Рабочая программа по биологии.7 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии (7 класс) на тему
Данная программа составлена к учебнику В.В.латюшина, В.А. Шапкина "Биология. Животные".7 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 57.52 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии , программы по биологии для 7 класса «Животные», разработанной авторским коллективом в составе В. В. Пасечника, В. В. Латюшина и др. и включающей в себя сведения о многообразии животного мира, принципах классификации, строении и жизнедеятельности организмов животных, их индивидуальном и историческом развитии, о структуре, многообразии экологических систем. отражающей содержание Примерной программы с дополнениями, не превышающими требования к уровню подготовки обучающихся.
Изучение биологии в 7 классе на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о живой природе и присущих ей закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли живых организмов; человеке как биосоциальном существе; о роли биологической науки в практической деятельности людей; методах познания живой природы;
- овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;
- воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей; культуры поведения в природе;
- иcпользование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.
В соответствии с федеральным базисным учебным планом для образовательных учреждений РФ на изучение биологии в 7 классе отводится 68 часов. Рабочая программа предусматривает обучение биологии в объёме 2 часов в неделю в течение 1 учебного года.
Рабочая программа ориентирована на УМК:
- В.В. Латюшин, В.А. Шапкин. Биология. Животные. Учебник для общеобр. учебных заведений. Допущ. МО РФ, 3 –е изд., стереотип.:М. –Дрофа, 2010 – 304 с.
- пт
- Содержание программы по биологии для 7 класса.
68 ч, 2 часа в неделю
Тема 1. Общие сведения о животном мире (2 часа)
Зоология – наука о царстве Животные. Отличие животных от растений. Многообразие животных, их распространение. Методы изучения животных.
Среды жизни и места обитания животных. Зависимость жизни животных от человека. Негативное и позитивное отношение к животным. Охрана животного мира. Редкие и исчезающие виды животных. Красная книга.
Систематика животных. Основные систематические категории животных: царство, подцарство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид, популяция. Значение классификации животных.
Краткая история развития зоологии. Достижения современной зоологии.
Роль зоологии в практической деятельности людей.
Экскурсии. Многообразие животных в природе. Обитание в сообществах.
Тема 2. Многообразие животных (37 часов)
Животный организм как биосистема. Клетка как структурная единица организма. Особенности животных клеток и тканей. Органы и системы органов организмов. Регуляция деятельности органов, систем органов и целостного организма.
2.1. Подцарство Простейшие (2 часа)
Общая характеристика простейших как одноклеточных организмов. Разнообразие простейших в природе. Разнообразие их представителей в водоемах, почвах и в кишечнике животных.
Корненожки. Обыкновенная амеба как организм. Внешний вид и внутреннее строение (цитоплазма, ядро, вакуоли). Жизнедеятельность одноклеточных организмов: движение, питание, дыхание, выделение, размножение, инцистирование.
Жгутиконосцы. Эвглена зеленая как простейшее, сочетающее черты животных и растений. Колониальные жгутиковые.
Инфузории. Инфузория-туфелька как более сложное простейшее. Половой процесс. Ползающие и сидячие инфузории. Симбиотические инфузории крупных животных.
Болезнетворные простейшие: дизентерийная амеба, малярийный паразит. Предупреждение заражения дизентерийной амебой. Районы распространения малярии. Борьба с малярией. Вакцинация людей, выезжающих далеко за пределы.
Значение простейших в природе и жизни человека.
Лабораторная работы:
Знакомство с многообразием водных простейших. Изучение строения инфузории-туфельки.
2.2. Тип Губки (1 час)
Классы губок. Роль губок в природе и жизни человека.
2.3. Тип кишечнополостные (1час)
Общая характеристика типа кишечнополостных. Пресноводная гидра. Внешний вид и поведение. Внутреннее строение. Двухслойность. Экто- и энтодерма. Разнообразие клеток. Питание гидры. Дыхание. Раздражимость. Размножение гидры. Регенерация. Значение в природе.
Морские кишечнополостные. Их многообразие и значение. Коралловые полипы и медузы.Значение кишечнополостных в природе и жизни человека.
2.4. Типы червей:
Плоские черви, Круглые черви, Кольчатые черви (4 часа)
Разнообразие червей. Типы червей. Основные группы свободноживущих и паразитических червей. Среда обитания червей.
Плоские черви. Белая планария как представитель свободноживущих плоских червей. Внешний вид. Двусторонняя симметрия. Покровы. Мускулатура. Нервная система и органы чувств. Движение. Питание. Дыхание. Размножение. Регенерация.
Свиной (бычий) цепень как представитель паразитических плоских червей. Особенности строения и приспособления к паразитизму. Цикл развития и смена хозяев.
Круглые черви. Нематоды, аскариды, острицы как представители типа круглых червей. Их строение, жизнедеятельность. Значение для человека и животных. Предохранение от заражения паразитическими червями человека и сельскохозяйственных животных.
Понятие паразитизм и его биологический смысл. Взаимоотношения паразита и хозяина. Значение паразитических червей в природе и жизни человека.
Кольчатые черви. Многообразие. Дождевой червь. Среда обитания. Внешнее и внутреннее строение. Понятие о тканях и органах. Движение. Пищеварение, кровообращение, выделение, дыхание. Размножение и развитие. Значение и место дождевых червей в биогеоценозах.
Значение червей и их место в истории развития животного мира.
Лабораторные работы:
Знакомство с многообразием круглых червей..
Изучение внешнего строения дождевого червя. Наблюдение за поведением дождевого червя: его передвижение, ответы на раздражение.
2.5. Тип Моллюски (2часа)
Общая характеристика типа. Разнообразие моллюсков. Особенности строения и поведения, связанные с образом жизни представителей разных классов. Роль раковины.
Класс Брюхоногие моллюски. Большой прудовик (виноградная улитка) и голый слизень. Их приспособленность к среде обитания. Строение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие. Роль в природе и практическое значение.
Класс Двустворчатые моллюски. Беззубка (перловица) и мидия. Их места обитания. Особенности строения. Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение. Роль в биоценозах и практическое значение.
Класс Головоногие моллюски. Осьминоги, кальмары и каракатицы. Особенности их строения. Передвижение. Питание. Поведение. Роль в биоценозе и практическое значение.
Лабораторные работы:
Изучение и сравнение внешнего строения моллюсков.
Изучение раковин различных пресноводных и морских моллюсков.
2.6. Тип Иглокожие(1 час)
Классы иглокожих. Роль иглокожих в природе и жизни человека.
2.7. Тип Членистоногие (8 часов)
Общая характеристика типа. Сходство и различие членистоногих с кольчатыми червями.
Класс Ракообразные. Общая характеристика класса. Речной рак. Места обитания и образ жизни. Особенности строения. Питание. Дыхание. Размножение. Многообразие ракообразных. Значение ракообразных в природе и жизни человека.
Класс Паукообразные. Общая характеристика и многообразие паукообразных. Паук-крестовик (любой другой паук). Внешнее строение. Места обитания, образ жизни и поведение. Строение паутины и ее роль. Значение пауков в биогеоценозах.
Клещи. Места обитания, паразитический образ жизни. Особенности внешнего строения и поведения. Перенос клещами возбудителей болезней. Клещевой энцефалит. Меры защиты от клещей. Оказание первой помощи при укусе клеща. Роль паукообразных в природе и их значение для человека.
Класс Насекомые. Общая характеристика класса. Многообразие насекомых. Особенности строения насекомого (на примере любого крупного насекомого). Передвижение. Питание. Дыхание. Размножение и развитие насекомых. Типы развития. Важнейшие отряды насекомых с неполным превращением: Прямокрылые, Равнокрылые и Клопы. Важнейшие отряды насекомых с полным превращением: Бабочки, Стрекозы, Жесткокрылые (Жуки), Двукрылые, Перепончатокрылые. Насекомые, наносящие вред лесным и сельскохозяйственным растениям.
Одомашнивание насекомых на примере тутового и дубового шелкопрядов. Насекомые – переносчики заболеваний человека. Борьба с переносчиками заболеваний. Пчелы и муравьи – общественные насекомые. Особенности их жизни и организации семей. Поведение. Инстинкты. Значение пчел и других перепончатокрылых в природе и жизни человека.
Биологический способ борьбы с насекомыми-вредителями. Охрана насекомых.
Лабораторные работы:
Знакомство с ракообразными.
Изучение представителей отрядов насекомых.
Экскурсия. Разнообразие членистоногих (краеведческий музей, природная среда).
Обобщение знаний по теме «Тип Членистоногие»
Зачет №1. Беспозвоночные животные.
2.8. Тип Хордовые (19 часов)
Краткая характеристика типа хордовых.
Ланцетник – представитель бесчерепных. Местообитание и особенности строения ланцетника. Практическое значение ланцетника.
Надкласс Рыбы (3 часа)
Общая характеристика подтипа Черепные. Общая характеристика надкласса Рыбы. Класс Хрящевые рыбы. Класс Костные рыбы. Особенности строения на примере костистой рыбы. Внешнее строение: части тела, покровы, роль плавников в движении рыб, расположение и значение органов чувств.
Внутреннее строение костной рыбы: опорно-двигательная, нервная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, половая и выделительная системы. Плавательный пузырь и его значение. Размножение и развитие рыб. Особенности поведения. Миграции рыб. Плодовитость и уход за потомством. Инстинкты и их проявление у рыб. Понятие о популяции.
Хрящевые рыбы: акулы и скаты. Многообразие костистых рыб. Осетровые рыбы. Практическое значение осетровых рыб. Запасы осетровых рыб и меры по восстановлению.
Двоякодышащие рыбы. Кистеперые рыбы. Их значение в происхождении позвоночных животных. Приспособления рыб к разным условиям обитания.
Промысловое значение рыб.. Основные группы промысловых рыб. Рациональное использование, охрана и воспроизводство рыбных ресурсов.
Рыборазводные заводы и их значение для экономики. Прудовое хозяйство. Виды рыб, используемые в прудовых хозяйствах. Акклиматизация рыб. Биологическое и хозяйственное обоснование акклиматизации. Аквариумное рыбоводство.
Лабораторные работы: Внешнее строение и передвижение рыб.
Определение возраста рыбы по чешуе. Изучение скелета рыбы.
Класс Земноводные (1час)
Общая характеристика класса. Внешнее и внутреннее строение лягушки. Земноводный образ жизни. Питание. Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки. Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
Многообразие земноводных. Хвостатые (тритоны, саламандры) и бесхвостые (лягушки, жабы, квакши, жерлянки) земноводные. Значение земноводных в природе и жизни человека. Охрана земноводных.
Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии (2 часа)
Общая характеристика класса. Наземно-воздушная среда обитания.
Особенности внешнего и внутреннего строения (на примере любого вида ящериц). Приспособления к жизни в наземно-воздушной среде. Питание и поведение. Годовой цикл жизни. Размножение и развитие.
Змеи: ужи, гадюки (или другие представители в зависимости от местных условий). Сходство и различие змей и ящериц.
Ядовитый аппарат змей. Действие змеиного яда. Предохранение от укусов змеи и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Значение змей в природе и жизни человека.
Другие группы пресмыкающихся: черепахи, крокодилы. Роль пресмыкающихся в природе и жизни человека. Охрана пресмыкающихся.
Разнообразие древних пресмыкающихся. Причины их вымирания. Происхождение пресмыкающихся от древних земноводных.
Экскурсия. Разнообразие пресмыкающихся родного края (краеведческий музей или зоопарк).
Класс Птицы (5 часов)
Общая характеристика класса. Среда обитания птиц. Особенности внешнего и внутреннего строения птиц. Приспособленность к полету. Интенсивность обмена веществ. Теплокровность. Усложнение нервной системы, органов чувств, поведения, покровов, внутреннего строения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления. Перелеты птиц.
Происхождение птиц. Многообразие птиц. Страусовые (бескилевые) птицы. Пингвины. Килегрудые птицы. Особенности строения и приспособления к условиям обитания. Образ жизни. Распространение.
Экологические группы птиц. Птицы лесов, водоемов и их побережий, открытых пространств.
Растительноядные, насекомоядные, хищные и всеядные птицы. Многообразие птиц. Охрана и привлечение птиц. Роль птиц в биогеоценозах и жизни человека. Промысловые птицы, их рациональное использование и охрана.
Домашние птицы. Происхождение и важнейшие породы домашних птиц, их использование человеком.
Лабораторные работы:
Изучение внешнего строения птицы.
Изучение перьевого покрова и различных типов перьев.
Изучение строения куриного яйца.
Экскурсия. Знакомство с птицами окрестностей своей местности.
Класс Млекопитающие, или Звери (6 часов)
Общая характеристика класса. Места обитания млекопитающих. Особенности внешнего и внутреннего строения. Усложнение строения покровов, пищеварительной, дыхательной, кровеносной, выделительной и нервной систем, органов чувств, поведения по сравнению с пресмыкающимися. Размножение и развитие. Забота о потомстве. Годовой жизненный цикл и сезонные явления.
Происхождение млекопитающих. Многообразие млекопитающих.
Яйцекладущие. Сумчатые и плацентарные. Особенности биологии. Районы распространения и разнообразие.
Важнейшие отряды плацентарных, особенности их биологии. Насекомоядные. Рукокрылые. Грызуны. Зайцеобразные.
Хищные (Псовые, Кошачьи, Куньи, Медвежьи). Ластоногие. Китообразные. Парнокопытные. Непарнокопытные. Хоботные. Приматы.
Основные экологические группы млекопитающих: лесные, открытых пространств, водоемов и их побережий, почвенные.
Домашние звери. Разнообразие пород и их использование человеком. Дикие предки домашних животных. Разнообразие пород животных. Исторические особенности развития животноводства.
Значение млекопитающих. Регулирование их численности в природе и в антропогенных ландшафтах. Промысел и промысловые звери. Акклиматизация и реакклиматизация зверей. Экологическая и экономическая целесообразность акклиматизации. Рациональное использование и охрана млекопитающих.
Экскурсия. Домашние и дикие животные нашей местности.
Обобщение знаний по теме «Класс Млекопитающие»
Тема 3. Эволюция строения. Взаимосвязь строения и функций органов и их систем у животных (12 часов).
Функции покровов тела. Основные виды покровов тела.
Лабораторная работа: Изучение особенностей покровов тела.
Функции опорно – двигательной системы. Факторы эволюционных изменений ОДС. Особенности строения скелета позвоночных животных. Соединения костей. Строение сустава.
Лабораторная работа: Скелет позвоночных.
Способы передвижения. Виды движения. Приспособления к различным способам движения у животных. Полости тела.
Лабораторная работа: Изучение способов передвижения животных.
Органы пищеварения. Обмен веществ. Значение питания. Функции пищеварительной системы. Процессы обмена веществ и превращения энергии.
Органы дыхания, функции органов дыхания. Газообмен. Пути и механизм поступления кислорода. Газообмен у животных разных систематических групп. Строение легких, увеличение дыхательной поверхности.
Лабораторная работа: Изучение способов дыхания животных.
Кровеносная система. Кровь. Строение крови, форменные элементы крови. Гемоглобин. Типы кровеносных сосудов. Замкнутая и незамкнутая системы кровообращения. Жвижение крови по малому и большому кругам кровообращения. Строение сердца у различных животных. Функции крови.
Органы выделения, их строение. Почки. Пути удаления веществ из организма. Значение органов выделения. Изменение органов выделения в процессе эволюции.
Нервная система. Раздражимость. Функции нервной системы. Строение нервной клетки. Строение НС у различных животных. Строение головного мозга у позвоночных животных. Изменение нервной системы в процессе эволюции.
Лабораторная работа: Изучение ответной реакции животных на раздражение.
Поведение. Рефлекс, виды рефлексов. Инстинкт. Регуляция. Нервный импульс.
Органы чувств. Значение органов чувств. Основные виды чувствительности: равновесие, зрение, осязание, обоняние, слух, химическая чувсвительность. Зависимость строения органов чувств от развития головного мозга.
Лабораторная работа: Изучение органов чувств у животных.
Зачет № 3( Обобщение по теме).
Тема 4. Индивидуальное развитие животных ( 4 часа).
Размножение - свойство живых организмов. Способы размножения у животных: бесполое и половое. Органы размножения. Значение размножения. Строение половой системы животных: половые железы, половые пути. Гермафродиты. Влияние среды обитания на строение органов размножения. Внутреннее и внешнее оплодотворение. Развитие животных с превращением и без превращения. Усложнение строения органов размножения в процессе эволюции. Периодизация и продолжительность жизни животных.
Лабораторная работа: Определение возраста животных.
Тема 5. Развитие животного мира на Земле (3 часа)
Историческое развитие животного мира. Доказательства эволюции животных: палеонтологические, эмбриологические. Сходство в строении зародышей животных. Основные этапы развития животного мира на Земле. Понятие об эволюции. Рудименты и атавизмы. Разнообразие животного мира как результат эволюции живой природы. Биологическое разнообразие как основа устойчивости развития природы и общества.
Дарвин о причинах эволюции животных. Результаты эволюции. Дивергенция. Разнообразие видов как результат эволюции.
Тема 6. Закономерности размещения животных на Земле (2 часа)
Ареалы обитания. Механизм образования ареалов. Закономерности размещения животных. Эндемики.
Миграции. Причины миграций животных. Виды миграций. Зоогеографические области.
Тема 7. Биоценозы (4 часа)
Естественные и искусственные биоценозы. Агробиоценозы. Структура биоценоза. Устойчивость биоценозов.
Факторы среды и их влияние на биоценозы. Среда обитания, экологические факторы.
Цепи питания. Поток энергии. Пищевая пирамида. Продуктивность биоценоза.
Взаимосвязь компонентов биоценоза. Трофические связи. Экологические группы животных по объектам питания.
Тема 8. Животный мир и хозяйственная деятельность человека ( 3 часа)
Воздействие человека на животных. Рациональное использование животных. Промысел. Одомашнивание животных. Селекция.
Законы РФ об охране животного мира. Система мониторинга.
Заповедники, заказники, памятники природы. Красная книга России и Кировской области. Система мониторинга.
- Критерии оценки
Оценивание устного ответа учащихся
Отметка «5» ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи. Отметка «4»:
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «3» (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка «2»:
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
6) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка «3» ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3»
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Отметка «5» ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка «4» ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка «2» ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка «3»;
2. или если правильно выполнил менее половины работы.
- Требования к уровню подготовки учащихся 7 класса
В результате изучения биологии в 7 классе ученик должен знать:
На базовом уровне:
-характерные признаки царства животных;
-строение и жизнедеятельность простейших (на примере амебы и инфузории-туфельки);
роль простейших в биосфере и жизни человека;
-многоклеточность и ее биологический смысл;
-отличительные черты планов строения важнейших типов животных (кишечнополостные, плоские, круглые и кольчатые черви, моллюски, членистоногие, хордовые);
основные жизненные формы морских организмов (планктонные, бентосные и пелагические; прикрепленные и подвижные; фильтраторы, растительноядные, хищники; рифостроители), их роль в природе и значение для человека;
особенности жизненных циклов морских беспозвоночных;
особенности жизненных циклов и хозяев паразитических червей, их природные очаги и профилактика вызываемых ими болезней;
основные приспособления беспозвоночных к жизни на суше;
основные жизненные формы моллюсков и членистоногих, их роль в природе и значение для человека;
важнейшие отряды насекомых;
о размножении и развитии насекомых с неполным и полным превращением;
роль в природе и хозяйстве человека насекомых-опылителей, общественных насекомых, кровососущих насекомых; одомашненные насекомые (пчела, тутовый шелкопряд);
важнейшие группы «вредителей» сельскохозяйственных и лесных культур на примере своего региона; причины возникновения «вредителей»;
насекомые человеческого жилища на примере своего региона;
роль клещей и насекомых в распространении инфекционных заболеваний;
классы позвоночных животных;
приспособления основных групп позвоночных к жизни в воде и на суше;
особенности размножения и развития представителей разных классов позвоночных;
роль рыб и наземных позвоночных в биосфере Земли;
о рыбном промысле и рыборазведении; основные группы промысловых рыб и их рациональное использование ресурсов;
особенности образа жизни земноводных, пресмыкающихся в связи с их строением, птиц в связи с приспособлением их к полету, млекопитающих в связи с освоением ими разных сред жизни;
роль земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих в природе и жизни человека;
о преимуществах и ограничениях, связанных с приобретением теплокровности;
основные экологические группы птиц и млекопитающих, важнейшие отряды млекопитающих;
основные группы домашних животных, их значение в жизни человека;
основные группы охотничье-промысловых птиц и зверей, о рациональном использовании их ресурсов на примере своего региона;
характерных животных своего региона;
-об охране животных, роли заповедников и заказников.
знать/понимать
- признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов животных, популяций; экосистем и агроэкосистем; животных своего региона.
- сущность биологических процессов: обмен веществ и превращения энергии, питание, дыхание, выделение, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, наследственность и изменчивость, регуляция жизнедеятельности организма, раздражимость, круговорот веществ и превращения энергии у животных.
уметь
- объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию и животных (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных организмов в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды; родство человека с млекопитающими животными, место и роль человека в природе; взаимосвязи человека и окружающей среды.
- изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием животных, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать готовые микропрепараты и описывать биологические объекты;
- распознавать и описывать: на таблицах основные части, органы и системы органов животных; животных отдельных типов и классов; наиболее распространенных животных своей местности, домашних животных,
- выявлять изменчивость организмов, приспособления организмов к среде обитания, типы взаимодействия разных видов в экосистеме;
- сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, органы и системы органов, организмы, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;
- определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);
- анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды на живые организмы и экосистемы;
- проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий);
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
-соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых животными.
-оказания первой помощи при укусах животных;
-соблюдения правил поведения в окружающей среде.
- Календарно-тематическое планирование
по биологии в 7 классе (2 часа в неделю, 68 ч)
№п/п | Тема раздела и урока | Практические, лабораторные и проверочные работы: | § по учебнику | Срок проведения | Корректировка | |
по плану | по факту | |||||
Введение 2 ч | ||||||
1. | История развития зоологии. | 1 | 01.09 | |||
2. | Современная зоология. | 2 | 04.09 | |||
Многообразие животных. Простейшие 2 ч | ||||||
3. | Общая характеристика простейших. Корненожки. Радиолярии. Солнечники. Споровики. | ЛР №1 «Знакомство с многообразием водных простейших» | 3 | 08.09 | ||
4. | Простейшие. Жгутиконосцы. Инфузории. | 4 | 11.09 | |||
Многоклеточные животные. Беспозвоночные. | ||||||
5. | Тип Губки. Классы: Известковые, Стеклянные, Обыкновенные. | 5 | 15.09 | |||
6. | Тип Кишечнополостные. Классы: Гидроидные, Сцифоидные, Коралловые полипы. | 6 | 18.09 | |||
7. | Тип Плоские черви. Классы Ресничные, Сосальщики, Ленточные. | 7 | 22.09 | |||
8. | Тип Круглые черви. Образ жизни, значение. | ЛР №2 «Знакомство с многообразием круглых червей» | 8 | 25.09 | ||
9. | Тип Кольчатые черви, или Кольчецы. Класс Многощетинковые, или Полихеты. | 9 | 29.09 | |||
10. | Классы Кольчецов: Малощетинковые, или Олигохеты и Пиявки. | ЛР № 3 «Внешнее строение дождевого червя» | 10 | 02.10 | ||
11. | Тип Моллюски. | ЛР №4 «Особенности строения и жизни моллюсков» | 11 | 06.10 | ||
12. | Классы моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. | 12 | 09.10 | |||
13. | Тип Иглокожие. Классы: морские лилии, Морские звезды, Морские ежи, Голотурии, Офиуры. | 13 | 13.10 | |||
14. | Тип Членистоногие. Ракообразные, их строение. | ЛР №5 «Знакомство с ракообразными» | 14 | 16.10 | ||
15. | Класс паукообразные, их строение. Клещи. | 14 | 20.10 | |||
16. | Класс Насекомые. Общая характеристика и значение. | ЛР № 6 «Изучение представителей отрядов насекомых» | 15 | 23.10 | ||
17. | Отряды насекомых: Тараканы, Прямокрылые, Уховертки, Поденки. | 16 | 27.10 | |||
18. | Отряды насекомых: Стрекозы, Жуки, Вши, .Клопы. | 17 | 30.10 | |||
19. | Отряд насекомых: Бабочки. Равнокрылые, Двукрылые, Блохи. | 18 | 10.11 | |||
20. | Отряды насекомых: Перепончатокрылые. Муравьи, пчелы. | 19 | 13.11 | |||
21. | Обобщение по теме: «Многоклеточные животные. Беспозвоночные». | Проверочная работа | 17.11 | |||
Тип хордовые | ||||||
22. | Подтипы: Бесчерепные и Черепные, или Позвоночные. | 20 | 20.11 | |||
Позвоночные | ||||||
23. | Позвоночные. Классы Рыб: Хрящевые, Костных | ЛР №7 «Внешнее строение и передвижение рыб» | 21 | 24.11 | ||
24. | Класс Хрящевые рыбы. Отряды: Акулы, Скаты и Химерообразные. | 22 | 27.11 | |||
25. | Костные рыбы. Отряды: Осетрообразные, Сельдеобразные, Лососеобразные, Карпообразные, Окунеобразные. | 23 | 01.12 | |||
26. | Класс Земноводные, или Амфибии. | 24 | 04.12 | |||
27. | Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии. Отряд Чешуйчатые. | 25 | 09.12 | |||
28. | Отряды пресмыкающихся. Черепахи и Крокодилы. | 26 | 11.12 | |||
29. | Класс Птицы. Отряд Пингвины. | ЛР №8 «Изучение внешнего строения птиц» | 27 | 15.12 | ||
30. | Отряды птиц: Страусообразные, Нандуобразные, Казуарообразные, Гусеобразные. | 28 | 18.12 | |||
31. | Отряд птиц: Дневные хищные, Совы, Куриные. | 29 | 22.12 | |||
32. | Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые. | 30 | 25.12 | |||
33. | Экскурсия «Изучение многообразия птиц» | Экскурсия | 12.01 | |||
34. | Класс Млекопитающие, или Звери. Отряды: Однопроходные, Сумчатые, Насекомоядные, Рукокрылые. | 31 | 15.01 | |||
35. | Отряды млекопитающих: Грызуны, Зайцеобразные. | 32 | 19.01 | |||
36. | Отряды млекопитающих: Китообразные, Ластоногие, Хоботные, Хищные. | 33 | 22.01 | |||
37. | Отряды млекопитающих: Парнокопытные. Непарнокопытные. | 34 | 26.01 | |||
38. | Отряд млекопитающих: Приматы. | 35 | 29.01 | |||
39. | Обобщающий урок по теме «Многоклеточные хордовые животные» | Проверочная работа | 02.02 | |||
Эволюция строения и функций органов и их систем. | ||||||
40. | Покровы тела. | ЛР №9 «Изучение особенностей покрова тела» | 36 | 05.02 | ||
41. | Опорно-двигательная система. | 37 | 09.02 | |||
42. | Способы передвижения животных. Полости тела. | ЛР № 10 «Изучение способов передвижения животных» | 38 | 12.02 | ||
43. | Органы дыхания и газообмен. | ЛР № 11 «Изучение способов дыхания животных» | 39 | 16.02 | ||
44. | Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии. | 40 | 19.02 | |||
45. | Кровеносная система. Кровь. | 41 | 26.02 | |||
46. | Органы выделения. | 42 | 02.03 | |||
47. | Нервная система. Рефлекс. Инстинкт. | ЛР № 12 «Изучение ответной реакции животных на раздражения» | 43 | 05.03 | ||
48. | Органы чувств. Регуляция деятельности. | ЛР № 13 « Изучение органов чувств животных» | 44 | 12.03 | ||
49. | Продление рода. Органы размножения. Способы размножения животных. Оплодотворение. | 45, 46 | 16.03 | |||
50. | Развитие животных с превращением и без превращения. | ЛР № 14 «Определение возраста животных» | 47 | 19.03 | ||
51. | Периодизация и продолжительность жизни животных. | 48 | 02.04 | |||
52 | Обобщение по теме: «Эволюция строения и функций органов и их систем». | Проверочная работа | 06.04 | |||
Развитие и закономерности размещения животных на Земле. | ||||||
53. | Доказательства эволюции животных. | 49 | 09.04 | |||
54. | Чарльз Дарвин о причинах эволюции животного мира. | 50 | 13.04 | |||
55. | Усложнение строения животных. Многообразие видов как результат эволюции | 51 | 16.04 | |||
56. | Ареалы обитания. Миграция. Закономерности размещения животных. | 52 | 20.04 | |||
Биоценозы | ||||||
57. | Естественные и искусственные биоценозы. | 53 | 23.04 | |||
58. | Факторы среды и их влияние на биоценозы. | 54 | 27.04 | |||
59. | Цепи питания. Поток энергии. | 55 | 30.04 | |||
60. | Взаимосвязь компонентов биоценоза и их приспособленность друг к другу. | 56 | 04.05 | |||
61 | Экскурсия «Изучение взаимосвязи животных с другими компонентами биоценоза» | Экскурсия | 07.05 | |||
Животный мир и хозяйственная деятельность человека | ||||||
62 | Воздействие человека и его деятельности на животных. | 57 | 14.05 | |||
63 | Одомашнивание животных | 58 | 18.05 | |||
64. | Законы России об охране животного мира. Система мониторинга | 59 | 21.05 | |||
65. | Охрана и рациональное использование животного мира. | 60 | 21.05 | |||
66. | Обобщение курса «Животные» | Итоговая к.р. | 25.05 | |||
67. | Экскурсия «Посещение выставки с /х животных» | Экскурсия | 28.05 | |||
68 | Резерв. |
- Контрольно – измерительные материалы:
- Информационно – методическое обеспечение:
- В.В.Латюшин, В.А.Шапкин. Биология: Животные. учебник для учащихся 7 класса общеобразовательных учреждений , М. Дрофа, 2010
Учебно-методическая литература для учителя:
Дмитриева, Т. А., Суматохин, С. В. Биология: растения, бактерии, грибы, лишайники, животные. 6–7 кл.: Вопросы. Задания. Задачи. – М.: Дрофа, 2002.– 128 с.: ил. (Дидактические материалы).
Дидактические карточки-задания по биологии: животные / Бровкина, Е. Т., Белых, В. И. – М.: Издательский Дом «Генджер», 1997. – 56 с.
Латюшин, В. В., Уфимцева, Г. А. Биология. Животные. 7 класс: тематическое и поурочное планирование к учебнику Латюшин В. В., Шапкин В. А. «Биология. Животные»: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.
Латюшин, В. В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2004. – 160 с.
Никишов, А. И., Теремов, А. В. Дидактический материал по зоологии. – М.: РАУБ «Цитадель», 1996. – 174 с.
Теремов, А., Рохлов, В. Занимательная зоология: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 258 с.: ил. («Занимательные уроки»)
Фросин, В. Н., Сивоглазов, В. И. Готовимся к единому государственному экзамену: биология. Животные. – М.: Дрофа, 2004. – 272 с.
Шарова, И. Х. Зоология беспозвоночных: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999. – 304 с.
Дополнительная литература для учащихся:
Глаголев, С. М., Беркинблит, М. Б.: Учебные материалы для учащихся VII–VIII классов. В 2 ч. – М.: МИРОС, 1997. – 432 с.: ил.
Дольник, В. Р., Козлов, М. А. Зоология: учебник. – СПб.: Специальная литература, 1996. – 240 с.: ил.
Животные / пер. с англ. М. Я. Беньковский и др. – М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2003. – 624 с.: ил.
Красная книга Волгоградской области. Т. 1. Животные. – Волгоград: ООО «Издательство Волгоград», 2004. – 172 с.
Латюшин, В. В., Ламехова, Е. А. Биология. Животные: рабочая тетрадь. 7 класс. – М.: Дрофа, 2003. – 144 с.: ил.
Оливан. Зоология. Позвоночные. Школьный атлас. – М.: «Росмэн», 1998. – 88 с.
Секреты природы / пер. с англ. – ЗАО «Издательский дом Ридерз Дайджест», 1999. – 432 с.
Сладков, Н. Покажите мне их! Зоология для детей / худож. Р. Варшамов. – М.: РОСМЭН, 1994. – 183 с.: с ил.
Старикович, С. Ф. Замечательные звери: рассказы / худож. Р. Варшамов. – М.: РОСМЭН, 1994. – 144 с.: с ил.
Суматохин, С. В., Кучменко, В. С. Биология / Экология. Животные: сборник заданий и задач с ответами: пособие для учащихся основной школы. – М.: Мнемозина, 2000. – 206 с.: ил.
Энциклопедия для детей. Т. 2. Биология. 5-е изд., перераб. и доп./ глав. ред. М. Д. Аксенова. – М.: Аванта+, 1998. – 704 с.: ил.
Я познаю мир: детская энциклопедия: миграции животных / автор А. Х. Тамбиев; – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 464 с.: ил.
Я познаю мир: детская энциклопедия: развитие жизни на Земле. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 2001. – 400 с.: ил.
Я познаю мир: детская энциклопедия: амфибии / автор Б. Ф. Сергеев. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ»; ООО «Астрель», 1999. – 480 с.: ил.
Важным компонентом учебно-методического комплекта является учебно-тематический план, электронные пособия (электронные учебники и другие цифровые ресурсы)
MULTIMEDIA – поддержка курса «Общая биология»
- Лабораторный практикум. Биология 6-11 класс (учебное электронное издание), Республиканский мультимедиа центр, 2004;
- Биология. Животные. 7 класс. Образовательный комплекс (электронное учебное издание), Фирма «1 С», Издательский центр «Вентана-Граф», 2007
- Интернет-ресурсы на усмотрение учителя и обучающихся
Кроме того, при ведении курса в 7 классе на каждом уроке используется серия мультимедийных уроков и презентаций, разработанная учителем Мяделец М.В. и материалы из «Единой коллекции Цифровых Образовательных Ресурсов» (набор цифровых ресурсов к учебникам линии Пономаревой И.Н.) (http://school-collection.edu.ru/) .
Адреса сайтов в ИНТЕРНЕТЕ
www.bio.1september.ru – газета «Биология» -приложение к «1 сентября»
www.bio.nature.ru – научные новости биологии
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
www.km.ru/education - учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/21/picture-258019-1369152044.jpg)
Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы и обеспечивае...
![](/sites/default/files/pictures/2014/01/25/picture-390612-1390661995.jpg)
Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков
В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/01/picture-489663-1412152158.jpg)
Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")
Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-336673-1383818704.jpg)
Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"
Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/13/picture-134847-1363189081.jpg)
Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.
Рабочая программа по биологии составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/18/picture-332264-1421599102.jpg)
Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС
Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/04/picture-1302223-1609746647.jpg)
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...