и здоровье.
Демонстрации: торса человека; пищеварительной системы крысы (влажный препарат).
Лабораторная работа. Действие ферментов слюны на крахмал.
Тема 7. Обмен веществ и энергии. Витамины. (3 часа)
Превращение белков, жиров и углеводов. Обменные процессы в организме. Подготовительная и заключительная стадии обмена. Обмен веществ и энергии в клетке: пластический обмен и энергетический обмен. Энерготраты человека: основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи. Энергетический баланс. Определение норм питания. Качественный состав пищи. Значение витаминов. Гипо- и гипервитаминозы А, В1, С, D. Водорастворимые и жирорастворимые витамины. Витамины и цепи питания вида. Авитаминозы: А («куриная слепота», В1 (болезнь бери-бери), С (цинга), D (рахит). Их предупреждение и лечение.
Практическая работа. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки.
Тема 8. Мочевыделительная система. (2 часа)
Роль различных систем в удалении ненужных вредных веществ, образующихся в организме. Роль органов мочевыделения, их значение. Строение и функции почек. Нефрон – функциональная единица почки. Образование первичной и конечной мочи. Удаление конечной мочи из организма: роль почечной лоханки, мочеточников, мочевого пузыря и мочеиспускательного канала.
Предупреждение заболеваний почек. Питьевой режим. Значение воды и минеральных солей для организма. Гигиеническая оценка питьевой воды.
Тема 9. Кожа. (4 часа)
Значение и строение кожных покровов и слизистых оболочек, защищающих организм от внешних воздействий. Функции эпидермиса, дермы и гиподермы. Волосы и ногти - роговые придатки кожи. Кожные рецепторы, потовые и сальные железы. Нарушения кожных покровов и их причины. Оказание первой помощи при ожогах и обморожениях. Грибковые заболевания кожи (стригущий лишай, чесотка); их предупреждение и меры защиты от заражения.
Теплообразование, теплоотдача и терморегуляция организма. Роль кожи в терморегуляции. Закаливание организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударах.
Демонстрация: рельефной таблицы строения кожи.
Тема 10. Эндокринная система. (2 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. Соматропный гормон гипофиза, гормоны щитовидной железы. Болезни, связанные с гипофункцией (карликовость) и с геперфункцией (гигантизм) гипофиза. Болезни щитовидной железы: базедова болезнь, слизистый отек. Гормон поджелудочной железы инсулин и заболевание сахарным диабетом. Гормоны надпочечников, их роль в приспособлении организма к стрессовым нагрузкам.
Демонстрации: модели гортани со щитовидной железой, головного мозга с гипофизом; рельефной таблицы, изображающей железы эндокринной системы.
Тема 11. Нервная система. (5 часов)
Значение нервной системы, ее части и отделы. Рефлекторный принцип работы. Прямые и обратные связи. Функция автономного (вегетативного) отдела. Симпатический и парасимпатический подотделы. Нейрогуморальная (нейрогормональная) регуляция: взаимосвязь нервной и эндокринной систем. Строение и функции спинного мозга. Отделы головного мозга, их строение и функции. Аналитико-симпатическая функция коры больших полушарий.
Демонстрации: модели головного мозга, коленного рефлекса спинного мозга, мигательного, глотательного рефлексов продолговатого мозга, функций мозжечка и среднего мозга.
Практические работы.
Действие прямых и обратных связей.
Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка.
Тема 12. Органы чувств. Анализаторы. (5 часов)
Функции органов чувств и анализаторов. Ощущения и восприятия. Взаимосвязь анализаторов в отражении внешнего мира.
Орган зрения. Положение глаз в черепе, вспомогательный аппарат глаза. Строение и функции оболочек глаза и его оптических сред. Палочки и колбочки сетчатки. Зрительный анализатор. Роль глазных мышц в формировании зрительных восприятий. Бинокулярное зрение. Заболевание и повреждение глаз, профилактика. Гигиена зрения.
Орган слуха. Положение пирамид височных костей в черепе. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Преддверие и улитка. Звукопередающий и звуковосприниющий аппараты уха. Слуховой анализатор. Гигиена слуха. Распространение инфекции по слуховой трубе в среднее ухо как осложнение ангины, гриппа, ОРЗ. Борьба с шумом.
Вестибулярный аппарат – орган равновесия. Функции мешочков преддверия внутреннего уха и полукружных каналов.
Органы осязания, обоняния, вкуса, их анализаторы. Взаимосвязь ощущений – результат аналитико-синтетической деятельности коры больших полушарий.
Демонстрации: модели черепа, глаза и уха.
Тема 13. Поведение и психика. (6 часов)
Врожденные формы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные формы поведения. Условные рефлексы, динамический стереотип, рассудочная деятельность.
Открытие И.М. Сеченовым центрального торможения. Работы И.П. Павлова: открытие безусловного и условного торможения, закон взаимной индукции возбуждения – торможения. А.А. Ухтомский. Открытие явления доминанты. Биологические ритмы: сон и его значение, фазы сна, сновидения.
Особенности высшей нервной деятельности человека. Речь и сознание. Функции внешней и внутренней речи. Речевые центры и значение языковой среды. Роль трудовой деятельности в появлении речи и осознанных действии.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, память, воображение, мышление. Виды памяти, приемы запоминания. Особенности мышления, его развитие.
Воля, эмоции, внимание. Анализ волевого акта. Качество воли. Физиологическая основа эмоций.
Внимание. Непроизвольное и произвольное внимание. Способы поддержания внимания.
Изменение работоспособности, борьба с утомлением. Стадии работоспособности: врабатывание, устойчивая работоспособность, утомление. Организация отдыха на разных стадиях работоспособности. Режим дня.
Демонстрации: модели головного мозга, двойственных изображений, выработки динамического стереотипа зеркального письма, иллюзий установки.
Практические работы.
- Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма.
- Изучение внимания при разных условиях.
Тема 14. Индивидуальное развитие человека. (6 часов)
Роль половых хромосом в определении развития организма либо по мужскому, либо по женскому типу. Женская половая (репродуктивная) система. Развитие яйцеклетки в фолликуле, овуляция, менструация. Мужская половая система. Образование сперматозоидов. Поллюции. Гигиена промежности.
Наследственные и врожденные заболевания. Болезни, передающиеся половым путем (СПИД, сифилис, гонорея).
Внутриутробное развитие. Оплодотворение, образование зародыша и плода. Закон Геккеля – Мюллера и причины отклонения от него. Развитие организма после рождения. Изменения, связанные с пубертатом. Календарный, биологический и социальный возрасты человека.
Влияние наркогенных веществ на здоровье и судьбу человека. Психологические особенности личности: темперамент, характер, интересы, склонности, способности. Роль наследственности и приобретенного опыта в развитии способностей.
Демонстрации: модели зародышей человека и животных разных возрастов.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Дата проведения урока | Наименование разделов и тем урока | Всего часов | Лабораторные (Л/Р) и практические (П/Р) работы | Примечание |
I | Биологическая и социальная природа человека. | 1 | |||
1.1 | Место и роль человека в системе органического мира, его сходство с животными и отличие от них. Биологическая и социальная природа человека. | ||||
II | Организм человека. Общий обзор. | 5 | 3 часа | ||
2.1 | Науки об организме человека. Методы изучения организма человека, их значение и использование в собственной жизни. | ||||
2.2 | Структура тела. Место человека в живой природе. | ||||
2.3 | Клетка, ее строение, химический состав и жизнедеятельность. | Л/Р № 1. Действие фермента каталазы на пероксид водорода. | |||
2.4 | Ткани, органы и их регуляция. | Л/Р № 2. Клетки и ткани под микроскопом. | |||
2.5 | Системы органов в организме. Уровни организации организма. Нервная и гуморальная регуляция. | П/Р № 1. Получение мигательного рефлекса и условий, вызывающих его торможение. | |||
III | Опорно-двигательная система. | 9 | 3 часа | ||
3.1 | Значение опорно-двигательной системы. Скелет человека. Соединение костей. | Л/Р № 3. Строение костной ткани. | |||
3.2 | Строение и состав костей. | Л/Р № 4. Состав костей. | |||
3.3 | Скелет головы и скелет туловища. | ||||
3.4 | Скелет конечностей. | ||||
3.5 | Первая помощь при травмах: растяжении связок, вывихах суставов, переломах костей. | ||||
3.6 | Мышцы человека. | ||||
3.7 | Работа мышц. | ||||
3.8 | Профилактика нарушения осанки, плоскостопия и травматизма. | П/Р № 2. Выявление нарушений осанки и плоскостопия. | |||
3.9 | Развитие опорно-двигательной системы. | ||||
IV | Кровь и кровообращение. | 8 | 3 часа | ||
4.1 | Внутренняя среда человеческого организма. Значение крови и ее состав. | Л/Р № 5. Сравнение крови человека с кровью лягушки. | |||
4.2 | Иммунитет. Факторы, влияющие на иммунитет. Инфекционные заболевания в Тульской области и их профилактика. | ||||
4.3 | Группы крови. Тканевая совместимость и переливание крови. | ||||
4.4 | Строение и работа сердца. Круги кровообращения. | ||||
4.5 | Кровеносная и лимфатическая системы. Транспорт веществ. | П/Р № 3. Пульс и движение крови. | |||
4.6 | Регуляция работы сердца и кровеносных сосудов. | ||||
4.7 | Предупреждение заболеваний сердца и сосудов. Окружающая среда Тульской области и ее влияние на сердечно-сосудистую систему человека. | П/Р № 4. Функциональная сердечно-сосудистая проба. | |||
4.8 | Приемы оказания первой помощи при кровотечениях. | ||||
V | Дыхательная система. | 6 | 3 часа | ||
5.1 | Значение дыхания. Органы дыхания. | ||||
5.2 | Строение легких. Газообмен в легких и тканях. | Л/Р № 6. Состав вдыхаемого и выдыхаемого воздуха. | |||
5.3 | Дыхательные движения. Регуляция дыхания. | Л/Р № 7.Дыхательные движения. | |||
5.4 | Заболевания органов дыхания и их профилактика. Гигиена дыхания. Факторы воздушной среды Тульской области и их влияние на газообмен. | П/Р № 5. Определение запыленности воздуха в зимний период. | |||
5.5 | Первой помощь при поражении органов дыхания. Приемы оказания первой помощи при отравлении угарным газом, спасении утопающего. | ||||
5.6 | Контрольная работа № 1 по пройденным темам. | ||||
VI | Пищеварительная система. | 7 | 1 час | ||
6.1 | Пища как биологическая основа пищи. Состав пищи. | ||||
6.2 | Органы пищеварения. | ||||
6.3 | Строение и значение зубов. | ||||
6.4 | Пищеварение в ротовой полости и желудке. | Л/Р № 8. Действие ферментов слюны на крахмал. | |||
6.5 | Пищеварение в кишечнике. Роль ферментов в пищеварении. Всасывание питательных веществ. | ||||
6.6 | Регуляция пищеварения. | ||||
6.7 | Гигиена питания. Профилактика заболеваний органов пищеварения, в том числе гепатита и кишечных инфекций. Окружающая среда Тульской области и ее влияние на пищеварительную систему человека. | ||||
VII | Обмен веществ и энергии. Витамины. | 3 | 1 час | ||
7.1 | Обмен веществ и превращение энергии – основа жизнедеятельности организма. | ||||
7.2 | Нормы питания. | П/Р № 6. Функциональная проба с максимальной задержкой дыхания до и после нагрузки. | |||
7.3 | Витамины. Проявление авитаминозов и меры их предупреждения. | ||||
VIII | Мочевыделительная система. | 2 | |||
8.1 | Выделение. Строение и работа почек. | ||||
8.2 | Мочеполовые инфекции, меры их предупреждения для сохранения здоровья. Питьевой режим. | ||||
IX | Кожа. | 3 | |||
9.1 | Покровы тела. Кожа. Значение и строение кожи. | ||||
9.2 | Нарушение кожных покровов и повреждения кожи. Уход за кожей, волосами, ногтями. | ||||
9.3 | Роль кожи в теплорегуляции. Закаливание. Оказание первой помощи при тепловом и солнечном ударах, ожогах, обморожениях. | ||||
X | Эндокринная система. | 2 | |||
10.1 | Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. | ||||
10.2 | Роль гормонов в обмене веществ, росте и развитии организма. | ||||
XI | Нервная система. | 4 | 2 часа | ||
11.1 | Значение, строение и функционирование нервной системы. | П/Р № 7. Действие прямых и обратных связей. | |||
11.2 | Автономный (вегетативный) отдел нервной системы. Нейрогуморальная регуляция. | ||||
11.3 | Спинной мозг. | ||||
11.4 | Головной мозг: строение и функции. | П/Р № 8. Функции продолговатого, среднего мозга и мозжечка. | |||
XII | Органы чувств. Анализаторы. | 5 | |||
12.1 | Значение органов чувств и анализаторов. | ||||
12.2 | Орган зрения и зрительный анализатор. | ||||
12.3 | Заболевания и повреждения глаз. Нарушение зрения и его профилактика. | ||||
12.4 | Органы слуха и равновесия. Их анализаторы. Нарушение слуха и его профилактика. | ||||
12.5 | Органы, осязания, обоняния и вкуса. | ||||
XIII | Поведение и психика. | 9 | 2 часа | ||
13.1 | Врожденные формы поведения. | ||||
13.2 | Приобретенные формы поведения. | П/Р № 9. Перестройка динамического стереотипа: овладение навыком зеркального письма. | |||
13.3 | Закономерности работы головного мозга. | ||||
13.4 | Биологические ритмы. Сон и его значение. | ||||
13.5 | Особенности высшей нервной деятельности человека. | ||||
13.6 | Познавательные процессы. Воля и эмоции. | ||||
13.7 | Внимание. | П/Р № 10. Изучение внимания при разных условиях. | |||
13.8 | Динамика работоспособности. Режим дня. | ||||
13.9 | Контрольная работа № 2 по пройденным темам. | ||||
XIV | Индивидуальное развитие человека. | 4 | |||
14.1 | Размножение и развитие. Половая система человека. Наследование признаков у человека. | ||||
14.2 | Наследственные и врожденные заболевания. Инфекции, передающиеся половым путем, их профилактика. ВИЧ-инфекция, ее профилактика. | ||||
14.3 | Внутриутробное развитие организма. Развитие после рождения. Роль генетических знаний в планировании семьи. | ||||
14.4 | О вреде употребления никотина, алкоголя и наркогенных веществ. Профилактика употребления наркогенных веществ. |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения биологии в 8 классе ученик должен
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; генов и хромосом;
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии в экосистемах;
- особенности организма человека, его строения, жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения;
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; причины наследственности и изменчивости, проявления наследственных заболеваний, иммунитета у человека; роль гормонов и витаминов в организме;
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, органы и системы органов человека; на живых объектах и таблицах опасные для человека растения и животные;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов и делать выводы на основе сравнеия;
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; травматизма, стрессов, ВИЧ-инфекции, вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания); нарушения осанки, зрения, слуха, инфекционных и простудных заболеваний;
- оказания первой помощи при простудных заболеваниях, ожогах, обморожениях, травмах, спасении утопающего;
- рациональной организации труда и отдыха, соблюдения правил поведения в окружающей среде;
- проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
СПИСОК МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРЕДМЕТУ
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек». Москва, «Вентана-Граф», 2009 год.
- «Биология в основной школе. Программы». Москва, «Вентана-Граф», 2006 год.
- Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. «Биология. Человек. Методическое пособие». Москва, «Вентана-Граф», 2003 год.
- Петунин О.В. «Познавательные процессы у человека. Разработки уроков». Москва, «Чистые пруды», 2005 год.
- «Физиология человека». Москва, «Просвещение», 1976 год.
- Пугал Н.А., Волошинова Е.В., Маш Р.Д., Беляев В.И. «Биология. Человек. практикум по гигиене». Москва, «АРКТИ», 2002 год.
- Резанова Е.А., Антонова И.П., Резанов А.А. «Биология человека в таблицах, рисунках и схемах». Москва, «Издат-школа», 1998 год.
- «Я иду на урок биологии. Человек и его здоровье. Книга для учителя». Москва, «Первое сентября», 2002 год.
- Сухова Т.С. «Контрольные и проверочные работы по биологии. 6 – 8 классы». Москва, «Дрофа», 1997 год.
- Реймерс Н.Ф. «Краткий словарь биологических терминов». Москва, «Просвещение» 1995 год.
- «Опорные конспекты по биологии». Москва, «ИНФРА-М», 2000 год.
- «Тестовый контроль знаний учащихся по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
- Бабенко В.Г., Зайцева Е.Ю., Пахневич А.В., Савинов И.А. «Биология. Материалы к урокам – экскурсиям». Москва, «Издательство НЦ ЭНАС», 2002 год.
- Сухова Т.С. «Урок биологии. Технология развивающего обучения. Библиотека учителя». Москва, «Вентана-Граф», 2001 год.
- Реброва Л.В., Прохорова Е.В. «Активные формы и методы обучения биологии. Опорные конспекты по биологии». Москва, «Просвещение», 1997 год.
- Сухова Т.С. «Биология. Тесты. 6 -11 классы». Москва, «Дрофа», 2000 год.
- Машанова О.Г., Евстафьев В.В. «Биология. Тесты, вопросы и задания». Москва, «Московский Лицей», 1997 год.
- Мамонтов Д.И. Электронный курс «Открытая биология». Москва, «Физикон», 2005 год.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки биологии 8 класс. 2005 год.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...