Рабочая программа по биологии. 6 класс.
календарно-тематическое планирование по биологии (6 класс) на тему

Мочалова Наталья Никитична

Данная программа составлена к учебнику В.В.Пасечника "Биология. Бактерии. Грибы. Растения".6 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_po_biologii_6klass.docx54.04 КБ

Предварительный просмотр:

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, Примерной программой основного общего образования по биологии (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 07.07.2005г. № 03-1263); Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

Согласно действующему Базисному учебному плану рабочая программа для 6-го класса предусматривает обучение биологии 1 час в неделю; 0,5 часа добавлены за счет модуля «Биологическое краеведение», всего 52 часа.

Изучение биологии в 6 классе направлено на достижение следующих целей:

1.       освоение знаний о строении, жизнедеятельности и средообразующей роль растений, о методах познания растительного организма;

2.       овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой природы, жизнедеятельности собственного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, о факторах здоровья и риска; работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками; проводить наблюдения за биологическими объектами и состоянием собственного организма, биологические эксперименты;

3.       развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

4.       воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, культуры поведения в природе;

5.       использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за растениями, оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей; соблюдение правил поведения в окружающей среде.

В VI классе учащиеся получают общие представления о структуре биологической науки, её истории и методах исследования, нравственных нормах и принципах отношения к природе.

Учащиеся должны усвоить и применять в своей деятельности основные положения биологической науки о строении и жизнедеятельности организмов, их индивидуальном и историческом развитии, структуре, функционировании, многообразии экологических систем, их изменении под влиянием деятельности человека, научиться принимать экологически правильные решения в области природопользования.

Учащиеся получают представление о многообразии живых организмов и принципах их классификации. Они узнают о практическом значении биологических знаний как научной основе охраны природы, природопользования, сельскохозяйственного производства, медицины и здравоохранения, биотехнологии и отраслей производства, основанных на использовании биологических систем.

Рабочая программа предусматривает некоторые изменения. 

Увеличено количество часов на изучение разделов «Строение и многообразие покрытосеменных растений» (вместо 8 часов взято 11), «Жизнь растений» (вместо 7 взято 10), «Природные сообщества» (вместо 3 взято 5), «Царство Растения» (вместо 5 взято 6 - добавлен контрольно-обобщающий урок). Включён раздел «Классификация растений» (8 часов).

Часы добавлены за счёт модуля «Биологическое краеведение». В разделы программы, по возможности, включен краеведческий материал.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника: 

- Пасечник В.В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения – 6 кл. – М.: Дрофа, 2007. – 372 с. (Гриф: Рекомендовано МО РФ);

методического пособия для учителя:

- Биология 5 -11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009;

- Н.И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель», 2007.

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения биологии в 6 классе ученик должен

знать/понимать

• признаки биологических объектов: организмов растений, грибов и бактерий; растений и грибов своего региона;

• сущность биологических процессов: обмен веществ, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция  жизнедеятельности организма.

уметь

• объяснять: роль биологии в формировании современной естественнонаучной картины мира, в практической деятельности людей и самого ученика; родство, общность происхождения и эволюцию растений (на примере сопоставления отдельных групп); роль различных растений в жизни человека и собственной деятельности; взаимосвязи организмов и окружающей среды; биологического разнообразия в сохранении биосферы; необходимость защиты окружающей среды;

• изучать биологические объекты и процессы: ставить биологические эксперименты, описывать и объяснять результаты опытов; наблюдать за ростом и развитием растений, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;

• распознавать и описывать: на таблицах основные части и органоиды клетки, на живых объектах и таблицах органы цветкового растения, растения разных отделов, наиболее распространенные растения своей местности, культурные растения, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения;

• выявлять приспособления организмов к среде обитания;

• сравнивать биологические объекты (клетки, ткани, представителей отдельных систематических групп) и делать выводы на основе сравнения;

• определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе (классификация);

• анализировать и оценивать воздействие факторов окружающей среды, последствий деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы;

• проводить самостоятельный поиск биологической информации: находить в тексте учебника отличительные признаки основных систематических групп; в биологических словарях и справочниках значения биологических терминов; в различных источниках необходимую информацию о живых организмах (в том числе с использованием информационных технологий).

Учебно-тематический план

п/п

Тема

Количество часов

В том числе

авторская программа

рабочая программа

лабор.

работы

практ. работы

1.

Введение

2

2

 

 

2.

Раздел 1. Клеточное строение организмов

4

4

2

 

3.

Раздел 2. Царство бактерии и грибы

4

4

 

 

4.

Раздел 3. Царство Растения

5

6

 

 

5.

Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений

8

11

3

 

6.

Раздел 5. Жизнь растений

7

10

 

 

7.

Раздел 6. Классификация растений

 

8

 

1

8.

Раздел 7. Природные сообщества

3

5

1

1

9.

Итоговое занятие

 

2

 

 

 

Итого

33+2 (резерв)

52

6

2

Содержание тем учебного курса биологии в 6 классе

Введение (2 часа)

Биология — наука о живой природе. Царства бактерий, грибов, растений и животных. Связь организмов со средой обитания. Взаимосвязь организмов в природе. Влияние деятельности человека на природу, ее охрана.

Фенологические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Ведение дневника наблюдений.

Раздел 1. Клеточное строение организмов (4 часа)

Устройство увеличительных приборов (лупа, микроскоп).

Клетка и ее строение: оболочка, цитоплазма, ядро, вакуоли, пластиды.

Жизнедеятельность клетки: поступление веществ в клетку (дыхание, питание), рост, развитие и деление клетки. Понятие «ткань».

Демонстрация микропрепаратов различных растительных тканей.

Лабораторные работы

Устройство лупы и светового микроскопа. Правила работы с ними. Рассматривание клеток с помощью лупы.

Приготовление препарата кожицы чешуи лука, рассматривание его под микроскопом.

Раздел 2. Царства Бактерии и Грибы (4 часа)

Бактерии, их роль в природе и жизни человека. Строение и жизнедеятельность бактерий. Размножение бактерий. Разнообразие бактерий, их распространение в природе.

Грибы. Общая характеристика грибов, их строение и жизнедеятельность. Дрожжи, плесневые грибы. Грибы-паразиты. Шляпочные грибы. Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора съедобных грибов и их охрана. Профилактика отравления грибами. Роль грибов в природе и жизни человека.

Лишайники, их строение, разнообразие, среда обитания. Значение в природе и жизни человека.

Демонстрация муляжей плодовых тел шляпочных грибов, натуральных объектов (трутовика, ржавчины, головни, спорыньи), лишайников.

Раздел 3. Царство Растения (6 часов)

Растения. Ботаника — наука о растениях. Методы изучения растений. Общая характеристика растительного царства. Многообразие растений, их связь со средой обитания. Роль в биосфере. Охрана растений.

Основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые).

Водоросли. Многообразие водорослей. Среда обитания водорослей. Строение одноклеточных и многоклеточных водорослей. Роль водорослей в природе и жизни человека, охрана водорослей.

Мхи. Многообразие мхов. Среда обитания. Строение мхов, их значение.

Папоротники, хвощи, плауны, их строение, многообразие, среда обитания и роль в природе и жизни человека, их охрана.

Голосеменные, их строение и разнообразие. Среда обитания. Распространение голосеменных, значение в природе и жизни человека, их охрана.

Цветковые растения, их строение и многообразие. Среда обитания. Значение цветковых в природе и жизни человека.

Раздел 4. Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 час)

Строение семян однодольных и двудольных растений. Виды корней и типы корневых систем. Видоизменение корней.

Побег. Почки и их строение. Рост и развитие побега.

Внешнее строение листа. Видоизменение листьев. Многообразие стеблей. Видоизменение побегов.

Цветок и его строение. Соцветия. Плоды и их классификация.

Лабораторные работы

Изучение строения цветка.

Ознакомление с различными видами соцветий.

Ознакомление с сухими и сочными плодами.

Раздел 5. Жизнь растений (10 часов)

Основные процессы жизнедеятельности (питание, дыхание, обмен веществ, рост, развитие, размножение).

Минеральное и воздушное питание растений. Фотосинтез. Испарение воды. Рост растений. Размножение растений. Половое и бесполое (вегетативное) размножение.

Демонстрация опытов получения вытяжки хлорофилла; опытов, доказывающих поглощение растениями углекислого газа и выделение кислорода на свету, образование крахмала, дыхание растений, испарение воды листьями.

Раздел 6. Классификация растений (8 часов)

Основные систематические категории: вид, род, семейство, класс, отдел, царство. Знакомство с классификацией цветковых растений.

Класс Двудольные растения. Морфологическая характеристика 3—4 семейств с учетом местных условий.

Класс Однодольные растения. Морфологическая характеристика злаков и лилейных.

Важнейшие сельскохозяйственные растения, биологические основы их выращивания и народнохозяйственное значение

Раздел 7. Природные сообщества (5 часов)

Основные экологические факторы и их влияние на растения. Характеристика основных экологических групп растений.

Взаимосвязь растений с другими организмами. Симбиоз. Паразитизм. Растительные сообщества и их типы.

Развитие и смена растительных сообществ. Влияние деятельности человека на растительные сообщества и влияние природной среды на человека.

Демонстрация комнатных растений и гербарных экземпляров растений различных экологических групп.

Лабораторная работа

Изучение особенностей строения растений различных экологических групп.

Оценка качества знаний, умений, навыков

1. Осуществление контроля за выполнением домашних заданий.

2. Организация самостоятельной работы учащихся и осуществление контроля за ходом их выполнения.

3. Проведение тестовых работ по темам курса по рабочей тетради и пособиям:

- Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам.

- Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии.

Критерии и нормы оценки знаний учащихся

Отметка "5" ставится в случае:

1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.

2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.

3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "4": 

1. Знание всего изученного программного материала.

2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.

3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):

1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.

2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.

3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Отметка "2":

1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.

2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.

3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1) правильно определил цель опыта;

2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;

3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;

4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;

5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:

1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;

2. или было допущено два-три недочета;

3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,

4. или эксперимент проведен не полностью;

5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.

Отметка "3" ставится, если ученик:

1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;

2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;

3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;

4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;

2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;

3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";

4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ

Отметка "5" ставится, если ученик:

1. выполнил работу без ошибок и недочетов;

2) допустил не более одного недочета.

Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

2. или не более двух недочетов.

Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:

1. не более двух грубых ошибок;

2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

3. или не более двух-трех негрубых ошибок;

4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Отметка "2" ставится, если ученик:

1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

2. или если правильно выполнил менее половины работы.

Учебно-методические средства обучения

1.       Сборник нормативных документов. Биология. Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный план и примерные учебные планы. Примерные программы по биологии. - М.: Дрофа, 2007.

2.       Биология 5 - 11 классы: программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В. В. Пасечника/авт. Сост. Г. М. Пальдяева. – М.: Дрофа, 2009.

3.       Пасечник В.В. Биология 6 класс. Бактерии. Грибы. Растения. Учебник М.: «Дрофа», 2007.

4.       Пасечник В.В. Биология: бактерии, грибы, растения: рабочая тетрадь. 6 кл. / В. В. Пасечник, Т. А. Снисаренко.- М.: «Дрофа», 2007. - 80с.

Дополнительная литература:

1.Н.И. Галушкова. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: поурочные планы по учебнику В.В. Пасечника. Волгоград: «Учитель» 2007.

2.Оданович М. В. Биология 6 класс: тесты по всем программам/ авт.-сост. М. В. Оданович. – Волгоград: Учитель, 2007. -97с.

3.      Кривошеева М. А., Кислицкая М. В. Тесты по биологии. – Москва: ИКЦ «МатТ», Ростов н/Д: Издательский центр «МатТ», 2004. -192с.

Интернет-ресурсы:

1.       http://bio.1september.ru - газета «Биология» - приложение к «1 сентября»

2.           www.bio.nature.ru - научные новости биологии

3.       www.edios.ru - Эйдос - центр дистанционного образования

4.       www.km.ru/education -Учебные материалы и        словари на сайте «Кирилл и Мефодий».

 

Календарно-тематическое планирование

По биологии 6 класс

(1,5 ч в нед, 52 часа)

Учитель:Мочалова Н.Н.

№ п/п

Тема урока

Дата проведения

Требования к уровню подготовки учащихся

Лабораторные работы

Практические работы

Экскурсии

 Контрольные работы

Домашнее задание

Фактически

По плану

ВВЕДЕНИЕ (2 часа)

1

Биология – наука о живой природе

Уметь работать с учебной литературой.

Знать предмет, отрасли  биологии, значение биологии в современном мире.

Уметь объяснять предмет и задачи курса биологии.

С. 9 прочитать; приготовить загадки о растениях.

2

Экскурсия:

«Многообразие

живых организмов. Осенние явления в жизни растений»

Экскурсия:

«Многообразие

живых организмов. Осенние явления в жизни растений»

Клеточное строение организмов (4 часов).

3

Устройство увеличительных приборов.

Уметь строить взаимоотношения с другими людьми.

Знать устройство увеличительных приборов, правила работы ними.

Уметь пользоваться увеличительными приборами.

Лабораторная работа № 1

«Устройство микроскопа и приемы работы с ним»

§ 1

4

Строение растительной клетки.

Уметь определить цель и поставить задачу; Знать строение клетки

 Соблюдать правила приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом

Лабораторная работа  № 2

«Приготовление микропрепарата кожицы чешуи лука» Лабораторная работа  № 3

«Рассматривание под микроскопом пластид в листе элодеи»

§ 2

5

Жизнедеятельность клетки.

Уметь работать с учебной литературой. Знать строение и функции клетки, деление клетки, основные ее жизненные свойства.

Уметь узнавать на таблицах и микропрепаратах основные части и органоиды растительной клетки, объяснять основные процессы жизнедеятельности клетки.

§3

6

Ткани.

Уметь готовить сообщения, выступать на публике. Знать особенности строения и функционирования основных растительных тканей.

Уметь определять тип ткани  на микропрепаратах, таблицах и рисунках, и объяснять ее строение и функции.

§4

Царство Бактерии (2 часов).

7

Строение и жизнедеятельность бактерий.

Уметь готовить сообщения, выступать на публике;

структурировать текст.

Знать особенности   строения и жизнедеятельности бактерий

Уметь объяснять особенности строения и жизнедеятельности бактерий.

§5. Проделать опыт в домашних условиях.

8

Роль бактерий в природе и жизни человека.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

 Знать роль бактерий в природе, значение их в жизни человека

Уметь соблюдать меры профилактики заболеваний, вызываемых бактериями.

§6. Подготовить сообщение.

Царство Грибы (4 часа).

9

Общая характеристика грибов.

Уметь работать с учебной литературой.

Знать особенности   строения и жизнедеятельности грибов

Уметь пользоваться таблицами, схемами, справочной биологической литературой

§7

10

Шляпочные грибы.

Уметь готовить сообщения, выступать на публике;

структурировать текст. Знать особенности строения шляпочных грибов.

 Уметь узнавать съедобные и ядовитые грибы нашей местности; соблюдать правила оказания первой медицинской помощи при отравлении грибами.

Лабораторная работа № 4

«Изучение строения плодовых тел шляпочных грибов»

§8

11

Плесневые грибы и дрожжи.

Уметь осуществлять анализ, рефлексию деятельности.

Знать особенности строения плесневых грибов и дрожжей.

Уметь проводить наблюдения, оформлять отчеты.

Лабораторная работа № 5

«Рассматривание дрожжей и мукора под микроскопом»

§9. Подготовить сообщение.

12

Грибы-паразиты.

Роль грибов в природе и жизни человека

Узнать особенности строения и размножения грибов-паразитов, вызывающих болезни растений, животных, человека, и способами борьбы с ними. Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Знать роль грибов, в природе, значение их в жизни человека

Уметь соблюдать меры профилактики отравления ядовитыми грибами, заболеваний, вызываемых бактериями и грибами;

Проверочная работа

§10. Подготовить сообщение.

Царство Растения (7 часов)

13

Разнообразие, распространении значение

Растений.

Уметь пользоваться различными источниками информации в том числе новейшими.

Знать и объяснять разнообразие, распространение и значение растений.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона; ; пользоваться биологическими справочниками и определителями.

§11.

14

Водоросли.

Уметь работать с учебной литературой;

составлять таблицы.

Знать характерные особенности строения одноклеточных водорослей;

использовать биологические модели при изучении организмов;

Уметь узнавать растения разных отделов

Лабораторная работа  № 6

«Изучение строения одноклеточных зеленых водорослей»

§12. Подготовить сообщение.

15

Лишайники. Мхи.

Уметь переносить опыт из одной области в другую; Знать характерные особенности строения лишайников.

Уметь доказывать, что лишайники – симбиотические организмы.

Лабораторная работа № 7

«Изучение строения мха»

§13, §14

16

Папоротники. Хвощи. Плауны.

Уметь сравнивать биологические объекты.

Знать характерные особенности строения папоротников, хвощей, плаунов.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона; узнавать: растения разных отделов;

Лабораторная работа  № 8

«Изучение спороносящего папоротника (хвоща)»

§15. Подготовить сообщение.

17

Голосеменные

Уметь осуществлять анализ, рефлексию деятельности. Знать характерные особенности строения голосеменных.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона; узнавать: растения разных отделов;

Лабораторная работа № 9

«Изучение строения хвои и шишек хвойных

§16

18

Покрытосеменные.

Уметь готовить сообщения, выступать на публике. Знать характерные особенности строения покрытосеменных.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона;

узнавать: растения разных отделов;

§17

Строение и многообразие покрытосеменных растений (11 часов)

19

Строение семян

Уметь работать с учебной литературой;

составлять таблицы. Знать особенности строения  семян однодольных и двудольных растений.

Уметь проводить наблюдения, оформлять отчеты.

Лабораторная работа № 10

«Строение семян двудольного

растения» Лабораторная работа № 11

«Строение семян однодольного

растения»

§18

20

Виды корней и типы корневых систем.

Уметь сравнивать биологические объекты; составлять таблицы. Знать особенности строения корневых систем растений.

Уметь проводить наблюдения, оформлять отчеты.

Лабораторная работа № 12

«Виды корней, стержневые и мочковатые корневые системы»

§19

21

Зоны корня. Видоизменения корней

Уметь осуществлять анализ, рефлексию деятельности. Знать особенности  внутреннего клеточного строения  корня.

 Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения.

Лабораторная работа № 13

«Изучение внешнего и внутреннего строения корня»

§20, §21

22

Побег и почки.

Уметь сравнивать биологические объекты. Знать особенности строения побега и почки.

Уметь соблюдать правила проведения опытов по изучению жизнедеятельности организмов, бережного отношения к ним.

Лабораторная работа № 14

«Строение почек. Расположение почек на стебле».

§22

23

Внешнее строение листа.

Уметь наблюдать, выделять сущес-твенное, сравнивать. Знать особенности внешнего строения листа.Уметь различать простые и сложные листья.

Лабораторная работа  № 15

«Простые и сложные листья»

§23

24

Клеточное строение листа

Уметь осуществлять анализ, рефлексию деятельности. Знать клеточное строение листьев.

Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения.

Лабораторная работа  № 16

«Изучение клеточного строения листа»

§24

25

Влияние среды на строение листа.

Видоизменения листьев.

Получать из разных источников и оценивать информацию. Знать и показывать влияние внешней среды на строение листьев; приводить примеры: приспособлений у растений к среде обитания

Уметь объяснять приспособленность растений к условиям существования.

§25. Подготовить сообщение.

26

Строение стебля. Видоизменения побегов.

Уметь определить цель и поставить задачу;

Знать особенности строения стеблей.

 Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения.

Лабораторная работа  № 17

«Изучение макро- и микростроения стебля» Лабораторная работа  № 18

«Изучение видоизмененных побегов»

§26, 27.

27

Цветок. Соцветия

Уметь наблюдать, выделять существенное, сравнивать. Знать особенности строения цветка; использовать биологические модели при изучении организмов; 

Уметь проводить описание частей цветка, составлять его формулу.

Лабораторная работа № 19

«Изучение строения цветка»

Лабораторная работа № 20

«Ознакомление с различными видами соцветий»

§28, 29

Заполнить таблицу.

28

Плоды. Распространение плодов и семян.

Уметь сравнивать биологические объекты, классифицировать их;

составлять таблицы. Знать особенности строения сочных и сухих плодов, уметь их отличать, определять тип плода.

Уметь узнавать на живых объектах, таблицах органы цветкового растения.

Лабораторная

Работа № 21

«Ознакомление с сухими и сочными плодами»

§30, 31

29

Обобщающий урок по теме: «Строение и многообразие покрытосеменных растений.

Повторить §18-31

Жизнь растений (9 часов)

30

Химический состав растений Минеральное питание растений.

Уметь определить цель и поставить задачу. Знать особенности химического состава растений.

Уметь ставить биологические эксперименты и объяснять их результаты

Лабораторная работа  № 22

«Химический состав растений»

§32, §33

31

Фотосинтез.

Получать из разных источников и оценивать информацию о современных исследованиях в биологии.

Знать и понимать особенности фотосинтеза, использовать биологические модели при изучении фотосинтеза;

Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения.

§34

32

Дыхание растений.

Уметь работать с учебной литературой. Знать и понимать особенности дыхания растений.

Уметь обосновывать взаимосвязь строения и функций органов растения.

§35

33

Испарение воды растениями.

Листопад.

Уметь работать с учебной литературой. Знать механизм испарения воды листьями.

Уметь объяснять причины листопада, значение испарения воды листьями.

§36

34

Передвижение по стеблю воды , минеральных и органических веществ в растении.

Уметь осуществлять анализ, рефлексию деятельности. Знать и понимать:

особенности биологических процессов (транспорт веществ).

Уметь  соблюдать правила проведения опытов по изучению жизнедеятельности организмов, бережного отношения к ним.

Лабораторная работа № 23

«Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю»

§37

35

Прорастание семян. Растительный организм как единое целое.

Переносить опыт из одной области в другую. Знать особенности прорастания семян.

Уметь проводить наблюдения за ростом и развитием растений биологические эксперименты и объяснять их результаты

Лабораторная работа № 24

«Проращивание семян фасоли»

§38, 39

36

Способы размножения растений Размножение споровых растений.

Применять знания по биологии о строении и жизнедеятельности растений для обоснования приемов выращивания.

Знать способы размножения растений.

Уметь приводить примеры.

§40,41

37

Размножение голосеменных растений

Уметь работать с учебной литературой. Знать способы размножения растений.

Уметь приводить примеры.

§42

38

Вегетативное и половое размножение покрытосеменных растений.

Применять полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Знать способы размножения растений.

Уметь узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона;

§43, 44 Подготовить сообщение.

39

Обобщающий урок по теме: «Жизнь растений»

Повторить §32-44

Классификация растений (8 часов)

40

Основы систематики растений.

Деление покрытосеменных на классы и семейства.

Уметь сравнивать биологические объекты. Знать основы систематики растений; владеть сведениями о таксономических единицах.

Узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона; пользоваться биологическими справочниками и определителями при изучении растений.

§45 – 46.

41

Класс двудольные.

Семейство Крестоцветные Семейство

Розоцветные

Уметь сравнивать биологические объекты. Знать основы систематики растений; владеть сведениями о таксономических единицах.

Узнавать и описывать наиболее распространенные виды растений своего региона; пользоваться биологическими справочниками и определителями при изучении растений.

§47, 48

42

Семейство Пасленовые. Семейство Бобовые.

Уметь сравнивать биологические объекты.  Знать характерные особенности представителей семейства; охраняемые растения своей местности, мероприятия по охране

 основные культурные растения региона, особенности их возделывания.

Уметь сравнивать (распознавать) наиболее распространенные виды растений  семейства своего региона. Соблюдать правила личной гигиены человека и здорового образа жизни, оказания первой медицинской помощи.

§49, 50

Подготовить сообщение.

43

Семейство Сложноцветные

Уметь сравнивать биологические объекты. Знать характерные особенности представителей семейства; охраняемые растения своей местности, мероприятия по охране

 основные культурные растения региона, особенности их возделывания.

Уметь сравнивать (распознавать) наиболее распространенные виды растений  семейства своего региона; классифицировать объекты живой природы.

§51. Подготовить сообщение.

44

Класс однодольные. Семейство Лилейных.

Уметь преобразовывать различные виды информации. Знать характерные особенности представителей семейства; охраняемые растения своей местности, мероприятия по охране

 основные культурные растения региона, особенности их возделывания.

Уметь сравнивать (распознавать) наиболее распространенные виды растений  семейства своего региона; классифицировать объекты живой природы.

Лабораторная работа № 25

«Выявление признаков семейства по внешнему виду растений»

§ 52. Подготовить пословицы и поговорки о луке.

45

Класс однодольные. Семейство Злаков.

Уметь преобразовывать различные виды информации. Знать характерные особенности представителей семейства; охраняемые растения своей местности, мероприятия по охране

 основные культурные растения региона, особенности их возделывания.

Уметь сравнивать (распознавать) наиболее распространенные виды растений  семейства своего региона; классифицировать объекты живой природы.

§ 53. Подготовить пословицы и поговорки о пшенице.

Природные сообщества (4 часа)

46

Основные экологические факторы и их влияние на растения.

Уметь представить информацию в различных видах.  Знать основные экологические факторы и их влияние на растения.

Уметь характеризовать влияние  экологических факторов на растения.

§54

47

Характеристика основных экологических групп растений.

Уметь осуществлять анализ, рефлексию деятельности. Знать характеристику основных экологических групп растений

Уметь приводить примеры природных и искусственных сообществ

§55

48

Растительные сообщества. Взаимосвязи в растительном сообществе.

Уметь сравнивать биологические объекты. Знать взаимосвязь растений с другими организмами в природных  сообществах.

Уметь обосновывать влияние деятельности человека на сообщества, необходимость применения знаний о сообществах для обоснования мер по их охране.

§56

49

Экскурсия: «Природное сообщество и человек»

Уметь строить взаимоотношения с другими людьми. Находить, принимать и реализовывать управленческие решения в своей деятельности; адаптировать научные знания к целям и задачам региона; оценивать последствия своей деятельности по отношению к окружающей среде и живым организмам.

Экскурсия: «Природное сообщество и человек»

§57. подготовиться к обобщающему уроку.

Развитие растительного мира (3 часа).

50

Многообразие растений и их происхождение.

Уметь преобразовывать различные виды информации. Знать основные этапы развития растительного мира

Уметь приводить примеры усложнения растений  в процессе эволюции

§58

51

Влияние хозяйственной деятельности человека на растительный мир. Охрана растений.

Уметь пользоваться различными источниками информации в том числе новейшими. Знать охраняемые растения своей местности, мероприятия по  их охране.

Активно участвовать в мероприятиях по охране окружающей среды своей местности.

§59

52

Итоговая контрольная работа

Итоговая контрольная работа

д/з на лето


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по биологии 6 класс к учебнику И.Н. Пономарева, О.А Корнилова,В.С. Кучуменко «Биология: Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс»

       Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы Природоведение. Биология. Экология. 5 – 9 классы  и обеспечивае...

Рабочая программа по биологии 5 класс по учебнику Биология. Введение в биологию. 5 класс Н.И.Сонин, А.А. Плешаков

В рабочая программа по биологии Н.И.Сонина, А.А.Плешакова предназначена для 5 класса по ФГОС...

Рабочая программа по биологии 5 класс, ФГОС (по учебнику Сонин Н.И., Плешаков А.А. "Биология. Введение в биологию", УМК "Сфера жизни")

Рабочая программа по линейному курсу изучается согласно программе основного общего образования по биологии в 5-9 класс авторы Н.И. Сонин, В.Б.Захаров, Москва, издательство «Дрофа», 2012 г. , по у...

Рабочая программа по биологии 10-11 классы по программе Пасечника к учебнику Д.К.Беляев "Общая биология"

Рабочая программа по биологии содержит цели и задачи, требования к уровню подготовки, содержание тем учебного курса, календарно-тематическое планирование,УМК...

Рабочая программа по биологии "Биология. Человек. 8 класс". В.В. Пасечник. Программа рассчитана на 2 часа в неделю.

Рабочая   программа по биологии составлена на основе  Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования (приказ МО и Н РФ от 05.03.2004г. №1089) с изменени...

Рабочая программа по биологии для 5 класса средней школы «Биология. Введение в биологию. 5 класс» ФГОС

Курс продолжает изучение естественнонаучных дисциплин, начатое в начальной школе, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук в старшей школе. Курс (концентрический) и...

Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.

Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...